СОБЛЮДЕНИЕ ВОДИТЕЛЯМИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕЗДЕ НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЗОРНОСТИ
статья на тему

Фадина Ольга Сергеевна

В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий при проезде нерегулируемого пешеходного перехода. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий в городе Челябинске, обоснованы уточнения и рекомендации к Правилам дорожного движении (ПДД) Российской Федерации, предложен ряд методов повышения информативности и безопасности на пешеходных переходах.

Ключевые слова: нерегулируемый пешеходный переход, дорожно-транспортное происшествие, обзорность, Правила дорожного движения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья 3483.88 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 656.13.05

СОБЛЮДЕНИЕ ВОДИТЕЛЯМИ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕЗДЕ  НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПЕШЕХОДНОГО ПЕРЕХОДА

В УСЛОВИЯХ ОГРАНИЧЕННОЙ ОБЗОРНОСТИ

Гайфуллин В.М., Городокин В.А., Фадина О.С.

Южно-Уральский государственный университет, Челябинск

В статье рассматривается решение проблемы дорожно-транспортных происшествий при проезде нерегулируемого пешеходного перехода. Приведена статистика дорожно-транспортных происшествий в городе Челябинске, обоснованы уточнения и рекомендации к Правилам дорожного движении (ПДД) Российской Федерации, предложен ряд методов повышения информативности и безопасности на пешеходных переходах.

Ключевые слова: нерегулируемый пешеходный переход, дорожно-транспортное происшествие, обзорность, Правила дорожного движения.

Проблема аварийности на автотранспорте приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения. Нерегулируемые пешеходные переходы являются одними из наиболее опасных участков на автомобильных дорогах и улицах населённых пунктов.

По данным ГИБДД за 2014 г. в городе Челябинске было зарегистрировано 2000 дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых погибло 96 человек, получили ранения 2592 человека. 

Количество происшествий по вине пешеходов сократилось на 21,2% (с 330 до 260), а количество ДТП по вине водителей увеличилось на 6,8% (с 1625 до 1736).

Количество ДТП, связанных с наездами на пешеходов составило 749 – 38% от общего количества ДТП в городе по видам. Нарушение правил проезда пешеходных переходов стало причиной совершения 18% происшествий: по этой причине произошло  357 ДТП, в которых погибло 13, получили ранения 377 человек.

Согласно требованиям п.14.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ)  «водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода» [1]. Однако,  согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» и, соответственно, ПДД, термином «дорога» охватываются обочины, разделительные полосы и тротуары. Поэтому данная формулировка вводит в заблуждение правоприменителей и участников дорожного движения, многими из которых она понимается таким образом, что водитель обязан уступить дорогу пешеходу, который находится на тротуаре, разделительной полосе или обочине, по которым движение транспортных средств запрещено.

Согласно требованиям п. 14.2 ПДД с изменениями на 1 января 2015 г. «если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил» [1]. На наш взгляд, трактовка правил до изменений, внесенных в 2014 г., где сказано «движущихся по соседним полосам», более понятна и корректна, хотя тоже имеет ряд недостатков.

В условиях высокой интенсивности движения, растущей автомобилизации, в местах размещения пешеходных переходов создаются условия ограниченной обзорности (расположенные близко к проезжей части зеленые насаждения, непрозрачные ограждения, стоящие у края проезжей части припаркованные транспортные средства и т.п.), препятствующие водителям и пешеходам своевременно обнаружить друг друга.

Рассмотрим пример, иллюстрирующий ограничение обзорности на пешеходном переходе, при выборе водителем движущегося транспортного средства  безопасного бокового интервала по отношению к припаркованным у правого края проезжей части автомобилям. В данном случае момент выхода пешехода на нерегулируемый пешеходный переход водителю движущегося транспортного средства не виден (рис. 1).

Есть и другие дорожно-транспортные ситуации, при которых ограничение обзорности не позволяет своевременно обнаружить пешехода, находящегося на пешеходном переходе. Например, вызовет сложность в выполнении требований п.14.2 Правил ситуация, при которой водитель транспортного средства, успевая пересечь пешеходный переход, не создавая помех пешеходу, соотнося взаимное расположение транспортного средства, которым он управляет, и пешехода, а также скорость того и другого,  имеет право не изменять темп своего движения, однако при этом водитель автомобиля, движущегося по соседней левой полосе, может не только не увидеть пешехода, находящегося на пешеходном переходе или выходящего на него, но и не получить об этом информации, так как первый автомобиль, ограничивая обзорность водителю второго автомобиля, не снижал скорость и не остановился.

При этом, как в случае выхода пешехода на полосу движущегося транспортного средства из-за припаркованного транспортного средства, так и в случае выхода из-за транспортного средства, движущегося по соседней полосе, водитель может не видеть ни момент выхода пешехода на проезжую часть, ни темп и направление его движения. Дорожно-транспортная ситуация будет усугубляться в случае, когда пешеход начинает переход проезжей части не в границах пешеходного перехода, а выходит на него по диагонали. Для водителя такой пешеход, в условиях ограниченной обзорности, становится тем более неожиданным.

Таким образом, мы можем видеть, что водитель транспортного средства далеко не всегда «в одиночку» без помощи самого пешехода, может обеспечить его безопасность. Решению этой проблемы может способствовать ужесточение требований, предъявляемых к пешеходам в части обеспечения личной безопасности.

Так, в первом абзаце п.4.3. ПДД РФ «пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин» [1], на наш взгляд, нужно уточнить, что пешеход должен передвигаться только в границах пешеходного перехода.

Соответственно, в п.4.5 Правил, требования которого следует изложить в двух самостоятельных раздельных пунктах, один из которых должен регламентировать действия пешеходов, осуществляющих переход по пешеходному переходу, другой – вне пешеходного перехода, изменения должны коснуться части относящейся к переходу проезжей части (трамвайных путей) в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Суть изменений должна состоять в том, что пешеход в безопасности перехода должен убеждаться не только перед выходом на проезжую часть, но и в процессе всего нахождения на проезжей части или на трамвайных путях. Например,  в п.19 Правил дорожного движения Великобритании указано, что пешеходы должны обращать внимание и в том числе прислушиваться к транспортным средствам «на случай, если кто-либо из водителей приближается к переходу, не видя Вас, или опережает остановившиеся транспортные средства» [5]. Иными словами, в личной безопасности пешеход должен убеждаться каждый раз, выходя не только на проезжую часть, но и на любую другую полосу движения, видимость которой ограничена остановившимся или движущимся транспортным средством, помня о том, что и для водителя транспортного средства, приближающегося к пешеходному переходу, видимость также ограничена и он может не видеть идущего пешехода.

По нашему мнению, в целях повышения безопасности дорожного движения в указанных выше дорожно-транспортных ситуациях требования к водителю могут быть сформулированы следующим образом:

  1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, находящимся на проезжей части (трамвайных путях) или намеревающимся на них выйти для осуществления перехода по пешеходному переходу.
  2. При приближении к нерегулируемому пешеходному переходу, обзорность на который ограничена, водитель должен выбрать режим движения, обеспечивающий остановку до ближайшей границы пешеходного перехода или линии движения пешеходов, пересекающих проезжую часть (трамвайные пути) по пешеходному переходу, однако, не видимых водителю в силу ограничения обзорности.

В свою очередь, в указанной выше дорожно-транспортной ситуации к пешеходу могут быть дополнительно предъявлены следующие требования:

1. Пешеходы при пересечении проезжей части (трамвайных путей) по пешеходному переходу, в целях обеспечения личной безопасности должны перед выходом на проезжую часть (трамвайные пути), а также по мере приближении к следующей полосе движения транспортных средств, оценивать расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убеждаться в безопасности выхода, особенно из-за объекта, ограничивающего обзорность, в т.ч. и из-за неподвижных, останавливающихся или движущихся транспортных средств.

2. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам в границах, обозначенных дорожными знаками или разметкой, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

3.При пересечении проезжей части (трамвайных путей) вне обозначенного пешеходного перехода, в т.ч. по линии тротуаров и обочин, пешеходы кроме того, что должны оценивать расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убеждаться в безопасности перехода, не должны создавать помехи для движения транспортных средств.

Помимо правовых методов,  для достижения наилучшего результата, т.е. сокращения количества ДТП на нерегулируемых перекрестках, особенно с ограниченной обзорностью, необходимо внедрять методы повышения информативности и безопасности с помощью технических средств организации дорожного движения, исходя из особенностей функционирования нерегулируемых пешеходных переходов в одном уровне. К таким методам, по нашему мнению следует отнести:

1. Выделение пешеходных переходов на общем фоне окружающей обстановки, в т.ч. на фоне проезжей части – это один из способов повышения безопасности пешеходов при постоянно увеличивающейся интенсивности дорожного движения, и не только при недостаточной видимости днем или в темное время суток, но и в других условиях, прежде всего в местах с большой интенсивностью пешеходного движения, возможного внезапного появления детей и в местах с ограниченным обзором.

Желаемый результат может быть достигнут на пешеходных переходах типа «зебра» с красными (желтыми) полосами, обеспечивающими контраст, как с покрытием, так и белой разметкой, что успешно используется уже несколько лет для привлечения внимания водителей и пешеходов.

2. Цветные тонкослойные покрытия противоскольжения могут быть использованы для сокращения остановочного пути транспортных средств. Цвет покрытий противоскольжения в этом случае выбирается в соответствии с проектной документацией и не должен являться контрастным к фону (цвету верхнего слоя покрытия автомобильной дороги), что в свою очередь улучшит зрительное восприятие самого пешеходного перехода.

3. Дополнительным средством предупреждения водителей при подъезде к пешеходным переходам являются полосы «шумовой разметки». Эта разметка наносится поперёк проезжей части в виде нескольких блоков в продольном направлении дороги на регламентируемом расстоянии друг от друга. При движении транспортных средств по поперечной шумовой разметке возникает вибрация и шум, сигнализирующие о приближении к участку дороги, требующему снижения скорости и повышенного внимания.

4. Светодиодные знаки для обозначения и выделения пешеходного перехода устанавливаются по бокам пешеходной зоны, либо над проезжей частью и служат для обозначения границ пешеходного перехода. Благодаря световой индикации и стробоскопам данные знаки хорошо различимы на расстоянии 500-700 метров даже при плохих погодных условиях (дождь, снег, туман).

5. Пешеходные ограждения являются неотъемлемой частью любого современного города. Наряду с применением светофоров и дорожных знаков, металлические пешеходные ограждения призваны поддерживать безопасность дорожного движения. Разграничение пешеходной зоны и проезжей части, защита людей от неожиданного выезда автомобиля с дороги – основные функции пешеходных ограждений. Для жителей города данные металлические конструкции выполняют и ряд других функций, например, информируют детей и подростков о необходимости пешеходного перехода в строго отведенных местах.

6. Устройство островков безопасности. Островок  безопасности – это конструктивно выделенное над проезжей частью дороги техническое средство организации дорожного движения и предназначенное как защитный элемент для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги [3]. Ширина островка должна быть не менее ширины пешеходного перехода, а длина (глубина) - не менее 1,5 м. Границу островка безопасности обозначают при помощи разметки и/или бордюра. Приподнятые островки с бордюрами на проезжей части устраивают при наличии стационарного электрического освещения. Высота бордюра должна быть не менее (10 ± 1) см. В целях повышения безопасности пешеходов, по нашему мнению, островок безопасности, во-первых, должен быть обязательным элементом организации дорожного движения на проезжих частях, имеющих 4 и более полосы, во-вторых, он должен быть всегда конструктивно поднят над проезжей частью и огражден.

Предложенные нами мероприятия по техническому оснащению пешеходных переходов и изменениям и дополнениям к существующим формулировкам требований Правил дорожного движения, обращенных, как к водителям транспортных средств, так и к пешеходам, позволят не только снизить количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов, но снизить тяжести последствий возможных дорожно-транспортных происшествий, особенно на нерегулируемых пешеходных переходах с ограниченной обзорностью. Однако,  для достижения поставленной цели необходима еще и дисциплинированность, вежливость, ответственность и уважительное отношение друг к другу всех участников дорожного движения, без которых никакие мероприятия по повышению безопасности дорожного движения не принесут желаемого результата.

Список использованных источников:

1 Правила дорожного движения Российской Федерации 2015 года [Электронный документ] / (режим доступа http://www.pdd24.com/)

2 Правила дорожного движения Российской Федерации 2014 года [Электронный документ]/(режим доступа http://www.adyta.ru/pdd/Pdd/index.php)

3 Справочник по безопасности дорожного движения (справочное пособие) – М.: Росавтодор, 2010. – 384 с.

4 Федеральный закон от 10.12 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [Электронный документ] / (режим доступа http://docs.cntd.ru/document/9014765)

5. Городокин, В.А., Комиссарова, Н.В. Английский язык. Правила дорожного движения Великобритании (оригинал+перевод): учеб.-практ. пособие для курсантов, слушателей и студентов образовательных учреждений МВД России / авт.-сост. В.А. Городокин, Н.В. Комиссарова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2011. – 186 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка на тему «Ответственность несовершеннолетних за нарушение правил дорожного движения»

Памятка разработана с целью формирования правовой грамотности обучающихся и предотвращения совершения административных правонарушений в области дорожного движения....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

Правила дорожного движения

Изложены основные правмла дорожного движения для пешеходов....

Презентация Классный час "Правила дорожного движения"

Правила поведения в общественном транспорте. Памятка пешехода. Памятка для водителя скутера (мопеда)...

Тема (раздел) занятия: Правила проезда пешеходных переходов и остановки маршрутных транспортных средств. (Правила дорожного движения)

Технологическая карта проведения занятия.Конспект занятия.Разработаны: два видеоролика, презентация (размеры сайта не позволяют их разместить)....

Методическая разработка: Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Тема: Р.2.Т.4. Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки.

В работе представлена Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к занятию по образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федераци...