РОЛЬ ВИТАМИНОВ, СОЛЕЙ И ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА
классный час по теме

Порядина Галина Алексеевна

Роль витаминов, солей и питьевой воды в питании человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lek_3.pptx373.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РОЛЬ ВИТАМИНОВ, СОЛЕЙ И ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ В ПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

Историческая справка Люди давно догадывались, что живым организмам кроме белков, жиров, углеводов, солей и воды требуются ещё какие-то вещества, но научное обоснование этим догадкам было сделано всего 130 лет назад. В 1880 году наш соотечественник Николай Иванович Лунин провёл следующий эксперимент на животных: он кормил мышек искусственной смесью из молочных белков, жиров, углеводов, солей и питьевой воды .

Слайд 3

Историческая справка Находясь на таком вскармливании, подопытные мыши вскоре погибали. Это и явилось открытием витаминов, хотя сам термин «витамины» появился спустя 30 лет, когда польский учёный Казимир Функ открыл тиамин (В 1 ). Поскольку это вещество содержало аминогруппу, его назвали витамином, т.е. амином жизни. Впоследствии было установлено, что к витаминам относятся 15 групп химических соединений органической природы, и далеко не все они имеют аминогруппу. Термин прижился, и никто не собирается его изменять или упразднять.

Слайд 4

Свойства витаминов Витаминам присущи следующие общие свойства: принимают участие в регуляции обменных процессов; не образуются организмом человека в нужных количествах и должны поступать с пищей;

Слайд 5

Свойства витаминов Организм может синтезировать при условии его облучения УФ-лучами . Так же, в кишечнике человека происходит синтез витаминов группы В с помощью полезной кишечной микрофлоры в достаточно весомых количествах. Поэтому врачи должны об этом помнить и беречь её от гибели, которая может наступить при назначении антиинфекционных препаратов типа антибиотиков и сульфаниламидов широкого спектра действия. витамин Д

Слайд 6

Свойства витаминов относятся к микронутриентам, так как их суточная потребность выражается в миллиграммах или даже микрограммах; имеют клинические и (или) лабораторные признаки гиповитаминозных состояний при их недостаточном поступлении с пищей; не имеют энергетического и пластического значений, т.к. не включаются в структуру тканей и не дают организму энергии;

Слайд 7

Функции витаминов Основная функция витаминов в организме – участие в регуляции и ферментативном обеспечении процессов ассимиляции, поскольку они являются их катализаторами .

Слайд 8

Изучение обмена витаминов в организме отчётливо показало, что биокаталитическую активность, как правило, проявляют не сами витамины, а продукты их биотрансформации , называемые коферментами. Поэтому коферменты стали синтезировать в виде лекарственных препаратов: флавината , пиридоксальфосфата , кобаламида , кокарбоксилазы . Коферменты не чужды организму и являются средствами метаболической терапии и, что очень важно, они малотоксичны .

Слайд 9

Классификация Различают две группы витаминов: водорастворимые и жирорастворимые . Кроме витаминов, существуют 9 витаминоподобных веществ, которые также способны образовывать коферменты в организме, но они синтезируются организмом и обычно присутствуют в пище в достаточных количествах.

Слайд 10

Витаминоподобные вещества Коферментами витаминоподобных веществ, которые также выпускают в виде лечебных препаратов, являются: липамид, фосфаден, карнитина хлорид и рибоксин. К витаминоподобным веществам относятся: холин, карнитин, липоевая кислота, коэнзим Q 10 , инозит, оротовая кислота, пангамовая кислота, парааминобензойная кислота, S -метилметионинсульфоний.

Слайд 11

Витаминоподобные вещества Холин или бетаин образуется из лецитина или из метионина. Он препятствует жировой инфильтрации печени. Карнитин синтезируется из лизина или поступает с животной пищей, особенно с мясом. Необходим для выработки АТФ. Липоевая кислота синтезируется из жирных кислот и серы, содержится в почках, печени, сердце, шпинате, брокколи томатах. Обладает свойствами антиоксиданта.

Слайд 12

Витаминоподобные вещества Коэнзим Q 10 - представитель убихинонов . Присутствует во всех тканях и клетках, регулируя обменные процессы. Инозит - шестиатомный фосфорсодержащий спирт. Часто встречается в виде фитина – кальциево-магниевой соли фитиновой кислоты. Обладает свойствами пищевых волокон, усиливая моторику кишечника, сорбирует ионы кальция, магния, фосфора и железа, снижая их биодоступность . Оротовая кислота или витамин В 13 синтезируется из аспарагиновой кислоты, участвует в синтезе пиримидиновых оснований.

Слайд 13

Витаминоподобные вещества Пангамовая кислота или витамин В 15 в больших количествах присутствует в семенах, орехах печени, участвует в процессах метилирования углеводов. Парааминобензойная кислота относится к пребиотикам . Помгает микрофлоре синтезировать фолиевую кислоту. S - метилметионинсульфоний или витамин U выделен из сока белокочанной капусты. Обладает противоязвенным действием, уменьшает воспаление. Много содержится в спарже, моркови и зелени.

Слайд 14

Витаминная недостаточность При нарушении обеспеченности организма витаминами могут наблюдаться такие патологические состояния, как: -скрытые формы витаминной недостаточности; -гиповитаминозы; -авитаминозы; -гипервитаминозы. Чаще встречаются первые три состояния, говорящие о витаминной недостаточности.

Слайд 15

Витаминная недостаточность Витаминную недостаточность вызывают две группы причин: - экзогенные – внешние и - эндогенные – внутренние. По механизму развития витаминной недостаточности различают следующие формы: А) алиментарная; Б) резорбционная В) диссимиляционная.

Слайд 16

Витаминная недостаточность Алиментарная форма возникает: при недостаточном поступлении витамина с пищей, самый важный фактор; при нормальном содержании витамина в пище, но при нарушении соотношения определённых нутриентов в рационе. Например, человек, будучи сладкоежкой, переедает углеводы, а это значит, что ему требуется потреблять больше витамина В 1 . В свою очередь, это влечёт увеличение суточного потребления рибофлавина и аскорбиновой кислоты.

Слайд 17

Причины алиментарной недостаточности К недостатку получения витаминов с пищей ведут: неправильное и длительное хранение продуктов, в том числе овощей и фруктов, приводящее к разрушению витаминов, в первую очередь витамина С. незнание, в каких продуктах содержатся те или иные витамины и здесь особенно опасно однообразное питание. нарушение правил кулинарной обработки: - длительное нагревание и повторное нагревание; - ранняя нарезка овощей; - прибавление пищевых кислот или щелочей (соды). частое употребление консервов и концентратов, в которых содержание витаминов всегда снижено.

Слайд 18

Витаминная недостаточность Резорбционная форма витаминной недостаточности обусловлена эндогенными причинами и встречается у больных людей вследствие: разрушения витаминов в пищеварительном тракте. При пониженной кислотности желудочного сока разрушаются тиамин, РР и С. нарушения всасываемости витаминов при некоторых заболеваниях ЖКТ: - кобаламин при отсутствии фактора Кастла ; - многие витамины при диарее.

Слайд 19

Витаминная недостаточность Диссимиляционная форма обусловлена физиологическими сдвигами в обмене веществ, в том числе и витаминов. Она встречается при: высоких физических и нервных нагрузках организма; работах в условиях низкого парциального давления кислорода; работах в условиях высокой температуры (с потом выделяется много водорастворимых витаминов); работах в условиях низких температур в сочетании с УФ-недостаточностью ; инфекционных заболеваниях, требующих лечения антибиотиками и сульфамидными препаратами; беременности и грудном вскармливании ребёнка.

Слайд 20

Витаминная недостаточность Скрытая форма витаминной недостаточности не имеет чётко выраженного симптомокомплекса, но отрицательно сказывается на работоспособности, общем тонусе организма, его устойчивости к различным неблагоприятным факторам среды обитания. В клинической практике эта форма приводит к удлинению периода реконвалесценции.

Слайд 21

Витаминная недостаточность Гиповитаминозы уже имеют определённые клинические признаки. Авитаминозы – самая тяжелая форма витаминной недостаточности , возникающая в результате относительно непродолжительного, например, в течение недели, питания пищей, полностью лишенной витаминов, либо вследствие эндогенных причин.

Слайд 22

Витаминная недостаточность Авитаминозы всегда встречались в периоды различных бедствий (неурожайные годы, осада городов врагом), а также у путешественников. Важнейшими авитаминозами являются: - цинга, скорбут – С - авитаминоз; - бери-бери - В 1 – авитаминоз; - пеллагра - РР - авитаминоз; - арибофлавиноз - В 2 - авитаминоз; - гемералопия, куриная слепота – А –авитаминоз; - рахит - Д – авитаминоз; - пернициозная анемия – В 12 – авитаминоз.

Слайд 23

Витаминная недостаточность С 50-х до 90-х годов прошлого века в нашей стране авитаминозы практически не регистрировались, но в связи с переходом страны на рыночные отношения в экономике от 10 до 20% населения оказалось за чертой бедности. В этой группе людей авитаминозы вновь стали появляться и поэтому врачи должны знать их симптоматику. Лечить же их легко с помощью соответствующих синтетических витаминных препаратов.

Слайд 24

Витаминная недостаточность Гипервитаминозы. Эти состояния возникают при избыточном поступлении некоторых витаминов, особенно жирорастворимых, в организм либо с продуктами питания (впервые печень белого медведя привела к гипервитаминозу А у полярников), либо с витаминными препаратами, применяемыми в избыточных количествах, не придерживаясь дозировки. Это может быть у детей, бесконтрольно со стороны родителей принимающих витамины, которые вкусны и дети охотно их едят. Известны гипервитаминозы А и Д. Некоторые ученые считают, что может быть и гипервитаминоз С.

Слайд 25

Минеральные соли О важной роли минеральных солей в жизнедеятельности организма людям было известно очень давно. Так, знали, что недостаток или избыток определённых солей вызывает минералозависимые заболевания, носящие эндемический характер: зоб, кариес зубов, флюороз, анемии . С античных времен были известны отравления людей солями ртути и свинца, так называемые меркуриализм и сатурнизм.

Слайд 26

Роль солей в организме: пластическая – они участвуют в построении веществ, клеток, тканей и систем организма – костной, кроветворной, гормональных и ферментных. биологическая: - поддерживают нормальное кислотно-щечочное состояние организма; - нормализуют вводно-солевой обмен; - регулируют обмен веществ, входя в состав гормонов и ферментов.

Слайд 27

Классификация Существует несколько классификаций минеральных солей. 1. По содержанию солей в организме: Макроэлементы ( Ca , Mg , P , Zn , Na , K и др.). Микроэлементы ( Fe , Cu , J , F , Mn и др.). Ультрамикроэлементы ( Co , Se и др.). 2. По виду их действия в организме: Минеральные элементы щелочного действия (катионы) - кальций, магний, калий, натрий и др. Минеральные элементы кислотного действия (анионы) - фосфор, сера, хлор и др. 3. Биомикроэлементы – железо медь, кобальт, йод, фтор, цинк, марганец, селен и др. 4. Поллютанты (токсиканты) – свинец, ртуть, мышьяк, кадмий, хром.

Слайд 28

Минеральные соли Всего в организме человека обнаружено 84 химических элемента из 105 элементов таблицы Менделеева. Для организма очень важны минеральные элементы щелочного действия, важнейшим из которых является кальций. Роль кальция. Кальций в организме человека, прежде всего, выполняет пластическую функцию, являясь структурным элементом опорных тканей. Известно, что 99% Са , находится в костях. Он входит в состав крови, принимая участие в процессах её свёртывания. Кальций является веществом, трудно усваивающимся из пищи. Его усвоение зависит от соотношения с другими веществами пищи, в частности. фосфора, магния и жиров, избыток которых затрудняет его усвоение.

Слайд 29

Минеральные соли Оптимальным для усвоения Са является соотношение Са и Р , равное 1 : 1,5, как в женском, грудном молоке, а Са и Mg – 1 : 0,5. Если же фосфора будет в 2 раза больше, чем Са , то это соотношение называется допустимым . Соотношения 3 и более – недопустимые , так как в этом случае лишний фосфор организм будет выводить лишний фосфор в виде фосфорно-кальциевых соединений, т.е. лишний фосфор тянет с собой нужный организму кальций. Лучшие источники кальция – молочные продукты – сыр, творог, молоко, кефир и овощи – капуста ( в ней соотношение Са /Р = 1 /0,8). Суточная потребность в Са для взрослых составляет 1000 мг, для детей – 1200 мг, для беременных – 1500 мг.

Слайд 30

Роль питьевой воды Известно, что химические, физические, органолептические и бактериологические свойства воды оказывают существенное влияние на здоровье человека, о чем подробно разбиралось при изучении гигиены воды и водоснабжения. В последние годы появились убедительные научные данные о влиянии на жизнедеятельность организма структурных особенностей воды как продукта питания. Вода является гетерогенной системой, состоящей из двух фракций – жидкой (свободной) и структурированной (связанной или льдоподобной ). Именно структурированная фракция воды участвует в поддержании динамической структуры химических комплексов живой клетки.

Слайд 31

Функции воды в организме: является универсальным растворителем пищевых веществ; участвует в процессах теплорегуляции с помощью потоотделения; участвует в формировании и функционировании пространственной структуры биополимеров и надмолекулярных образований; структурированная фракция воды является защитным фактором клетки и катализатором ряда биохимических процессов; является структурной основой адаптации; необходима для выведения шлаков из организма.

Слайд 32

Потребность в воде Для нормального функционирования организма требуется 1,5-2 л воды в сутки из расчета: на 1 кг нормальной массы тела требуется 30 мл воды . Например, если нормальная масса тела равна 60 кг, то нормальное потребление воды составит 30 Х 60 = 1800 мл. По мнению многих ученых, ни в коем случае нельзя доводить себя до ощущения жажды. Жажда – это сигнал бедствия в организме. Критерием нормальной обеспеченности организма водой является цвет мочи: он должен быть светло-соломенно-желтым.

Слайд 33

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качество питьевой воды/

Химические вещества, входящие в состав  воды....

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"

Методическая разработка открытого урока: "Значение витаминов в здоровом питании человека"...

Презентация к уроку: "Роль витамина С в здоровом питании человека"

Презентация к уроку: "Роль витамина С в здоровом питании человека"...

Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"

Инструкционная карта по лабораторной работе "Определение жесткости питьевой воды титриметрическим методом"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по Теме:"Качество питьевой воды и эффективность методов ее очистки"

Методическая разработка предназначена для проведения исследовательской работы по дисциплине «Химия» со студентами....

Исследовательская работа:« Анализ качества питьевой воды»

laquo;Вода! У тебя нет ни вкуса, ни запаха,           тебя невозможно описать,тобой  наслаждаются, не ведая, что ты такое!Нельзя сказать, ч...