Опыт организации научно-исследовательской работы студентов в рамках технологических дисциплин
статья

Опыт организации научно-исследовательской работы студентов в рамках технологических дисциплин 

Российскому обществу для его поступательного развития необходимы одаренные люди, но, к сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои природные способности. Очень многое зависит от семьи, от ориентации на региональные и этнические особенности общества, от учебных заведений и в целом от окружающей человека среды. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

В целях совершенствования профессионального мастерства студентов, стимулирования творческого роста и повышения престижа выбранной профессии в СПО в настоящее время особое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов.

Исследовательская работа – это система мероприятий, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Первый раз руководителем исследовательской работы студентки мне предложила в 2010 году стать заведующая технологическим отделением Руденко Ирина Глебовна. И Ирина Глебовна, и преподаватель технологических дисциплин Бузина Анастасия Анатольевна систематически являлись руководителями научно-исследовательских работ студентов-технологов. Также преподаватели нашего техникума ежегодно участвуют во всероссийских, международных и региональных конкурсах со студентами в качестве руководителей, это – Занина Галина Владимировна, Жигулина Елена Александровна, Лях Юлия Владимировна, Дмитриев Юрий Павлович и другие преподаватели.

Особенно актуальным это стало после перехода нашего техникума на проведение итоговой государственной аттестации в виде выпускной квалификационной работы. Безусловно, каждый студент сегодня должен проводить исследовательские работы в форме курсовых и дипломных работ, в процессе изучения профессиональных модулей.

Но существует и иное направление организации исследовательской деятельности – внеучебные самостоятельные исследования студентов. Не каждый студент из группы готов к такой деятельности. Обучающийся, решивший заняться самостоятельной исследовательской работой, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач; оценивать их эффективность и качество; принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста и т.д. Из собственного опыта могу сказать, что к такой исследовательской деятельности готово 2 – 3 студента из группы.

Безусловными достоинствами организации такой деятельности со студентами-технологами являются:

- отсутствие необходимости в высокотехнологичном оборудовании для проведения исследования. Большинство выполняемых студентами работ могут быть выполнены в обычных домашних условиях;

- наглядность и привлекательность продукции, выступающей результатами исследования. Эта продукция может быть не только представлена в готовом виде, но и продегустирована.

Оба этих обстоятельства обеспечивают яркость и привлекательность при организации защиты исследования.

Организация аудиторной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности студентов включает несколько этапов.

Во-первых, мне как преподавателю необходимо выбрать направление и темы научно-исследовательской работы студентов, учитывая их интерес и уровень подготовки к такой работе, определить вероятные результаты исследования и возможности их применения на производстве, в социальной сфере.

Во-вторых, мы со студентами составляем план их работы, в котором определяются цели, задачи исследования, виды деятельности студентов, время их осуществления, формы текущего контроля и самоконтроля, критерии оценки результатов исследования.

В-третьих, мы определяемся с видом оформления и защиты результатов исследовательской деятельности студентов. В качестве наглядного примера обязательно готовим съедобные образцы продукции. Защиты исследовательских работ оцениваются не только преподавателем, но и самими студентами – сокурсниками. Они слушают презентации друг друга, задают вопросы и пробуют исследуемые образцы. При этом студенты учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать полученные результаты исследований, спорить с оппонентами и т.д.

Так как я являюсь преподавателем технологических дисциплин, то и студенты мои участвуют в конкурсах по направлению «Пищевые технологии». Например, показательны результаты исследовательских работ, подготовленных студентами под моим руководством. В декабре 2015 г. студентка группы 3Т1 Колмыкова Анастасия стала победителем (с вручением именной медали) VI Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир», с темой исследования «Исследование сдобного изделия нового поколения», г. Чебоксары. В декабре 2016 г. студентка группы 3Т1 Кузнецова Анастасия стала победителем VII Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир», с темой исследования «Возможность использования муки тритикале в хлебопечении», г. Чебоксары. В марте 2017 г. она же стала призером всероссийской студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI века» с темой «Исследование кондитерских изделий с добавлением фруктовых и овощных порошков».

В процессе научно-исследовательской работы студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями, развивают творческие способности. Сегодня работодателю необходимы именно такие работники, которые выполняя функциональные обязанности, умеют прогнозировать результаты принимаемых решений, планировать свое будущее профессиональное развитие. Для того чтобы таких специалистов было больше, преподавателям необходимо активизировать научно-исследовательскую работу студентов на аудиторных занятиях, в воспитательной работе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл galimova_statya.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Галимова Светлана Викторовна,

преподаватель технологических дисциплин

ГБПОУ КК «Славянский сельскохозяйственный техникум»

Российскому обществу для его поступательного развития необходимы одаренные люди, но, к сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои природные способности. Очень многое зависит от семьи, от ориентации на региональные и этнические особенности общества, от учебных заведений и в целом от окружающей человека среды. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладением методом научного познания мира и исследовательским стилем мышления.

В целях совершенствования профессионального мастерства студентов, стимулирования творческого роста и повышения престижа выбранной профессии в СПО в настоящее время особое внимание уделяется организации научно-исследовательской работы студентов.

Исследовательская работа – это система мероприятий, способствующая развитию инициативы, индивидуальных интересов студентов, которая повышает у студентов интерес к учебе, приобщая их к самостоятельной творческой деятельности. Результатом такой работы является повышение уровня подготовки будущих специалистов.

Первый раз руководителем исследовательской работы студентки мне предложила в 2010 году стать заведующая технологическим отделением Руденко Ирина Глебовна. И Ирина Глебовна, и преподаватель технологических дисциплин Бузина Анастасия Анатольевна систематически являлись руководителями научно-исследовательских работ студентов-технологов. Также преподаватели нашего техникума ежегодно участвуют во всероссийских, международных и региональных конкурсах со студентами в качестве руководителей, это – Занина Галина Владимировна, Жигулина Елена Александровна, Лях Юлия Владимировна, Дмитриев Юрий Павлович и другие преподаватели.

Особенно актуальным это стало после перехода нашего техникума на проведение итоговой государственной аттестации в виде выпускной квалификационной работы. Безусловно, каждый студент сегодня должен проводить исследовательские работы в форме курсовых и дипломных работ, в процессе изучения профессиональных модулей.

Но существует и иное направление организации исследовательской деятельности – внеучебные самостоятельные исследования студентов. Не каждый студент из группы готов к такой деятельности. Обучающийся, решивший заняться самостоятельной исследовательской работой, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя: способность организовывать собственную деятельность; выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач; оценивать их эффективность и качество; принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста и т.д. Из собственного опыта могу сказать, что к такой исследовательской деятельности готово 2 – 3 студента из группы.

Безусловными достоинствами организации такой деятельности со студентами-технологами являются:

- отсутствие необходимости в высокотехнологичном оборудовании для проведения исследования. Большинство выполняемых студентами работ могут быть выполнены в обычных домашних условиях;

- наглядность и привлекательность продукции, выступающей результатами исследования. Эта продукция может быть не только представлена в готовом виде, но и продегустирована.

Оба этих обстоятельства обеспечивают яркость и привлекательность при организации защиты исследования.

Организация аудиторной и внеаудиторной научно-исследовательской деятельности студентов включает несколько этапов.

Во-первых, мне как преподавателю необходимо выбрать направление и темы научно-исследовательской работы студентов, учитывая их интерес и уровень подготовки к такой работе, определить вероятные результаты исследования и возможности их применения на производстве, в социальной сфере.

Во-вторых, мы со студентами составляем план их работы, в котором определяются цели, задачи исследования, виды деятельности студентов, время их осуществления, формы текущего контроля и самоконтроля, критерии оценки результатов исследования.

В-третьих, мы определяемся с видом оформления и защиты результатов исследовательской деятельности студентов. В качестве наглядного примера обязательно готовим съедобные образцы продукции. Защиты исследовательских работ оцениваются не только преподавателем, но и самими студентами – сокурсниками. Они слушают презентации друг друга, задают вопросы и пробуют исследуемые образцы. При этом студенты учатся отстаивать свою точку зрения, аргументировать полученные результаты исследований, спорить с оппонентами и т.д.

Так как я являюсь преподавателем технологических дисциплин, то и студенты мои участвуют в конкурсах по направлению «Пищевые технологии». Например, показательны результаты исследовательских работ, подготовленных студентами под моим руководством. В декабре 2015 г. студентка группы 3Т1 Колмыкова Анастасия стала победителем (с вручением именной медали) VI Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир», с темой исследования «Исследование сдобного изделия нового поколения», г. Чебоксары. В декабре 2016 г. студентка группы 3Т1 Кузнецова Анастасия стала победителем VII Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов «Открываю мир», с темой исследования «Возможность использования муки тритикале в хлебопечении», г. Чебоксары. В марте 2017 г. она же стала призером всероссийской студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI века» с темой «Исследование кондитерских изделий с добавлением фруктовых и овощных порошков».

В процессе научно-исследовательской работы студенты овладевают общими и профессиональными компетенциями, развивают творческие способности. Сегодня работодателю необходимы именно такие работники, которые выполняя функциональные обязанности, умеют прогнозировать результаты принимаемых решений, планировать свое будущее профессиональное развитие. Для того чтобы таких специалистов было больше, преподавателям необходимо активизировать научно-исследовательскую работу студентов на аудиторных занятиях, в воспитательной работе, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ и т.д.

Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности, а все это возможно только при активном вовлечении студентов в исследовательскую работу.