Рабочая программа "Основы социологии и политологии" 2017
рабочая программа на тему

Никопорович Валерий Романович

РП "Основы социологии и политологии" 2017 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 Основы социологии и политологии

по специальности 38.02.03«Операционная деятельность в логистике»

Москва, 2017 г.


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой)

комиссией общеобразовательных гуманитарных дисциплин

Разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта

по специальности

 среднего профессионального образования

Протокол № 1

От «31» августа 2017 г.

38.02.03 «Операционная деятельность в логистике»

                   (код, наименование профессии/специальности)

Председатель предметно (цикловой) комиссии ___________   Ухина Т.В.

                                     (подпись)                              (Ф.И.О.)

Заместитель директора по УМР

_____________     В.Г.Калиничева

     (подпись)                              (Ф.И.О.)

Составитель (автор)         Никопорович В.Р.                                                                                                                                                                                                                                                                        

(ГБОУ СПО ТК № 34, Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,)

Рецензент                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

(Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБОУ СПО)


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Основы социологии и политологии

1.1. Область применения программы.

Рабочая программа учебной дисциплины входит в вариативную часть основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.03 «Операционная деятельность в логистике».

1.2  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина Основы социологии и политологии является вариативной и относится к циклу дисциплин ОГСЭ.

1.3  Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни,
  • в целом понимать современную политическую ситуацию в стране и мире,
  • сравнивать политические проблемы в различных регионах мира,
  • четко различать формы государственного устройства,
  • понимать значение демократии для жизни общества;
  • формировать собственную политическую культуру, чтобы применять теоретические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • причины социального неравенства как основы стратификации общества,
  • исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты),
  • критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж,
  • отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев;
  • сущность и виды социальной мобильности,
  • понятие открытого и закрытого общества;
  • методы и функции политической науки,
  • сущность политической власти,
  • субъекты политики.

- Операционный логист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 56 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 42 часов,

самостоятельной работы обучающегося 14 часов.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы социологии и политологии»

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

56

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

42

в том числе:

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

Подготовка докладов

6

Подготовка презентаций

4

Проведение анализа общественной ситуации и презентации к нему

4

Итоговая аттестация в форме контрольной работы


2.2  Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел I.  Система научного знания

10

Тема 1.1 Социология  как наука. Специфика социологического метода

Содержание учебного материала

2

Понятие об объекте, предмете и методах исследования науки.

Гуманитарные и социальные науки, их специфика в изучении общества. Понятие социального. Социальный факт. Социальная проблема.

Социологические исследования как инструмент познания общества.

Методы социального познания: анализ документов, опрос, наблюдение, эксперимент, их возможности и специфика.

Применение конкретно-социологических исследований в изучении социальных проблем на производстве.

Задачи и функции социологической службы на предприятии.

Социологическая информация в профессиональной деятельности специалиста.

1

1

1

1

1

1

2

1

Тема 1.2 История социологии

Содержание учебного материала

2

Возникновение социологии как науки.

Социология как наука о «порядке и прогрессе».

Учение о социальной статике и динамике, этапах развития общества, научном методе, разделении труда.

Теория социальной эволюции

Социология марксизма.

«Понимающая» социология.

Социология в России

Марксистское направление в русской социологии.

Современный период в развитии социологии и ее перспективы.

1

1

2

1

1

1

1

1

1

Самостоятельная работа студентов:  подготовить презентацию по теме «История развития социологии».

6

Тема 1.3 Личность в системе социальных отношений

Содержание учебного материала

2

Личность как объект изучения социологии.

Основные факторы развития личности.

Личность и культура.

Схема взаимоотношений личности и общества: поиск - предложения - выбор.

Социальный статус личности, статусные права и обязанности. Виды статусов.

Статусная дистанция, ее значение для формирования социальных отношений.

Отношение личности к своему статусу: идентификация и дистанцирование.

Социальные роли личности.

Автономия личности в системе социальных ролей.

Ролевой конфликт, его причины и способы разрешения.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Раздел II. Социальная динамика

12

Тема 2.1 Социализация личности

Содержание учебного материала

4

Социализация как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.

Социальная изоляция и феральные люди.

Универсальное и специфическое в социализации.

Процесс социализации, его этапы и стадии.

Особенности социализация на разных ее этапах.

Первичная и вторичная социализация.

Агенты социализации: семья, друзья, школа, средства массовой информации, трудовой коллектив. Возникновение социального «Я».

«Я» как процесс. Десоциализация и ресоциализация.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тема 2.2 Культура как социальное явление

Содержание учебного материала

2

Особенности социологического анализа культуры.

Культура и общество. Культура и цивилизация.

Социальные функции культуры.

Культура, субкультура, контркультура.

Особенности молодежной субкультуры.

Материальная и духовная культура.

Элитарная, народная, массовая культура

Культурные универсалии.

Основные элементы культуры

Распространение культуры, значение творческих личностей и культурной матрицы в этом процессе. Культурное развитие и деградация.

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тема 2.3 Регуляция поведения в обществе. Социальные отклонения.

Содержание учебного материала

4

Социальные роли и поведение личности.

Механизмы обусловливания социальной средой поведения личности.

Смысл и назначение социального контроля в обществе.

Виды социального контроля: внутренний и внешний, формальный и неформальный.

Агенты социального контроля.

Ценности, нормы и санкции в механизме социальной регуляции, их взаимосвязь.

Виды социальных норм.

Социальные отклонения: одобряемые и осуждаемые, индивидуальные и групповые.

Специфика социальных отклонений в трудовом коллективе. Отклоняющееся и преступное поведение. Теории, объясняющие причины отклонений.

Девиации и развитие общества.

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

1

Тема 2.4 Социальные институты

Содержание учебного материала

2

Содержание понятия "социальный институт".

Основные признаки социальных институтов.

Предсказуемость общества - важнейшее социальное последствие институционализации. Фундаментальные (главные) и неглавные социальные институты, их многообразие.

Политические, экономические, культурно-образовательные институты

Функции и дисфункции социальных институтов.

Проблемы устойчивости и изменчивости социальных институтов.

Основные направления институциональных изменений.

Социально-исторические типы институтов: традиционные и современные.

Проблемы развития социальных институтов современного российского общества.

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

Раздел III. Социальная структура            

10

Тема 3.1 Социальные общности и группы. Этнические общности.

Содержание учебного материала

2

Этнические общности

Социальные общности и группы, их отличительные признаки.

Многообразие общностей и групп. Социальные причины образования общностей и групп.

Мнимые и контактные социальные общности.

Масса как феномен социальной общности.

Роль толпы в социальном процессе.

Особенности поведения личности в толпе.

Этнические общности, важнейшие факторы их образования и развития.

Этнические конфликты и проблема их преодоления.

Социальная группа.

Трудовой коллектив как социальная группа: признаки, функции, внутренняя организация, критерии зрелости.

Изучение сплоченности малой группы.

Определение и функции лидера в группах.

1

1

1

1

2

2

2

1

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа студентов:  Проведение анализа общественной ситуации и презентации к нему

4

Тема 3.2  Общество как социальная система

Содержание учебного материала

2

Страна, государство, общество. Основные признаки общества, его структура и функции.

Развитие общества, основные формы развития. Прогресс и регресс.

Особенности развития стабильного общества и общества в условиях системной дезорганизации. Проблемы развития современного российского общества.

Условия саморазрушения общества Аномия.

Традиционное и современное общества, их принципиальные отличия.

1

1

2

2

2

1

Самостоятельная работы студентов: подготовить доклад по теме «Общество как социальная система».

4

Тема 3.3 Социальная стратификация и мобильность

Содержание учебного материала

2

Социальное неравенство в обществе, его причины и значение. 

Сущность социальной стратификации. Исторические типы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы, страты.

Критерии стратификации: доход, власть, образование, престиж.

Характеристика основных социальных слоев общества.

Роль среднего класса в развитии с временного общества.

Бедность и неравенства, их типология.

Профессионально-должностная структура общества.

Понятие социальной мобильности, ее причины.

Групповая и индивидуальная социальная мобильность.

Каналы социальной мобильности.

Виды миграции и ее социальные последствия.

1

1

2

1

1

1

2

2

2

2

2

Раздел IV Социально-экономические основы политики.      

4

Тема 4.1 Предмет политологии, методы изучения. История политической мысли.

Содержание учебного материала

2

Политика как социальное явление. Ее роль в развитии общества и личности.

Предмет политологии.

Основные понятия науки о политике.

Методы изучения политической жизни общества.

Политология в системе социально-гуманитарного знания, ее функции.

Политические идеи в истории человеческой цивилизации.

Российская политология: история и современность.

Современные зарубежные политологические школы и доктрины

1

1

1

1

1

1

1

1

Тема 4.2 Политические интересы социальных групп общества

Содержание учебного материала

2

Общество как система.

Общественные, групповые интересы и власти.

Виды интересов, типология, особенности формирования.

Столкновение интересов как основа политических конфликтов и кризисов.

Природа политических конфликтов, формы развития.

Социальная политика, ее poль в преодолении кризисных ситуаций в обществе.

1

1

2

2

2

2

Тема 4.3 Человек в политике

Содержание учебного материала

2

Политические интересы и потребности личности.

Соотношение политических интересов личности и общества.

Политическая социализация как включение личности в политику и передача политического опыта поколений.

Этапы, пути, формы политической социализации.

Своеобразие и роль различных социально-политических институтов и семьи в формировании личности.

Специфика политической социализации в конфликтных условиях.

Типология политической личности.

Мотивация, материальные, социокультурные и политико-правовые предпосылки участия личности в политике.

Формы (институциональные и внеинституциональные) политического участия.

Молодежь и политика.

1

1

1

2

1

2

2

2

2

1

Раздел V. Политическая жизнь общества                  

10

Тема 5.1 Политическая жизнь и политическая система общества

Содержание учебного материала

2

Сущность, содержание понятия «политическая жизнь общества».

Моральные, правовые и политические нормы общественной жизни.

Свобода политической жизни общества.

Понятие политической системы общества.

Основные подходы к исследованию политических систем.

Структура политической системы.

Типология политических систем, функции.

Устойчивость политической системы.

Реформы политической системы в России: причины, сущность.

1

1

1

2

2

2

2

2

2

Тема 5.2 Политическая власть и политические режимы

Содержание учебного материала

2

Политическая власть: историко-политологическое объяснение.

Современные концепции власти.

Понятие политической власти.

Соотношение с политическим влиянием и политическим авторитетом.

Признаки, принципы, формы правления, функции, ресурсы политической власти.

Динамика власти, кризис.

Причины и способы преодоления кризисные ситуации.

Механизмы осуществления политической власти.

Политический режим как система методов осуществления политической власти.

Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Демократия как общечеловеческая ценность и форма осуществления власти.

Принципы демократии: большинства, конституционализма, разделения властей.

Ограниченность современной демократии.

Проблемы становления демократии в России в начале XXI века.

1

1

1

1

1

2

1

2

1

1

1

2

2

2

Тема 5.3 Политические партии и партийные системы

Содержание учебного материала

2

Происхождение и сущность политических партий.

Место в политической системе общества.

Классификация партий. Функции в демократическом обществе.

Конституционно-правовой статус политических партий.

Партийные системы: сущность и разновидности (многопартийные, двухпартийные, однопартийные). Тенденции формирования многопартийной системы в российском обществе.

Политические движения, общественные организации и группы давления.

Лоббирование в системе политической деятельности.

1

1

1

1

2

2

2

1

Тема 5.4 Политическая культура и политическое сознание

Содержание учебного материала

2

Понятие «политическая культура».

История понятия и многообразие определений.

Содержание и сущностные характеристики политической культуры.

Типология, основные элементы и функции политической культуры.

Влияние политической культуры на формирование политической системы.

Подсистемы политической культуры.

Политическая культура молодежи.

Особенности российской политической культуры.

Соотношение политической культуры и политического сознания.

Типы политического сознания.

Политические ценности, потребности и интересы.

Мораль и политические предпочтения.

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

2

Всего

56


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общественных дисциплин, или кабинета, оборудованного ТСО. Оборудование учебного кабинета:

Технические средства обучения: проектор, экран, компьютер с лицензионным программным обеспечением.

3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники                        

1. Кравченко А. И. Основы социологии - М., 2011.

  1. Осипов Г. В. Социология - М., 2013.
  2. Белов Г. А. Политология – M., 2012.
  3. Панарин А. С. Политология - М., 2012.

Дополнительные источники

1. Дюргейм Э. «Социология» - М., 2009

2. Ионин Л. Г. «Социология культуры» - М., 2012

3. Сорокин П. А. «Социологические теории современности» - М., 2013

Интернет – ресурсы по социологии

  1. http://www.cemi.rssi.ru/isesp/lci/sociology.htm 
  2. http://www.isn.ru/sociology.shtml 
  3. http://www.internews.ru/win/sociology.html 
  4. http://www.inion.ru/product/search_p.htm 
  5. http://holmogorov.rossia.org:8101/libr/ 
  6. http://www.tisbi.ru/resources/library/18/
  7. http://www.socium.fom-discurs.ru/ 


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формируемые общие и общеучебные компетенции

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры проявлений стратификационных различий и социальной мобильности в жизни,
  • в целом понимать современную политическую ситуацию в стране и мире,
  • сравнивать политические проблемы в различных регионах мира,
  • четко различать формы государственного устройства,
  • понимать значение демократии для жизни общества;
  • формировать собственную политическую культуру, чтобы применять теоретические знания в повседневной жизни и своей профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • причины социального неравенства как основы стратификации общества,
  • исторические типы социальной стратификации (рабство, касты, сословия, классы, страты),
  • критерии социальной стратификации: богатство, власть, престиж,
  • отличительные черты и параметры высшего, среднего и низшего социальных слоев;
  • сущность и виды социальной мобильности,
  • понятие открытого и закрытого общества;
  • методы и функции политической науки,

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку  информации, необходимой для  решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результаты выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Оценка самостоятельной работы, устный опрос, тестовые задания по темам, зачет.

Разработчик:         

ГБПОУ ТК 34

преподаватель

В.Р. Никопорович

место работы)

(занимаемая должность)

(инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам социологии и политологии

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы социологии и политологии Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта (далее – ГОС) по специальностям среднего...

Рабочая программа по Экономике и социологии труда

Данная рабочая программа предназначена для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет"....