Статья. Особенности психологической коррекции поведения паттерна типа «А»
статья

В статье обсуждаются психологические подходы к коррекции коронарного поведения пациентов в виде паттерна типа «А», которые должны были ориентированы на обеспечение психологической поддержки,  устранение дезадаптивного поведения,  способствовать самораскрытию и осознанию мотивов, чувств, конфликтов, ценностей, устанавливлению более реалистичных связей со своими переживаниями с целью коррекции притязаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психологической коррекции поведения

паттерна типа «А»

Несмотря на достижения современной медицины, частота возникновения новых случаев ишемической болезни сердца не уменьшается. Кроме того, все чаще жертвами болезни становятся молодые люди. Это приводит к концентрации внимания исследователей в области выявления факторов риска развития сердечнососудистых заболеваний, особенно  модифицируемых.

С этой точки зрения представляет интерес концепция поведенческого фактора риска ИБС (тип А). В ряде исследований показано, что поведение типа А чаще встречается у лиц молодого и среднего возраста, хотя формируется уже в детском возрасте. Вместе с тем было показано, что поведенческие особенности подвержены недостаточному комплайнсу к коррекции факторов риска и назначенному лечению, что снижает эффективность проводимых мероприятий.

Все методы, используемые в процессе здоровьесбережения, коррекции патогенного поведения пациентов должны были ориентированы на обеспечение психологической поддержки,  устранение дезадаптивного поведения,  способствовать осознанию и самораскрытию. В результате пациенты смогут лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности, устанавливать более реалистичную связь со своими переживаниями и в целом научиться корректировать свои притязания.

Психологической основой воздействия, с нашей точки зрения, должны быть феноменологический подход, научающе-бихевиориальное направление, арттерапия в различных вариантах.

Феноменологический подход в психотерапии концентрируется на рассмотрении таких функций и качеств человека, как самость, сознание, самосознание, эмпирическое чувство свободы, творчество личности, всеохватывающая тенденция личности к самоакуализации и, в конечном счете, способность личности самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. В рамках феноменологического направления для выполнения задачи коррекции коронарного поведения применимы «клиент-центрированная терапия» К.Роджерса и «гештальт-терапия» Ф.Перлса.

Цели когнитивно-поведенческой психотерапии направлены на приобретение пациентом так называемого «корректирующего опыта научения».

Арттерапия является посредником при общении пациента и медицинского работника на символическом уровне. Арттерапия может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой"" средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности.

Таким образом, одни техники и теории психотерапии с целью вызывания изменений в личности направлены на уровни поведения, другие  - на способности и возможности личности (творческое самовыражение и самореализацию), третьи на убеждения и ценности личности и, наконец, технологии, направленные на самоидентификацию и формирование целостной «самости».

Внедрение обучающей программы по коррекции патогенного поведения способно обеспечить положительную динамику психологического здоровья пациентов в период отрочества и юности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Некоторые психологические особенности личности современного подростка"

Анализ влияния соматических заболеваний на формирование некоторых психологических черт характера....

Опыт участия в НПК "Шаг в будущую профессию" в качестве научного руководителя с работой "Изготовление кукол (игрушек) в целях психологической коррекции поведения детей".

Опыт участия в научно-практической конференции "Шаг в будущую профессию", в качестве научного  руководителя. В статье дается кратное описание исследования....

Музыкально-игровая деятельность как средство коррекции поведения детей

Музыкально-игровая деятельность, безусловно, является незаменимым средством развития у детей эмоциональной отзывчивости, созданием комфортной психологической обстановки, общения со сверстниками. Особо...

здоровьесберегающая технология - «Коррекция поведения».

На современном этапе, человек, чтобы достичь успеха, должен обладать сформированной здоровой личностью, которая подразумевает: самостоятельность, способность к сотрудничеству, умение гибко адаптироват...

Консультация для родителей. Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с ...

Консультация для родителей. Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции.

Сказкотерапия, как метод психологической коррекции, оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с ...