Планы занятий
план-конспект занятия на тему

Котов Алексей Иванович

Поурочное планирование практических занятий по вождению автомобиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plany_zanyatiy_po_vozhdeniyu_kategorii_v.doc215.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Арзамасский коммерческо-технический техникум

Планы для практических занятий

по ПМ.02 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

профессии   190631.01 Автомеханик (категория «В»)

Арзамас 2017

Одобрена  методическим объединением

профессии «Автомеханик»

Протокол  №___

от «___»_____________20      г

Председатель МО:

________________Н.К.Дондук

Автор: мастер производственного обучения первой квалификационной категории  ГБОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» А.И. Котов

Мастер п/о_____________ Котов А И

План

урока производственного обучения №1

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:    Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами .

Тема урока: Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами (обучение на тренажере).

Цели урока:

1. Отработка правильной посадки обучаемого на место водителя, положение рук на рулевом колесе и ног на педалях. Выход из автомобиля.

2. Ознакомление с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов. Пользование ими.

3. Подготовка двигателя к пуску.

4. Пуск двигателя, прогрев двигателя. Проверка показаний контрольно-измерительных приборов и указателей поворотов.

5. Тренировка в трогании с места, переключение передач. Остановка двигателя

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: Как правильно сесть за руль, отрегулировать сиденье, отрегулировать зеркала, контрольно-измерительные приборы.

Должен уметь: правильно обращаться с электроприборами, регулировать сиденье, зеркала, включать и выключать приборы.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение(закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Показать обучаемому технику выполнения посадки на место водителя, положение корпуса, рук на рулевом колесе, ног на педалях, выход из автомобиля;

в ходе тренировки исправить допущенные ошибки.

Показать обучаемому расположение органов управления в автомобиле и контрольно-измерительных приборов, напомнить об их назначении и пользовании ими;

закрепить знания, путем опроса обучаемого;

исправить допущенные им ошибки.

Объяснить и показать порядок подготовки двигателя к пуску;

проверить, как понята задача;

предложить обучаемому подготовить двигатель к пуску.

Объяснить и показать обучаемому технику трогание с места, переключение передачи с P-паркинг до режима D-драйв и технику торможения автомобиля, остановку двигателя;

убедиться путем опроса, что обучаемый правильно понял задачу;

при необходимости повторным показом и тренировкой достигнуть устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание по всему упражнению, включая:

подготовку двигателя к пуску;

трогание с места;

переключение передач;

торможение, остановку двигателя.

Отметить положительные действия обучаемого и разобрать допущенные им ошибки.

Объявить оценку и занести ее в индивидуальную книжку учета практических занятий.

Дать задание на подготовку к следующему занятию.

Организационно-методические рекомендации

Учитывая важность упражнения, перед отработкой его необходимо с инструктором провести инструктаж или инструктивно-методическое занятие.

При этом обратить внимание на следующие моменты. При правильной посадке спина водителя плотно прилегает к спинке сиденья, углы между корпусом и бедром, а также между плечом и предплечьем близки к 90 градусам, а между бедром и голенью – (120, 130 градусов).

Положение рук должно быть примерно на горизонтали, делящей рулевое колесо пополам.

При высоком росте водителя руки можно держать несколько выше.

Рулевое колесо нужно держать двумя руками, кроме случаев, связанных с другими движениями по управлению машиной.

При управлении, вращая рулевое колесо, нельзя допускать перекрестных смен рук, а необходимо переставлять их поочередно, как бы передавая рулевое колесо из руки в руку.

Напряженная, сгорбленная посадка быстро утомляет водителя, а слишком свободная ослабляет внимание.

Далее инструктор показывает, как подгонять сиденье и спинку сиденья по росту.

Отрабатывая вторую задачу, инструктор называет орган управления или контрольно-измерительный прибор, объясняет его назначение и показывает, как им пользоваться; называет предельно допустимые показания приборов.

Показывать органы управления и контрольно-измерительные приборы следует сверху вниз и слева направо.

В начале отработки пятой задачи инструктор показывает, а затем предлагает обучаемому выполнить упражнения;

плавно нажать на педаль тормоза;

переключить передачу в режим D-драйв, плавно отпустить педаль тормоза;

нажимая на педаль газа, увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя, быстро отпустить педаль газа и нажать плавно педаль тормоза, перевести передачу в режим P-паркинг;затянуть стояночный тормоз;остановить двигатель.В начале тренировки обучаемый действует по командам инструктора, а затем самостоятельно.

План

урока производственного обучения №2

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:  Приемы управления транспортным средством. Освоение техники руления

Тема урока: Приемы управления транспортным средством. Освоение техники руления (обучение на тренажере).

Цели урока:

1Научить учащихся правильному выполнению приемов управления автомобилем.

2. Пользование контрольно-измерительными приборами.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: переключение передач рычагом коробки проводится только при выжатой педали сцепления и полностью отпущенной педали дроссельной заслонки; педаль сцепления отпускается, а педаль дроссельной заслонки нажимается всегда плавно.

Должен уметь: правильно выполнять эти действия.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Ознакомление со схемой переключения передач;

Включение первой передачи;

Начало движения;

Разгон с переключением передач в восходящем порядке и замедление с переключением передач в нисходящем порядке.

Отработка упражнений 2-3 раза, исправление ошибок.

Начало движения, движение по прямой, торможение и остановка.

План

урока производственного обучения №3.1

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы: Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке.

 Тема урока: Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке и с изменением направления.Разгон.Способы перехода на низшую передачу. Способы торможения. Кратковременная остановка, длительная стоянка на уклоне и подъеме (обучение на тренажере)

Цели урока: 

1. Пуск двигателя, прогрев двигателя. Проверка показаний контрольно-измерительных приборов и действия указателя поворотов.

2. Трогание автомобиля с места, движение по прямой 30 - 50 м.

3. Остановка автомобиля.

4. Остановка двигателя.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться,

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Пуск двигателя, его прогрев, проверка показаний контрольно-измерительных приборов и действия указателя поворотов.

Объяснить и показать обучаемому технику плавного трогания с места и движения на коротких дистанциях;

отработать трогание, движение на коротких дистанциях, а также остановку двигателя;

при необходимости дополнительным показом и тренировкой добиться устранения ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание по всему упражнению, включая пуск двигателя, включение передачи и начало движения.

Ошибками считать: нарушение правил пуска двигателя; остановку автомобиля не в заданном месте; нарушение техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации

Перед отработкой трогания с места следует повторить с обучаемым работу органов управления, имитирующую трогание.

Порядок трогания с места:

включить указатель поворота;

нажать на педаль тормоза, включить передачу D-драйв;

убедиться в отсутствии помех для движения;

отпустить педаль тормоза;

увеличить нажатие на педаль газа;

правую руку перенести на рулевое колесо, плавно начать движение и выключить указатель поворота.

Порядок остановки:

включить правый указатель поворота;

плавно притормозить;

отпустить педаль газа, легким нажатием педали тормоза плавно остановить автомобиль;

поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение;

отпустить педаль тормоза;

выключить указатель поворота и остановить двигатель.

План

урока производственного обучения №3.2

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы: Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядке.

Тема урока: Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой          ( обучение на тренажере)

Цели урока: 

1. Пуск двигателя, прогрев двигателя. Проверка показаний контрольно-измерительных приборов и действия указателя поворотов.

2. Трогание автомобиля с места, движение по прямой 30 - 50 м.

3. Остановка автомобиля.

4. Остановка двигателя.

5. Движение задним ходом по прямой

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять движение задним ходом.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Двигаясь по кольцевому маршруту, объяснить, показать и отработать остановку у тротуара, против ориентира, передними колесами на линии «стоп».

Объяснить и показать движение задним ходом, отработать движение задним ходом прямо и с поворотами.

Объяснить, показать и отработать на специальной площадке разворот без применения заднего хода.

Объяснить, показать и отработать на специальной площадке разворот с применением заднего хода.

Предложить обучаемому выполнить упражнение в комплексе, включая трогание автомобиля с места и разгон на коротких дистанциях;

повороты направо, налево, разворот для движения в обратном направлении с применением и без применения заднего хода;

движение задним ходом с поворотами;

остановку автомобиля на заданном месте.

Ошибками считать: неумение двигаться задним ходом с поворотами направо и налево; неумение осуществлять остановку на заданном месте; нарушение техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации

При остановке у тротуара необходимо:

включить указатель поворота;

снизить скорость;

принять автомобиль вправо, вырулив его параллельно бровке тротуара на расстоянии от него 15 - 20 см;

отпустив педаль газа, плавным торможением остановиться;

выключить указатель поворота.

перевести передачу в режим P-паркинг;

При остановке на «стоп» линии ось передних колес должна быть строго над линией.

При каждой остановке на «стоп» линии инструктор должен предложить обучаемому выйти из машины и убедиться, правильно ли остановлен автомобиль.

При выполнении поворота необходимо:

включить соответствующий указатель поворота;

снизить скорость;

вращая рулевое колесо вперехват, совершить поворот; выключить указатель поворота.

Особенность и сложность движения задним ходом заключаются в худшей обзорности дороги и неудобстве, позы водителя при управлении автомобилем.

Перед отработкой задачи следует подчеркнуть, что этот маневр требует особой внимательности и осторожности. Важно приучить обучаемого обязательно убеждаться в отсутствии помех перед началом движения задним ходом.

В ходе отработки задачи необходимо научить обучаемого всем способам наблюдения за обстановкой (через заднее окно, через открытую левую дверь, с помощью зеркала заднего вида), а также навыкам управления автомобилем одной рукой и с расположением левой ноги на подножке. Отрабатывать движение задним ходом следует сначала с наблюдением через заднее окно.

Осуществлять развороты на специальных площадках необходимо так же, как на реальной дороге. Для этого следует остановиться как можно ближе к краю площадки, после чего включить соответствующий указатель поворота и начать разворот.

Развороты с применением заднего хода необходимо отрабатывать сначала с поворотом налево, затем направо.Порядок разворота:

включить передачу D-драйв и соответствующий указатель поворота;

с началом движения повернуть рулевое колесо влево (вправо) до отказа;

приблизившись к краю площадки, снизить скорость до минимума и, быстро вращая рулевое колесо в противоположную сторону, остановить автомобиль;

включить заднюю передачу R, посмотреть назад (убедиться, что дорога свободна) и начать движение задним ходом, закончив поворот рулевого колеса;

подъехав к краю площадки задним ходом, снизить скорость, повернуть рулевое колесо в сторону разворота и остановить автомобиль;

включить передачу P-паркинг и закончить разворот.

 

План

урока производственного обучения №4(4.1)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:    Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда.

Тема урока: Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара.

Цели урока: 

1. Трогание с места. Разгон на коротких дистанциях. Регулирование скорости движения педалью газа.

2. Остановка автомобиля на заданном месте: у тротуара, дверь автомобиля против указанного ориентира, передние колеса на «стоп» линии.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять остановку у выбранного ориентира.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Двигаясь по кольцевому маршруту, объяснить, показать и отработать остановку у тротуара, против ориентира, передними колесами на линии «стоп».

Объяснить и показать движение задним ходом, отработать движение задним ходом прямо и с поворотами.

Объяснить, показать и отработать на специальной площадке разворот без применения заднего хода.

Объяснить, показать и отработать на специальной площадке разворот с применением заднего хода.

Предложить обучаемому выполнить упражнение в комплексе, включая трогание автомобиля с места и разгон на коротких дистанциях;

повороты направо, налево, разворот для движения в обратном направлении с применением и без применения заднего хода;

движение задним ходом с поворотами;

остановку автомобиля на заданном месте.

Ошибками считать: неумение двигаться задним ходом с поворотами направо и налево; неумение осуществлять остановку на заданном месте; нарушение техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации

При остановке у тротуара необходимо:

включить указатель поворота;

снизить скорость;

принять автомобиль вправо, вырулив его параллельно бровке тротуара на расстоянии от него 15 - 20 см;

отпустив педаль газа, плавным торможением остановиться;

выключить указатель поворота.

перевести передачу в режим P-паркинг;

При остановке на «стоп» линии ось передних колес должна быть строго над линией. При каждой остановке на «стоп» линии инструктор должен предложить обучаемому выйти из машины и убедиться, правильно ли остановлен автомобиль.

План

урока производственного обучения №4(4.2)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:    Остановка в заданном месте, развороты, проезд перекрестка и железнодорожного переезда.

Тема урока: Подъезд к ограничителю передним и задним ходом. Развороты без применения заднего хода. Проезд перекрестка и железнодорожного переезда.

Цели урока: 

1. Проезд перекрестков в прямом направлении с поворотами налево, направо.

2.развороты без применения заднего хода.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой, правила проезда перекрестка

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять развороты без применения заднего хода.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым проезд перекрестков в прямом направлении, для чего:

проверить знание обучаемым сигналов светофора и правил проезда регулируемых перекрестков;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи, отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым проезд перекрестков с поворотом направо и налево, для чего:

напомнить обучаемому правила маневрирования и технику правого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок;

напомнить технику левого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать проезд перекрестков с разворотом для движения в обратном направлении, для чего:

напомнить правила и технику разворота на перекрестке и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное заданна на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

План

урока производственного обучения №5(5.1)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:    Маневрирование в ограниченных проездах.

Тема урока: Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по «змейке» передним ходом.

Цели урока: 

1. Въезд в габаритный тоннель передним ходом с поворотом направо под углом 90 градусов, проезд по нему и выезд с поворотом налево на 90 градусов, въезд в тоннель из заданного положения задним ходом и проезд по нему.

2. Проезд по габаритной восьмерке и змейке передним ходом.

3. Въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд из него.

4. Въезд на эстакаду передним ходом и съезд с нее передним и задним ходом.

5. Преодоление косогора, холма, воронки, рва по колейному мосту.

6. Остановка автомобиля передними колесами на «стоп» - линии.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, выполнять проезд по «змейке» передним ходом.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль.

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Порядок отработки и рекомендации

Объяснить и в движении последовательно отработать с обучаемым проезд габаритного тоннеля, габаритной восьмерки и змейки;

въезд и выезд из габаритного дворика;

въезд на эстакаду и съезд с нее;

преодоление косогора, холма, воронки, рва по колейному мостику и остановку автомобиля на линии «стоп»;

при необходимости выполнение отдельных задач повторить несколько раз, после чего продолжить движение в пределах отведенного времени.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения; заезд за ограничители или за габариты препятствия; выполнение задачи с использованием дополнительных маневров или попыток.

Организационно-методические рекомендации

Полезно контрольное задание по этому упражнению предложить обучаемому выполнить на время.

План

урока производственного обучения №5(5.2)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:    Маневрирование в ограниченных проездах.

Тема урока: Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.

Цели урока: 

1. Въезд в габаритный дворик передним ходом с поворотом направо под углом 90 градусов, проезд по нему и выезд с поворотом налево на 90 градусов, въезд в тоннель из заданного положения задним ходом и проезд по нему.

2. Проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом с предварительным поворотом направо, налево.

3. Въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд.

4. Движение по змейке передним ходом.

5. Постановка автомобиля в бокс (на стоянку).

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело;ПДД

Должен знать: способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой. Правила постановки автомобиля в бокс.

Должен уметь: выполнять разгон, торможение, переключаться, въехать в габаритный дворик передним ходом, развернуться в нем и выехать.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Объяснить, показать и отработать проезд габаритного тоннеля передним ходом прямо, с предварительным поворотом направо, затем налево.

Объяснить, показать и отработать проезд габаритного тоннеля задним ходом прямо, с предварительным поворотом направо, затем налево.

Объяснить, показать и отработать въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд сначала с поворотом налево, затем направо.

Объяснить, показать и отработать движение по змейке передним ходом.

Объяснить, показать и отработать постановку автомобиля в бокс (на стоянку).

Предложить обучаемому самостоятельно выполнить упражнение в комплексе, включая проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом, въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд; движение по змейке передним ходом и постановку в бокс (на стоянку).

Ошибками считать: маневрирование при движении через габаритный тоннель; заезд за ограничители; нарушение техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

Перед проездом габаритного тоннеля передним и задним ходом с предварительным поворотом автомобиль располагается на исходном положении перпендикулярно направлению движения через тоннель и на расстоянии от него, на 1 - 2 м большем радиуса поворота.

Разворот в габаритном дворике осуществляется с применением заднего хода.

Заезд должен осуществляться как с левым, так и с правым поворотами.

При повороте направо (налево) автомобиль необходимо вести как можно ближе к площадке, а участок движения передним ходом должен быть минимальным.

План

урока производственного обучения №6(6.1)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:   Сложное маневрирование

 Тема урока:  Постановка транспортного средства в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево)

Цели урока: 

  Постановка автомобиля в бокс (на стоянку).

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Правила постановки транспортного средства в «бокс»

Должен уметь: поставить транспортное средство в «бокс»передним и задним ходом с предварительным поворотом направо (налево)

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Объяснить, показать и отработать постановку автомобиля в бокс (на стоянку).

Предложить обучаемому самостоятельно выполнить упражнение в комплексе, включая проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом, въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд; движение по змейке передним ходом и постановку в бокс (на стоянку).

Ошибками считать: маневрирование при движении через габаритный тоннель; заезд за ограничители; нарушение техники вождения.

Заезд должен осуществляться как с левым, так и с правым поворотами.

При повороте направо (налево) автомобиль необходимо вести как можно ближе к площадке, а участок движения передним ходом должен быть минимальным.

План

урока производственного обучения №6(6.2)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:   Сложное маневрирование

Тема урока:  Постановка на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Начало движения на подъеме. 

Цели урока: 

  1. Проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом с предварительным поворотом направо, налево.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Правила движения по габаритному тоннелю; начало движения на подъеме.

Должен уметь: проехать по габаритному тоннелю; остановиться и тронуться на подъеме.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Объяснить, показать и отработать проезд габаритного тоннеля передним ходом прямо, с предварительным поворотом направо, затем налево.

Объяснить, показать и отработать проезд габаритного тоннеля задним ходом прямо, с предварительным поворотом направо, затем налево.

Объяснить, показать и отработать въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд сначала с поворотом налево, затем направо.

Объяснить, показать и отработать движение по змейке передним ходом.

Объяснить, показать и отработать постановку автомобиля в бокс (на стоянку).

Предложить обучаемому самостоятельно выполнить упражнение в комплексе, включая проезд габаритного тоннеля передним и задним ходом, въезд в габаритный дворик передним ходом, разворот в нем и выезд; движение по змейке передним ходом и постановку в бокс (на стоянку).

Ошибками считать: маневрирование при движении через габаритный тоннель; заезд за ограничители; нарушение техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

Перед проездом габаритного тоннеля передним и задним ходом с предварительным поворотом автомобиль располагается на исходном положении перпендикулярно направлению движения через тоннель и на расстоянии от него, на 1 - 2 м большем радиуса поворота.

Разворот в габаритном дворике осуществляется с применением заднего хода.

Заезд должен осуществляться как с левым, так и с правым поворотами.

При повороте направо (налево) автомобиль необходимо вести как можно ближе к площадке, а участок движения передним ходом должен быть минимальным.

План

урока производственного обучения №6.(6.3)

Раздел программы: Первоначальное обучение вождению.

Тема учебной программы:

Тема урока:  Контрольное занятие № 1

Цели урока: 

  1. Проконтролировать выполнение контрольного задания на легковом автомобиле, выявить ошибки и недостатки выполнения.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Как правильно и с какой скоростью выполнить контрольные упражнения на легковом автомобиле.

Должен уметь: выполнить контрольные задания.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Контрольное занятие №1.

      На закрытой площадке (автодроме) проверяется отработка следующих навыков: начало движения, движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп линий; проезд по « змейке» передним ходом. Разворот  на ограниченном участке с применением заднего хода и выезд передним; постановка на габаритную стоянку и в «бокс» задним ходом; преодоление габаритного туннеля передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо(налево); начало движения на подъёме; разгон и торможение с остановкой у стоп линии; проезд перекрёстка и железнодорожного переезда.

План

урока производственного обучения №7(7.1)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока:  Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населённого пункта). Движение в транспортном потоке.

 Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Дать учащимся представление о вождении машины в городских условиях;
  3. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов.
  4.  Трогание с места от тротуара, движение по прямой и следование за транспортом с соблюдением необходимой дистанции.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым трогание с места от тротуара, движение по прямой и следование за транспортом с соблюдением необходимой дистанции, выбор места для остановки и остановку (стоянку), для чего:

проверить знание обучаемым правил трогания с места, остановки и стоянки, а также скорости движения и дистанции;

объяснить и при необходимости показать технику выполнения задачи и отработать ее;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения автомобиля.

План

урока производственного обучения №7(7.2)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока:  Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъёмах и спусках с остановками и началом движения.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов.
  3. Выдерживать дистанцию на подъемах и спусках.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; быть предельно внимательным на поворотах с ограниченной видимостью.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

преодоление косогора, холма, воронки, рва по колейному мостику и остановку автомобиля на линии «стоп»;

при необходимости выполнение отдельных задач повторить несколько раз, после чего продолжить движение в пределах отведенного времени.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения; заезд за ограничители или за габариты препятствия; выполнение задачи с использованием дополнительных маневров или попыток.

Указать очередность и порядок проезда через препятствия (косогор, холм, воронка, ров, колейный мост) и предложить обучаемому начать движение. Перед каждым препятствием сделать остановку, объяснить и при необходимости показать технику его преодоления. Проехать по маршруту несколько раз в пределах отведенного времени.

Дать обучаемому проехать по маршруту на оценку.

Организационно-методические рекомендации

Полезно контрольное задание по этому упражнению предложить обучаемому выполнить на время.

План

урока производственного обучения №7(7.3)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока: Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приёмов парковки.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов.
  3. Вождение по улицам с автобусным, троллейбусным и трамвайным движением.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения, правила парковки.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; уступать пешеходам;

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Объяснить, показать и отработать на специальной площадке разворот без применения заднего хода.

Объяснить, показать и отработать на специальной площадке разворот с применением заднего хода.

Предложить обучаемому выполнить упражнение в комплексе, включая трогание автомобиля с места и разгон на коротких дистанциях;

повороты направо, налево, разворот для движения в обратном направлении с применением и без применения заднего хода;

движение задним ходом с поворотами;

остановку автомобиля на заданном месте.

Ошибками считать: неумение двигаться задним ходом с поворотами направо и налево; неумение осуществлять остановку на заданном месте; нарушение техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации

При остановке у тротуара необходимо:

включить указатель поворота;снизить скорость; принять автомобиль вправо, вырулив его параллельно бровке тротуара на расстоянии от него 15 - 20 см;отпустив педаль газа, плавным торможением остановиться;выключить указатель поворота.

перевести передачу в режим P-паркинг;При остановке на «стоп» линии ось передних колес должна быть строго над линией.

При каждой остановке на «стоп» линии инструктор должен предложить обучаемому выйти из машины и убедиться, правильно ли остановлен автомобиль.

При выполнении поворота необходимо:

включить соответствующий указатель поворота;

снизить скорость;

вращая рулевое колесо вперехват, совершить поворот; выключить указатель поворота.

Особенность и сложность движения задним ходом заключаются в худшей обзорности дороги и неудобстве, позы водителя при управлении автомобилем.

Перед отработкой задачи следует подчеркнуть, что этот маневр требует особой внимательности и осторожности. Важно приучить обучаемого обязательно убеждаться в отсутствии помех перед началом движения задним ходом.

В ходе отработки задачи необходимо научить обучаемого всем способам наблюдения за обстановкой (через заднее окно, через открытую левую дверь, с помощью зеркала заднего вида), а также навыкам управления автомобилем одной рукой и с расположением левой ноги на подножке.

Отрабатывать движение задним ходом следует сначала с наблюдением через заднее окно.

Осуществлять развороты на специальных площадках необходимо так же, как на реальной дороге. Для этого следует остановиться как можно ближе к краю площадки, после чего включить соответствующий указатель поворота и начать разворот.

Развороты с применением заднего хода необходимо отрабатывать сначала с поворотом налево, затем направо.

Порядок разворота:

включить передачу D-драйв и соответствующий указатель поворота;

с началом движения повернуть рулевое колесо влево (вправо) до отказа;

приблизившись к краю площадки, снизить скорость до минимума и, быстро вращая рулевое колесо в противоположную сторону, остановить автомобиль;

включить заднюю передачу R, посмотреть назад (убедиться, что дорога свободна) и начать движение задним ходом, закончив поворот рулевого колеса;

подъехав к краю площадки задним ходом, снизить скорость, повернуть рулевое колесо в сторону разворота и остановить автомобиль;

включить передачу P-паркинг и закончить разворот.

План

урока производственного обучения №7(7.4)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока: Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствий. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов. Объезд препятствия.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов.
  3. Научить учащихся правильно проезжать железнодорожный переезд;
  4. Научить правильно объезжать препятствие.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения, правила проезда железнодорожного переезда; правила объезда препятствия.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; вовремя переключиться и проехать железнодорожный переезд; объехать препятствие.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Объяснить обучаемому особенности вождения по дорогам с небольшим движением транспорта и показать технику обгона и разъезда со встречными транспортными средствами, движение в условиях ограниченной обзорности;

отработать упражнения по вождению по дороге с небольшим движением транспорта, обгон и разъезд со встречными транспортными средствами, а также движение в условиях ограниченной обзорности.

Напомнить, при необходимости объяснить и показать технику разворота автомобиля для движения в обратном направлении без применения и с применением заднего хода.

Напомнить правила преодоления подъема и спуска, остановки автомобиля на подъеме и возобновления движения;

Предложить обучаемому самостоятельно выполнить задачи упражнения в комплексе, включая обгон и разъезд со встречными транспортными средствами; движение в условиях ограниченной обзорности;

два разворота для движения в обратном направлении;

преодоление подъема крутизной до 10 градусов с обязательной остановкой автомобиля на подъеме и возобновлением движения;

движение на спуске с использованием комбинированного торможения.

Ошибками считать: нарушение техники обгона, разъезда со встречными транспортными средствами; нарушение правил и техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации

В начале отработки упражнения скорость движения не должна превышать 25 - 30 км/ч, в конце отработки она может быть увеличена до 35 - 40 км/ч.

Напомнить обучаемому, что при разъезде со встречным транспортом необходимо снизить скорость и вести автомобиль прямолинейно, строго по правой стороне дороги. Дистанция между автомобилями (в м) должна быть численно равна величине скорости движения (в км/ч). Например, если скорость движения равна 30 км/ч, то дистанция должна быть 30 м.

Совершая обгон или объезд другого транспортного средства, необходимо убедиться в том, что полоса движения, на которую намерен выехать водитель, свободна на достаточном расстоянии, включить указатель поворота и, закончив обгон (объезд), выключить указатель поворота. Сигнал поворота рекомендуется держать включенным не менее 5 с.

Интервал при совершении обгона или объезда следует выбирать также в зависимости от скорости движения. Чем больше скорость движения, тем больше интервал. Однако интервалы в 2,5 - 3 м опасны тем, что неосмотрительный водитель может попытаться занять пространство между двумя автомобилями и может быть зажат ими. В интересах сохранения необходимой пропускной способности улиц и дорог и соблюдения безопасности движения интервалы должны быть не менее 0,5 м и не более 2 м.

При движении в условиях ограниченной обзорности водитель должен повысить внимание, снизить скорость и держаться правее.

Подъемы небольшой протяженности преодолевают с разгона на одной из высших передач. Подъемы большой протяженности преодолевают на низших передачах, без разгона. Выбранную передачу надо включать в начале подъема и не менять на протяжении всего подъема. Передачу выбирают с таким расчетом, чтобы двигатель имел некоторый запас мощности. По мере приобретения обучаемым навыков подъемы большой протяженности преодолевают с разгона с переходом на низшие передачи на подъеме. При этом переключение передач необходимо производить быстро и заблаговременно, пока автомобиль движется с достаточной скоростью, не допуская резких рывков.

При неожиданной остановке автомобиля на подъеме надо затормозить его стояночным тормозом. Для возобновления движения необходимо после включения низшей передачи прибавить «газ».

При отработке преодоления подъемов и съезда с крутого спуска не разрешается движение очередного автомобиля, пока впереди идущий не освободит подъем или спуск.

Крутые спуски преодолевают на низшей передаче с постоянной скоростью. Чем круче спуск, тем ниже передача. Нельзя резко тормозить. Не рекомендуется применять стояночный тормоз.

отработать разъезд, обгон и объезд транспортных средств с использованием приборов освещения и световой сигнализации, движение с установленной скоростью и дистанцией в темное время суток.

Объяснить и показать обучаемому технику остановки автомобиля на обочине дороги и возобновления движения в темное время суток;

научить выбирать место для остановки автомобиля на обочине дороги и для возобновления движения.

При оценке действий обучаемого ошибками считать: нарушение правил обгона, объезда и разъезда с транспортными средствами; неправильное использование приборов освещения и световой сигнализации; нарушение правил дорожного движения и техники вождения. Организационно-методические рекомендации

Главное внимание необходимо обратить на сложность повышенную опасность вождения в темное время, а также на требования разделов правил дорожного движения «Пользование осветительными приборами» и «Железнодорожные переезды». Отметить, что условия вождения автомобиля ночью во многом отличаются от условий вождения днем. В темное время резко ухудшается видимость дороги и окружающих предметов, нарушается привычное ощущение пространства и скорости движения, быстрее утомляется зрение, затрудняется разъезд, обгон и объезд транспортных средств, появляется опасность ослепления водителя светом фар встречного транспорта.

Напомнить, что во избежание ослепления светом фар при разъезде со встречным транспортным средством надо не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства переключить дальний свет на ближний. При ослеплении водитель обязан, не меняя полосу движения, снизить скорость или остановиться.

Переключение дальнего света на ближний и наоборот может также применяться при обгоне, выезде из переулков и ворот, на поворотах, при возникновении опасности наезда на пешеходов и других участников движения.

Говоря об условиях пользования дальним, ближним светом и подфарниками, следует указать, что дальним светом рекомендуется пользоваться на неосвещенных улицах и дорогах при скорости более 30 км/ч. При скорости менее 30 км/ч лучше пользоваться ближним светом, который хорошо освещает участок дороги непосредственно перед автомобилем.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги должны быть включены габаритные или стояночные огни. При их отсутствии или неисправности транспортное средство вне населенных пунктов должно быть отведено за пределы дороги, а если это невозможно, водитель обязан выставить на расстоянии 25 - 30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

При возобновлении движения не забывать включать указатель поворотов.

План

урока производственного обучения №7(7.5)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока: Проезд перекрёстка. Действия водителя при проезде перекрёстка. Оценка перекрёстка. Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;
  3. Научить учащихся вовремя перестроиться в нужный поток перед перекрестком;
  4. Вовремя реагировать на светофор(регулировщика).

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; правила проезда перекрестка.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; оценить перекресток; вовремя среагировать на светофор(регулировщика); выбрать траекторию движения.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым проезд перекрестков в прямом направлении, для чего:

проверить знание обучаемым сигналов светофора и правил проезда регулируемых перекрестков;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи, отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым проезд перекрестков с поворотом направо и налево, для чего:

напомнить обучаемому правила маневрирования и технику правого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок;

напомнить технику левого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать проезд перекрестков с разворотом для движения в обратном направлении, для чего:

напомнить правила и технику разворота на перекрестке и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное заданна на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

При отработке первой задачи после каждого проезда в прямом направлении перекрестка, регулируемого светофором, желательно для последующего выезда на этот же перекресток делать правый или левый поворот вокруг примыкающего к перекрестку квартала и не делать развороты на улице.

При отработке второй задачи после совершения разворота на перекрестке последующие подъезды к нему следует делать вокруг ближайших улиц, совершая при этом как правые, так и левые повороты

План

урока производственного обучения №7(7.6)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока: Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно – измерительными приборами.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;
  3. Научить учащихся вовремя перестроиться в нужный поток перед перекрестком;
  4. Научить развороту на перекрестке;

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; правила проезда перекрестка равнозначных и неравнозначных дорог.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; оценить перекресток; проехать нерегулируемый перекрёсток равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, развернуться для движения в обратном направлении.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым проезд нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, для чего:

проверить знание обучаемым правил проезда нерегулируемых перекрестков;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи, отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым проезд нерегулируемых перекрестков с поворотом направо налево, для чего:

проверить знание обучаемым правил маневрирования;

объяснить и показать технику правого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок;

объяснить и показать технику левого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать проезд нерегулируемых перекрестков с разворотом для движения в обратном направлении, для чего:

объяснить и показать правила и технику разворота на перекрестке и приступить к тренировке, объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

Особое внимание при отработке задач упражнения должно быть уделено своевременной подаче команд обучаемому для совершения им того или иного маневра, а также включению световой сигнализации и соблюдению мер безопасности при движении.

Совершая правый поворот, необходимо подать сигнал поворота, занять крайнее правое положение на проезжей части и, поворачивая, двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, но не заезжая на тротуар.

При повороте налево и при развороте необходимо подать сигнал поворота, занять крайнее левое положение на проезжей части, пропустить транспортные средства, получившие возможность движения навстречу или сзади в прямом направлении, и въехав на перекресток, когда это разрешено, закончить поворот.

План

урока производственного обучения №7(7.7)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения.

Тема урока:  Контрольное занятие № 2

Цели урока: 

  1. Проконтролировать выполнение контрольного задания на легковом автомобиле, выявить ошибки и недостатки выполнения.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Как правильно и с какой скоростью выполнить контрольные упражнения на легковом автомобиле.

Должен уметь: выполнить контрольные задания.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Контрольное занятие №2.

Проверяется отработка следующих навыков: выезд на дорогу из прилегающей территории. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на  подъёмах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Встречных разъезд в узких проездах. Объезд препятствия.

Проезд перекрёстка. Действия водителя при проезде перекрёстка. Оценка перекрёстка. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор траектории движения. Перестроение. Выбор скорости движения. Пользование контрольно – измерительными приборами.

План

урока производственного обучения №8(8.1)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;
  3. Научить учащихся вовремя перестроиться в нужный поток перед перекрестком;

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения;

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; формировать безопасное пространство вокруг транспортного средства.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым перестроение в рядах при движении по улицам с многополосным движением, выбор места для остановки и постановки автомобиля на стоянку, для чего:

проверить знание обучаемым порядка расположения транспортных средств на проезжей части, правил маневрирования, остановки и стоянки;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать обучаемому трогание из исходного положения, выезд на среднюю полосу движения;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым перестроение с правой полосы движения на левую; въезд в переулки и выезд из них на главную улицу, для чего:

проверить знание обучаемым правил выезда на главную дорогу с второстепенной;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать обучаемому перестроение с правой полосы движения на левую, поворот налево в переулок, выезд на главную дорогу, остановку (стоянку) автомобиля и дать указание обучаемому приступить к тренировке (задачу повторить 3 - 4 раза);

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

План

урока производственного обучения №8(8.2)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Остановка и начало движения. Движение  на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъёмах и спусках с остановками и началом движения.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;
  3. Научить движению на поворотах с ограниченной видимостью.
  4. Учить движению на подъемах и спусках.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; скоростной режим на поворотах с ограниченной видимостью, правила движения на подъемах и спусках.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; формировать безопасное пространство вокруг транспортного средства, выполнять движение на подъемах и спусках ,выбрать скорость и  выполнить движение на повороте с ограниченной видимостью.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым перестроение в рядах при движении по улицам с многополосным движением, выбор места для остановки и постановки автомобиля на стоянку, для чего:

проверить знание обучаемым порядка расположения транспортных средств на проезжей части, правил маневрирования, остановки и стоянки;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать обучаемому трогание из исходного положения, выезд на среднюю полосу движения;

выбор места для остановки (стоянки) автомобиля и дать указание обучаемому приступить к тренировке (задачу повторить 3 - 4 раза);

Отработать с обучаемым развороты на улицах без применения заднего хода, для чего:

проверить знание обучаемым правил разворота вне перекрестка;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Практически каждая из задач упражнения не может отрабатываться изолированно, так как невозможно, например, все время перестраиваться в рядах без остановок или разворотов. Поэтому, исходя из местных условий, могут быть самые различные сочетания отработки задач или их элементов. Например, первую задачу можно сочетать с каждой из остальных и т. д.

Развороты на улицах без применения заднего хода необходимо предусмотреть как с левой полосы движения, так и с правой, поэтому в маршруте должны быть улицы с различным числом полос движения (от двух до четырех).

План

урока производственного обучения №8(8.3)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов.

Цели урока: 

  1. Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;
  2. Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;
  3. Учить проезжать правильно обозначенное место остановки общественного транспорта, пешеходные переходы.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; правила проезда мест остановки общественного транспорта, пешеходные переходы.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; припарковаться; формировать безопасное пространство вокруг транспортного средства, проехать обстановку общественного транспорта, пешеходный переход.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым въезд в переулки и выезд из них, развороты, в том числе на узком участке улицы с применением заднего хода, для чего:

проверить знание обучаемым правил разворота вне перекрестка;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи и отработать ее;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения автомобиля.

План

урока производственного обучения №8(8.4)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Отработка приёмов парковки.

Цели урока: 

1.Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;

2.Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;

3.Отработать приемы парковки;

4.Учить правильно объезжать препятствие.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения;

Правильно объезжать препятствие;

Приемы парковки.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; правильно объехать препятствие; правильно парковаться.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать технику движения на улице с двух-, трех- и четырехполосным движением и отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Объяснить по маршрутной карте и показать технику движения через Т-образный, У-образный, Х-образный перекрестки прямо, с поворотами налево, направо и отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым вождение по улицам с трамвайным движением с поворотами направо, налево и разворотами для движения в обратном направлении;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать движение на автомобиле по улицам с многополосным движением на повышенных скоростях.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех или большинства задач упражнения.

Ошибками считать каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения автомобиля.

Организационно-методические рекомендации

В зависимости от местных условий (наличия указанных улиц и перекрестков и их расположения) количество задач может быть уменьшено. Например, можно объединить 1-ю и 2-ю задачи. Однако во всех случаях должен соблюдаться переход от простых элементов и задач к более сложным, что должно быть учтено при составлении маршрутной карты. Поскольку упражнение отрабатывается на улицах с интенсивным движением транспорта, инструктор должен быть предельно внимательным к дорожной обстановке и соблюдению мер безопасности и требовать того же от обучаемого.

План

урока производственного обучения №8(8.5)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

Цели урока: 

1.Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;

2.Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;

3.Научить правильному движению по мостам и путепроводам;

4.Учить правильному проезду железнодорожных переездов.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте;

Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения;

Правила движения по мостам и путепроводам;

Правила проезда железнодорожных переездов.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; проезжать по мостам и путепроводам; вовремя переключаться на нужную передачу;  проезжать железнодорожные переезды.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий: Объяснить и показать обучаемому технику разъезда с транспортными средствами, обгона и объезда транспортных средств, движение с установленной скоростью и дистанцией в темное время суток, правила пользования приборами освещения и световой сигнализации;

отработать разъезд, обгон и объезд транспортных средств с использованием приборов освещения и световой сигнализации, движение с установленной скоростью и дистанцией в темное время суток.

Объяснить и показать обучаемому технику остановки автомобиля на обочине дороги и возобновления движения в темное время суток;

научить выбирать место для остановки автомобиля на обочине дороги и для возобновления движения.

При оценке действий обучаемого ошибками считать: нарушение правил обгона, объезда и разъезда с транспортными средствами; неправильное использование приборов освещения и световой сигнализации; нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

Главное внимание необходимо обратить на сложность повышенную опасность вождения в темное время, а также на требования разделов правил дорожного движения «Пользование осветительными приборами» и «Железнодорожные переезды». Отметить, что условия вождения автомобиля ночью во многом отличаются от условий вождения днем. В темное время резко ухудшается видимость дороги и окружающих предметов, нарушается привычное ощущение пространства и скорости движения, быстрее утомляется зрение, затрудняется разъезд, обгон и объезд транспортных средств, появляется опасность ослепления водителя светом фар встречного транспорта.

Напомнить, что во избежание ослепления светом фар при разъезде со встречным транспортным средством надо не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства переключить дальний свет на ближний. При ослеплении водитель обязан, не меняя полосу движения, снизить скорость или остановиться.

Переключение дальнего света на ближний и наоборот может также применяться при обгоне, выезде из переулков и ворот, на поворотах, при возникновении опасности наезда на пешеходов и других участников движения.

Говоря об условиях пользования дальним, ближним светом и подфарниками, следует указать, что дальним светом рекомендуется пользоваться на неосвещенных улицах и дорогах при скорости более 30 км/ч. При скорости менее 30 км/ч лучше пользоваться ближним светом, который хорошо освещает участок дороги непосредственно перед автомобилем.

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги должны быть включены габаритные или стояночные огни. При их отсутствии или неисправности транспортное средство вне населенных пунктов должно быть отведено за пределы дороги, а если это невозможно, водитель обязан выставить на расстоянии 25 - 30 м позади транспортного средства знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.

При возобновлении движения не забывать включать указатель поворотов.

Большое внимание при инструктаже должно быть обращено на знание правил проезда железнодорожных переездов. Во время отработки упражнения, перед тем как проехать железнодорожный переезд первый раз, необходимо остановиться и убедиться в знании правил его проезда.

План

урока производственного обучения №8(8.6)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Проезд перекрёстка. Действия водителя при проезде перекрёстка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения.

Цели урока: 

1.Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;

2.Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;

3.Учит правильно проезжать перекресток;

4.Учить правильно перестраиваться.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте; Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; необходимость и целесообразность перестроения; правила проезда перекрестка.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; вовремя переключиться перед перекрестком и проехать его  в нужном направлении; точно определить скорость приближающего транспорта.

Время:  2 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым проезд перекрестков в прямом направлении, для чего:

проверить знание обучаемым сигналов регулировщика;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи и отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемыми проезд перекрестков с поворотом направо и налево;

напомнить правила выполнения правого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок;

напомнить (опросить) правила выполнения левого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать проезд перекрестков с разворотом для движения в обратном направлении, для чего:

напомнить обучаемому правила разворота на перекрестке и приступить к тренировке.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать: каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

При отсутствии в городе милиционеров-регулировщиков их задачу следует возложить на инструктора.

План

урока производственного обучения №8(8.7)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока: Выезд на перекрёсток. Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно – измерительными приборами.

Цели урока: 

1.Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;

2.Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;

3.Учить правильно проезжать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотом для движения в обратном направлении.

4.Учить правильно  перестраиваться.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте; Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; необходимость и целесообразность перестроения; правила проезда  нерегулируемого перекрестка.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; вовремя переключиться перед перекрестком и проехать его  в нужном направлении; точно определить скорость приближающего транспорта.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Отработать с обучаемым проезд нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, для чего:

проверить знание обучаемым правил проезда нерегулируемых перекрестков;

объяснить по маршрутной карте и при необходимости показать порядок отработки задачи, отработать задачу;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать с обучаемым проезд нерегулируемых перекрестков с поворотом направо налево, для чего:

проверить знание обучаемым правил маневрирования;

объяснить и показать технику правого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок;

объяснить и показать технику левого поворота и приступить к тренировке;

объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Отработать проезд нерегулируемых перекрестков с разворотом для движения в обратном направлении, для чего:

объяснить и показать правила и технику разворота на перекрестке и приступить к тренировке, объяснением и дополнительным показом добиться устранения допускаемых ошибок.

Дать обучаемому контрольное задание на оценку с включением всех задач упражнения.

Ошибками считать каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения.

Организационно-методические рекомендации

Особое внимание при отработке задач упражнения должно быть уделено своевременной подаче команд обучаемому для совершения им того или иного маневра, а также включению световой сигнализации и соблюдению мер безопасности при движении.

Совершая правый поворот, необходимо подать сигнал поворота, занять крайнее правое положение на проезжей части и, поворачивая, двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, но не заезжая на тротуар.

При повороте налево и при развороте необходимо подать сигнал поворота, занять крайнее левое положение на проезжей части, пропустить транспортные средства, получившие возможность движения навстречу или сзади в прямом направлении, и въехав на перекресток, когда это разрешено, закончить поворот.

План

урока производственного обучения №8.(8.8)

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока:  Контрольное занятие № 3

Цели урока: 

  1. Проконтролировать выполнение контрольного задания на легковом автомобиле, выявить ошибки и недостатки выполнения.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Как правильно и с какой скоростью выполнить контрольные упражнения на легковом автомобиле.

Должен уметь: выполнить контрольные задания.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Контрольное занятие №3. 

Проверяется отработка следующих навыков: Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение  на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъёмах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Встречных разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.

Проезд перекрёстка. Действия водителя при проезде перекрёстка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора ( регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекрёсток. Проезд нерегулируемых перекрёстков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо, налево, разворотами для движения в обратном направлении.

План

урока производственного обучения №9

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях.

Тема урока: Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях.

Цели урока: 

1.Научить учащихся правильно выбирать скорость движения;

2.Свыкнуться с оживленными улицами, наличием пешеходов;

3. Дать возможность совершенствовать навык вождения в различных дорожных условиях и ситуациях.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Скорость, с которой можно ехать согласно знакам в данном населенном пункте; Пункты правил остановки; правила остановки и начало движения; все правила дорожного движения.

Должен уметь: правильно выбрать скорость движения; пользоваться контрольно-измерительными приборами; быстро реагировать на меняющуюся обстановку; вовремя переключиться перед перекрестком и проехать его  в нужном направлении; точно определить скорость приближающего транспорта, правильно находить выход из любой дорожной ситуации без создания аварийной обстановки.

Время:  3 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.

Повторить задачи: проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево; развороты на улицах и на перекрестках; перестроение в рядах при движении по улицам с многополосным движением; вождение по центральным улицам, по улицам с трамвайным движением с поворотами и разворотами на предельно допустимой скорости.

При оценке действий обучаемого ошибками считать каждое нарушение правил дорожного движения и техники вождения автомобиля.

План

урока производственного обучения №9.1

Раздел программы: Обучение практическому вождению в условиях реального дорожного движения.

Тема учебной программы: Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.

Тема урока:  Контрольное занятие № 4

Цели урока: 

  1. Проконтролировать выполнение контрольного задания на легковом автомобиле, выявить ошибки и недостатки выполнения.

Межпредметные связи:  устройство автомобиля; слесарное дело; ПДД

Должен знать: 

Как правильно и с какой скоростью выполнить контрольные упражнения на легковом автомобиле.

Должен уметь: выполнить контрольные задания.

Время:  1 ч.

Материальное обеспечение: учебный автомобиль

Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действий:

Контрольное занятие №4. 

Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого с учётом выполнения предыдущих упражнений и контрольных занятий.

Список литературы

     1. Федеральный закон о безопасности дорожного движения : – М., 1996.

     2. Программа подготовки водителей транспортных средств. – М., 2008.

     3. Правила дорожного движения. – М., 2013.

     4. Нормативно-правовые документы по обеспечению безопасности дорожного движения. Водитель : сборник. – Т. 1. –

М., 2010.

     5. Волгин, В.В. Учебник по вождению автомобиля / В.В. Волгин. – М., 2009.

     6. Куперман, А.И. Безопасность дорожного движения / А.И. Куперман, Ю.В. Миронов. – М., 2009.

     7. Сычев, А.Я. Вождение автомобиля / А.Я. Сычев, В.А. Мостаков. – М., 2004.

     8. Михайловский, Е.В. Устройство автомобиля / Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – М., 2003.

     9. Молоткова, Н.В. Основы управления транспортным средством и безопасность движения / Н.В. Молоткова, А.О.

Хренников. – Тамбов, 2004.

     10. Нарицын, Н. Психология безопасного вождения / Н. Нарицын. – М., 2006.

     11. Романов, А.Н. Автотранспортная психология / А.Н. Романов. – М., 2002.

     12. Хренников, А.О. Проектирование технологии профессиональной подготовки специалистов в сфере организации и безопасности движения в условиях технического вуза : диссертация / А.О. Хренников. – Тамбов, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия производственного обучения по МДК.01.01 сварщиков

План занятия производственного обучения сварщиков  по теме "Разметка плоскостная". Ставятся учебные цели занятия, требования к знаниям и умениям. Материально-техническое обеспечение: необходимое ...

План занятия производственного обучения по теме "Правка и гибка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Правка и гибка металла" МДК. 01.01 Подготовка металла к сварке, профессионального модуля ПМ.01 Подготовительно сварочные работы. В плане отра...

План занятия производственного обучения по теме "Рубка и резка металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Рубка и резка металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля ПМ.01 "Подготовительно-сварочные работы". ...

План занятия производственного обучения по теме "Опиливание металла"

План занятия производственного обучения сварщиков по теме "Опиливание металла" МДК.01.01 "Подготовка металла к сварке", профессионального модуля "Подготовительно-сварочные работы"....

План занятия "Наплавка валиков в нижнем положении шва" занятие 2

Сплошная наплавка валиков в нижнем положении шва....