Методика проведения современного лабораторно-практического занятия по дисциплине «Устройство автомобиля»
статья

Марков Александр Владимирович

В данной работе рассмотрена методика проведения современного лабораторно-практического занятия по дисциплине "Устройство автомобиля". Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Основная часть включает в себя подразделы: сущность понятия –лабораторно-практическое занятие; специфика планирования, подготовки и проведения лабораторно-практических занятий; организация и проведение лабораторно-практических занятий по дисциплине «Устройство автомобилей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

Содержание .

1.Введение______________________________________________________ 3.

2.Основная часть_________________________________________________5.

2.1.Сущность понятия –лабораторно-практическое занятие_____________ 5.

2.2.Специфика планирования, подготовки и проведения лабораторно-практических занятий_____________________________________________ 7.

2.3.Организация и проведение лабораторно-практических занятий по дисциплине «Устройство автомобилей»_____________________________ 14.

3.Заключение____________________________________________________20.

4.Список используемой литературы_________________________________21.

1.Введение.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств, которые формируются в процессе непрерывной практической работы. А навыки, необходимые для будущей профессии, приобретаются в процессе практических занятий. Это и подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их изменений в ближайшем будущем. Качество подготовки рабочих в учреждении начального профессионального образования зависит от множества факторов: материально-технических условий, экономических стимулов, личностных качеств педагогов, их профессиональной компетентности,  организационной культуры в педагогическом коллективе и т.д. Среди этих факторов важное место занимает учебное занятие - основная форма организации педагогического процесса в учреждении начального и среднего профессионального образования. Педагогической теорией и особенно практикой разработано множество видов организации учебного занятия. Их зарождение идет от потребности субъектов образовательного процесса, требований, которые предъявляются к качеству подготовки обучающихся.В настоящее время в контексте ФГОС  начального профессионального образования нового поколения  результатом образовательного процесса названы общие и профессиональные компетенции.  Реализация данной задачи потребует от образовательного учреждения новых подходов организации образовательного процесса, призванных формировать компетенции, осознанные умения и функциональные знания. В литературных источниках функциональность знаний определяется целенаправленным формированием деятельностных характеристик предметных знаний  в процессе обучения, а осознанность умений соотносится с умениями переноса обобщенных основ учебно-познавательной деятельности на будущую профессиональную деятельность в конкретных ситуациях. В связи с этим появляется необходимость ориентации педагогических работников на педагогические процессы, организованные на деятельно-компетентностной  основе.

Эффективными видами учебных занятий, в которых доминирует практическая деятельность обучающихся, осуществляемая на основе специально разработанных заданий в условиях лаборатории или специально оборудованного кабинета, являются лабораторные и практические занятия. Качество организации лабораторных и практических занятий является одним из основных условий формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Целью данной работы является  - методика проведения современного  лабораторно-практического занятия по дисциплине «Устройство автомобиля».

2. Основная часть.

2.1.Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»

В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В. Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не увидев самой практики и не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И. Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение, предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных (лабораторных) методов познания.

В чем заключается сущность лабораторно-практических работ как метода обучения? Лабораторно-практическая работа - это такой метод обучения, при котором студенты под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.

Проведение лабораторно-практических работ с целью осмысления нового учебного материала включает в себя следующие методические приемы:

- постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;

- определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;

- непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;

- подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.

Изложенное показывает, что лабораторно-практические работы как метод обучения во многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются в дидактике. Они пробуждают у студентов глубокий интерес к окружающей природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторно-практические работы способствуют ознакомлению студентов с научными основами современного производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.

Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.

Заглянуть в глубь человеческого сознания, понять возможности человека, умственные, физические, психические пределы, понять основы творческих озарений и достижений, корни гениальности, истоки вдохновения - вот задачи, которые предстоит решать психологу, ученому, педагогу и многим, многим другим.

Как же воспитать студентов, будущую научную и творческую молодежь в бурном потоке знаний, где в борьбе со старым утверждается новое?

Необходимо, на наш взгляд, с малых лет воспитывать в молодом поколении осознание постоянного развития науки, техники, культуры и прочее, предрекая ему возможность собственного участия в этом диалектическом процессе; приучать искать необычные нестандартные решения проблем, чтобы подготовить его к самостоятельному и вечному поиску нового.

Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает преподаватель технологии и технического творчества. Но преподаватель должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества студента.

Поэтому преподаватель должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.

Задача подготовки такого учителя актуальна во все времена, а тем более в наше время, когда «мировое сообщество своими действиями демонстрирует возрастающий интерес к технологическому образованию, готовящему человека к выполнению новых функциональных производственных требований - реализации творческих задач через появление способности и умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу».

Каким же, в таком случае, должен быть преподаватель?

Во-первых, на наш взгляд, во всех видах занятий он должен ставить наряду с техническими задачами, бесспорно, педагогические и профориентированные, каждый раз укрепляя студента в правильности выбора профессии, в стремлении к постоянному совершенствованию, расширению кругозора, накоплению знаний, желанию поделиться ими со студентами, разделить с ними радость творческого успеха.

Во-вторых, определяющим фактором повышения технологической культуры студента является содержательная составляющая педагогической деятельности преподавателя, включающая новинки в науке и технике. Формы могут быть различные: пятиминутка на лекции, факультативные беседы, диспуты, реферативный обзор студентами технических журналов. Но, с другой стороны, сколь бы ни были насыщенными новинками технологии лекции преподавателя без сотрудничества со студентами эффекта ожидать не приходится.

2.2.Специфика планирования, подготовки и проведения лабораторно- практических занятий.

Специальные дисциплины - это основополагающие дисциплины специальности, именно на них происходит становление студента как будущего специалиста. По этой причине подготовка к занятиям по таким дисциплинам имеет ряд особенностей.

План занятия разрабатывается на основе ранее составленного перспективно-тематического плана. В широком смысле - нужно готовиться не к конкретному занятию, а к системе занятий. Успех дела решает не эпизодическая подготовка к тому или иному занятию, а система работы преподавателя, которая включает:

- регулярные занятия по преподаваемой дисциплине;

- систематическое изучение актуальных вопросов педагогики, психологии, частной методики;

- углубленное изучение путей тесной связи теории и практики;

- ознакомление с важнейшими достижениями науки и техники;

- самовоспитание.

Преподаватель должен выработать для себя систему работы, т.е. комплексное решение любого вопроса, которое осуществляется с учетом современных достижений науки и практики. Опыт передать нельзя. Его нужно изучать. Его невозможно внедрить. Его нужно спроектировать в конкретную педагогическую среду. Он создается в процессе творческого труда.

Изученный «чужой» опыт можно использовать в качестве «строительного материала» в процессе создания своей системы работы, своего опыта.

Процесс разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности преподавателя по управлению этим сложным процессом. Продумывая конструкцию занятия, преподаватель, безусловно, ориентируется на свой опыт преподавания, на собственное творческое видение будущего занятия, учитывает собственные педагогические возможности. Однако, такой подход к работе не всегда приводит к устойчивым положительным результатам, т.к. не учитывается опыт коллег, науки, педагогической практики. Поэтому преподавателю необходимо при разработке занятия пользоваться существующими методическими рекомендациями построения занятия по специальной дисциплине.

Обязательно нужно учитывать подготовленность студентов, наличие и состояние учебной, материальной и методической баз кабинета или лаборатории. Современное занятие состоится только тогда, когда оно заключает в себе элементы науки, передового педагогического опыта, с одной стороны, а с другой - элементы творческой, поисковой деятельности преподавателя. Хорошее занятие - результат многолетней творческой работы преподавателя по постоянному совершенствованию его структурных компонентов, содержания, организационных форм и методов развивающего обучения.

Процесс подготовки к занятиям можно условно разбить на два этапа: перспективный, включающий подготовку к учебному году, и текущий - подготовка к изучению определенной темы учебной программы и очередному уроку.

Подготовка преподавателя к новому учебному году включает подготовку учебного кабинета и разработку планирующей документации. Как правило, учебный кабинет подготавливают к новому учебному году по окончании предыдущего. Перед началом занятий проводят рабочее испытание всех технических средств обучения и контроля для определения их пригодности к эксплуатации, а также для восстановления умений и навыков их эксплуатации.

Лабораторные работы это проведение учащимися по заданию преподавателя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий и закрепляющий характер. Они могут проводиться не только в аудитории, но и за пределами учебного заведения (работа в лабораториях, измерения на местности). Для более наглядного и качественного обучения, в средних специальных учебных заведениях (или на их территориях) внедряются лаборатории и мастерские.

Общие требования к современному практическому занятию кратко можно сформулировать так:

- вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

- формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

- повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

- вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с технической и иной литературой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

- формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Эти требования условно можно поделить на четыре группы.

Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.

Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач. Реализовывать требования единства обучения, воспитания и развития путем тесной связи теории с практикой, обучения с жизнью, с применением знаний в различных жизненных ситуациях. Необходимо осуществлять систематический контроль за качеством усвоения знаний, навыков и умений и коррекцию их учебных усилий. Постоянное получение обратной связи позволяет влиять на ход учебного процесса, корригировать его. При обнаружении пробелов в знаниях нужно анализировать их причины и находить пути их устранения. Приучать учащихся к самостоятельности и самоконтролю в процессе самостоятельной познавательной деятельности. Постоянное привлечение учащихся к активной познавательной деятельности и выполнению практических заданий на уроке способствует закреплению знаний, навыков и умений.

Психологические требования. Преподаватель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования. Воля и характер педагога проявляются на уроке во всей его деятельности. Особенно ценится учениками его требовательность в сочетании со справедливостью и доброжелательностью, уважением и педагогическим тактом.

Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима в лаборатории, надлежащих норм освещения. Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.

Для максимальной заинтересованности студентов необходимо усилить мотивационный эффект при проведении практических занятий. Побудительным началом активной мыслительной и практической деятельности должно быть не принуждение к активности, а желание обучающегося решить проблему. Только в этом случае активность будет мотивированной и продуктивной. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получишь оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, станешь «крутым» профессионалом, сможешь достичь чего-либо). Одним из эффективных мотивационных механизмов повышения мыслительной активности обучаемого является игровой характер учебно-познавательной деятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованность внешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.

Рассмотрим условия способствующие развитию познавательного интереса у студентов технических специальностей:

- развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

- для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

- чем больше новый материал связан с усвоенными раньше знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у студента ранее, также способствует повышению интереса к новому материалу.

- ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

При проведении лабораторно-практических работ важным является привлечение возможно большего числа органов чувств учащихся: слуха, зрения, осязания, обоняния. Многоканальность поступления информации обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. Необходимо также учитывать, что ученики имеют свои индивидуальные доминирующие каналы восприятия: чаще информация усваивается через орган зрения (визуальный канал), реже у подростков в восприятии доминирует слух (аудиальный канал), у некоторых преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, манипулирование с предметами). Именно поэтому новые термины нужно не только внятно произносить, но и записывать в тетради.

Не следует забывать о психологической атмосфере лабораторно-практического занятия: необходимости поддержания позитивной психологической атмосферы урока, выбора демократического стиля педагогического взаимодействия.

При изучении каждой новой темы, необходимо проанализировать её специфику, и выбрать вид обучения, для лабораторно-практических работ по данной теме. Это связанно с тем, что, к сожалению, очень трудно добыть достаточный объем учебного материала, чтобы обеспечить 100% занятость студентами одними и теми же элементами изучаемой темы (Например, тяжело предоставить каждому студенту отдельный двигатель внутреннего сгорания).

В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяются на : фронтальные, групповые и индивидуальные.

При фронтальном обучении преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью всей группы (подгруппы), работающей над единой задачей. Данную форму можно использовать, когда количество элементов темы (например, карбюраторы) в лаборатории достаточно, чтобы оснастить ими каждого. Преподаватель организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Результативность занятия повышается, если преподавателю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность студентов. Однако фронтальная работа не учитывает их индивидуальных различий, она ориентирована на среднего ученика. Поэтому одни учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие изнывают от скуки.

При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно- групповые и дифференцированно- групповые.

Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперировано - групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и одним уровнем сформированности учебных умений и навыков.

К групповым формам относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно, через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся. Данная форма наиболее распространена на занятиях по «автомобилям», так как обеспечивает полную и соответствующую оснащению лаборатории занятость студентов. К тому же бригадная форма позволяет внедрить принцип всестороннего обучения, когда учащийся может изучать тему не только по учебнику и словам преподавателя, а и по опыту других студентов, с которыми он работает в бригаде.

Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное преподавателем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки (например, точек смазки двигателя). Если преподаватель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму обучения называют индивидуально-групповой.

Рассмотренные организационные формы обучения являются общими: они применяются как самостоятельные и как элемент лабораторно-практических, семинара и других занятий.

Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

- класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку,

- организация выполнения задания осуществляется классом и отдельными группами под руководством преподавателя,

- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности,

- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

2.3. Организация и проведение лабораторно- практических занятий по дисциплине  «Устройство автомобиля».

На теоретических занятиях должны использоваться детали, сборочные единицы, приборы, агрегаты. Изучение работы агрегатов, механизмов и приборов сопровождается показом на моделях и агрегатах. При необходимости следует использовать схемы, плакаты, транспаранты, слайды, диафильмы, кинофильмы и видео фильмы. В процессе изучения учебного материала необходимо систематически привлекать учащихся к самостоятельной работе с научно-технической и справочной литературой, практиковать проведение семинаров.

При изучении предмета «Устройство автомобиля» можно рекомендовать такую последовательность:

- назначение конкретной машины,

- элементы (рабочие органы) машин, предназначенные для реализации технологического процесса,

- расположение и крепление изучаемых органов,

- принципиальные схемы устройства и действия отдельных рабочих органов и машины в целом,

- технологические регулировки,

- возможные технологические и технические неисправности, их признаки, методы выявления, как неисправностей, так и причин, их вызывающих; способы устранения неисправностей и их причин,

- правила технического обслуживания и условия длительной и бесперебойной работы машин,

- экономические и экологические характеристики машины и технологического процесса требования безопасности труда.

Лабораторно-практические занятия по предмету «Устройство автомобиля» проводятся в специально оборудованных лабораториях, где помимо комплектных автомобилей должны находиться и их сборочные единицы.

При организации проведения лабораторно-практических занятий по предмету «Устройство автомобиля» следует соблюдать последовательность выполнения заданий:

-полная и частичная разборка машины или сборочной единицы

-изучение взаимодействия деталей, условий составляющих частей и сборочных единиц машины, их смазывание и охлаждение

-изучение технологических и эксплуатационных регулировок, технологических схем работы

-изучение содержания технических обслуживаний, обеспечивающих нормальную работу сборочных единиц в процессе их эксплуатации

-изучение возможных эксплуатационных неисправностей и способов их устранения

-сборка составных частей и машины в целом.

Степень полноты разборки учебных сборочных единиц в каждом задании определяется необходимостью создания оптимальных условий для достижения учебных целей и должны быть отражены в инструктивно-технологических картах. В тех случаях, когда монтажные работы трудоемки, времени для изучения устройства и принципа работы механизма или системы может оказаться недостаточно, рекомендуется иметь на рабочих местах частично разобранные и подготовленные для изучения сборочные единицы.

Практические занятия по дисциплине «Устройство автомобиля» проводятся в специализированной лаборатории. Особенностью данной лаборатории является достаточное оснащение инструментом и учебными макетами для изучения любой темы курса. Однако есть и недостатки: темы, в которых необходимо работать с крупными агрегатами, такими как подвеска автомобиля, двигатели, кузов автомобиля, не позволяют занять одновременно всех студентов находящихся в лаборатории по теме одного занятия. Поэтому такие темы наиболее рационально совмещать с темами близкими по теме, но не такими трудоемкими.

Рассмотрим, в качестве примера, планирование практического занятия по теме «Системы двигателя».

Проведение практического занятия должно быть согласовано по тематическому плану дисциплины, сразу после объяснения данной темы, или максимум через одну - две темы (которые являются только лишь углублением данной). В лаборатории имеется два учебных макета двигателей внутреннего сгорания, на которых одновременно могут работать только 6 человек, при этом они займут около 50% всей площади лаборатории, и 65 - 70% всего слесарного инструмента. В среднем подгруппа состоит из 12 студентов. Это означает, что оставшихся необходимо распределить так, чтобы им и досталась полезная площадь лаборатории и инструмент с которым они могли бы работать.

Наиболее рационально проводить практическое занятие по данной теме, и одновременно по смежным темам: «Трансмиссия», которая позволяет занять трёх студентов, 30% площади учебной лаборатории и 10% инструмента, и «Система питания двигателя внутреннего сгорания», которая позволит занять еще трёх студентов, 15-20% полезной площади лаборатории и 15-20% инструмента.

Эта тема - одна из самых сложных в планировании учебного занятия. Проблема заключается в том, что каждая из этих тем занимает различное время при выполнении. И самое сложное при проведении данного занятия - это соблюсти следующие условия:

- студенты должны быть заняты в течение всего учебного занятия.

- у каждого должен быть инструмент, и рабочее место.

- студент должен быть знаком методом правильной работы с тем макетом, на котором он работает.

- студент должен четко представлять себе правила техники безопасности при работе с данными агрегатами и деталями.

- все студенты должны работать в одном ритме: начинать и заканчивать выполнение работы в одно  время.

Данное занятие осложняется еще и тем, что все эти темы различны по продолжительности выполнения.

Рассмотрим работу студентов на этом занятии более подробно.

Для выполнения работы по теме «Системы двигателя» на каждом из двух ДВС работают по три человека. Здесь используется бригадная форма обучения. Бригада - временная группа учащихся, различных по своим знаниям и способностям. Бригадир (назначается преподавателем) - отвечает за качество и организацию работы. Так как тема большая, и занимает несколько академических часов, то в роли бригадира успеет побывать каждый студент в подгруппе. Распределение внутри бригады осуществляется добровольно, при условии, что каждый студент хотя бы один раз выполнит все работы на макете ДВС (сборка, разборка, настройка).

Данная структура занятия позволяет:

- закрепить у студентов сознательные, глубокие и прочные знания по теме;

- сформировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие их будущему становлению как профессионала в своей области;

- повышать воспитательный эффект обучения на занятии, повышать личностную ответственность за выполняемую работу, как свою, так и своей бригады;

- осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

- вырабатывать умения самостоятельно учиться на своих ошибках и ошибках товарищей, приобретать и углублять или пополнять практические знания и навыки;

- формировать у студентов положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению;

- повысить личную заинтересованность у студентов в выполнении каждого вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы им необходимо сдать на проверку отчет о выполненной работе на ДВС (по форме тетради-отчета).

Для выполнения работы по теме «Кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы» каждому из трёх студентов, выполняющих данную работу, выделяется индивидуальное рабочее место, таким образом, чтобы не мешать другим, выполнять свою работу. Работы выполняются индивидуальным инструментом, данный вид работ это позволяет. Но тут есть особенность: деталей в КШМ много, а работу необходимо уместить в небольшое количество часов. Поэтому для выполнения данной работы выбирается две или три детали (например, поршневая группа или шатунная группа), которые в общей сложности по времени выполнения как раз уложатся в стандартную учебную пару. Особенностью этого задания является индивидуальное обучение учащихся. Оно не предполагает их непосредственного контакта с другими студентами. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы заданий. Каждый студент работает с минимальным количеством инструмента, поскольку данный вид работ не предполагает разнообразия технологической оснастки.

При выполнении этой работы, данная форма обучения позволяет:

- студент осознает личную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую оценку,

- организация выполнения задания позволяет студенту проявить индивидуальные качества, повысить себя как профессионала в глазах своих сокурсников и преподавателя,

- более подробно и тщательно изучить структуру учебной темы, осмыслить и выработать навык работы с объектом темы,

- повысить личную заинтересованность у студента в выполнении каждого вида работ, поскольку в качестве самостоятельной работы ему необходимо сдать на проверку отчет о выполненной работе (по форме тетради-отчета).

При выполнении работы по теме «Системы питания бензиновых, газовых и дизельных двигателей» используется две организационной формы: индивидуальная и бригадная. Бригада (2 человека) - выполняет более сложную и трудоемкую работу, например изучение топливного насоса высокого давления, это занимает около 80% учебного времени, и затем настройку данного агрегата, что позволит занять бригаду на полную пару. Студенты, участвующие в бригаде по ходу занятия меняются обязанностями. Студент, работающий по индивидуальной форме, в данной теме работает с мелкими частями системы: форсунками, секциями, автоматической муфтой опережения впрыска топлива и всережимным регулятором. Большое количество единиц темы объясняется их малой трудоемкостью.

3. Заключение.

         Подготовка преподавателя к учебному занятию охватывает огромное количество элементов педагогического мастерства. Это сложный процесс, требующий от педагога огромного количества знаний и умений, хороших личностных и профессиональных качеств, умения удерживать внимание студентов, и анализировать ситуации. Педагог в процессе проведения занятий учится общаться с аудиторией, а студенты учатся воспринимать знания. Это обоюдовыгодный процесс, обе стороны которого в период общения постоянно самосовершенствуются.

Для наиболее продуктивного и сознательного диалога, в процессе обучения, преподаватель должен использовать опыт накопленный поколениями, и оптимизировать его для применения при проведении конкретного занятия. Формы и методы обучения - это база, от которых необходимо отталкиваться при проектировании своего занятия. Правильный выбор формы обучения - это залог успешного проведения занятия. Выбор и обоснование применения определенной формы обучения зависит от темы занятия, его сложности, опыта преподавателя, и способностей учащихся. Этот выбор повлияет как на знания студентов, так и на эффективность всего обучения в целом. Каждый из методов обучения отличается сочетанием деятельности преподавателя и студентов, а также способами их деятельности. Это не классификация методов, а их номенклатура, выступающая как систематизация всего многообразия приемов обучения применяемых в профессиональных учебных заведениях.

Деятельность преподавателя в среднем специальном учебном заведении - это особенная ниша педагогического мастерства: возраст учащихся, и специфика специальностей здесь играют не последнюю роль. При проектировании занятий всегда следует учитывать этот момент. Самый оптимальный способ - это подача материала в игровой форме. Это позволяет максимально заинтересовать студентов и развить в них способности к адекватному восприятию информации, анализу своей и посторонней деятельности и формированию их личности. Так же необходимо развивать чувство профессионализма, так как эти учебные заведения - это первый шаг в самостоятельной жизни учащихся. Эта та ступень их образования, которая формирует в студентах характер, дает им цели и ориентировки в жизни, закладывает основы их будущего профессионализма и желания достигать поставленных целей.

4. Список используемой литературы

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Бабанский Ю.К.: Учебник. - М.: «АСВ», 2008. - 227 с.

2. Баев С.Я. Дидактические основы системы методов теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах / Баев С.Я. - СПб.: Лань, 2008. - 208с.

3. Беляева А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Беляева А.П. - СПб.: Лань, 2008. - 208с.

4. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / Беспалько В.П. Учебник. - М.: Гардарика, 2008. - 368 с.

5. Боголюбов В.И. Профессиональное обучение / Боголюбов В.И. // Педагогика. - 2009. - №13. - с. 14-19

6. Железнякова О.М. Профессиональное обучение: технологический аспект / Железнякова О.М. Учебник. - М.: Инфра - М, 2008. - 664 с.

7. Кларин М.В. Педагогическая технология / Кларин М.В. Учебник. - М.: Академический проект, 2007. - 731 с.

8. Крикунова Т.К. Практическая педагогика: Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении / Крикунова Т.К.: Учебник. - М.: Гардарика, 2009. - 225 с.

9. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования / Левина М.М.: Учебник. - М: Велби, 2007. - 480 с.

10. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования / Лейбович А.Н. - М.: Инфра - М, 2008. - 406 с.

11. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования / Морева Н.А.: Учебник. - М.: «АСВ», 2008. - 227 с.

12. Морева Н.А. Технологии профессионального образования / Морева Н.А.: Учебник. - М.: Просвещение, 2008. - 175 с.

13. Педагогика: Теории, системы, технологии: Учебник / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов [и др]. - М.: Эксмо - Пресс, 2006. - 560 с.

14. Петухов М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / Петухов М.А. - М.: Вузовский учебник, 2009. - 313 с.

15. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Самоукина Н.В.: Учебник. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007. - 640 с.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. / Селевко Г.К. - М.: Просвещение, 2009. - 215 с.

17. Семушина Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Семушина Л.Г.: Учеб.пособие для преп. учреждений сред. проф. образования. - М.: Инфра - М, 2008. - 406 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по курсу «Устройство автомобиля и правила дорожного движения»

Проезд перекрестков очень сложен, ведь приходится за несколько секунд определить, кто из водителей должен проехать перекресток первым, а кто уступить дорогу. При решении билетов, вопросов по проезду п...

Словарь терминов и персоналий по дисциплине «Устройство автомобилей»

Словарь терминов и персоналий по дисциплине по дисциплине "Устройство автомобилей" , а также имена известных создателей транспортных средств....

Внедрение информационно-коммуникационных технологий на занятиях по МДК «Устройство автомобилей»

Внедрение информационно-коммуникационных  технологий на занятиях по МДК "Устройство автомобилей"...

Методическое пособие по выполнению лабораторных работ дисциплины «Устройство автомобилей»

Методическое пособие по выполнению лабораторных работ дисциплины «Устройство автомобиля».Методическое пособие выполнено в помощь студентам при выполнении лабораторных работ дисциплины &laq...

Практические занятия для дисциплины «Устройство автомобилей»

Данное пособие содержат комплекс практических занятий....

417 группа. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» для реализации с применением дистанционных образовательных технологий

Комитет по образованиюГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж» УТВЕРЖДАЮЗам. директора по УМР__________________ Л.Л. Богатская «___»____________ 201__г....

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» для реализации с применением дистанционных образовательных технологий 417 Группа

Комитет по образованиюГБПОУ «Санкт-Петербургский технический колледж» УТВЕРЖДАЮЗам. директора по УМР__________________ Л.Л. Богатская «___»____________ 201__г....