Методическая разработка урока производственного обучения по вождению автомобиля
методическая разработка на тему

Котов Алексей Иванович

В работе дана структура и содержание материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_otkrytogo_zanyatiya_kotov_2016.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

урока практического занятия по теме:

Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения на легковом автомобиле.

по ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

профессии   190631.01 Автомеханик

Выполнил: мастер п/о

первой квалификационной категории

Котов А.И.

Арзамас 2016

План

Введение

Проект занятия

Содержание занятия

Список использованной литературы

Введение

           Знание теории правил дорожного движения и правил вождения необходимо как для сдачи главного экзамена в ГИБДД, так и для получения водительского удостоверения. Так как все это являются необходимой базой, для уверенного ориентирования на дорогах, правильного прогнозирования всевозможных ситуаций и нахождения к ним разумных решений. И самое главное уметь профессионально обеспечивать безопасность дорожного движения. В содержание теоретического курса входят все последние поправки и изменения ПДД, поэтому знания, полученные в нашей автошколе, будут всегда актуальны, в любом месте, в любое время.

           Вождение автомобиля -один из главных предметов обучения. Он завершает подготовку водителей, закрепляет и расширяет знания и навыки, полученные курсантами на других предметах обучения, и непосредственно подготавливает их к работе по специальности в условиях, близких к реальным.

        Успешная перевозка грузов и людей во многом зависит от мастерства водителей, которое достигается выработкой твердых навыков в вождении, четким пониманием техники вождения, отличным знанием Правил дорожного движения, умением содержать автомобиль в технически исправном состоянии.

        Обучение вождению подчиняется основному принципу- учить тому, что необходимо водителю в самостоятельной работе.

        Курсантам постоянно прививают чувство уважения к водителям других автомобилей и всех других транспортных средств, чувство уважения к пешеходам, проявление предусмотрительности по отношению к ним, неуклонное признание их прав.

        Наконец, все обучение вождению, от первого до последнего занятия, происходит под знаком неукоснительного выполнения всех требований Правил дорожного движения, что само по себе уже обеспечивает безопасность движения.

Проект открытого занятия производственного обучения по вождению автомобиля категории «В».

Группа:  210

Специальность:     190631.01              Автомеханик

Мастер производственного обучения: Котов Алексей Иванович

Дата проведения: 30.01.2016.

Тема: «Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя.».

Вид занятия: урок практического обучения

Тип занятия: формирование первоначальных умений

Форма проведения занятий: Рассказ, беседа, показ приемов выполнения задания, практическое выполнение заданий

Место проведения: автодром.

Цель занятия: Научить кандидата в водители приемам плавного трогания автомобиля с места, разгону, приемам торможения и остановки, движению по прямой задним ходом.

Задачи:

Образовательные:

-Ознакомление кандидата в водители с техникой безопасности;

-Обучение приемам трогания, переключения передач, приемам торможения и остановки;

-Закрепление знаний органов управления транспортным средством.

 Развивающие:    

-Развитие внимания, быстроты реакции.

     

 Воспитательные:

- Воспитание исполнительности, дисциплинированности, ответственности, целеустремленности при выполнении заданий мастера производственного обучения;

-Воспитание волевых качеств;

-Воспитание внимания, самостоятельности при выполнении упражнений и самооценки;

-Воспитать потребность в сохранении жизни и здоровья;

Материально-техническое оснащение урока: учебный автомобиль, план урока, журнал п\о, инструктивная карта.

Квалификационные требования:

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять движение задним ходом.

Межпредметные связи: устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Ход урока

1. Организационная часть — 5 мин.

Проверка готовности обучающегося к занятиям (внешний вид, наличие индивидуальной книжки вождения).

2. Вводный инструктаж – 35 мин

Ежедневное техническое обслуживание автомобиля-15 мин

Ежедневное ТО проводит сам инструктор, сопровождая объяснение и показ методическими указаниями. Затем кандидат в водители должен повторить за инструктором. Пример ежедневного ТО:

• проверьте, нет ли на месте стоянки свежих следов подтекания охлаждающей жидкости, масла, топлива из вашего автомобиля;

• проверьте уровни масла в картере двигателя, жидкостей в системе охлаждения, в бачке гидропривода сцепления (если установлен), в бачке гидропривода тормозов, а также в бачке омывателя ветрового стекла. При необходимости доведите уровни до нормы;

• проверьте работу всех приборов освещения, звуковой и световой сигнализации, контрольных приборов, очистителя и омывателя ветрового стекла. Отрегулируйте, если необходимо, положение водительского сиденья, а также зеркал заднего вида;

• произведите запуск двигателя и проверьте его работу на слух;

• тронувшись с места, проверьте работу сцепления, коробки передач, тормозов и рулевого управления.

-Трогание с места и разгон

1. включить левый указатель поворота (выпрямленными пальцами левой руки, руль не отпускать) — мигает мигалка влево, даже если ты намерен ехать абсолютно прямо;

2. выжать сцепление (до упора в пол) — чтобы не поехать сразу при включении передачи (кроме того, при включенном сцеплении передачу включить очень трудно, можно сломать рычаг);

3. включить 1-ую передачу (рычаг от себя, вперед);

4. снять с ручного тормоза: потянуть рукоятку еще вверх, как для постановки на тормоз, нажать большим пальцем кнопку — с натянутой вверх рукояткой она легко нажимается — и теперь рукоятку толкнуть-повернуть вниз к полу;

5. посмотреть по сторонам и в зеркало заднего вида, пропустить движущиеся автомобили и начать движение, то есть:

6. очень плавно отпустить сцепление и добавить газ. В точке трогания (трения дисков друг о друга) придержать сцепление (не бросать педаль, а зафиксировать) – это называется «полусцепление» — и в этот самый момент начать чуть-чуть добавлять газ (если не добавить — может заглохнуть двигатель);

7. выруливать рулем в правильный ряд; выровняв машину, выключить сигнал левого поворота;

8. добавить газу для разгона в следующий скоростной диапазон (для перехода на 2 передачу) — это должен быть быстрый разгон, потому тут газ надо прибавить сильно/смело.

Замечания:

-Следует сначала дать легкий газ и потом осторожно отпускать педаль сцепления;

 -Если не нажать газ, а просто отпустить сцепление — двигатель может заглохнуть, особенно если холодная погода или машина стоит носом в гору.

-Если нажать газ слишком сильно — машина сделает рывок вперед, даже при аккуратном подводе сцепления.

-При резком отпуске сцепления – также будет рывок вперед, при этом еще может заглохнуть мотор (не вынеся сразу и резко подведенной нагрузки).

-Поэтому сперва легкий газ (очень умеренно, попробовать несколько раз и найти правильное положение), потом — осторожный, с паузой, подвод сцепления.

Последовательность действий при плавной остановке автомобиля:

Плавное торможение осуществляется переходом на низшие передачи отпусканием педали дросселей, притормаживанием рабочим тормозом до полной остановки. Нужно обратить внимание обучающихся на необходимость включения стояночного тормоза после каждой остановки.

- взглянуть в зеркало заднего вида;

- включить указатель правого поворота;

- перенести правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза;

- плавным нажатием на педаль тормоза снизить скорость движения автомобиля;

- продолжая плавно нажимать на педаль тормоза, выжать педаль сцепления (в момент положения педали тормоза, соответствующего 2/3 хода);

- нажать педаль тормоза до упора;

- включить стояночный тормоз, отпустить педаль тормоза;

- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение;

- отпустить педаль сцепления;

- выключить указатель поворота; остановить двигатель, для чего выключить зажигание.

При экстренном торможении последовательность действий та же, что и при плавном. Только нажатие на педаль производится более быстро и сильно, сцепление выключается, когда педаль тормоза дойдет почти до упора. Более позднее выключение сцепления способствует снижению вероятности блокировки колес при торможении; повышает управляемость автомобиля.

Движение задним ходом по прямой

 Проехав определенное расстояние по прямой вперед, переходим к движению задним ходом по прямой. Нужно научиться управлять движением задним ходом, при этом проявлять повышенную внимательность, осторожность, осмотрительность, развивая глазомер и расчет движения, соблюдая требования правил безопасного движения. Вождение автомобиля задним ходом относится к маневрам повышенной сложности.

Во время выполнения этого маневра необходимо отрегулировать посадку для движения задним ходом и наблюдения за дорогой.

Наблюдение за дорогой можно производить:

-через заднее и боковое стекло автомобиля;

-через открытое боковое стекло двери;

-через открытую левую дверь кабины автомобиля;

-с помощью сигналов лица, находящегося вне автомобиля.

Иногда водители допускают ошибку, когда при движении задним ходом смотрят в зеркало. Зеркало используют для того, чтобы убедиться правильно ли и безопасно ли автомобиль остановился после движения и нужна ли коррекция постановки автомобиля.

Чтобы произвести движение задним ходом с наблюдением за дорогой через заднее и боковое стекла, надо:

-правую руку положить на спинку сиденья пассажира.

-повернуться вправо и посмотреть назад через заднее и боковое стекло;

-убедиться в безопасности;

-левую руку положить на рулевое колесо в районе «12—1»;

-выбрать наиболее удобное направление движения;

-руки возвратить в исходное положение;

-левой ногой до конца выжать сцепление;

-произвести запуск двигателя;

-правой ногой слегка нажать на педаль газа, почувствовав увеличение оборотов двигателя, отпустить педаль, но держать ногу на педали газа;

-правая рука на рычаге переключения передач, проверить нейтральную передачу, легким усилием преодолевается сопротивление пружины при надавливании на рычаг вниз, включить передачу заднего хода;

-левую руку положить на рулевое колесо в районе «12—1»;

-правой рукой отпустить стояночный тормоз и затем ее перенести на спинку пассажирского сидения;

-повернуться вправо так, чтобы видеть все сзади;

-убедиться в безопасности перед началом движения;

-отпустить педаль сцепления до точки «схватывания сцепления», левую ногу оставить на сцеплении, в готовности выжать сцепление, если автомобиль начнет дергаться;

-одновременно нажать на педаль газа, увеличивая обороты коленчатого вала;

-прислушиваться к работе двигателя, который необходим для трогания с места;

-наблюдать за направлением движения автомобиля и за дорожной обстановкой;

-левой рукой слегка вращать рулевое колесо в ту сторону, в которую вы хотите повернуть автомобиль.

Во время движения задним ходом автомобиль реагирует на управление иначе, чем при движении вперед. При этом движение должно осуществляться достаточно медленно.

Надо привыкнуть, что при повороте правого колеса вправо задняя часть автомобиля поворачивается вправо, а передняя движется влево. При этом необходимо сделать поворот головы, чтобы передняя часть автомобиля не задела за предметы, находящиеся рядом.

Задним ходом надо двигаться медленно и всегда быть готовым остановиться. Поворачивая рулевое колесо, надо поворачивать раньше, чем это кажется необходимым. Если сомневаетесь в безопасности дорожной обстановки, остановитесь, выйдите, оцените ситуацию, выберите наиболее безопасный способ дальнейшего движения.

3. Текущий инструктаж и самостоятельная работа учащегося – 70 мин.

Самостоятельная работа обучающегося по выполнению задания под контролем мастера п\о:

-точность и синхронность действий обучающегося при управлении автомобилем;

-правильность выполнения обучающимся приемов плавного трогания автомобиля с места;

-умения и навыки обучающегося, демонстрируемые при разгоне автомобиля по ровному участку дороги;

-правильность выполнения обучающимся приемов торможения автомобиля с места;

-правильность выполнения обучающимися движения задним ходом.

-правильность действий обучающихся при остановке автомобиля.

4. Заключительный инструктаж – 10 мин.

Анализ работы обучающегося по выполнению задания

Выявить допущенные ошибки, поправить, объяснить причины их возникновения.

Отметить лучшие стороны, тактично указать на допущенные ошибки. Оценить действия обучающегося по выполнению упражнения.

Домашнее задание:

Повторение ПДД : стр 3-20;

Устройство автомобиля: раздел сцепление, коробка перемены передач(КПП);

Устройство двигателя.

Список литературы

     1. Федеральный закон о безопасности дорожного движения : – М., 1996.

     2. Программа подготовки водителей транспортных средств. – М., 2008.

     3. Правила дорожного движения. – М., 2013.

     4. Нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности дорожного движения. Водитель : сборник. – Т. 1. –

М., 2010.

     5. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля / В.В. Волгин. – М., 2009.

     6. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2009.

     7. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 2004.

     8. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 2003.

     9. Молоткова, Н.В. Основы управления транспортным средством и безопасность движения / Н.В. Молоткова, А.О.

Хренников. – Тамбов, 2004.

     10. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения / Н. Нарицын. – М., 2006.

     11. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.

     12. Хренников, А.О. Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения в условиях технического вуза : диссертация / А.О. Хренников. – Тамбов, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных  изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...

Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»

Цель урока: Образовательная:  Научить обучающихся правильно с технологической ...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"

Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...

Методические разработки уроков производственного обучения

Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....

Методическая разработка урока производственного обучения

В данном разделе представлена методическая разработка урока...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»

Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...