Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека
методическая разработка

Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Восквицова Алевтина Ивановна,

преподаватель УД гигиена и экология человека,

Государственное автономное профессиональное образовательное

                                                               учреждение  Тюменской области

"Тюменский медицинский колледж",

                                                       г. Тюмень, Тюменская область

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:

ВЛИЯНИЕ СОСТАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ И ФИЗИЧЕСКИХ СВОЙСТВ  ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

План занятия

Специальность

31.02.01. Лечебное дело

УД

ОП 06. Гигиена и экология человека

Тема занятия

Физические и химические свойства атмосферного воздуха, имеющие гигиеническое и экологическое значение

Тип занятия

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид занятия

Продвинутая лекция

Педагогическая технология (ее элементы)

Технология модерации

Методическая цель занятия

Ознакомление педагогов с формированием знаний о факторах воздушной среды, влияющих на здоровье человека, методикой развития у обучающихся навыков решения учебных задач.

Обучающие цели

Изучить  теоретический материал по теме занятия. Изучить факторы воздушной среды, определить влияние факторов на здоровье человека. Научить студента давать санитарно-гигиеническую оценку воздушной среды.     

Развивающие цели

Развивать у обучающихся логическое мышление, умение выстраивать причинно-следственные связи, умение сравнивать, обобщать, выделять главное, проводить аналогии.

Развивать умение работы с информационными технологиями.

Развивать общие компетенции, предусмотренные ФГОС:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их качество и эффективность.  

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Воспитательные цели

Воспитывать общекультурные характеристики личности (коммуникативность, тактичность, ответственность, коллективизм и др.). Повышать уровень познавательной деятельности.

Развивать интерес к изучаемой УД для применения в процессе дальнейшего освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Материально-техническое обеспечение занятия

Компьютер с лицензионным программным обеспечением, интерактивная доска, мультимедиа-проектор

Методы обучения

Словесные: беседа, объяснение

Наглядный: использование мультимедиа-презентации

Практический: выполнение упражнений

Проблемный: составление проверочных таблиц (приложение 3)

Самостоятельная работа

Самооценка деятельности на учебном занятии

Межпредметные связи

МДК. 05.01. Медико-социальная реабилитация.

Т.З Санаторно-курортное лечение.

У.1 Изучение природных факторов, используемых для восстановительного лечения пациентов с различными патологиями.

Стандарт образования

Профессиональные компетенции

Обучающийся должен уметь:

     У.1. Давать санитарно-гигиеническую оценку воздушной среды

     У1.1. Гигиеническую оценку метеорологических факторов по степени воздействия их на организм человека.

В результате освоения дисциплины  обучающийся должен знать:

- З.1 Факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека.

- глоссарий по специальности.

ПМ 05. Медико-социальная деятельность.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

Структура учебного занятия

Фазы занятия

Задачи фазы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат(показатели)

1

Инициация

Подготовить обучающихся к работе

В игровой форме группа делится на малые группы для дальнейшей работы: обучающимся предлагается выбрать карточку с определенным слогом.

– Какое слово получилось? (атмосфера).

Да, действительно – атмосфера. Ведь именно атмосфера является одним из жизнеобеспечивающих факторов окружающей среды.

Приветствуют преподавателя.

Распределяются по группам.

Полная готовность обучающихся к учебно-познавательной деятельности; готовность оборудования; быстрое включение обучающихся в работу.

2

Формирование ожиданий,

вхождение в тему

Организовать и направить к цели познавательную деятельность обучающихся.

Определить тему занятия.

Определить цели и задачи занятия.

Развивать умение вырабатывать единую стратегию работы в группах.

Актуализация знаний.

Изучим предлагаемый материал лекции через метод «Ульи» (Приложение 1)

Затем каждой группе я предлагаю по три вопроса:

1) Что я знаю по теме занятия?

2) Какие недостающие знания и умения я могу получить на занятии?

3) Где я смогу

использовать полученные знания и умения?

Формулируют письменно ожидания от учебного занятия.

Подбирают пропущенные слова.

Дают предполагаемые ответы, совместно с преподавателем определяют тему занятия Формулируют цель и задачи занятия

Обсуждение в группах. Выступление групп.

Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

3

Интерактивная лекция

Обеспечить активность и разнообразие мыслительной практической деятельности в процессе освоения учебного материала, стимулировать обучающихся к критическому мышлению, умение совместно работать в команде.

Метод «Продвинутая лекция» (Приложение 2)

Мы составим информационную карту по теме «Влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека».

У вас на столе есть модель информационной карты, состоящей из 4 секторов.

1-й этап проведения продвинутой лекции – вызов.

- Запишите в каждом секторе свои мысли по ведущим моментам темы. Возможно, в ходе этого этапа у вас останутся «белые пятна» в вашей информационной карте.

2-этап – осмысление. Я представляю вам информацию по нашей теме. По ходу моей лекции вы отмечаете в своей карте знаком + совпадения, а знаком – расхождения услышанной в лекции информации, со сделанным ранее прогнозом. Каждая группа представляет свой сектор.

3-этап – рефлексия. Мне бы хотелось задать всем группам один вопрос – Хотелось бы вам продолжать изучение материалов по теме  «Влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека»?

Изучают предложенный материал, заполняют информационную карту.

Обсуждают информационный прогноз.

Выступление групп.

Активные действия обучающихся с объектом изучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности.

4

Проработка содержания темы

Закрепление знаний.

Метод «Ковёр идей».

Предлагаю каждой группе задания для проработки содержания темы.

Задания для I группы.

Первый этап – понимание проблемы. Влияют ли загрязнения атмосферного воздуха на экологию и гигиену

Второй этап – поиск решений. Предложите законодательные мероприятия защиты атмосферы от загрязнений.

Третий этап – оценивание идей. Перечислите принципы защиты атмосферы от загрязнений.

Задания для II группы.

Первый этап – понимание проблемы. Влияют ли загрязнения атмосферного воздуха на быт населения?

Второй этап – поиск решений. Предложите архитектурно-планировочные мероприятия защиты атмосферы от загрязнений.

Третий этап – оценивание идей. Перечислите принципы защиты атмосферы от загрязнений.

Задания для III группы.

Первый этап – понимание проблемы. Влияют ли загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения?

Второй этап – поиск решений.

В чем заключается роль озеленения и мониторинга по защите атмосферы от загрязнений.

Третий этап – оценивание идей. Перечислите принципы защиты атмосферы от загрязнений

Работают в группах, используя ранее полученные и созданные материалы.

Усвоение сущности знаний и способов деятельности на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.

5

Рефлексия

Проанализировать деятельность преподавателя и обучающихся. Дать оценку успешного достижения цели.

Я предлагаю вернуться к методу «Что у меня на сердце?». Прочитайте ещё раз вопросы, которые вам были заданы в начале  занятия и вспомните ваши ответы на них. Изменились ли они?

Предлагаю вспомнить тему, цели занятия.

Достигнута ли цель занятия, остались ли невыясненные вопросы?

Заполним проверочную таблицу (приложение 3)

Обмен мнениями в группах.

Называют тему и цели. Задают  вопросы. Дают оценку занятию.

Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и в их самооценке.

6

Домашнее  задание

Сообщить домашнее задание.

Разъяснить методику выполнения упражнения.

Для того, чтобы закрепить полученные умения и знания, вам необходимо выполнить домашнее задание по учебнику «Гигиена и экология человека» под редакцией Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.Г. Подунова «Академия» Москва. 2012.  стр. 21-56. Тема «Окружающая среда и ее влияние на организм человека»: составьте таблицу атмосферных загрязнений и влияние их на здоровье человека.

Знакомятся с содержанием домашнего задания.

Реализации необходимых и достаточных условий для успешного выполнения задания всеми обучающимися.

Приложение 1

Тема: Влияние составных компонентов и физических свойств  воздушной среды на здоровье человека

 х компонентов

Приложение 2

Продвинутая лекция

Тема: Влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека.

План.

1. Значение атмосферного воздуха. Внешние факторы, влияющие на организм человека.

2. Температура и влажность воздуха.

3. Погода, гигиеническое значение.

4. Воздушная среда – как фактор распространения инфекционных заболеваний.

5. Состав воздуха и его гигиеническое значение.

6. Загрязнение атмосферного воздуха и его гигиеническое значение.

7. Защита воздушной среды от загрязнений.

Атмосферный воздух оказывает постоянное и непрерывное действие на организм. Это воздействие может быть прямым и косвенным. Оно связано со специфическими физическими и химическими свойствами атмосферного воздуха, который является жизненно важной средой. Изменения в физическом и химическом составе воздуха могут губительно отражаться на здоровье человека. Относительное постоянство состава и частота окружающей нас атмосферы сохраняются благодаря природному самоочищению: ветру, способствующему удалению загрязняющих веществ из населенных мест; промывающему действию осадков; химическому действию кислорода и озона и деятельности микроорганизмов, окисляющих органические и другие примеси; растениям и водорослям, поглощающим углекислоту и обогащающим воздух кислородом, и т.д. Однако естественных сил самоочищения не всегда достаточно для сохранения частоты атмосферного воздуха в населенных пунктах. Необходимы мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха от загрязнения. Организм человека постоянно находится под влиянием метеорологических факторов внешней среды. На него воздействуют температура, влажность, движение воздуха, атмосферное давление, солнечная радиация и др. Каждый из этих факторов имеет самостоятельное значение, однако на организм они оказывают комплексное воздействие.

Температура и влажность воздуха.

Атмосферный воздух нагревается в основном не при прохождении через него солнечных лучей, а за счет тепла, поглощенного почвой. Тепловые приземные слои воздуха поднимаются вверх, постепенно охлаждаясь. Вследствие этого с увеличением высоты над уровнем моря температура воздуха понижается в среднем на 0,6 С на каждые 100м подъема. Близость к морям, аккумулирующим тепло, смягчает климат, делает его более теплым, уменьшает суточные и сезонные колебания температуры. С поверхности водоемов, почвы и растений постоянно испаряются водяные пары, обуславливающие влажность воздуха. Количество водяных паров в граммах, содержащиеся в 1 м воздуха, называют абсолютной влажностью воздуха. Максимальная влажность - это количество водяных паров в граммах, необходимое для полного насыщения 1 м воздуха влагой при данной температуре. С повышением температуры воздуха максимальная влажность увеличивается. Относительная влажность-это величина, определяемая отношением абсолютной влажности к максимальной. Относительная влажность характеризует степень насыщения воздуха водяными парами.

Путем проведения тело теряет тепло на нагревание окружающего воздуха. Потеря тепла конвекцией прямо пропорциональна разности температур кожи и воздуха (чем больше разность, тем больше теплоотдача конвекцией), площади поверхности тела и скорости движения воздуха. Потеря тепла испарением зависит от количества влаги (пота), испаряющегося с поверхности тела. При испарении 1 г пота организм теряет около0,6 ккал тепла. При комнатной температуре с поверхности кожи человека испаряется около 0,5 л влаги в сутки, что сопровождается потерей примерно300 ккал тепла. С повышением температуры воздуха и соответственно стен потеря теплоизлучением и конвекцией уменьшается и резко увеличивается теплопотеря испарением. Если температура окружающей среды выше температуры тела, то единственно возможной является потеря тепла за счет испарения. При тяжелой физической работе и высокой температурой окружающей среды количество выделяемого пота достигает 6-10 л в день, на испарение которого-организм тратит около3600-6000 ккал тепла.

Движение воздуха усиливает потерю тепла конвекцией и испарением и, следовательно, при высокой температуре внешней среды является благоприятным фактором. Вследствие этого в жаркую погоду обдувание вентилятором улучшает самочувствие, а безветрие способствует перегреву. При низкой температуре окружающей среды движение воздуха, увеличивающее теплоотдачу конвекцией, следует рассматривать как неблагоприятный фактор. Оно усиливает опасность переохлаждения, отморожения. Даже при высокой температуре среды, если одежда человека влажная или кожа его покрыта- потом, сильное движение воздуха (сквозняк), резко увеличивая потерю тепла испарением, может привести к острым респираторным заболеваниям.

Направление ветра определяется той частью горизонта, откуда он дует. Направление и силу ветра учитывают при строительстве и планировке населенных мест. Поскольку направление ветра часто меняется, необходимо знать господствующие в данной местности ветры. Для этого учитывают частоту повторяемости направлений ветров в течение года и по этим данным строят график, получивший название розы ветров. Таким образом, роза ветров представляет собой графическое изображение повторяемости ветров.

Суточные колебания давления воздуха обычно не превышают 1,3-2,6 гПа (1-2 мм рт. ст.). Постепенные изменения атмосферного давления не влияют на организм человека. Более значительным изменениям атмосферного давления организм человека подвергается при полетах на самолетах и восхождении в горы, при этом основным отрицательным фактором является сопутствующее снижению атмосферного давления уменьшение парциального давления кислорода.

Видимые лучи создают  ощущение света, слабое фотохимическое. Количество солнечной энергии, доходящее до поверхности земли, зависит главным образом от высоты стояния солнца над горизонтом и от степени прозрачности атмосферы. Значительное количество солнечной энергии, особенно ультрафиолетовых лучей, теряется при прохождении через загрязненные слои атмосферного воздуха и в случае неправильной застройки населенных мест.Оконное стекло - также не пропускает наиболее ценную часть ультрафиолетовых лучей; они проходят лишь через кварцевое стекло, из которого изготавливают лампы, являющиеся источником ультрафиолетовых лучей. Недостаточное облучение организма ультрафиолетовыми лучами вызывает солнечную недостаточность, характеризующуюся нарушением трофических и обменных процессов.

Для предупреждения солнечного голодания важна разъяснительная работа о пользе отдыха в условиях открытой атмосферы. Для детей, которые особенно чувствительны к солнечному голоданию, очень важны прогулки, игры, физкультура и сон на открытом воздухе. Большое значение имеет соблюдение гигиенических требований при строительстве населенных пунктов и жилищ, а также санитарная охрана атмосферного воздуха от загрязнения. Солнечная радиация является сильным раздражителем, злоупотребление которым может привести к нежелательным последствиям: солнечному ожогу, перегреву организма.

Загрязнение атмосферного воздуха и его гигиеническое значение. Воздушная среда – как фактор распространения инфекционных заболеваний. Воздух является одним из важнейших путей распространения микроорганизмов и вирусов. Микроорганизмы попадают в воздух при дыхании, чихании, кашле с  поверхности почвы. Через воздух возможны воздушно-капельный, пылевой пути передачи. При воздушно-капельном пути микроорганизмы переносятся в каплях слизи размером до 5 мкм и задерживаются слизистой носа, откуда, размножаясь, проникают в организм. При чихании капли распространяются на 3-5 метров. Профилактическими мероприятиями для ограничения действия воздушного пути передачи для жителей являются: своевременное обращение к врачу, ношение масок и проведение прививок. В лечебных учреждениях – использование медработниками респираторов, обеззараживание воздуха бактерицидными лампами, своевременная диагностика и изоляция больных.

Состав воздуха и его гигиеническое значение.Гигиеническое значение важнейших составных частей атмосферного воздуха. Кислород (21%) важнейший компонент воздуха. Колебания содержания кислорода в открытой атмосфере незначительны и не оказывают заметного влияния на организм человека. Физиологические сдвиги наблюдаются в том случае, если содержание кислорода уменьшается до 16-17 %, отмечается выраженная кислородная недостаточность, ведущая к резкому снижению работоспособности; при 7-8 % может наступить смерть. Кислородная недостаточность, вызванная снижением парциального давления кислорода может наблюдаться при полетах на самолете (высотная болезнь) и восхождении в горы на высоту более 3 км (горная болезнь). Низкая концентрация кислорода может создаваться в воздухе замкнутых и герметически закрытых пространств, (в подводных лодках при авариях), а также в рудниках, шахтах и заброшенных колодцах, где кислород может вытесняться другими газами. Для предупреждения горной болезни большое значение имеет постепенная акклиматизация к условиям разреженной атмосферы. При пребывании в горах количество гемоглобина и эритроцитов увеличивается, а окислительные процессы в тканях протекают интенсивнее и соответственно уменьшается потребность организма в кислороде. Предупредить действие недостатка кислорода можно с помощью индивидуальных кислородных приборов или скафандров. Вдыхание воздуха, обогащенного кислородом до 40-60 %, применяют при лечении кислородной недостаточности. Двуокись углерода (СО2)- бесцветный газ, без запаха, не раздражает слизистые оболочки и даже при большом содержании в воздухе не обнаруживается человеком, что может способствовать отравлению. Двуокись углерода в 1-1,5 раза тяжелее воздуха, поэтому он накапливается в нижней части замкнутых пространств. Накопление СО2 в воздухе помещений выше 0,1 % свидетельствует о недостаточной вентиляции, т.е СО2- косвенный санитарный показатель загрязнения воздуха. Вдали от населенных мест в условиях хорошей природной растительности атмосферный воздух не содержит вредных газообразных примесей. Почти свободен от пыли и микроорганизмов. В населенных местах атмосферный воздух загрязняется выбросами промышленных предприятий, котельных, электростанций, выхлопными газами автотранспорта, а также почвенной пылью, вздымаемой ветром и движением автомашин. Наиболее повсеместное и мощное загрязнение атмосферы городов происходит при сжигании топлива, при котором в воздух выбрасываются значительные количества золы, сажи, оксида и диоксида углерода, сернистого ангидрида, оксидов азота, ароматических углеводородов, в том числе канцерогенных, свинца и др.

К числу веществ, способствующих загрязнению атмосферы, относится оксид углерода СО, или угарный газ. Оксид углерода чрезвычайно ядовит. Этот бесцветный газ не обладает запахом и не раздражает слизистые оболочки, что усиливает опасность отравления им, так как человек не обнаруживает присутствие угарного газа в воздухе даже при смертельных концентрациях. Обладая значительно большим, чем кислород, сродством с гемоглобином крови, оксид углерода связывает его. Особенно чувствительны к кислородной недостаточности клетки головного мозга. В легких случаях отравления наблюдается головная боль, слабость, головокружение, тошнота, рвота, в более тяжелых- потеря сознания, судороги, смерть. В городах на узких улицах с интенсивным движением автотранспорта воздух может сильно загрязняться угарным газом (до 50-200 мг/м3).

В условиях сельской местности источником оксида углерода являются выхлопные газы тракторов и комбайнеров. Частицы золы и сажи, содержащиеся в дыме. Также способствуют загрязнению атмосферного воздуха.

Для оценки степени загрязнения атмосферного воздуха и необходимости тех или иных мероприятий используют ПДК атмосферных загрязнений, разработанные на основе специальных экспериментальных исследований.

Защита воздушной среды от загрязнений. Принципы защиты воздушной среды включают в себя следующие мероприятия: законодательные, технологические, санитарно-технические, архитектурно-планировочные  и организационные. Законодательные. В РФ действуют  Санитарные правила «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»,  которые  вводят контроль за загрязнением воздуха в соответствии  с гигиеническими нормативами – ПДК. За  выполнением нормативов следят органы Роспотребнадзора и Экологической службы. Введена ежемесячная государственная статистическая отчетность предприятий о выбросах, выплаты за них в государственную казну и штрафы за превышение норм и нарушения.

На предприятиях проводятся технологические мероприятия: по созданию более безопасных технологий, замене горения на электричество, герметизации процессов, предварительной очистке сырья  и т д.

Обязательно проведение санитарно-технических мероприятий – установка очищающих аппаратов: пылеосадочных камер – циклонов, жалюзийных пылеуловителей, аппаратов фильтрации, тканевых или электростатических фильтров.

Приложение 3

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОВЕРОЧНЫХ ТАБЛИЦ

1 группа

2 группа

3 группа

Задание: вставьте пропущенное слово

Атмосферный воздух – это среда, которая окружает человека постоянно, через которую  ……его первейшие жизненные потребности

Любые изменения физических или химических свойств воздуха  легко  отражаются на……. человека,  нарушая …… нашего организма, т.е. здоровья.

Физические свойства атмосферного воздуха – температура (Т), влажность, атмосферное давление и скорость движения  составляют    ….. воздуха.

Задание: продолжите фразу

Температура воздуха зависит от   ….

конвекцией – называется ….

Влажность воздуха   - это …

Задание: составьте 3-4 предложения, используя следующие понятия

Артериальное давление

Атмосферное давление

Физиология человека

Ионизация воздуха

Показателем чистоты воздуха

Роль отрицательных ионов

Влажность воздуха

 Максимальная влажность

Относительная влажность

Задание: по трем понятиям определите о каком понятии идет речь

 

Скорость ветра

Направление  ветра

Жилой  квартал

источник тепла и света

общебиологическое действие

противорахитическое действие

нормальную работоспособность

комфортным состоянием

равновесие обменных процессов

ЭТАЛОН ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ

1 группа

2 группа

3 группа

Задание: вставьте пропущенное слово

Атмосферный воздух – это среда, которая окружает человека постоянно, через которую  удовлетворяются его первейшие жизненные потребности

Любые изменения физических или химических свойств воздуха  легко  отражаются на самочувствии человека,  нарушая равновесие нашего организма, т.е. здоровья.

Физические свойства атмосферного воздуха – температура (Т), влажность, атмосферное давление и скорость движения  составляют    метеорологические факторы воздуха.

Задание: продолжите фразу

Температура воздуха зависит от   времени года, климатического пояса, времени суток, интенсивности солнечного свечения и подстилающей  поверхности земли

конвекция - это перемещению воздушных масс , способствующее равномерному  прогреву приземных слоев атмосферы

Влажность воздуха   - это количество водяных паров в воздухе. Зависит от климатического пояса,  сезона года и близости водных бассейнов

Задание: по трем понятиям определите о каком понятии идет речь

 

роза ветров

солнечная радиация

процессы адаптации

Список использованных источников

1. Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52–ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения»;

2. Федеральный закон РФ от 4 05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)

Нормативно – правовая документация:

3. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Атмосферный воздух и воздух закрытых помещений, санитарная охрана воздуха. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест

4. Архангельский, В.И. Гигиена с основами экологии человека/ В.И. Архангельский. – Медиа, 2012

5. Матвеева, Н.А. Гигиена и экология человека: Учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений/ Н.А. Матвеева, А.В. Леонов, М.П. Грачева и др.; под ред. Н.А. Матвеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

6. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека/ Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик, Л.С. Зиневич. – М.: Академия, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Генетика человека и ее значение для медицины и охраны здоровья"

  Методика проведения открытого занятия по теме "Генетика человека"...

Методическая разработка занятия по теме "Здоровое питание"

1.     Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Здоровое питание».2.     Развитие навыков монологической и диалогической речи по т...

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"

Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......

Методическая разработка урока по теме Взаимосвязь психологических особенностей и физического развития детей дошкольного возраста.

Организация совместного занятия студентов обучающихся по специальности «Дошкольное образование» по дисциплине «Психология» и МДК «Теоретические и методические основы физи...