Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и паллиативной помощи: «Дом, где творят добро» Девиз: «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням»
занимательные факты на тему

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. К финальному этапу жизни люди подходят с определенным багажом хронических, прогрессирующих заболеваний, которые не поддаются радикальному лечению. Люди часто становятся, зависимы от посторонней помощи. Необходимый уход и паллиативную помощь пациенты получают в медико-социальных учреждениях, которые носят название  «хосписы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_gde_tvoryat_dobro.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Белгородской  области

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Конференция, посвящённая Всемирному дню хосписной и

паллиативной помощи

Тема:

«Дом, где творят добро»

Девиз:

«Если невозможно прибавить дней к жизни,

прибавьте жизни к дням»

Разработчики:

Боброва И.А., Негода З.Ф., Томарева И.Н., Яковенко Н.М.,

преподаватели профессиональных модулей ОГАПОУ «Валуйский колледж»

г.Валуйки   2015г.

Мотивация

Многочисленные исследования последних лет доказывают, что население стареет, увеличивается доля лиц пожилого и старческого возраста. В перспективе численность пожилого возраста будет неуклонно расти. К финальному этапу жизни люди подходят с определенным багажом хронических, прогрессирующих заболеваний, которые не поддаются радикальному лечению. Люди часто становятся, зависимы от посторонней помощи. Необходимый уход и паллиативную помощь пациенты получают в медико-социальных учреждениях, которые носят название  «хосписы».

Цели:

Образовательная:

  • познакомить с хосписным движением;
  • закрепить знания по уходу за пациентами;
  • обсудить этические нормы коммуникации с инкурабельными больными и их родственниками;
  • закрепить знания по этике, биоэтике, деонтологии;
  • способствовать формированию профессиональных и общих компетенций;
  • улучшить у студентов умение психологического общения с пациентами;

Воспитательная:

  • привитие любви к избранной профессии;
  • воспитание чувства сострадания к умирающему;
  • формирование навыков общения с пациентами и их родственниками;
  • развитие морально-эстетических знаний;
  • способствовать развитию самостоятельности и профессиональной деятельности;

Методическая:

  • показать эффективность использования самостоятельной работы.

Программа конференции

Вступительное слово:  преподаватель Негода З.Ф.

Сообщение  «Всемирный день хосписа и паллиативной помощи» - Тарасова Евгения, студентка группы МД-131.

Видеофильм «Хоспис», о первом Московском хосписе им. Веры Миллионщиковой.

Сообщение  «Особенности общения с пациентами хосписа» - Елкина Лилия, студентка группы МД -142

Сообщение «Паллиативная помощь» - Веретенникова Екатерина, студентка группы МД-122

Сообщение «Роль сестринского персонала в паллиативном уходе», Ковалева Елена, студентка группы ФС-231

Сообщение «Санитарно-гигиеническое обеспечение паллиативной помощи», Куделина Анастасия, студентка группы ЛД-11

 Сообщение  «Волонтерское движение» Кулешов Игорь, студент группы МД-141

Видеофильм «Дом, где творят добро» о детском хосписе.

Заключительное слово: заведующая практикой Боброва И.А.

       

Всемирный День хосписной и паллиативной помощи

Всемирный День хосписной и паллиативной помощи проводится ежегодно во вторую субботу октября. Организатором Всемирного Дня хосписной и паллиативной помощи является Всемирный Альянс паллиативной помощи, куда входят национальные и региональные организации, которые поддерживают развитие хосписной и паллиативной помощи во всем мире.

Хоспис является одной из форм паллиативной помощи - это специализированное медицинское учреждение для ухода за неизлечимо больными людьми в конце жизни.

Философия хосписа утверждает, что хоспис - это не «дом смерти», но «дом жизни».

Цели Всемирного Дня хосписной и паллиативной помощи заключаются в повышении информированности мировой общественности о проблемах паллиативной помощи и хосписов, содействие в создании условий для того, чтобы люди могли выразить свои мнения о проблеме; повышение понимания медицинских, социальных, практических и духовных потребностей людей, имеющих неизлечимые заболевания и членов их семей; способствование становлению и развитию благотворительных фондов, способных поддерживать и развивать движение хосписной и паллиативной помощи во всем мире.

Хоспис – это не просто лечебное учреждение. В него не приходят лечиться, в хоспис приходят умирать. Умирать от рака, от инсульта, от других страшных болезней.

 Хоспис – это место, где многие больные находят покой и умиротворение.

Девиз хосписа в 2015 году:  «Если невозможно прибавить дней к жизни, прибавьте жизни к дням».

Само слово «хоспис» появилось очень давно.

        В английский язык это слово попало из латинского, где оно означало «гостеприимство». Этим словом с шестого века обозначали место отдыха пилигримов. Ну, а уже из английского это слово перекочевало в другие языки, 
Обстановка в хосписе максимально приближена к домашней. Самый главный девиз всех хосписов – поменьше врачей и побольше ухода. Ведь хосписы создавались для того, чтобы умирающий человек не чувствовал себя одиноким и никому не нужным в момент смерти. 

        Впервые хоспис в Москве появился 8 ноября 1903 года. Он был открыт для раковых больных, который находились в терминальной стадии этого страшного заболевания. То есть, практически умирали. Этот хоспис был открыт по личной инициативе профессора – онколога Л.Л. Левшина. Этот человек самостоятельно смог организовать сбор средств для строительства хосписа. Самую большую сумму в организацию этого хосписа внесли знаменитые меценаты Морозовы. Именно поэтому после открытия это заведение много лет носило их имя. Первоначально здание было рассчитано на 65 коек. А вот по техническому оснащению этому заведению не было равных во всём мире.                                                                                                                                                  Но постепенно этот первый хоспис стал терять свои функции, и вместо заведения для умирающих больных превратился в Московский научно – исследовательский онкологический институт имени П. А. Герцена.                                                     

Первый московский хоспис был открыт в 1994 году в центре Москвы по адресу улица Доваторов, дом 10 по инициативе английского журналиста Виктора Зорзы и доктора Веры Васильевны Миллионщиковой, при содействии Маргарет Тэтчер и поддержке Юрия Лужкова, Наины Ельциной, Марьи Вишневской-Чубайс. Вера Миллионщикова возглавляла хоспис на протяжении 16 лет.                            Стационар Первого московского хосписа рассчитан на 30 пациентов, на выездной службе наблюдаются более 250 человек. Каждый год в Первом московском хосписе получают помощь порядка 2 000 пациентов и тысячи родственников.      Хоспис совершенно бесплатно оказывает профессиональную медицинскую, социальную, психологическую, духовную и юридическую помощь пациентам с онкологией в 4 стадии, а также их семьям.

Но не всё с хосписами в нашей стране так просто. Всё дело в том, что эти учреждения работают на бюджетной основе. С умирающего человека и с его родственников за пребывание в хосписе денег не берут. А вот идти работать в хоспис, мало кто захочет. Чаще всего там работают волонтёры, которые не получают зарплату, а ухаживают за умирающими на добровольной основе. Но мало у кого хватит сил видеть вокруг себя смерть, которая практически стоит рядом с каждой кроватью, на которой лежит умирающий. К тому же, когда ты знаешь, что этот человек умрёт очень скоро, а помочь ему ты ничем не можешь, у тебя начинается самая настоящая депрессия. Поэтому мало кто из персонала работает в таком заведении больше года.

 А если этот хоспис является детским… Сегодня в России чуть больше ста хосписов. Но для нашей огромной страны это очень мало.  В последнее время стала довольно популярна паллиативная помощь на дому. Паллиативная – значит позволяющая улучшить качество жизни умирающего больного и их родственников. Но в нашей стране это только развивается. Хосписная служба у нас доступна только жителям крупных городов. И вряд – ли какая-нибудь бригада паллиативной помощи когда-нибудь приедет в глухую и забытую богом деревню. Но будем надеяться, что всё это обязательно изменится, и даже самый последний житель самой глухой деревни сможет получить своё место в хосписе и достойно умереть в окружении тепла, заботы и уюта.

Заповеди хосписа

1. Хоспис — это комфортные условия и достойная жизнь до конца.

2. Мы работаем с живыми людьми. Только они, скорее всего, умрут раньше нас.

3. Нельзя торопить смерть, но и нельзя искусственно продлевать жизнь. Каждый живет свою жизнь. Время ее не знает никто. Мы лишь попутчики на последнем этапе жизни пациента.

4. Брать деньги с уходящих из этого мира нельзя. Наша работа может быть только бескорыстной.

5. Мы не можем облегчить боль и душевные страдания пациента в одиночку, только вместе с ним и его близкими мы обретаем огромные силы.

6. Пациент и его близкие — единое целое. Будь деликатен, входя в семью. Не суди, а помогай.

7. Если пациента нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. То, что кажется мелочью, пустяком в жизни здорового человека — для пациента имеет огромный смысл.

8.Каждый человек индивидуален. Нельзя навязывать пациенту своих убеждений. Пациент дает нам больше, чем мы можем дать ему.

9. Принимай от пациента все, вплоть до агрессии. Прежде чем что-нибудь делать — пойми человека, прежде чем понять — прими его.

10. Будь всегда готов к правде и искренности. Говори правду, если пациент этого желает и если он готов к этому. Но не спеши.

11. «Незапланированный» визит — не менее ценен, чем визит «по графику». Чаще заходи к пациенту. Не можешь зайти — позвони; не можешь позвонить — вспомни и все-таки … позвони.

12. Не спеши, находясь у пациента. Не стой над пациентом — посиди рядом. Как бы мало времени ни было, его достаточно, чтобы сделать всe возможное. Если думаешь, что не всe успел, то общение с близкими ушедшего успокоит тебя.

13. Хоспис — дом для пациентов. Мы — хозяева этого дома, поэтому: переобуйся и вымой за собой чашку.

14. Репутация хосписа — это твоя репутация.

15. Главное, что ты должен знать: ты знаешь очень мало.

Видеофильм «Хоспис», о первом Московском хосписе им. Веры Миллионщиковой

Особенности общения с пациентами хосписа

Ухаживая за больным человеком, мы, как правило, надеемся, что он выздоровеет или, по крайней мере, состояние его здоровья в результате лечения и ухода улучшится. Надежда на благоприятный исход заболевания и видимое улучшение состояния здоровья больного придают нам дополнительные силы и наполняют смыслом наши труды. Однако не всегда, ухаживая за больным, можно надеяться, что он поправится и вернется к обычному образу жизни. Не всегда за болезнью следует выздоровление или улучшение здоровья. Болезнь может заканчиваться неумолимо приближающейся смертью.

Теряет ли смысл уход за больным, который не может поправиться? Конечно, нет! Более того, умирающий больной нуждается в особо тщательном, особо внимательном, особо чутком уходе и общении. Он нуждается в нашей помощи не меньше, а больше, чем другие больные - наша помощь имеет очень большое значение для достойного завершения жизни человека. Уход за умирающим человеком требует очень много физических и душевных сил, много времени и умения общаться.

Надо понимать, что уход за умирающим, его сопровождение по всем этапам умирания - трудное испытание для всех, кто участвует в таком уходе.

К уходу за больным и общению с ним в этот период должны быть привлечены родственники, друзья, врачи, медицинские сестры, социальные работники, священник. Для того, чтобы эффективно помочь больному, необходимо понимать какие серьезные и специфические проблемы возникают у умирающего человека. К сожалению, до недавнего времени тема смерти в медицине была закрыта. Существовал и существует негласный запрет на сообщение больному смертельного диагноза. Смерть воспринимается как неестественное и пугающее событие.          

Ни медицинские работники, ни родственники смертельно больных людей, как правило, не умеют разговаривать с такими больными и не знают, о чем с ними говорить. В общении царят обман и неискренность. В силу неверного представления, что все больные могут быть вылечены современными методами лечения, умирающие люди часто рассматриваются как результат медицинской неудачи. В результате этого умирающий человек испытывает неловкость при обсуждении с медицинскими работниками своих чувств о смерти и ее приближении.  

К уходу за больным и общению с ним в этот период должны быть привлечены родственники, друзья, врачи, медицинские сестры, социальные работники, священник. Для того, чтобы эффективно помочь больному, необходимо понимать какие серьезные и специфические проблемы возникают у умирающего человека.

Сообщая больному диагноз, необходимо помнить о следующем:

  • Больной должен быть расположен к тому, чтобы услышать правду о диагнозе.
  • Начиная разговор о диагнозе, необходимо иметь в запасе  достаточно длительное    время (может быть несколько часов) на общение с больным.
  • При сообщении пациенту о прогнозе его заболевания не следует говорить всю информацию сразу. Необходимо её дозировать.
  • Диагноз, как правило, сообщает врач, но это может быть и другое доверенное лицо.
  • Диагноз сообщается после достаточно продолжительного подготовительного разговора о проведенных исследованиях и имеющихся изменениях в организме.
  • Надо стараться избегать медицинских терминов, которые могут быть непонятны или неправильно поняты больным.
  • Сообщение диагноза не должно выглядеть как вынесение приговора. Больной не должен услышать в словах интонацию: «Ты обязательно скоро умрешь», а: «Диагноз очень серьезен...  нужно  быть ко всему готовым».
  • Надо быть готовым к проявлению различных, иногда очень сильных эмоций больного: гнева, отчаяния и др.
  • Надо быть готовым разделить с больным его сильные переживания. 

Принципы общения с умирающим человеком:

  • Будьте всегда готовы оказать помощь.
  • Проявляйте терпение.
  • Дайте возможность выговориться.
  • Произнесите несколько утешающих слов, объясните больному, что испытываемые им чувства совершенно нормальны.
  • Спокойно относитесь к его гневу.
  • Избегайте неуместного оптимизма.

Умирающий  хочет чувствовать себя защищенным. Он хочет, чтобы его успокоили, сказали ему, что он не будет страдать в момент умирания. Надо помочь больному справиться со страхом. Надо говорить с ним о его страхах. Нельзя обходить эту тему молчанием на том основании, что Вы не можете предложить ему стать здоровым. Основная помощь больному состоит в постоянном общении с ним, в совместном проживании последнего периода его земной жизни.                          

Больной должен быть уверен в том, что ему помогут снять боли и другие тягостные ощущения в момент смерти. Многие больные нуждаются в телесном контакте с близкими людьми в момент смерти. Они просят, чтобы их взяли за руку, положили руку на лоб, обняли и т.п.                                                                                      

Для того, чтобы помочь больному справиться со страхом, необходимо:            

  • оказывать эмоциональную поддержку;
  • общаться с больным открыто, доверительно;
  • относиться к нему с сочувствием;
  • честно отвечать на вопросы;
  • не внушать несбыточных надежд;
  • давать возможность задавать вопросы;
  • понимать потребности больного;
  • принимать во внимание и стараться удовлетворить психические, социальные и духовные потребности больного;
  • предвидеть трудности и быть готовым к их преодолению.

                                     

Паллиативное лечение

Паллиати́вная терапи́я (от фр. palliatif от лат. pallium — «покрывало, плащ») — это подход к лечению, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким.

Паллиативная помощь:

  • облегчает боль и другие доставляющие беспокойство симптомы;
  • утверждает жизнь и относится к умиранию как к естественному процессу;
  • не стремится ни ускорить, ни отдалить наступление смерти;
  • включает психологические и духовные аспекты помощи пациентам;
  • предлагает пациентам систему поддержки, чтобы они могли жить насколько возможно активно до самой смерти;
  • предлагает систему поддержки близким пациента во время его болезни, а также в период тяжёлой утраты;
  • использует дисциплинарный командный подход для удовлетворения потребностей пациентов и их родственников, в том числе в период тяжёлой утраты, если возникает в этом необходимость;
  • повышает качество жизни и может также положительно повлиять на течение болезни;
  • применима на ранних стадиях заболевания в сочетании с другими методами лечения, направленными на продление жизни, например с химиотерапией, радиационной терапией.
  • включает проведение исследований с целью лучшего понимания и лечения доставляющих беспокойство клинических симптомов и осложненений.[1].
  • Цели и задачи паллиативной помощи:
  • Адекватное обезболивание и купирование других тягостных симптомов.
  • Психологическая поддержка больного и ухаживающих за ним родственников.
  • Выработка отношения к смерти как к закономерному этапу пути человека.
  • Удовлетворение духовных потребностей больного и его близких.
  • Решение социальных и юридических, этических вопросов, которые возникают в связи с тяжёлой болезнью и приближением смерти человека.
  • Паллиативное лечение направлено на решение нескольких задач:
  • обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов;
  • включает психологическую и духовную поддержку больного;
  • предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь;
  • предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни.                

Паллиативный уход предоставляется группой медицинских работников. В состав группы часто входят прошедшие специальную подготовку доктора, медсестры, социальные работники, а также фармацевты, диетологи, священники и другие специалисты-медики. В группу паллиативного лечения также входит пациент и лица, ответственные за медицинский уход за ним/ней в семье. Группа паллиативного лечения тесно работает с лицами, ответственными за медицинский уход в семье, лечащими врачами, и другими лицами, принимающими участие в лечении пациента. Это создает дополнительную поддержку.

Паллиативное лечение может быть полезно на любом этапе во время течения заболевания. Лучше начать паллиативное лечение раньше, чем позже, тем не менее, начать его не поздно никогда. Паллиативное лечение может включать несколько консультаций или непрерывное лечение. Большая часть услуг по паллиативному лечению предоставляется в госпиталях, однако иногда оно предлагается в амбулаторных клиниках, учреждениях по уходу на дому и по долгосрочному уходу. Поговорите с доктором вашего родственника, если думаете, что паллиативное лечение может быть полезно.

Факты и мифы о паллиативной помощи

1. Миф: Показание к паллиативной и хосписной помощи или направление в хоспис означает скорую смерть пациента.

Факт: Хоспис – это не дом смерти. Паллиативная помощь направлена на комплексное повышение качества жизни: устранение болевого синдрома, сестринский уход, духовную и психологическую поддержку. Паллиативная помощь позволяет сделать жизнь достойной до самого конца. 

2. Миф: Паллиативная и хосписная помощь нужна только пациентам с онкологическими диагнозами.

Факт: Все те, у кого диагностировано хроническое, ограничивающее срок жизни заболевание, должны иметь доступ к паллиативной помощи.  Международные исследования показывают, что приблизительно 70% людей с неизлечимыми заболеваниями могли бы улучшить качество жизни за счет паллиативной поддержки. 

3. Миф: Болевой синдром в хосписе купируют только наркотиками.

Факт: Паллиативное лечение – комплексная система мер, которая обеспечивает психосоциальную и духовную заботу наряду с управлением болью. Термин total pain (всепоглощающая боль) включает физическое, социальное, психологическое, и духовное страдание, которое облегчают в хосписе.  В паллиативной помощи, несомненно, применяют наркотические обезболивающие, но не ограничиваются ими. 

4. Миф: Паллиативную помощь можно получить только в хосписе.

Факт: Паллиативная помощь возможна и на дому. Для этого существует выездная служба хосписа, врачи и медсестры которой обучают родственников пациентов грамотному уходу и хосписной философии – если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. 

5. Миф: Хосписы – только для пожилых людей.

Факт: Хосписы и паллиативный уход доступен для пациентов всех возрастов. Мы не хотим думать, что дети болеют неизлечимыми заболеваниями. Однако большая часть паллиативной помощи – это забота об инкурабельных детях —  со смертельными и ограничивающими срок жизни заболеваниями. Программы паллиативного лечения должны быть подготовлены для заботы  о пациентах любого возраста.

6. Миф: Все  нуждающиеся в паллиативной помощи ее получают.

Факт: Фактически только 10% нуждающихся в паллиативной помощи во всем мире ее получают (по данным Всемирного Альянса организаций паллиативной помощи). А в России и того меньше. Сегодня лишь менее 40% онкологических пациентов получают паллиативную помощь в хосписах Москвы. Система оказания медицинской помощи в стране не может считаться полной без хосписной и паллиативной помощи неизлечимым больным и без подготовки специалистов в этой области.

Роль сестринского ухода в паллиативной помощи 

Окружен добром – добро творящий,                                                                                                         Под щитом добра он в трудный час.                                                                                                Испытаний холод леденящий,                                                                                                                       Не коснется милосердных – вас!

Женщины ухаживали за больными во все времена и во всех странах мира. Считают, что «сестринское дело» в России возникло с начала 19 века, именно тогда началась специальная подготовка сестринского персонала. В 1818 году был создан «Институт сердобольных вдов», а при больницах появились курсы сиделок. Н.И. Пирогов активно привлекал к уходу женщин, поддерживал нововведения среди сестринского персонала. До 1917 года в России насчитывалось 10 тысяч сестер милосердия.

В настоящее время медицинская сестра олицетворяет собой самую массовую медицинскую профессию в России.

Важнейшими задачами профессиональной деятельности современной медицинской сестры являются: комплексный всесторонний уход за пациентами и облегчение их страданий, восстановление здоровья и реабилитация, содействие укреплению здоровья и предупреждение заболеваний, психологическая поддержка пациента и семьи, облегчение боли и смягчение других тягостных симптомов.

При поступлении пациента в отделение паллиативной помощи или стационар (хоспис) медсестра составляет карту « предпочтений пациента».  В карте отмечается, что и в какое время пациент выполняет:  просыпается, умывается, любимая еда и напитки, любимое занятие. Курение и.т.д.  Составление такой карты облегчает планирование ухода и позволяет избежать дублирования в сборе информации, обеспечивает преемственность в проведении ухода.

«Медицинская сестра должна с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть» (Этический кодекс медицинской сестры).

«…Медсестра- это ноги безногого, глаза - ослепшего, опора - ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить» (Вирджиния Хендерсон).                                                                                           Паллиативная помощь медсестры сопряжена с большими психологическими и физическими нагрузками. Поэтому медсестра, работающая с инкурабельными пациентами, должна быть своего рода психологом. Роль сестры, работающей с тяжелобольными пациентами, неизмеримо возрастает и отличается большими физическими и эмоциональными нагрузками, она динамична, насыщена выполнением сестринских манипуляций. В процессе ухода важно помнить не только об основных потребностях человека в питье, еде, сне и т.п., но и о потребностях конкретного пациента – его привычках, интересах, ритме его жизни до начала болезни.

Медсестра также участвует в решении сложных проблем пациента и его семьи. Принятие таких решений требует от нее большого напряжения моральных сил, мобилизации опыта и знаний, глубокого понимания степени ответственности перед больным.

Узнав незадолго перед смертью о неизлечимости своей болезни, Н. А. Некрасов сказал: «Не страшно умереть, а страшно умирать».                                                                                      Помня о том, что невежество и страх в доме больного могут быть причиной неудачи паллиативной помощи, медицинская сестра проводит беседы с родственниками, разъясняя состояние здоровья их близкого человека, и обучая уходу за больным в терминальной стадии. Важная часть программ паллиативной помощи - поддержка в период тяжелой утраты.    Современный хоспис является логическим завершением усилий, направленных на заботу об умирающих.                                                                                                                                      Болезнь и смерть есть и будут неизбежной составляющей частью человеческого существования. По тому, как мы заботимся об умирающих и их родных в сложный период противостояния болезни и ожидания надвигающейся смерти, можно судить о степени развития нашего общества. При прохождении производственных практик в ЛПУ, студенты  встречаются с инкурабельными больными и, совместно с палатной медицинской, студенты оказывают помощь пациентам, нуждающимся в частичном или постоянном паллиативном уходе.                                                                                                                                               Чем тяжелее состояние пациента, тем важнее для него квалифицированный, эффективный сестринский уход, поэтому именно в паллиативной медицине наиболее полно раскрывается содержание сестринской профессии.

Когда ты здоров, жизнь кажется прекрасной, такой долгой и радостной. Но в любую минуту у каждого из нас все может измениться: врач произнесет страшный диагноз и нам нужна будет помощь других людей. Не все могут помогать больным людям. Но для медицинской сестры, помощь безнадежно больным людям, является профессиональным долгом. Поэтому воспитание чувства милосердия, сострадания, ежеминутной готовности помочь страждущему является одной из самых главных целей среднего медицинского образования. Все мы должны помнить, что и слово лечит…

Санитарно-гигиеническое обеспечение паллиативной помощи

Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» №323-Ф3 от 21.11.11 определен новый для российского здравоохранения вид медицинской помощи - паллиативная медицинская помощь, представляющая собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания с целью улучшения качества жизни неизлечимо больных.

Паллиативная медицинская помощь призвана повышать качество жизни пациента, несмотря на предполагаемую ограниченную продолжительность жизни. Главный ее принцип: всегда существуют способы облегчить страдания больного на протяжении оставшегося времени жизни вне зависимости от характера и тяжести заболевания, а также от препаратов, используемых для лечения.

Право выбора места оказания помощи - на дому или в стационаре - остается за пациентом.

Успех и эффективность паллиативной помощи зависят от многих факторов, в том числе от санитарно-гигиенического обеспечения. При планировании службы паллиативной помощи необходимо учитывать, что важная ее задача - создать для пациентов благоприятные условия пребывания в учреждении.

        Санитарно-гигиеническое обеспечение паллиативной помощи регулируется  нормативно-правовой документацией.

Рекомендуемая мощность стационаров паллиативной помощи - 25-30 коек. При выборе участков для них рекомендуется учитывать их доступность для проезда больных и их родственников, близость к действующим больницам и культовым зданиям (храмы, мечети и т.д.). Здания учреждений паллиативной помощи должны быть не выше 2 этажей с размещением стационара на 1-м этаже. На 1 койку в палате должно приходиться не менее 14 м2.

Посты дежурных медсестер следует проектировать из расчета не менее 6 м2 каждый, на 1 пост должно приходиться не более 5 больных.

Службу приготовления пищи следует располагать в обособленных отсеках зданий хосписов с отдельными служебными и хозяйственными входами и технологической связью с палатами.

В соответствии с требованиями отдельных пунктов СанПиНов допускается:

  • пребывание в учреждении посетителей госпитализируемых из числа законных представителей больного для осуществления ухода за ним;
  • в учреждениях, обеспечивающих оказание паллиативной помощи  
  • несовершеннолетним пациентам, должны быть предусмотрены дополнительные помещения для сна и приема пищи законных представителей больных.

Требованиями действующих СанПиН не запрещено приготовление блюд для пациентов их родственниками. Приготовление пищи может производиться в специально выделенном и оборудованном помещении, обеспечивающем нужные для этого условия, а также условия для мытья и хранения кухонной и столовой посуды, приборов. Следует отметить, что дезинфекция кухонной и столовой посуды, приборов и стаканов, используемых пациентами в строго индивидуальном порядке, необязательна.

Таким образом, паллиативная помощь, являющаяся неотъемлемой частью медицинской помощи, направлена на облегчение страданий больного на протяжении оставшегося времени жизни вне зависимости от характера и тяжести заболевания.

Объём ухода зависит во многом от состояния пациента. Строгий пастельный режим (с запретом сидеть) назначают редко, учитывая общую полезность физической активности и склонность к застойным явлениям и пролежням. Обычный постельный, при котором можно сидеть, и полупостельный режимы наиболее распространены. Общий режим назначают реже, сберегая силы пациента для борьбы с болезнью.

При дефиците личной гигиены медсестре необходимо:

1. Объяснить необходимость мероприятий по личной гигиене в больничных условиях.

2. Оценить способность самоухода.

3.  Помочь в проведении утреннего и вечернего туалета, бритья утром.

4. Проводить частичную санитарную обработку ежедневно.

5.  Обеспечить возможность мытья рук перед приемом пищи и после туалета.

6. Помочь при подмывании (не реже 1 раза в день).

7. Обеспечить мытье волос и стоп 1 раз в неделю.

8. Обеспечить уход за ротовой полостью, полоскание рта после каждого приема пищи.

9. Обеспечить стрижку ногтей 1 раз в неделю.

10.  Обеспечить уход за естественными складками кожи ежедневно.

11. Обеспечить смену белья по мере загрязнения.

ВНИМАНИЕ! 

  1. Научите пациента самого заботиться о себе, насколько это возможно.
  2. Развивайте у пациента навыки самопомощи, поощряйте его самостоятельные действия.
  3. Личный контакт с пациентом, внимательное наблюдение и выслушивание пациента помогут Вам наилучшим образом организовать уход за каждым пациентом.

Волонтерское движение

Волонтёр – это человек, который добровольно и безвозмездно делает что-то для людей, нуждающихся в помощи.

Даже в самых обеспеченных и благоустроенных  хосписах волонтеры играют важную роль. Почему? Зачем они нужны, если вокруг чисто, пациенты ухожены, медицинский персонал грамотно выполняет свои функции? Дело в том, что не только профессионализм и добросовестное отношение сотрудников к своей работе делают хоспис хосписом, но и человеческое тепло, живое участие и общение. И в этом большую роль играют волонтёры.  Волонтёром хосписа можете стать любой желающий.                                     

Основными принципами волонтерской работы являются:

  • желание помогать людям добровольно,
  • желание делиться своим опытом,
  • проявлять добросовестность, законность (деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ).

Сферы деятельности волонтеров в хосписе:

  • Общение с пациентами. Сам факт общения с «новым» человеком для пациента, прикованного к постели, оказывает благоприятное воздействие.
  • Помощь в уходе за пациентами на дому и в стационаре. Такая помощь включает гигиенические процедуры, сопровождение пациента на прогулке, покупка необходимых товаров, уборка помещений и другие
  • Помощь хоспису в ежедневных хозяйственных делах: уборка территории, мытье окон, работы в саду и прочие
  • Помощь автотранспортом, например, при сопровождении пациента на консультацию к врачу или просто прогулки по городу с пациентом, который долгое время не мог выходить самостоятельно из дома.
  • Пропаганда хосписного движения в средствах массовой информации.
  • Сбор благотворительных средств.

При работе с волонтерами необходимо:

  • учитывать физическое и психологическое здоровье кандидата;
  • учитывать мотивацию работы волонтера;
  • информировать об особенностях работы с онкологическими больными терминальной стадии заболевания;
  • создать возможность обучения и повышения квалификации;
  • проводить мероприятия по профилактике эмоционального выгорания.

Волонтёрство организовано по четырём направлениям:                                                                                          

- помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентами,                                                                                                  - организация (наполнение) свободного времени пациентов,                                                                                                           -  участие в акциях по сбору средств и по популяризации темы.                                                                                                  - офисная, техническая и разного рода несистематическая помощь — написать статью, работать с сайтом, отвезти или привести что-то, сделать телефонный звонок и т. д.                                                                                                                                                          

        Очень важно всерьёз и профессионально учитывать, что в хосписы волонтёры идут помогать в неразрешимой ситуации.    

Благотворительный фонд помощи хосписам «Вера» был создан в ноябре 2006 года и быстро стал центром хосписного движения в России. Фонд назван в честь Веры Миллионщиковой, создателя и, вплоть до последних дней жизни, главного врача Первого Московского хосписа, который теперь носит ее имя. Сегодня Фонд – единственная в России некоммерческая организация, которая занимается поддержкой хосписов и их пациентов.

Хосписы – это сердце системы паллиативной медицины. Они предназначены для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической, духовной и юридической помощи неизлечимым онкологическим больным и их семьям, как в период болезни, так и после утраты близких.
         Чтобы стать волонтером, не обязательно работать в хосписе с неизлечимо больными людьми. Можно организовывать сбор гуманитарных потребностей пациентов хосписов, делать ремонт, привозить продукты питания и т.д.

Волонтёрство — большей частью, дело уникальных, сильных духом людей.                                                      

Видеофильм «Дом, где творят добро» о детском хосписе»

Заключение

Смертность от онкологических заболеваний  имеет неуклонную тенденцию к росту во все мире. Мало что есть в жизни страшнее смерти. Можно ли научиться умирать? Можно ли научиться быть рядом с умирающим? Говорят, доблестные спартанцы встречали смерть с улыбкой. А сейчас о смерти и говорить не принято. Чем мы можем помочь людям, которым поставили тяжелый диагноз?

Мы хотим сделать все от нас зависящее, чтобы отпущенное им время они провели без боли, окруженные друзьями и подарками, чтобы все их последние желания исполнялись, чтобы их родственники могли проводить все свое время рядом с ними. И наша задача заключается в том, чтобы больной мог сказать: «За последние три месяца я жил больше и лучше, чем за всю жизнь».

Список литературы:

  1. Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. СПб.: «Речь» ,2002. – 162 с.
  2. Соколова О. А. Проблемы психологической реабилитации онкобольных. Хабаровск: «ХГПУ», 1999. – 116 с.
  3. Социальные и психологические аспекты детской онкологии. Материалы Первой Всероссийской конференции с международным участием. М. 4 – 6. 07.1997 г.
  4. Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. М.: «Академия», 2002. – 192 с.
  5. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология. Ростов на Дону: «»еникс”, 2002. – 352
  6. Бялик М.А. Консультации по детской онкологии. – М.: Доктор, 2003.
  7. Большая Медицинская Энциклопедия. Т.21. / Под ред. Б.В. Петровского. - М.: Советская Энциклопедия, 1983.
  8. Ледяева М. Философия боли. // Дворник, №5. – 2001.
  9. Львова Л.В. Ответственность перед умирающими. – М.: Владос, 2003.
  10. ru.wikipedia.org
  11. http://www.hospice.ru/
  12. http://www.medvestnik.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творим добро"

В рабочей программе содержится пояснительная записка, учебный план, учебно-темаический план, материально-техническое обеспечение....

классный час на тему "Твори добро" (посвящён Всемирному Дню толерантности)

Целенаправленная работа по воспитанию толерантности  у подрастающего поколения велась всегда, во все времена,  история человечества помнит разноцветные п...

презентация Социальный проект "Твори добро своими руками"

Социальный проект "Твори добро своими руками"...

Конференция, посвященная Всемирному Дню хосписной и паллиативной помощи "Дом, где творят добро"

К финальному этапу жизни люди подходят с определенным багажом хронических, прогрессирующих заболеваний, которые не поддаются радикальному лечению. Люди часто становятся, зависимы от посторонней помощи...

Международные рождественские образовательные чтения Научно- практическая конференция "Актуальные вопросы паллиативной помощи"

Выступление  в рамках Международные  рождественские  образовательные чтения Научно- практическая  конференция  "Актуальные вопросы  паллиативной  помощи&qu...

Открытый классный час, посвящённый Всемирному дню приветствий. Всемирный день приветствий как знак протеста против усиления международной напряженности.

21 ноября 2018 года прошел открытый классный час, посвящённый Всемирному дню приветствий.Всемирный день приветствий как знак протеста против усиления международной напряженности.Цель:познакомить учащи...