ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Метод указ по вып ПР МДК 04.02.
методическая разработка на тему

Коденцева Наталья Анатольевна

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролер-кассир» МДК 04.02. Техника вычисления, учёт и отчётность для студентов разработаны в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prakticheskie_raboty_po_mdk_04.02.zip80.33 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Старомайнский технологический техникум»

Методические указания по выполнению практических занятий

по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролер-кассир»

МДК 04.02. Техника вычисления, учёт и отчётность

для студентов специальности 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

                                                       

р.п. Старая Майна

2017 г.

       Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролер-кассир» МДК 04.02. Техника вычисления, учёт и отчётность для студентов разработаны в соответствии с ФГОС  по специальности среднего профессионального образования   38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

социально-экономического и естественнонаучного профиля

Председатель ЦМК

________________Н.В. Кухтикова

Протокол заседания ЦМК

№ 1 от «31» августа 2017г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

________________Г.В. Ширманова

«31» августа 2017г.

Автор-разработчик:

Борисик Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории

Коденцева Н.А., преподаватель спец.дисциплин первой категории

№ п/п

СОДЕРЖАНИЕ:

Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Перечень тем практических занятий

9

3

Методические указания для студентов по выполнению практических занятий

11

4

Учебно-методическое и информационное обеспечение

42

Пояснительная записка

Учебно-методическое обеспечение по дисциплине ПМ 04 Продажа продовольственных товаров по междисциплинарному курсу МДК 04.02. Техника вычисления, учёт и отчётность  содержит комплект учебно-методической документации для эффективной организации проведения практических занятий. Содержание  практических занятий соответствует требованиям ФГОС

По учебному плану предусмотрено аудиторных занятий -   51 час

из них практических занятий-20 часов

В результате освоения

междисциплинарного курса МДК 04.02. Техника вычисления, учёт и отчётность студенты должны уметь:

  • идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров(зерновых, плодоовощных, кондитерских, вкусовых, молочных, яичных, пищевых жиров, мясных, рыбных);
  • устанавливать градации качества пищевых продуктов;
  • оценивать качество по органолептическим показателям;
  • распознавать дефекты пищевых продуктов;
  • создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров;
  • рассчитывать энергетическую ценность продуктов

студенты должны знать:

  •    классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров;
  •    особенности пищевой ценности пищевых продуктов;
  •    ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;
  •    показатели качества различных групп продовольственных товаров;
  •    дефекты продуктов;
  •    особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров;

компетенции,  формируемые в рамках учебной дисциплины (междисциплинарного курса)

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

 Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием на поступившие товары необходимых сопроводительных документов.

ПК 2

Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку.

ПК 3

Обслуживать, консультировать покупателей о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 4

Соблюдать условия хранения, сроки годности, сроки хранения и сроки реализации продаваемых  продуктов.

ПК 5

Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 6

Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.

ПК 7

Изучать спрос покупателей.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из  цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров

Разработаны и утверждены методические указания для студентов.

Представлен утвержденный перечень выполняемых работ.

Приложено учебно-информационное обеспечение

Структурные элементы практического занятия:

  • Инструктаж, проводимый педагогом;
  • Самостоятельная деятельность студентов;
  • Анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

Перед выполнением практического занятия проводится проверка знаний студентов на предмет их готовности к выполнению задания.

Методические указания к выполнению практических  занятий для студентов содержат:

  • тему занятия;
  • цель занятия;
  • средства обучения;
  • краткие теоретические сведения;
  • содержание;
  • порядок выполнения;
  • отчёт;
  • контрольные вопросы;
  • выводы по работе;
  • критерии оценивания;
  • литературные источники

Форма организации студентов для проведения практических занятий - фронтальная, групповая и индивидуальная — определяется исходя из темы, цели, порядка выполнения работы.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

На занятии используются современные информационные технологии (в том числе демонстрация мультимедийных материалов).

Повышение эффективности формирования общих компетенций в ходе проведения практических занятий достигается за счёт:

  • разнообразие форм и методов обучения;
  • управление процессом познания и развития;
  • понимание стилей обучения.

Формы организации учебного процесса, в рамках которых формируются общие компетенции:

  • групповое выполнение практических работ;
  • индивидуальное выполнение практических работ;
  • групповое и индивидуальное участие в создании тематического проекта;
  • работа в деловых, имитационных играх;
  • работа в играх-тренингах (в рамках практической работы);
  • работа по созданию, оформлению тематических сообщений, рефератов, докладов, презентаций (в рамках практической работы);
  • анкетирование, тестирование;
  • индивидуальный анализ, моделирование проблемной ситуации;
  • работа в круглых столах (в рамках практической работы);

Методы компетентностного обучения:

  • обсуждение в группах;
  • деловая игра;
  • демонстрация опыта;
  • изучение конкретных ситуаций из практики;
  • обсуждения с участием группы специалистов;
  • проблемное изложение;
  • метод эвристического диалога;
  • метод учебно-профессиональных задач;
  • метод проектного обучения

При выполнения практических занятий студенту необходимо:

  • выполнять весь объём домашней подготовки, указанный в описаниях соответствующих практических занятий;
  • подготовиться к проверке освоенных знаний, которая проводиться педагогом перед выполнением работ;
  • при выполнении работ соблюдать правила техники безопасности;
  • после окончания работ привести в порядок оборудование, инструменты и рабочее место;
  • после выполнения работы представить отчёт о проделанной работе, с обсуждением результатов и выводов.

  Оценка качества выполнения практической работы осуществляется согласно критериям оценки выполнения практического занятия.

Указания по оформлению отчётов по практическим занятиям:

Отчёт оформляется на отдельном листе формата А 4, если выполнен в электронном виде или в тетради для практических занятий.

Отчёт о практическом должен содержать:

  1. Тему занятия (работы).
  2. Цель работы.
  3. Задание для исполнения.
  4. Выполненные задания.
  5. Ответы на контрольные вопросы (если указано выполнить их письменно).
  6. Выводы (если предусмотрены особенностями  практического занятия).

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК

социально-экономического и естественнонаучного профиля

Председатель ЦМК

________________Н.В. Кухтикова

Протокол заседания ЦМК

№ 1 от «27» августа 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

________________Г.В. Ширманова

«28» августа 2015г.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МДК 04.02. Техника вычисления, учёт и отчётность

 ПЗ

темы

Тема ПЗ

Формируемые

компетенции

Кол-во

часов

1

Тема 3.  Характеристика особенностей вычислительных работ в торговле

Определить цены и стоимость товара

ОК 2

ПК3.1.

2

2

Тема 4. Основные положения теории вычислений

Произвести действия с именованные числа (раздробление и превращение именованных чисел)

ОК.5

2

3

Тема 5. Простейшие методы и средства вычисления.

Произвести приемы  упрощённого сложения

ОК.6

2

4

Тема 6. Микрокалькуляторы и типовые алгоритмы вычислений.

Проделать товарные вычисления.

ОК.2, ОК.3, ОК.4, ПК.1.3

2

5

Найти массу брутто, нетто.

2

6

Тема 7. Применение микрокалькуляторов в торговых вычислениях

Произвести процентные вычисления

ОК.2, ОК.3, ОК.4, ПК.1.3

2

7

Тема 9. Документальное оформление товарных операций.

Произвести расчёт естественной убили и активируемых потерь

ОК 3

ПК 1.2

ПК 1.4

ПК 1.1

ПК3.2.

ПК3.3.

ПК 3.5

2

8

Тема 10. Документальное оформление кассовых операций.

Документально оформить кассовые операции 

ПК 3.4

ПК 3.5

2

9

Тема 12. Бухгалтерская отчётность предприятий: значение и виды, требования, порядок и сроки представления

Составить бухгалтерский баланс.

ОК 4

ПК 3.4

2

10

Тема 13. Инвентаризация товарно-материальных ценностей.

Составить инвентаризационную опись.

ОК 7

2

Итого:

20

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1

Тема: Определить цены и стоимость товара

Цель:  усвоить методику определения цен на выпускаемую и реализуемую продукцию

Студент должен уметь: применять методику определения цен на выпускаемую и реализуемую продукцию

Студент должен знать: методику определения цен на выпускаемую и реализуемую продукцию

Оборудование: учебники, справочники.

Ход выполнения работы:

Методические указания для выполнения практических занятий

Цена — это денежное выражение стоимости единицы товара. Она является экономической категорией, позволяющей косвенно измерить величину общественно необходимого рабочего времени, затраченного на производство товара. В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения спроса и предложения, а, следовательно, цены и стоимости.

Систему цен принято классифицировать в соответствии с определенными признаками:

* по характеру обслуживаемого оборота: оптовые, закупочные, розничные, на строительную продукцию, тарифы грузового и пассажирского транспорта, тарифы на платные услуги населению, надбавки в сфере обращения, цены внешнеторгового оборота;

* в зависимости от сферы регулирования: свободные, договорные, контрактные, регулируемые, фиксированные;

* по степени обоснованности: базисные, справочные, прейскурантные, фактических сделок, потребления;

* по времени действия: постоянные, текущие, скользящие, сезонные, ступенчатые.

Основные методы ценообразования.

Самый простой метод ценообразования заключается в начислении определенной наценки на себестоимость товара. В этом случае цена товара может быть представлена в виде суммы себестоимости товара и прибыли.

Метод определения цены путем следования за рыночными ценами. Этот метод предусматривает определение цен при условии, что каждый продавец, реализующий товар на рынке или предлагающий соответствующую услугу, устанавливает цену с учетом практики ценообразования и реально существующего уровня рыночных цен, при этом значительно не нарушая этот уровень.

Метод определения цены путем следования за ценами фирмы лидера на рынке. Этот метод означает, что фирма негласно определяет свои цены, исходя из уровня цен фирмы-лидера, обладающей самой большой долей на рынке.

Метод установления престижных цен. Престижными называются товары и услуги, которые обладают специфическими характеристиками наивысшего качества (люкс) и огромным демонстрационным успехом.

Прибыль на 1 тонну (Пр), тыс. руб. определяется по формуле

        Пр = Сп × Р,         

где Сп – полная себестоимость продукции, тыс. руб.;

Р – рентабельность продукции, %.

Оптовая цена (Цо), тыс. руб. определяется по формуле

        Цо = Сп + Пр,         

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС), тыс. руб., определяется по формуле

        ΣНДС = Цо × Ставку НДС,         

Свободная отпускная цена (Цотп), тыс. руб., определяется по формуле

        Цотп = Цо × НДС,        

Сумма торговой наценки (Тн), тыс. руб., определяется по формуле

        ΣТн = Тн×Цотп / 100,         

       где Тн – торговая наценка, %.

Розничная цена (Цр), тыс. руб., определяется по формуле

                Цр = Цотп + ΣТн,         

Решение типовой задачи

Рассчитать оптовую цену предприятия, свободную отпускную цену и розничную цену по следующим данным: полная себестоимость 1 тонны – 2449 т.р., рентабельность в % к себестоимости – 22%, НДС-10%, торговая наценка – 12%.

Решение

1. Определяем прибыль на 1 тонну продукции

Пр = 2449 × 22% = 538,78 тыс. руб.

2. Определяем оптовую цену продукции

Цопт = 2449 + 538,78 = 2987,78 тыс. руб.

  1. Рассчитываем сумму НДС

ΣНДС = 2987,78 × 10 / 100 = 298,78 тыс. руб.

  1. Определяем свободную отпускную цену

Цотп = 2987,78 + 298,78 = 3286,56 тыс. руб.

  1. Рассчитываем сумму торговой наценки

Тн = 3286,56 × 12 / 100 = 394,38 тыс. руб.

  1. Определяем розничную цену продукции

Цр = 3286,56 + 394,38 = 3680,94 тыс. руб.

Задача 1.

Рассчитать оптовую наценку и розничную цену, если полная себестоимость равна 1184,5т.р, налог на прибыль – 24%, НДС – 10%, торговая наценка – 17%.

Задача 2.

Определить оптовую цену за 1 тонну творога, если рентабельность -25%, себестоимость -  2650 т.р.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение цены и ее функций.

2. Каково влияние цены на формирование финансового результата (прибыли) предприятия.

3. Какие вы знаете виды цен.

4. Какие методы ценообразования вы знаете.

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

60

Правильность выполнения  задания- 60 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

        1 Список рекомендованной литературы:

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2

Тема: Произвести действие с именованные числа (раздробление и превращение именованных чисел)

Цель:  усвоить методику раздробления и превращения именованных чисел

Студент должен уметь: производить действия с именованными числами

Студент должен знать: методику превращения именованных чисел

Оборудование: учебник, калькулятор

Ход выполнения работы:

Числа, которым присвоены наименования, называют именованными числами. Например: 27 см; 5 кг 200 г; 2 л. Именованные числа делятся на простые и составные. Простые это именованные числа, состоящие из одного наименования. Например: 2 кг; 47 см; 25 км; 7 л; 8 т. Составные — это именованные числа, состоящие из нескольких наименований. Например: 6 м 25 см; 4 ц 260 кг; 35 кг 750 г.

Над именованными числами можно выполнять все арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление.

Все именованные числа можно раздроблять и превращать. Раздробить именованное число — это значит выразить его в более мелких единицах, т. е. найти отношение между заданными мерами и количество мер высшего разряда умножить на величину их отношения к мерам низшего разряда (10, 100, 1000 и т.д.).

Пример 1. Задание. Раздробить 5,7 ц в килограммы. Так как в центнере содержится 100 кг, умножаем раздробляемую меру на эту величину отношения:

5,7 х 100 = 570 (кг).

Превратить именованное число — это значит выразить его в более крупных единицах, т.е. количество мер низшего разряда разделить на величину их отношения к мерам высшего разряда.

Пример 2. Задание. Превратить 165 кг в центнеры. Так как в центнере 100 кг, на эту величину отношения делим превращаемую меру:

165 : 100= 1,65 (ц).

Все арифметические действия с именованными числами выполняют в соответствии с правилами, применяемыми в отношении целых чисел или десятичных дробей. Прежде чем выполнять какие-либо действия над составными именованными числами, их предварительно преобразуют в простые именованные числа методами раздробления или превращения.

Пример 3. Задание. Составное число 5 т 6 ц 15 кг выразить простым числом в килограммах.

Запись производится следующим образом:

5 т 6 ц 15 кг = (5 х 1000) + (6 х 100) + (15 xl) = 5000 + 600 + + 15 = 5615 (кг).

При выполнении данного задания можно не выполнять действия в скобках, а сразу выражать каждое число в заданных наименованиях.

Пример 4. Задание. Составное число 12 т 5 ц 27 кг выразить простым числом в центнерах.

Запись производится следующим образом:

12 т 5 ц 27 кг = 120 ц + 5 ц + 0,27 ц = 125,27 ц.

Упражнения для закрепления пройденного материала

1. Раздробите именованные числа в заданные единицы:

536 т = ? ц;        392 дм = ? см;

  1. м = ? см;        75 кл = ? л;
  1. ц = ? кг;        85,3 дкм = ? см;
    62 гл = ? л;        36,7 кг = ? г;
    370 дм = ? см;        42,5 ц = ? кг.

2. Превратите именованные числа в заданные единицы:

372 ц = ? т;        2470 мм = ? м;

427 кг = ? ц;        1350 дм = ? м;

382 л = ? гл;        3762 м = ? км;

650 г = ? кг;        13 825 г = ? ц;

485 л = ? дкл;        748 кг = ? т.

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3

Тема: Произвести приемы  упрощённого сложения

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки приемов упрощенного сложения;

- развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность; осуществлять экономическое воспитание; формировать научное мировоззрение.

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

- карточки – задания;

- учебное пособие «Торговые вычисления», Микицей М.В. стр. 43-46

Общие теоретические сведения:

Существуют три способа сложения, позволяющие ускорить подсчеты.

  1. Способ круглого числа

Чтобы произвести сложение способом круглого числа, достаточно одно или несколько слагаемых, близких к круглым числам, округлить, выполнить сложение круглых чисел и из полученной суммы вычесть арифметические дополнения.  

  1. Способ последовательного поразрядного сложения

Чтобы произвести последовательное поразрядное сложение, надо первое слагаемое, взятое полностью, прибавить разряды второго слагаемого, начиная с высших.

  1. Способ группировки слагаемых

Группируют те слагаемые, которые в сумме дают круглые числа, которые затем и складываются.

Этапы выполнения работы:

Вариант 1

I. Произвести расчеты (без калькуляторов), используя рациональные    приемы упрощенного сложения

  1. Способом круглого числа

а) 29 руб. 79 коп. + 11 руб. 12 коп.      б) 15 руб. 17 коп. + 59 руб. 93 коп.

в) 13 руб. 66 коп. + 14 руб. 88 коп.      г) 78 руб. 87 коп. + 65 руб. 79 коп.

д) 79 коп. + 14 руб. 67 коп.                   е) 94 руб. 12 коп. + 94 коп.  

  1. Способом последовательного поразрядного сложения

а) 36 руб. 17 коп + 18 руб. 92 коп.      

б) 23 руб. 15 коп. + 7 руб. 09 коп. + 60 руб. 27 коп.

в) 76 руб. 34 коп. + 56 руб. 67 коп.      

г) 13 руб. 43 коп. + 97 руб. 66 коп.

д) 65 руб. 12 коп. + 55 руб. 78 коп.      

е) 51 руб. 76 коп. + 34 руб. 01 коп. + 27 коп.  

          3. Способом группировки слагаемых

а) 82 + 34 + 26 + 75 + 88 + 25               б) 88 + 92 + 12 + 8 + 34 + 6

в) 77 руб. 31 коп. + 23 руб. 17 коп. + 34 руб. 29 коп. + 5 руб. 23 коп.

г) 33 руб. 13 коп. + 64 руб. 91 коп. + 45 руб. 08 коп. + 56 руб. 87 коп.

д) 21 руб. 07 коп. + 94 руб. + 38 коп. + 45 руб. 93 коп. + 65 руб. 62 коп.

е) 112 руб. 76 коп. + 11 руб. 33 коп. + 24 коп. + 235 руб. 67 коп.

   II. Вычислить остаток товара на складе по следующим данным:

Наименование товара

Остаток на начало дня

Поступило за день

Остаток на конец дня

Конфеты:

«Морские»

26 кг 620 г

2 кг 380 г

«Весна»

3 кг 329 г

14 кг 671 г

«Пилот»

5 кг 320 г

24 кг 500 г

«Ласточка»

61 кг 020 г

36 кг

«Ромашка»

8 кг 657 г

10 кг 343 кг

«Левушка»

12 кг 056г

17 кг 444 г

«Коровка»

11 кг 500 г

29 кг

Контрольный вопрос:

  1. Почему для продавца важно освоить рациональный метод вычисления способом круглого числа?

Вариант 2

I. Произвести расчеты (без калькуляторов), используя рациональные    приемы упрощенного сложения

  1. Способом круглого числа

а) 15 руб. 17 коп. + 39 руб. 43 коп.          б) 79 коп. + 55 руб. 63 коп.

в) 23 руб. 66 коп. + 14 руб. 78 коп.          г) 68 руб. 87 коп. + 45 руб. 79 коп.

д) 69 коп. + 12 руб. 67 коп.                       е) 74 руб. 12 коп. + 94 коп.  

  1. Способом последовательного поразрядного сложения

а) 12 руб. 48 коп. + 15 руб. 85 коп.        

б) 26 руб. 13 коп. + 4 руб. 07 коп. + 70 руб. 27 коп.

в) 96 руб. 34 коп. + 56 руб. 57 коп.        

г) 43 руб. 43 коп. + 17 руб. 66 коп.

д) 55 руб. 12 коп. + 45 руб. 78 коп.        

е) 31 руб. 76 коп. + 74 руб. 01 коп. + 27 коп.    

  1. Способом группировки слагаемых:

а) 12 + 34 + 66 + 55 + 88 + 45                б) 11 + 82 + 13 + 99 + 7 + 8  

в) 21 руб. 71 коп. + 38 руб. 66 коп. + 51 руб. 34 коп. + 78 руб. 29 коп.

г) 35 руб. 45 коп. + 64 руб. 51 коп. + 35 руб. 55 коп. + 56 руб. 49коп.

д) 22 руб. 07 коп. + 44 руб. + 38 коп. + 45 руб. 93 коп. + 35 руб. 62 коп.

е) 114 руб. 76 коп. + 41 руб. 03 коп. + 24 коп. + 235 руб. 67 коп.

 

 II. Вычислить остаток товара на складе по следующим данным:

Наименование товара

Остаток на начало дня

Поступило за день

Остаток на конец дня

Конфеты:

«Школьные»

16 кг 790 г

3 кг 200 г

«Ласточка»

13 кг 619 г

26 кг 381 г

«Ромашка»

6 кг 700 г

24 кг 500 г

«Весна»

67 кг 020 г

33 кг

«Пилот»

18 кг 657 г

10 кг 343 кг

«Левушка»

32 кг 056г

17 кг 444 г

«Коровка»

41 кг 500 г

29 кг

Контрольный вопрос:

Почему для продавца важно освоить рациональный метод вычисления способом группировки слагаемых

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

4. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Изд. 3-е доп и перер. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003. – 448 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4

Тема: Проделать товарные вычисления

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки товарных вычислений;

- развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность; осуществлять экономическое воспитание; формировать научное мировоззрение.

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

- карточки – задания;

- калькулятор;

- учебное пособие «Торговые вычисления», Микицей М.В. стр. 128-131

Общие теоретические сведения:

Чтобы подсчитать сумму поступивших в магазин товаров, необходимо количество товара умножить на цену, в случае необходимости, сумму округляют. Покупка, состоящая из набора товаров, называется сборной. Сначала подсчитывается стоимость каждого товара отдельно, в случае необходимости, сумму округляем. После все  суммы суммируются. Вычисление  сумму  и сдачи: сначала подсчитывается стоимость каждого товара отдельно, в случае необходимости, сумму округляем. После все суммы суммируются. Подсчет сдачи: от денег, данных покупателем,  вычитаем сумму всей покупки.

Этапы выполнения работы:

Вариант 1

I. Подсчитать сумму поступивших в магазин товаров:

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Чайная пара

Кофейная пара

Сервиз столовый

Сервиз чайный

Чайник заварочный

Тарелка пирожковая

Тарелка п/порц.

Селедочница

124

136

18

27

39

272

344

52

232-00

217-70

598-99

412-87

89-59

38-60

54-20

88-99

II. Вычислить стоимость покупки, если отпущено:

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Сахар-песок

Сахар-рафинад

Чай индийский

Чай цейлонский

Вермишель в/с

Соль поваренная

Сосиски молочные

Яйцо столовое

1 кг 300 г

600 г

2 пачки

5 пачек

1 кг 564 г

8 пачек

1 кг 655 г

25 шт.

43-20

48-68

33-60

38-25

52-23

11-24

165-78

36-00

Х

Х

III. Вычислить сумму сдачи с 5000 руб., если отпущено:

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Колбаса докторская

Гречка

Сыр «Эдем»

Минеральная вода «Омская»

Печенье сахарное

Сахар

Кофе растворимый

Чупа-чупс

3 кг 328 г

2 кг 056 г

873 г

13 бут.

2 кг 65 г

1 кг 480 г

3 банки

23 шт.

296-00

43-20

176-45

19-50

48-00

42-80

195-60

3-02

Х

Х

Контрольный вопрос

  1. Что определяют с помощью товарных вычислений?

Вариант 2

I. Подсчитать сумму поступивших в магазин товаров:

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Поднос

Кофейник

Конфетница

Сливочник

Сахарница

Блюдце

Ваза

Селедочница

134

116

98

57

89

271

44

92

132-00

417-70

98-99

122-87

189-59

58-67

94-20

128-99

II. Вычислить стоимость покупки, если отпущено:

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Сахар-песок

Сахар-рафинад

Чай индийский

Чай цейлонский

Вермишель в/с

Соль поваренная

Сосиски молочные

Яйцо столовое

3 кг 300 г

850 г

5 пачки

7 пачек

3 кг 564 г

5 пачек

1 кг 055 г

23 шт.

45-20

58-68

53-66

48-25

82-23

12-24

185-78

33-50

Х

Х

III. Вычислить сумму сдачи с 5000 руб., если отпущено

№ п/п

Наименование

Количество

Цена за ед.

Сумма

1

2

3

4

5

6

7

8

Колбаса молочная

Рис

Сыр «Российский»

Минеральная вода «Омская»

Печенье

Сахар

Кофе растворимый

Чупа-чупс

2 кг 328 г

3 кг 56 г

773 г

12 бут.

4 кг 065 г

5 кг 480 г

4 банки

13 шт.

306-00

53-20

206-45

19-50

68-20

52-80

190-60

3-02

Х

Х

Контрольный вопрос:

  1. В каком порядке производится расчет с покупателями?

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

4. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Изд. 3-е доп и перер. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003. – 448 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5

Тема: Найти массу брутто, нетто.

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки нахождения массы брутто и нетто;

- развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность; осуществлять экономическое воспитание; формировать научное мировоззрение.

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

- карточки – задания;

- калькулятор;

- учебное пособие «Торговые вычисления», Микицей М.В. стр. 131-133

Общие теоретические сведения

Брутто – это вес товара вместе с тарой, нетто – это чистый вес (без тары), тара – это предмет, в который упакован товар. Чтобы найти брутто, нужно к массе нетто прибавить массу тары. Чтобы найти массу нетто, нужно от массы брутто вычесть массу тары. Чтобы найти сумму, необходимо массу нетто (чистый вес) умножить цену товара.

Этапы выполнения работы:

Вариант 1

I. Вычислить массу брутто по следующим данным:

Наименование товара

Масса, кг

Тара

Нетто

Брутто

Сгущенное молоко

12,0

169,6

Карамель «Юг»

32,1

231,4

Мука 1 сорт

45,6

108,5

Вермишель в/с

7,1

98,3

Пряник «Север»

11,9

79,1

Сахар-рафинад

8,4

79,6

Пшено

7,9

47,0

Перловка

10,1

56,7

Лапша

32,9

98,6

Горох

34,7

104,9

Итого

II. Вычислить массу нетто и сумму по следующим данным:

Наименование товара

Масса, кг

Розничная цена, руб./коп.

Сумма

Брутто

Тара

Нетто

Печенье «Киев»

168,3

7,2

68-94

Вафли «Артек»

564,1

17,8

102-34

Конфеты «Букет»

56,0

2,6

235-78

Мука в/с

887,3

67,0

78-10

Макароны в/с

574,3

18,1

68-23

Рис

268,4

34,8

56-60

Гречка

178,9

32,4

59-45

Сахар-песок

945,1

78,0

45-50

Перловка

657,9

33,1

56-80

Горох

453,4

21,8

45-20

Итого

Х

III. Вычислить массу нетто одной бочки сельди, если в магазин поступило 18 бочек сельди массой брутто 1960 кг. Тара на бочки составила 223,2 кг.

 

Контрольный вопрос:

  1. Перечислить порядок приемки товара.

Вариант 2

I. Вычислить массу брутто по следующим данным:

Наименование товара

Масса, кг

Тара

Нетто

Брутто

Сгущенное молоко

11,0

149,6

Карамель «Юг»

38,1

221,4

Мука 1 сорт

48,6

118,5

Вермишель в/с

6,1

94,3

Пряник «Север»

13,9

76,1

Сахар-рафинад

5,4

71,6

Пшено

8,9

44,0

Перловка

11,1

55,7

Лапша

10,2

67,9

Горох

9,9

143,6

Итого

II. Вычислить массу нетто и сумму по следующим данным:

Наименование товара

Масса, кг

Розничная цена, руб./коп.

Сумма

Брутто

Тара

Нетто

Печенье «Киев»

178,3

6,2

58-94

Вафли «Артек»

544,1

7,8

112-34

Конфеты «Букет»

86,0

3,6

205-78

Мука в/с

877,3

47,0

68-10

Макароны в/с

594,3

28,1

58-23

Рис

238,4

54,8

66-60

Гречка

158,9

22,4

79-45

Сахар-песок

905,1

58,0

55-50

Перловка

647,9

36,1

86-80

Горох

353,4

21,8

55-20

Итого

Х

III. Вычислить массу нетто принятого товара, если поступило 15 мешков муки, масса брутто одного мешка – 52,45 кг. Вся тара весит 37,6 кг.

Контрольный вопрос:

  1. Что означает «приемка товара по качеству»?

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

4. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Изд. 3-е доп и перер. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003. – 448 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6

Тема: Произвести процентные вычисления

Цели работы:

- образовательные: приобрести навыки процентных вычислений;

- развивающие: формировать навыки самостоятельной работы; организовывать, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы; осуществлять поиск информации;

- воспитательные: воспитать ответственность, трудолюбие, аккуратность; осуществлять экономическое воспитание; формировать научное мировоззрение.

Перечень средств, используемых при выполнении работы:

- карточки – задания;

- учебное пособие «Торговые вычисления», Микицей М.В. стр. 113-122;

- калькулятор.

Общие теоретические сведения:

Процент – это сотая часть любого числа. Чтобы найти 1% какого либо числа, нужно это число разделить на 100. Чтобы вычислить несколько процентов от какого-либо числа, это число делят на 100% (находят значение одного процента),  полученное число умножают на заданное количество процентов. Число, условно принятое за 100%, от которого начинаются вычисления, называется начальным числом. Ч – это начальное число. Величина, которая показывает, сколько процентов одного числа находится в другом, называется процентной таксой. Т – это процентная такса. Сумма, соответствующая одному или нескольким процентам, называется процентной суммой. С – это процентная сумма.

 Для того чтобы найти процентную сумму (С), нужно начальное число (Ч) умножить на процентную таксу (Т) и разделить на 100:

Для того чтобы найти процентную таксу (Т), нужно процентную сумму (С) умножить на 100 и разделить на начальное число (Ч):

Для того чтобы найти начальное число (Ч), нужно процентную сумму (С) умножить на 100 и разделить на процентную таксу (Т): 

Этапы выполнения работы:

Вариант 1

    I. Подсчитайте процентные суммы:

№ п/п

Число

Процентная сумма

1 %

3 %

5 %

10 %

13 %

21,6 %

1

2

3

4

5

11 руб.

235 руб.

73 руб. 45 коп.

154 руб. 16 коп.

1654 руб. 02 коп.

II. Используя обозначения Т, С и Ч, решить задачи:

  1.  До уценки ваза стоила 176 руб. 50 коп., после уценки  - 99 руб. Сколько составляет процент уценки?
  2.  Магазин реализовал за месяц товаров на сумму 89799 руб., выполнив план на 102 %. Какой план был у магазина на этот месяц?
  3.  Товарооборот магазина за месяц составляет 255000 руб. Расходы на заработную плату составляют 2, 8 % от товарооборота. Рассчитать сумму заработной платы.
  4.  При реализации стеклянной посуды на сумму 96800 руб. бой составил 2754 руб. Определить сумму списания,  если списание боя в пределах нормы составляет 0,2 %, и разницу с фактическим боем.

Контрольный вопрос

  1. В чем заключаются процентные вычисления в торговле?

Вариант 2

  I. Подсчитайте процентные суммы:

№ п/п

Число

Процентная сумма

1 %

4 %

9 %

10 %

16 %

23,3 %

1

2

3

4

5

16 руб.

275 руб.

 53 руб. 15 коп.

104 руб. 86 коп.

1324 руб. 09 коп.

II. Используя обозначения Т, С и Ч, решить задачи:

  1. Реализация табачных изделий за месяц составляет 11% в общем товарообороте и дает 28720 руб. Рассчитать месячный объем товарооборота магазина.
  2. До уценки на 6 % товар стоил 254 руб. 67 коп. Сколько будет стоить товар после уценки?
  3.  Магазин реализовал 104 кг винограда, при этом отходы составили 6,5 кг. Какой процент отходов получился при реализации винограда?
  4.  Ваш план товарооборота за месяц – 73000 руб., фактическая выручка составила 88400 руб. Определить процент выполнения плана. Рассчитать среднюю выручку за день по плану и факту, если в этом месяце 24 рабочих дня.

Контрольный вопрос

  1. Для чего нужны процентные вычисления в торговле?
  2. Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

  1. Список рекомендованной литературы:
  2. 1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.
  3. 2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.
  4. 3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.
  5. 4. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Изд. 3-е доп и перер. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003. – 448 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 7

Тема: Произвести расчёт естественной убили и активируемых потерь

Цель работы: ознакомиться с видами товарных потерь и методикой их расчета.

Теоретическая часть

При транспортировании, хранении, предреализационной товарной обработке и продаже возникают количественные и качественные потери товара, которые подразделяют на актируемые и нормируемые.

К нормируемым потерям относится естественная убыль массы и отходы, образующиеся при подготовке товара к продаже, например, при зачистке сливочного масла (штафф - верхний слой окислившегося жира), колбасы, рыбы или образование крошки при реализации некоторых видов кондитерских изделий и других товаров.

Под естественной убылью массы понимают уменьшение массы товаров вследствие естественных причин в процессе их транспортировки, хранения и реализации. Причины возникновения естественной убыли:

испарения влаги (усушка), расход органических веществ на биологические, физиологические, химические процессы (у зерна, картофеля, плодов и др.), или потери летучих веществ (у продуктов, имеющих аромат);

раскрошка возникает при рубке мяса и резке мороженой рыбы, мяса и т.д.;

распыл мелкодисперсных частиц характерен для муки, крахмала и т.п.;

розлив характерен для жидких продуктов (напитков и т.п.);

примаз свойственен продуктам с мазеобразной консистенцией (молоко сгущенное, патока, повидло, мед и т.д.) и возникает при перетаривании, остатки продукта остаются на внутренних стенках тары.

Естественная убыль определяется по результатам инвентаризации. Обнаруженная недостача в пределах норм естественной убыли списывается (в % к объему реализованных товаров), а оставшаяся часть (сверхнормативные потери) взыскивается с материально ответственных лиц.

Согласно норматив, АМ все районы страны подразделены на две зоны. К 1-ой зоне с прохладным климатом относится Кемеровская область, ко 2-ой зоне - южные районы с теплым климатом.

Нормы естественной убыли массы плодов и овощей свежих различают по ряду признаков:

- по видам продукции;

- по зонам;

- по способам хранения;

- по типам складов;

- по срокам хранения.

Для расчета естественной убыли для картофеля пользуются данными, приведенными в табл. 3.

При хранении моркови и других корнеплодов в буртах и траншеях с переслойкой песком нормы убыли не устанавливаются.

Нормируемые предреализационные потери образуются при подготовке товаров к продаже - зачистка сливочного масла и рыбы, переваривание, резка, фасовка и т.д. К ним относят также течь жидких продуктов. Нормируемые потери списываются по нормам.

Отходы, образующиеся при подготовке товаров к продаже, подразделяют на ликвидные и неликвидные.

Ликвидные (съедобные) отходы - это кожа, кости и шкура окороков и мясокопченостей, крошка соленой или копченой рыбы и балычных изделий, крошка кондитерских изделий и т.д. Они пригодны в пищу, реализуются по более низким ценам или используются на промышленную переработку. Например, кости - на приготовление костного клея, костная мука - для производства комбикормов.

Таблица 3

Нормы естественной убыли свежего картофеля (в %)

при длительном хранении

Месяц

Холодная зона

Теплая зона

Склад без искусственного охлаждения

Бурты и траншеи

Склад без искусственного охлаждения

Бурты и

траншеи

Сентябрь

1,3

1,4

1,8

-

Октябрь

0,9

1,0

1,6

1,0

Ноябрь

0,7

0,7

0,9

1,0

Декабрь

0,5

0,4

0,9

0,5

Январь

0,5

0,4

0,7

0,4

Февраль

0,5

0,4

0,7

0,4

Март

0,5

0,7

0,8

0,7

Апрель

0,9

0,9

1,0

1,0

Май

1,1

1,5

1,4

1,5

Июнь

1,8

-

2,2

-

Июль

2,0

-

-

-

Август

2,5

-

-

-

Неликвидные (несъедобные) отходы - вязки колбасных изделий с остатками оболочки, крошка при машинной нарезке мяса, рыбного филе, твердых сыров и т.п., их собирают и уничтожают.

Актируемые потери - потери, связанные с небрежным отношением и обращением с товарами, нарушением правил транспортировки, хранения и реализации. Это бой, лом, порча товаров, вызванная гниением, брожением или плесневением, отходы технические и абсолютные. Технические отходы это частично испорченные экземпляры, абсолютные отходы это полностью сгнившие объекты, примеси, обломанные ростки, листья.

Их списывают по акту в счет прибыли предприятия. Акт о списании подписывают все члены комиссии, участвующие в приемке, утверждает руководитель предприятия.

При расчете естественной убыли средний месячный остаток товаров определяется данными на 1, 11 и 21 число текущего месяца и 1 число следующего месяца:

½ остатка на 1 число текущего месяца

+

остатки на 11 и 21 числа текущего месяца

+

½ остатка на 1 число следующего месяца и делится на 3.

Задание

Задача №1

На хранение в овощехранилище заложено 1,5 т картофеля. Через 2 месяца при определении его товарного качества установлено, что в партии присутствует 300 кг гнили, 25 кг подмороженных клубней, 60 кг пораженных фитофторой. Определить товарное качество через 2 месяца.

Задача №2

На хранение на склад без искусственного охлаждения заложено 30 т картофеля. Определить ЕУ массы картофеля, если при перевешивании его в марте оказалось 29997 кг.

Задача №3.

Определить естественную убыль массы картофеля, при хранении на складе без охлаждения в холодной зоне за ноябрь, если на 1 число этого месяца остаток составляет 70 т, на 11-ое - 120 т, на 21-ое - 360 т, на 1 декабря 780 т. Норма 0,7 %.

Задача №4.

На складе, расположенном в 1 зоне говядина мороженая хранилась 12 суток. Норма естественной убыли говядины мороженой при 3-х суточном сроке хранении составляет 0,08 %, за каждые последующие сутки до 10 суток норма увеличивается на 0,01 %. После 10 суток норма увеличивается на 0,005 %. Определить потери за 12 суток.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение естественной убыли, назовите причины ее возник-новения.

2. Приведите пример нормируемых потерь.

3. Приведите пример актируемых потерь.

4. Что такое абсолютные и технические отходы.

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

4. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Изд. 3-е доп и перер. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003. – 448 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 8

Тема: Документально оформить кассовые операции 

Цель: научиться заполнять первичные кассовые документы; изучить требования, предъявляемые к ведению журнала кассира=операциониста; научиться определять торговую выручку и результат работы кассира;

научиться заполнять журнал кассира-операциониста.

Студент должен уметь: заполнять первичные кассовые документы; определять результат работы кассира, торговую выручку; уметь составлять кассовый отчет.

Студент должен знать: порядок работы главной кассы

Оборудование: микрокалькулятор,  бланки документов: приходной кассовый ордер, расходный кассовый ордер, книга кассира-операциониста, кассовый отчет, образец заполнения документов. Ход выполнения работы

Ход выполнения работы

Задание 1. Заполнить первичные кассовые документы:

- приходный кассовый ордер;                               1вар.-ПКО№23, РКО№87

- расходный кассовый ордер.                                        2 вар.- ПКО№56, РКО№98

                                                                                  3 вар.-ПКО№67, РКО№09

                                                                                   4 вар. –ПКО№45, РКО№90

№ п/п

Содержание операций

Сумма, руб.

Документ

1

Получено по чеку с расчетного счета в кассу.

12800

ПКО№ 23

2

Погашение недостатка Ивановой Л. Г. по итогам инвентаризации в кассу.

300

ПКО№ 56

3

Выдана заработная плата Тарасовой В. Г. из кассы.

3500

РКО №87

4

Выданы на командировочные расходы Петровой В. Г. из кассы.

270

РКО№98

5

Возвращена в кассу неиспользованная подотчетная сумма.

2700

ПКО№67

6

Получено от поставщика ЗАО «Макрос» в кассу за аренду помещения.

4200

ПКО№45

7

Выданы денежные средства на хозяйственные нужды Иванову К.И.

800

РКО№09

8

Выданы денежные средства на покупку канцтоваров Семеновой Т.А.

1200

РКО№90

Задание 2. Заполнить книгу кассира-операциониста и определить выручку за смену по следующим данным:

Операции в течение смены при

работе на ККМ

Сумма операций, р.-к.

Вар.1

Вар.2

Вар.3

Вар.4

Под отчет кассиру в начале смены выдан

авана в сумме

2345-10

1780-00

953-40

1985-40

Показания суммирующих денежных счетчиков в начале смены составили

247985-40

956784-00

56789-90

456783-90

Кассир сдал наличную выручку старшему кассиру в течении смены в сумме

35800-00

12300-00

8790-00

22500-00

При получении Z-отчета №0034 на конец смены показания суммирующих денежных счетчиков

286835-60

971034-40

66570-00

481963-50

Фактический остаток при инкассации денежного ящика в конце смены

1254-20

1000-00

990-10

1777-50

Задание 3. Составить кассовый отчет, используя данные задания 1 и следующие данные:

Остаток на начало отчетного периода: 1 вар.- 2768 руб., 2 вар.- 3500 руб., 3 вар.- 4800руб., 4 вар.-2842 руб.

1 вар.

2 вар.

3 вар.

4 вар.

Кассир

Орлова О.В.

Вагалова К.Е.

Смирнова Е.Д.

Костина П.А.

Гл. бухгалтер

Лаврова И.Р.

Киреева Л. М

Семенова Е. И.

Егорова И. Н.

Руководитель организации

Новикова В.С.

Давыдов Е.И.

Беляева С.М.

Зуева Р.Б.

Наименование организации

ООО «Весна»

ООО «Цифра»

ООО «Лира»

ООО «Кубик»

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

60

Правильность выполнения одного показателя- 30 баллов

Выполнения задания

40

Правильность выполнения третьего задания- 40 баллов

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

  1. Муравина, И.В. Основы товароведения: Учебное пособие для начального профессионального образования / И.В. Муравина. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 224 c.

Парфентьева Т. Р., Миронова Н. Б., Петухова А. А. Оборудование торговых предприятий. Серия: НПО. Издательство: Академия, 2012 г.- 224 c.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 9

Тема: Составить бухгалтерский баланс.

1. Цель работы

1.1. Изучить строение баланса;

1.2. Выявить влияние хозяйственных операций на валюту баланса

2. Обеспечивающие средства

2.1. Методические  указания по выполнению практической работы;

2.2. Бланки баланса (ф.№1);

2.3 .Калькуляторы.

3. Задание

3.1. Составить начальный баланс;

                3.2. Отразить изменения, вызываемые хозяйственными операциями, по статьям баланса;

3.3. Составить конечный баланс;

3.4. Заполнить бланк баланса (ф.№1);

3.5. Сделать вывод по работе.

4. Требования к отчету

Результаты практической работы оформить в виде таблицы-баланса.

5. Технология работы

5.1. Начертить в тетради таблицу-баланс, разнести суммы по статьям в актив и пассив баланса (по разделам), перечень средств предприятия приведен  ниже (см. Приложение табл.1);

5.2. Подсчитать итоговые суммы по разделам, найти валюту (т.е. составить начальный баланс;

5.3. Отразить по статьям баланса соответствующие изменения, согласно хозяйственным операциям (см. Приложение табл.2);

        5.4. В активе и пассиве подсчитать суммы по отдельным статьям баланса на конец отчетного периода;

        5.5. Подсчитать итоги по разделам и валюту  баланса на конец отчетного периода;

        5.6. Сравнить полученные результаты, отразить эту информацию в выводе по работе;

5.7. Заполнить бланк баланса (ф.№1);

        5.8. Сделать вывод по работе.

Приложение

(обязательное)

Данные для выполнения практической работы

Таблица 1  Перечень средств предприятия

№ п/п

Наименование  средств   предприятия

Сумма

1

Расчетный  счет  в  банке

100050

2

Дебиторская  задолженность

  57000

3

Прибыль

150000

4

Транспорт

240000

5

Основные  средства

950000

6

Долгосрочный  кредит  банка  (на  капитальное  строительство)

300000

7

Сырье  и  материалы

  90000

8

Задолженность перед бюджетом

  10000

9

Готовая  продукция

  65000

10

Задолженность  поставщикам  

  140050

11

Касса

   1000

12

Незавершенное  производство  (основное)

460000

13

Топливо

  60000

14

Уставный  капитал

1133000

15

Задолженность  рабочим  и  служащим  по  заработной  плате

  90000

16

Резервный капитал

200000

Таблица 2   Журнал  хозяйственных  операций

№ п/п

Содержание  операции

Сумма

1

Получены  в  кассу  с  расчетного  счета  денежные  средства

90000

2

Часть  прибыли  присоединена  к  уставному  капиталу

60000

3

Выдана  из  кассы  заработная  плата  рабочим  и  служащим  

88000

4

От  поставщиков  поступило  топливо,  но  деньги  за  него  еще  не  заплачены

23000

5

Зачислена  на  расчетный  счет  выручка  за  готовую  продукцию

50000

6

Переданы  сырье  и  материалы  в  основное  производство  

35000

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

4. Чечевицина Л.Н. Микроэкономика. Экономика предприятия (фирмы). Изд. 3-е доп и перер. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2003. – 448 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 10

Тема: Составить инвентаризационную опись..

Цель: Приобретение практических навыков оформления проведения инвентаризации.

Задание:

  1. Выполнить практические задания.
  2. Ответить на контрольные вопросы.

Методическое обеспечение: учебно – методическое пособие; справочник технолога; справочник руководителя; Е.Б. Мрыхина «Организация производства на предприятиях общественного питания»; Л.А. Радченко «Организация производства на предприятиях общественного питания»; калькулятор.

Теоретические сведения

Инвентаризация представляет собой способ контроля за сохранностью средств предприятия и правильностью отражения их в бухгалтерском учёте. Наряду с имуществом инвентаризации подлежат и финансовые обязательства. Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия средств данным бухгалтерского учёта. Она позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены документально и отражены в бухгалтерском учёте, а также внести необходимые исправления и уточнения. По ряду причин не все явления хозяйственной деятельности могут быть зарегистрированы в момент их свершения (хищения, убыль). Такие операции выявляют путём инвентаризации, с помощью результатов которой документально оформляют неучтённые операции для обеспечения соответствия учётных и фактических данных. Инвентаризация проводится в обязательном порядке перед составлением годового отчёта, при смене материально-ответственного лица, в случае установления  порчи, фактов злоупотреблений и хищений, при ликвидации предприятия и т.п. Для проведения инвентаризации создаётся постоянно действующая комиссия, которая берёт расписку у материально-ответственного лица о том, что все поступившие ценности учтены, а выбывшие – списаны, и соответствующие первичные документы переданы в бухгалтерию. Комиссия в присутствии материально-ответственного лица проверяет наличие материальных ценностей и составляет инвентаризационные описи, после чего производится сравнение инвентаризационных данных и данных учёта, составляется сличительная ведомость. Выявленные расхождения регулируются сразу же после окончания инвентаризации.

Основными целями инвентаризации являются:

  • Выявление фактического наличия имущества;
  • Обеспечение достоверности показателей бухгалтерского учёта;
  • Сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта;
  • Проверка полноты отражения в учёте обязательств.

Основными задачами  инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объёмов незавершенного производства;
  • выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших своё первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям;
  • выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;
  • проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;
  • сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учёта.

Различают четыре вида инвентаризации:

- частичная – бывает один раз в год для каждого объекта в определённых местах хранения;

- периодическая – проводится в конкретные сроки в зависимости от вида и характера имущества;

- полная – проверка всех видом имущества предприятия в конце года перед составлением годового отчёта;

- выборочная – проводится на отдельных участках производства или при проверке работы некоторых материально-ответственных лиц.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передачи имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчётности;
  • при смене материально - ответственных лиц;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случаях стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в зависимости от основания проведения, инвентаризации  бывают плановые и внеплановые.

Задания для выполнения

1. Составить приказ директора ООО «Альфа» о создании рабочей инвентаризационной комиссии по проверке 20 декабря 20__года сырья и продуктов на складе №2 предприятия, кладовщик – Фомичёв Ю.Р. Комиссия назначается в следующем составе:

  • председатель комиссии  - заместитель директора Тарасов Н.Г;

члены комиссии:

  • бухгалтер – Якушев П.Т.;
  • заведующий производством – Марков В.С.

Номер приказа – 15; дата приказа 13 декабря 20__года.

2. Заполните накладную на получение товара на склад (порядковый номер – 5; дата получения товаров – 15 декабря 20__года).

По данным учёта должно быть:

  • мука пшеничная – 100 кг по 25 руб./кг;
  • сахарный песок – 150 кг по 17 руб./кг;
  • крупа гречневая – 175 кг по 19 руб./кг;
  • пшено – 225 кг по 15 руб./кг;
  • масло растительное – 96 литров по 38 руб./литр;
  • масло сливочное – 125 кг по 52 руб./кг;
  • уксус столовый – 100 бутылок по 19 руб./бутылка;
  • печенье овсяное – 20 кг по 38 руб./кг;
  • печенье юбилейное – 65 кг по 60 руб./кг;
  • сухари панировочные – 55 кг по 41 руб./кг;
  • рис пропаренный – 205 кг по 21 руб./кг;
  • маргарин столовый – 95 кг по 32 руб./кг;
  • мука блинная – 40 кг по 25 руб./кг;
  • яйцо столовое – 280 десятков по 28 руб./десяток;
  • молоко сухое – 55 кг по 45 руб./кг.

3. Заполнить инвентаризационную опись (порядковый номер 23) по результатам инвентаризации 20 декабря 20__года по приказу № 15 от 13.12. 20__ года.

В результате инвентаризации были выявлены:

  • мука пшеничная – 100 кг по 25 руб./кг;
  • сахарный песок – 250 кг по 17 руб./кг;
  • крупа гречневая – 155 кг по 19 руб./кг;
  • пшено – 325 кг по 15 руб./кг;
  • масло растительное – 100 литров по 38 руб./литр;
  • масло сливочное – 125 кг по 52 руб./кг;
  • уксус столовый – 100 бутылок по 19 руб./бутылка;
  • печенье овсяное – 25 кг по 38 руб./кг;
  • печенье юбилейное – 65 кг по 60 руб./кг;
  • сухари панировочные – 55 кг по 41 руб./кг;
  • рис пропаренный – 225 кг по 21 руб./кг;
  • маргарин столовый – 95 кг по 32 руб./кг;
  • мука блинная – 45 кг по 25 руб./кг;
  • яйцо столовое – 300 десятков по 28 руб./десяток;
  • молоко сухое – 55 кг по 45 руб./кг.

         Контрольные вопросы

  1. Каково назначение инвентаризации?
  2. Перечислите цели инвентаризации.
  3. Назовите задачи инвентаризации.

Оценка практического занятия:

Критерии оценки

Баллы

Примечание

Выполнения задания

80

Правильность выполнения одного задания- 20 баллов

Контрольные вопросы

20

Каждый правильный

 Ответ – 10 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

Список рекомендованной литературы:

1.Карташова В.Н., Приходько А.В. Экономика организации (предприятия): Учеб. для средних специальных учебных заведений. – М. «Гриф», 2004. – 160 с.

2. Курс лекций по дисциплине “Экономика предприятия” / Для студентов специальности 061500 - Маркетинг. – Орел: ОрелГТУ, 2006. – 205 с.

3. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. для студентов среднего профессионального образования. – М. «Экономистъ», 2005. – 251 с.

Информационное обеспечение

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Микицей М.В.Учет и отчетность в торговле: Учебное пособие.- изд-во «Феникс» 2008г.

2. Голубкина Т.С. Торговые вычисления: Учеб. Пособие для нач. проф. Образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «академия», 2008г.

3. Бояринцева Е.В. Торговые вычисления: - Мн.: Выш. Шк., 2008г.

4. Положения по бухгалтерскому учету:

ПБУ 1/1998 г. «Учебная политика организации» Приказ Минфин РФ от 09.12.98 г. №60-Н

ПБУ 4/2000 г. «Бухгалтерская отчетность организации» Приказ Минфин РФ от с13.01.2000 №4-Н

ПБУ 6/1997 «Учет основных средств» Приказ МФ РФ от 30.03.2001 №26-4

 ПБУ 9/1999 «Доходы организаций» Приказ МФ РФ от 06.05.1999 №32-4

ПБУ 10/1999 «Расходы организаций» Приказ МФ РФ от 16.05.2000 №91-Н

 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» Приказ МФ РФ от 16.10.2000г №91-

5. Налоговый кодекс РФ:

гл. 21 «НДС»

гл. 22 «Акцизы»

гл. 23 «Налоги на доходы физических лиц»

гл. 24 «Единый социальный налог»

гл. 25 «Налог на прибыль»

Постановление Правительства РФ от 06.03.98 №283

Интернет – ресурсы:

http://www.kontrolnaja.ru/dir/economy

http://www.studfiles.ru

http://prozakon.su/a364

http://pda.coolreferat.com/

1.Buhouline.ru

2.Buhgalteria.ru

3.Glavbukh.ru

4.Buhgalter-info.ru

5.Klerk.ru

6.Buh.ru

7.Audit-it.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Рабочая программа

Рабочая программа ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта ...

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Рабочая программа производ практики

Рабочая программа производственной практики ПМ.04. Выполнение работ по профессии «продавец продовольственных товаров, контролер-кассир» разработана на основе Федерального государственного ...

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Рабочая программа производ практики

Рабочая программа производственной практики ПМ.04. Выполнение работ по профессии «продавец продовольственных товаров, контролер-кассир» разработана на основе Федерального государственного ...

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Метод указ по вып ПР МДК 04.01.

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролер-кассир» МДК 04.01. Розничная торговля продово...

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Метод указ по вып ПР МДК 04.03.

Методические указания по выполнению практических занятий по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролер-кассир» МДК 04.03. Эксплуатация торгового обо...

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Метод указ по вып сам раб МДК.04.02.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир» МДК 04.02. Техника вычисления, учёт...

ПМ.04.Выполнение работ по профессии Продавец прод тов, контролёр-кассир спец.38.02.05.Товаров и эксперт кач прод тов Метод указ по вып сам раб МДК.04.03.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по ПМ.04 Выполнение работ по профессии «Продавец продовольственных товаров, контролёр-кассир» МДК 04.03. Эксплуатация торгового о...