КОС для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста
материал для подготовки к егэ (гиа) по теме

Кузнецова Ирина Николаевна

Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, профессиональных знаний и мастерства при оказании сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста и оценить их соответствие требованиям, предъявляемым к специалисту в области сестринского дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент  здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Медицинский колледж № 2

Департамента здравоохранения города Москвы»

МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

ПМ. 02 «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»

(наименование дисциплины)

34.02.01. Сестринское дело

(код и наименование специальности, специальностей, группы специальностей)

Очная форма обучения

        

Москва

2014 г.

ОДОБРЕНЫ

Цикловой методической

комиссией №4

«Профессиональных  лечебного и сестринского дела модулей»

Составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

34.02.01. Сестринское дело

(наименование комиссии)

(код, наименование профессии/ специальности)

Протокол №___

от «___» _________2014г.

Председатель ЦМК №4

Григорьева В.И./                        /

ФИО                                       Подпись

РАССМОТРЕНЫ И ОДОБРЕНЫ

Методическим советом

Протокол №___

от «___» _________2014 г.

СОГЛАСОВАНО

С заведующей научно-методическим отделом

Волковой М.М._____________________

Составитель:                        

Кузнецова И.Н – преподаватель высшей квалификационной категории

Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж № 2 Департамента здравоохранения города Москвы»

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 2.1.

Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.2.

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3.

Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4.

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

ПК 2.5.

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

ПК 2.6.

Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7.

Осуществлять реабилитационные мероприятия

ПК 2.8.

Оказывать паллиативную помощь

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей


        Ситуационные задачи

Раздел 1 Участие в лечебно – диагностическом процессе при оказании сестринской помощи людям разного возраста в стационарных и амбулаторно – поликлинических условиях.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Тема 2 Особенности оказания помощи лицам пожилого и старческого возраста

Ситуационная задача

Пациент С.,73 лет, поступил в терапевтическое отделение стационара с диагнозом: Хронический бронхит в фазе обострения. Обструктивная эмфизема. Дыхательная недостаточность 2 степени. 

Анамнез: кашель и затруднённое дыхание беспокоят в течение 7лет, ухудшение состояния наступило последние 2 недели, после того, как на даче промочил ноги, был единичный приступ удушья. Участковым терапевтом был поставлен диагноз: Хронический бронхит в фазе обострения. Обструктивная эмфизема. Дыхательная недостаточность 2 степени. 

Пациент был госпитализирован.

При поступлении у пациента выяснено, что родился он в сельской местности. Сейчас проживает в городе, в отдельной квартире семьей из 4 человек. Образование среднее профессиональное. Работал 10 лет строителем в условиях Крайнего Севера. На данный момент является пенсионером, не работает.

Вредные привычки: курит с 18 лет до 5 сигарет в день. Наследственность не отягощена. Аллергологический анамнез не отягощён. Аппетит снижен из – за запаха мокроты в полости рта. Мочеиспускание в домашних условиях не нарушено. Дефекация один раз в 2 дня утром.

Во время сестринского осмотра совместно с врачом выявлено следующее: состояние средней тяжести. Положение активное. В окружающем пространстве ориентируется адекватно. Режим постельный.

Объективно: 37,8 оС. Кожные покровы бледные, акроцианоз. ЧДД – 25 в 1 минуту. Грудная клетка бочкообразной формы. Вспомогательная мускулатура участвует в акте дыхания.

При перкуссии коробочный звук.

При аускультации выслушиваются жёсткое дыхание, влажные разнокалиберные и сухие рассеянные хрипы.

Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца ясные. Пульс 88 в мин. удовлетворительных качеств, АД 130/80 мм рт.ст., живот без особенностей.

Живот не напряжён, безболезненный. Отмечается метеоризм.

Проводится лечение антибиотиками (полусинтетическими пенициллинами (ампициллин, амоксициллин)), средствамими, стимулирующими бета2 – адренорецепторы (сальбутамол, сальгим, тербуталин, фенотерол); М – холинолитиками (атровент); для усиления секреции бронхиальных желёз и разжижения мокроты назначены муколитики:

АЦЦ, бромгексин, лазолван, ингаляции протеолитических ферментов (трипсин, химотрипсин), ингаляции с эфирными маслами (эвкалипта);

отхаркивающие фитопрепараты (корень солодки, девясила, цветки фиалки, трава термопсиса, багульника) в виде отваров, ингаляций.

Лечебная физкультура (дыхательные, дренажные упражнения). Массаж грудной клетки. Оксигенотерапия.

Соблюдение питьевого режима с целью предупреждения осложнений лекарственной терапии (1 – 1,5 в сутки).

При сестринском обследовании выявлено: пациент жалуется на частый кашель с отделением небольшого количества слизисто – гнойной мокроты, озноб и боли в мышцах, одышку с затруднением выдоха при минимальной физической нагрузке, снижение аппетита из – за неприятного привкуса в полости рта.  

Задание:

1. Составить план сестринского ухода.

2. Продемонстрировать общение с пациентом, перечислить реабилитационные мероприятия, необходимые пациенту и продемонстрировать выполнение манипуляции: техника подачи дозированного аэрозольного ингалятора.

Эталон ответа

1. План сестринского ухода

п.п

Первичная оценка

Проблема

Цели

Вмешательства

Периодичность

и кратность

оценки

1.

Частый кашель с отделением небольшого количества слизисто – гнойной мокроты

Пациент не знает положение,

улучшающее

отхождение мокроты (дренажное положение)

Пациент будет

принимать положение, улучшающее

отхождение

мокроты (дренажное положение) самостоятельно через 3 дня

1. Объяснить необходимость

принимать дренажное положение.

2. Показать, какое дренажное

положение должен принимать пациент.

3. Помогать   пациенту  принимать дренажное положение.

4. Следить за тем, чтобы пациент самостоятельно принимал дренажное положение.

5. Следить за наполнением

плевательницы и регулярно менять ее.

6. По назначению врача следить за приёмом муколитиков.

Однократно

Однократно

 

3-4 раза в день. По назначению врача

3-4 раза в день. По назначению врача

По мере необходимости

По мере необходимости      

2.

Озноб и боли в мышцах

Не может оказать себе помощь во время озноба и боли в мышцах

Помощь будет оказана  медицинской сестрой (родственниками).

1. Измерение температуры тела.

2. Рекомендовать пациенту удобно лечь, тепло укрыться, дать грелку.

3. Обеспечить пациента горячим питьём.

4. Обеспечить приём  болеутоляющих средств по назначению врача.

2 раза в день, по рекомендации врача чаще

Однократно.

По мере необходимости.

По мере необходимости.

3.

Снижение аппетита из – за неприятного привкуса в полости рта.  

Пациент не может принимать пищу  из-за неприятного привкуса в полости рта

Пациент будет принимать пищу и  с помощью  медсестры или родственников до момента выписки  из стационара.

1. Оказывать помощь при приеме пищи.

2. Кормить в высоком положении Фаулера (если можно).

3. Обучить родственников кормить пациента  (помогать при приеме пищи).

4. Проводить гигиену полости зубными элексирами перед приёмом пищи

5-8 раз в день, при каждом приеме пищи и употреблении жидкости

Однократно

Однократно

Перед  каждым приеме пищи и употреблении жидкости

Реабилитационные мероприятия:

Диетотерапия – высококалорийная, витаминизированная пища. Проведение комплекса лечебной физкультуры, дыхательной гимнастики, массажа грудной клетки. При отсутствии противопоказаний по различным органам и системам проводить закаливающие процедуры. По назначению врача пациент может быть направлен с целью дальнейшей реабилитации на санаторно – курортное лечение.

Ситуационная задача

Пациентка Л., 75 лет находится на амбулаторном лечении с диагнозом: Гипертоническая болезнь 2 ст., дисциркуляторная энцефалопатия 1 ст., ожирение 1 ст.

Анамнез: данное состояние отмечается около 8 лет, ухудшение состояния произошло  за последние 1,5 месяца после смерти мужа. Появились сильная головная боль в затылочной области, общая слабость, повышенная утомляемость, снижение зрения, раздражительность, плохой сон. Участковым терапевтом был поставлен диагноз: Гипертоническая болезнь 2 ст., дисциркуляторная энцефалопатия 1 ст., ожирение 1 ст. В связи с отказом от госпитализации пациентка находится в течении недели на амбулаторном лечении. Дальнейшая тактика будет зависеть от результатов гипотензивной терапии.

При посещении пациентки на дому врачом – терапевтом выяснено, что

родилась и проживает пациентка в городе, одна, в отдельной квартире. Материально – бытовые условия удовлетворительные. Дети и внуки навещают пациентку. Образование высшее. Библиотекарь. Работала 15 лет заведующей библиотекой, но из – за частого повышения давления вынуждена была уйти с работы. На данный момент пенсионерка, не работает. Аллергологический анамнез не отягощён.

Вредные привычки: нет. Наследственность: мама страдала гипертонической болезнью. Диету не соблюдает, злоупотребляет жирной пищей. Пьёт много жидкости. Гипотензивные препараты, назначенные врачом принимает нерегулярно, часто забывает или не принимает сознательно, опасаясь побочных эффектов.

Физиологические отправления: отмечается недержание мочи. Стул 1 раз в день, чаще утром. Спит плохо, часто просыпается по ночам из – за тревожности по – поводу своего состояния.

Во время сестринского осмотра совместно с врачом на дому выявлено следующее: состояние удовлетворительное. Положение активное. Режим полупостельный.

Объективно: сознание ясное, в окружающем пространстве ориентируется адекватно, температура 36,6 оС. Кожные покровы чистые, обычной окраски. ЧДД – 18 в 1 минуту.

Пациентка избыточного питания. Рост 168 см, масса тела 86 кг.

При пальпации усиление верхушечного толчка.

При перкуссии расширение границ абсолютной и относительной сердечной тупости влево.

При аускультации  сердца прослушивается акцент 2 – го тона на аорте.

Пульс 68 в мин., ритмичный, напряжённый. АД 150/95 мм рт.ст., живот мягкий, безболезненный. Живот не напряжён. Стул и диурез в норме.

Проводится лечение гипотензивными препаратами: Диуретики (гипотазид, верошпирон), бета – адреноблокаторы (атенолол), антагонисты кальция (нифедипин, изоптин), ингибиторы АПФ (каптоприл, капотен, энап).

Антагонисты рецепторов ангиотензина II (лозартан калия, брозаар).

Немедикаментозные методы лечения: Диета №10 (обязательно ограничение соли до1- 3 г. в сутки с введением в рацион продуктов, содержащих калий (чернослив, курага, абрикосы, кабачки) и магния (овсяная и гречневая крупы).

Морские продукты, обладающие липотропными действиями (треска,  скумбрия, морская капуста).

Лечебная физкультура (дозированные физические нагрузки).

При сестринском обследовании выявлено: жалуется на сильную головная боль в затылочной области, плохой сон из- за тревожности по – поводу своего состояния.

Диету не соблюдает, злоупотребляет жирной пищей. Пьёт много жидкости.

Задание:

1. Составить план сестринского ухода.

2. Продемонстрировать общение с пациентом, перечислить реабилитационные мероприятия, необходимые пациенту и продемонстрировать выполнение манипуляции: измерение артериального давления с регистрацией в температурном листе.

Эталон ответа

1. План сестринского ухода

п.п

Первичная оценка

Проблема

Цели

Вмешательства

Периодичность

и кратность

оценки

1.

Сильная головная боль в затылочной области

Не знает

принципов

самопомощи  во

время приступа головной боли

Пациентка

будет знать

приемы

самопомощи

при приступе  головной боли

1. Обеспечить пациентки постельный режим на период подъёма давления и эмоциональный покой.

2. Проводить контроль АД, ЧСС, ЧДД

3. Обеспечить доступ свежего воздуха.

4. Следить за диетическим питанием и питьевым режимом.

5. По назначению врача следить за приёмом гипотензивных препаратов

Однократно

По назначению врача

 

4 раза в день. По назначению врача

По назначению врача

2.

Диету не соблюдает, злоупотребляет жирной пищей. Пьёт много жидкости.

Пациентка не знает не понимает принципов диетического  питания при своём заболевании

Пациентка будет знать (соблюдать) принципы рационального (диетического) питания к концу недели.

1. Рассказать пациентке и родственникам о рациональном (диетическом) питании.

2. Рекомендовать специальную литературу.

3. Следить за количеством и качественным составом пищи.

4. Взвешивать пациента.

Однократно

Однократно

Ежедневно

1 раз в неделю

3.

Плохой сон из- за тревожности по – поводу своего состояния.

Пациентка не может заснуть (часто просыпается) из-за тревожности по – поводу своего состояния

Тревожность пациента уменьшится.

Пациент будет говорить, что высыпается к концу недели.

  1. Побуждать пациента выражать свое беспокойство.
  2. Быть готовой выслушивать пациента и дать ему совет, а также оказать ему психологическую поддержку.
  3. Стараться обеспечить пациенту спокойную и комфортную для него окружающую обстановку, принимая во внимание его индивидуальные особенности и просьбы.
  4.  Давать лекарственные препараты (снотворные, обезболивающие) по назначению врача.
  5. Убедиться, что пациент осознает важность сна    

для скорейшего      выздоровления

Ежедневно

Ежедневно  

Ежедневно

По мере необходимости и назначению врача

Ежедневно

Реабилитационные мероприятия:

Диетотерапия –  рассказать пациентке о важности соблюдения диеты, при высоком показателе ИМТ рекомендовать пациентке снижение массы тела.  Рекомендовать пациентке больше двигаться, объяснить какие виды нагрузки пациентка может переносить без ущерба для здоровья, избегать стрессовых ситуаций. По назначению врача пациент может быть направлен с целью дальнейшей реабилитации на санаторно – курортное лечение.

Ситуационная задача

Пациент П., 77 лет находится на стационарном лечении в кардиологическое отделение с диагнозом: ИБС. Постинфарктный кардиосклероз. Хроническая сердечная недостаточность 3 стадии в стадии декомпенсации, тяжёлое течение.

Анамнез: данное состояние отмечается около 5 лет, ухудшение состояния произошло  за последнюю неделю, после перенесённой респираторной инфекции. Появились одышка в покое, ночные приступы удушья, кашель со скудным количеством светлой мокроты, общая слабость, сердцебиение, распространённые отёки на ногах и крестце, тяжесть в правом подреберье, увеличение в объёме живота, сухость во рту, жажду. Участковым терапевтом был поставлен диагноз: ИБС. Постинфарктный кардиосклероз. Хроническая сердечная недостаточность 3 стадии в стадии декомпенсации, тяжёлое течение. Была вызвана бригада «скорой помощи».

Пациент госпитализирован. Ежедневно пациента посещает жена.

При поступлении у жены выяснено, что муж родился и проживает в городе. Они живут вдвоём на третьем этаже пятиэтажного дома. Материально – бытовые условия удовлетворительные. Дети и внуки их часто навещают. Образование среднее специальное. Слесарь. Работала 30 лет на заводе. Вынужден был бросить работу из- за 2 – х перенесённых инфарктов миокарда. В данный момент пенсионер. 8лет находится на инвалидности.

Вредные привычки: курил с 20 лет. Наследственность: мама умерла от инфаркта миокарда.

Аллергоанамнез не отягощён.

Диету соблюдает. Питьевой соблюдает.

Принимает назначенные врачом мочегонные препараты (верошпирон), ингибиторы АПФ (эналаприл), бета – блокаторы (анаприлин), слабительные (свечи с бисакодилом)

Физиологические отправления: отмечается уменьшение выделения мочи до 600 мл. в сутки. Стул 1 раз в 3дня. Спит плохо из –за сильной одышки сидя. Ночь просыпается от резко выраженного чувства нехватки воздуха. Во время сестринского осмотра совместно с врачом на дому выявлено следующее: состояние тяжёлое. Положение ортопноэ. Режим постельный.

Объективно: сознание спутанное, в окружающем пространстве ориентируется с трудом, температура 36,6 оС. Кожные покровы чистые, выраженный акроцианоз. Набухание и пульсация шейных вен.

Аускультация: сердечные тоны глухие. Ритм правильный. ЧСС – 102 удара в мин., дыхание жёсткое ЧДД – 26 в мин., стойкие мелкопузырчатые хрипы над всеми лёгочными полями.

АД 140/90 мм рт. ст.

Пациентка избыточного питания. ИМТ – 44 кг/м2.

При пальпации: симметричные отёки с тыльной поверхности стоп и голеностопных суставов.

Живот увеличен в объёме из – за асцита, болезненный в правом подреберье. Язык сухой. Мочеиспускание редкое, малыми порциями. Стул 1 раз в 3дня.

Проводится лечение гипотензивными препаратами: Диуретики (гипотазид, верошпирон), бета – адреноблокаторы (атенолол), антагонисты кальция (нифедипин, изоптин), ингибиторы АПФ (каптоприл, капотен, энап).

Антагонисты рецепторов ангиотензина II (лозартан калия, брозаар).

Немедикаментозные методы лечения: Диета №10 (обязательно ограничение соли  с введением в рацион продуктов, содержащих калий (чернослив, курага, абрикосы, кабачки) и магния (овсяная и гречневая крупы).

Морские продукты, обладающие липотропными действиями (треска,  скумбрия, морская капуста).

Дыхательные упражнения.

При сестринском обследовании выявлено: жалуется на одышку в покое,

распространённые отёки на ногах и крестце. Стула нет 3 дня.

Задание:

1. Составить план сестринского ухода.

2. Продемонстрировать общение с пациентом, перечислить реабилитационные мероприятия, необходимые пациенту и продемонстрировать выполнение манипуляции: провести оценку пульса на лучевой артерии с регистрацией в температурном листе.

Эталон ответа

1. План сестринского ухода

п.п

Первичная оценка

Проблема

Цели

Вмешательства

Периодичность

и кратность

оценки

1.

Не знает

принципов

самопомощи  во

время приступа одышки

Пациент и его родственники

будут знать

приемы

самопомощи

при приступе

одышки

Пациент и его родственники

будут знать

приемы

самопомощи

при приступе

одышки.

1.  Объяснить пациенту какое положение, облегчающее одышку он должен принимать

2.  Помогать пациенту занять положение, облегчающее  одышку (ортопноэ)

3.  Обучить родственников помогать пациенту при  приступе одышки

4.  Дать памятку

5.  Оказать психологическую поддержку

6.  Давать пациенту разъяснения

по всем проводимым процедурам, давая ей возможность выражать свои страхи и опасения

7.  Ввести препарат по назначению врача

Однократно

По необходимости

 

Однократно

Однократно

По необходимости

По необходимости

По назначению врача

2.

Распространённые отёки на ногах и крестце

 Риск развития

пролежней.

Пролежней не будет.

  1. Оценить риск развития пролежней, используя шкалу Waterlow и записать результаты оценки.  
  2. Менять положение пациента, каждые 2 часа.
  3. Оценивать состояние  кожи в местах, наиболее подверженных образованию пролежней.
  4. После обмывания пациента наносить на кожу увлажняющий лосьон.
  5. Обеспечить пациента средства уменьшающие давления на мягкие ткани (поролоновые валики, противопролежневый матрас.).
  6. Обучить родственников технике правильного перемещения (приподнимая над постелью).
  7. Объяснить родственникам причины  развития пролежней и указать пути предупреждения дальнейших  осложнений.
  8. Определять количество съеденной пищи (количества белка не менее 120 г, аскорбиновой кислоты 500-1000 мг в сутки).
  9. Обеспечить употребление жидкости не менее 1,5 л в сутки.
  10. Максимально повысить способность пациента двигаться    

самостоятельно, использовать вспомогательные средства, такие, как  перекладины над кроватью или поручни.

  1. Проводить  смену постельного белья по необходимости.
  2. Проверяйте состояние постели (складки, крошки и т.д.)  

При недержании мочи: менять подгузники каждые 4 часа. При недержании кала: менять подгузники немедленно с последующей бережной гигиенической процедурой

ежедневно

ежедневно 12 раз

ежедневно

ежедневно  1 раз

однократно

по индивидуальной программе

однократно

в течения дня

в течение дня

в течение дня

по необходимости

ежедневно 4 раза

 в течение дня

по необходимости

ежедневно 4 раза

 в течение дня

по необходимости

ежедневно

Реабилитационные мероприятия:

Диетотерапия –  рассказать пациентке о важности соблюдения диеты, при высоком показателе ИМТ рекомендовать пациенту снижение массы тела.  Рекомендовать пациенту больше двигаться, объяснить какие виды нагрузки пациентка может переносить без ущерба для здоровья, избегать стрессовых ситуаций. По назначению врача пациент может быть направлен с целью дальнейшей реабилитации на санаторно – курортное лечение.

        

Оценочные листы с алгоритмами манипуляций

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА ПРИМЕНЕНИЮ ДОЗИРОВАННОГО

АЭРОЗОЛЬНОГО   ИНГАЛЯТОРА ЧЕРЕЗ РОТ

Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.

№ п/п

Этапы

Исходный балл

Полученный балл

Подготовка к процедуре

1.

 Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить,  как к нему обращаться.

1

2.

Объяснить пациенту суть и ход процедуры, уточнить у пациента  информированность о лекарственном средстве.

1

3.

Получить согласие.

1

4. *

Подготовить 2 пустых баллончика, убедиться в соответствии лекарственного средства, назначенному врачом, проверить срок годности.

-

5.

Вымыть руки (гигиенический уровень).

1

Выполнение процедуры

6.

Усадить пациента (если состояние пациента позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия при этом эффективнее).

1

7.

Продемонстрировать пациенту последовательность выполнения процедуры, используя дозированный аэрозольный  ингалятор без лекарственного препарата.

1

8.

Снять с ингалятора защитный колпачок.

1

9.

Перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его.

1

10.

Попросить пациента сделать глубокий выдох.

1

11.

Попросить пациента слегка запрокинуть голову назад, плотно обхватить  мундштук ингалятора губами (зубы как бы прикусывают ингалятор).

1

12.

Попросить пациента сделать медленный, глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика.

1

13.

Извлечь мундштук ингалятора изо рта

и задержать дыхание на 5- 10 секунд.

1

14.

Попросить пациента сделать спокойный выдох через рот. Перевернуть баллончик и закрыть его защитным колпачком.

1

15.

Прополоскать рот.

1

16.

Предложить  пациенту  самостоятельно выполнить процедуру  вначале с использованным дозированным аэрозольным ингалятором, затем  с действующим  ингалятором.

1

Окончание процедуры

17.

Информировать пациента:  после каждой  ингаляции мундштук необходимо промыть водой с мылом и вытереть насухо.

1

18.

Вымыть руки.

1

19.

Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на неё пациента  в медицинской карте.

1

Итог

18

Критерии оценки: 100 – 60% (18 – 11 баллов)                  вид деятельности освоен                                                                                      59% и менее (10 баллов и менее)       вид деятельности не освоен  

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0 - 10

11 - 13

14 - 15

16 - 18

ИЗМЕРЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ

Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.

п/п

Этапы

Исходный

балл

Полученный балл

Подготовка к процедуре

1.

Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться.

1

2.

Объяснить пациенту цель и ход процедуры.

1

3.

Получить согласие на процедуру.

1

4.

Предупредить пациента о предстоящей процедуре за 15 минут до её начала.

1

5.

Подготовить необходимое оснащение (смотри примечание).

1

6.

Вымыть руки (гигиенический уровень).

1

Выполнение процедуры

 7.*

Усадить или уложить пациента.

Предложить пациенту правильно положить руку: в разогнутом положении ладонью вверх (если пациент сидит, попросить подложить под локоть сжатый кулак кисти свободной руки).

 _

8.

Наложить манжету на обнаженное плечо пациента на 2 – 3 см выше локтевого сгиба (одежда не должна сдавливать плечо выше манжетки), закрепить манжетку так, чтобы между ней и плечом проходили два пальца.

1

 9.*

  Соединить манометр с манжеткой и проверить положение стрелки манометра относительно нулевой отметки шкалы.

 _

10.

Найти место пульсации плечевой артерии в области локтевой ямки и поставить на это место мембрану фонендоскопа.

1

11.

Закрыть вентиль на «груше», повернув его вправо, и нагнетать в манжетку воздух под контролем фонендоскопа до тех пор, пока давление в манжетке по показаниям манометра не превысит на 20 -30 мм  рт. ст., тот уровень, при котором исчезли тоны Короткова.

1

12.*

 Выпустить воздух из манжеты со скоростью 2 мм рт. ст.в 1 сек., повернув вентиль влево .Одновременно фонендоскопом выслушивать тоны на плечевой артерии и следить за показателями шкалы манометра.

 _

13.*

При появлении над плечевой артерией первых звуков  (тоны Короткова) « отметить» на шкале и запомнить цифры, соответствующие систолическому давлению.

 _

14.*

  Продолжая выпускать воздух, отметить величину диастолического давления, которая соответствует ослаблению или полному исчезновению тонов Короткова.

 _

15.

Округлить данные измерения до 0 или 5, зафиксировать результат в виде дроби (в числителе – систолическое давление; в знаменателе – диастолическое), например, 120/75 мм рт. ст. Выпустить воздух из манжеты полностью. Повторить процедуру измерения артериального давления два раза с интервалом 2-3 минуты. Зафиксировать наименьшие показатели.

1

16.

Сообщить пациенту результат измерения.

Обработать мембрану фонендоскопа салфеткой, смоченной раствором медицинским антисептическим.

1

Окончание процедуры

17.

Вымыть руки (гигиенический уровень).

1

18.

Сделать запись полученных результатов и реакции пациента в документацию.

1

Итог

 13

Критерии оценки: 100% - 60% (8 - 13 баллов)                         вид деятельности освоен

                                   59% и менее (7 баллов и менее)               вид деятельности не освоен

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0 - 7

8 - 9

10 - 11

12 - 13

ИССЛЕДОВАНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО  ПУЛЬСА НА ЛУЧЕВОЙ АРТЕРИИ

Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.

п/п

Этапы

Исходный

балл

Полученный балл

Подготовка к процедуре

1.

Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться.        

1

2.

Объяснить пациенту суть и ход процедуры.

1

3.

Получить согласие пациента на процедуру.

1

4.

Подготовить необходимое оснащение.

1

5.

Вымыть руки (гигиенический уровень).

 

1

Выполнение процедуры

6.

Придать пациенту удобное положение, сидя или лежа (руки должны быть расслабленные, при этом кисти и предплечья не должны быть «на вису»).

1

7. *

Прижать 2,3,4 пальцами лучевые артерии на обеих руках пациента (1 палец должен находиться со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерий. Сравнить колебания стенок артерий на правой и левой руках. Оценить симметричность пульса. У здорового человека пульс на обеих лучевых артериях  симметричный. Если пульс  симметричный, остальные свойства пульса определяют, пальпируя одну руку.

 _

8. *

Определить ритм пульса. Если пульсовая волна следует одна за другой через равные промежутки времени – пульс ритмичный, если нет – аритмичный.

 _

9. *

Определить частоту пульса – количество пульсовых ударов за 1 минуту. Для этого взять часы или секундомер и определить количество пульсовых ударов в течение 30 сек., умножить на 2 (если пульс ритмичный), и получить частоту пульса. Если пульс  аритмичный – считать количество пульсовых ударов в  течение 60 секунд.

 _

10. *

Определить наполнение пульса, если пульсовая волна четкая, то пульс полный, если слабая – пустой, если пульсовая волна слабо прощупывается, то пульс нитевидный.

 _

11. *

Определить напряжение пульса. Для этого нужно прижать артерию сильнее, чем прежде, к лучевой кости. Если пульсация исчезает при нажатии – напряжение хорошее; если пульсация не ослабевает – пульс твердый; если пульсация полностью прекратилась – напряжение слабое, пульс мягкий.

 _

12.

Сообщить пациенту результат исследования.

1

Окончание    процедуры

13.

Вымыть руки (гигиенический уровень).

Зарегистрировать результат исследования в температурном листе.

1

Итог

8

Критерии оценки: 100% - 60% (5 - 6 баллов)                         вид деятельности освоен

                                   59% и менее (4 балла и менее)               вид деятельности не освоен

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0 - 4

 5 - 6

 7

8

РЕГИСТРАЦИЯ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ АРТЕРИАЛЬНОГО  ПУЛЬСА ПАЦИЕНТА В ТЕМПЕРАТУРНОМ ЛИСТЕ

Примечание: при невыполнении этапа, отмеченного знаком*, дальнейшие действия не оцениваются (выполнение манипуляции прекращается), выставляется «0» баллов за всю манипуляцию.

п/п

Этапы

Исходный

балл

Полученный балл

1.

Взять температурный лист и найти  соответствующую графу в нем «П».

1

 2.*

  Определить цену деления шкалы (от 50 до 100 уд. в 1 мин. цена деления = 2уд. в 1 мин.; более 100 уд. в 1 мин. =  4уд. в 1 мин.)

 _

3.

Взять красную ручку и провести горизонтальную линию на уровне максимального показания АД под днем измерения АД (систолическое).

1

4.

Взять ручку красного цвета и зафиксировать, в виде точки,  показание результата  исследования пульса пациента  в температурном листе.

1

5.

 Соединить графически, в виде ломаной линии, отмеченные точки показаний результатов исследований  артериального пульса.

1

Итог

4

Критерии оценки: 100% - 60% (2 - 4 балла)                         вид деятельности освоен

                                   59% и менее (1 балл и менее)               вид деятельности не освоен

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0 - 1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету "Здоровый человек. Лица пожилого и старческого возраста"

Данная методическая разработка предназначена для практического занятия по предмету "Здоровый человек. Лица пожилого и старческого возраста"....

Контрольно-оценочные средства для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Материалы составлены в соответствии с требованиями ФГОС, учебным планом по специальности Сестринское дело и Рабочей программой ПМ.03 "Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экст...

СПЕЦИФИКАЦИЯ ДИАГНОСТИЧЕКОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02 Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах. Особенности оказания помощи лицам пожилого и старческого возраста.

Спецификация диагностической работы по ПМ.02 теме2: "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся...

Методический комплекс для внеаудиторной работы студентов по ПМ.02 Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Для внеаудиторного изучения  темы 2 "Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста" предлагаются вопросы по темам, основной материал которых рассмотрен н...

Оказание сестринской помощи пациентам пожилого и старческого возраста.

Сестринский процесс при работе с лицами пожилого и старческого возраста в условиях стационарного и поликлинического обслуживания....

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.05. Проведение лабораторных гистологических исследований основной профессиональной образовательной программы по специальности 31.02.03 Лаборато

Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.05. Проведение лабораторных гистологических исследований по специальности СПО 31.02.0...