«Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима в годы Великой Отечественной войны».
классный час

Сницарева Нина Викторовна
Тема внеклассного мероприятия: 
«Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима 
в годы Великой Отечественной войны».
 
Цель мероприятия – Воспитание чувства гордости,  ответственности, уважения  к  своей будущей  профессии через формирование общих компетенций.
 
Воспитательные задачи  внеклассного мероприятия:
1. Развивать интерес к профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте.
2. Воспитывать у студентов чувства самостоятельности и ответственности.
3.Приобщать к увлекательному процессу поиска информации, вызывать положительные эмоции.
4. Воспитывать чувство патриотизма.
5. Познакомить с судьбами и деятельностью  железнодорожников, внесших   вклад в победу над фашизмом.
 
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением  полученных профессиональных знаний (для юношей).
Форма проведения: устный журнал. 
Межпредметные связи: история, литература, специальные дисциплины по профессии «Машинист  локомотива».
Оборудование: мультимедиа, презентация «Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима в годы Великой Отечественной войны», видеофрагмент «Железнодорожный транспорт в годы Великой отечественной войны», аудиозапись «Марш (Солдаты в путь)», аудиозапись «Вставай страна огромная», выставка книг о железнодорожном транспорте, железнодорожниках, письма с фронта, паровоз из музея, подсвечники со свечами, гвоздики.
Группа: МЛ-16-107 по  профессии «Машинист  локомотива».
Дата: 29 марта 2017 года.
 
План проведения мероприятия:
1) Вступительное слово мастера п/о.
2) Историческая справка студентов группы МЛ – 16 – 107: Трубина Александра, Суринова Андрея.
3) Видеофрагмент  «Железнодорожный транспорт в годы Великой отечественной войны».
4) Роль училища в годы Великой отечественной войны: Мелентьев Даниил.
5) Выпускник в годы Великой отечественной войны: Нестеров Вячеслав.
6) Подведение итогов: кроссворд, синквейн. 
7) Рефлексия. 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима в

годы Великой Отечественной войны».

Цель мероприятия воспитание чувства гордости,  ответственности, уважения  к  своей будущей  профессии через формирование общих компетенций.

Воспитательные задачи  внеклассного мероприятия:

  1. развивать интерес к профессиональной деятельности на железнодорожном транспорте;
  2. воспитывать у студентов чувства самостоятельности и ответственности;
  3. приобщать к увлекательному процессу поиска информации, вызывать положительные эмоции;
  4. воспитывать чувство патриотизма;
  5. познакомить с судьбами и деятельностью  железнодорожников, внесших вклад в победу над фашизмом.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением  полученных профессиональных знаний (для юношей).

Форма проведения: устный журнал. 

Межпредметные связи: история, литература, специальные дисциплины по профессии «Машинист  локомотива».

Оборудование: мультимедиа, презентация «Роль железной дороги, железнодорожников, выпускников ФЗУ № 1 г. Зима в годы Великой Отечественной войны», видеофрагмент «Железнодорожный транспорт в годы Великой отечественной войны», аудиозапись «Марш (Солдаты в путь)», аудиозапись «Вставай страна огромная», выставка книг о железнодорожном транспорте, железнодорожниках, письма с фронта, паровоз из музея, подсвечники со свечами, гвоздики.

Ход мероприятия

 

«Тишина в сорок первом году»

Помню навек поезда проходящие,
Бурю железную, грохота шквал,—
Так ощутима любому смотрящему
Боль будто вдвое сжимаемых шпал.
Все заглушая, опять с новобранцами
Катится гром двухминутной длины.
Поезд уйдет и оставит на станции
Целый вагон тишины.

Леонид Хаустов

I. Организационный момент. Слайд № 1

II. Мотивация познавательной деятельности.

Суринов Андрей:

Слайд № 2

Стихотворение Надежды Тумановой  «Железная дорога» под звуки песни Марш солдат.

Огромна наша Родина - Россия:

Из края в край   раскинулись поля

И нет страны   чудесней и красивей-

Чем наша необъятная земля!

 

Сажусь на  скорый поезд  на вокзале,

А за окном мелькают города,

Озёра, реки, горы показались

Наверное, вот так было всегда?

Так год за годом, с самого начала.

Добраться вмиг  до города любого

Железная дорога помогала-

И не было пути ещё другого!

Мастер п/о:  - Ребята, а что такое железная дорога?

Профессия железнодорожник имеет историю своего возникновения. Императора Николая I считают основоположником железнодорожного дела. Ведь именно во время его правления в 1837 году была открыта первая железная дорога от Царского Села до Санкт-Петербурга. Таким образом, царская прихоть стала толчком для развития всего железнодорожного транспорта.

- Ребята, вы будущие машинисты. Скажите, в чем сложность вашей профессии? Какую ответственность она предполагает?

В вашей профессии есть определенные риски. Обычно работа железнодорожника проходит в сложных условиях: при любой погоде, в любое время суток. Не важно – дождь, снег, ночь – железнодорожник должен производить свою работу. Поэтому ваша работа напрямую связана с безопасностью многих людей. Сегодня мы поговорим о ваших коллегах, которые не щадили себя в борьбе с врагом.

III. Актуализация опорных знаний. Фронтальный опрос.

Слайд № 3

Вопросы к группе:

1. Какое историческое событие, изменившее жизнь нашей страны, произошло в XX веке?

2. Какие сражения, битвы произошли в ходе Великой Отечественной войны?

3. Перечислите героев Великой Отечественной войны, полководцев.

4. А как вы думаете, какую роль в войне сыграла железная дорога?

IV. Сообщение темы и цели мероприятия. 

Мастер п/о:  

Сегодня мы с вами узнаем, что же сделали железнодорожники в годы войны. И не просто узнаем, в чем заключается подвиг железнодорожников, но и познакомимся выпускниками ФЗУ № 1 г. Зима, внесшими вклад в Великую Победу.

Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. Великая Отечественная война во многом усложнила и изменила задачи, стоящие перед железнодорожным транспортом. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший комплекс. Началом и решающим шагом этой перестройки явился перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Наркомата Путей Сообщения уже в первые дни войны. Он предусматривал быстрое продвижение в первую очередь воинских эшелонов и особенно грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

А началось все 22 июня 1941 года!

V. Основная часть внеклассного мероприятия.

Трубин Александр:

Слайд № 4

Леонид Хаустов «Тишина в сорок первом году» под звуки песня «Вставай, страна огромная».

Помню навек поезда проходящие,
Бурю железную, грохота шквал,—
Так ощутима любому смотрящему
Боль будто вдвое сжимаемых шпал.
Все заглушая, опять с новобранцами
Катится гром двухминутной длины.
Поезд уйдет и оставит на станции
Целый вагон тишины.

Суринов Андрей:

Слайд № 5

На стальные магистрали СССР в 1941-1945 гг. пришлась подавляющая часть грузооборота в стране — свыше 80 процентов, в том числе до 70,5 процента выполненных воинских перевозок.

К 22 июня 1941 года в состав железнодорожных войск, подчиненных Управлению военных сообщений перед войной входило: 8 управлений железнодорожных бригад, 8 отдельных железнодорожных полков, 14 отдельных восстановительных железнодорожных батальонов, 4 отдельных мостовых железнодорожных батальонов, 1 отдельный мостовой железнодорожный полк, 2 отдельных строительно-восстановительных полков, 1 узкоколейный железнодорожный полк, 1 эксплуатационный железнодорожный полк, 1 отдельный эксплуатационный железнодорожный батальон, 1 отдельная эксплуатационная рота, 8 отдельных рот механизации железнодорожных работ, 2 центральных железнодорожных парков, 1 центральный железнодорожный полигон и Ленинградское училище Военных Сообщений имени М.В. Фрунзе.

Общая численность железнодорожных войск к началу Великой Отечественной войны составила 97 277 человек.

Трубин Александр:

Все крупнейшие операции Великой Отечественной войны были неразрывно связаны с широким использованием железнодорожного транспорта, который был обязан по решениям Ставки Верховного Главнокомандования своевременно, а зачастую и в крайне предельные сроки обеспечивать перевозками на направлениях этих операций крупные войсковые группировки и потребные фронтам средства усиления.

Всего за годы Великой Отечественной войны объем воинских перевозок на железных дорогах составил невиданные в истории войн размеры — более 19,7.млн. вагонов (или 444213 поездов). Если бы все воинские грузы погрузить в четырехосные вагоны, то состав из таких вагонов опоясал бы земной шар по экватору свыше шести раз.

Необходимым условием бесперебойной работы железнодорожного транспорта явилась героическая деятельность воинов железнодорожных войск. Без их самоотверженного труда он не справился бы со своими задачами, не выдержал бы того гигантского напряжения, которое выпало на его долю в 1941-1945 гг.

Война потребовала огромных усилий по восстановлению железных дорог. На территории СССР гитлеровцы вывели 26 из 54 железных дорог довоенной сети и частично повредили 8 магистралей, разрушив 65 000 км пути, 13 тысяч мостов общей протяженностью около 300 км, 4100 станций, 2436 вокзалов, 317 паровозных депо и много других железнодорожных объектов и устройств.

Суринов Андрей:

Кроме того, фашисты уничтожили или угнали с территории СССР большое количество паровозов и вагонов. Транспорт любой другой страны после таких неисчислимых потерь и разрушений оказался бы неизбежно парализованным. Но железнодорожный транспорт СССР не только выдержал этот удар, но и в ходе войны неуклонно наращивал свою мощь, интенсивность и размеры перевозок.

Готовя вооруженное нападение на Советский Союз, фашистское командование в числе других благоприятных факторов на пути к молниеносной победе рассчитывало и на слабость транспортной системы нашей страны, особенно на неподготовленность железнодорожной сети, надеясь, что она не сможет обеспечить огромные масштабы перевозок в современной войне.

В первые месяцы войны одна из германских газет писала: «С начала военных действий на Восточном фронте германская авиация нанесла сильный ущерб большому количеству железнодорожных линий и подвижных составов. Она продолжает громить пути, ведущие к фронту, и уничтожить составы. Таким образом, положение советских железных дорог очень ненадежное до 1941 года, скоро станет совершенно безвыходным».

Однако очень скоро враг убедился, как он жестоко просчитался. Несмотря на то, что фашистская авиация с июля по декабрь 1941 года совершала на наши железные дороги в среднем ежесуточно до 33 налетов, воины-железнодорожники вместе с восстановителями спецформирований НКПС и работниками железных дорог быстро восстанавливали разрушенные участки, умело использовали имеющиеся возможности для пропуска поездов к фронту и в тыл.

Причем, военным восстановителям приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто с оружием в руках защищать стальные коммуникации и родную землю от врага.

Трубин Александр:

Таким образом, восстановление железных дорог в годы Великой Отечественной войны вслед за наступающими войсками заключалось в выполнении комплекса мероприятий и работ по восстановлению разрушенных или поврежденных железнодорожных устройств и сооружений или их замене (строительству новых) для возобновления движения поездов и обеспечения заданной пропускной способности железнодорожных направлений или участков.

Всего за годы Великой Отечественной войны личным составом железнодорожных войск и специальных формирований НКПС было восстановлено главных путей 81 332 км, вторых путей 6 901 км, станционных путей 29 041 км, стрелочных переводов 76 984. Кроме того было построено и восстановлено 2 720 км железных дорог узкой колеи, 73 456 км линий связи, 7 990 станций и разъездов, 2 345 пунктов водоснабжения и ряд других сооружений. Эти цифры говорят о гиганском труде, о невиданном героизме восстановителей железных дорог.

Суринов Андрей:

Высокую оценку нашему железнодорожному транспорту в 1941-1945 гг. дали союзники СССР по антигитлеровской коалиции.

Родина высоко оценила вклад военных железнодорожников в Победу. В годы Великой Отечественной войны 2 из них удостоены звания Героя Советского Союза и 26 — Героя Социалистического Труда. Более 401 тысячи воинов железнодорожных войск были награждены за самоотверженный труд в годы войны орденами и медалями. 21 соединение и часть, железнодорожных войск награждены орденами, одна из бригад за проявленный героизм, стойкость и отвагу преобразована в гвардейскую.

Вместе с военными железнодорожниками на фронте и в тылу активно действовали спецформирования НКПС (Народный  комиссариат путей сообщения), внесшие огромный вклад в Победу.

Трубин Александр:

В Советском Союзе, с его колоссальными расстояниями, 85 процентов всех грузов перевозится по железным дорогам. Легко себе представить, какое значение приобрела работа железнодорожников в дни Отечественной войны, когда железные дороги начали обслуживать величайший в истории фронт — от Баренцева моря до Чёрного протяжением свыше четырёх тысяч километров — и необъятный тыл, составляющий шестую часть мира.

Слайд № 6

Мастер п/о: Ребята, сейчас мы посмотрим Видеофрагмент  Железнодорожный транспорт в годы Великой отечественной войны». 

(5 мин. 34 сек).

Ответим на вопрос:

- Какие чувства вы испытываете, посмотрев это фрагмент?

Мастер п/о:

Многие славные страницы в летопись Великой Отечественной войны вписали зиминские железнодорожники учащиеся ФЗУ № 1. Они с честью выдержали трудные испытания, проявили мужество и героизм, сознание высокого патриотического долга перед Родиной. Для того чтобы железнодорожный транспорт справлялся с возросшими задачами, был введен график военного времени, переход на который осуществили на Восточно - Сибирской дороге в рекордно короткий срок. Зиминские железнодорожники учащиеся  стали работать под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!» 

Слайд № 7

Роль училища в годы Великой Отечественной войны (под музыку «Вставай страна огромная»).

Мелентьев Даниил:

Наше училище жило военным временем,  помогало делать ящики для снарядов, боеголовок, разные ключи для ремонта боевой техники, выполняя боевые и государственные заказы.

Несмотря на военное время среди учащихся продолжалась учеба и соревнования,   как среди училищ,  так и на областном уровне.

Николай Кириллович Кульчитский – директор, был умелым руководителем и организатором. Пользовался заслуженным авторитетом у учителей и учеников.

Наряду с подготовкой значительного числа квалифицированных рабочих, училища и школы ФЗУ № 1 внесли большой вклад в обеспечение фронта и тыла необходимой продукцией. В создание новых производственных мощностей. Особое значение придавалось выполнению в процессе производственного обучения государственных заказов оборонного значения. Согласно решению Государственного Комитета Обороны от 27 июля 1941 г. "О переключении учебно-производственной деятельности учебных заведений Трудовых резервов на выполнение военных заказов в учебных мастерских и на производстве", учащиеся принимали участие в изготовлении самолётов, танков, производстве металла, добыче угля.

Для учащихся был установлен 8-часовой рабочий день, но детям приходилось стоять за станком по 11-14 часов в сутки. Режим рабочей недели устанавливался непрерывный, отпуска, праздники, выходные дни отменялись. Нередко мальчишки спали  возле рабочего места, не имея сил дойти до дома или общежития.

Девушки – учащиеся железнодорожного училища во время прохождения практики самостоятельно работали помощниками машинистов паровозов. Выпускницы железнодорожного училища: Сивицкая, Силова, Хортулева, Шишкина, Новикова, Корза работали помощниками машинистов. Потапова, Лапшина, Финогенова – машинистами паровозов. Характерно отметить, что паровозы, на которых работали женщины, отличались чистотой.

Мастер п/о:

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ТРАНСПОРТА В ГОДЫ ВОВ:

  • Изучение вопросов организации работы транспорта в военных условиях; восстановления разрушенного хозяйства; военных дисциплин
  • Увеличение учебной недели с 36 до 42 часов
  • Обучение без отрыва от производства
  • Подготовка специалистов широкого профиля
  • К 1944 г. число обучающихся в высших и средних специальных учебных заведениях транспорта превысило довоенный уровень в 1,5 раза

Выпускник в годы Великой отечественной войны

Слайд № 8

Кравченко Вадим:

Тельных Владимир Дмитриевич - 1925 года рождения, выпускник ФЗУ № 1 г. Зима 1942 года по профессии помощник машиниста паровоза. После окончания ФЗУ № 1, работал на железной дороге станции Зима по своей специальности. А когда началась война Владимир Дмитриевич в числе 8870 человек зиминцев ушёл на фронт. Воевал на II Прибалтийском фронте. Получил сильное ранение, после которого был комиссован. О его боевых действиях говорят боевые  многочисленные награды на его груди.

Слайд № 9

Цыкунов Георгий Фёдорович – 1918 года рождения Заларинского района, село Мейеровка, выпускник ФЗУ № 1 г. Зима 1938 года по профессии помощник машиниста паровоза.  Война застала его по возвращению из отпуска г. Днепропетровска (УССР). После досмотра  документов в г. Москве, объявили  о мобилизации его в РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия). Возвращение домой в связи с военной ситуацией было отложено. Место пребывания город Смоленск, где ремонтировали локомотивы. Затем по приказу – эвакуация на Урал. 80 км были под бомбёжкой.

 3,5 года пробыл Георгий Фёдорович в прифронтовой зоне Западного и Северо – Западного фронтов, выполнял важные задания: подвозил боеприпасы, военные грузы к линии фронта, ремонт локомотивов.

После снятия блокады Ленинграда по приказу Верховного главнокомандующего Сталина Иосифа Виссарионовича был  переведён из Москвы в Ленинград. 

Георгий Фёдорович был направлен на Северо – Западный  фронт. Железнодорожные станции размещались в вагонах. Всё было разрушено в радиусе 250 км.

49 лет проработал Георгий Фёдорович  в училище, готовил высококвалифицированные кадры для  Восточно – Сибирской  железной дороги.  Многие его выпускники работали и работают на ответственных постах железнодорожного  транспорта. Он «Отличник профтехобразования»,  «Ветеран труда».

Слайд № 10

Кулеев Николай Ильич - 1921 года рождения Заларинского района, село Мейеровка, выпускник ФЗУ № 1 г. Зима 1939 года по профессии слесарь по ремонту вагонов. Награжден орденами «Отечественной войны II степени», «Красной звезды», медалью «За победу над Германией» в 1941 – 1945 гг.

VI. Подведение итогов.

а) Мастер п/о:

Слайд № 11

Железнодорожный транспорт с честью справился со своими задачами в годы Великой Отечественной войны. Советские железнодорожники внесли достойный вклад в победу над врагом, и Родина высоко оценила их ратные и трудовые подвиги, наградив тысячи военнослужащих, рабочих и служащих орденами и медалями Советского Союза. Лучшим из лучших было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Слайд № 12

Обратите внимание на слайд, где показана ведущая роль железнодорожного транспорта.

б) Мастер п/о:

Слайд № 13

Ребята, сейчас для проверки ваших знаний мы решим кроссворд и синквейн.

Кроссворд:

1С

Т

А

10Л

И

Н

2В

О

Й

Н

А

3Ж

У

К

О

В

4Ж

Е

Л

Е

З

Н

О

Д

О

Р

О

Ж

Н

И

К

5М

А

Г

И

С

Т

Р

А

Л

Ь

6П

О

Б

Е

Д

А

7Т

У

П

И

К

8Б

Е

Р

Л

И

Н

9С

В

Е

Т

О

Ф

О

Р

  1. Руководитель  Союза Советских Социалистических Республик с 1920-х годов до 1953 года.
  2. Составная  и решающая часть второй мировой ____________ 1939 — 1945 гг.
  3. Советский  военачальник, Маршал Советского Союза (1943), министр обороны СССР (1955—1957).
  4. Работник железнодорожного транспорта
  5. Железная дорога
  6. Успех в войне
  7. Неотъемлемая часть железнодорожных путей, которая имеет соединение с другими путями только с одной стороны
  8. В каком городе закончилась Великая Отечественная война
  9. Устройство  для видимой сигнализации на железных дорогах, подающее сигналы в любое время суток только светом огней
  10. Машина, движущаяся по рельсам и передвигающая прицепляемые к ней вагоны с грузами и пассажирами.

в)  Решение синквейна. Слайд № 14

Синквейн:

Правила составления синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн - это эффективный приём обратной связи с учащимися, позволяющий за короткое время проверить усвоение основного материала.

В нём всего 5 строк, которые иногда называют "белым стихом", что, на мой взгляд, не вполне правомерно. Поняв принцип составления синквейна, ребята с удовольствием выполняют такую работу.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять синквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Первый пример:

Война.
Беспощадная, напрасная.
Стреляют, убивают, допрашивают.
Война — это зло, позорящее человеческий род.
Смерть.

Второй пример:

Война.
Отечественная, жестокая.
Побеждают, проигрывают, сдаются.
Конец войны видели только мертвые.
Ужас.

Слайд № 15

Третий пример:

Война.
Глобальная, мировая.
Умирают, взрывают, расстреливают.
На войне все средства хороши.
Победа.

VII. Рефлексия

Мастер п/о:  Вот и  подошел к концу наше мероприятие. Мы надеемся, что выбрав профессию железнодорожник, вы будете с городостью носить это звание-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, форму, не забудете подвиг, который совершили  железнодорожники в годы Великой Отечественной войны, запомните, что без работы железной дороги, которая во время поставляла бойцов, технику и другие жизненно необходимые предметы, невозможно было бы выиграть войну. Главными чертами работника железной дороги должны стать ответственость, внимательность, бдительность, професионализм.

Слайд № 16

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. В память о железнодорожниках, прошу всех встать. МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Слайд № 17

Выходя с классного часа ребята, оставьте цветной стикер на светофоре:

Зеленый - мероприятие понравилось.

Красный - мероприятие не понравилось.

Слайд № 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фрагмент занятия по истории "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны"

в рамках занятия по истории "Советский тыл в годы Великой Отечественной войны" с целью изучения истории совего края был подготовлен фрагмент "Омское православие в годы войны"...

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Усманский край в годы Великой Отечественной войны

Данная работа имеет своей целью исследовать вклад трудящихся Усманского района Липецкой области в победу над врагом.В работе освещается перестройка жизни района в соответствии с нуждами военного време...

Усманский край в годы Великой Отечественной войны

Данная работа имеет своей целью исследовать вклад трудящихся Усманского района Липецкой области в победу над врагом.В работе освещается перестройка жизни района в соответствии с нуждами военного време...

Доклад студентки 1 курса Салдиной Дарьи "Медицина СССР в годы Великой Отечественной Войны: от проблем к победе!.

Доклад о остижениях медицины и здравоохранения нашей страны в годы Великой Отечественной войны...

социальный проект «ЦЕННОСТИ НОВОСИБИРСКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

данный проект патриотической направленности, направлен на реалиазацию студентами педагогического колледжа в детских садах, имеет полный план взаимодействия между дошкольным образованием и средне профе...

Урок по литературе в 7 классе. Тема: Роль поэтов и поэзии в годы Великой отечественной войны.

Открытый урок по литературе на тему:Роль поэтов и поэзии в годы Великой Отечественной войны".Целю данного урока является: дать обзор поэзии военных лет, показать, что поэзия, как оперативный жанр, сое...