Методическая разработка классного часа «История развития сестринского дела»
методическая разработка

Методическая разработка предназначена для проведения классного часа по тематике развития сестринского дела.в данной методической разработке четко прослеживаются  следующие общие компетенции:«Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития», «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», «Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия». Развитие таких качеств в студентах,  как  сострадание к людям, милосердие, умение работать в коллективе на примере Ф. Найтингейл прослеживается в профессиональных компетенциях «Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций».   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razrabotka_kl._chasa.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

Методическая разработка  классного часа

«История развития сестринского дела»

                                                 

                                                  Разработала – преподаватель  Восквицова А. И.

                                                     

г. Тюмень

                                                Пояснительная записка

     

      Методическая разработка предназначена для проведения классного часа по тематике развития сестринского дела.

В связи с социально – экономическим и политическим развитием общества определилась актуальность изучения данной темы, которая продиктована необходимостью формирования адекватного исторического сознания студентов медицинского колледжа, а так же повышения гуманности медицинского образования и целесообразности высокопрофессиональной подготовки медицинских сестер, как интеллектуальных личностей.  

В новых государственных образовательных стандартах  под термином «общие компетенции» видны воспитательные цели и задачи, которые мы из года в год ставим перед собой и стараемся выполнять. Так, в данной методической разработке четко прослеживаются  следующие общие компетенции: (ОК)1:  «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес», ОК4: «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития». ОК5: «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности», ОК10: «Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия». Развитие таких качеств в студентах,  как  сострадание к людям, милосердие, умение работать в коллективе на примере Ф. Найтингейл прослеживается в профессиональных компетенциях (ПК) 3.3 «Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций».  

Цели данного классного часа:

1. Иметь верное представление о том, как развивалось сестринское дело и сестринский уход в различные периоды времени.

2. На примере выдающейся личности Ф. Найтингейл воспитать в студентах человечность, милосердие, умение прийти на помощь нуждающимся в ней.

3. Способствовать усвоению понятий «милосердие», «чуткость», «гуманность», формированию гражданской позиции студента.

Задачи:

  1. Обучить студентов аналитическому подходу к объективной оценке медицины в различные периоды становления медицины.
  2. Достоверно осветить истории медицины.
  3. Способствовать развитию нравственных качеств студентов.

В разработке данного классного часа, подготовке материала активно принимали участие студенты первого курса группы №12 специальности «Сестринское дело», т.к. данная тематика представляет для них интерес не только в познавательном аспекте, но и является частью профессиональных знаний, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. Данный классный час призван воспитанию патриотизма студентов сестринского дела к уважаемой профессии медицинской сестры.

Ход классного часа:

1. Вступительное слово классного руководителя.

  1. Презентация классного часа с комментариями ведущих.
  2. Видеокадры о существовании женского ухода за больными во все времена во всех странах мира, где женщины выполняли гигиенические мероприятия и создавали комфортабельные условия для больных.
  3. Музыка военных лет.
  4. Отрывки из поэмы Г. Лонгфелло «Святая Филомена».
  5. Заключение.

Техническое оснащение: мультимедиа система; электронная  презентация;

Вступление

        Начало развития профессиональных взглядов на понятие и теорию сестринского дела связано с именем выдающейся англичанки Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale) (1820–1910). Первое определение сестринского дела она сформулировала в своей знаменитой книге «Записки об уходе: каков он есть и каким не должен быть» (1860). В "Записках" она пишет о вещах, которые теперь кажутся элементарными и в чем-то даже устаревшими, но в XIX веке ее заявления произвели настоящий фурор, так как простейшие сведения о гигиене и психологии больного для многих оказались откровением. Позднее изложенные Найтингейл принципы станут общим местом в системе ухода за больными, например, аналогичная и столь же знаменитая книга хирурга Т. Бильрота во многом основывается на том, что говорила Флоренс. Обязанности сестры, по мнению Ф. Найтингейл не сводились лишь к применению лекарств и проведению лечебных процедур. Важнейшей задачей она считала создание для пациента таких условий, при которых сама природа оказывала бы свое целительное действие и обеспечивала восстановительные процессы в организме. Методическая разработка создана для демонстрации неоценимого вклада Ф.Найтингейл в историю сестринского дела. Где демонстрируются её взгляды и убеждения, получившие широкое признание и распространение во многих странах мира. Современные исследователи рассматривают ее работы в качестве первой теоретической концептуальной модели сестринского дела.

Основная часть

         Флоренс Найтингейл родилась 12 мая 1820 года во Флоренции в состоятельной семье. В середине XIX века, в период расцвета Британской империи, простому люду жилось трудно. Ф. Найтингейл принялась помогать больным, страдавшим от различных болезней, ей казалось недостаточным заниматься обычной благотворительностью, и она отправилась на Крымскую войну для того, чтобы оказывать медицинскую помощь раненым. Ее усилия не только привели к значительному снижению смертности в госпиталях, но и произвели настоящую революцию в деле гигиены при уходе за больными. Действия Найтингейл пошатнули патриархальные устои тогдашнего общества. Сам светлый образ «The Lady with the Lamp» послужид той основой, на которой выросло не одно поколение медсестер во всем мире, считающих сострадание, своевременную помощь больным и ответственность за их жизни главным  в своей профессии.
С Флоренс Найтингейл связывают превращение профессии медсестры в очень уважаемое занятие. Эта замечательная женщина воодушевила миллионы других последовать ее примеру.
Она работала непрестанно, проявляя непревзойденную преданность делу и абсолютное самопожертвование, спасая жизни, облегчая боль и страдания раненых в страшных условиях Крымской войны. Для всех солдат, которым приходилось выносить ветер, дождь, снег и полуголодное существование, а также в антисанитарных условиях страдать от ужасных гноящихся ран, Флоренс Найтингейл, чья фамилия по-английски значит «соловей», была самым настоящем светочем надежды, а ее милосердные, и вместе с тем глубоко практичные действия, несли с собой веру и душевный подъем тем, кто пребывал в отчаянии.
После этой войны Ф. Найтингейл продолжала отдавать всю свою энергию помощи людям и заботе о них. Она произвела подлинную революцию в деле ухода за больными и в работе больниц, именно ей мы обязаны проектированием больниц и госпиталей с хорошо освещенными и проветриваемыми палатами. Знаменитая лондонская больница святого Фомы лишь один из примеров ее блестящей работы. Современники отмечали, что Флоренс была очень талантливой женщиной, свои способности она могла реализовать в самых различных сферах деятельности, но Найтингейл посвятила себя другому делу - медицине.
«Увы! — со вздохом молвила она. — В чем женщины удел?
Ведь жизнь ее бесцельна, смерть отъемлет все,
Печали ее тщетны, жалобы смешны,
Ей в клетке суждено лишь коротать свой век;
Мужья живут в трудах, но горек жребий наш».            …

И прозвучал ответ из мрачной пустоты,
Где ночь рождала сонм теней неверных:
«Ты — светоч, озаряющий его далекий путь,
 Надежды луч, рассеивающий скорбь и муку!»

Флоренс увеличила в госпиталях число палат, чтобы ликвидировать скученность раненых, организовала кухни и прачечные. Она считала, что дело сестер милосердия - спасать раненых не только физически, но и духовно: заботиться об их досуге, организовывать читальни и помогать наладить переписку с родными.
В 1856 году Флоренс на свои деньги поставила на высокой горе в Крыму над Балаклавой большой крест из белого мрамора в память о солдатах, врачах и медсёстрах, погибших в Крымской войне. Крымская война сделала Флоренс национальной героиней. Вернувшиеся с фронта солдаты рассказывали о ней легенды, которые только подтверждали ее образ «леди со светильником»,
потому что по ночам с лампой в руках она всегда, как добрый светлый ангел, сама обходила палаты с больными.
...  рожков призывный звук
Внезапно стих — рассеялось виденье,
Сменившись образом больничного шатра,
Где Страх и Боль витали над рядами
Больных и умирающих людей.
Там правил мрак, струившийся от крыльев Азраила,
Но в нем сновал без устали живой огонь:
Та, что явила милосердье к падшим,
Спокойно проходила между них,
И ясный взор ее звездою путеводной
Был для людей, и каждому она
Дарила свет, дарила утешенье,
Смягчала жар предсмертный губ касаньем
Или, склоняясь, шептала пару слов
На ухо умирающему воину,
Который, уходя в обитель грез,
Благословлял ее. И да пребудет с ней
Благословенье прежних поколений!

Именно она подняла престиж работы сестры милосердия. Книгу Найтингейл «Как нужно ухаживать за больными»  врачи того времени ценили очень высоко, считая ее выдающимся учебным пособием. До сих пор современно звучит ее идея:
"
Следить надо за здоровыми, чтобы они не стали больными".
Флоренс впервые показала влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, заложив таким образом основы современной профилактики. Мисс Флоренс всю жизнь отстаивала равные права всех людей на уход и лечение во время болезни и на достойную смерть. В 1860г. Ф. Найтингейл организовала собственную школу для обучения сестер по уходу в лондонской больнице св. Фомы со строгим отбором по дисциплине, чистоплотности и нравственному поведению. Вскоре по ее модели стали открываться сестринские школы в США и инициатива развития сестринского дела постепенно сместилась из Европы в Америку.

В 1867г. было создано Общество попечения о раненых и больных воинах, которое в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста). Под руководством Российского Красного Креста стали создаваться первые санитарные дружины, организовывались курсы для обучения и вскоре на смену понятия "сестра милосердия" пришло другое - "медицинская сестра". С 1991г в нашей стране наряду с медицинскими училищами стали открываться медицинские колледжи и первые факультеты высшего медицинского образования. Важным событием в истории сестринского дела явилось создание в 1992г. Ассоциации медицинских сестер России. Она была организована по инициативе медицинских сестер как неправительственная профессиональная организация. В день рождения Ф. Найтингейл, 12 мая, мир отмечает Международный день медицинской сестры. Официально праздник учрежден в 1971 году Международным советом медсестер, а до этого отмечался по решению Международной федерации Красного Креста.

Литература по теме «История сестринского дела»:

  1. П.Е. Заблудовский. История медицины. Москва, "Медицина", 1981.
  2. Т.С. Сорокина. История медицины. Москва, 1994.
  3. Сестринское дело, т1/ Под ред. А.Ф.Краснова. С.:ГП "Перспектива", 2000.
  4.  Мельникова М.А.  Валькова Т.А. История сестринского дела ГОУ СПО «АМК» 2010
  5.  С.Е. Хвощева. Рассказы об истории развития сестринского дела - Изд., 2006.

Интернет-ресурсы:

   1. Истоки сестринского дела. Глава 2 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], Режим доступа:  http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER2.htm

  2. Истоки сестринского дела. Глава 3 / Дина Яфасова [Электронный ресурс], Режим доступа:  http://www.sygeplejersken.dk/nh/manuel/CHAPTER3.htm

 3. Основоположники сестринского дела [Электронный ресурс], - Режим доступа: www.mosmedsestra.ru/load/0-0-0-53-20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа «Великая Отечественная война в истории Благовещенского педагогического училища»

Мы считаем, что у нас, нынешней молодежи, есть возможность сохранить нематериальные ценности – это воспоминания участников тех событий и передать новому поколению правду жестоких времен.  Каждый ...

Разработка классного часа «История создания поздравительной открытки»

Разработка классного часа содержит презентацию, которая включает информацию о истории открытки и этапы создания её своими руками....

История развития сестринского дела за рубежом, становление Международного Красного Креста

История развития сестринского дела за рубежом, становление Международного Красного Креста...

История развития сестринского дела

Учебное пособие на тему:История развития сестринского дела...

Методическая разработка классного часа «Славные страницы истории. (Посвящается 120 - летнему юбилею ОГАПОУ БАМТ)»

В данной разработке предлагается методика проведения классного часа, посвященного истории Борисовского агромеханического техникума. В методической разработке предложен порядок организации внеуроч...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

Методическая разработка классного часа Тема «Диагностика буллинга на раннем этапе развития и методы его коррекции»

В современном обществе подростки все чаще сталкиваются с проблемой жестокости и не всегда знают, как вести себя в таких ситуациях, к кому обращаться и как избежать негативных последствий травли. Поэто...