доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"
статья на тему

Kozhemyakina Lyudmila

Повышение  эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения.  Для достижения  новых результатов  в образовании  необходимо  использовать  новые эффективные методы,  один из них - это  кейс - метод. Кейс-метод (Case study) — это техника обучения, использующая описание реальных   ситуаций (от англ. case — «случай»).      Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keysa_doklad.docx49.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Знания, полученные человеком в готовом виде, менее ценны для него и поэтому не так долговечны, как продукт собственного мышления» Сократ.

 

             Повышение  эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения.  Для достижения  новых результатов  в образовании  необходимо  использовать  новые эффективные методы,  один из них - это  кейс - метод. Кейс-метод (Case study) — это техника обучения, использующая описание реальных   ситуаций (от англ. case — «случай»).          История появления и распространения метода кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Хотя, вполне можно говорить, что у метода гораздо более длинная жизнь. Определённые аналогии с методом кейс-стади можно построить читая Библейские притчи и беседы Сократа с учениками…..Все эти тексты построены на использовании описаний конкретных случаев из жизни.

          Кейс-метод, в современном его виде, был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе, хорошо известной своими инновациями. Термин «ситуация» ранее использовался в медицине и правоведении, но в образовании этот термин приобрёл новый смысл. В начале двадцатого века в Гарварде преподаватели начали в дополнение лекции организовывать студенческое обсуждение. Преподаватель «презентовал проблему», перед студентами ставилась задача и рассматривались различные варианты её решения.        Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала студента и преподавателя.

        Ключевым понятием метода является слово кейс, происхождение которого определяется как casus (лат.) – запутанный необычный случай или case (англ.) – портфель, чемоданчик.

          Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы, тогда же метод получил известность и в СССР. Тем не менее, развитие метода в СССР проходило в то время весьма противоречиво. С одной стороны, использование метода анализа ситуаций привело к широкому распространению игровых и дискуссионных методов обучения, но с другой стороны, давление идеологии, закрытость системы образования постепенно вытесняли метод из учебных аудиторий.

           Новая волна интереса к методике кейс-стади началась в 90 годы. Реформирование экономики, медицины, образования породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов умеющих анализировать и принимать решения. В ВУЗах началось массовое обновление преподаваемых дисциплин и курсов. Менеджмент, маркетинг, политология, социология стали заполнять образовательный процесс, неся за собой расширение числа интерактивных методов обучения.

        Кейс-метод позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни. Можно быть замечательным специалистом - теоретиком, но научиться находить наиболее рациональное решение, быть готовым соотносить изученный материал с практикой - этому нужно учить с помощью активных методов обучения, в том числе включая «кейсы» в учебные курсы.

        Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности.

Вот почему, метод анализа ситуаций практически не может выживать в закрытых, авторитарных системах, где деятельность определена и авторитарно управляема, где нет места плюрализму решений, выбору и самоопределению людей - участников ситуации.

Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай).

Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

В процессе реализации федеральных государственных стандартов становится важным подготовить конкурентоспособных коммуникабельных, легко социализирующихся и творчески развитых специалистов с гибким подходом, способных к саморазвитию и росту в профессиональной деятельности.

        Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема должна быть актуальна на сегодняшний день и иметь несколько  решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Поставив задачу и подготовив «кейс», следует организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы. Работа в режиме кейс-метода предполагает групповую деятельность  - совместными усилиями каждая из подгрупп обучающихся анализирует ситуацию, и вырабатывает практическое решение. Далее организуется деятельность по оценке предложенных решений и выбору лучшего для разрешения поставленной проблемы.

В ходе  её решения идёт развитие системы ценностей обучающихся, их жизненных установок и формирование практических навыков: ученики учатся аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения, принимать коллективное решение. Кейс-метод позволяет увидеть учащимся  неоднозначность решения проблем в реальной жизни, быть готовыми соотносить изученный материал с практикой.

         Наиболее распространенная  модель деятельности в режиме кейс-метода содержит следующие этапы:

1.Преподаватель, мастер производственного обучения  подбирает, готовит  учебную задачу, отражающую практическую ситуацию.

2.Преподаватель, мастер производственного обучения готовит кейс объемом от нескольких страниц до нескольких десятков страниц.

3.Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы учебника, лекционного курса и другие самые различные источники информации, анализируют материал.

4.После этого на занятии идет подробное групповое обсуждение содержания кейса и  выработка нескольких решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель, мастер производственного обучения выступает в роли ведущего,  фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в группе, в подгруппах, помогающего правильно оценить презентуемые решения.

5.Преподаватель, мастер производственного обучения совместно с обучающими подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

         При  работе над кейсом прослеживается сотворчество педагога и  студента они равноправны в процессе обсуждения проблемы. Им приходится постоянно взаимодействовать, выбирать определённые  формы поведения. Главное  для педагога в этой ситуации - не навязывать свою точку зрения, дать студентам возможность аргументировано высказать свои предположения и самим  найти пути решения проблемы.   Но для этого студенты должны быть готовы к такой работе, иначе существует риск поверхностного обсуждения темы и формального ведения дискуссии.

Положения и интерактивная характеристика  кейс метода

        Кейс-метод — довольно сложная многоаспектная технология обучения, которая представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т. е. включает в себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры.
 Он выступает как способ коллективного обучения, важнейшими составляющими которого являются работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией.
         Кейс-метод можно рассматривать как синергетическую технологию (происходит от греческого «СИНЕРГОС», что означает «вместе действующий»).

         Суть ее заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения     (инса́йт от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка, прозрение) , обмена открытиями и т. п.
         Кейс-метод интегрирует в себя формы развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования многообразных личностных качеств обучаемых.
        Данный метод представляет собой специфическую разновидность проектной технологии. Главная  идея проектной технологии состоит в следующем: с большим увлечением выполняется студентом только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.   В обычной обучающей проектной технологии процесс разрешения имеющейся проблемы осуществляется посредством совместной деятельности учащихся, тогда как в кейс-методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который является одновременно и техническим заданием, и источником информации для осознания вариантов эффективных действий.
       Кейс-метод концентрирует в себе значительные достижения технологии «создание успеха». Для него характерна активизация обучающихся, стимулирование их успеха, подчеркивание достижений участников. Именно ощущение успеха выступает одной из главных движущих сил метода, способствует формированию устойчивой позитивной мотивации и наращиванию познавательной активности.
          По отношению к другим технологиям обучения кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, методы описания, классификации, дискуссии, игровые методы и др.

Необходимость внедрения кейс-метода в практику образования обусловлена двумя тенденциями.

        Первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации.

         Вторая обусловлена развитием требований к качествам личности специалиста, который помимо удовлетворения требованиям первой тенденции должен обладать также способностью адекватно вести себя в различных ситуациях, уметь системно и эффективно действовать в условиях кризиса.
        Кейс-технология позволяет более успешно по сравнению с традиционной методикой обучения развивать творческие способности обучающихся, формирует навыки выполнения сложных заданий в составе небольших групп, помогает специалистам успешно овладеть способностями анализа непредвиденной ситуации, самостоятельно разрабатывать алгоритмы принятия решения. Этот метод также способствует развитию технического , технологического мышления, умений свободно ориентироваться в современном производстве, готовности к плодотворной профессиональной деятельности, формированию таких качеств, как инициативность и самостоятельность.
       
Кейс-метод   эффективен в   профессиональном образовании.    
Воздействие кейс-метода на формирование личности специалиста нуждается в дополнительных исследованиях. Однако, опираясь на мировой опыт, уже можно утверждать, что этот метод способствует формированию таких качеств будущего профессионала, в которых нуждается рыночное общество.

 Источники и этапы создания кейса

        Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал. При этом основными проблемами являются широкая демократизация и модернизация учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование у них прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности.


Деятельность преподавателя при использовании кейс-метода.


         Она представляет собой сложную творческую работу по созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность преподавателя.
Различают «полевые» (основанные на реальном фактическом материале) и «кресельные» (вымышленные) кейсы.
Хотя создание кейса имеет творческий, а поэтому не полностью алгоритмизированный характер, его все-таки можно представить в виде своеобразного технологического процесса, основными стадиями которого выступают:
определение того раздела курса, которому посвящена ситуация;
формулирование целей и задач;
определение проблемной ситуации, формулировка проблемы;
поиск необходимой информации;
создание и описание ситуации.

Источники формирования кейса 

1.  Технологическая, специальная, учебная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев — определять сюжетную канву кейса. Фрагменты из публицистики и оперативная информация из СМИ значительно актуализируют кейс, повышают интерес к нему со стороны обучающихся.
Научность и строгость кейсу придают статистические данные.
Материалы к кейсу можно получить посредством анализа научных статей отчетов, посвященных той или иной проблеме.
2. Неисчерпаемым кладезем материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью.
Проблема занимает исключительно важное место в кейс-методе. Довольно часто его проблемность выступает основанием для критики этого метода обучения на том основании, что он-де не отличается ничем от проблемного обучения. На самом деле это далеко не так. В проблемном методе вся его «проблемность» нередко ограничивалась только формулировкой проблемы и декомпозицией ее на составляющие. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы. Поскольку проблема представляет собой форму существования и выражения противоречия между уже назревшей необходимостью в каких-то действиях и недостаточными условиями для ее реализации, то формулировка проблемы предполагает определение этого противоречия. При этом в самом кейсе проблема довольно часто присутствует в неявном, замаскированном виде, скрытом в многоплановости сюжета. Нередко она бывает прикрыта другой, менее значимой проблемой, рассмотрение которой уводит дискуссию в сторону.
Выявление противоречия еще не определяет проблему полностью. Для этого необходимо выделить ее основные составляющие.

Главными связями структуры проблемы являются:
-внутренние основы, в качестве которых выступают необходимость, потребность, интересы и неизбежность;
-требования как совокупность форм выражения общественной необходимости, норм, принципов, обязанностей, разрешений и запретов деятельности, которые регулятивно воздействуют на проблему и способы ее разрешения;
-условия возникновения и решения проблемы, под которыми понимаются явления, воздействующие на ее возникновение, существование, развитие и решение (особую роль играют средства, реальные предпосылки, обстоятельства, ситуации и т.д.);
-деятельность людей по решению проблемы, включающая в себя совокупность познавательных и практических действий, методов и способов, которые направлены на ее решение.

        Следующим шагом в проектировании кейса является выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступить в качестве носителя сформулированной проблемы.
        Как отмечалось ранее, термин «ситуация» является довольно многозначным.
       Во-первых, при событийном подходе ситуация рассматривается как некоторая совокупность событий, связанных в целостность проблемой. Это могут быть некоторая цепь, круг или узел событий и т. п. Теоретической основой для осмысления такого понимания ситуации выступает теория событий.
        Во-вторых, если рассматривать ситуацию с точки зрения условий деятельности, то она представляется их комплексом, определяющим существование проблемы. Сущность ситуации в этом аспекте изучается теорией деятельности.  
         В-третьих, с позиций факторного подхода ситуация является сложным взаимодействием различного рода факторов, которые либо способствуют разрешению противоречия проблемы, либо препятствуют ему.       Теоретическим базисом здесь выступает теория факторов и факторного анализа. 
Примеры из жизни являются хорошим средством наглядного представления теоретических положений. Кроме того, они позволяют проверить эти положения на основе собственного опыта.
Конкретные примеры, самостоятельно выполненная работа, принятое решение лучше сохраняются в памяти, нежели . абстрактная информация. Благодаря своему активизирующему воздействию они наиболее пригодны для индивидуальной работы или работы в малых группах, поскольку в их обсуждении могут принять участие даже самые скромные «молчуны». Ведь на общих собраниях, как правило, выступают те, кто всегда и везде готов много говорить.
Таким образом, конкретная ситуация объединяет знание и практику, требует от обучающихся активного интеллектуального и эмоционального участия в анализе и обсуждении, предполагает нетрадиционную роль преподавателя. «Продуктом» обучения с
помощью анализа конкретной ситуации является человек, способный использовать абстрактные знания на практике.


Условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации (КС):

     Первый этап.   КС должна соответствовать содержанию теоретического курса и профессиональным потребностям обучающихся;
желательно, чтобы ситуация отражала реальный, а не вымышленный профессиональный сюжет, в ней должно быть отражено «как есть», а не «как может быть»;
следует вести разработку кейсов на местном материале и «встраивать» их в текущий учебный процесс: 
-ситуация должна отличаться  актуальностью и проблемностью, выразительно определять «сердцевину» проблемы и содержать необходимое и достаточное количество информации;
-нужно, чтобы ситуация показывала как положительные, так и отрицательные примеры
-КС должна быть по силам обучающимся, но в то же время не очень простой;
ситуация должна быть описана интересно, простым и доходчивым языком (целесообразно приводить высказывания, диалоги участников ситуации);
-текст ситуационного упражнения не должен содержать подсказок относительно решения поставленной проблемы;

ситуация должна также сопровождаться четкими инструкциями по работе с нею.
          Вместо подготовленных текстов можно использовать магнитофонные или видеозаписи, подготовленные технологические схемы, технологические и нструкционно-технологические карты, ситуации, содержащие описания производственных заданий. Участники могут предложить и рассмотреть примеры из собственной практики.
          При этом необходимо очень четко сформулировать задание, чтобы студенты не поддались желанию пассивно воспринимать информацию.
Однако хорошо подготовленного кейса мало для эффективного проведения занятия. Необходимо еще подготовить методическое обеспечение как для самостоятельной работы обучающихся, так и для проведения предстоящего занятия.
          Второй этап работы включает в себя деятельность преподавателя, мастера производственного обучения в аудитории, в учебной кухне-лаборатории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад студентов в анализ ситуации.
Часто бывает целесообразно до анализа кейса в аудитории встретиться с несколькими участниками перед занятием, чтобы рассмотреть с ними данные, сравнить анализы и обсудить стратегии. Это поможет усовершенствовать выбор стратегий, а также исследовать и обогатить понимание проблем данной ситуационной модели через восприятие других людей.


 Работа над ситуацией в аудитории, учебной лаборатории.

Представим поэтапную работу с кейсом.
1. Этап введения в кейс, постановки преподавателем, мастером производственного обучения основных вопросов.
Кейсы могут быть розданы каждому студенту за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5— 7 мин в зависимости от сложности кейса.
         Преподаватель, мастер производственного обучения начинает занятие с контроля знания студентами содержания кейса, например, спрашивает: «Какие  вы видите пути решения данного задания?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?».
Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.
 2. Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в
виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель.
После деления на подгруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления . Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к  работе.
Преподаватель, мастер производственного обучения, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить студентам возможность использовать любую литературу, учебники, справочники.
При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.


3. Этап презентации решений по кейсам.


Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Умение публично представить продукт труда, хорошо его прорекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования, а также выстоять под шквалом критики представляется очень ценным интегральным качеством современного специалиста.
Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника (спикера). Время — до 10—15 мин. Советы преподавателю:
следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе);
необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Но если в качестве дополнения следует решение, противоположное выступлению спикера, то это означает, что малая группа не справилась с кейсом. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию.
Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

4. Этап общей дискуссии.

Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:


-Почему ситуация выглядит как дилемма?
-Кто принимал решения?
-Какие варианты решения он имел?
-Что ему надо было сделать?


           Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее.
На этом этапе важно:

- не ограничивать время;
дать возможность выступить каждому;
заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса;
провести голосование «Чье решение (работа) было самым удачным?» .
Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.
         5.  Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.
Продолжительность — 10—15 мин.
Преподаватель должен «раскрыть карты». Для кейсов, написанных на примере реальных конкретных ситуаций, это информация о том, как были решены проблемы. 
           Кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения, в том числе с традиционными, поскольку последние предусматривают обязательное, нормативное знание. Ситуативное же обучение учит поиску и использованию знаний в условиях динамичной ситуации, развивая гибкость, диалектичность мышления. 
           Кейс-метод способствует более глубокому усвоению учебного материала. Если же обучающиеся просто «поиграли» и даже не поняли, зачем нужен кейс, какую часть материала они усвоили
глубже, какие навыки приобрели, то использование кейс-метода не достигло учебных целей.
         Кейс-метод сегодня становится одним из доминирующих при подготовке студентов, так как позволяет активизировать различные факторы: теоретические знания по тому или иному курсу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Будучи формой интерактивного обучения, кейс-метод завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, применить на практике теоретический материал, увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.

        Проблема внедрения метода кейсов в практику СПО в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- направленность развития образования на формирование профессиональных компетенций, умений и навыков мыслительной деятельности, а не на получение конкретных знаний;

- развитие требований к качеству специалистов который должен обладать способностью к оптимальному поведению в различных ситуациях.

Использование метода кейсов в обучении студентов позволяет:

- повысить познавательный интерес к изучаемым дисциплинам;

- улучшить понимание экономических законов;

- развить исследовательские коммуникативные и творческие навыки принятия решений в проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни:

- сформировать конкурентоспособность, персональную и коллективную ответственность. Но самое актуальное, этот метод становится компетентностно - ориентированной формой обучения, средством контроля и оценки уровня освоения дисциплин и компетенций обучающихся и студентов.

В своей педагогической практике я использую следующие технологии, активизирующие учебный процесс:

-метод ситуационного анализа: ситуационные задачи, ситуационные упражнения;

- анализ конкретных ситуаций, кейс-стади;

- метод ситуационно-ролевых игр;

- метод дискуссии.

Особенность ситуационной задачи заключается в том, что в отдельных случаях ее оптимальное решение у преподавателя уже имеется. Студенту остается найти его и обосновать, показать, каким образом он его нашел и как его можно реализовать, или студент должен проанализировать готовый вариант решения предложенной ситуационной задачи. Большинство задач не имеют готового решения, в некоторых случаях, наоборот, может иметь несколько вариантов решений, и при этом все правомерные, или одно, но многоаспектное решение. Случай должен допускать различные варианты решения.

         Что должен учесть преподаватель, выбирая, создавая такое задание, а также реализуя такое задание на уроке?

  • единство творческого замысла и алгоритма деятельности;
  • постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде;
  • личностное отношение к познавательной деятельности;
  • взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов;
  • постоянная рефлексия студентов и преподавателей над полученными результатами, выращивание «живого знания»;
  • диалоговая позиция.

       Кейс - метод учит: видеть проблемы; понимать и использовать концепции; анализировать профессиональные ситуации; оценивать альтернативы возможных решений; выбирать оптимальный вариант решения; составлять план его осуществления; развивать мотивацию; развивать коммуникационные навыки и умения; учит быть объективными в новом видении самих ситуаций, передает обобщенный опыт; помогает стать восприимчивым к другому мнению.

Рекомендуется следующая последовательность работы над кейсом

  • записать цель (тему), над которой предстоит работать подгруппе;
  • выписать вопросы для данной темы;
  • подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.);
  • организовать деятельность обучающихся по разрешению поставленной проблемы;
  • выработать и принять всей группой правила оценивания решений;
  • по каждому вопросу в ходе дискуссии кратко высказать мнения, разрешать и не допускать конфликты, а кому-либо из участников их записывать (например, модератору);
  • сформулировать результирующее мнение, которое будет являться решением поставленной цели.

       Главный акцент при использовании метода конкретной ситуации ставится не столько на развитие навыков решения проблемы, сколько на развитие аналитического мышления, которое необходимо для выявления проблемы, ее формулировки принятия решения.

Потенциал метода кейсов

Способствует развитию умений:

  • Анализировать ситуации
  • Оценивать альтернативы
  • Выбирать оптимальный вариант решений
  • Составлять план осуществления решений
  • Устойчивый навык решения практических задач
  • Целевая компетентностная установка

Преподаватель в ходе кейс - занятия должен воздержаться от любых проявлений предубеждений или симпатии. Его функция при выполнении задания – мониторинг вариантов решений, их аккумуляция и анализ, мотивация студентов к обоснованному выбору оптимального результата или оптимального набора решений, а также подведение итогов работы группы обучающихся, оценка личного вклада/достижений каждого. Переход от незнания к знанию становится естественным звеном активного развития. Диагностика компетенций проводится в ходе работы методом наблюдения и оценки выполненных заданий, причем, важен метод само- и взаимооценки. Роль преподавателя - координатор, соучастник, наблюдатель, корректор, аудитор, психолог, тьютор и т.д.

Работа на междисциплинарных курсах, с кейсом:

       1.Этап введения в кейс, постановки преподавателем основных вопросов. Кейсы могут быть розданы каждому обучающемуся за день до занятий или на самом занятии. На ознакомление выделяется 5— 7 мин в зависимости от сложности кейса. Преподаватель начинает занятие с контроля знания обучающимися (слушателями) содержания кейса, например, спрашивает: «Сколько всего персонажей действует в данной ситуации?» или «Что является центральной проблемой данного кейса?». Далее участники задают руководителю вопросы с целью уточнения ситуации и получения дополнительной информации, которая фиксируется на доске для последующего обсуждения.

Например: 1) Разработать меню на день;

2) Составить план меню на неделю;

3) Изменить рецептуру блюда;

4) Решить задачу с взаимозаменяемостью сырья и т.д.

      2.Анализ ситуации (индивидуально или в малых группах). Каждый из участников представляет свой вариант решения в виде устного доклада (регламент устанавливается). Если участников много, то группа разбивается на подгруппы, от каждой из которых выступает представитель. После деления на микрогруппы дается определенное время для решения проблемы, подготовки и выступления. Жесткое требование — укладываться в установленные сроки. Участники выявляют проблему, вырабатывают, оценивают и выбирают оптимальное решение, готовятся к презентации. Преподаватель, обходя группы и давая некоторые пояснения, должен избегать прямых консультаций. Необходимо предоставить обучающимся возможность использовать любую литературу, учебники, справочники, информационные карты и т.д. При относительно однородном составе групп слушатели выбирают спикера самостоятельно, однако иногда полезно назначить спикера в самый последний момент «волевым решением» преподавателя.

      3.Этап презентации решений по кейсам. Презентация, или представление результатов анализа кейса и его составляющих, выступает очень важным аспектом кейс-метода. Представляют решение кейса от каждой малой группы 1 — 2 участника. Советы преподавателю: -следует максимально поощрять использование плакатов, схем, графиков (которые малые группы должны подготовить на предыдущем этапе); -необходимо побуждать членов малой группы дополнять высказывания своего спикера. Участники задают выступающему вопросы, на которые он должен либо ответить, либо внести обоснованное возражение. Преподаватель лишь направляет дискуссию. Каждый вариант решения фиксируется на отдельном листе бумаги (для удобства работы и дальнейшего подведения итогов).

      4. Этап общей дискуссии. Как правило, во всех дискуссиях при обсуждении ситуационных упражнений формулируются четыре основных вопроса:

1.Почему ситуация выглядит как дилемма?

2.Кто принимал решения?

3.Какие варианты решения он имел?

 4.Что ему надо было сделать?

Учитывая ответы на эти вопросы, преподаватели должны прогнозировать развитие дискуссии и корректировать ее ход, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых хотели бы направить обсуждение. При этом нужно быть готовым к тому, что обучающиеся могут высказывать точки зрения и взгляды, не предусмотренные заранее. На этом этапе важно: -не ограничивать время; -дать возможность выступить каждому; -заострить внимание выступающих на конкретных проблемах данного кейса; -провести голосование «Чье решение было самым удачным?». Во время дискуссии следует избегать излишних споров, не допускать, чтобы лишь некоторые участники доминировали в обсуждении, намеренного ведения дискуссии к тому решению, которое ведущий предпочел бы сам.

        5.Этап подведения итогов, завершающего выступления преподавателя.

Технология кейс-стади, является методом интерактивным, и является очень удобной для интерактивного обучения, помимо занятий на уроках в урочное время.

Фаза работы

Действия

преподавателя

Действия

студента

До занятия:

1. Подбирает кейс.

2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов. 3. Разрабатывает сценарий занятия.

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы.

2. Индивидуально готовится к занятию.

Во время

занятия:

1.Организует предварительное обсуждение кейса. 2. Делит группу на подгруппы.

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие.

3. Принимает или участвует в принятии решений.

В конце занятия:

1. Оценивает работу студентов.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы.

Составляет письменный отчет о занятии по данной теме.

Действия преподавателя и студента на этапах организации кейса

Дискуссия по технологии кейс-стади звучат так:

Спрашивал мнение. Каково Ваше мнение о.? Как вы относитесь к.? Что вы думаете о.? Какова ваша точка зрения на.? Выражая мнение. Моя точка зрения заключается в том, что. Ну, насколько я могу судить. Ну, если вы спросите меня. Кажется\ видится мне, что. Я думаю\ считаю.\ должна.\ На мой взгляд\ просмотр. Мне.\ может\ может С моей точки зрения. Мне на ум/ мышление. Насколько я обеспокоен. Я категорически против.

Я (не) согласен, что \ с. Я (полностью) согласен \ не согласен, что \ с. Делая Предложения. Если бы я был. я бы. Возможно, они должны. Почему не мы/ они. Как/ а что насчет.? Хорошая идея была бы. Если они., то. Они могут/ должны. Я думаю, что мы/ вы должны. Вы могли бы всегда. Давайте. Задумывались ли вы

В таблицах оценивается активность студентов в баллах:

Оценка работы обучающихся:

  • Активность в работе.
  • Генерирование идей.
  • Умение работать в команде.
  • Ответственность за результаты работы.
  • Участие в презентации.

После этого преподаватель даёт общую оценку работы каждой микрогруппы по критериям.

Оценка работы микрогруппы:

- оригинальность рецептуры и эстетическое оформление изделия,

- сочетаемость выбранных продуктов,

- соблюдение требований к подаче блюда,

- применение современных производственных технологий,

- качество оформленной электронной презентации,

- качество защиты творческого проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения

Презентация использования интерактивных методов на уроках производственного обучения...

РЕФЕРАТ ТЕМА: «ПРИМЕНЕНИЕ ФОРМ И МЕТОДОВ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ТОКАРНОМУ ДЕЛУ»

ТЕМА: «Применение форм и  методов на уроках  производственного обучения  по токарному делу»         Внимательный взгляд мастера, его опыт и интуиция почти...

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"

Статья "Современные формы и методы проведения урока производственного обучения"...

Доклад "Современные методы проведения уроков производственного обучения"

Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:Формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию;Разнообразие организационны...

Применение инновационных методов на уроках производственного обучения

Доклад на тему "Применение инновационных методов на уроках производственного обучения"...

Доклад по теме: «Применение инновационных методов на уроках производственного обучения»

Учитывая индивидуальные особенности обучающихся необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый обучающийся мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии, и в дальнейшем...