Учебная программа ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа
рабочая программа

Трофимова Дария Викторовна

Учебная программа ПМ.01  Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами 39.02.01 Социальная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm.01_sotsialnaya_rabota_s_litsami_pozhilogo_vozrasta.docx84.04 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«СУНТАРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПРИЛОЖЕНИЕI.15

К программе СПО39.02.01

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.1 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

2017г.

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС СПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.

Организация-разработчик: ГБПОУ РС (Я)«Сунтарский технологический колледж»

Разработчики:

Трофимова Д.В., преподаватель ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж».

Рецензент:                     Иванова Т.О., социальный педагог ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский                                 технологический колледж»                

Рецензент:                      Фролов Г.В., РуководительГКУ РС (Я) «СУЗНиТиСРРС (Я)»

Рекомендована методическим  советом ГБПОУ «Сунтарский технологический колледж», протокол № 8 от «_15_» июня 2017 года

        

Подпись председателя:                                /М.А. Архипова/


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

18


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.1 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

  1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа профессионального модуля (программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 39.02.01 Социальная работа

  1. Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля.

В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности ПМ.1 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидамии соответствующие ему общие компетенции и профессиональных компетенций:

  1. Перечень общих компетенций:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональнойдеятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

  1. Перечень профессиональных компетенций

ВД 1

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

ПК 1.1

Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2.

Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3.

Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5.

Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

В результате освоения профессионального модуля студент должен:

Иметь практический опыт

- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;

- осуществления социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации; координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;

Уметь

- анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;

- пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;

- выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;

- оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации,др. видов адресной помощи и социальных услуг;

- активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;

- осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

Знать

- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты;

- основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов;

- особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; структуры, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля.

Всего часов 172

Из них   на освоение МДК 01.01 32 часа

                                     МДК 01.02 32 часа

                                     МДК 01.03 76 часов

                                     МДК 01.04 32 часа_, на практики, в том числе учебную ___72 часа____ 

и производственную____90 часов______

самостоятельная работа____84 часа_____

консультация 2 часа

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

2.1 Структура профессионального модуля.

Коды профессиональных общих компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]**

Суммарный объем нагрузки, час.

Занятия во взаимодействии с преподавателем, час.

Самостоятельная работа

Обучение по МДК, в час.

Практики

всего,

часов

Лабораторных и практических занятий

Курсовых работ (проектов)*

учебная,

часов

производственная

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5ОК 1 - ОК 13.

Раздел 1 МДК1.1Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами

54

32

18

6

6

30

30

9

21

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5

ОК 1 - ОК 13.

Раздел 2. МДК1.2Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов

54

32

18

9

22

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5

ОК 1 - ОК 13.

Раздел 3. МДК1.3Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами

96

76

26

36

19

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5

ОК 1 - ОК 13.

Раздел 4.МДК1.4. Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

54

32

20

36

22

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5ОК 1 - ОК 13.

Производственная практика

90

90

Всего:

420

258

172

72

90

84

2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

22

Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

1

2

3

МДК1.1 Социально - правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами.

Тема 1. 1. Конституционно-правовые основы социальной работы

Российская Федерация - социальное государство. Социальная работа как средство реализации социальной политики государства. Правовой статус личности в обществе. Субъективное право как вид и мера возможного поведения правомочного лица. Юридическая обязанность как вид и мера должного поведения обязанного лица.Соотношение субъективных прав и обязанностей личности как юридическая мера ее свободы. Мировая практика моделей социальной защиты лиц пожилого возраста и инвалидов.

2

Тема 1.2. Гарантии государства на социальную защиту

Социальная защита, социальное обеспечение – основныенаправления развития демократического, правового государства.Гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Социальная поддержка как система мер, обеспечивающая социальные гарантии отдельным категориям граждан.Льготы как средство достижения социального равенства в обществе. Льготы как способ поощрения граждан за особые заслуги перед государством и обществом. Льготы как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства и общества. Льготы как средство стимулирования видов деятельности. Льготы как преимущества, устанавливаемые законом лицам пожилого возраста и инвалидам. Социальные функции правовых льгот.

4

Тематика практических занятий.

6

Изучить основные положения нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам.

2

Изучить основные положения нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам.

2

Изучить основные положения нормативно-правовых документов, определяющие гарантии и льготы лицам пожилого возраста и инвалидам.

2

Тема 1.3. Пенсионное обеспечение

пожилых и инвалидов в РФ.

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов.Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.Право пожилых и инвалидов на получение пенсии. Условия назначения и порядок выплаты пенсий пожилым и инвалидами

2

Тематика практических занятий.

4

Определение права пожилых на пенсионное обеспечение

2

Определение права инвалидов на пенсионное обеспечение

2

Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам.

Общая характеристика системы льгот для пожилых и инвалидов.Виды льгот, предоставляемые государством пожилым инвалидам: социальные, жилищные, налоговые, транспортные и др.Основные федеральные, региональные, муниципальные законодательные акты, гарантирующие пожилым и инвалидам льготы.. Возможности замены льгот денежными компенсациями.Виды пособий, предоставляемые государством пожилым и инвалидам

2

Тематика практических занятий.

4

Определение права пожилых на льготы и пособия.

2

Определение права инвалидов на льготы и пособия.

2

Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам

Виды медико-социальной помощи пожилым и инвалидам, гарантированные государством.Обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортным лечением и изделиями медицинского назначения пожилых и инвалидов.Протезно-ортопедическая помощь.Нормативно-правовая база определяющая степень утраты трудоспособности и сроки переосвидетельствования.

2

Тематика практических занятий.

и инвалидов

4

Определение права пожилых на различные виды медико-социальной помощи.

2

Определение права инвалидов на различные виды медико-социальной помощи.

2

Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ

Особенности трудового законодательства, определяющего права. Особенности гражданского и семейного права, регулирующего отношения, связанные с пожилыми и инвалидами: правила наследования, право на алименты и т.д.Особенности жилищного законодательства в отношении пожилых и инвалидов: нормы обеспечения инвалидов жилой площадью, право инвалидов на дополнительную жилую площадь, особенности оборудования жилого помещения для инвалидов и т.д.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 1

1. Составление таблицы: «Соотношение субъективных прав и обязанностей личности как юридическая мера ее свободы».

2. Создание логической схемы «Льготы, предоставляемые законодательством лицам пожилого возраста и инвалидам».

3. Примерная тематика рефератов:

«Социально-бытовые услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста и инвалидам»;

«Социально-медицинские услуги, оказываемые лицам пожилого возраста и инвалидам»;

«Социально-психологические услуги лицам пожилого возраста и инвалидам»;

«Социально-экономические услуги и материальная помощь лицам пожилого возраста и инвалидам»;

«Социально-правовые услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста и инвалидам»;

«Проведение социальной адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации».

4. Создание презентации на тему: «Принципы деятельности учреждений социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов».

5. Сделать подборку газетных и журнальных статей, информирующих о социальных проблемах пожилых и инвалидов.

21

Учебная практика МДК 1.01.

Виды работ.

Признание инвалида безработным. Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам. Права, свободы и обязанности граждан - фундаментальная правовая основа организации и проведения социальной работы. Дополнительные права или льготы, предоставляемые законодательством отдельным категориям граждан: лицам пожилого возраста и инвалидам.

6

Производственная практикаМДК 1.01.

Виды работ

Предложить перечень социально-экономических мер, стимулирующих средний и малый бизнес на оказание благотворительной помощи пожилым и инвалидам. Анализ ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».

9

Консультации.

Подготовка к квалификационному экзамену.

1

МДК 1.2Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов

Тема 2.1 Геронтология как наука о продлении жизни.

Старость как биосоциопсихологическое явление. Актуальность исследования геронтопсихологической проблемы.

Теории старения и старости: старость как биологическая проблема; старость как социальная проблема; старость как когнитивная проблема; комплексные теории старения.

2

Тема 2.2. Психологические измененияв личности и деятельности человека позднего возраста.

Особенности личности старого человека: сужение интересов, эмоциональная неустойчивость, эгоцентризм, недоверие к людям, обидчивость и т.д. Отношение к собственному старению. Типология личности в пожилом возрасте.

Положительные показатели возраста: жизненная мудрость, потребность в передаче накопленного опыта и т.д.

Возрастные психологические и личностные кризисы в старости. Психические нарушения в период поздней взрослости и старости. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости.

2

Тематика практических занятий

.

6

Выделение факторов риска, влияющих на здоровье.

2

Средства сохранения здоровья в пенсионном возрасте

2

Средства сохранения здоровья в пенсионном возрасте

2

Тема.2.3 Познавательная сфера в период старения.

Развитие ощущения и восприятия: изменение слуховой чувствительности, нарушение зрения, динамика психофизических функций.

Развитие высших психических процессов. Изменения памяти. Особенности развития мышления. Причины снижения интеллектуальных функций.

2

Тематика практических занятий

6

Решение психологических задач «Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста»

2

Решение психологических задач «Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста»

2

Решение психологических задач «Определение типов приспособления к старости и проблем людей пожилого возраста»

2

Тема 2.4. Профилактика старения

Профилактика старения.Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста и путиих преодоления.

Здоровый образ жизни как фактор долголетия.

Культуры питания, культуры движения и культуры эмоций.

2

Тематика практических занятий

6

Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении.

2

Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении.

2

Основные направления деятельности пожилого человека в его микросоциальном окружении.

2

Тема 2.5. Основы андрагогики лиц пожилого возраста

Теория и практика обучения взрослых людей: история развития. Обучения лиц пожилого возраста как фактор социальной защиты.

2

Тема 2.6. Социально-медицинские и психологические проблемы пожилого возраста.

Сходство и различия в старении мужчин и женщин. Психологическое реагирование на болезнь у лиц старших возрастных групп. Состояние психики и здоровье.

Психологические изменения в старости и проблемы пожилого возраста. Социальный интерес и его проявление у пожилого человека.

Особенности интеллектуального развития в пожилом и старческом возрасте. Особенности эмоционально-личностной сферы в поздней зрелости.

4

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

  1. Выделите особенность теорий, исследующих социально-психологические проблемы пожилых людей. Назовите виды старости. Какое место среди них занимает социальная старость.
  2. Дайте сравнительный анализ различных теорий старости и старения, укажите достоинства и недостатки каждой из них.

3.Определите особенности процесса старения, характерные для России.

  1. Проанализируйте принципы ООН в отношении пожилых людей
  2. Составьте таблицу «Факторы риска, влияющие на здоровье людей»
  3. Выделите сущность предпенсионной подготовки. Как понимаете выражение: Пенсионный период - это период сохраненных возможностей?
  4. Дайте трактовку, предлагаемую современной геронтологией сущности процессов, происходящих при старении. 8.Определите направления активизации системы антистарения или витаукт.

9.Раскройте понятие «стиль жизни пенсионера».

10.Охарактеризуйте организационные формы общения пенсионеров, способствующие повышению активности пожилых людей

11. Исследуйте основные направления деятельности пожилого человека в микросоциальном окружении ( г. о Похвистнево)

12. Работа с учебной литературой (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий , составленным преподавателем)

13. Подготовка к практическим занятиям с использованием рекомендаций преподавателя

22

Учебная практика МДК 1.02.

Виды работ.

Проблема возрастных границ старости. Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости. Основные формы и технологии в современной практике обучения взрослых. Проявления нормального физиологического старения организма.

6

Производственная практикаМДК 1.02.

Разработать содержание функционально-ролевой модели социально- психологической поддержки пожилых людей и инвалидов

Составить таблицы типичных проблем старения и типологии старости

Составить психологические портреты клиентов ЦСП.

Пути решения проблемы одиночества стариков.

Провести и проанализировать собственное исследование отношений «деды и внуки».

Составить перечень мер, способных предотвратить стресс.

9

МДК1.3Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами

Тема 3.1. Социальная диагностика лиц пожилого возраста и инвалидов

Понятие социальной диагностики, ее особенности и функции. Общие проблемы и принципы социальной диагностики. Задачи диагностики: распознавания и идентификация, структурирование, измерения, оценки и квалификации.Выявление лиц пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах.

4

Тематика практических занятий.

6

Использование социально-диагностического инструментария в ходе тематической экскурсии в ЦСО.

2

Использование социально-диагностического инструментария в ходе тематической экскурсии в ЦСО.

2

Использование социально-диагностического инструментария в ходе тематической экскурсии в ЦСО.

2

Тема 3. 2. Социальная коррекция, терапия, адаптация, реабилитация

Понятие, сущность и содержание коррекции, адаптации и реабилитации. Характер, особенности и стадии социальной адаптации. Понятие дезадаптации, социализации. Барьеры в адаптации: индивидуальные, информационно- адаптивные, ситуативные. Пути минимизации барьеров.

Направленность социальной коррекции.Реабилитация инвалидов, особенность социальной реабилитации. Программы социальной реабилитации. Принципы и структура социальной реабилитации. Технологии социальной реабилитации различных категорий инвалидов. Организация работы в области реабилитации инвалидов: медицинская, профессионально- трудовая, социально-средовая и бытовая реабилитация инвалидов.

4

Тематика практических занятий.

6

Составление планов коррекции клиентов

2

Составление планов адаптации клиентов

2

Составление планов реабилитиции клиентов

2

Тема З.З.Социальное обеспечение, обслуживание, страхование лиц пожилого возраста и инвалидов

Понятие социального страхования, обеспечения, пенсионного обслуживания, помощи. Социальное страхование в системе социальной защиты населения. Государственное регулирование страховой деятельности. Медицинское страхование и его виды.Пенсионное обеспечение пожилых людей и инвалидов.

4

Тема 3.4. Охрана здоровья пожилыхлюдей и инвалидов

Понятие охраны здоровья пожилых людей и инвалидов. Основные принципы охраны здоровья. Проблемы пожилых людей и инвалидов. Психологические особенности данной категории людей. Реализация принципов ООН. Задачи государства в области охраны здоровья граждан. Нормативно-правовые акты об охране здоровья граждан.

4

Тематика практических занятий.

6

Разработка программ по улучшению здоровья пожилых людей

2

Разработка программ по улучшению здоровья инвалидов

2

Разработка программ по улучшению здоровья инвалидов

2

Тема 3.5. Социальное консультирование и экспертиза

Социальное консультирование и экспертиза. Медико-социальная экспертиза, ее функции. Индивидуальные программы реабилитации

2

Тематика практических занятий.

4

Наблюдение и анализ работы специалиста ЦСО по консультированию клиента.

2

Наблюдение и анализ работы специалиста ЦСО по консультированию клиента.

2

Тема 3.6. Гериатрическая помощь

Понятия: геронтология и гериатрия. Организация и содержание гериатрической помощи. Гериатрические учреждения здравоохранения и социальной защиты: принципы и направления их работы. Поликлинические гериатрические учреждения. Стационарная гериатрическая помощь. Дневная гериатрическая больница.

Восстановительное лечение. Гериатрическая помощь в доме- интернате. Бытовое обслуживание населения пожилого и старческого возраста. Социальные аспекты организации гериатрической помощи: особенности медицинского ухода и реабилитации.

4

Тема 3.7.Медико-социальная помощь

Медико-социальная помощь пожилым людям и инвалидам. Организация лекарственного обеспечения. Организация санаторнокурортного лечения.

4

Тема 3.8.Формы и методы работы с пожилыми людьми и инвалидами

Формы социального обслуживания. Сущность форм и методов работы с пожилыми людьми и инвалидами.Основные направления повышения уровня благосостояния пожилых людей и инвалидов. Оказание помощи на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам.

4

Тематика практических занятий.

4

Разработка досуговых мероприятий для пожилых людей и инвалидов.

2

Разработка и защита социальных проектов по улучшению благосостояния пожилых людей и инвалидов.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

1. Подбор диагностических методик и проведение диагностики клиента с социальным поведением с целью разработки программ реабилитации, адаптации.

2. Анализ комплексного социального диагностирования.

3.Определение экономичных льгот и санкций для незащищенных слоев населения.

4.Определить морально-этические аспекты попечительства.

5. Изучение и анализ материалов периодической печати на тему «Охрана здоровья пожилых людей и инвалидов».

Составить схему-таблицу «Нормативно-правовая база по охране здоровья пожилых людей и инвалидов».

19

Консультации.

Подготовка к квалификационному экзамену.

1

 Учебная практика МДК 1.03.

Виды работ.

Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов. Виды социальной помощи. Принципы социального обслуживания. Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание. Формы социально-бытового обслуживания на дому. Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам. Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов на региональном и муниципальном уровнях.

30

ПП 1.01 Производственная практика.

Оказание социальным работником помощи в получении льгот и иных социальных выплат. Ритуальные услуги. Оказание помощи в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц; содействие в получении льгот, бесплатной помощи адвоката, пенсии и прочих социальных выплат, в т. ч. в оформлении документов на отказ от «социального пакета» в Пенсионном фонде РФ; оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам. Оказание помощи в оформлении документов для получения путевок на санаторно-курортное лечение, а также зубопротезных и протезно-ортопедических услуг; Социальный патронаж. Оказание социально-бытовых услуг пожилым и инвалидам на дому.

36

МДК 1.4 Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

Тема 4.1.Опека и попечительство над пожилыми людьми

Сущность социальной опеки и попечительства.Правовой аспект социальной опеки. Виды и формы социальной опеки над пожилыми людьми и инвалидами.Подопечные лица, органы опеки и попечительства.

2

Тематика практических занятий

6

Определить морально-этические аспекты попечительства.

2

Определить морально-этические аспекты попечительства.

2

Определить морально-этические аспекты попечительства.

2

Тема. 4.2. Организация и содержание работы учреждений для пожилых людей и инвалидов.

Организация работы районных (городских) органов СЗН по направлению граждан в дома - интернаты для пожилых людей и инвалидов. Взаимодействие органов СЗН с государственными, профсоюзными и др. общественными организациями.о направлению граждан в дома - интернаты Дом сестринского ухода. Дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа: организация и содержание работы.Система центров социального обслуживания. Основные задачи и функции ЦСО. Структурные подразделения ЦСО. Типы реабилитационных учреждений по организационно-правовым формам: государственные, муниципальные, негосударственные; реабилитационные центры. Задачи реабилитационных учреждений. Противопоказания к приему в реабилитационные учреждения. Типы реабилитационных учреждений: реабилитационно-производственные, реабилитационно- медицинские, реабилитационно- социальные. Дома-интернаты как учреждения реабилитационного типа. Образовательные учреждения для инвалидов как тип реабилитационных учреждений.

6

Тематика практических занятий

6

Ознакомление с целью и задачами работы дома-интерната

2

Ознакомление направлениями работы дома-интерната для престарелых

2

Ознакомление направлениями работы дома-интерната для инвалидов (экскурция)

2

Тема 4.3. Социальный патронат как основная форма работы с пожилыми людьми и инвалидами

Организация социального патроната. Особенности ухода за больными пожилого и старческого возраста. Особенности соблюдения правил личной гигиены.

4

Тематика практических занятий.

8

Разработка комплекса гимнастических упражнений для пожилых людей

2

Отработка навыков общего ухода.

2

Выполнение элементарных медицинский манипуляций: измерение АД, определение и подсчет пульса, температуру тела.

2

Выполнение элементарных медицинский манипуляций: уход за глазами, ушами, полостью рта, применение горчичников, профилактика пролежней.

2

Самостоятельная работа при изучении раздела

1. Рациональное питание, диеты, виды диет и их применение,

2. Показатели физического развития населения и акселерации, ее плюсы и минусы.

3. Профилактика врожденных инфекций

4. Особенности личной гигиены престарелых и инвалидов

5. Правила приема лекарственных веществ, правила их хранения

6. Основные правила ухода за тяжелобольными, престарелыми и инвалидами

7. Учет особенностей пожилых людей в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе. Типология старости в профессиональной деятельности социального работника.

8. Проблемы отношений и психическое здоровье лиц пожилого возраста.

9. Психогигиена и психологическая реабилитация людей пожилого возраста и инвалидов.

22

Учебная практика МДК 1.04.

Виды работ.

Организация работы органов СЗН, ЦСО с письмами, жалобами, заявлениями предложениями граждан. Организация справочно-кодификационной работы в органах СЗН, ЦСО. Практика взаимопомощиобщественных объединений пожилых людей. Социальный контекст деятельности общественных организаций пожилых людей: социальный обмен в системе взаимопомощи, социальная технология взаимопомощи пожилых людей. Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания. Организация и содержание социальной защиты пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, в центрах социального обслуживания. Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями.

30

Производственная практика МДК 1.04.

Виды работ.

Психологическая работа с пожилыми людьми.

Условия и направления поддержания состояния здоровья пожилых людей и сохранение их трудоспособности.

Профилактика старения

Индивидуальная программа реабилитации, как средство социализации инвалидов.

Обучение родственников уходу за больными пожилыми людьми, инвалидами.

36

ВСЕГО

420

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.

3.1. Реализации программы профессионального модуля осуществляется  в кабинете«Материаловедения и теоретических основ сварки и резки металлов», оснащенный оборудованием:

- комплект учебно-методической документации;

- комплект наглядных пособий (образцы проектов социальной поддержки семьи, комплекты социальной ркламы).

техническими средствами обучения:

-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;

-интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов,- 6-е изд.-М.: Академический проект: Альма Матер, 2014,- 702с.
  2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие. Гриф МО РФ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2013.-511с.
  3. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: Учеб.пособие для студ.начальногопроф.образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2013. - 240 с.
  4. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2013. - 132 с.
  5. Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие: Допущено УМО/ Под ред. И.А. Колесниковой. Академия,- 2013,- 240с.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - 2-е изд. - М: Дашков и К0, 2014. - 240 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library humanitarian.html
  2. http://www.storedbooks.com/graid
  3. http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library law 4.html
  4. http://window.edu.ru/ window/librarv?p rid=40932http://www.psvsocwork.ru/759/.

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие. Рекомендовано УМО./ О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.: Академия,- 2010, 288с.
  2. Психология старости и старения: Хрестоматия: учебное пособие. Допущено Минобразованием России/ Сост.О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.:Академия, 2010,416 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Контрольи оценка результатов освоения ПМ.01 Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 1.1. Диагностировать "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

- использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации;

- выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

- решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту;

- планирование работы по социально-бытовому обслуживанию клиента.

тестирование по темам МДК.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

-  решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов

- осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам.

- моделирование профессиональных ситуаций;

- практические задания, тестирование по темам МДК.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

- использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов;

- взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам;

- использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей лиц пожилого человека и инвалида.

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- тренинг, моделирование профессиональных ситуаций

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

- использование технологии социальной профилактики;

- взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику;

- осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»;

- создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС.

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

27

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Оценка самостоятельной работы.

Аттестация по производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;
  • оценка эффективности и качества выполнения.

Защита и выполнение

индивидуальных

заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение профессиональных задач по социальным проблемам;
  • нахождение путей решения в нестандартных ситуациях.
  • проводить диагностику ситуации.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

- работа с ИКТ

Составлениепрезентаций.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы

OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

OK 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

  • рациональная организация рабочего места;
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

- Экспертная оценка решения ситуационных задач.


[1]* Колонка указывается только для программы подготовки специалистов среднего звена

** Раздел профессионального модуля – часть программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов.

Лекция Познавательная сфера в период старения. по дисциплине МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов....

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому»

Контрольно - измерительный материал по разделу «Оказание социально-медицинских услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» предназначен для проверки знаний по МДК 01.02 Социально-мед...

ИНФОРМАЦИОННАЯ СТАТЬЯ на тему "Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов"

Рассказывается об юридических основх социального обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов...

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.02 Организация социальной работы в РФ по специальности  39.02.01 Социальная работа...