Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Плеврит.
методическая разработка на тему

Трапезникова Валентина Ивановна

План-конспект практического занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автор Трапезникова В.И.24.53 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ №2»

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания. Плеврит.

План-конспект практического занятия

Учебная дисциплина: «ПМ04 Проведение лечебной физической культуры»                

Курс: второй

по специальности: 340202 Медицинский массаж

(для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Квалификация: медицинская сестра по массажу/медицинский брат по массажу

Преподаватель: Трапезникова В.И.

2014

Пояснительная записка

Цель практического занятия: формирование профессиональных умений и навыков.

 Задачи практического занятия: закрепить теоретические знания, научить использовать физические упражнения и массаж для лечения пациентов с заболеваниями дыхательной системы.

Для решения цели практического занятия необходимо знать:

- Особенности ЛФК при заболеваниях дыхательной системы;
- Средства, формы и методы ЛФК в комплексном лечении больных при заболеваниях органов дыхания;

- Механизмы лечебного действия физических упражнений при заболеваниях органов дыхания;

- Противопоказания и показания к назначению ЛФК при заболеваниях органов дыхания;

- Специальные упражнения, назначаемые при заболеваниях органов дыхания:

звуковые, статические, динамические, дренирующие и др.

- Последовательность действий при назначении ЛФК больному.

Каждый студент должен уметь:

  1. Знать и уметь использовать средства, формы и методы ЛФК.
  2. Провести занятие по лечебной физкультуре в комплексе лечебных       мероприятий по показаниям при данной патологии.
  3. Провести лечебную гимнастику в сочетании с процедурой массажа.

Учебный план практического занятия.
Предстоящее занятие будет иметь следующую форму:

  1. Организационный момент.
    Проверка домашнего задания, постановка цели занятия.
  2. Беседа со студентами. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление изученного материала на данном занятии и ранее пройденного,        связанного с новым.
  5. Обобщение полученных знаний и умений.
  6. Работа в парах, малыми группами.
  7. Подведение итогов и результатов занятия.
  8. Задание для самостоятельной работы дома.

Материально-техническое обеспечение занятия: кабинет техникума, массажные кушетки, валики, коврики, снаряды, учебно-методические материалы по дисциплине.

  1. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

 

При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

Верхнегрудное характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легкие во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное, или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное, дыхание наблюдается при интенсивном опускании Диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли, легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

З а д а ч и ЛФК:

  • оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;
  • улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;
  • уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;
  • ускорить рассасывание при воспалительных процессах;
  • уменьшить проявление бронхоспазма;
  • увеличить отделение мокроты;
  • стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

П р о т и в о п о к а з а н и я для занятий ЛФК:

  • дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

II.  ЛФК при плеврите.

З а д а ч и   ЛФК:

  • стимулировать крово- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;
  • профилактика развития спаек и шварт;
  • восстановление физиологического дыхания;
  • повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2-3-го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе. При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические — для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений — 1:1, 1:2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5-10 уд/мин. Упражнение повторяют 4-8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая — 5-7 мин, и повторяют его через каждый час.

Полупостельный режим назначают в конце 1-й нед. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин, но уменьшают повторение его до 3-4 раз в день.

Общий режим назначают с 8-10-го дня. Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

Комплекс № 1. Упражнения для больных плевритом
(постельный режим)

ИП — лежа на спине

  1. Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.
  2. Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.
  3. Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдохе — руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП — лежа на здоровом боку

  1. На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1-2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.
  2. Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

Комплекс № 2. Упражнения для больных плевритом
(постельный режим)

ИП — сидя на стуле

  1. На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.
  2. В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.
  3. В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».
  4. На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу.
  5. Руки к плечам, на вдохе локти назад, прогнуться в грудном отделе позвоночника, на выдохе наклон вперед, локти соединить перед грудью.

ИП — стоя

  1. В руках гантели. На вдохе руки вдоль туловища, на выдохе наклон в противоположную сторону, рука вверх.
  2. В руках палка. Задержка дыхания на вдохе с наклоном в «здоровую» сторону.
  3. Руки с мячом над головой. Вдох в ИП, на выдохе бросить мяч с силой вниз.
  4. Стоя «здоровым» боком к спинке кровати. Рукой ухватиться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки, прогнуться, на выдохе отклониться от спянки кровати, противоположной рукой тянуться к полу.
  5. Руками держаться за спинку кровати. На вдохе подняться на носки и прогнуться, на выдохе — приседание.

Закончить процедуру в ИП —сидя, количество дыхательных и общетонизирующих упражнений—18-20.

Комплекс № 3. Упражнения для больных плевритом
(общий режим)

ИП — стоя

  1. В руках медицинбол, руки опущены. На вдохе поворот влево, медленно поднимать руки вверх, на выдохе опустить руки вниз.
  2. В руках гимнастическая палка. На вдохе палку поднять над головой, прогнуться, подняться на носки, на выдохе руки опустить, ноги согнуть в коленях.
  3. Выполняется вдвоем, стоя спиной друг к другу. Передавать мяч через стороны слева направо и наоборот.
  4. «Бокс». На выдохе поочередно выбрасывать руку вперед, пальцы. в кулак.
  5. На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2-3 наклона в противоположную сторону.
  6. Стоя лицом к гимнастической стенке. На вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.
  7. Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.
  8. Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.
  9. Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6-8 раз вперед и 6-8 раз назад.
  10. Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.
  11. Скрестная ходьба с поворотами туловища.

Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

Литература

1.   Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. Учебно-методическое по-

собие для медицинских работников. 2-е изд. М.: Советский спорт, 2004.

2.   Епифанов В.А. Лечебная физическая культура. Учебное пособие. М.:

«ГЭОТАР-Медиа», 2006.

  1. Макарова И.Н.Массаж и лечебная физкультура. Справочник для врачей и студентов медицинских вузов. М.: Эксмо, 2009.
  2. Силуянова В.А., Сокова Э.В. Учебное пособие по лечебной физкультуре

в терапии. М.: Медицина, 1978.

  1. Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания / Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б., Руненко С.Д., Султанова О.А., Красавина Т.В., Мандрик Л.В. М.: Триада – Х, 2011. 100 с. 1000 экз


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активная иммунизация детей. Значение вакции для профилактики инфекционных заболеваний. Поствакцинальные осложнения и их профилактика. Профилактика наиболее распространенных заболеваний органов дыхания и туберкулеза.Туберкулинодиагностика.

АКТИВНАЯ ИММУНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ. ЗНАЧЕНИЕ ВАКЦИНАЦИИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. ПОСТВАКЦИНАЛЬНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И ИХ ПРОФИЛАКТИКА. ПРОФИЛАКТИКА НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ДЫХ...

Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".

Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....

« Реабилитация пациентов заболеваниями органов дыхания»

Реабилитационные мероприятия при заболеваниях органов дыхания направлены на устранение воспаления, достижение более быстрого рассасывания воспалительного очага, предупреждение перехода острого воспали...

Методическое пособие для студентов "Перечень лекарственных препаратов для лечения различных состояний и заболеваний в терапевтической практике (заболевания органов дыхания)"

Данное методическое пособие представляет собой краткое изложение препаратов, применяемых в терапевтической практике и разработано для студентов и преподавателей с целью применения его на доклинических...

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания»

Сборник заданий для внеаудиторной самостоятельной работы студентов по теме «Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания»...

презентация для практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность специальность 31.02.01. Лечебное дело Тема занятия "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания"

презентация для практического занятия по теме "Обследование пациентов с заболеваниями органов дыхания" ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело...