МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ В ШКОЛЕ ЗДОРОВЬЯ НА ТЕМУ: “Профилактика развития “диабетической стопы ““.
презентация к уроку на тему

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_metod.razrabotke.pptx1.47 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа здоровья “Профилактика развития диабетической стопы “

Слайд 2

Цель: Обсудить, что происходит с ногами и, в частности, со стопой при сахарном диабете? Опасно ли это? 2.Можно ли предотвратить развитие "Диабетической стопы"? 3. Выяснить, в чем заключается профилактика этого осложнения?

Слайд 3

Сахарный диабет клинический синдром хронической гипергликемии и глюкозурии, обусловленный абсолютной или относительной инсу­линовой недостаточностью, приводящей к нарушению обмена веществ, по­ражению сосудов (различные ангиопатии), нейропатии и патологическим изменениям в различных органах и тканях.

Слайд 4

1995 2000 Глобальная проблема Количество больных сахарным диабетом в мире 1994 г. 110 млн. 2007 г. 246 млн. 2025 г. 333 млн. человек 2007 г. 246 млн.

Слайд 5

Динамика распространенности сахарного диабета на территории Волгоградской области (на 100 000 населения) Количество больных СД Тип 1 Тип 2

Слайд 6

Диабетическая ретинопатия Основная причина слепоты у взрослых работоспособного возраста Диабетическая Нефропатия Основная причина терминальной почечной недостаточности Сердечно-сосудистые заболевания ОНМК Увеличение в 2 – 4 раза середечно-сосудистой смертности и ОНМК Диабетическая нейропатия Основная причина нетравматических ампутаций нижних конечностей 8/10 пациентов с СД умирают от сердечно-сосудистых осложнений 1 Fong DS, et al. Diabetes Care 2003; 26 (Suppl. 1):S99–S102. 2 Molitch ME, et al. Diabetes Care 2003; 26 (Suppl. 1):S94–S98. 3 Kannel WB, et al . Am Heart J 1990; 120:672–676. 4 Gray RP & Yudkin JS. In Textbook of Diabetes 1997. 5 Mayfield JA, et al. Diabetes Care 2003; 26 (Suppl. 1):S78–S79. Каковы угрозы Диабета?

Слайд 7

Почему ногам при диабете угрожает так много опасностей?

Слайд 8

Ноги при сахарном диабете подвержены большой опасности и каждый должен быть знаком с мерами профилактики осложнений. Эффективность мер довольно высока, они позволяют снизить риск поражения ног.

Слайд 9

Почему ногам при диабете угрожает так много опасностей?

Слайд 10

Что такое группа высокого риска? Риск язвы велик, если у Вас: Нарушена защитная чувствительность на стопах Отсутствует пульс на артериях стоп Имеется серьезная деформация стоп В прошлом была язва стопы Была ампутация на стопе или конечности Вы имеете низкий риск образования язвы стопы, если у Вас: Сохранена защитная чувствительность на стопах Определяется пульсация на артериях стоп Нет значительных деформаций стоп Не было язв стоп в прошлом Не было ампутаций

Слайд 11

Как нужно осматривать стопу?

Слайд 12

Определение нарушения чувствительности стоп

Слайд 13

Дневник ухода за стопами 8.00 Просыпаюсь. Проверяю рукой домашние тапочки. 8.10 Зарядка для ног. 9.00 Проверяю рукой, надевая обувь для улицы. 10.00 Переодеваю сменную обувь. 13.00 Проверяю рукой и надеваю обувь для улицы. 18.00 Переодеваю сменную обувь. 19.00 Осматриваю ноги. 19.30 Мою ноги, ухаживаю за стопами.

Слайд 14

Перечень упражнений: Первые шесть упражнений выполняйте сидя на стуле. Упражнение 1. Сидите прямо. Не прислоняйтесь к спинке стула. Ноги поставьте на пол. Поднимите носки. Сгибайте и разгибайте пальцы ног. • Тренирует мышцы стопы, улучшает кровоснабжение и чувствительность в пальцах ног. Повторите 15 раз. Упражнение 2. В том же положении поставьте ноги на пятки. Совершайте круговые движения носками попеременно в одну и другую стороны. Разрабатывает голеностопные суставы, улучшает кровоснабжение стопы. Повторите 15 раз. Упражнение 3. Поставьте ноги на носки. Поднимите пятки. Совершайте круговые движения пятками попеременно в одну и другую стороны. Разрабатывает голеностопные суставы и суставы стопы, улучшает кровоснабжение в икроножных мышцах и в стопе. Упражнение 4. Поднимите ногу. Выпрямите ее в колене. Носок как молено сильнее потяните на себя. В воздухе пишите цифры от 1 до 10. Повторите другой ногой. Тренирует мышцы передней поверхности бедра, улучшает кровоснабжение в ногах.

Слайд 15

Упражнение 5. Поднимите обе ноги. Колени согните. Разверните ступни внутрь. Хлопайте ступнями одну о другую. Старайтесь, чтобы вся поверхность одной ступни полностью соприкоснулась с поверхностью другой. Тренирует мышцы внутренней поверхности бедра, брюшного пресса, массирует стопы. Выполняйте 15 раз. Упражнение 6. Возьмите каталку для теста или пустую бутылку. Положите ее на пол. Катайте каталку вперед-назад босыми ногами. Массирует стопы, улучшает кровоснабжение, чувствительность. Старайтесь выполнять это упражнение в течение двух минут. Упражнение 7. Лягте на пол. Расслабьте позвоночник. Потянитесь. Поднимите ноги вверх до вертикального положения. Носки потяните как можно сильнее на себя. Руки выпрямите и соедините перед собой. Потрясите в таком положении ногами и руками. Расслабляет позвоночник, улучшает отток лимфы и венозной крови, способствует уменьшению отеков на ногах. Старайтесь выполнять это упражнение в течение двух минут.

Слайд 16

Как правильно выбирать обувь? Правило 1 . Выбирайте обувь, соответствующую форме Вашей стопы. Правило 2. Уделяйте особое внимание носочной части ботинка. Правило 3, Проверяйте обувь рукой изнутри. Правило 4. Ваша обувь должна изменять объем, если Ваши ноги отекают. Правило 5. Подошва обуви должна быть достаточно жесткой и выполнять роль амортизатора, а каблук широким высотой до 4 см. Правило 6. Не торопитесь, покупая обувь. Правило 7. Не ходите долго в одной и той же обуви.

Слайд 17

Правила ухода за ногами Помимо представленных ниже правил, необходимо отказаться от: -курения, - активно бороться с избытком веса, - следить за уровнем холестерина крови, -больше двигаться .

Слайд 18

Как ухаживать за ногами?

Слайд 19

Этого делать НЕЛЬЗЯ 1. Нельзя пользоваться при уходе за ногтями никакими острыми предметами: ножницами, мозольными ножницами, бритвенными лезвиями. Использование таких предметов – одна из самых частых причин возникновения травм, особенно в условиях сниженной чувствительности и плохого зрения. 2. Если ноги мерзнут, нельзя согревать их с помощью грелок (в том числе электрических), электронагревательных приборов. Температурная чувствительность у людей с диабетом часто бывает снижена, поэтому ослаблена защитная реакция и можно легко получить ожог.

Слайд 20

3. Нельзя принимать горячие ножные ванны. Температура воды не должна быть выше 37°С. 4. Не рекомендуется ходить босиком , т.к. при этом высока опасность травматизации с одновременным проникновением инфекции в область повреждения. На пляже и при купании нужно надевать купальные тапочки. Следует также оберегать ноги от солнечных ожогов. 5. Необходимо отказаться от неудобной (узкой, натирающей, давящей) обуви и не носить туфли на высоком каблуке. Высокий каблук способствует нарушению кровообращения в стопе и образованию зон повышенного давления на ее подошвенной поверхности.

Слайд 21

6. Если на ногах есть мозоли, нельзя пытаться избавиться от них с помощью мозольных жидкостей, мазей или пластырей, т.к. все они содержат вещества, разъедающие кожу. 7. Следует обращать внимание на резинки носков. Если они слишком туги, и оставляют вдавления на коже голеней, это затрудняет кровообращение.

Слайд 22

Так НУЖНО ухаживать за ногами при диабете 1. Обрабатывать ноги следует с помощью пилки. Это позволит не только избежать травматизации , но и сформировать правильный, горизонтальный край ногтя, оставляя нетронутыми его уголки. 2. Удалять мозоли и участки и избыточного ороговения с помощью пемзы.

Слайд 23

3. После мытья ноги надо насухо протереть, осторожно промокая кожу, особенно в межпальцевых промежутках. Повышенная влажность в этих областях способствует развитию опрелостей и грибковых заболеваний. По этой же причине, используя увлажняющий крем для ног, не следует наносить его на кожу между пальцами. 4. Если ноги мерзнут, согревать их надо теплыми носками соответствующего размера и без тугих резинок. Необходимо следить, чтобы носки в обуви не сбивались.

Слайд 24

5. Необходимо проверять внутреннюю поверхность обуви перед тем, как ее надеть. Необходимо убедиться, не попали ли внутрь какие-либо посторонние предметы, не завернулась ли стелька, не проступают ли острые гвоздики. 6. Нужно осматривать свои стопы, особенно подошвенную поверхность. Ежедневный осмотр позволяет своевременно обнаружить ранки, трещины, потертости.

Слайд 25

При соблюдении указанных выше правил, возможно добиться сохранения качества жизни на должном уровне, а также снизить риск развития синдрома диабетической стопы, и, соответственно, избежать ампутации нижних конечностей. Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Образование в России"

Методическая разработка занятия предназначена для студентов II курса всех специальностей средних специальных учебных заведений. Занятие направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативно...

Методическая разработка занятия по английскому языку по теме "Образование в Великобритании"

Методическая разработка занятия предназначена для студентов II курса всех специальностей средних специальных учебных заведений. Занятие направлено на формирование у студентов иноязычной коммуникативно...

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Неопределенный интеграл и его свойства»

Теоретический материал методической разработки по «Математике» на тему «Неопределенный интеграл и его свойства» соответствует требованиям программы, методы способствуют усвоению материала, развитию ан...

Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»

Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...