Организация самостоятельной работы студентов - важнейшее направление образовательного процесса при очно - заочной форме обучения
статья на тему

Полешко Ирина Васильевна

Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности.

Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

Вечерняя форма обучения осложнена тем, что имеет  только 16 часов в неделю теоретического обучения. И за это время, преподавателю необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, найти  путь ее решения и доказать его правильность.

Учитывая, что максимальное количество часов не отличается от очной формы обучения, именно в этом плане самостоятельная работа и должна стать самым важным видом учебной и научной деятельности студента очно-заочной формы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_pechat.docx44.21 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Заведующая отделением очно-заочной формы обучения ГБПОУ «МК№5»

ОП №1 И.В.Полешко

Основная задача современного образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту.

Вечерняя форма обучения осложнена тем, что имеет  только 16 часов в неделю теоретического обучения. И за это время, преподавателю необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, найти  путь ее решения и доказать его правильность [4]. Учитывая, что максимальное количество часов не отличается от очной формы обучения, именно в этом плане самостоятельная работа и должна стать самым важным видом учебной и научной деятельности студента очно-заочной формы обучения.

Эффективность учебного процесса определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых, знания, навыки, умения, убеждения, духовность невозможно передать от преподавателя к студенту так, как передаются материальные предметы. Каждый студент овладевает ими путем самостоятельного познавательного труда.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого, подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться в будущей практической деятельности.

В-третьих, если человек живет в состоянии постоянного интеллектуального развития, то он непременно становится личность высокой культуры. Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда [3].

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной. Аудиторная – это составление таблиц, схем, их заполнение, решение ситуационных задач, ответы на вопросы, работа с рабочими тетрадями и др. Внеаудиторная работа – подготовка к лекциям, практическим работам, семинарам, чтение дополнительной учебной литературы, ее поиск, выполнение курсовых работ, рефератов и докладов, исследовательские работы, составление кроссвордов, сообщений и т.д. [2].

Следует отметить, что аудиторная самостоятельная работа на учебных занятиях все-таки управляется непосредственно преподавателем и выполняется в его присутствии. Внеаудиторная – выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Внеаудиторная работа – совокупность труда преподавателей, администраторов, методистов, собственно, самих студентов. Она представляет собой систему образовательно-воспитательной деятельности наряду с производственным, теоретическим и практическим обучением. Процесс обучения в профессиональных образовательных организациях сегодня невозможно организовать без инициативной творческой активности обучающихся. Поэтому самостоятельная работа стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Профессиональные навыки лучше формируются именно с приобретением опыта посредством самостоятельной деятельности. Тем выпускникам, которые за всё время учёбы так и не научатся самостоятельно приобретать знания и применять навык самообразования, — скорее всего, придётся туго в дальнейшей жизни.

Но что же ведёт к проявлению активности студентов? Ответ прост — мотивация. Вот лишь некоторые методы её повышения: 

  1. Польза выполняемого труда.
  2. Активное использование результатов самостоятельной работы в образовательной деятельности.

Необходимые условия для организации самостоятельной работы студентов: 

  • наличие и доступность справочных, учебно-методических и информационно-коммуникационных материалов;
  • система слежения и оценки;
  • консультационная помощь преподавателя;
  • обеспеченность учебными и методическими пособиями;
  • готовность самих студентов. 

Самостоятельная работа всегда вызывает затруднения у студентов, особенно на первом курсе. Здесь необходимо научить их правильно ставить учебные цели при самостоятельном изучении материала, учить анализировать прочитанный материал и отбирать главное, работать с первоисточниками.

Практика работы со студентами позволяет выделить следующие основные виды самостоятельной активной деятельности студентов, которые используют преподаватели в системе профессионального обучения:

- составление тезисов и конспектов при работе с учебной, специальной, справочной и методической литературой;

- самостоятельное изучение темы с использованием учебной и справочной литературы;

-        работа        по        заданию        преподавателя        с        новинками        литературы        по подготовке              материала              для        опережающего              обучения              и сообщение его на занятиях;

- поиск практических примеров в обществе, в средствах массовой информации по изучаемым темам, разделам и дисциплине в целом;

- составление кроссвордов;

- рецензирование работы сокурсников; - решение проблемных ситуаций;

- самостоятельное составление практических задач по ранее изученному материалу;

-        подготовка        вопросов        для        викторин,        олимпиад, презентаций и других внеаудиторных мероприятий, проводимых в рамках работы предметно-цикловых (методических) комиссий;

- подготовка рефератов, докладов по заданной теме;

- самостоятельная работа с нормативно-техническими документами; - выполнение курсовых работ и дипломных проектов:

- выполнение лабораторных и практических заданий; - научно-исследовательская работа.

Выбор заданий зависит от дидактических целей:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебник, первоисточник, дополнительная литература), составление плана текста, выписки из текста, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование Интернета и др.;

- для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка        текста),        повторная        работа        над        учебным        материалом        (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, подготовка рефератов, докладов, составление тематических кроссвордов и т.п.;

- для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение ситуационных задач, подготовка к деловым играм, упражнения на тренажере.

Одним из важнейших факторов и одновременно организационно-педагогическим условием СРС является учебно-методическое обеспечение, учитывающее требования ФГОС, междисциплинарные и внутридисциплинарные связи, специфику и цели дисциплины или ПМ. Любой вид самостоятельной работы должен быть обеспечен инструкциями, памятками, методическими указаниями, рекомендациями [5].

Их разработка и применение – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов, с одной стороны, к самостоятельности, с другой – к сотворчеству.

Самостоятельная работа студентов активизирует различные формы восприятия и усвоения учебного материала. Оптимальное использование всех еѐ форм поможет успешно решить те задачи, которые ставятся перед средними профессиональными образовательными учреждениями [1].

Анализируя различные формы обучения в сопровождении педагога, применяемые при выполнении блока самостоятельной работы, можно сделать следующие выводы:

1.        Самостоятельная работа выходит на первый план и приобретает новую роль: она постепенно превращается в ведущую форму организации учебного процесса.

2.        В результате самообразовательной деятельности студенты включаются в процесс приобретения, структурирования и закрепления знаний.

3.        По мере продвижения студентов от курса к курсу значение и объемы самостоятельной работы постоянно возрастают, а формы ее организации становятся более разнообразными.

4.        Творческая составляющая в самостоятельной работе студентов должна стать неотъемлемой ее частью.

5.        В процессе организации самостоятельной работы педагог как источник и ретранслятор готовых знаний исчерпывает свои функции и становится научным консультантом и соавтором творческой деятельности.

6.        Для эффективной организации самостоятельной работы необходимо

предусмотреть обеспечение студентов учебной и учебно-методической литературой, содержащей практические задания для работы, предъявляемые требования, критерии оценки, тесты и задания для самопроверки, методические рекомендации по организации и оформлению работ, рекомендуемую литературу.

Список использованных источников

1. Волкова Л.Н. Самостоятельная работа студентов как средство активизации их познавательной деятельности // СПО. 2012. № 2. с.34-37.

2. Дудчак Г.И. Педагогическое руководство самостоятельной работой будущих учителей начальных классов// Инновации в образовании. 2014. № 2. с.42-52.

3. Кокорина О.Р., Никитин Ю.В. Самостоятельная работа как средство организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогического колледжа // СПО. 2013. № 9. с.15-17.

4. Скорынина А.А. Возможность самореализации и самоутверждения как мотивация самостоятельной и творческой работы студентов // СПО.2014. № 1. с.41-43.

5. Тимофеева Е.В., Пастухова И.П. Самостоятельная работа студентов с учебником: учебно-методическое обеспечение // СПО. 2013. № 6. с.16-20.

6.Сборник материалов научно-практической конференции «Инновационные решения актуальных проблем СПО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ – ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

Методические указания по изучению темы «Осуществление сестринской помощи в трансфузиологии» предназначены для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных з...

Методические указания по организации самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)Десмургия: мягкие повязки

Методические указания по изучению темы «Десмургия» разработано для проведения практических занятий по МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел 2. Сестринс...

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия КВЕСТ – игра «VENI. VIDI. VICI.» для специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения),

Представленная методическая разработка предназначена для проведения КВЕСТ – игры со студентами 2 курса специальности Сестринское дело.  Внеаудиторное занятие предполагает переход от одной с...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03«Участие в управлении финансами организаций и осуществление финансовых операций» Специальность 38.02.06 «Финансы» для студентов очной/заочной формы обучения

Методические рекомендаций по производственной практике, которые являются частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.02.06 «Финансы&r...

Рабочая программа ПМ 01 (очная форма обучения) (очно-заочная форма обучения)

Рабочая программаПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ...

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия «Путь к профессионализму» по специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)

Методическая разработка по организации внеаудиторного занятия «Путь к профессионализму» по специальности 34.02.01. Сестринское дело (очная, очно - заочная форма обучения)...