Конспект социально-реабилитационного занятия на тему "Поступать справедливо"
план-конспект занятия

Бут Светлана Андреевна

Конспект социально-реабилитационного занятия на тему "Поступать справедливо"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект социально- реабилитационного занятия.

Тема: Поступать справедливо.

Цель: познакомить воспитанников с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

Задачи:

Воспитательно – реабилитационные:

-воспитывать в детях чувство справедливости и милосердия;

- воспитывать стремление поступать по справедливости.

Развивающие:

-развивать кругозор воспитанников, обогащать их словарный запас;

- развивать умение слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения.

Информирующие:

- сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания несовершеннолетних;

- сформулировать с воспитанниками моральные правила справедливого человека.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Очень рада приветствовать вас на нашем занятии!

#1052;отивационно- ориентировочный этап.

-Чтобы узнать тему нашего занятия, давайте посмотрим

фрагмент ералаша «Шёл отряд по берегу».

-Скажите, справедливо ли хотела вожатая наказать весь отряд из-за одного?(ответы детей).

-И сегодня на занятии мы будем рассуждать, что же такое «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека.

#1054;сновная часть занятия.

Работа с понятием «справедливость». (Используется прием «Корзина идей»)

-Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый работает самостоятельно)

-А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»

-Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Один зачитывает списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)

-Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце занятия и еще раз выяснить: правильные они или нет).

Притча «Справедливость»

— Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
— Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
— Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
— Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
— Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота — сбор нектара с цветов, у других — работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

Обсуждение притчи:

-В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

Работа с толковым словарём.

Справедливость - моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний; совершение действия в соответствии с истиной, законом

-А что значит быть справедливым? (поступать по совести )

«Справедливый человек»: добрый, умный, мудрый, терпеливый, честный, смелый, щедрый.

- А легко ли быть справедливым человеком?. .Посмотрим фрагмент из произведения Н.Носова «Огурцы».

Фрагмент фильма «Огурцы».

Обсуждение:

-Почему мама так решила поступить с сыном? Может она его не любит?(Любит. Она поступила по справедливости)

-Легко ли далось такое решение маме? (Нелегко)

-Легко ли быть справедливым человеком? (Не очень).

Работа с текстом «Золотое правило» .

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

История происхождения «Золотого правила».

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность/

– «Золотые правила» существуют и в наше время.

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой

мы сейчас узнаем из фрагмента фильма «Частное пионерское».

Фрагмент фильма «Частное пионерское».

-Что же делать Димке и Мишке? Как разрешить ситуацию? Нельзя же бросить и друга в беде, и нельзя подвести коллектив?

-А как бы вы поступили в этой ситуации?

-По «золотому правилу нравственности» как бы должны поступить ребята? Примерьте на себя.(Ответы детей).

-Давайте посмотрим, как поступили ребята.

Фрагмент фильма «Частное пионерское».(Продолжение).

Обсуждение ситуации.

-Использовали ли ребята «золотое правило нравственности»?

Работа с пословицами. (Работа с карточками).

-Какие пословицы и поговорки, связанные с понятием «справедливость» вы знаете?

-Сейчас составьте пословицы из их частей.

Всяк правды ищет, да не всяк её творит.

Хлеб – соль кушай, а правду слушай.

Не ищи правды в других, коль в тебе её нет.

Правду что шило в мешке не утаишь.

Видео «Про кота. Светлана Копылова».

-Девочка поступила по справедливости?

-А как называется это качество человека? (Милосердие).

-А она могла поступить по- другому? (Как многие и делают)

#1056;ефлексия.

-Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым и поступать по справедливости?

-Посмотрите на предположения, сделанные в начале занятия. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей, работа с «Корзиной идей»)

-Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?

(Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.)

- С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?

-Наше занятие подходит к концу. Будьте справедливы и милосердны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы работы по правовому воспитанию несовершеннолетних проживающих в ГКУ РХ «Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или пре...

Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.

Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

презентация  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ...

Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров .

Презентация   Методические требования к занятиям, организованным для воспитанников социально – реабилитационных центров ....