Методическая разработка студенческой научно-практической конференции "Синдром эмоционального выгорания - проблемы и пути решения"
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрома эмоционального выгорания.

Конференцию  целесообразно проводить со студентами 4 курса с целью информирования о возможности формирования синдрома эмоционального выгорания у  медицинских сестер – специфического вида профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.  Полученная в ходе конференции информация поможет не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_sev.docx42.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»

ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ № 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«СНИДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ –

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

Москва

2017

РАССМОТРЕНА

на заседании Методического совета ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП № 4

Протокол № 1

«07» сентября 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

                     Зам. директора ОУ

        _____________ Л.С.Спирина

«07» сентября 2017 г.

Составители:

Андреева Л.М., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории

Харьковская Е.В., преподаватель профессиональных модулей первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ………………………………………………..….4

Методический блок …………………….…………………………………5

Информационный блок ………………….……………………………….6

Практическая часть ………………………………………………………10

Список литературы ………………………………………………………13

Приложения ………………………………………………………………14

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для подготовки студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам синдрому эмоционального выгорания.

Конференцию  целесообразно проводить со студентами 4 курса с целью информирования о возможности формирования синдрома эмоционального выгорания у  медицинских сестер – специфического вида профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.  Полученная в ходе конференции информация поможет не только в дальнейшей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Важным этапом при проведении конференции является подготовительный этап. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы студентов, участвующих в подготовке и проведении конференции, с целью продолжения формирования у них общих и профессиональных компетенций, позволяющих развивать у студентов способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.

Роль студента заключается в том, чтобы в процессе подготовительной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания и умения, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

ЦЕЛИ КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Познакомить студентов с понятием СЭВ
  2. Дать рекомендации по профилактике и лечению синдрома эмоционального выгорания
  3. Познакомить с «золотыми правилами психического здоровья»

ПЛАН КОНФЕРЕНЦИИ

  1. Характеристика СЭВ – 30 мин.
  2. Проведение тестирования на определение внутреннего напряжения – 15 мин.
  3.  Рекомендации по поддержанию психического здоровья – 10 мин.

ОСНАЩЕНИЕ

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  2. Раздаточный материал для проведения тестирования (Прил. 1).
  3. Презентация (Прил. 2)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек ощущает себя истощенным морально, умственно, и физически. Все труднее просыпаться по утрам и начинать трудовую деятельность. Все сложнее сосредоточиться на своих обязанностях и выполнять их своевременно. Рабочий день растягивается до поздней ночи, рушится привычный уклад жизни, портятся отношения с окружающими. Те, кто столкнулся с таким явлением, не сразу понимают, что происходит. Люди становятся раздражительными, обидчивыми. Они опускают руки при малейших неудачах и не знают, что со всем этим делать, какое лечение предпринять. Потому так важно разглядеть первые «звоночки» в эмоциональном фоне, принять профилактические меры и не довести себя до нервного срыва.

Синдром чаще всего поражает тех, кто каждый день имеет дело с человеческим фактором:

  • работая в службах спасения и больницах;
  • преподавая в школах, колледжах и ВУЗах;
  • обслуживая большие потоки посетителей и клиентов.

Феномену эмоционального выгорания, как психическому расстройству, уделялось внимание еще в 1974 году. Американский психолог Герберт Фрейденбергер первым отметил серьезность проблемы эмоционального истощения и его влияния на личность человека. Тогда же были описаны основные причины, признаки и стадии развития болезни.

Выделяют пять этапов нарастания психического напряжения, связанного с профессиональной деятельностью.

Сначала человек доволен своей работой, но постоянные стрессы постепенно подтачивают энергию. Наблюдаются первые признаки синдрома: бессонница, снижение работоспособности и частичная потеря интереса к своему делу. Человеку становится трудно сосредоточиться на работе, все выполняется очень медленно. Попытки «нагнать упущенное» превращаются в постоянную привычку работать поздно вечером или в выходные. Хроническая усталость проецируется на физическое здоровье: снижается иммунитет, начинаются частые простудные заболевания, обостряются хронические болезни. Люди начинают испытывать постоянное недовольство собой и окружающими, часто ссорятся с сослуживцами.

Эмоциональная нестабильность, упадок сил, обострение хронических заболеваний – это признаки пятой стадии синдрома эмоционального выгорания. Если ничего не делать и не начинать лечение, состояние человека будет только ухудшаться, перерастая в глубокую депрессию.

Симптомы эмоционального выгорания условно можно поделить на три группы: физические проявления; социально – поведенческие признаки; психоэмоциональные признаки.

Физические проявления:

  • хроническая усталость;
  • слабость и вялость в мышцах;
  • частые мигрени;
  • снижение иммунитета;
  • повышенное потоотделение;
  • бессонница;
  • головокружения и потемнения в глазах;
  • нарушение аппетита;
  • «ноющие» суставы и поясница.

Социально-поведенческие признаки:

  • стремление к изоляции, сведение общения с другими людьми к минимуму;
  • уклонение от обязанностей и ответственности;
  • желание обвинить окружающих в собственных бедах;
  • проявление злобы и зависти;
  • жалобы на жизнь и на то, что приходится работать «круглосуточно»;
  • привычка высказывать мрачные прогнозы.

 Психоэмоциональные признаки:

  • безразличие к происходящим вокруг событиям;
  • неверие в свои силы;
  • крушение личных идеалов;
  • потеря профессиональной мотивации;
  • вспыльчивость и недовольство близкими людьми;
  • постоянное плохое настроение.

Выделают три типа медицинских сестер, которым угрожает эмоциональное выгорание.

1-й тип - "педантичный" - для него характерна добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка.

2-й - "демонстративный" - такие люди стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду, этому типа свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

3-й - "эмотивный" - к нему относятся впечатлительные и чувствительные люди, их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с патологией, саморазрушением.

Факторы труда медицинских сестер, способствующие формированию СЭВ:

1.Суточный режим работы

2.Большая нагрузка, превышение нормативного числа пациентов

3.Ненормированный рабочий день

4.Большой объем учетно-отчетной документации

5.Напряжение зрения, перегрузка опорно-двигательного аппарата

6.Низкая оплата труда, и как следствие - сверхурочная работа, связанная с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой.

Если говорить о студентах, то на развитие данного синдрома оказывают влияние многие факторы: стремление к хорошей успеваемости, повышенной стипендии, неправильно организованная работа с учебным материалом, организационные и профессиональные стрессы. Эмоциональное выгорание старшекурсников сильно влияет на личность студента, подрывая его здоровье и желание успешно учиться и в перспективе мотивационный интерес к профессии.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Присутствующим в зале студентам предлагается  ответить на вопросы, которые ориентировочно покажут наличие или отсутствие внутреннего напряжения.

Инструкция для аудитории:  

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы «да» или «нет».

  1. Вы считаете свою работу важной и значительной?
  2. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?
  3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?
  4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?
  5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?
  6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?
  7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?
  8. У вас нормальные масса тела и давление?
  9. Вас нелегко вывести из себя?
  10. У вас есть дела, которых вы ждете с радостью (выходные, хобби, спорт)?
  11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?
  12. Вы живете в спокойном районе?
  13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?
  14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?
  15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?
  16. Вы - творческий человек?
  17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?
  18. Вы смеетесь часто и охотно?
  19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?
  20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?

Теперь посчитайте количество ответов «нет».

Вы ответили «нет» на 9 вопросов или меньше:  Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Вам удается снимать напряжение, которое могло бы нанести вред вашему здоровью.

Вы ответили «нет» на 10 вопросов и более: Вы испытываете сильное напряжение и мечтаете о покое, но не можете расслабиться. Возможно, вы страдаете бессонницей. Это значит, что настало время активной борьбы с внутренним напряжением.

Рекомендации по сохранению психического здоровья и профилактике СЭВ

«Семь золотых правил психического здоровья»

  1. Следует периодически изменять свой режим работы.

Если вы обнаруживаете у себя признаки эмоционального истощения, режим работы должен быть изменен как можно скорее, а время пребывание на работе сокращенно до разумных пределов, не угрожающих здоровью и психологическому комфорту.

  1. Не следует выполнять чужую работу.

В случае, когда у вас возникает желание сделать чужую работу, следует оценить, насколько ваша помощь является необходимой и какие последние будут, если вы не выполните ее.

  1. Необходим регулярный полноценный отдых со сменой обстановки и активными видами отдыха.

Не следует забывать о том, что отдых и личная жизнь – необходимая составляющая успешной и длительной работы.

  1. Не переносите ваше рабочие напряжение и проблемы на взаимоотношения с близкими людьми.

Также не позволяйте домашним проблемам влиять на качество вашего общения с пациентами.

  1. Старайтесь отключаться от мыслей о работе, когда вы заканчиваете ее.

Этому может способствовать прогулка пешком, встреча с кем-то из друзей, посещения магазина и другие мероприятия

  1. Применяйте навыки психофизической саморегуляции.

Усовершенствуйте умения управлять собой, своим психическим состоянием, настроением, мыслями, чувствами. Для этого необходимо знать правила аутогенной тренировки, нервно – мышечной релаксации, дыхательной гимнастики.

  1. Не следует думать, что можно жить жизнью других людей.

Необходимо жить вместе с ними, предлагать и принимать помощь, следить за адекватный расходованием эмоций, за «грамотным сочувствием». Это значит подключать к взаимодействию с пациентам эмоции ограниченного спектра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы ворожения не согласия, отсутствия категоричности. И только когда действительно требуются более глубокие чувства, относитесь к партнеру по общению внимательно, с искренним сочувствием. Это свидетельствует о высоком уровне профессионализма

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бортникова С.М. Сестринское дело в невропатологии и психиатрии с курсом наркологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 472, [1] с.
  2. Генш Н.А. Спарвочник по реабилитации / Н.А.Генш, Т.Ю.Клипина, Ю.Н.Улыбина. – Ростов н/Д : Феникс, 2014. – 348 с.
  3. Еремушкин М.А. Основы реабилитации : учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования /  М.А.Еремушкин. –  М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
  4. Основы сестринского дела: справочник /М.Ю.Алешкина, Н.А.Гуськова, О.П.Иванова, С.В.Науменко; под ред. А.М.Спринца. – СПб.: СпецЛит, 2013 – 463 с.
  5. Смолева Э.В. Сестринский уход в терапии : МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях / Э.В.Смолева; под.ред. Б.В.Карабухина. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 365 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Раздаточный материал для проведения анкетирования

Вопрос

Да

Нет

Вы считаете свою работу важной и значительной?

Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?

У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?

Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?

Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?

Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?

Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?

У вас нормальные масса тела и давление?

Вас нелегко вывести из себя?

У вас есть дела, которых вы ждете с радостью (выходные, хобби, спорт)?

Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?

Вы живете в спокойном районе?

Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?

Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?

Вы едите много цельнозерновых продуктов?

Вы - творческий человек?

Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?

Вы смеетесь часто и охотно?

Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?

Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?

Количество ответов «Да» - ________

Количество ответов «Нет»- _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Грибковые и антропозоонозные инфекции. Диагностика. Фармакотерапия. Сестринская помощь при грибковых и антропозоонозных инфекциях.

Выбор темы «Грибковые и антропозоонозные инфекции. Диагностика. Фармакотерапия. Сестринская помощь при грибковых и антропозоонозных инфекциях» для конференции не случаен. По статистике год...

Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. XII Международная студенческая научно-практическая конференция. – 17 апреля 2018 г. Материалы конференции (сборник научных статей)

Сборник научных статей печатается по решению научно-технического совета ГАОУ ВО города Москвы «Московский государственный институт индустрии туризма имени Ю.А. Сенкевича» (МГИИТ).В сборник...

Сборник работ заочной межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием "Инсульт в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы" посвященная всемирному дню борьбы с инсультом.

В сборнике представлены материалы участников Заочной межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием «Инсульт в современном мире тенденции, проблемы, перспе...

Сборник работ заочной межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием "Инсульт в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы", посвященной всемирному дню борьбы с инсультом.

В сборнике представлены  материалы  участников Заочной  межрегиональной  студенческой научно-практической конференции с международным участием «Инсульт в современном мире тен...

Сборник работ заочной межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием «Морская медицина (история, перспективы, проблемы)»

С целью  исследования роли медицинской сестры в коррекции фактического питания подростков, проживающих в условиях современного города были изучены особенности особенности питания у подростков. Ис...

Сборник работ заочной межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием "Инсульт в современном мире: тенденции, проблемы, перспективы" посвященная всемирному дню борьбы с инсультом.

В сборнике представлены материалы участников Заочной межрегиональной студенческой научно-практической конференции с международным участием «Инсульт в современном мире тенденции, проблемы, перспе...