Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста
статья на тему

Михайлина Нина Викторовна

Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определение самостоятельной работы позволяет рассматривать ее как возможность для осуществления акмеологического подхода в становлении личности будущего специалиста. Акмеология - междисциплинарная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии  - акме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Михайлина Н.В.

ГОУ СПО ТО «Тульский сельскохозяйственный колледж им. И.С. Ефанова»

г. Тула

nina.mikhajlina@yandex.ru

Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста

Новый закон  «Об образовании в РФ» и введение в действие ФГОС СПО заложили основу новой идеологии образования. Образование рассматривается как «общественно значимое благо, как совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности  и компетенций с целью интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и профессионального развития человека». В связи с  реализацией этих задач возрастает роль самостоятельной работы студентов как творческой, целенаправленной, внутренне мотивированной и структурированной самим студентом совокупности выполняемых действий. Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определение самостоятельной работы позволяет рассматривать ее как возможность для осуществления акмеологического подхода в становлении личности будущего специалиста. Акмеологический подход получил достаточно широкое распространение в последнее время. Акмеология - междисциплинарная наука, изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии  - акме. Создателями акмеологии были Н.А. Рыбников, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина и др. В их представлении важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости – акме. Акме – представляет собой многомерное состояние человека, показывающее, насколько он состоялся как личность, специалист, гражданин. Основным условием достижения человеком вершины в своем развитии – акме – является, прежде всего, активная  творческая деятельность, потребность в активном саморазвитии, самообучении и активное удовлетворение этих потребностей. Основным критерием самосовершенствования человека является успешность его самопроявления и самоутверждения в обществе. Отсюда главные свойства «акме» человека – профессионализм и  творческое начало. Именно становлению и развитию  этих качеств у специалистов среднего звена  способствует умело организованная самостоятельная работа.

Как указывается в п.7.1. ФГОС СПО «образовательное учреждение при формировании ОПОП обязано обеспечить эффективную самостоятельную работу студентов».

В связи с этим появилась необходимость в уточнении содержательных аспектов самостоятельной работы студентов, выявлении эффективных форм, методов, средств и технологий самостоятельной работы. Самостоятельная деятельность студента – задача сложная и разносторонняя, поэтому ее должен  решать весь педагогический коллектив колледжа. Основными целями самостоятельной работы являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов их  углубление и расширение; формирование умений использовать нормативно - правовую, справочную, специальную и дополнительную литературу, формирование навыков правильной и эффективной работы в Интернет; развитие познавательных способностей и активности студентов; формирование самостоятельности мышления; развитие исследовательских умений. При переходе на ФГОС СПО существенно увеличивается количество часов, отводимых на самостоятельную работу, что требует от преподавателя создания новой  учебно-методической документации, внедрения новых информационно-образовательных технологий, в том числе самоконтроля и текущего контроля знаний, умений и навыков студента.

Самостоятельная работа в колледже организовывается как аудиторная, внеаудиторная и инициативная:

- аудиторная самостоятельная работа организуется во время проведения учебных занятий: на лекции, на практическом и лабораторном занятии, на консультации, при выполнении научно-практических и научно-исследовательских работ, работы с кейсами и т.д.

- инициативная самостоятельная работа, не предусмотренная основной образовательной программой, осуществляется студентами по собственной инициативе с целью реализации своих учебных и научных интересов: участие в научных исследованиях,  выполнение исследовательских работ которые, не предусмотрены официальной системой образования, но необходимы лично ему для осуществления собственных целей. Такая работа лежит в основе формирования личной траектории развития и успешности. 

- внеаудиторная самостоятельная работа предполагает работу с основной и дополнительной литературой, с нормативными документами; изучение лекционного материала, составление плана и конспектирование текста; аналитическую обработку текста в виде аннотирования, рецензирования, реферирования, контент-анализа, подготовку выступлений, рефератов, докладов, презентаций, эссе; составление резюме; выполнение творческих работ, учебных проектов, учебно-исследовательских, курсовых работ (проектов), выпускных квалификационных работ с использованием баз данных предприятий и организаций, библиотечных фондов, ресурсов сети Интернет.

         Самостоятельная работа студентов требует от преподавателя хорошей организации.  Прежде всего, определяются формы работы в соответствии с требованиями ФГОС СПО к результатам освоения ОПОП; осуществляется планирование работы.  Затем разрабатываются методические рекомендации для овладения студентами способами  самостоятельной деятельности; выявляются основные показатели оценки результата, формы и методы контроля; дается оценка результатов обучения, т.е. определяется соответствие индивидуальных образовательных достижений студентов требованиям  ФГОС СПО и работодателей.

Организация самостоятельной работы студентов позволяет разрешить противоречия между предписанным стандартами содержанием обучения, и необходимостью развития индивидуальных особенностей студентов, реализации их творческого потенциала и самостоятельности в процессе обучения, что  в конечном итоге сформирует необходимый профессионализм. Именно профессионализм служит основой успешности любой профессиональной деятельности и во многом успешности всей жизни человека.

 Список литературы

1.Закон Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. №273 «Об образовании в РФ»;

 2.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего   профессионального образования (ФГОС СПО);

3.Акмеология. Учебник под общ. ред. Деркача А.А. — Москва: РАГС, 2002

4.Громкова М. Т. Образование - стимул самообразования личности. // Педагогика, 1993, №3.

5.Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России 2000, №1. - 115 с.

6.Морозова Н. В. Инновационные средства организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Н. В. Морозова // Молодой ученый. — 2011, №2. Т.2. - с. 102-104.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

Творческий проект как средство формирования профессиональной компетентности личности будущего специалиста

Ставя перед собой задачу формирования профессиональной компетентности будущих учителей, в условиях освоения новых Государственных образовательных  стандартов СПО, мы понимаем, что современный под...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...