Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)
статья на тему

Клементьева Ирина Николаевна

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя»

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в техникуме является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

____________________________________________________

1. Пассивная модель обучения - это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.

____________________________________________________

2. Активная модель обучения - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.

_______________________

3. Интерактивная  модель обучения– это прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность

_______________________________

Существуют следующие Виды активных и интерактивных форм обучения:

  • Деловые и ролевые игры;
  • Групповая, дискуссия,
  • Кейс-метод;
  • Метод работы в малых группах;
  • Лекции;
  • Презентации на основе современных мультимедийных средств;
  • Сетевой информационный образовательный ресурс;
  • Компьютерные симуляции;

В своей работе я применяю следующие Виды активных и интерактивных форм обучении

____________________________________________________

1. Деловые игры

Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения проблем.

___________________________________________________

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

Данный вид  я применяю по дисциплине охрана труда, по теме расследование несчастных случаев на производстве

________________________

2.  Групповая дискуссия,

Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину.

Для проведения групповой дискуссии все студенты, присутствующие на занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия, составление плана действий.

_______________________________________

Такой вид работы я применяю  по дисциплине Безопасность движения, где группам дается нештатная ситуация в работе движенческой службы  и они должны составить необходимый план действий Дежурного по станции в данной ситуации

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

____________________________________

3. Кейс-метод

Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

_______________________________________

Решением кейса мы занимаемся на дисциплине Организация работ и управления подразделением организации, при решении кейса студенты должны  понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и применить такой способ обслуживания участка локомотивом, чтобы обеспечить движение необходимого количества поездов

__________________________________________

4. Метод работы в малых группах

Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Такой вид работы применяю по дисциплине Обеспечение грузовых перевозок

Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед студентами ставиться проблема (необходимо заполнить перевозочные документы) для этого выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

_____________________

5 Лекции

Интерактивная лекция – выступление ведущего студента перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов.

______________________________

6. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.

_____________________________________________

7. Сетевой информационный образовательный ресурс (сетевой ресурс) – это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет независимо от места расположения преподавателей и студентов. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателями, между собой со средствами обучения.

________________________________________

Мной разработан электронный учебник по дисциплине Информационное обеспечение перевозочного процесса, который является учебно-методическим интерактивным комплексом, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения дисциплины учебного плана.

Так же мы активно используем сетевые ресурсы ОАО РЖД

_____________________________

8. Компьютерная симуляция – имитация процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам.

В свое работе я использую электронную тестовую программу для проверки знаний по дисциплине  ПТЭ и инструкции

___________________________________

Использование активных интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения позволят студентам приобрести:

- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;

- развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;

- освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;

______________________________________________

Поэтому, на мой взгляд, современное образование без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий практически не возможно. Так как это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для студентов интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов

В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе  по  активизации инновационной деятельности педагогов....

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"

В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...

Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

В выступлении рассказывается о применении активных методов обучения на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"....

Конструирование занятия с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивны...