Методическая разработка урока производственного обучения на тему: «Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий» (Октябрь 2017)
методическая разработка на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_sles_delo_zenkovanie.docx29.71 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Мордовия

Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия  «Рузаевский железнодорожно – промышленный техникум им.А.П.Байкузова»

                                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока производственного обучения на тему:

«Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий»

 

                                               Составил: мастер производственного обучения                                                                        

                                Короткова С.А.

                                                    2017г.

Рассмотрено, обсуждено                                                       Утверждаю:

утверждено на заседании  ЦК №1                                  Зам.директора по УПР

                                                                                            _________Паркина Н.В.

Председатель ЦК №1                                        

___________В.М.Курдюкова                                                                                                                                          

                                     Содержание

1.Введение

2.Характеристика темы

3.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ

4.Примерные критерии и оценки

5.План – конспект урока производственного обучения

6.Заключительный инструктаж

7.Список используемой литературы

8.Рецензия

1.Введение

   Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 23.01.09 « Машинист локомотива».  

Производственное обучение проводится в учебных мастерских.

В результате прохождения производственной практики по слесарному делу обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии « Машинист локомотива».

   В период прохождения производственной практики ведется следующая документация:

  -журнал производственного обучения;

  -технологическая карта урока производственного обучения;

  -график перемещения по рабочим местам;

  -протоколы по охране труда и техники безопасности.

2.Характеристика темы.

   В современном машиностроении роль слесарных работ чрезвычайно велика: ни одна машина, механизм или прибор не могут быть собраны и отрегулированы без участия слесарей.

  Слесарные работы применяются в различных видах производства , их объединяет единая технология выполнения операций, к которым относятся разметка, рубка, правка и гибка, резка, опиливание, сверление, зенкование и зенкерование, развертывание отверстий. Нарезание резьбы, клепка, шабрение, распиливание и припасовка, притирка и доводка, пайка, лужение и склеивание.                                                                                                                                                                          В результате применения механизированного инструмента, приспособлений и станочного оборудования в профессии машиниста электровоза  требуется знания и умения слесарных работ. В слесарных мастерских  располагается  оборудование индивидуального и общего пользования. К оборудованию индивидуального пользования относятся верстаки с тисками. К оборудованию общего пользования относятся: сверлильные и простые заточные станки, поверочные и разметочные плиты, винтовой  пресс, ножовочный станок, ножовочный станок, плиты для правки и другое оборудование.

   

3.Рекомендации по подбору учебно-

производственных работ

   Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.

   Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.

   Учебно-воспитательная работа мастера при обучении обучающихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.

4.Примерные критерии оценки

   Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся.  Основными общими показателями качества усвоения обучащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:

   правильность приемов работы и рациональность организации труда и            

рабочего места;

   учебно-производственных работ;

   выполнение установленных количественных показателей;

   степень самостоятельности выполнения задания.

5.План – конспект урока

урока производственного обучения

Тема программы: «Слесарное дело»

Тема урока: «Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий»

Цели урока: образовательная – научить обучающихся точно и аккуратно выполнять плоскостную разметку;                                                                                        развивающая – развить мышление у обучающихся правильности выполнения слесарных работ;

 воспитательная – привить обучающимся  внимательность и грамотность  пользования инструментом;

 методическая – методическое повышение уровня педагогического мастерства.

                                                ХОД УРОКА

  1.Организационный момент.

       Проверка наличия обучающихся.

  2.Вводный инструктаж.

Вопрос №1.Что называется зенкерованием?

   Зенкерованием называется процесс обработки зенкерами цилиндрических и конических необработанных отверстий в деталях, полученных литьем, ковкой или штамповкой, либо отверстий, предварительно просверленных с целью увеличения их диаметра, улучшения качества, поверхности, повышения точности (уменьшения конусности, овальности).                                            Зенкерование является либо окончательной обработкой отверстия, либо промежуточной операцией перед развертыванием отверстия, поэтому при зенкеровании оставляют еще небольшие припуски для окончательной отделки отверстия разверткой (так же, как и после сверления оставляют припуск под зенкерование).                                                                                                      Зенкерование – операция более производительная, чем сверление, так как при равных (примерно) скоростях резания подача при зенкеровании допускается в 2,5 ….3 раза большая, чем при сверлении.

Вопрос №2. Какой используется инструмент при зенкеровании?

   Инструментом, которым выполняют зенкерование, является зенкер, который, как и сверло, закрепляют в коническом отверстии шпинделя станка. Работает зенкер так же, как и сверло, совершая вращательное движение вокруг оси, а поступательное – вдоль оси отверстия.

   По внешнему виду цельный зенкер также напоминает сверло и состоит из тех же основных элементов, но имеет больше режущих кромок и спиральных канавок. Три-четыре режущие кромки (зенкеры называются соответственно трех- и четырехперыми) лучше центрируют инструмент в отверстии, придают ему большую жесткость, чем обеспечиваются получение высокой точности. Зенкер состоит из рабочей части, шейки, хвостовика и лапки.                    

Вопрос №3. Из какой стали изготавливаются зенкеры?

   Зенкеры изготавливают из быстрорежущей стали; они бывают двух типов – цельные с коническим хвостовиком и насадные. Первые предназначаются для предварительной , а вторые – для окончательной обработки отверстий.

   Для предварительной и окончательной обработки отверстий в деталях из чугуна и стали изготавливают соответственно цельные зенкеры с коническим хвостовиком и насадные, оснащенные пластинками из твердого сплава.

   Кроме того, изготавливают зенкеры насадные со вставными ножами, из быстрорежущей стали для предварительной и окончательной обработки отверстий в деталях из чугуна и стали.

 Вопрос №4.Что является процессом  зенкования?

   Зенкование – это процесс обработки специальным инструментом цилиндрических или конических углублений и фасок просверленных отверстий под головки болтов, винтов и заклепок.

   Основной особенностью зенковок по сравнению с зенкерами является наличие зубьев на торце и направляющих цапф, которыми зенковки вводятся в просверленное отверстие. По форме режущей части зенковки подразделяют на цилиндрические, конические и торцевые (цековки).

Вопрос №5. Развертывание отверстий?

   Развертывание – это процесс чистовой обработки отверстий, обеспечивающий точность по 7…9-му квалитетам и шероховатость поверхности 1,25 ... 0,63.

   Инструментом для развертывания являются развертки. Развертывание отверстий производят на сверлильных и токарных станках или вручную. Развертки, применяемые для ручного развертывания, называются ручными, а для станочного развертывания – машинными. Машинные развертки имеют более короткую рабочую часть.

   По форме обрабатываемого отверстия развертки подразделяют на цилиндрические и конические. Конические развертки работают в более тяжелых условиях, чем цилиндрические. Потому у них на прямых зубьях делают поперечные прорези для снятия стружки не всей длиной зуба, что значительно уменьшает усилия при резании. Причем поскольку черновая развертка снимает большой припуск, ее делают ступенчатой, в виде отдельных зубьев, которые при работе дробят стружку на мелкие части.

Вопрос №6. Какие требования безопасности должны соблюдаться при зенкеровании и развертывании отверстий?

   При зенкеровании необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

правильно устанавливать, надежно закреплять заготовки на столе станка и не удерживать их руками в процессе обработки;                                                 пуск станка производить только при твердой уверенности в безопасности работы;                                                                                                                                                                                                     не браться за вращающий режущий инструмент и шпиндель;                                       не вынимать рукой сломанных режущих инструментов из отверстия,       пользоваться для этого специальными приспособлениями;                                        постоянно следить за исправностью режущего инструмента;                              не передавать и не принимать каких-либо предметов через работающих станок;                                                                                                                           не работать на станке в рукавицах.

Обязательно останавливать станок  в случае:                                                 ухода от него даже на короткое время;                                                            прекращения работы;                                                                                            обнаружения неисправностей в станке, принадлежностях, приспособлениях и режущем инструменте;                                                                                             уборка станка, рабочего места и стружки с инструмента, патрона и заготовки.

Вопросы   обучающихся и ответы на них

Распределение обучающихся по рабочим местам.

Текущий инструктаж.

Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки:

1.Правильности организации рабочего места

2. Правильности приемов самоконтроля.

3.Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.

4.Проверка загрузки обучающихся.

6.Заключительный инструктаж

 1.Подведение итогов урока.

 2.Отметка положительных и отрицательных моментов урока.

 3.Объявление оценок обучающимся.

 4.Замечания по работе.

 5.Выдача домашнего задания.

7. Список используемой литературы

  1. Устав работников железнодорожного транспорта.
  2. В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало  Бубнов»2010г
  3. ОАО «РЖД»  «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011
  4.  Н.И.Макиенко  «Слесарное дело» г.Москва 2011 г.

8.Рецензия

        на  методическую разработку урока производственного обучения в группе  по специальности «Машинист локомотива»  на тему: «Зенкерование, зенкование и развертывание отверстий»

Методическая разработка содержит: содержание, введение, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно - производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.

Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Слесарное дело». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.

        Председатель ЦК №1                                        В.М.Курдюкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...