Психологическое занятие «Впереди у нас…»
план-конспект занятия на тему

Жесик Надежда Борисовна

Цель: раскрытие личностных качеств, помогающих потенциальному росту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_igra_vperedi_u_nas.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное казённое профессионального образовательное учреждение

«Кунгурский техникум – интернат»

Министерства труда и социального развития

Российской Федерации.

Психологическое занятие

«Впереди у нас…»

Цель: раскрытие личностных качеств, помогающих потенциальному росту.

Задачи: умение выстраивать отношение со сверстниками, развивать мотивационную сферу: отношение к техникуму как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений; умение занять ответственную позицию;

Создание ситуаций, требующих сотрудничества, взаимопомощи, взаимоподдержки.

Оборудование: эмблема выпускника техникума, кегли, платки, сумка дорожная, фломастеры, листочки для записи, песочные часы, колокольчик, песня о море, весёлая музыка, записи с заданием, ножницы, скотч.

Ход.

1. Приветствие. Игра «Огонёк дружбы»

 - Здравствуйте. Я рада видеть вас сегодня в этом зале. Мы молоды, энергичны, доброжелательны. Я хочу вам передать искорку своего тепла. Встаньте в круг. Моему соседу (слева или справа) я пожму руку. Как только он почувствовал моё рукопожатие, передает его своему соседу. Итак… (действие приветствия).

- Я поделилась всего лишь искоркой, а получила огонь дружбы. Мы – вместе!

2. Эмоциональный настрой.

Игра «Моющая машинка».

- Каждый из нас пришел на встречу со своим настроением: веселым или грустным, спокойным или тревожным, загадочным или таинственным. Давайте включим моющую машинку. Она уберёт страхи, тревогу и оставит только  хорошее и радостное настроение. Встаньте в 2 шеренгу, лицом друг к другу. Человек, проходящий через шеренгу, получает от каждого поглаживание, ласковое прикосновение, нежные слова. Нужно запомнить одно условие:  от грубости машинка ломается.

Участники встают в две шеренги и один за другим проходят вдоль, получая поглаживание.

- Улыбнитесь, если настроение стало лучше.

- Отчего настроение стало радостнее?

Мнение студентов

 Игра «Стул хвастовства»

Все участники встают в общий круг. Ведущий берет один из свободных стульев и ставит его так, чтобы он выступал из круга.

- Это непростой стул. Это стул хвастовства. Каждый, кто сядет на него, получает право похвастаться. Чем? Да чем угодно! Любым достижением на своем жизненном пути. Тот, кто садится на этот стул, должен начинать свое сообщение со слов: "Я хочу похвастаться тем, что…" Итак, кто первый?

После первого "хвастовства" ведущий инициирует аплодисменты и восторженные отзывы. Это особенно важно для эмоциональной поддержки робких и застенчивых участников. Выступив, сидящий на "стуле хвастовства" называет следующего, кому он предлагает сесть на этот стул.

- Благодарю вас  за опыт.

Последним хвастается тренер

3. Вступительное слово

- Сегодня нам предстоит собраться в дорогу, потому, что впереди у нас…

Как вы думаете, что у нас впереди?

Мнение студентов. Обобщение тренера.

- Да впереди у нас целая жизнь.

Продолжение темы дописывается тренером

- Что обычно берут с собой в дорогу люди? Мнение

- Наш багаж необычен, он состоит из качеств личности, которые помогают нам двигаться вперед. Напишите на листочке от 1до 3 качеств, на наш взгляд самых важных.

Мнение студентов. Листочки приклеиваются на дорожную сумку

- Вы назвали очень много качеств, которые помогут нам в жизни, но среди них есть, на мой взгляд, самые важные и необходимые для человека и общества в целом. И сейчас нам предстоит выяснить, какие личностные качества необходимы. Вам нужно будет пройти через ряд испытаний, справиться с ними и суметь понять, благодаря каким качествам, вы преодолели препятствие. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать пазл. На нём будет написано качество, которое вам помогло. Вы определяете хранителя пазла до конца игры, а в конце – из набранных пазлов, который станет неким символом выпускника техникума.

4. Основная часть.

1 испытание. Игра «Машина будущего»

- Сейчас у нас с вами есть уникальная возможность увидеть и поиграть с машинкой будущего. Эта игрушечная машинка управляется при помощи голоса своего хозяина. Что хозяин ей говорит, то она и делает. Сейчас мы проведём конкурс на лучшего водителя. Задача водителя бережно относится к машинке, стараться, чтобы с ней ничего не случилось и  чётко говорить, что нужно делать машине. В свою очередь,  машина должна внимательно слушать и  чётко выполнять все команды водителя. Для того, чтобы выяснить, кто в паре будет водитель, а кто машина, проведем жеребьёвку. Один представитель из каждой пары подойдёт ко мне  и возьмёт лист бумаги. Если на листе будет написана цифра «1», значит вы водитель, а ваш партнер – машина. Ну а если ваш лист окажется пустым, то значит, вы – машина, а ваш товарищ – водитель. Во время игры вы сначала побываете в одной роли, а затем в другой. В ходе игры мой помощник будет фиксировать  на листе каждое столкновение машины с предметом. Выигрывает тот водитель, чья машина без аварий проедет свой путь.

- Прошу выйти две пары и встать друг напротив друга. Сейчас вас разделяет площадка с кеглями.

Ведущий завязывает глаза студентам, играющим роль машин. Тренер отмечает для себя на листочке тех студентов. Которые испытывают трудности в восприятии устных инструкций, путаются в пространственных понятиях

- Как вы думаете, кто же оказался самым лучшим водителем? Почему?

Обсуждение мнений со стороны студентов и наблюдателей.

- Какое же качество всем нам помогло справиться с этим испытанием?

Мнение студентов.

- Вы сумели правильно назвать одно из важных качеств – взаимопонимание. Решите, пожалуйста, кто станет его хранителем.

 Вручается пазл с этим качеством хранителю

 2 испытание. Игра «Покажи фразу» 

Колокольчик, песочные часы

- Для следующей игры – испытания вам надо выбрать троих ребят – самых сообразительных и артистичных. Это будут ведущие. На обсуждение дается 1 минута.

- Сейчас я буду показывать листочки, на которых написаны фразы. Задача ведущих – изобразить при помощи различных жестов или звуков прочитанную ими фразу так, чтобы вы сумели её понять и назвать. Каждому ведущему предстоит изобразить 2 фразы (если остаётся время 3 фразы) по мере нарастания сложности: желтая, зеленая, красная

Карточки с заданием:

  • Занятие спортом. Чтение книги. Игра на музыкальном инструменте.
  • Укладывание чемодана. Игра на компьютере. Сбор листьев на гербарий
  • Решение сложного задания. Беседа с инопланетянином.  Разнять дерущихся.

- Как вы думаете, какое качество помогло вам  пройти это испытание?

- Да, вы правы, это сообразительность или смекалка и поэтому получаете второй пазл, на котором написано данное качество. Решите, кто будет его беречь до конца нашей игры.

Пазл вручается хранителю

3 испытание. Игра «Переправа».

- В нашей следующей игре вам нужно представить себя на берегу большой реки, через которую вам необходимо перебраться разными способами. Вам дается одна минута на обсуждение возможных способов переправ. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга, то все участники будут должны вернуться на исходное место и игра начинается заново. Символом к началу игры послужит веселая музыка.

Дается время на обсуждение способов переправ

- Ваше время прошло. Прошу вас выстроиться в одну шеренгу в правой части зала. Ваша задача – по сигналу начать передвижение к противоположной стороне.

Музыка

- Как вы думаете, какие качества помогло вам в этой игре?

- Совершенно верно, справиться с этим заданием вам помогла целеустремленность и находчивость (умение находить решения). Вы получаете третий пазл. Выберите, пожалуйста, его хранителя.

4 испытание. Упражнение «Брачное объявление»
Всем членам группы дается 3-5 минут для того, чтобы написать брачное объявление. Любой пишет о себе, составляя свой психологический портрет, выделяя свои преимущества, которыми он мог бы заинтересовать другого человека. В инструкции подчеркивается, что следует выделять прежде всего психологические характеристики, а не восхищаться описанием внешнего вида,квартиры,машины.

И снова все поочередно зачитывают свои объявления.

- Какое качество необходимо современному человеку?

Уверенность. Это, которое дает возможность презентовать себя

- Получите пазл, определите хранителя.

5 испытание. Упражнение "Я начинаю разговор".

- Сейчас каждый из вас станет журналистом. Одно из профессиональных качеств журналиста – умение общаться и заводить знакомства, умение начать разговор.

- Сейчас разделитесь на пары и встаньте в два круга лицом друг к другу.

Вы будете знакомиться друг с другом, получая задания, затем по сигналу ведущего внутренний круг делает один шаг вправо.

Обращайте внимание, как следует в этой ситуации ваш герой:

  • Здороваемся, как старые друзья, которые давно не виделись
  • Как люди, которые находятся в ссоре
  • Как начальник и подчиненный
  • Как дипломаты
  • Как будто вам предстоит большое путешествие
  • Как ребенок с отцом, приехавшим из длительной командировки
  • Как ученик с учителем

По итогам проводится опрос:

 - С кем было приятно здороваться, какие профессиональные качества журналиста помогают в общении.

- Как называется черта личности человека, помогающая общаться, заводить знакомства?

Коммуникабельность (умение общаться и взаимодействовать друг с другом, умение начать разговор). И вы получаете следующий пазл, жду хранителя.

6 испытание. Игра «Преодолей преграду»

Оборудование: шары по количеству участников.

- Дорогие участники встречи. Представьте, что шар – это преграда между вами. Нужно разрушить преграду без рек и острых предметов.

Шар находится между участниками

- Поделитесь чувствами, которые вызвало это упражнение?

- Какое качество помогло вам преодолеть преграду?

5. Итог.

- В ходе нашей игры вы сумели набрать достаточно много пазлов с названием качеств, которые вам понадобятся в жизни. А теперь нужно попробовать сложить из пазлов эмблему выпускника техникума.

Самостоятельная работа. Музыка

- Расшифруйте эмблему.

- Итак, мы видим открытую книгу – символ знаний, стремление совершенствоваться интеллектуально, глобус– активности, звезда – символ цели и стремление достичь её.

6. Рефлексия.  Круг

Закончите предложение: «После этого разговора я…

Пожелание тренера.

- Нашу встречу я хочу закончить притчей.

Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре.
В конце спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка?
Ответили: да, полна.
Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл.
Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна.
Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли. Студенты смеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок.
Тогда студентка спросила профессора, какое значение имеет вода?
Профессор улыбнулся.
— Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для отдыха.
 Продуктивно «заполняйте» свою жизнь!

Литература:

Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995.

Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие Пер. с нем. – 4-е изд. – М. Генезис, 2006.

Хрящева Н.Ю. Психодиагностика в тренинге. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие «Вперед к победе!»

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...

Тренинговое занятие «Вперед к победе!»

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...

Психологическое занятие : «Адаптация в новых условиях» ( с обучающимися на начало учебного процесса)

Цель: развивать в юношах умение: налаживать контакт с другими, выстраивать отношения с педагогами и воспитателями, быть общительными с окружающими ,умения, позволяющих устанавливать межличностны...

"Палитра моей души" психологические занятия для педагогов колледжа.

Данные занятия ориентированы на то, чтобы обучить педагогов способам регуляции своего психоэмоционального состояния, формирование в педагогическом коллективе благоприятной психологической атмосферы и ...

Примерная схема анализа психологического занятия

Примерная схема анализа психологического занятия...

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4г. ) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.) Занятие в младшей группе №2

ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙС  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА(3-4г. )  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК»(Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И....

Психологическое занятие ""Клички и дразнилки" (для начальной школы)

Психологическое занятие ""Клички и дразнилки" (для начальной школы)....