КИМ для "пробного" ОГЭ для 9-х классов
материал для подготовки к егэ (гиа) на тему

Васильева Александра Витальевна

Три варианта контрольно-измерительных материалов для проверки готовности учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал для экзаменационной работы по обществознанию

Инструкция по выполнению работы

        Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

        На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

        Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

        Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

        Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

        Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

 Культура, религия, искусство, наука,  образование принадлежат к сфере общества  

1)  социальной     2)  духовной 3)  экономической  4)   политической

Ответ ____________________

 

Биологической  сущностью человека обусловлена его потребность в  

1)  дыхании     2) общении   3)  признании   4)  самореализации

Ответ ____________________

 

Татьяна   хорошо  учится,  проявляет  ответственность  и  самостоятельность  в  поступках.  Она  занимается  танцами  и  в  музыкальной  школе по классу фортепиано. Принимает участие в общественной жизни класса.  Все это характеризует Татьяну как

1)  индивида     2)  личность       3)  ученика       4)  товарища

Ответ _______________________

 

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.  Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.  Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)  верно только А

 2)  верно только Б

 3)  верны оба суждения

 4)  оба суждения неверны

 Ответ _______________________

Что отличает искусство от других форм культуры?

 

1)  стремление получить истинное знание  

2)  использование художественных образов

3)  опора на представления о добре и зле  

4)  отражение окружающего мира

Ответ _______________________

Верны ли следующие суждения о религии?

 

А.  Религия  опирается  на  представления  людей  о  влиянии  сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.  Религия устанавливает определенные правила поведения.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________

  В  стране N признаются  и  защищаются  равным  образом  различные  формы  собственности.  В  своей  деятельности  фирмы  ориентируются  на  потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести  экономику страны N?

1)  плановому     2)  рыночному      3)  командному   4)  традиционному

Ответ _______________________

Часть дохода,  которое   предприятие  обязано перечислить за своих работников в бюджет государства, называют

1)  прибылью     2)  налогом   3)  заработной платой 4)  прожиточным минимумом

Ответ _______________________

 Валера купил 0,5 печенья, заплатив 150 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)  мера стоимости  2)  средство платежа 3)  средство обмена 4)  мировые деньги

Ответ _______________________

 Верны  ли  следующие  суждения  о  роли  государства  в  условиях  рыночной  экономики?

А.  Государство  в  условиях  рынка  является  основным  собственником  факторов производства.

Б.  Государство  в  условиях  рынка  осуществляет  централизованное  распределение товаров и услуг.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________


Структура общества представлена социальными общностями и группами в  многообразии  их  связей.  Какая  социальная  группа  выделена  по  политическому  признаку?

1)  пассажиры        2)  демократы    3)  горожане    4)  инженеры

Ответ _______________________

 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:  родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества  говорят эти стихотворные строки?

1)  организация совместного досуга

2)  укрепление родственных связей

3)  совместное ведение домашнего хозяйства

4)  воспитание детей

Ответ _______________________

 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта  всегда связано с его полным разрешением.

1)  верно только А

 2)  верно только Б  

3)  верны оба суждения  

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________

 Что не является признаком любого государства?

1)  взимание налогов и сборов

 2)  законотворчество

 3)  разделение властей  

 4)  наличие территории

Ответ _______________________

 В стране N есть король, который царствует, но не правит. Законодательная  власть  осуществляется  парламентом,  избираемым  гражданами,  исполнительная – правительством,  формируемым  по  результатам  парламентских  выборов.  Также  действуют  независимые  судебные  органы.  Какая форма правления сложилась в стране N?

1)  президентская республика

2)  авторитарная республика

3)  унитарная монархия  

4)  конституционная монархия

Ответ _______________________


Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.  Политическая  партия  всегда является оппозицией к действующей власти.

Б.  Политические  партии  предлагают  решения  социально-экономических  проблем общества.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________

 

 К социально-экономическим правам человека относится право

1)  на жизнь

2)  на судебную защиту чести и достоинства  

3)  на свободу передвижения

4)  на предпринимательскую деятельность

Ответ _______________________

  В РФ установлен следующий порядок: любой гражданин при защите своих прав может прямо ссылаться на нормы Конституции  РФ.  Какой  признак  Конституции  проявляется  в  данной  ситуации?

1)  суверенная государственность

2)  высшая юридическая сила

3)  прямое действие  

4)  особый порядок принятия

Ответ _______________________

 15-летняя Марина решила на  летних каникулах заработать себе на новый мобильный телефон, поскольку родители не дают ей денег на эту покупку, и заключила договор с озеленительной компанией, по которому обязуется выполнять определенную работу не более 4 часов в день.  Ее отношения с  компанией регулируются нормами права

1)  трудового

2)  гражданского  

3)  государственного

4)  семейного

Ответ _______________________

 Верны  ли  следующие  суждения  о  трудоустройстве  несовершеннолетних      граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б.  Несовершеннолетние  граждане  могут  трудиться  в  сфере  рекламы  и  искусства с раннего детства.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны
 Ответ _______________________

       

              Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

Тамара Ивановна преподает информатику в школе. Кроме того она ведет научное исследование в области использования в обучении компьютерных технологий. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания: образование и науку. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. предполагает открытие новых фактов и закономерностей
  2. относится к сфере духовной культуры
  3. охватывает систему организаций и учреждений
  4. имеет ступенчатый характер

Черты сходства

Черты отличия

Установите соответствие между ветвями власти и органами власти: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца

Органы власти

Виды социального статуса

А) Совет Федерации

Б) мэрия Санкт-Петербурга

В) министерство культуры

Г) Федеральная миграционная служба

Д) Московская городская Дума

1) законодательная

2) исполнительная

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

           Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные  и выполните задания 23 ,24

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  в 2013 году процент граждан, которые в той или иной степени приняли решение о своем участии в выборах, вырос

2)Граждан, затрудняющихся дать ответ о своем участии в выборах, больше, чем тех, кто принял твердое решение

3) совокупное количество граждан, собирающихся принять участие в выборах, и тех, кто не собирается, равно

4) совокупное количество граждан, которые в 2013 г. принял твердое решение об участии в выборах, больше, чем в 2008 г.

5) примерно три четверти опрошенных  в 2008 г. считали возможным принять участие в выборах

Ответ ____________________

 

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Депутаты Национального собрания прежнего созыва не оправдали ожидания граждан страны

2) по результатам опроса можно сделать вывод о том, что политическая активность граждан растет

3) граждане страны больше заинтересованы в выборе депутатов органов местного самоуправления

4) люди проникаются все большим доверием к выборным органам власти

5) на рост политической активности граждан страны повлияли негативные тенденции, в частности, рост цен и безработица.

Ответ ____________________

Прочитайте   приведенный   ниже   текст,   каждое   положение   которого отмечено буквой.

(А)Сегодня в мире насчитывается более 2 тысяч наций, народностей и племен.

(Б) Сотрудничество и взаимопонимание между народами в многонациональной стране - великое завоевание, которое необходимо сохранять.

(В) Россия - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, в котором проживает более 150 народов

Определите, какие положения текста носят

1) отражают факты

2) выражают мнение

       Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

Часть 2

Рыночная экономика

Для возникновения рыночных отношений важную роль играет наличие или отсутствие права частной собственности на экономические ресурсы. В различные эпохи истории мелкотоварные хозяйства создавали наилучшие условия для формирования рыночной системы с ее классическими признаками конкуренции, равновесия спроса и предложения, свободного ценообразования. Разрушение традиций частной собственности разрушает и саму рыночную систему...»

Рынок представляет собой универсальную систему использования ограниченных ресурсов. Ограниченность ресурсов не позволяет производить все виды потребительских благ, в которых нуждаются люди. Ограниченность свойственна полезным ископаемым, капиталу, знаниям и информации о технологиях производства. Ограничены и ресурсы земли. И не только в смысле пределов земной суши или географически обозначенных территорий отдельных государств. Земле свойственна ограниченность в том смысле, что каждый ее участок в одно и то же время может использоваться либо в аграрном секторе, либо в добывающей промышленности, либо для строительства.

Роль рынка как регулятора экономических отношений оценивается по-разному. Наряду с теми, кто считает рыночную систему наиболее эффективной экономической моделью, немало и тех, кто усматривает в этой системе серьезные недостатки. Критики рынка, в частности, обращают внимание на то, что есть сферы жизни, где рыночное регулирование неуместно, не достигает нужных целей (общественный транспорт, оборона и др.).

По кн. «Экономическая теория» / Под ред. В. Д. Камаева. М., 2003. С. 47, 50

 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Какие три признака рыночной системы указаны в тексте?

В чем авторы видят ограниченность такого ресурса, как земля? (Укажите три проявления.)

Перечислите четыре вида ресурсов, об ограниченности которых говорится в тексте. Какой вид ресурсов не упомянут? На конкретном примере покажите ограниченность этого вида ресурсов.

Из курса истории вы знаете, что в России после революции 1917 г. была проведена национализация промышленности. Это послужило началом ликвидации рыночной экономики в стране. Приведите положение текста, в котором выражена эта зависимость. Опираясь на исторические и обществоведческие знания, укажите одну из черт той экономической системы, которая утвердилась в стране в 20-30-е годы XX века.

В тексте указывается, что немало исследователей усматривают в рыночной системе серьезные недостатки. Согласны ли вы с такой оценкой рынка? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (помимо приведенного в тексте) в защиту своей позиции



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал для экзаменационной работы по обществознанию

Инструкция по выполнению работы

        Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

        На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

        Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

        Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

        Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

        Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при

описании политической сферы общества?

1) племена, народности

2) сословие, класс

3) республика, федерация

4) издержки, прибыль

Ответ ____________________

Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?

1) Глава государства обращается к гражданам в СМИ.

2) Врачи слушают доклад министра здравоохранения.

3) Друзья встретились после ссоры, выяснили её причины и помирились

4) Представители профсоюзов обсуждают организацию митинга.

Ответ ____________________

На уроке школьники изучали семейное законодательство РФ на примере дела

о разводе одной семейной пары. Субъектом данной учебной деятельности является(-ются)

1) семейное законодательство

2) урок

3) школьники

4) семейная пара

Ответ _______________________

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество является частью природы.

Б. В структуру общества входят сферы общественной жизни.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ _______________________

Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На  каком уровне образования находится Виолетта?

1) начальном общем

2) основном общем

3) среднем общем

4) среднем профессиональном

Ответ _______________________

Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире?

А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире.

Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
Ответ _______________________

Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

1) прибыль     2) труд       3) налоги    4) зарплата  

Ответ _______________________

Инициативную самостоятельную хозяйственную деятельность человека,

осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение

прибыли, называют

1) предпринимательством

2) реформированием

3) производством

4) творчеством

Ответ _______________________

 

В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая

дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика

страны Z имеет рыночный характер?

1) Государство устанавливает размер заработной платы работникам.

2) Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать

полученную прибыль.

3) Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия

труда.

4) Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Ответ _______________________

Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена

современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ _______________________


 Структура общества представлена совокупностью социальных общностей

и групп. Какая социальная группа выделена по территориальному признаку?

1) крестьяне    2) рязанцы      3) русские      4) пассажиры

Ответ _______________________

Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые

люди?

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

Ответ _______________________

 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям.

Б. Социальные конфликты различаются по форме и характеру развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ _______________________

Государственную власть осуществляет

1) ректор университета

2) председатель правительства

3) лидер оппозиционной партии

4) председатель Центробанка

Ответ _______________________

В государстве Z верховная власть передаётся правителю по наследству. Он

руководит деятельностью кабинета министров, принимает законы, утверждает

судебные решения. Какая форма правления существует в государстве Z?

1) федерация

2) абсолютная монархия

3) унитарное государство

4) республика

Ответ _______________________


Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Политическая партия стремится к участию в осуществлении власти.

Б. Политическая партия объединяет группу единомышленников,

выражающих интересы определённых социальных сил.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ _______________________

 

Правовые нормы, в отличие от других социальных норм,

1) поддерживаются силой государства

2) регулируют поведение людей

3) опираются на силу общественного мнения

4) содержат образцы поведения

Ответ _______________________

 В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ

1) принимает законы

2) разрешает правовые споры

3) утверждает изменения границ между субъектами РФ

4) осуществляет управление федеральной собственностью

Ответ _______________________

 

Гражданин К. подарил сыну на день рождения свой автомобиль. Этот пример

иллюстрирует прежде всего право гражданина К. как собственника

в отношении принадлежащего ему имущества

1) владеть       2) распоряжаться   3) пользоваться       4) наследовать

Ответ _______________________

 

Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства?

А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти

осуществляет адвокатура.

Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 Ответ _______________________

        Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

В государстве Z установлен демократический политический режим,

а в государстве Y – тоталитарный. Сравните эти два политических режима.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт

сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) пресечение нарушений общественного порядка

2) наличие органов исполнительной власти

3) свободные выборы на альтернативной основе

4) вынесение приговоров внесудебными органами

Черты сходства

Черты отличия

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами

прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу первого

столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА                            

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний и

ассоциаций

Д) право на жизнь

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

 

рочитайте текст. Проанализируйте статистические данные и выполните задания 23, 24

1) число тех, кто загадывает не более чем на два года, от опроса к опросу возрастает

2) доля опрошенных, ожидающих в своей жизни существенных перемен, сравнялось с числом тех, кто не ожидает изменений

3) процент тех, кто считает свою жизнь налаженной, от опроса к опросу неуклонно снижается

4) в 2012 году одинаковые доли опрошенных    считали свою жизнь налаженной и затруднились в ответе

5) те, кто планирует добиться цели через 10 лет, становиться меньше

Ответ ______________________

Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) большинство людей не строят планов на будущее

2) перспективы ближайших лет становятся все менее понятными

3) постановка долгосрочных целей и желание их осуществлять становится все более популярным

4) ожидание существенных перемен в жизни охватывает все большую часть населения.

5) большинство людей с тревогой смотрит в будущее

Ответ: ___________________________

Прочитайте   приведенный   ниже   текст,   каждое   положение   которого отмечено буквой .

(А)Конституция Российской Федерации была принята  в ходе всенародного голосования в 1993 году

 (Б) Ее утверждению предшествовало широкое обсуждение принципиальных положений, которые предполагалось включить в новый Основной закон.  

(В ) Новая Конституция стала мощным стимулом для развития правовых начал в нашем обществе

Определите, какие положения текста носят

1) отражают факты

2) выражают мнение

       Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

Часть 2

Социальная структура

В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.

Богатство — это все достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).

Высший класс численно невелик — всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 г. таких было всего 5%, а в конце 80-х годов — уже более 20% населения были держателями акций.

Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков — людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.

Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают свое значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.

По кн. Э. Гидденса «Социология». М., 1999. С. 204, 208

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.

 Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.

 Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.

Михаил H. трудится слесарем станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, е точки зрения автора приведенного текста* к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли вы е таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.



Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительный материал для экзаменационной работы по обществознанию

Инструкция по выполнению работы

        Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.

        На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).

        Ответы к заданиям 1–20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

        Ответом к заданиям 21–25 является последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.

        Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему (задания 26–31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на бланке ответов № 2. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

        Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

 Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества  

1)  социальной    

2)  трудовой    

3)  экономической  

4)   технической

Ответ ____________________

 

Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в  

1)  дыхании     2)  питании   3)  самосохранении   4)  самореализации

Ответ ____________________

 

Володя  хорошо  учится,  проявляет  ответственность  и  самостоятельность  в  поступках.  Он  занимается  в  кружке  авиамоделирования  и  в  музыкальной  школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как

1)  индивида     2)  личность       3)  ученика       4)  товарища

Ответ _______________________

 

Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А.  Климатические условия влияют на развитие общества.

Б.  Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1)  верно только А

 2)  верно только Б

 3)  верны оба суждения

 4)  оба суждения неверны

 Ответ _______________________

Что отличает искусство от других форм культуры?

 

1)  стремление получить истинное знание  

2)  использование художественных образов

3)  опора на представления о добре и зле  

4)  отражение окружающего мира

Ответ _______________________

Верны ли следующие суждения о религии?

 

А.  Религия  опирается  на  представления  людей  о  влиянии  сверхъестественных сил на их жизнь.

Б.  Религия устанавливает определенные правила поведения.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________

  В  стране Z признаются  и  защищаются  равным  образом  различные  формы  собственности.  В  своей  деятельности  фирмы  ориентируются  на  потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести  экономику страны Z?

1)  плановому  

2)  рыночному    

3)  командному

4)  традиционному

Ответ _______________________

 Вознаграждение,  которое  предприятие  обязано  выплачивать  работникам  за  их труд, называют

1)  прибылью     2)  налогом   3)  заработной платой 4)  прожиточным минимумом

Ответ _______________________

 Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?

1)  мера стоимости  2)  средство платежа 3)  средство обмена 4)  мировые деньги

Ответ _______________________

 Верны  ли  следующие  суждения  о  роли  государства  в  условиях  рыночной  экономики?

А.  Государство  в  условиях  рынка  является  основным  собственником  факторов производства.

Б.  Государство  в  условиях  рынка  осуществляет  централизованное  распределение товаров и услуг.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________


Структура общества представлена социальными общностями и группами в  многообразии  их  связей.  Какая  социальная  группа  выделена  по  профессиональному признаку?

1)  пассажиры        2)  демократы    3)  горожане    4)  инженеры

Ответ _______________________

 Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:  родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества  говорят эти стихотворные строки?

1)  организация совместного досуга

2)  укрепление родственных связей

3)  совместное ведение домашнего хозяйства

4)  воспитание детей

Ответ _______________________

 Верны ли следующие суждения о социальном конфликте?

А. Многие социальные конфликты вызваны несовпадением интересов.

Б. Завершение конфликта  всегда связано с его полным разрешением.

1)  верно только А

 2)  верно только Б  

3)  верны оба суждения  

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________

 Что является признаком любого государства?

1)  взимание налогов и сборов

 2)  демократический режим

 3)  разделение властей  

 4)  федеративное устройство

Ответ _______________________

 В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная  власть  осуществляется  парламентом,  избираемым  гражданами,  исполнительная – правительством,  формируемым  по  результатам  парламентских  выборов.  Также  действуют  независимые  судебные  органы.  Какая форма правления сложилась в стране Z?

1)  президентская республика

2)  авторитарная республика

3)  унитарная монархия  

4)  конституционная монархия

Ответ _______________________


Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А.  Политическая  партия  объединяет  сторонников  одной  политической  программы.

Б.  Политические  партии  предлагают  решения  социально-экономических  проблем общества.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Ответ _______________________

 

 К гражданским (личным) правам человека относится право

1)  на жилище

2)  на судебную защиту чести и достоинства  

3)  на социальное обеспечение по возрасту

4)  на образование

Ответ _______________________

  В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые  органами  власти  и  местного  самоуправления,  должны  соответствовать  Конституции  РФ.  Какой  признак  Конституции  проявляется  в  данной  ситуации?

1)  суверенная государственность

2)  высшая юридическая сила

3)  прямое действие  

4)  особый порядок принятия

Ответ _______________________

 Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с  банком регулируются нормами права

1)  трудового

2)  гражданского

3)  государственного

4)  коммерческого

Ответ _______________________

 Верны  ли  следующие  суждения  о  трудоустройстве  несовершеннолетних      граждан?

А. Работников моложе 18 лет запрещено привлекать к работе в ночное время.

Б.  Несовершеннолетние  граждане  могут  трудиться  в  сфере  рекламы  и  искусства с раннего детства.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны
 Ответ _______________________

       

              Ответом к заданиям 21-25 является последовательность цифр. Запишите эту последовательность цифр в поле ответа в тексте работы.

В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия.

  1. основывается на вере в сверхъестественное
  2. является областью духовной культуры
  3. влияет на нормы поведения людей
  4. использует культы и ритуалы

Черты сходства

Черты отличия

Установите соответствие между видами социального статуса и примерами ситуаций: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры ситуаций

Виды социального статуса

А) Сергей стал дипломированным специалистом

Б) Наталья вышла замуж

В) Алексей Петрович  назначен директором завода

Г) Мария Ивановна стала тещей

Д) Василий отметил свое двадцатилетие

1) предписанный

2) достигаемый

Ответ:  

А

Б

В

Г

Д

           Прочитайте текст. Проанализируйте статистические данные  и выполните задания 23 ,24

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.

2) редко обращаются к обсуждению проблем около половины опрошенных

3) затруднились в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный

4) редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан

5) часто ссылаются на мнения ученых меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.

 

Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими

2) научное знание в сознании людей вытесняется мифологией

3) в стране целесообразно больше популяризировать науку и ее достижения

4) количество ученых в стране в последние годы сократилось

5) наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе

Ответ ____________________

Прочитайте   приведенный   ниже   текст,   каждое   положение   которого отмечено буквой.

(А)Преуменьшение опасности новой мировой войны в современных условиях неоправданно.

 (Б)По официальным сведениям на Земле насчитывается около 70 тысяч единиц ядерного оружия.

 (В )Проведенные расчеты показывают, что этот арсенал способен полностью уничтожить жизнь на планете.

Определите, какие положения текста носят

1) отражают факты

2) выражают мнение

       Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.

А

Б

В

Часть 2

Семейный кодекс РФ

Глава 8. Договорный режим имущества супругов.

Статья 41.

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в Период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.

2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42.

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

2. Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов...<...>

3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.

Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

Когда может быть заключен брачный договор?

 Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

 Выпишите из текста документа любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор, и проиллюстрируйте каждое из них примером.

При обсуждении условий брачного договора возник спор. Одна сторона утверждала, что в договор необходимо вносить все имущество супругов, другая сторона — что можно оговорить только часть имущества. Как, по-вашему, разрешить этот спор? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на этот вопрос.

В нашем обществе существует как положительное, так и негативное отношение к брачному договору. Какой точки зрения на необходимость заключения брачного договора придерживаетесь вы? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе "Здравствуй, 5 класс" и "Моя малая Родина"

Разработка классного часа для проведения 1 сентября 2014 года "Моя малая Родина"...

Разработка заседания методического объединения воспитателей учебного курса 6-х классов «Адаптационные траектории в работе с воспитанницами 5-х классов Пансиона воспитанниц МО РФ»

Тема заседания МО является актуальной, т.к. адаптация ребенка в любой среде вызывает ряд проблем. В учебном учреждении закрытого типа в то же время есть больше возможных путей повышения эффективности ...

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

ПЕРЕЧЕНЬ заданий для проведения экзамена по ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Для студентов по специальности 050715 Корр

ПЕРЕЧЕНЬзаданий для проведения экзаменапо ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обр...

Презентация к уроку английского языка «Видовременные формы английского глагола в действительном залоге» (Автор Хмелевская Л.П.), 9 класс, к учебнику Биболетовой М.З. "Английский с удовольствием" для 9 класса.

В системе английских глаголов 12 времен. Правила образования временных форм, образование отрицательных предложений, слова, помогающие определить времена....