Методическая разработка теоретического занятия по Основам философии на тему "Гносеология - учение о познании"
методическая разработка

Хутова Марина Хамидбиевна

Методразработка содержит теоретический материал по теме, хронокарту, ход занятия и список использованных источников

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дисциплина: ОГСЭ.01 Основы философии

Специальность: 33.02.01 ФАРМАЦИЯ

Курс: 3, 301 группа

Тема: «Гносеология – учение о познании»

Количество часов:4

Тип занятия: урок открытия нового знания.

Цель: Формирование общих представлений о философских проблемах познания. 

Образовательные:

  • формирование знаний о сущности процесса познания, формах духовно-практического освоения и способах постижения окружающего мира;
  • развитие навыков самостоятельной работы на уроке и во внеурочной деятельности;
  • развития умения пользоваться информацией из философских текстов, учебной и научной литературы, а также электронных ресурсов сети Интернет;
  • развитие умения сравнивать и анализировать свою деятельность и работу других членов коллектива;

Развивающие:

  • формировать системно-информационный подход к анализу информации;
  • развивать коммуникативные навыки общения;
  • содействовать развитию аналитических способностей, познавательного интереса, внимания, мышления;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и положительное отношение к науке;
  • вырабатывать интерес к самостоятельному решению задач.

Задачи учебного занятия:

  •  рассмотреть теорию познания и понятие познания;
  •  определить структуру познания: субъект, объект, предмет познания;
  • освоить новые знания по теме;
  • улучшить навыки самостоятельной работы.

Формируемые компетенции:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

OK 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Уровень освоения знаний: ознакомительный с элементами репродуктивного

В результате освоения темы студент должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
  • определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
  • определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
  • сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения темы студент должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Основные понятия темы: гносеология, чувственное познание, рациональное познание, ощущения, восприятие, представления, понятие, суждение (рассуждение), вывод (умозаключение), творчество, интуиция, истина абсолютная, истина относительная, практика.

Критерии и показатели достижения целей: знает основные категории и понятия по теме, умеет ими оперировать; умеет аргументировано представить свою позицию по актуальному вопросу; умеет взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса в ходе выполнения коллективной работы.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Методы:

  • словесные, наглядные, практические;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • активные,  пассивные.

Методы и формы оценки результата по теме: оценка работы в учебной аудитории и опережающих заданий.

Место проведения: аудитория №205/3, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 165

Материально-техническое обеспечение.

Учебно-методическое оснащение: Рабочая программа учебной дисциплины, методическая разработка занятия по учебной дисциплине, демонстрационный материал, презентация, наглядные пособия, доска, мел, компьютер, мультимедиа. 

Оборудование аудитории: рабочее место преподавателя, рабочие места обучающихся.

Технические средства обучения: персональный компьютер, проектор, интерактивная доска, учебные электронные материалы.

Межпредметные связи: обществознание, история

Внутрипредметные связи: Тема 1. Предмет и определение философии; Тема 3. Становление философии в Древней Греции. Тема 6. Особенности философии Нового времени; Тема 7. Немецкая классическая философия; Тема 13. Онтология - учение о бытии.

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов в подготовке к занятию

Основная:

1. Антюшин С. С. Основы философии. – М.: Инфра-М, 2017

2. Волкогонова О. Д., Сидорова Н. М. Основы философии. – М.: Форум – Инфра-М, 2018

3. Кохановский В. П. Основы философии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016

4. Спиркин А. Г. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Спиркин. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 392 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-00811-1. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/433318 

5. Стрельник О. Н. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / О. Н. Стрельник. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 312 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-04151-4. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/431709

Дополнительная:

  1.  Ивин А. А. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / А. А. Ивин, И. П. Никитина. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 478 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-02437-1. - Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/433754
  2. Тюгашев Е. А. Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / Е. А. Тюгашев. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 252 с. - (Профессиональное образование). - ISBN 978-5-534-01608-6. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. - URL: https://biblio-online.ru/bcode/437246

Интернет-ресурсы:

1. philosophy.ru – портал «Философия в России»

2. filinnik.ru/ - сайт о философии

3. filosof.historic.ru – историко-философская библиотека

4. www.alleg.ru/edu/philos. htmru.wikipedia.org/wiki/

Хронокарта

Ход урока

1.Организационный момент (2 минут)

Создание рабочего настроя на занятие

Внешняя и внутренняя готовность обучающихся к проведению занятия

Самостоятельная проверка готовности к занятию, эмоциональный настрой

Фронтальная организация деятельности обучающихся: беседа.

Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, настрой учащихся на работу, организация внимания

  1. Сообщение цели и темы занятия (3 минуты)

Тема «Гносеология – учение о познании».        

План

  1. Познание как отношение человека к миру – (5 мин.)
  2. Типология видов знания (опережающее задание).- (15 мин.)
  3. Основные направления в теории познания - (7 мин.)
  4. Уровни познания: чувственное и рациональное - 5 мин
  5. Понятие истины и её критерии - 5 мин.
  6. Просмотр видеоролика как закрепление пройденного материала – (7 мин)
  7. Подведение итогов – (6 мин.) 

Формирование мотивации учащихся к изучению нового материала (через выявление междисциплинарных и межпредметных связей).

Беседа: Объявление темы и цели учебного занятия, обоснование ее значимости для развития познавательной и информационно-коммуникативной деятельности, раскрывает содержание урока, раскрытие междисциплинарных и межпредметных связей.

Показ: Выведение темы и целей урока на интерактивную доску.

3. Актуализация основных понятий, необходимых для изучения новой темы (15 минут). Проверка готовности учащихся к освоению новой темы. Освоение исследовательской деятельности (устные ответы студентов)

Фронтальная организация деятельности обучающихся (оценка уровня знаний, разъяснение понятий, вызывающих затруднение)

 (Исследовательский и частично - поисковый метод)

4. Освоение нового материала (50 минут)

Формируется база знаний о философских проблемах познания, формах духовно-практического освоения мира, способах познания окружающего мира.

Обратная связь и ответная реакция в процессе изложения материала.

1.Слушают, запоминают, отвечают на вопросы

2. Анализируют предложенную информацию, обсуждают, делают выводы.

Фронтальная организация деятельности обучающихся: изложение нового материала.

Изложение нового материала методами формирования сознания в целостном педагогическом процессе:

1.Лекция, показ, с применением ТСО (частично - поисковый метод: представляются факты по новому материалу, делаются выводы из представленных фактов);

2.Учебная дискуссия: активизация мыслительной деятельности студентов, вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности.

Установление обратной связи в ходе занятия.

5. Первичное закрепление нового материала (15 минут)

Умение использовать полученную информацию при решении исследовательских задач. Работа с тетрадью, самостоятельная работа.

Фронтальная организация деятельности обучающихся: решение предложенных преподавателем заданий.

Уточнение заданий, вопросы на понимание изученного материала.

6. Подведение итогов (5 минут)

Подведение итогов занятия и оценка степени усвоения материала.

Положительные оценки деятельности обучающихся на учебном занятии.

Самооценка и сравнительный анализ с оценкой преподавателя

Беседа. Сообщение о достижении цели урока.

Разбор типичных ошибок, сообщение оценок, постановка целей самостоятельной домашней работы обучающихся.

Содержание занятия.

Тема: Гносеология – учение о познании.

  •  Познание как отношение человека к миру:

- познание в истории философии

- субъект, объект, предмет, цель познания

2. Типология (виды) познания:

- обыденное (практическое), мифологическое, художественное (образное) (Биттирова Азиза);

- религиозное, философское (Биттирова Айза);

- научное познание (Тутова Милана).

  1. Основные направления в теории познания: сенсуализм, рационализм, скептицизм, агностицизм (Кучмезова Фатима)
  2. Уровни познания: чувственное и рациональное.
  3. Понятие истины и её критерия (Капова Радима).

1. Уже в философии античной Греции были представлены все проблемы познания и подходы к их решению.

Одно из направлений было заложено философией Сократа, который считал, что физический, предметный мир вещей недоступен человеческому разуму и поэтому проблема познания сводится к проблеме самопознания. Задача философствования - познать самого себя.

В истории античной философии известна теория познания Платона, который считал, что источник познания - это воспоминания бессмертной души человека о мире идей, в котором она существовала до ее «переселения» в тело человека. Именно эта теория доминировала в Средние века, так как совпадала с основными понятиями христианства.

Третья концепция представлена философией Демокрита, который считал, что душа человека является органом ощущения и мышления. В процессе ощущений, получаемых от мира вещей, человек овладевает «темным» знанием, играющим большую роль в познании. Когда человек не в состоянии воспринимать мир с помощью чувств, он вынужден обращаться к разумному познанию.

В Новое время европейская философия развивает практически все направления философского познания:

  • сенсуалистическое, связанное с разработкой эмпирического (опытного) знания;
  • рационалистическое, которое обосновывает роль и значение разума в познании мира;
  • субъективно-идеалистическое, обратившее особое внимание на активную роль субъекта познания и заявившую, что «без субъекта нет объекта»;
  • объективно-идеалистическое, в основе которого познание рассматривается как божественное откровение.

Однако наибольшую известность в философии Нового времени получает агностицизм, как особое философское направление, отрицающее возможность познания истинной сущности мира. Классическими представителями этой точки зрения были Дэвид Юм и Иммануил Кант.

Английский философ Д. Юм считал, что каждый человек, познающий мир, имеет дело со своим опытом, за пределы которого он не в состоянии войти. Поэтому человек, как субъект познания, не имеет возможности правильно оценить объективную реальность и не может знать об истинности или неистинности своего опыта, о его соответствии или несоответствии реальному миру.

И. Кант говорил, что знание является опытом, полученного с помощью ощущений, и идеальных форм, названных Кантом априорными (доопытными) категориями рассудка. Поэтому мир для всех людей понимается таким, который соответствует формам восприятия и мышления, а значит и процесс познания видится Канту, как процесс, в котором центральное место занимает человек, а не мир, существующий независимо от человека. Человеком познается только мир явлений, мир сущностей закрыт для человечества, он находится за пределами человеческого разума, оставаясь «вещью в себе».

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний, в котором исследуется возможность познания человеком мира и самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Познание – активный, целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения новых знаний с целью применения их в практической деятельности для удовлетворения своих потребностей.

Познание - это способность человека изучать окружающий мир.

Познание есть процесс приобретения и развития знаний. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека.

Источником познания выступает практика, она определяет уровень развития общества и самого человека. В связи с практикой развивается и познание. Познание возникло в ходе практики, развивается благодаря ней.

Теория познания изучает:

- возможность и структуру познания;

- отношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);

Процесс познания составляют следующие элементы:

1) объект познания - часть реального бытия, подвергающаяся исследованию (явления и процессы объективного мира, субъективный мир человека). Объект познания - то, на что направлено познание.

2) субъект познания - носитель познавательной деятельности; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или группа лиц (например, научное сообщество), общество, культура, человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам.

3) предмет познания - это аспект объекта познания, который вовлекается в сферу научного анализа. Человек предмет изучения антропологии, биологии, психологии. Объект может образовывать различные предметы познания.

Цель познания - знания. Они нужны для ориентации человека в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности. Знание - средство преобразования действительности.

2. Рассмотрим особенности различных видов познания (опережающие задания студентов).  

Обыденное житейское познание (Биттирова Азиза). Благодаря мышлению люди веками совершенствовали свои знания об окружающей их действительности. Любая информация, которая поступает из внешней среды, анализируется нашим мозгом. Именно на этом взаимодействии строится обыденное знание. Принимается любой результат – негативный и позитивный. Далее он связывается нашим мозгом с уже имеющимися знаниями, и происходит накопление опыта. Данный процесс происходит постоянно и заканчивается только во время смерти человека.

Обыденное знание является первичным и есть у каждого человека.

Первая ступень обыденного знания

Познание мира - процесс непрерывный. Обыденное знание - это результат наблюдений, экспериментов и умений тысячи людей, который передается на протяжении веков и является результатом интеллектуального труда.

Первая ступень представляет собой знания конкретного человека. Они могут различаться. Это зависит от уровня жизни, полученного образования, места проживания, религии и многих других факторов, которые прямо или косвенно влияют на человека. Примером могут служить правила общения в обществе, знания о природных явлениях.

Вторая ступень 

К этому слою относятся уже коллективные знания. Различные запреты, приметы – все это относится к житейской мудрости. Например, много примет до сих пор используется в области предсказания погоды. Также популярны приметы на тему «удачи/неудачи». В России, если черная кошка перебежала дорогу, то считается, что это к неудаче. В некоторых других странах это сулит, наоборот, большое везение. Это яркий пример обыденного знания. Приметы, связанные с погодой, очень четко подмечают малейшие изменения в поведении животных. Эти законы природы формировались не не один век. Этот накопленный жизненный опыт используют даже в современном мире метеорологи для подтверждения прогнозов.

Третья ступень (слой житейской мудрости) 

Обыденное знание здесь представлено в виде философских представлений человека. И здесь опять будут видны различия. Житель глухой деревни, который занимается хозяйством, рассуждает о жизни иначе, чем городской обеспеченный менеджер. Первый будет думать, что главное в жизни честный, тяжелый труд, а философские представления другого будут основаны на материальных ценностях.

Особенности обыденного знания.

  • Ориентация на жизнь человека и его взаимодействия с окружающим миром. Житейская мудрость учит, как следует вести хозяйство, как предсказывать погоду, как общаться с людьми, как правильно жениться/выходить замуж и многое другое.
  • Субъективный характер. Знание всегда зависит от уровня жизни человека, его культурного развития, сферы деятельности и тому подобного.
  • Направленность на настоящее. Обыденное знание не заглядывает далеко в будущее. Оно основано на имеющихся знаниях, и его мало интересуют точные науки и их развитие в дальнейшем.

Отличия научного от обыденного познания

Применяемые средства. В обыденной жизни обычно это поиск каких-либо закономерностей, рецептов. В науке используется специальная аппаратура, проводятся эксперименты, законы.

Уровень подготовки. Чтобы заниматься наукой, человек должен обладать определенными знаниями, без которых будет невозможна данная деятельность. В обычной жизни такие вещи совершенно не важны.

Методы. Познание обыденное обычно не выделяет какие-то конкретные способы, все происходит само собой. В науке же важна методология, и зависит она от характеристик исследуемого предмета.

Время. Житейская мудрость всегда направлена на настоящий момент. Наука же смотрит в далекое будущее и постоянно совершенствует получаемые знания.

Достоверность. Обыденное знание не обладает системностью. Информация, которая представляется, образует знания, сведения, наблюдения тысячи поколений людей. Ее можно проверить, только применяя на практике. Никакой другой способ не подойдет. Наука содержит конкретные закономерности, которые не требуют доказательств.

Варианты распространения знаний. Человек может получить обыденное знание разными способами. Первый – постоянный контакт индивида с окружающим миром. Человек подмечает закономерности в своей жизни, делает выводы из различных ситуаций, тем самым формируя базу знаний. Эта информация может касаться работы, учебы, общения с другими людьми, животными, везения или неудач.

Второй – средства массовой информации. В век современных технологий у большинства есть телевизор, интернет, сотовый телефон. Благодаря этим достижениям человечества всегда есть доступ к новостям, статьям, фильмам, музыке, искусству, книгам и многому другому. Индивиду постоянно поступает информация, которая обобщается с уже имеющимися знаниями.

Третий – получение знаний от других людей. Часто можно услышать на какие-либо действия различные поговорки. Например, «не свисти – денег в доме не будет».

Обыденное и научное знание тесно переплетаются. В интернете часто можно найти ролики, где, например, физику объясняют практически «на пальцах», не используя сложные термины. Это позволяет популяризовать науку среди населения, что ведет к росту образованности.

Мифологическое, художественное (образное) и религиозное познание. (Биттирова Айза). Мир мифов удивляет нас своей полнотой, казалось бы, в мифах есть ответы на любой вопрос, и это не удивительно, ведь их создатели работали над ними скрупулезно, как и полагается трудиться над историей создания мира. Мифологическое познание – это один из видов ненаучного познания мира.

Мифологическое познание мира – это фантастическое отражение реальности, принимаемое человеком не критически, а на веру. Ведь создатели мифов верили, что эти истории - опыт предков. У человека не было научных знаний в достаточной мере для того чтобы объяснить происходящее в окружающем его мире. Однако была любознательность, которая и довела первобытного человека до прогресса и тех открытий, что мы имеем сегодня.

В рамках мифологии вырабатывались знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия. Мифологическое мышление - это не просто фантазия, а своеобразная модель мира, позволяющая передавать опыт поколений.

Среди особенности мифологического познания выделяют самую важную и самую популярную тему мифов – создание мира. Это – космогонические мифы, которые рассказывают о большом взрыве, после которого постепенно создавалась Вселенная и в том числе, Земля. Эти мифы сопровождаются историями о человеке, который всегда присутствовал на заднем плане грома и молний. Человек в мифе являлся органической частью наблюдаемого им мира. И все в мире рисуется по образу и подобию человека.

Способом объяснения природных и социальных процессов в мифе являлось описание этих процессов, т.е. рассказ о них. Содержание мифа представлялось первобытному человеку реальным, поскольку воплощало коллективный опыт осмысления жизни предыдущими поколениями. Этот опыт служил предметом веры.

Невзирая на кажущуюся несерьезность мифологического вида познания, он выполнил свою огромную и значащую функцию. Миф донес ход мышления, быт, взаимоотношения человека с миром, а в свое время, еще и помогал человеку дать объяснения на загадки природы, удовлетворял его любопытство, и был началом зарождения всех наук о жизни.

Мифологическому мышлению свойственны неотчетливое разделение объекта и субъекта познания, предмета и знака, вещи и слова, происхождения и сущности явлений.

Уже в рамках мифологии зарождается художественно-образная форма познания, которая получила наиболее развитое выражение в искусстве.

Художественно осваивая действительность в различных своих видах (живопись, музыка, театр), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его по законам красоты. В структуру любого произведения искусства всегда включаются определенные знания о природе, о разных людях и их характерах, о тех или иных странах и народах, их культуре, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях.

Специфической формой освоения действительности в искусстве является художественный образ, мышление в образах.

Одной из древних форм познания, генетически связанной с мифологией, является религиозное познание. Его особенность состоит в способности к выходу за пределы реальности и признании иного («сверхъестественного», «небесного») мира - Бога или богов.

Уникальная способность религии заключается в признании существования обратной связи между этими мирами, т.е. возможности мира сверхъестественного оказывать решающее воздействие на судьбы мира земного. А эта связь реализуется при помощи культа.

Особенности религиозного познания определяются тем, что религиозные представления содержат определенные знания о действительности. Мудрой и глубокой сокровищницей религиозных и других знаний, накопленных людьми веками и тысячелетиями, являются Библия и Коран.

Однако религия (как и мифология) не производила знание в теоретической форме. Она никогда не выполняла и не выполняет функции производства объективного знания, носящего всеобщий и доказательный характер.

Важнейшим понятием религии и религиозного познания является «вера». В понятии «вера» выделяют религиозную веру и веру как уверенность (доверие, убеждение), т.е. то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, в различных формах научного познания. Как подчеркивал А. Эйнштейн, «без веры в то, что возможно охватить реальность нашими теоретическими построениями, не может быть никакой науки. Эта вера всегда останется основным мотивом всякого научного творчества».

Научное познание (Тутова Милана). Современное научное познание включает в себя три главные сферы или три главные области познания:

  • мир природы - от элементарных частиц до космоса, и от гена до биосферы;
  • мир социума как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми;
  • мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, интуиции и переживаний, эмоций и представлений.

Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований.

Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки.

Формы и методы современного научного познания.

Уровни научного познания

Эмпирическое познание –

связано с чувственным познанием, задача которого заключается в получении знаний на основе чувственного опыта.

Теоретическое познание

формулируются принципы, законы, создаются теории, в которых заключается сущность познаваемых объектов

Методы:

наблюдение, эксперимент, эмпирическое описание.

Методы:

индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Форма получаемого знания – эмпирический (научный) факт

Форма получаемого знания – законы, принципы и научные теории

Основными методами, используемыми в процессе эмпирического познания, являются:

– метод наблюдения (наблюдение представляет собой целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта);

– метод эмпирического описания (итогом наблюдения является эмпирическое описание, в процессе которого полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других языковых формах);

– метод эксперимента (экспериментом называется такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях).

3. А сейчас рассмотрим основные направления в теории познания (Кучмезова Фатима). В теории познания не существует единого мнения по поводу того, чему принадлежит решающая роль в познании - чувствам или разуму.

Сенсуалисты полагают, что новое знание можно получить только на основе чувств. Чувственный опыт и чувства первичны и идут впереди всяких логических рассуждений. Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) считали, что единственный источник знания - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпириков - сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощеная табличка (чистая доска), а уже ощущения и восприятия «пишут» на ней свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем посредством эксперимента, который корректирует данные органов чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом, он и есть истинный метод в философии и всех науках.

Рационалисты (Р. Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой познания. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета. Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны. Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит. «Я мыслю, следовательно, существую» (Декарт). По правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести возможность существования Бога, природы и других людей.

И сенсуализм, и рационализм дают положительный ответ на вопрос о познаваемости мира. Данная позиция именуется оптимистической. В теории познания выработана также пессимистическая позиция, согласно которой мир непознаваем.

Скептицизм выражает пессимистическую позицию и не отрицает возможности познания мира, но сомневается в этом.

Основы для скептической аргументации были предложены еще философами Древней Греции:

  • чувствам нельзя доверять, поскольку у разных людей могут быть разные ощущения, например то, что нравится одному, вызывает у другого отвращение;
  • чувствам нельзя доверять также из-за того, что органы чувств постоянно обманывают нас;
  • нельзя доверять и разуму, поскольку любое доказательство опирается на данные, которые тоже нужно доказать, и так до бесконечности; следовательно, доказать ничего нельзя, если только не принять на веру бездоказательные аксиомы или догматы.

В агностицизме (от греч. agnostos - непознаваемый) представлен более сильный вариант пессимизма. Это течение отрицает познаваемость объективного мира. Все, что мы можем познать, - лишь мир видимости, искаженный нашими чувствами и опытом.

Современная наука придерживается оптимистического взгляда на познание. Мир познаваем, считают ученые, и, хотя абсолютная истина недостижима, мы с каждым новым научным открытием все больше приближаемся к ней.

4. Познание может быть чувственным и рациональным. Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти основных чувств человека - зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.

К формам чувственного познания относят:

Ощущение - элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны, овальной формы.

Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;

Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета. Например, если мы когда-либо видели лимон, мы вполне можем представить его себе, даже если он не находится перед нами и не может воздействовать на наши органы чувств. В представлении большую роль играют память, воспоминания, а также воображение человека. Представление можно назвать восприятием предмета в его отсутствие. Возможность представления обусловлена тем фактом, что чувственные образы возникают не в органах чувств, а в коре головного мозга. Поэтому непосредственное присутствие предмета не является необходимым условием для возникновения чувственного образа. Однако чувственного познания недостаточно для познания закономерностей существования мира.

Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств. К формам рационального познания относят:

понятие -  мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме. Понятие схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность, например, апельсин – овальный, кисло-сладкий, оранжевый фрукт;

суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;

умозаключение - рассуждение, в ходе которого из одних суждений - посылок выводится другое, заключительное суждение - вывод.

5. Целью любого процесса познания является истина. Что же означает «истина» в философском смысле слова, её аспекты и критерии? Понятие истины и ее критерии (Капова Радима).

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами - в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами. Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства.

Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

  1. соответствие знаний действительности;
  2. то, что подтверждено опытом;
  3. полезность полученного знания для практики.

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие фундаментальным законам;

3. простота формулы;

4. практика

Практика – это система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности.

Формы практики:

  1. материальное производство (труд, преобразование природы);
  2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
  3. научный эксперимент.

Функции практики:

  1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
  2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
  3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
  4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ и КАТЕГОРИИ ТЕМЫ

Теория познания.

Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания – чувственное и умственное, и эта теория сохранилась до сих пор.

Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

В структуре познания два элемента:

  • Субъект («познающий» - человек, научное общество);
  • Объект («познаваемое» - природа, ее явления, общество и социальные явления, люди, предметы).

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (определение величины веса, скорости, продолжительности, объекта).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).

Теоретические методы:

  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений);
  10. Индукция – движение от факта к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (виды) - следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Его часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

V. Закрепление нового материала.

- просмотр видеоролика, содержащего основные моменты изученной темы

- вопросы для закрепления знаний, полученных на уроке:

  1. Что означает «гносеология»? (Учение о познании)
  2. Какие взгляды на познание существовали в Античной философии? (Сократа, Платона, Демокрита)
  3. Какие теории познания появились в Новое время? (сенсуалистическая,

рационалистическая)

  1. Кто первым поставил вопрос о непознаваемости мира? (Дэвид Юм).
  2.  В чем суть агностицизма Иммануила Канта? (Человек познает мир явлений, мир сущностей закрыт для него, так как он имеет дело лишь с собственным опытом, за грань которого выйти не может. Поэтому окружающий человека мир непознаваем)
  3. Какие уровни познания существуют? (чувственное и рациональное)
  4. Какие типы (виды) познания существуют? (обыденное, мифологическое, художественное, религиозное, философское, научное)
  5. В чем отличие научного познания от других видов познания?
  6. Наука – это теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований. Научное познание – это объективное, истинное знание, полученное в ходе проверки и перепроверки. В чем разница между указанными понятиями?
  7.  Назовите особенности научного познания? (стремление к объективности (изучение мира как он есть); имеет дело с особым набором объектов реальности; наука имеет специальный язык; специфика научных знаний; взаимосвязь и системность научных знаний.
  8. Каков главный итог научного познания? (истинное знание)

12.Как достигается наукой высокая степень точности и объективности получаемых знаний? (путем проверки и перепроверки в ходе опыта, практики)

13. Какие инструменты, специально сконструированные для научных исследований, вы знаете? (Исследование включает применение частных методов отдельных наук и общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза)

14. Дайте определение понятия «истина» и назовите её критерии (Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.)

15. Объективная, абсолютная и относительная истина (Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто. Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения)

16. Назовите виды практики, ее формы и функции (материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент). Функции - источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.); основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его); цель познания (человек для того и познает окружающий мир, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности); критерий истины (пока положение, высказанное в виде концепции, простого умозаключения не будет проверено на опыте, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

VI. Домашнее задание:

- выучить новые термины и понятия по теме;

- составить конспект пройденного материала;

- подготовиться к устным ответам и выполнению тестовых заданий

VII. Подведение итогов занятия:

- выставление оценок

- комментарии преподавателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»

Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...

Методическая разработка теоретического занятия по ОП.02 Основы электротехники

Методическая разработка проведения теоретического занятия по теме: «Соединение фаз в трёхфазных системах  «звездой»» основана на познавательной активности, способности к системному анализу произв...

Методическая разработка теоретического занятия по теме: Административное право и административный процесс по дисциплине Основы права

Данная  методическая  разработка  предназначена  для  проведения  учебного  занятия  по  теме  "Административное  право  и  админи...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия по Основам безопасности жизнедеятельности «Здоровья и здоровый образ жизни»

Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОУД.06 Основы безопасности жизнедеятельности «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующ...