Использование элементов модульного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика»
статья по теме

Верещагина Татьяна Николаевна

Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые умения и знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин, тем профессиональных модулей, выполнения студентами курсовых и  дипломных проектов, формирующая общие и отдельные элементы профессиональных компетенций.     Данная дисциплина является основой графической грамотности, которая приобретает особое значение в условиях современного технического производства.

В процессе изучения инженерной графики   развивается профессиональное мышление, закладываются основы   рационализаторской деятельности, прививается умение читать схемы и чертежи,   составлять наглядные графические изображения, работать с   ГОСТами, учебниками и справочной литературой. Студент учится   использовать   основные положения единой системы конструкторских документов (ЕСКД).

Инженерная графика - дисциплина, которая состоит из теоретической части и практической деятельности, последовательно переходящих модулей. Данную дисциплину можно назвать модульной единицей профессиональной подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Костромской области

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Костромской автодорожный колледж»

 

Использование элементов модульного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика»

 

                       


Учебная дисциплина «Инженерная графика» является общепрофессиональной, формирующей базовые умения и знания, необходимые для усвоения специальных дисциплин, тем профессиональных модулей, выполнения студентами курсовых и  дипломных проектов, формирующая общие и отдельные элементы профессиональных компетенций.     Данная дисциплина является основой графической грамотности, которая приобретает особое значение в условиях современного технического производства.

В процессе изучения инженерной графики   развивается профессиональное мышление, закладываются основы   рационализаторской деятельности, прививается умение читать схемы и чертежи,   составлять наглядные графические изображения, работать с   ГОСТами, учебниками и справочной литературой. Студент учится   использовать   основные положения единой системы конструкторских документов (ЕСКД).

Инженерная графика - дисциплина, которая состоит из теоретической части и практической деятельности, последовательно переходящих модулей. Данную дисциплину можно назвать модульной единицей профессиональной подготовки.

Модуль (лат.) - выделенная часть особо важных разделов сложной цепи.

Модульное обучение основано на следующей основной идее: студент должен учиться сам, а педагог обязан осуществлять управление его учением: мотивировать, организовывать, координировать, консультировать,контролировать.  
Модульное обучение интегрирует в себе все то прогрессивное, что
накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью обучающихся, переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса обучения.

Учебным планом и программой по   дисциплине «Инженерная графика» предусмотрено 15 графических самостоятельных работ, а для их выполнения необходимо освоить большой теоретический материал. Весь учебный процесс можно представить последовательной цепью модульных единиц - графических работ.  Теоретическая часть представлена учебными элементами по темам графических работ.


Схема организации учебного процесса с использованием элементов модульного обучения

Для каждой графической работы разработаны базовые учебные элементы.  

Содержание (алгоритм) учебного элемента.

  1. Общие понятия. Определения.
  2. Классификация, виды.
  3. Правила выполнения в соответствии новых стандартов.
  4. Примеры выполнения заданий по теме.
  5. Контроль усвоения полученных знаний (тесты, контрольные вопросы, практические задания).

 

План теоретического занятия при переходе на новый учебный элемент:

  1. Анализ выполнения предыдущей графической работы (иногда с повторением учебного элемента).
  2. Изучение новой модульной единицы (учебного элемента):
  1. Объяснение материала преподавателем (лекция, беседа) с применением Т.С.О. (плакаты, модели, наглядные пособия и др.)
  2. Индивидуальная работа в рабочей тетради - конспект по освоению учебного элемента (аккуратное выполнение чертежей и схем, с использованием чертежного инструмента и требований стандартов).

        Раздел самостоятельной подготовки предусматривает работу студента с учебной, справочной литературой или выполнение графического задания.

В результате овладения содержанием учебных элементов, студенты постепенно развивают навыки самостоятельного выполнения графических работ в соответствии требований ГОСТов.


Методика использования элементов модульного обучения позволяет:

  1. Обеспечить высокую мотивацию к процессу обучения.
  2. Активизировать познавательную деятельность студентов.
  3. Формировать умения и навыки при выполнении и чтении чертежей.
  4. Уменьшить все вопросы, связанные с организацией и дисциплиной на занятиях.
  5. Повысить эффективность занятий, а также в целом всего обучения.
  6. Изменить функции преподавателя, путем освобождения от горловой (станочной) работы.
  7. Повысить индивидуализацию учебной работы студентов.
  8. Организовать работу студентов, имеющих пропуски занятий и медленно осваивающих предмет.
  9. Дает возможность самостоятельно выполнять графические работы в домашних условиях.
  10. Обходиться без постоянного приобретения новых учебников и справочной литературы, так как учебные элементы легко заменить, исправить, внести дополнения, заменить ГОСТы и т.д.
  11. Создать элементы в электронной форме и изучать предмет по компьютерной технологии.
  12. Повысить качество знаний и успеваемости по предмету.

Положительные результаты использования данной методики

Итоги успеваемости  за  последние 3 года:

Успевает - 100% студентов;

Качество знаний – не менее 60-70%;

Средний бал ~ не менее 4.

Итоги областной олимпиады по дисциплине «Инженерная графика» среди студентов СПО Костромской области.

Методика использования элементов модульного обучения в дисциплине «Инженерная графика» дала положительные результаты участия студентов колледжа в региональной олимпиаде по  инженерной графике, организованной на базе Костромского лесомеханического коллежда в течение   3 лет.  

2010 уч. год             Диплом II степени (Смирнов Е.А)

                                  4-ое место (Беляев Б.Н)

2011 уч. год             Диплом II степени (Марков А.)

2012 уч. год             Лучшая работа в ручной графике (Гуляев А.А)

2012-2013 уч. год Диплом I степени (Иванов А.А.) в номинации ручная графика Диплом III степени (Гуляев А.А) в номинации компьютерная графика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Использования интерактивных технологий в процессе изучения дисциплины Инженерная графика

В данной статье идет речь об изучении предмета Инженерная графика с помощью интерактивных и мультимедийных технологий в системе средне специального образования....

Доклад на тему: «Использование кейс-метода при обучении студентов дисциплине инженерная графика

Среди современных технологий и методов обучения в последнее время особое место в профессиональном образовании занимает обучение кейс-методом. Он ориентирован на самостоятельную индивидуальную и группо...

Реализация разноуровневого дифференцированного обучения при изучении дисциплин «Техническая графика», «Черчение»

При изучении  дисциплины  «Техническая   графика» важно, чтобы каждый обучающийся имел компетенции не только по данной дисциплине, но имел представления о ее роли в будущей професс...

Применение дистанционной формы обучения при изучении дисциплины "Инженерная графика"

Для выполнения графических работ и сдачи их на проверку по дисциплине Инженерная графика необходимо творческое поэтапное освоение программы.Сначала необходимо проработать теоретический материал по ука...

«Возможности повышения качества изучения дисциплины «Инженерная графика» через дидактическое обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения»

доклад на тему: Возможности повышения качества изучения дисциплины "Инженерная графика" через дидактическое обеспечение дифференцации и индивидуализации обучающихся...

«Использование игровых технологий при изучении дисциплины «Инженерная графика»

       Дисциплина «Инженерная графика» является одной из основных для специальностей технического профиля, ведь невозможно представить инженера, мастера или квал...