ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
статья на тему

Рыжиков Сергей Николаевич

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Сельское хозяйство необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм охраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к нему следует еще под одним углом зрения - охраны окружающей среды. Поэтому в условиях аграрного производства использование природных ресурсов и, прежде всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды.

Актуальность проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве усиливается в современных условиях в связи с процессами загрязнения природных ресурсов, используемых в аграрном производстве, промышленными, строительными и другими несельскохозяйственными предприятиями. Эти загрязнения ведут к снижению плодородия почв и их продуктивности, ухудшению качества вод, атмосферы, причиняют вред здоровью и жизни, прежде всего, сельского населения, наносят ущерб растениеводству и животноводству, что влечет недополучение сельскохозяйственной продукции и ухудшение ее качества. Экологические проблемы сегодня являются одними из наиболее важных и глобальных. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Абрамова Ю.С.

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природы, окружающей нас естественной среды для удовлетворения потребностей человека. Сельское хозяйство необходимо рассматривать как огромный, постоянно действующий механизм охраны, культивирования живых природных богатств, и подходить к нему следует еще под одним углом зрения - охраны окружающей среды. Поэтому в условиях аграрного производства использование природных ресурсов и, прежде всего, земли должно сочетаться с мерами по охране окружающей среды.

Актуальность проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве усиливается в современных условиях в связи с процессами загрязнения природных ресурсов, используемых в аграрном производстве, промышленными, строительными и другими несельскохозяйственными предприятиями. Эти загрязнения ведут к снижению плодородия почв и их продуктивности, ухудшению качества вод, атмосферы, причиняют вред здоровью и жизни, прежде всего, сельского населения, наносят ущерб растениеводству и животноводству, что влечет недополучение сельскохозяйственной продукции и ухудшение ее качества. Экологические проблемы сегодня являются одними из наиболее важных и глобальных. Поэтому тема работы важна и актуальна.

Осуществляемые преобразования, изменение форм собственности и хозяйствования в агропромышленном комплексе не сопровождались в последние годы расширением применения природоохранных и ресурсосберегающих технологий. В результате основные показатели, характеризующие воздействие отрасли на окружающую среду, за последние годы существенно не улучшились, экологическая обстановка в ряде регионов, в том числе и Липецкой области, остается неблагополучной, а загрязнение окружающей среды - высоким.

В последнее время преимущественно стали применять технологии с преобладанием минеральных удобрений, химических методов борьбы с сорняками, биологическими вредителями и различными болезнями ради повышения урожайности культурных растений при внедрении безотвальной обработки почв. Одновременно максимально возросла опасность пестицидов и агрохимикатов как для здоровья и жизни людей, так и для окружающей среды в которой они вынуждены жить. Поля, распаханные вокруг населённых пунктов, достались крупным землепользователям, руководство которых, как правило, безразлично относятся как к здоровью работников, так и к санитарно-эпидемиологическому благополучию жителей прилегающих сёл. Вместо передовых технологий зачастую применяются «грязные технологии», так как экономически выгодно (и безнаказанно) травить сельское население, чем соблюдать Федеральные законы: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», нормативно-правовые акты Правительства РФ: «Гигиенические требования к хранению, применению и транспортировке пестицидов и агрохимикатов. СанПиН 1.2.2584-10», «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Сан ПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03.Новая редакция» от 06.10.2009года, а также «Правила по охране труда работников агропромышленного комплекса при использовании пестицидов и агрохимикатов» утверждённых приказом Минсельхоза РФ №899 от 20 июня 2003 года.

В нарушении Градостроительного Кодекса РФ от 29 октября 2004 года до сих пор отсутствует большинство Генеральных планов сельских поселений, которые должны предусматривать  санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы от территории жилых построек и огородно-садовых участков (п.2.5 Сан ПиН 2.2.1X2.1.1.1200-03). Это - территории, где запрещается применение пестицидов и агрохимикатов для защиты здоровья и жизни людей, так как сельскохозяйственные яды равно опасны как для сорняков, вредителей и болезней мешающим развиваться культурным растениям, так и для пчёл и населения.

По действующим правилам и нормам в этих санитарно-защитных зонах в 300 метров запрещается применять пестициды и агрохимикаты.( п.7.1.1. класс III СанПиН 2.2.1\2.1.1.1200-03 и п. 8.3. СанПиН 1.2.2584-10).

Более того, пункт 21.2.2. СанПиН 1.2.2584-10 гласит, что массивы сельскохозяйственных культур, требующих многократной обработки пестицидами и агрохимикатами, например сахарной свеклы, можно располагать не ближе 1 км. до населённого пункта, включая жилые постройки и огороды, сады  и пруды, общественные   здания и места отдыха.

Согласно пункту 2.16. СанПиН 1.2.2584-10 «До проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.

На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием "Обработано пестицидами", содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других».

В соответствие с пунктом 2.26. СанПиН 1.2.2584-10 «В целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов».

Пункт 9.8. СанПиН 1.2.2584-10 гласит, что авиационная обработка лесных массивов производится с предупреждением населения не менее чем за 10 дней до начала работ.

На основании п. 9.10. СанПиН 1.2.2584-10 «Запрещается авиационная обработка пестицидами участков, расположенных ближе 2 км от населенных пунктов».

При авиаобработке пестицидами должны соблюдаться следующие санитарные разрывы:

- от рыбохозяйственных водоемов, источников питьевого водоснабжения населения, скотных дворов, птицеферм, территории государственных заповедников, природных (национальных) парков, заказников - не менее 2 км;

- от мест постоянного размещения медоносных пасек - 5 км;

- от мест выполнения других сельскохозяйственных работ, а также от участков под посевами сельскохозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, плодово-ягодные культуры и некоторые другие), - 2 км.        

При невозможности соблюдения этих условий авиационная обработка не допускается».

При авиационной обработке (п.9.16.) «Единые предупредительные знаки выставляются не ближе 500 м от границ обрабатываемого участка. Знаки убираются только по истечении установленных сроков ожидания, включая возможные сроки выхода в обработанные лесные массивы, сроки сбора дикорастущих грибов и ягод, сенокошения и выпаса скота».

В соответствие с п. 8.1.  СанПиН 1.2.2584-10 обработка с использованием тракторных опрыскивателей должны производиться в ранние утренние часы или вечернее время.

Указанные требования нормативных актов на территории Лебедянского района Липецкой области постоянно нарушаются в угоду крупных сельхозпроизводителей.

        На основании карт и Генерального плана сельского поселения, прошедших через публичные слушания, осуществляется градостроительное зонирование территорий муниципальных образований, (ст. 30-40 Градостроительный Кодекс РФ).

        В ходе зонирования определяются жилые, производственные, сельскохозяйственные, санитарно-защитные зоны, которые должны найти своё отражение в картах, схемах, чертежах и планах, (ст. 35 Градостроительного Кодекса РФ, п.п. 3.1.-3.18. СанПиП 2.2.1X2. 1.1.1200-03. Проектирование санитарно-защитных зон).

На практике, к сожалению, указанные требования нормативных актов в области охраны окружающей среды постоянно нарушаются. Доклад администрации Липецкой области «Об экологической ситуации в Липецкой области в 2011 году» эти нарушения не отражает. («Липецкая газета» от 01.03.2012).

Мне, как сельскому жителю, близки и понятны указанные проблемы.

Районные власти муниципалитетов, органы сельских поселений опираясь на ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года с помощью прокуратуры, государственных надзорных служб Роспотребнадзора и Россельхознадзора, должны потребовать от крупных сельхозпроизводителей  неукоснительного исполнения указанных требований природоохранного законодательства и, в частности, вывести из сельскохозяйственного оборота участки полей, земли которых входят в территорию санитарно-защитных зон и санитарных разрывов, где запрещено применять пестициды и агрохимикаты во вред здоровья и жизни сельского населения.

Истинную картину экологического положения на территории Лебедянского района и действия уполномоченных должностных лиц органов государственной и муниципальной власти позволило раскрыть знакомство с жителем села Каменная Лубна Лебедянского района Радченко Борисом Васильевичем.

Последние несколько лет он неоднократно обращался к руководству сельскохозяйственного предприятия ОАО «Рассвет», поля которого окружают с.К-Лубна, руководителям местной исполнительной и законодательной муниципальной власти, в органы Роспотребнадзора, Россельхознадзора, прокуратуру, общественную палату Лебедянского района по конкретным фактам нарушения природоохранного законодательства. (Приложение 1-7).

В связи с непринятием соответствующих мер Р. был вынужден обратиться в судебные органы, включая кассационную и надзорную инстанции, за защитой своих конституционных прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью экологическим правонарушением. (Приложение 8,9).

В настоящее время его дело рассматривается в Европейском Суде по правам человека, Страсбург, Франция. (Приложение 10,11).

Считаю, что построение правового государства и есть основной путь повышения законности, в том, числе и в области  природоохранного, экологического  законодательства.

 Анализ современной литературы дает основание предложить следующую формулировку понятия правового государства: функционирование государства в гражданском демократическом обществе, суверенная власть которого основана на признании общечеловеческих ценностей, приоритете права, реальном обеспечении высочайшего статуса своих граждан.

В данной формулировке отражены главные отличительные черты, по которым о государстве можно судить как о правовом. Здесь подразумевается высокий уровень развития общественных отношений, воплощенных в реальный результат - гражданское демократическое общество. В целом подобное понимание отражает и некоторые черты общества будущего - это демократизм, суверенность публичной власти, основанной на суверенитете народа, реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

Перспективную возможность решения указанных проблем предоставляет экологическое земледелие. Оно объединяет старые, испытанные принципы с новейшими научными знаниями для включения сельскохозяйственного предприятия в качестве составной части экосистемы, чтобы природа смогла помогать землепользователю, а не защищалась бы от его ошибок.

       

             2.5. Основополагающие цели экологического земледелия: 

- производство в достаточных количествах продуктов питания с высокой пищевой ценностью;

- деятельность в гармонии с природной экосистемой вместо попытки подчинить ее;

- стимулирование и укрепление биологических циклов в системе земледелия, включающей микроорганизмы, почвенную флору и фауну, растения и животных;

- сохранение и стимулирование долговременного почвенного плодородия;

- возможно более широкое применение возобновляемых ресурсов в местных системах земледелия;

- создание замкнутой системы для органической субстанции и питательных веществ;

- содержание скота в условиях, позволяющих животным жить в соответствии с их врожденным поведением;

- предотвращение загрязнения среды в результате сельскохозяйственной деятельности;

- сохранение генетического многообразия в земледельческой системе и ее окружении, включая охрану среды обитания диких животных и растений;

- обеспечение соответствующих доходов фермерам и садоводам;

- учет многочисленных социальных и экологических аспектов воздействия сельского хозяйства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства, 23.02.03 Техническое обслужива

Требования к оформлению пояснительной записки  выпускных квалификационных работ: методические указания для студентов и преподавателей по специальностям 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, 3...

ГАПОУ СО"Балашовский техникум механизации сельского хозяйства" методическая разработка внеаудиторного мероприятия на тему: "Многонациональность в России" автор Лабодина Светлана Викторовна

Работа посвящена разработке методики проведения интеллектуальной игры    по дисциплинам   «Обществознание», «География». Внедрение новых ФГОС в систему профессионального образ...

Рабочая программа 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» 35.02.16 "Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  Основы безопасности жизнедеятельности   Специальность 35.02.07  « Механизация сельского хозяйства»35.02.08  &l...

Статья "Проблемы, с которыми сталкивается молодой педагог, пути их решения"

В жизни каждого педагога наступает тот период, когда, находясь на пути получения будущей профессии, он мечтал поскорее очутиться в чудесной стране под названием «школа». В этой стране есть...

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

"Известный неизвестный Петр I" (Указы Петра I по развитию сельского хозяйства России)

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 350-летию Петра I....