Методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Основы философии»
опыты и эксперименты на тему

Рогачева Мария Валерьевна

Из опыта работы преподавателя дисциплины "Основы философии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные направления формирования личности и коллектива студенческой группы

Рогачева М.В.

Преподаватель ГБПОУ РМЭ ЙОТК.

Стратегия современного образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии выпускника, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных жизненных задач.

Т.к. в настоящее время большое внимание уделяется становлению социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, мобильностью, гибкостью, стремлением к постоянному самосовершенствованию, деятельность преподавателя направлена на:

  • Развитие творческой активности, интереса к изучаемым дисциплинам и получаемой профессии.
  • Способность к дальнейшему саморазвитию.
  • Развитие самостоятельности.

Человек не получает личность по наследству. Личность человека формируется по мере его развития, то есть в процессе общения с другими людьми и обогащения опытом предыдущих поколений, по мере освоения выполняемых им ролей. Свойства  человека, его личность формируются и проявляются в трех жизненных сферах: в труде, в общении и в познании. В каждой из этих сфер человек проявляет себя по-разному. Это зависит от его способностей, наклонностей, склада характера, воспитания, от его представлений о материальных и духовных ценностях, от его отношения к ним. Вопросам становления личности и коллектива уделяли внимание многие педагоги.

Этапы  становления коллектива по А.С.Макаренко:

  • Становление коллектива (первоначальное сплочение). Цель данного этапа -  превратить организованно оформленную группу в коллектив, где отношения участников определяются содержанием деятельности.
  • Усиление влияния актива. Среди членов группы произвольно выделяются  наиболее инициативные люди, необходимо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.
  • Расцвет коллектива: характерен более высокий уровень требований к себе, к своим товарищам.
  • Процесс движения: через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности.

      Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы направляющие его жизнь и работу. Важна перспектива движения вперед. Управление коллективом - это увлечь определенной целью, требующей общих усилий труда.

А.В.Петровский, характеризуя особенности развития коллектива, выделил несколько последовательно сменяющих друг друга фаз.

  •       Адаптация личности в коллективе. Предполагает активное усвоение личностью действующих в данной общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
  •       Индивидуализация. Порождается противоречием между достигнутой личностью адаптацией в коллективе и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации.
  •       Интеграция личности в коллективе. Коллектив принимает личность, оценивает ее индивидуальные особенности, а личность, в свою очередь, устанавливает отношения сотрудничества с членами коллектива. В этот период личность имеет возможность наиболее полно проявить свою индивидуальность и творческий вклад в коллектив.
  • Коллектив — социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения.  Коллектив первоначально состоит из малых групп. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.

Компоненты структуры  коллектива:

  • формальное лидерство;
  •   роли;
  •  нормы;
  •   статус;
  •   состав.

Структура коллектива достаточно сложна и в некотором роде условна. Для эффективного формирования коллектива и управления им необходимо четко знать состав малых групп, статус и роли  если не каждого, то хотя бы большинства членов коллектива. Так же установление формальных и неформальных лидеров поможет определить направления и механизмы воздействия на коллектив.

Критерии  уровня развития студенческих учебных групп:

1.     уровень социальной значимости предметной деятельности студенческой группы, выполнение основной студенческой функции, влияние на гармоническое развитие личности члена коллектива;

2.     уровень  сплоченности  как ценностно-ориентационного единства группы;

3.     уровень  организационного единства группа;

4.     уровень удовлетворенности  членов группы положением дел и взаимоотношениями в группе;

5.     уровень  ее эмоциональной культуры и преобладание мажорного тона;

6.     уровень всех видов групповой общественной активности;

7.     уровень  группового самосознания и потребность  в  его развитии.

Основные направления развития личности выпускника в коллективе Йошкар-Олинского технологического колледжа.

Выпускник - жизнестойкая и конкурентоспособная личность, способная к восхождению к собственной индивидуальности, мастерству и творчеству, культуре и духовности, толерантности и гражданственности, проявляющая себя в созидательной социально-значимой деятельности.

Образ «Я». Сформированная «Я-концепция» жизнедеятельности, ярко выраженные способности к самоопределению, самосовершенствованию, непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту, творческой самореализации.

Здоровье . Стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей

Основные стрессогенные факторы: 

  • Постоянная  задействованность коммуникативных, экспрессивных, организаторских способностей;
  • необходимость разрешать конфликтные ситуации;
  • ответственность;
  • необходимость являться предметом наблюдения и оценивания со стороны других студентов и преподавателей;
  • высокая нагрузка на зрение;
  • недостаточная двигательной активность.

Культура здоровья.

  • Ценностный потенциал культуры здоровья - это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей.
  • Ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала.
  • Основа культуры здоровья - осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью.
  • Необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение здорового образа жизни.

Патриотизм и гражданственность. Ясность и четкость гражданской позиции, социальная активность, способность отстаивать свои права, демократизм, гражданское самосознание, патриотизм, ответственность за судьбу Родины, смелость.

Социальная активность. Трудолюбивая и конкурентоспособная личность, умеющая реализовать свои притязания на право принять значимое место в обществе, обладающая профессионализмом, мобильностью

  • Интеллектуальность. Целостное видение проблем, свободное ориентирование на междисциплинарном уровне, способность к самообразованию, креативность, системность, критичность и прогностичность мышления
  • Нравственность, духовность. Гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, ответственность, обязательность, самостоятельность в условиях нравственного выбора. 

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что подготовить конкурентоспособного выпускника могут только творческие, отличающиеся широким кругозором, самостоятельной педагогической концепцией преподаватели.



Предварительный просмотр:

Методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Основы философии»

Преподаватель ГБПОУ Республики Марий Эл

 «Йошкар-Олинский технологический колледж»

Введение

Вопрос воспитания для современных обществ – вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее.

Ж.Э. Ренан.

Люди XXI века стали очевидцами начала глобального, общечеловеческого кризиса, еще не осознанного в полной мере процесса перехода человечества из одной эры развития цивилизации – эры технической – в новую эру, которую условно можно назвать эрой всеобщей одухотворенной цивилизации, эрой становления ноосферы.

Поэтому  главным направлением системы образования в настоящее время является развитие личности, её активности, самостоятельности и творческого потенциала.

Исходя из этого, основное направление моей педагогической деятельности - развитие творческой активности, интереса к изучаемым дисциплинам, способности к дальнейшему саморазвитию, самостоятельности и ответственности как важнейших качеств конкурентоспособного выпускника.

Основные приемы, способы и формы работы со студентами.

Не потрясенья и перевороты

Для новой жизни очищают путь,

А откровенья, бури и щедроты

Души  воспламененной чьей-нибудь.

Б. Пастернак.

"…Люди, "как боги", склонны творить по своему образу и подобию и считают свой стиль поведения и работы единственно приемлемым, а потому невольно стараются навязать его другим. Однако… всякий чужой опыт, как чужая одежда, может подойти, а может и не подойти… Надо вырабатывать свой почерк в работе. Это важнейшее условие мастерства, а значит и успеха". [2 c.128]

Не случайно методическая разработка так и называется "Мои педагогические находки".

"Пусть никто, пока он молод, не откладывает занятий философией"

Эпикур

Для того, чтобы пробудить живой интерес к этой области человеческого знания, в моей педагогической практике используются следующие  приёмы и формы работы со студентами.

  • Каждый урок традиционно начинается с мудрой философской мысли, которая сначала звучит на латыни, а затем по-русски. Так студенты знакомятся с языком, ставшим основой большинства европейских языков и в то же время непосредственно являющимся языком философии.

В результате  повышается уровень мотивации студентов, интерес к предмету, самостоятельность, так как зачастую студенты сами начинают подбирать к уроку интересные изречения.

  • Основной метод обучения – проблемно-поисковый. В ходе проблемной лекции, эвристической беседы, учебной дискуссии и т.п., студенты учатся грамотно и четко высказывать свои суждения, задавать вопросы  и даже спорить с философами.

Например, такой элемент урока, как "Думаем вместе с философом", в ходе которого студенты отвечают на вопросы, "мучившие" в свое время того или иного мыслителя. При этом важно настроить студентов на то, что их ответы не менее ценны, чем ответы известного мудреца, это придаст уверенности и решимости поделиться своими размышлениями.

Задуматься об общечеловеческих  ценностях заставляют, в частности, вопросы античного философа Фалеса:

Вопросы

Ответы Фалеса

1. Что старше всего?

1. Бог, ибо он не рожден.

2. Что больше всего?

2. Пространство, ибо оно вмещает в себя все вещи.

3. Что мудрее всего?

3. Время

4. Что прекраснее всего?

4. Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью.

5. Что обще всем?

5. Надежда. Её имеют и те, у кого уже ничего нет.

6. Что самое вредное?

6. Порок, ибо в его присутствии портится почти все.

7. Что проще всего сделать?

7. Дать совет другому человеку.

8. Что труднее всего сделать?

8. Дать совет самому себе.

С ответами философов знакомлю группу только после того, как студенты сами выскажутся.

  • Следующий вид деятельности – работа с терминами – тренирует память, логическое мышление, развивает устную связную речь.

Приведу в пример некоторые формы работы:

  • ведение словаря – развивает словарный запас, прививает навык систематической работы, приучает к чистоте и аккуратности;
  • “разминка” нацеливает на урок, создает рабочий настрой, готовит к восприятию материала. Проводится в начале урока самими студентами. Ведущий в течение 7-10 минут задает краткие вопросы, стараясь задействовать всю группу. Затем группа задает вопросы (не менее 5) ведущему разминку и оценивает его работу в целом. Наиболее активные студенты получают оценку в зависимости от набранных за каждый правильный ответ специальных жетонов. Данный вид деятельности направлен на формирование таких необходимых качеств конкурентоспособного выпускника, как быстрота реакции и умение владеть аудиторией.
  • Еще одна форма работы с терминами и в целом с пройденным материалом – "философская (экономическая, историческая…) дуэль". Студенты в течение 2-3 минут задают вопросы друг другу и отвечают на них; группа, учитывая количество правильных ответов, оценивает их работу. Таким образом тренируется память. Студенты учатся внимательно слушать ответы, дополнять и делать выводы.
  • Такой прием, как использование необычной, иногда шокирующей информации, применяется при изучении сложных для восприятия и запоминания тем. Раздел «Исторические типы и формы философии» содержит информацию о большом количестве философских школ, направлений. И, чтобы привлечь внимание студентов, помочь им увидеть прежде всего человека, а не далекого неизвестного мыслителя, можно включить в свой рассказ дополнительные сведения о жизни философа. Например, фрагмент биографии И. Канта: «Маленький, с огромной рахитичной головой и щуплым тельцем, он любил повторять: «Вы можете опрокинуть мое тело, но мой разум властвует над вами и объясняет вам устройство Вселенной». И до сих пор идея Канта о возникновении Солнечной системы из огромной газовой туманности остается одной из основных идей в астрономии (межпредметная связь).

 А представления о любви Н. Бердяева или А. Шопенгауэра! Достаточно нескольких фраз на уроке для того, чтобы у студентов появилось желание познакомиться с первоисточниками, высказать свое мнение по данному вопросу, ведь тема любви волнует каждого человека.

  • Юмор является важным компонентом создания микроклимата на уроке. Прекрасно разнообразят материал различные шуточные стихотворения, забавные и поучительные истории из жизни философов. Например, такой эпизод из жизни М. В. Ломоносова (к теме «Русская философия»):

"Однажды на камзоле Ломоносова продрались локти. Придворный щеголь, указывая на это, заметил: "Ученость выглядывает оттуда".

- Нисколько, сударь, глупость заглядывает туда, – немедленно парировал Ломоносов."

Хороший эффект для пробуждения мысли, развития интереса дает использование на занятии философских стихов, так как в большинстве учебных пособий по философии материал излагается серьезным научным языком и с трудом усваивается студентами. Рассматривая такие понятия как “время”, ”относительность времени”, студенты задумываются над смыслом “Сказки о времени” Ф.Кривина:

Жил король, поставив ногу в стремя,

Чтоб начать кровавую войну,

Он вздыхал: "Живем в такое время!

Люди жили лучше в старину".

                Жил бандит. И он в глухую темень,

                Выходя с дубиной на разбой,

                Проклинал лихое это время,

                Очень недоволен был судьбой.

Жил бедняк, неся двойное бремя,

Был он тоже с веком не в ладу

И, конечно, сваливал на время

Всю свою обиду и беду.

                Жило время, древнее такое,

                Что его ничем не удивишь.

                И оно, махнув на все рукою,

                Думало: "На всех не угодишь!"

Старенькое руганное всеми,

Мы-то, люди, думаем подчас,

Что всего лишь отражаем время.

А ведь время отражает нас!

Это стихотворение подходит и для классного часа. Интересно проходит диспут на тему "Человек и его время".

При сравнительном анализе западной и восточной философии студентам предлагаются стихи, отражающие менталитет людей этих культур.

Внимательно вглядись!

Цветы "пастушьей сумки"

Увидишь под плетнем!

                 Басё

Возросший средь руин цветок,

Тебя из трещин древних извлекаю,

Ты предо мною весь – вот корень, стебелёк,

Здесь на моей ладони.

Ты мал цветок, но если бы я понял,

Что есть твой корень стебелёк,

И в чем вся суть твоя, цветок,

Тогда я Бога суть и человека суть познал бы.

                                        Теннисон.

Два разных человека увидели цветок во время прогулки. Творение вызвало восторг, однако европеец сорвал цветок и погубил его, японец обнаружил способность созерцать его.

Позиция Гёте является промежуточной между позициями Теннисона и Басё: в решающий момент сила жизни берет верх над простой любознательностью.

Бродил я лесом…

В глуши его

Найти не чаял

Я ничего.

Смотрю, цветочек

В тени ветвей

Всех глаз прекрасней

Всех звёзд светлей

Простер я руку,

Но молвил он:

"Ужель погибнуть я осужден?"

Я взял с корнями

Питомца рос

И в сад прохладный

К себе отнёс.

В тиши местечко ему отвел,

Цветет он снова,

Как прежде цвёл.

В отношении к цветку раскрывается система взглядов человека на мир и место, назначение человека в мире.

 Тему "Сознание и творчество" мы полностью посвящаем философским стихам и притчам.

Подбирая материал к этому уроку, студенты прислушиваются к своей душе, чувствам, настроению и даже продумывают музыкальное оформление выступления. Отрадно отметить, что некоторые выносят на суд слушателей свои собственные сочинения, отражающие их внутренний мир, философское восприятия жизни.

Дополнительно студентам предлагается выполнить рисунки философского содержания, под общим названием “Философские тайны” (Приложение 1). Рассматривая выполненные работы, мы пытаемся понять, что хотел донести до нас автор.

По итогам смотра-конкурса оформляется стенд "Уголок для души", отражающий полет мысли наших "философов".

Такие уроки воспитывают уважительное отношение друг к другу, создают своеобразную атмосферу творческого поиска, формируют самосознание как необходимое качество конкурентоспособного специалиста.

  • Многие студенты, начиная изучать философию, считают, что эти знания им никогда в жизни не пригодятся. Поэтому необходимо показать и прикладное значение философии.

В последнее время в нашем обществе заметно усилился интерес к восточной культуре. Примером тому может служить огромное количество литературы по таким направлениям как Фэн Шуй (наука об окружающей среде), Су Джок и т. п., соответствующие курсы по данным направлениям. Изучая историю и содержание древневосточной философии, студенты постигают основные принципы и закономерности природных процессов, влияние таких субстанций как ветер, тепло, влажность, сухость и холод на свой собственный организм, изучают основные жизненные циклы человека как неотъемлемой частицы мироздания, рассчитывают собственную конституцию.

  • Такой прием как смена обстановки также важен для эффективного восприятия учебного материала.

Например, тему "Природное и социальное в человеке", предусматривающую изучение взаимовлияния человека и природы, человека и общества, мы разбираем непосредственно на природе. Окружающая среда усиливает восприятие учебного материала. Студенты вспоминают соответствующие пословицы, поговорки, примеры из жизни, "Испытывают" влияние основных природных стихий: солнца, ветра, дерева и т. д.

Однако следует отметить, что такой необычный урок на природе проводится не во всех группах, а только в тех, которые подготовлены к подобной форме изучения материала, настроены на урок.

С целью воспитания внутренней нравственной культуры, развития эстетического восприятия действительности, организую выход в театр. Постановки театра–студии "В старом доме": "Сентиментальное шоу для месье", "Любовь - божественная Лила" и другие,  отражают межличностные отношения, душевное состояние современного человека, проблемы современной семьи, дополняя теоретический материал социологии и философии.

  • Применение видеофильмов и видеофрагментов

При кабинете создана видеотека, которая включает уникальные сюжеты о Греции на английском и греческом языках, видеофильм – "Происхождение жизни на земле". Эволюционизм и креационизм" , подборка фильмов «Философы» телеканала «Культура».  Яркие, насыщенные интересным материалом, доступные по содержанию и по смыслу (на иностранном языке), не оставляют студентов равнодушными. Позволяют провести межпредметные связи с историй, астрономией, химией, английским языком, расширяют кругозор, развивают внимание, интерес к дисциплинам. В формировании видеотеки  принимают активное участие студенты колледжа.

  • Оригинальной формой контроля знаний студентов и проверки эффективности их работы на уроке является самоанализ, который проводится по следующей схеме:

-тема (название);

-краткое содержание основных вопросов темы;

-выделение простых и сложных для понимания вопросов;

-чем обусловлены трудности восприятия (объективные и субъективные причины);

-оценка своей работы на уроке;

Этот вид работы развивает навыки учебной деятельности (анализ, повторение пройденного материала, краткое изложение содержания темы, выделение главного и т.д.).

  • Серьезное внимание уделяется в настоящее время самостоятельной работе студентов, позволяющей развить такие необходимые в будущей профессиональной деятельности качества, как логическое мышление, умение работать с текстами, выделять главное. Организация самостоятельной работы обеспечивается через учебно-методический комплекс "Студент", который включает комплект схем и таблиц, фрагменты текстов первоисточников (по философии, истории), экзаменационные материалы и т.п., которыми могут воспользоваться студенты.
  • Итоговой формой контроля знаний является экзамен, который проводится в форме круглого стола, работа ведется в микрогруппах. Оценка студентов зависит от степени владения материалом в целом по курсу, а не по отдельным вопросам экзаменационных билетов (традиционная форма экзаменов). Кроме того, такая форма контроля знаний не вызывает стресса, снимает проблему "шпаргалок".

 Об эффективности перечисленных форм и методов работы позволяют судить результаты обследования, проведенного в колледже, лишь 27% студентов до изучения философии считали нужной данную дисциплину, по завершению  88% респондентов отметили, что философию необходимо изучать. На вопрос: "Почему вы считаете необходимым изучение дисциплины?"- большинство студентов ответили, что философия заставляет задуматься о жизни, расширяет кругозор, учит мыслить.

Заключение.

Индивидуальный стиль- это устойчивая система приемов и методов работы человека, зависящая от его индивидуальных особенностей, его ума, воли, чувств, способностей, темперамента и др. качеств личности.

В данной методической разработке была сделана попытка выделить наиболее интересные и эффективные педагогические находки, позволяющие сделать учебный процесс более ярким, насыщенным, запоминающимся.

В своей работе стараюсь учитывать принципиальные изменения, которые произошли в системе образования, опираться на новые исследования в области педагогики.

За последние годы коренным образом изменилась роль преподавателя в системе среднего профессионального образования. Мы стали разработчиками содержания обучения, а это повышает требования к нам как составителям учебных программ. Одновременно возросли требования к самому учебному процессу. Усилилась ориентация на развитие личности, на ее активность в учебном процессе. Поэтому предпочтение в настоящее время отдается деятельностным и личностно-ориентированным технологиям обучения. Наша задача - научится владеть этими технологиями, осознанно строить учебный процесс, опираясь на активную деятельность студентов, их самостоятельность, самоконтроль и творческий потенциал, т.к. это направлено на решение главной задачи - формирование конкурентоспособного специалиста. Важнейшим компонентом учебного процесса является общение преподавателя со студентами, их совместная деятельность. Управление учебно-познавательной деятельностью студентов, построенное на принципах сотрудничества, требует от преподавателя большой предварительной аналитической работы: подготовки к учебному занятию, выбору его оптимального варианта.

Надеюсь, что данная разработка поможет преподавателям других учебных заведений в их практической педагогической деятельности, а все вместе мы будем стремиться соответствовать определению Учителя, которое в свое время дал великий философ Платон:: "Не тот учитель, что пишет чернилами выцветающими, а тот, что пишет в душах человеческих".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Статья "Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики"

Методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики....

Активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (ТО и РАТ)

Описана активизация познавательной деятельности студентов как средство повышения интереса изучения специальных дисциплин специальности  «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорт...

Инновационные методы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

—Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением...

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»

Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...

Активизация познавательнй деятельности студентов на уроках биологии

В статье рассмотриваются конктретные примеры  активизации познавательной деятельности студентов на уроках биологии...