Методическая разработка теоретического занятия "Транспортировка и уход за телом умершего человека"
методическая разработка на тему

Полякова Елизавета Владимировна

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с изменениями от 18 ноября 2015 года (должность 34.02.01 Младшая сестра по уходу за больными) по ПМ 04. МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», Раздел 3. «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка лекции41.83 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт - Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж № 2»

Методическая разработка теоретического занятия

для преподавателя

на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

ПМ 04. МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса»

Р 3 «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

Специальность  060501 «Сестринское дело».

                                                                                                                                                      Составитель: Круглова Е.В.

Санкт - Петербург

2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА.

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 060501.01 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», с изменениями от 18 ноября 2015 года (должность 34.02.01 Младшая сестра по уходу за больными) по ПМ 04. МДК 04.01 «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», Раздел 3. «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

В методической разработке по теме «Транспортировка и уход за телом умершего человека» представлены все необходимые элементы проведения занятия: обоснование темы, цель, задачи занятия, знания и умения по данной теме, осваиваемые профессиональные и общие компетенции, оснащение, схемы межпредметных и внутрипредметных связей, план проведения занятия, контрольно - оценочные средства - вопросы для устного опроса (блиц - опрос), словарь терминов, список литературы.

Обоснование темы.

     Ухаживая за больным человеком, мы, как правило, надеемся, что он выздоровеет или, по крайней мере, состояние его здоровья в результате лечения и ухода улучшится. Надежда на благоприятный исход заболевания и видимое улучшение состояния здоровья больного придают нам дополнительные силы и наполняют смыслом наши труды. Однако не всегда, ухаживая за больным, можно надеяться, что он поправится и вернется к обычному образу жизни. Не всегда за болезнью следует выздоровление или улучшение здоровья. Болезнь может заканчиваться неумолимо приближающейся смертью.

Надо понимать, что уход за умирающим, его сопровождение по всем этапам умирания — трудное испытание для всех, кто участвует в таком уходе.

К уходу за больным и общению с ним в этот период должны быть привлечены родственники, друзья, врачи, медицинские сестры, социальные работники, священник. Для того, чтобы эффективно помочь больному, необходимо понимать какие серьезные и специфические проблемы возникают у умирающего человека.

     В обязанности младшей медицинской сестры так же входят и такие функции, как:

- Осуществлять туалет тела умершего человека и помещать его в трупохранилище;

- Транспортировать тело умершего человека до места временного хранения;

- Доставлять трупный материал в лабораторию медицинской организации;

- Производить регистрацию приема и выдачи тела умершего человека при работе в патологоанатомическом отделении.

Эти действия она должна выполнять чётко, грамотно, с соблюдением правил эргономики и инфекционной безопасности.

Тема занятия - «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

Вид занятия - теоретическое

Продолжительность - 90 минут.

Место проведения - лекционная аудитория медицинского колледжа № 2.

Цель занятия - формирование теоретических знаний по

Цель занятия: изучить правила ухода и транспортировки тела умершего человека.

Задачи занятия

Учебная:

- обучить студентов правилам осуществления посмертного ухода и транспортировки тела умершего до места временного хранения.

Развивающая:

- развить навыки профессионального общения;

-развить способность брать на себя ответственность за результат выполнения задания.

Воспитательная:

Воспитать тактичность, внимательность, аккуратность при общении с пациентом и (или) его родственниками при проведении манипуляций.

Студент должен знать:

- основные признаки биологической смерти;

- алгоритм проведения посмертного ухода и правила транспортировки тела умершего до места временного хранения;

- устройство и функции патологоанатомического отделения;

- функциональные обязанности санитара патологоанатомического отделения.

Коды компетенций: ОК 1, 4, 5, 8; ПК 4.1.3

Ход занятия:

Этап занятия

Время

1. Организационная часть

5 минуты

2. Постановка и обоснование темы

5 минуты

3. Определение целей занятия

5 минуты

4. Изложение нового материала

60 минут

5. Заключительный контроль (блиц - опрос)

10 минут

6. Подведение итогов и домашнее задание

5 минут

Форма контроля:

  • Блиц – опрос;
  • Итоговый контроль и самоконтроль.

Материально - техническое оснащение темы:

Наименование.

Количество.

1. Опорный конспект лекции

1 шт.

2. Мультимедийная установка

1 шт.

3. Компьютерная презентация на тему «Уход за телом умершего человека»

1 шт.

4. Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответа

1 шт.

Задание на самоподготовку:

  • Читать конспект лекции;
  • Читать учебник:  
  • Подготовка к практическому занятию по теме: «Транспортировка и уход за телом умершего человека».

КОНКРЕТНЫЕ  ЗАДАЧИ

Номер и название и компетенции

Студент должен знать

ПК 4.1.3. Обеспечивать уход за телом умершего человека.

Признаки биологической смерти, алгоритм посмертного ухода.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Методы решения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач.

ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

Правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности.

РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  МОДУЛЯ

Результатом освоения является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК)  компетенциями:

КОД

НАИМЕНОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА ОБУЧЕНИЯ

ПК 4.1.1

Обеспечивать санитарное  содержание помещений, оборудования, инвентаря

ПК 4.1.2

Обеспечивать  перемещение и транспортировку  материальных объектов  и  медицинских отходов

ПК 4.1.3.

Обеспечивать уход за телом умершего человека

ПК 4.2.1

Осуществлять профессиональный уход за пациентами с недостаточностью самостоятельного ухода

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами

ОК 7

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 8

Соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и техники безопасности

Методы и приёмы обучения:

  • Метод наглядной передачи информации (компьютерная презентация);
  • Словесный метод;
  • Итоговый контроль и самооценка.

Оснащение занятия:

  • Мультимедийная установка;
  • Компьютерная презентация на тему «Уход за телом умершего человека»;
  • Вопросы для блиц - опроса с эталоном ответов;
  • Опорный конспект лекции;
  • Задания на внеаудиторную самостоятельную работу.

Оптимизация занятия:

  • Межпредметные связи;
  • Внутрипредметные связи;
  • Итоговый контроль.

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ    СВЯЗИ

ИСТОКИ

ВЫХОД

Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

  1. Зачетное занятие по МДК 04.01. «Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса»
  2. Учебная практика по ПМ 04.
  3. Производственная практика по ПМ 04.
  4. Экзамен по ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Схема интегративных связей темы занятия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ  СВЯЗИ

ИСТОКИ

(обеспечивающие предметы)

ВЫХОД

(обеспечиваемые предметы)

Основы

микробиологии и иммунологии

Анатомия и физиология человека

Основы психологии

Основы латинского языка с терминологией

Лекция «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

ПМ 02.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Р 02.03 Сестринская помощь в терапии

Этапы занятия и контроль их усвоения

№ п/п

Этапы занятия

Формы, методы проведения

Цель деятельности

Формы контроля усвоения, обеспечение этапа

Примерное время

1

Вводная часть.

Организация занятия

Формулировка темы и её обоснование

Определение целей занятия

Проверка присутствующих

Сообщается тема занятия, подчёркивается значение в профессиональ-

ной деятельности

медсестры

Беседа. См. цели занятия.

Объявляются цели занятия и записываются

Сконцентриро-

вать внимание студентов, создать рабочую обстановку

Создать положительную мотивацию познавательной деятельности. Раскрыть актуальность и значимость темы

Сформулировать конечные результаты работы

Журнал группы

Мультимедийная установка.

Рабочие тетради

Мультимедийная установка.

Рабочие тетради

5

минут

5

минут

5

 минут

2

Основная часть

Изложение нового материала

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи и с использованием методического материала.

Формирование новых знаний

Методический материал преподавателя, мультимедийная установка.

60 минут

3

Заключительная часть

Заключитель-ный контроль

Подведение итогов занятия

Домашнее задание

Блиц – опрос по пройденной теме

Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студентов.

Студенты высказывают мнение о возможных трудностях в усвоении материала.

Даётся задания

на самоподготовку к практическому занятию по теме

«Транспортировка и уход за телом умершего человека»

Развитие аналитического мышления, памяти

Закрепление знаний по пройденной теме

Контроль выполнения целей занятия.

С целью получения 2 -х сторонней связи для совершенство-

вания работы преподавателя.

Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

Приложение

№ 1.

Приложение

№ 2

Оценочный лист.

Приложение

№ 3.

10 минут

5 минут

Приложение 1

БЛИЦ-ОПРОС

  1. Что такое клиническая смерть?
  2.  Биологическая смерть?
  3. Назовите ранние признаки биологической смерти.
  4. Назовите поздние признаки биологической смерти.
  5. Сформулируйте  действия медицинской сестры при осуществлении посмертного ухода.
  6. Назовите основные правила транспортировки тела умершего в патологоанатомическое отделение.
  7. Назовите алгоритм дезинфекции каталки.

Приложение 2

ОЦЕНОЧНЫЙ  ЛИСТ

№ п/п

ФИО студента

Блиц -опрос

Дополнительная активность студентов

Итоговая оценка

Приложение 3

Задание на самоподготовку к практическому занятию по теме

«Транспортировка и уход за телом умершего человека»

  1. Изучить конспект лекции «Транспортировка и уход за телом умершего человека».
  2. Подготовить доклад на выбранную тему:

- «Основные правила эргономики при перемещении тяжестей»;

- «Основные функции патологоанатомического отделения»;

- «Потеря, смерть, горе»;

- «Функциональные обязанности младшей медицинской сестры при работе в патологоанатомическом отделении».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

  1. Двойников С.И., Карасева Л.А. Основы сестринского дела. ОИЦ «Академия». 2009г.
  2. Кулешова Л.И. Основы сестринского дела.  Курс лекций, сестринские технологии. Феникс. 2016 г.
  3. Морозова Г.И. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи (практикум). Гэотар-Медиа. 2009г.
  4. Мухина С.А., Тарновская И.И. Основы сестринского дела. Практическое руководство. Гэотар-Медиа. 2008г.
  5. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела. Гэотар-Медиа. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс лекций по МДК "Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека"

Курс лекций составлен  с использованием литературы: Сестринское дело. Практическое руководство : учебное пособие / под ред. И. Г. Гордеева, С. М. Отаровой, З. З. Балкизова. – 2-е изд. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по УД Анатомия и физиология человека ТЕМА: Железы внутренней секреции

Данная методическая разработка предназначена для проведения лекционного занятия по теме «Железы внутренней секреции»-  и направлена на формирование профессионального интереса к ...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

ФГОС 2022 Перечень вопросов для подготовки к зачёту МДК 01.01 Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом умершего человека (теория)

ФГОС 2022 Перечень вопросов для подготовки к зачёту МДК 01.01 Санитарное содержание палат,  специализированных кабинетов, перемещение материальных объектов и медицинских отходов, уход за телом ум...

ФГОС 2022 Курс лекций ПМ.01. Осуществление профессионального ухода за пациентом, МДК.01.01. Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, уход за телом умершего человека

ФГОС 2022 курс лекций по ПМ.01. Осуществление профессионального ухода за пациентом, МДК.01.01. Санитарное содержание палат, специализированных кабинетов, перемещение материальных о...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Транспортировка и уход за телом умершего человека»

Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...