Писать или не писать - вот в чем вопрс
творческая работа учащихся на тему

Изучение надписей на партах техникума, характеризующих менталитет авторов их уровень и психологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pisat_ili_ne_pisat_-_vot_v_chem_voprs.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное учреждение Республики Марий Эл «Марийский лесохозяйственный техникум»

Писать или не писать –

вот в чем вопрос

Автор:

Иванова Елена Георгиевна 1 курс специальность 250109 Садово-парковое и ландшафтное строительство.

 Руководитель работы:  Клешнина Светлана Валерьевна.

г. Йошкар - Ола

Аннотация

Неотъемлемую часть пейзажа современных городов, внутренней обстановки общественных зданий и учебных заведений составляют нелегитимные надписи и рисунки. Они наносятся мелом, ручками, карандашами, маркерами, краской, царапаются гвоздем на стенах домов, заборах, скамейках, в транспорте, лифтах, на лестницах, в общественных местах, на партах и даже на памятниках культуры. Эти надписи и рисунки нарушают эстетику окружающей среды, разрушают вещи, предметы, строения и т.д. В них содержатся сообщения, изречения, символы, ругательства, выражается склонность к девиантному поведению, снимается запрет на открытое выражение агрессии. Их называют граффити.

Вначале было слово… Действительно, так и было. И чтобы как-то его зафиксировать, люди решили его записать. Студенты – такие же люди, все законы человеческие на них распространяются. А поэтому – почему бы собственно не зафиксировать его (слово) на парте?

Ах, Парта!.. Это поистине великое достижение человеческой мысли! Мы ощутили это еще, будучи школьниками. Мы не утратили уверенности в этом уже, будучи студентами. Кроме того, что на ней можно писать лекции и спать, она выполняет еще множество важных функций.

Цель работы – изучение надписей на партах техникума, характеризующих менталитет авторов их уровень и психологию.

Задачи:

  1. Ознакомиться с проблемой надписей на партах.
  2. Выяснить путем анкетирования у студентов всех курсов причины надписей на партах.
  3. Распределить авторов надписей по стратегии поведения.
  4. Предложить необходимые меры по борьбе с этой проблемой.


Историческая справка.

В науке пока нет единого мнения относительно понятия, содержания и назначения граффити. Закрепленные словарями определения подчеркивают различные аспекты этого сложного социального явления. Словарь античности определяет граффити как "...произвольно нацарапанные или вырезанные надписи на стенах, скалах, в местах международного сообщения, на сосудах и черепках (остраконах), которые содержат информацию о повседневной и частной жизни, а также о хозяйстве, политике" [1, с. 156]. В Британской энциклопедии указывается, что термин "граффити" означает "нацарапанный", "проводить линии", "писать каракули" [2. с. 654]. В Большом толковом словаре русского языка выделяются два основных значения граффити:

1. "Древние и средневековые рисунки и надписи магического, бытового и т.п. характера, нацарапанные на металлических изделиях, сосудах и т.п.

2. Надписи на стенах зданий, сделанные от руки" [3, с. 226].

Первоначально термин "граффити" относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас, по мнению Ю.А. Клейберга, граффити называется "... всякая неразрешенная надпись, знак, сделанные любым способом на объектах общественной и частной собственности" [4, с. 86].

Существует несколько подходов к изучению граффити. Так с позиций антропологии граффити рассматриваются как источник информации о том или ином сообществе или этнической группе.

Объектом рассмотрения данной работы являются тексты граффити, которые, несмотря на большую распространенность, входят в область малоизученных явлений. Подобные проявления языкового сознания считаются «отрицательным языковым материалом» [Щерба 1974: 24].

Граффити всегда эмоциональны, экспрессивны, их создание направлено на признание, на дальнейшую трансляцию, на вступление читающих в диалог с автором. Мы провели анкетирование, цель которого - выяснить отношение молодых людей к граффити как к языковому факту, к существующему явлению действительности, узнать мнение студентов о степени распространенности граффити, попытаться установить причины и мотивы возникновения надписей на партах, стенах и т.д. Результаты данного анкетирования рассматриваются в рамках исследования композиционно-графических и пунктуационных особенностей граффити [Стренева 2006: 152-159].


Исследуемая проблема.

Надписи на партах — разновидность молодёжных граффити, встречающаяся в учреждениях начального, среднего и высшего образования. Надписи могут размещаться как на рабочей поверхности, так и на других участках парты.

Надписи на партах выполняют следующие функции:

Причинами создания надписей выступают:

  • компенсация отсутствия возможности обратиться к адресату напрямую,
  • компенсация отсутствия возможности массового распространения сообщения,
  • компенсация отсутствия свободного времени,
  • преодоление однообразия, монотонности процесса учёбы,
  • боязнь экзамена, контрольной или проверочной работы.

Парта в свою очередь бывает разная.

Начнем с классического: Парта-калькулятор, Парта-шпаргалка, Парта-продолжение тетрадного листа. С развитием науки и техники эта роль почти сошла на нет: теперь шпаргалки распечатывают в микроформате и столбиком на парте никто не считает. Ну, или почти никто. 

Далее следует Парта-досуг. То ли потому, что на лекциях полно свободного времени, то ли потому, что студент – человек гениальный и умеет в совершенстве выполнять два дела сразу, парта служит основой для игр. Например, в «крестики-нолики». И даже, несмотря на то, что появились игры на других, более современных, носителях, Парта-досуг не уходит в прошлое.

Дальше. Ну, это совсем уж вечная тема. Парта - любовный плацдарм. А вот это, видимо, связано с нашим национальным менталитетом. С незапамятных времен ходят легенды о широте и открытости русской души. Хорошо человеку – он готов кричать о своем счастье. Плохо – хочет кому-то открыться, глядишь - легче станет. Вот и выходит, что если Витя любит Катю, то вроде бы все хорошо, но если об этом не все знают, то что-то не так. Ну, счастье у человека, ну порадуйтесь вместе с ним!

Парта-сборник стихов. О! Это просто искусство! Иной раз, сидя за партой, дивишься тому, какие таланты учатся в нашем техникуме. А мы Есенину поражались за его гениальную тонкую нецензурность в лирике! Да у нас, если хотите, треть вуза - Есенины. Жаль только, что эти «таланты» анонимны…

Парта-клуб знакомств. Действительно, почему бы не черкнуть на парте свой телефончик. Вдруг пригодится кому-то. Да и откуда нам знать, может, люди так свою судьбу встречают? А потом кому спасибо? – Парте!

Следующая функция парты – Парта-рупор. Правда, негласный. И молчаливый. Но в этом и плюс. Если «1/15 – forever», то, согласитесь, как-то неудобно и нескромно было бы громко хвалиться этим. Что ни говори, а русский человек по природе скромен! И потом, этикет не позволяет громко разговаривать на лекциях. Только тихо писать на партах.

И последнее, наверное, самое задушевное, что присуще этому университетскому столу. Парта - лучший друг. Она всегда выслушает, всегда одобрит твои заветные желания. «Хочу домой», «хочу, есть», «хочу спать», «надоело все»… Ну кто, кроме терпеливой Парты-подружки, будет выслушивать эти капризы?

В качестве методов исследования использовались наблюдение, устный и письменный опрос, метод независимых характеристик, количественных оценок и другие. Эмпирический материал фиксировался в письменной форме и с помощью фотосъемки.

Перефразируя Гамлета, предлагаем вам всерьез задаться вопросом. Итак, «Писать или не писать на парте – вот в чем вопрос». Поделитесь своим мнением.

Почему и зачем вы пишете на парте? О чем вы на ней пишете? А что такое парта для вас?

Анкетирование проводилось среди студентов 1, 2,4 курсов  Марийского лесохозяйственного техникума (40 респондентов). Им было предложено ответить на 8 вопросов, но в данной работе мы проанализируем лишь некоторые ответы информантов. Студентам было предложено, как можно подробнее ответить на следующие вопросы, подчеркивая вариант ответа.

  1. Часто ли вам приходится сталкиваться с таким явлением как надписи на предметах, не предназначенных для письма (парта, стул, скамья, стена и т.д.), которые называют «граффити»? Да  Нет

Анкетирование показало, что 100% респондентов достаточно часто сталкивались с граффити. При анализе анкет наше внимание привлекло графическое оформление ответов. В начале анкеты было предложено, ответы отмечать галочкой, выбранные студентами графические формы репрезентации ответа распределились следующим образом:

- в 95% анкетах ответы были отмечены галочкой и 5% анкетах стоит знак плюс. Интерес вызывает тот факт, что имеются другой вариант отметки ответов,  не смотря на предложенный вариант графического оформления ответа: отмечать галочкой вариант ответа. Однако респонденты, избирали свои собственные графические варианты, что, безусловно, говорит о стремлении не быть как все, не следовать предписанным правилам даже в таком виде работы.

2. Ваше отношение к подобным надписям?

а) положительное; б) нейтральное; в) негативное;

Безусловно, граффити достаточно распространенное явление. И наличие надписей в «не положенных местах» даже у молодых людей не всегда вызывает положительные эмоции. Так, почти 45% опрошенных негативно относятся к граффити и их наличию и созданию. 10% - положительно воспринимают подобное «творчество». 45% - «все равно». Данная группа респондентов охарактеризовала свое отношение к граффити как нейтральное. Хотя, с другой стороны, примерно 23% опрошенных «интересно, что пишут» и считают граффити интересными и занятными. 5% признают, что пишут сами и, изучая надписи, выделяют свои «произведения» и то, что написали их знакомые, 40 % считают, что граффити - достаточно яркие, бросаются в глаза и их читают «по неволе». 32% констатируют, что не читают граффити.

4. Почему, на Ваш взгляд, появляются «граффити»? Что заставляет молодых людей создавать такого рода тексты? Ответы респондентов на этот вопрос отражены в Таблице 1. 12,5% студенческой аудитории главной причиной появления граффити считают желание выделиться, получить «признание», довести до других свои переживания и мысли. Примечательно, что студенты не склонны писать «из вредности»: это мнение разделяют 10% респондентов. 50% пишут, потому что скучно на занятиях.

Табл. 1. Мотивы появления граффити

Мотивы

Результаты опроса

желание оставить послание тем, кто его увидит и прочтет

12,5 %

скучно сидеть на занятии

50 %

для развлечения

7,5 %

можно написать то, что нельзя сказать, то, что волнует в данный момент

5 %

«из вредности»: все говорят, что писать на партах, стенах и т.д. нельзя

10 %

оставить память о своем пребывании в каком-либо месте

7,5 %

записка соседу

7,5 %

С целью предотвращения появления деструктивных надписей и рисунков необходимо проведение работы с подростками — информационно-просветительской, правоохранительной, социально-экономической, психолого-педагогической.

Нами были исследованы студенческие рисунки и надписи в 7 учебных аудиториях техникума. Единицей счета в нашем исследовании является единичная запись (слово, четверостишие, высказывание и т.п.) или рисунок, выполненные одним почерком и в едином стиле. Если какие-то записи (рисунки) повторялись (например, имя человека одним и тем же почерком на одном и том же столе было написано несколько раз, единицей анализа выступало имя без учета количества произведенных записей). 

Подавляющая часть граффити выполнена шариковыми или гелевыми ручками (цвета варьируются, но в основном синий), встречаются карандаш, маркеры. Иногда тексты или рисунки процарапываются. Текстовые сообщения и рисунки имеют соотношение примерно 3 к 1. Всего было зафиксировано 46 единиц объектов исследования.

Авторы граффити – представители студенчества. 

Авторов надписей по стратегии поведения можно разделить на несколько групп:

1. По эмоционально-смысловой характеристике:

  • лирические — стремящиеся придать своим проблемам художественный образ в виде поэтических и прозаических произведений («Хотеть не вредно, вредно не хотеть»),
  • нейтральные — оставляющие надписи, не передающие эмоциональное состояние («Дорогой студент, тебе необходимо учиться, чтобы стать полноценной личностью»),
  • эмоциональные — создающие надписи, содержащие экспрессивные выражения, повторение знаков препинания и т. п., наиболее часто встречающийся тип («Ура!!!!!», «Нет сил…», «СКУЧНО»).

2. По степени стремления к креолизованности:

  • художники — реализующие через надписи свой креативный потенциал, отличающиеся склонностью кропотливо прорисовывать детали,
  • креолисты — применяющие специальные пишущие материалы — разноцветные маркеры, шариковые ручки, краски,
  • скрипторы — использующие исключительно вербальные знаки, наиболее часто встречающийся тип.

3. По стратегическому параметру:

  • репрезентанты — представляющие себя, записывая свои имена, клички, номер группы, аббревиатуру факультета, наиболее часто встречающийся тип («Вася, гр. 221»),
  • оппоненты — ставящие себя и себе подобных в привилегированное положение относительно других субъектов учёбы в том числе через негативную оценку тех, кто не принадлежит к данному конгломерату («2204 — лохи», «Шансон — фуфло», «Ария — супер»),
  • дающие объявления — стремящиеся предать огласке определённые события с помощью объявлений, иногда объявления носят шуточный характер («Приходите на КВН поболеть за наших», «У нас скоро свадьба», «Мальчики по вызову, телефон 02»),
  • страдальцы — высказывающие недовольство существующими порядками («Надоело», «Я не могу больше жить»),
  • повествователи — оставляющие надписи, которые идентичны жанровому типу записка («Я вчера гуляла с Женей»),
  • вопрошающие — пишущие вопросы, просьбы, предложения о начале общения («Кто с нами в кино?»)

4. По креативному параметру:

  • пассивные граффитисты — авторы немногословных надписей, не несущих информационную функцию,
  • инвективные граффитисты — авторы негативных, пошлых надписей,
  • рефлектирующие граффитисты — авторы, предпочитающие выражать негатив косвенным образом, с помощью иронии.

5. По психологическому образу:

  • «озабоченные» — авторы надписей на сексуальную тему («Окажу интимные услуги, тел. …»),
  • «покинутые» — авторы текстов о несчастной любви, о нетерпимости одиночества («Юра, мне плохо без тебя»),
  • «нетерпимые» — авторы негативных надписей, содержащих недовольство необходимостью нахождения в стенах учебного заведения («Мне холодно, голодно и спать хочется»),
  • «несдержанные» — резко реагирующие на разнообразные обстоятельства, сопровождающие учебный процесс («Я сижу на лекции, у меня эрекция»),
  • «экспрессивные» — оставляющие сообщения, характеризующиеся эмоциональными всплесками («Класс!»),
  • «протестанты» — выражающие протест против окружающей среды («Сколько можно нас мучать»),
  • «незамеченные» — авторы, желающие заявить о себе, зачастую страдающие синдромом Бобчинского («Привет, меня зовут Лена, давай переписываться»),
  • «радостные» — авторы призывов, восхвалений событий, сопровождающих учебный процесс («От сессии до сессии живут студенты весело»),
  • «весёлые» — осмеивающие различные события, в том числе запретные темы («Не восхрапи на лекции, дабы не разбудить ближнего своего»),
  • «грустные» — оставляющие надписи отчаявшегося, безнадёжного характера («Встану утром рано, выпью кружку ртути и пойду подохну в этом институте»),
  • «агрессивные» — выражающие негативные эмоции в резкой форме, часто использующие ненормативную лексику («Сегодня я купил гранату — конец родному деканату»).

Также мы провели анализ авторов надписей по стратегии поведения, и получили следующие результаты.


№п/п

Эмоционально-

смысловая

характеристика

Степень стремления к креолизованности

Стратегический параметр

Креативный параметр

Психологический образ

лирические

нейтральные

эмоциональные

художники

креолисты

скрипторы

репрезентанты

оппоненты

дающие объявления

страдальцы

повествователи

вопрошающие

пассивные граффитисты

инвективные граффитисты

Рефлектирующие    граффитисты

«озабоченные»

«покинутые»

«нетерпимые»

«несдержанные»

«экспрессивные»

«протестанты»

«незамеченные»

«радостные»

«весёлые»

«грустные»

«агрессивные»

штук

10

24

12

7

2

37

15

19

1

2

6

3

33

9

4

2

13

0

1

16

2

4

0

3

1

4

%

22

52

26

16

4

80

33

41

2

4

14

6

72

20

8

4

28

0

2

35

4

9

0

7

2

9

 Табл.2. Распределение авторов надписей по стратегии поведения 


Распределение авторов надписей по стратегии поведения.

1. По эмоционально-смысловой характеристике:

2. По степени стремления к креолизованности:

3. По стратегическому параметру:

 

4. По креативному параметру:

Выводы.

5. По психологическому образу:

Выводы:

Вот таков краткий обзор «фиксации слова» студентами на парте. Эта тема – целая ненаписанная диссертация! Однако хочется напомнить, «студенты-писаки на партах», что вы, к сожалению, забываете об истинной – и самой гуманной – вашей деятельности по отношению к парте. Писать лекции! Так что если вы и пишете на партах, то запомните простое правило (а лучше выпишите и обведите в рамочку): при писании на парте между пишущим концом ручки и поверхностью стола обязательно кладется тетрадь с конспектами.

Для борьбы с этой проблемой мы видим один выход это в каждой аудитории вывесить плакат. Специально для мнений студентов по этому поводу. Выразите уважение к Парте! Оставьте свое СЛОВО не на ней, а на этом плакате!

P.S. Может, хоть тогда наши уважаемые и многострадальные парты будут выглядеть прилично… А вы поймете, что лицо техникума – это и «лицо» парт, которые, между прочим, по численности стоят в вузе на втором месте после количества студентов и преподавателей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация обучающейся на тему" Досыл и возврат писем и бандеролей с объявленной ценностью"

       Организации и физические лица отправляют письменную корреспонденцию с объявленной ценностью. Но не все адресаты  получают почтовые отправления, поэтому опер...

Как научиться писать эссе на английском языке

Вы умеете четко и грамотно формулировать и излагать свои мысли на английском языке. Воспользуясь данной статьей Вы научитесь структурировать необходимый материал по определенной теме....

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему....

Правила написания деловых писем на английском языке с примерами и пояснениями

Данный  материал дает  студентам  общее  представление  о  требованиях  к  написанию  делового  письма  и  содержит  образцы  дело...

Как писать конспект по матемматике Методическая разработка

Как писать конспект по матемматике Методическая разработка...

Методическая разработка "Учимся писать сочинение"

Предлагаемая методическая разработка даёт  возможность познакомиться с разными видами и типами сочинений, поможет  разобраться во всём жанровом своеобразии школьных сочинений. Здесь даны кон...

«Развитие умения писать слова с орфограммой "Буква ь после шипящих на конце существительных",

Урок поможет ученикам ознакомиться с новой (грамматической) ролью Ь в русском языке, усвоить  новую орфограмму.Знакомство с новой ролью Ь  построено в форме путешествия в сказочную страну, ...