Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
методическая разработка

Николай Максимов

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

         Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx689.4 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - методическое пособие (комплект инструкционно-технологических карт) по УП .01 Учебная практика

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

(для обучающихся по профессии 23.01.03 «Автомеханик»).

     Аннотация

В пособии приведены инструкционно- технологические карты для обучения обучающихся процессам и операциям обслуживания и ремонта автотранспорта.

Комплект содержит инструкционные карты с подробным, пошаговым описанием выполнения операций, правила безопасной работы и контрольные вопросы для проведения занятий по учебной практике. В картах даны рекомендации по организации труда и рабочих мест обучающихся; описаны машины, инструменты и приспособления; рассказано о технологии выполнения и приемах работ, а также о контроле качества работ и технике безопасности.

         Пособие предназначено для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик».

ВВЕДЕНИЕ

   В ФГОС СПО по профессии 23.01.03 Автомеханик предусмотрена квалификация «Слесарь по ремонту автомобиля».

Обучающиеся готовятся к следующим видам работ:

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспорта;
  • транспортировка грузов и перевозка пассажиров;
  • заправка транспортных средств.

   В ходе учебной практики необходимо сформировать ОК  (общая компетенция) и ПК (профессиональная компетенция).

Методические указания составлены в соответствии с программой учебной практики по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

   Целью практических занятий является приобретение, закрепление практического опыта при выполнении заданий имеющих практическую направленность, формирование ОК и ПК. Необходимые справочные материалы, таблицы имеются в комплекте инструкционно-технологических карт по выполнению каждого практического занятия.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности обучающегося дает наличие инструкционно-технологических карт на каждом рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет обучающемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея инструкцию, обучающийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Представленные инструкционные карты, выполнены в соответствии с программой профессионального модуля ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

В процессе прохождения учебной практики обучающиеся приобретают практический опыт, формируют практические профессиональные умения по виду профессиональной деятельности, осваивают общие и профессиональные компетенции по профессиональному модулю ПМ.01 в рамках профессии 23.01.03 «Автомеханик».

Рекомендуется для обучающихся по основной профессиональной образовательной программе в рамках реализации ФГОС СПО 3го поколения I и II курсов по профессии 23.01.03 «Автомеханик».

ИНСТРУКЦИОННО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт

автотранспорта Учебная практика

Профессия: 23.01.03 «Автомеханик»

Разработал: мастер производственного обучения Максимов Николай Сергеевич

Тема урока:  «Разборка-сборка кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов двигателей»

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цель урока: формирование практических навыков по ремонту ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

Инструкционно -технологическая карта № 1

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

  1. Разборка ГРМ и КШМ двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130

1. Отвернуть гайки крепления всасывающего коллектора.

Ключ торцовый 13 мм

 

2.Снять коллектор, прокладки.

 

 

3. Отвернуть гайки крепления крышки из рядов цилиндров

Ключ гаечный 17 мм

 

4. Снять крышку головки блока

 

 

5. Отвернуть гайки крепления оси коромысла

Ключ торцовый 17 мм

 

6. Снять ось коромысла в сборе

 

 

7. Вынуть штанги толкателей

 

 

8. Извлечь толкатели

Съемник специальный

 

9. Отвернуть гайки крепления (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) головки цилиндров

Ключ торцовый 22 мм(ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130)

 

10. Снять головку цилиндров, прокладку головки

 

 

11. Снять головку цилиндров на другом ряду, выполнив операции пп.3-10 ИТК № 1

 

 

12. Отвернуть гайки крепления передней крышки распределительных шестерен

Ключ гаечный 13 мм

 

13. Снять крышку

 

 

14. Снять масло отражатель

 

 

15. Вывернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

Болты выворачивать через отверстие в шестерне

16. Вынуть вал с шестерней

 

 

17. Расшплинтовать гайки крепления крышек коренных подшипников коленчатого вала первого и пятого цилиндров

пассатижи

 

18. Отвернуть гайки крепления крышек (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130)

Ключи торцовые 15 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

 

19. Снять крышки с вкладышами

 

 

20. Отвернуть гайки и контрогайки крепления шатунных крышек первого и пятого цилиндров

Ключи гаечные 17, 19 мм

 

21. Снять шатунные крышки первого и пятого цилиндров

 

 

22. Вынуть из этих цилиндров поршни с шатунами

 

 

23. Зажать в тисках шатун

Тиски

 

24. Извлечь штопорные кольца из канавок бобышек

Круглогубцы

 

25. Освободить шатун из тисков

 

 

26. Зажать в тисках поршень

Тиски

Использовать в тисках деревянные губки

27. Снять компрессионные кольца и два кольцевых диска маслосъемного кольца

Приспособление специальное

Расширители маслосъемного кольца снять в ручную

 Инструкционно- технологическая карта № 2

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1. Установить на место крышки коренных подшипников первого и пятого цилиндров

 

Вкладыши предварительно смазать моторным маслом

2.Завернуть гайки (ЗМЗ-53), болты (ЗИЛ-130) крышек

Ключи торцовые 15мм ( ЗМЗ-53) , 19 мм ( ЗИЛ-130), ключ динамометрический

Гайки, болты завернуть сначала торцовым ключом, окончательно-динамометрическим, момент силы, Н м : ЗМЗ-53-100…110 ЗИЛ-130-110…130

3. Зашплинтовать гайки

Проволока 1,8 мм, пассатижи

 

4. Соединить поршень с шатуном поршневым пальцем

 

Поршень нагреть в чистом моторном масле до 60С. На автомобили ЗМЗ-53 шатуны правого ряда соединить с поршнями так, чтобы выштампованные  номера на стержнях шатунов и надпись « Перед» на поршнях располагались в противоположных сторонах. Для шатунов левого ряда номера и надпись должны располагаться с одной стороны. На автомобиле ЗИЛ-130 шатуны правого ряда соединить с поршня и так, чтобы стрелки на днищах поршней указывали в противоположные стороны специальным выступом на стержнях шатунов а для шатунов левого ряда- в одну сторону.

5. Вставить в бобышки поршня штопорные кольца

круглогубцы

 

6. Установить на поршень поршневые кольца

 

Компрессионные кольца вставить внутренний вытачкой в верх, замки окончательно другого на 180 для ЗМЗ-53 и на 1200 для ЗИЛ-130. Замки маслосъемного кольца располагать у кольцевых дисков под углом 1800, а у радиального и осевого расширителя под углом 900 к ним и с направлением в противоположные стороны

7. Вставить поршень в гильзу с надписью «Перед» к носку коленчатого вала ( ЗМЗ-53), стрелками к носку коленчатого вала( ЗИЛ-130)

Приспособление специальное

Перед установкой поршневые кольца обжать специальным приспособлением, поршень смазать маслом

8. Установить нижние головки шатунов на шейке коленчатого вала

 

Перед установкой вкладышей смазать маслом выступ на крышке должен находиться на одной стороне с номером на стержне шатуна ( ЗМЗ-53)

9.Затянуть гайки крепления шатунных крышек

Ключи гаечные 17 мм (ЗМЗ-53), 19 мм ( ЗИЛ-130)

Затягивать сначала торцовым а затем динамометрическим ключом Н м: ЗМЗ-53-68…75 ЗИЛ-130-70…80

10.Завернуть контргайки

Ключи гаечные 17 мм ( ЗМЗ-53)  19 мм (ЗИЛ-130)

Контргайки навернуть до конца и окончательно завернуть на 1-2 оборота

11.Установить распределительный вал с шестерней на место

 

Шестерни коленчатого и распределительного валов установить по меткам

12.Зввернуть болты крепления фланца распределительного вала

Ключ торцовый 13 мм

 

13.Установить масло отражатель

 

 

14.Установить крышку распределительных шестерен на место

 

 

15.Завернуть гайки крепления крышки

Ключ гаечный 13 мм

 

16.Установить прокладки головок цилиндров

 

Прокладки натереть графитным порошком

17.Установить на место головки цилиндров

 

 

18.завернуть гайки( ЗМЗ-53) болты ( ЗИЛ-130) крепления головок

Ключ динамометрический

Гайки ( ЗМЗ-53), болты ( ЗИЛ-130) затягивать равномерно в 2 приема в определенной последовательности. Окончательный момент силы при затягивании, Н м: ЗМЗ-53-73…78 ЗИЛ-130-70…90

19.Установить толкатели

 

 

20.Установить штанги толкателей

 

 

21.Установить оси коромысел в сборе

 

 

22.Завернуть гайки осей коромысел

Ключ торцовый 17 мм

 

Инструкционно- технологическая № 3

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1.Установить поршень первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия

 

Так сжатия  определить по выталкиванию пробки, установленной в место свечи. Оба коромысла должны свободно покачиваться на оси в пределах зазора

2.Повернуть коленчатый вал следующим образом: ЗМЗ-53-до совмещения выемки на шкиве коленчатого вала с выступом указателя; ЗИЛ-130-до совмещения отверстия на шкиве коленчатого вала с меткой ВМТ на шкале указателя установки момента зажигания

 

 

3.Орегулировать клапаны первого цилиндра для чего: отвернуть ключом контргайку регулировочного болта; поворачивая болт отверткой, установить зазор по щупу; завернуть контргайку регулировочного болта

Отвертка, щуп, ключ гаечный 14 мм

Двигатель должен быть холодный. Для всех клапанов зазоры равны 0.25… 0.30 мм

4.Отрегулировать зазор в остальных цилиндрах

 

Порядок регулирования соответствует порядку зажигания- 15426378. При переходе от цилиндра к цилиндру коленчатый вал поворачивать на 900

5.Установить крышки коромысел

 

 

6.Завернуть гайки крепления крышек коромысел

Ключ гаечный 17 мм

 

7.Установить прокладки под всасывающий коллектор

 

 

8.Установить всасывающий коллектор

 

 

9.Завернуть гайки( ЗМЗ-53) и болты (ЗИЛ-130) крепления всасывающего коллектора

Ключ торцовый 13 мм

Гайки или болты затягивать крест на крест ( момент силы 15…20 Н м)

Инструкционно- технологическая карта № 4

Последовательность операций

Инструмент, приспособления

Технические условия и указания

1.Вывернуть болты и гайки крепления картера двигателя

Ключ торцовый 17 мм

 

2.Снять картер

 

 

3.Отвернуть гайки крепления крышек шатунов 1 и 2 цилиндров

Ключ гаечный 22 мм

 

4.Снять крышки шатунов с вкладышами на 1 и 5 цилиндрах

 

 

5.извлечь поршни с шатунами на 1 и 5 цилиндрах

Выколотка деревянная

 

6.Снять поршневые кольца с поршней 1 и 5 цилиндра

Приспособление специальное

 

7.Извлечть стопорное кольцо поршневого пальца

круглогубцы

 

8.Выпрессовать поршневой палец

 

 

9.Запрессовать поршневой палец для соединения поршня с шатуном

 

Запрессовку вести осторожно. Шатун с поршнем собирать таким образом чтобы выточка под клапаны в днище поршня и паз в шатуне а однозамковый  уз вкладыша были на одной стороне

10.Установить стопорное кольцо поршневого кольца

круглогубцы

 

11.Установить поршневые кольца на поршни первого и пятого цилиндров

 

Перед установкой колец удалить нагар из канавок. Компрессионные  кольца установить клеймом «Вверх» в сторону камеры сгорания; при установке маслосъемных колец сначала установить пружинный расширитель, затем маслосъемное кольцо таким образом чтобы стык расширителя находился диаметрально противоположно замку кольца; замки сменных колец расположить в противоположные стороны

12.Установить поршни в сборе с кольцами и с шатунами в гильзы 1 и 5 цилиндров

Приспособление специальное

Номера цилиндров выбиты на нижней крышке шатуна. Выборки под клапаны в днище поршня должны располагаться ближе к середине

13.Установить верхние крышки шатунов

 

 

14.Затянуть гайки шатунных болтов

Ключ динамометрический

Резьбу болтов смазать моторным маслом. Затяжку проводить в 2 приема . момент силы  первого приема (  30 плюс минус 1) Н м для выполнения второго приема довернуть гайку на 900. Зазора в стыке шатуна быть недолжно

Инструкционно- технологическая карта № 5

Последовательность операций

Инструмент, приспособление

Технические условия и указания

Внимание! Зазоры регулировать одновременно на двух головках в положениях I, II, III, IV, которые определяются поворотом коленчатого вала двигателя относительно начала впрыска топлива в первом цилиндре на соответствующий угол.

 

 

1.Установить фиксатор маховика в нижнее положение

 

Регулируемые цилиндры

Положение коленчатого вала

Угол поворота

Первый, пятый

Четвёртый, второй

Шестой, третий

Седьмой, восьмой

I

 

II

 

III

 

IV

60

 

240

 

420

 

600

2.Проворачивать коленчатый вал до  тех пор пока фиксатор не войдет в углубления моховика

Вороток

Коленчатый вал проворачивать за отверстие в моховике

3.Проверить положение меток на фланце ведущей полумуфты привода ТНВД и торце корпуса муфты опережение впрыска топлива

 

При расположении меток внизу вывести  фиксатор из зацепления с моховиком и провернуть коленчатый вал на 1 оборот. Фиксатор должен опять войти в углубление моховика

4.Вывести фиксатор из зацепления

 

 

5.провернуть коленчатый вал против часовой стрелки ( если смотреть со стороны моховика на угол 600)

 

Поворот моховика на угловое расстояние между двумя соседними отверстиями соответствует повороту коленчатого вала на 300. Клапаны 1 и 5 цилиндров закрыты ( штанги клапанов легко поворачиваются рукой)

6.Проверит момент затягивания крепления стоек  коромысел регулируемых цилиндров

Ключ динамометрический

Момент силы при затягивании 42…54 Н м

7.Проверить щупом между бойками коромысел и торцами стержней клапанов 1 и 5 цилиндров ( передние клапаны правого ряда цилиндров- впускные, левого –выпускные)

Щуп

Зазор 0.3 мм для выпускного и 0.4 мм для выпускного клапанов щуп должен входить и выходить с усилием

8.Отвернуть контргайку регулировочного винта

Ключ гаечный 19 мм

 

9.Вращая регулировочный винт, добиться нужного зазора

отвертка

 

10.Завернуть контргайку

Ключ гаечный 19 мм

 

11.Отрегулировать зазоры в других клапанах механизма попарно ( согласно порядку

работы цилиндров)

Отвертка, ключ гаечный 19 мм

Коленчатый вал проворачивать на 1800 ( 6 отверстий моховика) походу вращения

Тема урока: «Диагностика и ремонт ходовой части легкового автомобиля»

Тип урока: Урок по изучению трудовых приемов и операций.

Цель урока: формирование практических навыков по диагностированию и ремонту ходовой части легкового автомобиля

Инструкционная карта

 «Диагностика ходовой части автомобиля ВАЗ -2107»

G:\P1110916.JPG

Проверка ступичных подшипников

G:\P1110918.JPG

Проверка шаровых опор

G:\P1110920.JPG

Проверка рулевой трапеции

G:\P1110921.JPG

Проверка саленблоков рычагов

G:\P1110922.JPG

Проверка втулок стабилизатора поперечной устойчивости

G:\P1110923.JPG

Проверка амортизаторов и пружин

Передняя подвеска

Задняя подвеска

G:\P1110924.JPG

Проверяем подшипник полуоси

G:\P1110925.JPG

Проверка резиновых втулок продольных тяг

G:\P1110927.JPG

Проверка резиновых втулок поперечной тяги

G:\P1110928.JPG

Проверка амортизаторов

G:\P1110929.JPG

Проверка пружин

G:\P1110930.JPG

Проверка хвостовика заднего моста

Карта выполненных работ по практическому заданию

Выполнил обучающийся группы № _____

Ф.И.О.______________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Работу принял мастер п/о Максимов Н.С.__________

Отметки мастера о выполнении задания

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мастер п/о __________

Инструкционно-технологические карта

«Снятие и разборка главной передачи, определение технического состояния ее деталей, сборка»

Цель: Сформировать у учащихся умения: снимать главную передачу с корпуса заднего моста; разбираться в принципе ее действия, в контроле технического состояния, разборке и сборке; правильно организовать свое рабочее место; соблюдать технику безопасности.

Объект выполнения: мастерская монтажно-демонтажных работ.

Инструменты: наборы: ключи рожковые и торцовые; набор отверток; монтажный инструмент.

Приспособления: монтажно-демонтажный стол, тиски.

Порядок выполнения

Инструкционные указания

1. Отвернуть болты крепления главной передачи от корпуса ведущего моста.

Откручивание болтов произвести рожковыми ключами на 22-24 мм.

2. Снять главную передачу.

При помощи монтажного инструмента.

3. Проследить принцип действия главной передачи. Проверить зазоры.

При проверке зазора использовать таблицу №1.

4. Разобрать главную передачу:

  • открутить флянец;
  • снять с вала ведущей конической шестерни;
  • открутить обе крышки;
  • открутить корпус первой ступени, регулировочные гайки;
  • корпус второй ступени;
  • болты ведомой цилиндрической шестерни второй ступени, болты конической шестерни;
  • снять шестерни.

Разборка и сборка главной передачи производится торцовыми и рожковыми ключами от 17 до 32 мм при помощи тисков.

5. Произвести контроль технического состояния деталей главной передачи.

6. Собрать главную передачу.

Сборка главной передачи производится в обратной последовательности.

7. Отрегулировать зазоры.

Регулировка зазоров производится при помощи отверток.

8. Установить главную передачу на корпус ведущего моста.

C:\Users\0360~1\AppData\Local\Temp\FineReader10\media\image3.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебной практике ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта"

В рабочей программе представлено сожержание учебной практики по пргофессии "Автомеханик". Расчет часов на весь курс обучения....

Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Методические рекомендации по прохождению производственной практики ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. Для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «Автомеханик»...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Методическое пособие по учебной практике по профессиональному модулю ПМ 01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта для обучающихся по профессии СПО 23.01.03 «А...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной практики УП.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 23.02.03 «Техническое...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта

Рабочая программа учебной практики (далее программа) - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС СПО по профессии    23.01.03 ...

Методическое пособие Разработка урока учебной практики ПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения» Тема программы: №3«Разметка плоских поверхностей -6 ч»

Методическое пособие Разработка урока учебной практикиПМ.01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» УП.01.01 Учебная практика «Слесарное дело и технические измерения»...

Рабочая программа учебной практики ПМ 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной практики ПМ. 01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик  для студентов ГБПОУ МСМТ...