Методическая разработка "Личная гигиена тяжелобольного пациента" 2014 год
методическая разработка по теме

Личная гигиена, уход

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnaya_gigiena1.docx108.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

        МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 13

Методическое пособие

            практического занятия

                для студентов

                                             

По теме: Личная гигиена тяжелобольного пациента

            Профессиональный модуль: ПМ 04

            Специальность:  Сестринское дело

                                                      Москва, 2014 год

Автор: -  преподаватель                                              Составлено в соответствии с

ПМ 04 высшей                                                              Государственными требованиям к

квалификационной категории        минимуму содержания и уровню

        подготовки выпускников

0       

                       Оглавление.

  1. Введение ………………………………………….4

  1. Методический блок …………………………………….5

- учебные цели занятия ………………………………..6

- мотивация …………………………………………….7

- межпредметные связи ……………………………….8

- оснащение занятия …………………………………..10

- список используемой литературы ………………….11

  1.  Блок контроля эффективности обучения

      - ситуационные задачи…………………………………17

      - тестовый контроль знаний …………………………..31

      - кроссворд ……………………………………………. 41

  1. Задание по внеаудиторной работе студентов ………….43

  1. Домашнее задание к следующему занятию ……………54
  2. Приложение

 (презентация – алгоритмы выполнения манипуляций) …55

       

                             

Введение.

  Роль медицинской сестры в процессе лечения пациентов, особенно в стационаре, трудно  переоценить.  Выполнение  назначений  врача,  уход  за тяжелобольными пациентами, проведение многих, иногда довольно сложных манипуляций – всё это является   прямой   обязанностью  среднего персонала. Медсестра участвует в обследовании пациента, подготовке его к различным оперативным вмешательствам, работает в операционной, наблюдает за пациентами в отделении реанимации и интенсивной терапии. Всё это предъявляет высокие требования не только к знаниям и практическим навыкам медсестры, но и её моральному облику, умению вести себя в коллективе, при общении с пациентами и их родственниками.

        

Методический блок

Тема: «Личная гигиена тяжелобольного    пациента».

Вид занятия: Практическое.

Время на изучение: 90 минут.

После изучения данной темы Вы должны:

 Уметь:

     *  Умыть тяжелобольного, почистить ему зубы.

*  Ухаживать за зубными протезами.

*  Почистить уши и удалить выделения.

*  Удалить корочки из носа пациента.

     *  Ухаживать за глазами.

     *  Помочь пациенту вымыть руки, ноги.

     *  Побрить пациента.

Знать:

*  Уход за слизистыми полости рта, носа.

*  Уход за глазами тяжелобольного пациента.

*  Принципы ухода за полостью рта тяжелобольного пациента.

*  Универсальные меры предосторожности при стрижке ногтей.

*  Бритьё пациента.

            Таблица самооценки

Если…                                                             То…

Вы считаете, что владеете                             Переходите к контролирующему

перечисленными знаниями и                        блоку.

умениями…

Вы хотите узнать больше перед                   Необходимо повторить информа-

 выполнением контролирующего                 ционный и манипуляционный бло-

блока.                                                               ки.

        

                Мотивация

    В последнее время изменяется взгляд на функцию медсестры. Если раньше он  был ориентирован на уход за больными людьми, то сейчас сестринский персонал совместно с другими специалистами видят главную задачу в поддержании здоровья, предупреждении заболеваний, обеспечении максимальной независимости человека в соответствии с его индивидуаль-ными возможностями.

  Уход за больными – сложное ответственное дело, которое требует знаний и отработанных навыков. Все манипуляции необходимо выполнять безотлага-тельно и своевременно, не суетясь, уверенно и спокойно.

  Более двух с половиной тысяч лет назад выдающийся греческий врач Гиппократ писал: « Всё, что надо делать, делай спокойно и умело, так чтобы больной мало замечал то, что ты делаешь. Его надо, когда это следует, ободрить дружеским весёлым участливым словом; надо думать только о больном; в случае необходимости строго и твёрдо отклонять его требова-ния».

                                       Междисциплинарныеные связи

Сестринское                     Сестринское дело  

дело в терапии                  в хирургии                                      Сестринское дело                          Тема: личная                     Тема: уход за хи-                             в      педиатрии

гигиена пациента              рургическим пациентом        Тема  личная гигиен ребёнка

                               

                 

Глазные        Сестринское дело

болезни        при инфекционных

Тема: уход                                                                            болезнях

за глазами                                                      Тема: личная гиги-

        ена инфекционного

                                           пациента

        Обеспечиваемые

                                 Личная гигиена тяжелобольного пациента

        Латинский язык

                                                    Тема: медицинская

Фармакология                            терминология                                             Психология

Тема: группы препаратов                                                                      Тема: профессиональ-

                                                                                                                  ные качества медсестры

        

                                                 Обеспечивающие

        

                                       Внутридисциплинарные связи

Зондовые            Катетеризация            Инструментальные                   Лабораторные

процедуры          мочевого пузыря          методы        методы

        исследования                              исследования

                 

Постинъекционные                                                                    Питание          пациента

осложнения                                              

                                   

        Обеспечиваемые

                                 Личная гигиена тяжелобольного пациента

Дезинфекция и стерилизация

Приём пациента в ЛПУ

Безопасная больничная среда

Общение, обучение

                                                           Обеспечивающие

        

  Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

Оснащение занятия на 2 студентов, работающих в паре:

1. Кушетка медицинская

1

2. Защитные очки, маска

2

3. Полотенце, салфетки

1

4. Перчатки нестерильные

2 пары

5. Аварийная аптечка

1

6. Противошоковый набор

1

7. Мешок для грязного белья

1

8. Стакан с водой

1

9. Зубная паста

1

10. Зубная щётка с мягкой щетиной

1

11. Зубная нить

1

12. Гигиеническая помада

1

13. Шпатель

3

14. 2 % раствор гидрокарбоната натрия

1

15. Махровая варежка

1

16. Чашка для зубных протезов

1

17. Почкообразный лоток

1

18. Ножницы для ногтей

1

19. Крем для рук

1

20. Индивидуальный бритвенный станок

1

21. Пена для бритья

1

22. Лосьон после бритья

1

23. Помазок

1

24. Мыло

1

25. 0,02% раствор фурацилина

1

26. 3% раствор перекиси водорода

1

                             Используемая литература.

Основная:

№ п\п

      Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Практическое руководство к предмету основы сестринского дела

Мухина С.А Тарновская И.И

Родник, Москва,2002 г.

2.

Теоретические основы сестринского дела

Мухина С.А. Тарновская И.И

Родник, Москва, 2001 г.

                      План занятия

Этап работы

Время

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.

Организационный момент

10 минут

Регистрирует присутствующих, проверяет готовность студентов к занятию, объявляет тему, план занятия, мотивирует студентов к изложению новой темы.

Записывают тему, цели занятия в тетрадь.

2.

Контроль эффектив-ности обучения пациентов

50 минут

Проводит методом решения ситуацион-ных задач, тестовым контролем и заполнением кросс-ворда.

Решают ситуации-онные задачи, отвечают на вопросы тестового контроля знаний и заполняют кроссворд.

3.

Задание по внеауди-торной работе студентов, домашнее задание к следующему занятию

20 минут

Проводит инструк-таж  по выполнению внеаудиторной са-мостоятельной ра-боты студентов. Даёт задание к следую-щему занятию.

Получают инструк-таж по выпол-нению внеауди-торной работе, получают домаш-нее задание к следующему уроку.

4.

Рефлексия

5 минут

5.

Подведение итогов

5 минут

        Критерии оценки работы студентов на практическом занятии

№ п\п

Фамилия           имя отчество студента

Готовность студента к занятию, внешний вид

Оценка за входной контроль

Оценка за выполнение манипуляций

Оценка за решение тестовых заданий

Оценка за решение задач.

Общая оценка за работу на уроке

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

        

             Инструкция к выполнению тестового задания

                  Вы получили тестовые задания

В каждом из них 4 варианта ответов, из которых один правильный.

Как найти правильный ответ?

  1. Прежде всего, внимательно прочитайте задание. Вы должны выбрать один правильный ответ среди неправильных.
  2. До принятия решения прочитайте все варианты ответов. Если вы не находите сразу правильный ответ, то последовательно, исключая очевидно неправильные, выберите наиболее вероятный, по вашему мнению, ответ.
  3. Ни одно задание не оставляйте без ответа, имейте в виду, что в таком случае вы получите «0» баллов по данному заданию.
  4. Выберите правильный ответ.

Будьте внимательны при чтении формулировки задания и выборе ответа. Не делайте пометок на тестовых заданиях.

Критерии оценки тестовых заданий.

«5» (отлично) – до 91% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 81% - 90% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 71% - 80% правильных ответов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 70% правильных ответов.

                                         Критерии оценки

             выполнения практических манипуляций

Оценка «5» ставится, если:

  1. Рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций.
  2. Практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций.
  3. Соблюдаются все требования к безопасности окружающих.
  4. Выдерживается регламент времени, в соответствии с алгоритмом действий.
  5. Рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима.
  6. Все действия обосновываются.

                Оценка «4» ставится, если:

  1. Рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций.
  2. Практические действия выполняются последовательно, но неуверенно.
  3. Соблюдаются все требования к безопасности окружающих.
  4. Нарушается регламент времени, в соответствии с требованием алгоритма действий.
  5. Все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога.

               Оценка «3» ставится, если:

  1. Рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций.
  2. Нарушена последовательность их выполнения.
  3. Действия не уверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога.
  4. Соблюдаются все требования к безопасности окружающих.
  5. Рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима.

              Оценка «2» ставится, если:

  1. Возникли затруднения с подготовкой рабочего места, студент не может самостоятельно выполнить практические манипуляции.
  2. Совершаются действия, нарушающие безопасность окружающих, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с оборудованием, используемыми материалами.

Блок контроля эффективности

Инструкция для студентов:

  1. Прочитайте условие ситуационных задач и решите их, руководствуясь устными инструкциями преподавателя.
  2. Оцените свои знания, используя оценочные листы.
  3. Решите тестовое задание, выбрав один вариант правильного ответа.
  4. Оцените свои знания, используя эталон ответов.
  5. Заполните кроссворд, сравните свои ответы с эталоном.

     6. Оцените свои знания, используя критерии оценки.

                             Таблица самооценки:

Если …                                                           То…

Вы ответили на все поставленные               Вы просто молодец!!!

вопросы.

У Вас возникли проблемы с ответом?        Да.    Ну, это не беда.

                                                                        Вы пока только учитесь.

                                                                        Необходимо повторить информа-

                                                                        ционный и манипуляционный бло-

                                                                        ки.

                   Получилось!  Прекрасно!  Идём дальше!

 Задание № 1.                                                          л

Решите ситуационные задачи.

Инструкция:

Разделитесь  на пары, в которых один студент будет, играет роль медсестры, а другой пациента. Ознакомьтесь с условием задачи. Самостоятельно решите предложенные задачи,  во время работы  делайте акцент на этико-деонтологические аспекты беседы.

Оцените свои знания, используя оценочные листы манипуляций.

Задача №1.

  Ивановская К.И. 76 лет находится на лечении в неврологическом отделении. У пациентки неподвижна левая рука и нога. Полностью зависима, нуждается в помощи при соблюдении личной гигиены. К.И. просит оказать ей помощь при умывании.

Задание:

          1. Объясните пациенту необходимость и ход проведения манипуляции.

          2. Окажите помощь пациенту во время умывания.

Задача №2.

  Шиловская А.Г. 83 лет находится в травматологическом отделении с переломом шейки бедра. Наложен гипс. Пациентка лежит на спине, полностью зависима. Проведите пациентке гигиену стоп, стрижку ногтей.

Задание:

          1. Объясните пациентке необходимость и ход проведения манипуляции.

          2. Окажите помощь пациентке при осуществлении гигиены стоп.

Задача №3.

  В неврологическом отделении находится пациентка Голикова В.С. 67 лет. Пациентка находится без сознания 7-е сутки. У неё появился неприятный запах изо рта.

Задание:

         1. Проведите пациентке чистку зубов.

         2. Аргументируйте свои действия.

Задача №4.

  В неврологическом отделении находится пациент Мамонов В.П. 79 лет.  У пациента неподвижна правая рука и правая нога. Пациент находится в тяжелом состоянии, самостоятельно осуществлять личную гигиену не в состоянии. Пациент просит помочь ему побриться.

Задание:

          1. Объясните пациенту необходимость и ход проведения манипуляции.

          2. Окажите помощь пациенту во время бритья.

Задача №5.

   В неврологическом отделении находится пациентка Москвина Н.П. 79 лет. У пациентки наблюдается сильная слабость в правой ноге и руке. Не может самостоятельно осуществлять личную гигиену. У Н.П. во время обхода обнаружилось в наружном слуховом проходе много серы.

Задание:

          1. Объясните пациенту необходимость и ход проведения манипуляции.

          2.Как удалить серу из наружного слухового прохода пациентки?

Задача №6.

  В терапевтическом отделении находится Самсонова А.И. 85 лет. У пациентки наблюдается сильная слабость, она самостоятельно не может осуществлять личную гигиену. А.И. жалуется на сухость в носу, образование корочек.

Задание:

          1. Объясните пациентке необходимость и ход проведения манипуляции.

          2. Окажите помощь пациентке при уходе за слизистой носа.

Задача №7.

  В неврологическом отделении находится пациентка Белова Н.И. 78 лет. У пациентки наблюдается слабость в правой руке и ноге. Испытывает трудности при осуществлении личной гигиены. Н.И. нуждается в оказании помощи во время чистки зубов.

Задание:

          1. Объясните пациенту необходимость и ход проведения манипуляции.

          2. Окажите помощь пациенту во время чистки зубов (пациентка в сознании).

Задача №8.

  Вы палатная медицинская сестра. Вечером, делая обход своих пациентов, вы обратили внимание, что пациент Машков Б.Г. ложась спать, не снимает зубные протезы.

Задание:

          1. Объясните пациенту необходимость ухода за полостью рта.

          2. Окажите помощь пациенту во время ухода за зубными протезами.

Задача №9.

  К вам обратилась пациентка Ларина Л.С., имеющая палатный режим, с просьбой помочь её провести уход за руками, стрижку ногтей.

Задание:

          1. Объясните пациентке необходимость и ход проведения манипуляции.

          2. Окажите помощь пациентке во время ухода за руками.

Задача №10.

У ослабленного пациента после ночного сна склеиваются веки и ресницы.

Задание:

         1. Что предпринять в данной ситуации. Объясните пациенту необходимость и ход            

              проведения манипуляции.

         2.  Проведите утренний туалет глаз тяжелобольного пациента.

                           Оценочный лист к манипуляции

Утренний  туалет глаз тяжелобольного пациента

этапы

Баллы

        

I.Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

3. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение.

2 балла

5. Поместить в лоток 8 – 10 тампонов и налить в него антисептический раствор.

2 балла

6. Взять пинцетом тампон из лотка, слегка отжать его, переложить в руку и обработать им ресницы и веко по направлению от наружного глаза к внутреннему.

2 балла

7. Положить использованный тампон в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

2 балла

8. Повторить процедуру 4 – 5 раз, каждый раз меняя тампоны.

2 балла

9. После обработки промокнуть остатки раствора сухими тампонами.

2 балла

10. Помочь пациенту занять удобное положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфорта.

2 балла

III. Окончание процедуры:

11. Продезинфицировать и утилизировать использованные салфетки.

2 балла

12. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

2 балла

13. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

26 баллов

                             Оценочный лист к манипуляции

Умывание беспомощного пациента

Этапы

     Баллы

Количество баллов

  1. Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброже-лательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

  1. Выполнение процедуры:

4. Придать пациенту положение Фаулера, накрыть ему грудь клеенкой и пеленкой.

2 балла

5. Смочить рукавичку в воде и отжать излишки воды.

2 балла

6. Протереть рукавичкой лоб, веки, щеки, нос, подбородок, шею.

2 балла

7. Мягкими промокательными движениями осушить полотенцем лицо и шею пациента в той же последовательности.

2 балла

8. Снять пеленку и клеенку для последующей дезинфекции и утилизации.

2 балла

9. Помочь пациенту занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя комфортно

2 балла

III.Окончание процедуры:

10. Погрузить использованную рукавичку в раствор дезинфектанта.

2 балла

11. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

22 балла

                                     Оценочный лист к манипуляции

         Бритьё пациента безопасной бритвой

Этапы

Баллы

Количество баллов

I.  Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброже-лательно и уважительно представиться ему.Уточ-нить, как к нему обращаться. Объяснить паци-енту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Придать пациенту положение Фаулера, нак-рыть ему грудь клеенкой и пеленкой.

2 балла

5. Заполнить лоток водой (40-45 гр).  Осмотреть лицо для выявления  родинок,  родимых  пятен, очагов воспаления.   Смочить  салфетку  в воде, отжать и  положить  её  на  щёки  и  подбородок пациента на 5-10 минут.

2 балла

6. Нанести на кожу лица крем или пену для бритья, равномерно распределив его с помощью помазка. Брить сначала одну щёку, потом под носом, затем другую щёку, под нижней губой и область шеи под подбородком.

2 балла

7. Смочить салфетку водой,   отжать её и  проте-реть кожу лица.   Осушить  её  сухой  салфеткой лёгкими  промокательными  движениями и  смо-чить кожу лосьоном. Дать зеркало, чтобы паци-ент мог увидеть себя.

2 балла

III.Окончание процедуры:

8. Погрузить использованную инструменты в раствор дезинфектанта.

2 балла

11. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

22 балла

Оценочный лист к манипуляции

Утренний  туалет носа у тяжелобольного пациента

Этапы

Баллы

Количество баллов

I.Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте.Добро-желательно   и уважительно представиться ему. Уточнить,   как   к  нему   обращаться.      Объяснить   пациенту   ход   предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Вымыть        руки      (гигиенический уровень).   Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

3. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение.

2 балла

5. Ввести в носовую полость враща-ельными движениями турунду, смоченную маслом  или  физиологическим   раствором.

2 балла

6. Извлечь турунду и поместить в лоток для использованных материалов с последующей   дезинфекцией и утили-зацией.

2 балла

7. Взять другую   турунду  и  повторить  процедуру   2 – 3 раза, каждый раз меняя турунды.  Для  удаления   корочек из носа можно предварительно   закапать  в  нос  вышеперечисленные препараты или на 2 – 3 минуты оставить     в носовой полости смоченные маслами   или     глицерином турунды.  Затем  удалить  корочки   сухими     турундами. Поместить    исполь-зованные   турунды    в   лоток      для использованных   материалов    с   после-ющей     дезинфекцией и утилизацией.

2 балла

8. Помочь пациенту занять удобное поло-жение,   удобное для пребывания в пос-тели. Убедиться, что   он  чувствует себя комфорта.

2 балла

III. Окончание процедуры:

9. Продезинфицировать и утилизировать  использованные салфетки.

2 балла

10. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с после-дующей дезинфекцией и утилизацией.

2 балла

11. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

22 балла

                            Оценочный лист к манипуляции

Туалет полости рта (пациент в бессознательном состоянии)

этапы

Баллы

Количество баллов

I.Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять положение Фаулера. Накрыть грудь пациента клеенкой и пеленкой.

2 балла

5. Обернуть язык марлевой салфеткой и левой рукой осторожно вытянуть его изо рта.

2 балла

6. Намотать на указательный палец салфетку (или взять её зажимом), смочить её в подготовленном раст-воре и, придерживая большим пальцем, обработать небо;   внутреннюю  поверхность  щек,   зубы,   десны, язык и пространство под языком, губы.

Примечание: менять салфетки по мере их загрязнения слизью, налётом, слюной. Помещать использованные салфетки в лоток с дезинфицирующим раствором.

2 балла

7. Мягкой щеткой (без пасты!) почистить зубы. Не смачивать её раствором обильно.

2 балла

8. Нанести шпателем на салфетку вазелин и обработать верхнюю и нижнюю губы.

2 балла

9. Снять клеенку и пеленку для последующей дезинфекции и утилизации.

2 балла

10. Помочь пациент занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

2 балла

III. Окончание процедуры:

11. Продезинфицировать и утилизировать использованные салфетки.

2 балла

12. Снять перчатки  и положить их в лоток для использованного материала.

2 балла

13. Вымыть руки (социальный способ).

2 балла

Итого:

26 баллов


                     Оценочный лист к манипуляции

Уход за вставными зубными протезами (пациент в сознании)

Этапы

Баллы

        Количество баллов

I.Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброже-лательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла.

2. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

. 2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять положение Фаулера. Накрыть грудь пациента клеенкой и пеленкой.

2 балла

5. Попросить пациента набрать полный рот воды и прополоскать рот, придерживая лоток у под-бородка, чтобы вода не проливалась. Попросить пациента снять зубные протезы и положить их в специальную чашку.

2 балла

6. Помочь пациенту почистить полость рта с помощью влажной салфетки:

-если у него есть собственные зубы, помочь ему их почистить, используя зубную пасту и щётку;

-помочь пациенту почистить нёбо, язык, внутренние поверхности щёк, дёсны, область под языком;

-помочь пациенту прополоскать рот водой.

2 балла

7. .Поднести к раковине чашку с зубными про-тезами, зубную щётку, пасту, махровую варежку и полотенце. Положить махровую варежку на дно раковины. Смочить зубную щётку, нанести на неё пасту и почистить все поверхности зубных протезов.

2 балла

8. Нанести шпателем на салфетку вазелин и обработать верхнюю и нижнюю губы.

2 балла

9. Снять клеенку и пеленку для последующей дезинфекции и утилизации.

2 балла

10. Помочь пациент занять удобное положение. Убе-диться, что он чувствует себя комфортно.

2 балла

III. Окончание процедуры:

11. Продезинфицировать и утилизировать использованные инструменты.

2 балла

Итого:

22 балла

                            Оценочный лист к манипуляции

Уход за стопами и гигиена пальцев ног пациента.

     Этапы

   Баллы

Количество баллов

  1. Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброже-лательно и уважительно представиться ему.Уточ-нить, как к нему обращаться. Объяснить паци-енту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

11.Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту сесть на стул, чтобы было удобно разместить ему ногу в ёмкости с водой. Если пациент не может сесть на стул, то помочь ему придать положение Фаулера. Положить в ногах впитывающую пелёнку и поставить на неё ёмкость с водой.

2 балла

5. Заполнить лоток тёплой водой. Помочь пациенту поставить ноги в ёмкость с водой на 5 минут. Помочь пациенту вымыть ноги махровой рукавичкой. Ополоснуть ноги, Вытереть насухо полотенцем, осторожно сдвинуть кожу у основания ногтей. Подстричь ногти на ногах. Осмотреть кожу пальцев ног и стоп.

2 балла

III.Окончание процедуры:

7. Погрузить использованную инструменты в раствор дезинфектанта.

2 балла

8. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

16 баллов

                            Оценочный лист к манипуляции

Туалет полости рта (пациент в сознании)

Этапы

        Баллы

Количество баллов

I.Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

II. Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять положение Фаулера. Накрыть грудь пациента клеенкой и пеленкой.

5. Попросить пациента набрать полный рот воды и прополоскать рот, придерживая лоток у подбородка, чтобы вода не проливалась. Смочить зубную щётку водой и нанести на неё зубную пасту.

6. Вычистить  зубы пациента:

-«выметающими» движениями сверху вниз провести по каждому сегменту не менее 10 раз;

-почистить жевательные поверхности верхних зубов;

-аналогично почистить нижние зубы (щёчную, язычную и жевательную поверхности), а затем и язык пациента;

-помочь пациенту прополоскать рот водой.

7. Подготовить зубную нить (отмотать примерно 45 см. нити, обмотать большую часть нити вокруг среднего пальца одной руки, оставшуюся часть вокруг среднего пальца другой руки так, чтобы между пальцами остался кусок нити длиной 2,5 см.). Почистить один зуб, отмотать чистый участок нити с одного пальца, а загрязнённый участок нити намотать на другой палец. Помочь пациенту прополоскать рот водой.

8. Нанести шпателем на салфетку вазелин и обработать верхнюю и нижнюю губы.

9. Снять клеенку и пеленку для последующей дезинфекции и утилизации.

10. Помочь пациент занять удобное положение. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

III. Окончание процедуры:

11. Продезинфицировать и утилизировать использованные инструменты.

13. Вымыть руки (социальный уровень)

Итого:

26 баллов

                                   

Оценочный лист к манипуляции

Уход за руками, стрижка ногтей.

     Этапы

   Баллы

Количество баллов

I   Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброже-лательно и уважительно представиться ему.Уточ-нить, как к нему обращаться. Объяснить паци-енту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

.

2 балла

2. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

3. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Придать пациенту положение Фаулера, нак-рыть ему грудь клеенкой и пеленкой.

2 балла

5. Заполнить лоток тёплой водой. Положить на свободную  часть кровати, рядом с рукой паци-ента,  впитывающую пелёнку и поставить ёмкость с водой.

2 балла

6. Предложить пациенту положить руки в воду (на 5 минут): ногти размягчатся, их легче подре-зать. Помочь ему вымыть руки с мылом. Извлечь руки из воды и осторожно отделить тонкую кожу у основания ногтей. Развернуть полотенце и по-ложить на него мокрые руки пациента. Вытереть насухо кожу рук. Подстричь ножницами или щипчиками ногти ровно по внешнему периметру. Подпилить ногти пилочкой, убрать заусенцы. Нанести крем на руки пациента.

2 балла

III.Окончание процедуры:

7. Погрузить использованную инструменты в раствор дезинфектанта.

2 балла

8. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

16 баллов

                                Оценочный лист к манипуляции

Утренний туалет ушей у тяжелобольного пациента

Этапы

        Баллы        

Количество баллов

I.Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться. Объяснить паци-енту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2 балла

2. Вымыть руки (гигиенический уровень). Надеть перчатки, маску, очки.

2 балла

3. Подготовить необходимое оснащение.

2 балла

II. Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение.

2 балла

5. Попросить больного наклонить голову в противоположную сторону.

2 балла

6. Набрать  в   пипетку   3%   раствор   перекиси водорода. Левой рукой оттянуть ушную раковину назад вверх.  Правой рукой закапать в   наружный слуховой проход 2 – 3 капли. Оставить пациента в таком положении на 1 – 2 минуты.

2 балла

7. Левой рукой оттянуть ушную ра-ковину назад  и вверх. Правой рукой вращательными движениями ввести турунду в слуховой проход. Повторить несколько раз.

2 балла

8. Использованные турунды помес-тить в лоток для использованных материалов с последующей дезин-фекцией и стерилизацией.

2 балла

9. Обработать  влажным  тампоном,   смоченным в теплой воде, ушную  раковину.  Сухими   ватными тампонами тщательно  просушить  ушную  раковину. Использованные тампоны  поместить  в   лоток для использованных  материалов  с   последующей дезинфекцией и утилизацией.

2 балла

10. Помочь пациенту занять удобное положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфорта

2 балла

III. Окончание процедуры:

11. Продезинфицировать и утилизировать использованные тампоны.

2 балла

12. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

2 балла

13. Вымыть руки (социальный уровень).

2 балла

Итого:

26 баллов

Критерии оценки выполнения заданий.

«5» (отлично) – до 91% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 81% - 90% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 71% - 80% правильных ответов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 70% правильных ответов.

                             Таблица самооценки:

Если …                                                           То…

Вы ответили на все поставленные               Вы просто молодец!!!

вопросы.

У Вас возникли проблемы с ответом?        Да.    Ну, это не беда.

                                                                        Вы пока только учитесь.

                                                                        Необходимо повторить информа-

                                                                        ционный и манипуляционный бло-

                                                                        ки.

                          Получилось!  Прекрасно!  Идём дальше!

                                                                                                                   

 1 вариант

Тестовый контроль знаний

Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов.

1. Вид транспортировки в лечебное отделение определяет:

    1) врач

    2) медсестра

    3) санитарка

    4) старшая медсестра

2. Судно для подачи пациенту должно быть:

    1) сухим сверху, тёплым с небольшим количеством воды

    2) тёплым, сухим

    3) тёплым,  с небольшим количеством дезинфицирующего средства

    4) сухим

3. Постельное бельё тяжелобольному пациенту меняют:

    1) один раз в 2 недели

    2) один раз в неделю

    3) один раз в 3 дня

    4) по мере загрязнения

4. Для профилактики пролежней необходимо менять положение тела пациента каждые    

    (в часах):

    1) 2

    2) 4

    3) 6

    4) 8

5. Для протирания ресниц и век можно использовать раствор:

   1) 0,005 % раствор перманганата натрия

   2) 3% раствор перекиси водорода

   3) 1% раствор салицилового спирта

   4) 70 % раствор этилового спирта

6. Протирать ресницы и веки необходимо:

    1) круговыми движениями

    2) от наружного угла к внутреннему

    3) снизу вверх

    4) от внутреннего угла к наружному

7. С целью удаления корочек из носовой полости используется:

    1) 70% этиловый спирт

    2) 10% раствор камфорного спирта

    3) вазелиновое масло

    4) 5% раствор перекиси водорода

8. Для проведения подмывания у тяжелобольного пациента необходимо подготовить:

   1) корнцанг

   2) салфетки стерильные

   3) слабый раствор перманганата калия

   4) всё перечисленное верно

9. Заболевание, к которому может привести игнорирование пролежней:

   1) педикулёзу

   2) сепсису

   3) туберкулёзу

   4) пневмонии

10. Факторы риска возникновения пролежней у пациента:

      1) недержание мочи и кала

      2) полная неподвижность

      3) истощение, неадекватное питание

      4) всё перечисленное верно

11. К основным принципам ухода относятся:

      1) безопасность

      2) уважение чувств и достоинства пациента

      3) полная самостоятельность пациента

      4) личную гигиену обязаны осуществлять его родственники

12. Положение Фаулера – это:

      1) на спине под углом 45 и 60 гр

      2) на боку

      3) на животе

      4) на спине горизонтально

13. При появлении у пациента трещин на губах, медицинская сестра может их обработать:

      1) 5% раствором перекиси водорода

      2) 3% раствором перекиси водорода

      3) 70% этиловым спиртом

      4) вазелином

14. Температура воды гигиенической ванны (в гр. С):

     1) 14-18

     2) 36-38

    3) 38-40

    4) 40-42

15. Гигиена полости рта у пациента, находящегося в бессознательном состоянии (раствор):

      1) 3% перекиси водорода

      2) масло растительное или вазелин

      3) 2% натрия гидрокарбоната

      4) 1% борной кислоты

Инструкция: Ответьте на вопросы, допишите фразы, заполните схемы

16. Пролежни – это:

      --------------------------------------------------------------------------------------

17. Различают 4 степени развития пролежней:

     

1 степень

2 степень

3 степень

4 степень

18. Места наибольшего риска образования пролежней в положении на спине:

     --------------------------------------------------------------------------------------

Инструкция: Заполните таблицу.

19.

Манипуляция

Оснащение

Особенности проведения

Смена постельного белья

Чистка зубов (пациент в сознании)

Обработка глаз

                                                                                                                     2 вариант

Тестовый контроль знаний

Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов.

1.  Температура воды для подмывания (в гр. С):

    1) 25-32

    2) 35-38

    3) 38-42

    4) 42-45

2.  Направление движения салфетки при подмывании:

    1) от ануса к половым органам

    2) от половых органов к анусу

    3) от пупочного кольца до половых органов

    4) не имеет значения

3.  Съёмные протезы на ночь:

    1) снимают

    2) не снимают

    3) чистят щёткой с применением зубной пасты

    4) поместить в стакан с водой на ночь

4. Носовые ходы и наружный слуховой проход прочищают:

    1) марлевыми турундами

    2) ватными турундами

    3) палочкой с ватным тампоном

    4) пинцетом с ватой

5. Для удаления корочек из носа необходимо приготовить:

   1) 0,005 % раствор перманганата натрия

   2) 3% раствор перекиси водорода

   3) 1% раствор салицилового спирта

   4) вазелиновое масло

6. Постельное и нательное бельё меняют пациенту:

    1) 1 раз в 7 дней

    2) 2 раза в 7 дней

    3) по мере загрязнения

    4) через 10 дней

7. Полная санитарная обработка пациента:

    1) ванна

    2) душ

    3) обтирание

    4) обмывание

8. К личной гигиене пациента относится:

   1) смена постельного белья

   2) смена нательного белья

   3) подмывание пациента

   4) всё перечисленное верно

9. Цель ухода за пациентом это:

   1) осуществление личной гигиены

   2) подготовка к операции

   3) профилактика пролежней и опрелостей

   4) обеспечение комфорта пациенту

10.  Для обработки слизистой ротовой полости используется раствор:

      1) 3% раствор перекиси водорода

      2) масло растительное или вазелин

      3) 2% раствор гидрокарбоната натрия

      4) всё перечисленное верно

11. Для проведения подмывания у тяжелобольного пациента необходимо приготовить:

      1) шпатель

      2) корнцанг

      3) слабый раствор калия перманганата

      4) ширму

12. Положение Симса это:

      1) на спине под углом 45 и 60 гр

      2) на боку

      3) на животе

      4) промежуточное между лёжа на животе и лёжа на боку

13. При появлении у пациента трещин на губах, медицинская сестра может их обработать:

      1) 5% раствором перекиси водорода

      2) 3% раствором перекиси водорода

      3) 70% этиловым спиртом

      4) вазелином

14. Глаза во время утреннего туалета обрабатывают раствором:

     1) калия перманганата 5%

     2) фурацилина 0,02%

    3) перекиси водорода 3%

    4) натрия тетрабората 5%

15. Факторы риска образования пролежней у пациента:

      1) несоблюдение принципов личной гигиены

      2) длительное пребывание пациента в одном положении

      3) неровный, бугристый матрац

      4) всё перечисленное верно

Инструкция: Ответьте на вопросы, допишите фразы, заполните схемы

16. Основные факторы, способствующие образованию пролежней:

      -1) -------------------------------------------------------------------------------------

        2) ------------------------------------------------------------------------------------

        3) ------------------------------------------------------------------------------------

17.Места наибольшего риска образования пролежней::

     

При положении на спине

При положении на боку

При положении сидя

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

18. При повреждении руки у больного сначала снимают рукав с ( больной или здоровой руки), а надевают сначала на (больную или здоровую) руку?

Инструкция: Заполните таблицу.

19.

Манипуляция

Оснащение

Особенности проведения

Бритьё пациента

Чистка зубов (пациент в тяжёлом состоянии)

Обработка полости носа

  Эталон ответа на тестовый контроль знаний по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

        1 вариант

1. 1

2. 1

3. 4

4. 1

5. 1

6. 2

7. 3

8. 4

9. 2

10. 4

11. 1,2

12. 1

13. 4

14. 2

15. 3

16

Инструкция: Ответьте на вопросы, допишите фразы, заполните схемы

16. Пролежни – это:

      -омертвение (некроз) кожи с распространением на подкожную клетчатку и другие мягкие ткани.

17. Различают 4 степени развития пролежней:

     

1 степень

2 степень

3 степень

4 степень

Кожный покров не нарушен, устойчивая гиперемия, не проходящая после прекращения давления

Поверхностное (не глубокое) нарушение целостности кожных покровов с распространением на подкожную клетчатку

Нарушение кожного покрова вплоть до мышечного слоя

Поражение всех мягких тканей, мышц, сухожилий вплоть до кости

18. Места наибольшего риска образования пролежней в положении на спине:

Затылок, область лопаток, область локтей, крестец, пяточная область.

Инструкция: Заполните таблицу.

19.

Манипуляция

Оснащение

Особенности проведения

(одежда медсестры, периодичность проведения)

Смена постельного белья

Комплект чистого белья, непромокаемый мешок для использованного белья. Перчатки, маска и очки

Манипуляцию проводить в перчатках, маске и очках.

1 раз в 7 дней или по мере загрязнения.

Чистка зубов (пациент в сознании)

Перчатки, маска и очки.

Лоток, стакан с водой, зубная паста, зубная щётка, гигиеническая помада, полотенце, зубная нить.

Манипуляцию проводить в перчатках, маске и очках.

Проводить процедуру 2 раза в сутки, вечером применение зубной нити.

Обработка глаз

Перчатки, маска и очки

Стерильный лоток, стерильные салфетки, антисептический раствор, стерильная мензурка.

Манипуляцию проводить в перчатках, маске и очках.

Проводить процедуру 2 раза в день.

  Эталон ответа на тестовый контроль знаний по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

        2 вариант

  1. 2
  2. 2
  3. 1, 3, 4
  4. 2
  5. 4
  6. 1,3
  7. 1,2
  8. 4
  9. 4
  10. 3
  11. 2,3,4
  12. 4
  13. 4
  14. 2
  15. 4

16. Основные факторы, способствующие образованию пролежней:

      -1) давление

        2) трение

        3) «срезывающая сила»

17.Места наибольшего риска образования пролежней::

     

При положении на спине

При положении на боку

При положении сидя

-затылок

-область лопаток

-область локтей

-крестец

-пяточная область

-ушные раковины

-область плечевого сустава

-область тазобедренного сустава

-область коленного сустава

-область мыщелка лодыжки

-область лопаток

-мыщелок кисти

-локти

-копчик

-седалищные бугры

-пальцы ног

18. При повреждении руки у больного сначала снимают рукав со (здоровой руки), а надевают сначала на (больную) руку.

Инструкция: Заполните таблицу.

19.

Манипуляция

Оснащение

Особенности проведения

Бритьё пациента

Перчатки, маска и очки. Почкообразный лоток, пена для бритья, лосьон после бритья, полотенце, стерильные салфетки, помазок.

Манипуляцию проводить в перчатках, маске и очках.

Манипуляция проводится 2 раза в неделю.

Чистка зубов (пациент в тяжёлом состоянии)

Перчатки, маска и очки.

Лоток стерильный, полотенце, салфетки, шпатель, антисептический раствор, вазелин, нестерильный лоток.

Манипуляцию проводить в перчатках, маске и очках.

Манипуляция проводится 2 раза в день.

Обработка полости носа

Перчатки, маска и очки.

Стерильный лоток, пинцет, ватные турунды, вазелиновое масло, грушевидный баллон для отсасывания слизи нестерильный лоток.

Манипуляцию проводить в перчатках, маске и очках.

2 раза в день.

Критерии оценки выполнения заданий.

«5» (отлично) – до 91% - 100% правильных ответов;

«4» (хорошо) – 81% - 90% правильных ответов;

«3» (удовлетворительно) – 71% - 80% правильных ответов;

«2» (неудовлетворительно) – менее 70% правильных ответов.

                             Таблица самооценки:

Если …                                                           То…

Вы ответили на все поставленные               Вы просто молодец!!!

вопросы.

У Вас возникли проблемы с ответом?        Да.    Ну, это не беда.

                                                                        Вы пока только учитесь.

                                                                        Необходимо повторить информа-

                                                                        ционный и манипуляционный бло-

                                                                        ки.

                  Получилось!  Прекрасно!  Идём дальше!

     

                                   

 Кроссворд

Инструкция: заполните кроссворд.

2.

 

8.

 

4.

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По горизонтали:

  1. При закапывании раствора в уши попросить пациента наклонить голову в сторону.
  1. Основной фактор, способствующий образованию пролежней.

5.    Омертвление тканей

7.    Для удаления корочек из носа необходимо приготовить.

9.    Во время соблюдения личной гигиены необходимо придать пациенту положение.

По вертикали:

  1. Кислородное голодание тканей.

4.   Стаканчик для промывания глаз.

6.   Автор теории о человеческих потребностях.

8.  Во время туалета ушей необходимо закапать в ушную раковину 3% раствор перекиси.

10. После использования инструменты погрузить в раствор.

             Эталон ответа на кроссворд.

2.

 г

8.

 в

4.

у 

1.

п 

р 

о 

т 

и

в 

о 

п 

о 

л 

о 

ж

 н

у 

ю 

 п

 д

 д

 о

 о

 и

6.

 к

 р

5.

 н

 е

к 

р 

о 

з 

3.

М 

 с

 о

 к

 д

 а 

в 

л 

е 

н 

 и

е 

 д

9.

 ф

 а

 у

л 

е 

р 

а 

 с

 я

 а

 л

7.

 о

10.

 т

 у

р 

у 

н 

д 

а 

 е

 з

 и

 н

 ф

 е

 к

 т

 а

 н

 т

 а

                             Таблица самооценки:

Если …                                                           То…

Вы ответили на все поставленные               Вы просто молодец!!!

вопросы.

У Вас возникли проблемы с ответом?        Да.    Ну, это не беда.

                                                                        Вы пока только учитесь.

                                                                        Необходимо повторить информа-

                                                                        ционный и манипуляционный бло-

                                                                        ки.

                   Получилось!  Прекрасно!  Идём дальше!

Задание по внеаудиторной работе студентов:    

По теме: Личная гигиена тяжелобольного пациента.

                                             Инструктаж  

для   студентов   по    выполнению   внеаудиторной  

                          самостоятельной         работы.  

Цель:

-Систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических

 знаний студентов.  

- Развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

-Пополнение знаний работой с дополнительной  и справочной литературой.

В процессе самостоятельного изучения темы, Вам предлагается перечень вопросов, на которые Вы должны ответить.

Вы должны знать:

  • принципы ухода за тяжелобольным пациентом;
  • методику приготовления постели;
  • способы смены постельного и нательного белья у тяжелобольных;
  • способы размещения пациента в постели;
  • понятие пролежень;
  • факторы развития пролежней;
  • особенности ухода за кожей и профилактику пролежней;
  • элементы гигиенического ухода за тяжелобольным: расчёсывание волос, уход за полостью рта, зубами, зубными протезами, уход за руками и ногами, бритьё пациента;
  • методику оказания помощи при физиологических отправлениях.

Вы должны уметь выполнить следующие задания:

  • решить задачу по нарушенным потребностям (№ 1);
  • составить правильный алгоритм манипуляции (задание № 2);
  • перечислить места образования пролежней (задание № 3);
  • решить ситуационные задачи № 4 – 9;
  • выполнить тестовые задания № 10 – 19;
  •  разгадать кроссворды № 1 и № 2 (задания № 20 и № 21).

 Срок выполнения  выбранного Вами  задания:

   Подготовить к следующему практическому  занятию

                                             Итак, вперед!

Мотивация внеаудиторной самостоятельной работы.

     Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приёме ванны, а также при осуществлении естественных потребностей. Образно говоря, в этой ситуации руки сестры становятся руками пациента. При этом, помогая ему, нужно  максимально поощрять его желание к самостоятельности, а при необходимости обучить элементам ухода родственников пациента.  

                            Задание № 1.

  1. Решите задачу.

Пациент М., 70 лет находится в наркологическом отделении с тяжёлым нарушением мозгового кровообращения. У него отсутствуют движения в левой руке и ноге, отмечается непроизвольное отделение мочи. Пациент лежит в постели отвернувшись к стене, страдает бессонницей. Пульс 90 ударов в минуту, артериальное давление 100/90 мм.тр.ст.

  • Какие нарушены потребности?
  • Выявите, какие имеются проблемы у пациента?
  • Решите проблемы пациента в рабочих тетрадях.

  1. Смена простыни (пациент не может повернуться на бок).

Из перечисленных действий составьте алгоритм данной манипуляции.

  1. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, убедиться. что он её понимает.
  2. Чистую простыню скатать в поперечном направлении и повесить на спинку кровати.
  3. Надеть перчатки.
  4. Одна сестра приподнимает голову и плечи пациента, другая убирает подушку на тумбочку, скатывает грязную простыню к середине кровати и расстилает чистую, взбивает и укладывает на неё подушку.
  5. Встать с двух сторон кровати пациента.
  6. Опустить изголовье и плечи пациента на подушку.
  7. Одна сестра приподнимает таз пациента. Другая – скатывает грязную простынь и сбрасывает её в мешок, затем раскатывает чистую простыню.
  8. Одна сестра приподнимает ноги пациента, другая – скатывает грязную простыню и сбрасывает её в мешок.

  1. Опустить таз пациента на простыню.
  2. Опустить ноги пациента на простыню.
  3. Поднять изголовье кровати.
  4. Поднять одеяло, убедиться, что пациент лежит комфортно.
  5. Снять перчатки, вымыть руки.

________________________________________________________________

  1. Перечислите места образования пролежней.
  1. Крестец.
  2. ___________________________________
  3. ___________________________________
  4. ___________________________________
  5. ___________________________________
  1. Во время утреннего обхода к вам обратился пациент с жалобой, что у него склеиваются ресницы.
  • Ваша тактика?

___________________________________________________________________

  1. Меняя постельное и нательное бельё тяжелобольному м/с обратила внимание на покраснение в области крестца.
  • Предварительный сестринский диагноз и первоочередные действия.

___________________________________________________________________

  1. Пролежень – это ________________________________________________________________

7. В терапевтическом отделении находится пациент с сопутствующим ожирением (вес 120 кг, рост 160 см.)

  • Каковы особенности соблюдения личной гигиены?

_________________________________________________________________

  1. К вам обратилась пациентка, имеющая палатный режим, с просьбой помочь ей помыть волосы.
  • Ваши действия?

__________________________________________________________________

  1. У пациента, который имеет ограниченные возможности передвижения, появился неприятный запах изо рта.
  • Ваша тактика?

__________________________________________________________________

   

                                          Тестовое задание.

Инструкция: выбрать один вариант правильного ответа.

  1. Для протирания слизистой ротовой полости можно использовать:

А. 0,5% раствор калия перманганата.

Б. 5% калия перманганата.

В. 70% раствор этилового спирта.

Г. 3% раствор перекиси водорода.

  1. Для протирания ресниц и век можно использовать:

А. 5% раствор калия перманганата.

Б. 1% раствор салицилового спирта.

В. 3% раствор перекиси водорода.

Г. 0,02% раствор фурацилина.

  1. Протирание ресниц и век необходимо выполнять:

А. Снизу вверх.

Б. От наружного угла глаза к внутреннему.

В. Круговыми движениями.

Г. От внутреннего угла глаза к наружному.

  1. Постельное бельё пациента меняют:

А. 1 раз в 14 дней.

Б. 1 раз в 7 дней.

В. 1 раз в день.

Г. 1 раз в месяц.

  1. Постельное бельё тяжелобольному меняют:

А. 1 раз в день.

Б. 1 раз в неделю.

В. По мере загрязнения.

Г. 2 раза в день.

  1. Как часто надо переворачивать тяжелобольного в постели?

А. Через каждые 3 часа.

Б. Через каждый час.

В. Через каждые 2 часа.

Г. Через каждые 30 минут.

  1. Укажите факторы риска развития пролежней.

А. Недержание мочи.

Б. Недержание кала.

В. Неправильное положение тела пациента.

Г. Трение.

  1. Под каким углом необходимо располагать зубную щётку при чистке зубов.

А. 30 градусов.

Б. 45 градусов.

В. 50 градусов.

Г. 90 градусов.

  1. Одевание нательного белья пациенту (рубашка).

А. Надеть на руки, а затем голову.

Б. Надеть на голову, а затем на руки.

В. Одновременное одевание рук и головы.

Г. По желанию пациента.

  1. Гигиену наружных половых органов у тяжелобольного проводят:

А. После физиологических отправлений.

Б. Утром, после сна.

В. Не менее 2 раз в сутки.

Г. По желанию пациентов.

  1. Кроссворд № 1.

1

2

ж

3

ж

4

а

5

л

6

и

7

ь

8

9

о

По горизонтали:

  1. Предмет, который должен быть у каждого тяжелобольного индивидуальным.
  2. Как часто должна обрабатываться кожа у тяжелобольного пациента.
  3. Некроз тканей, обусловленный длительным давлением.
  4. Размягчение и разрыхление тканей вследствие действия на них жидкости.
  5. Состояние повышенной чувствительности к повторным воздействиям аллергенов или аутоаллергенов, выражающееся комплексом местных и общих реакций организма.
  6. Внедрение и размножение микроорганизмов в макроорганизме с развитием различных форм их взаимодействия.
  7. Приспособление, применяемое для проведения ножных ванн.
  8. Где чаще всего может образоваться пролежень?
  9. Имеет каждый пациент, страдающий недержанием мочи.

21. Кроссворд № 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

  1. Положение при котором пациент находится полулёжа и полусидя с приподнятым под углом  45 - 66 градусов кровати.
  2. Ватный жгутик для обработки носа и ушей.
  3. Средство индивидуальной защиты при осуществлении личной гигиены пациенту.
  4. Метод, применяемый ежедневно для ухода за кожей тяжелобольного.
  5. Место, которое наиболее часто подвержено сдавливанию тканей.
  6. Приспособление, используемое для закапывания капель.
  7. Способ смены постельного белья у тяжелобольного.
  8. Положение  пациента в постели с общим режимом двигательной активности.

По вертикали:

  1. Раствор, используемый для обработки глаз ( антисептик ).

                             Таблица самооценки

Если ...                                                То...           

Вы не сделали ошибок.                       Отлично!  Материал данного занятия       Вами

                                                        усвоен. Так держать!

Вы сделали 1ошибку.                         Хорошо!  Повторите   вопрос, вызвавший       

        затруднение.

Вы сделали 2 ошибки                         Удовлетворительно! Обратитесь к   преподавателю.

Вы сделали 3 ошибки                           Увы! Материал данного занятия Вами не усвоен.

                                                                 Начните сначала!

Эталон ответа на внеаудиторную самостоятельную работу студентов    

    по теме занятия: «Личная гигиена тяжелобольного пациента».

Ответы на тестовый контроль.

10А. 11Г.  12Б. 13Б.  14В.  15В.  16Г.  17Б.  18Б.  19А.

Ответы на кроссворд № 1.

  1. Судно
  2. Ежедневно.
  3. Пролежень.
  4. Мацерация.
  5. Аллергия.
  6. Инфекция.
  7. Ёмкость.
  8. Крестец.
  9. Мочеприемник.

Ответы на кроссворд № 2.

По горизонтали:

  1. Фаулера.
  2. Турунда.
  3. Перчатки.
  4. Обтирание.
  5. Крестец.
  6. Пипетка.
  7. Продольный.
  8. Активное.

По вертикали:

1. Фурацилин.

                 Задание № 2.

  Написать реферат на одну из предложенных тем.

При работе над рефератом внимательно изучить алгоритм действий и рекомендаций. Написанный реферат необходимо отдать на рецензию любому студенту вышей группы для анализа его содержания и оценивания качества изложения материала (в письменной форме).

Список рефератов (докладов):

-«Проблемы внутрибольничной инфекции»;

- «Соблюдение личной гигиены – залог здоровья человека»;

- «Внешний вид и личная гигиена медицинского работника».

                                 -«Основные принципы ухода за кожей тяжелобольного пациента».

  Основные требования:

 Рекомендации по написанию реферата (доклада).

Реферат (доклад) должен быть напечатан на бумаге формата А4 с использованием шрифта

Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.

                 На титульном листе должно быть:

  • название учебного заведения;
  • название отделения;
  • дисциплина;
  • тема реферата (доклада);
  • специальность;
  • Ф.И.О. студента;
  • № группы;
  • Ф.И.О. преподавателя;
  • город ;
  • год.

Реферат (доклад) должен иметь содержание с указанием страниц и перечень использованной литературы.

Текст должен состоять из 3-х частей:

-введение;

-основная часть;

-заключение.

Объем печатного текста не более 12 страниц.

Реферат сдается на проверку  в папке-скоросшивателе, а бумажные листы текста в файлах.

Задание № 3.

Составить кроссворд по теме: «Личная гигиена».

 Рекомендации к составлению кроссворда.

Кроссворд  должен быть напечатан на бумаге формата А4 с использованием шрифта

Times New Roman, размер шрифта 12, интервал полуторный.

Алгоритм:

1.Выписать максимальное количество терминов по теме.

2.Выбраь 2-3 самых длинных терминов и расположить их по горизонтали и вертикали.

3.Остальные термины расположить по принципу пересечения.

4. Сформулировать суть каждого термина профессиональным  языком.

5.Оформить кроссворд, представив один вариант, с заполненными клеточками, другой-с чистым.

Критерии оценки:

«5»- Использование всех терминов, точность формулирования.

«4»- Использование всех терминов, недостаточная точность формулирования.

«3»- Использование не всех терминов.

«2»- Использование не всех терминов, неаккуратное оформление.

                                                    ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Подготовить к следующему занятию:

1.Терминологический словарь.

2.Опорный конспект.

3. Питание и кормление пациента. Мухина  С.А. , Тарновская И.И  Теоретическое руководство к предмету ОСД часть 1. М: Родник, 2014г. (стр.131-150)

-Основы рационального питания. – стр. 131

- Организация питания в стационаре - стр.131-134.

- Кормление тяжелобольного пациента в постели - стр.135--141.

- Виды искусственного питания – стр. 141-150.

По завершению практического занятия проводится уборка рабочих мест, влажная уборка помещения.               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КОНКУРСА «Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов. Ведение документации».

Методическая разработка конкурса по дисциплине «Технология оказания медицинских услуг» Профессионального модуля 04(07) «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными».Д...

КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. Методическая разработка для преподавателей.

Изучение данной темы актуально из-за большого количества пациентов нуждающихся в регулярном проведении данных манипуляций. Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при изучении различных ...

КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА. Учебно-методическое пособие для студентов.

Кормление тяжелобольного пациента требует особых навыков и умений. Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка)...

"Личная гигиена тяжелобольного пациента"

Данное учебно-методическое пособие рекомендовано  для самоподготовки студентов к практическим занятиям.  Тема «Личная гигиена тяжелобольного пациента» подготовлена  с учетом...

ОТЗЫВ на мастер-класс преподавателей профессиональных модулей ПМ. 04, ПМ.07 Медицинского колледжа №2 по теме: «Личная гигиена тяжелобольного» 20.03.2019г

Мастер-класс преподавателей  Березиной Татьяны Вадимовны, Кузнецовой Ирины Николаевны, Линьковой Веры Ивановны, Тернавской Алефтины Михайловны был проведен на базе ГБПОУ ДЗМ «МК2», на...

Методическая разработка практического занятия по теме Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

Методическая разработка практического занятия по теме  Личная гигиена тяжелобольного пациента Пм .04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....

Творческая работа студентки Кузнецовой Дарьи по теме "Особенности ухода за лицом (личная гигиена тяжелобольного пациента)"

В представленной творческой работе студентки Кузнецовой Дарьи изложены особенности ухода за лицом тяжелобольного пациента.Сестринский уход осуществляется за пациентом в условиях постели и осложняется ...