Классный час на тему "Здоровый образ жизни"
классный час

Ольга Александровна Ларченко

Раскрываются вопросы, в первую, очередь здорового питания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_zdorovoe_pitanie.docx316.66 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Правильное питание – залог здоровой и счастливой жизни.

Цель: воспитание  культуры питания, осознания студентами здоровья как главной человеческой ценности.

«Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Сократ

Всем известна пословица: «Деньги потерял – ничего не потерял, а здоровье потерял – все потерял». Почему так говорят?

Каждый человек в ответе за своё здоровье. И одним из правил его сохранения является здоровое питание.

Культура питания - неотъемлемая часть общей культуры человека. И суть здесь не только в знании того, в какой руке держать вилку, а в какой нож. Главное – необходимо чётко представлять, сколько и чего можно съесть, чтобы не повредить своему здоровью. А для этого надо разбираться хотя бы в основах здорового питания.

Правильное питание — это очень важная составляющая нашего здоровья. Люди зачастую болеют самыми разными заболеваниями и считают, что причина этого в чём угодно: в экологии, наследственности, отсутствии физических нагрузок, и т. д. И они абсолютно правы. Между тем большинство заболеваний происходит всё-таки из-за того, что у них неправильный рацион питания. Многие люди в огромном количестве кушают острые блюда, жареные, солёные, едят чипсы, пьют газированные напитки, пиво и др. В результате – проблемы с почками, печенью, сердцем, язва желудка, гастрит, лишний вес, холецистит, больные суставы, атеросклероз, гипертония и многое другое. Вообще, правильное питание в зависимости от возраста требует определённого режима, то есть распределения приёма пищи в течение всего дня, а также соблюдение нужной температуры конкретного продукта, и др. Необходимо оптимальное соотношение в пище белков, жиров и углеводов, витаминов и микроэлементов.

-Знаете ли вы, что такое белки, жиры, углеводы? (Ответы учащихся)

УГЛЕВОДЫ - это питательные вещества, которые составляют большую часть рациона питания и являются основным источником энергии для организма.

Углеводы сложные

Углеводы простые.

содержатся в хлебобулочных изделиях, злаках, крупах, крахмале.

содержатся в сахаре, фруктах, овощах

БЕЛКИ – это сложные вещества, которые нужны организму человека для построения новых клеток, для работы мышц и для дыхания (именно белки разносят по всему телу кислород, который мы вдыхаем). Белки защищают наш организм от инфекции и помогают регулировать работу многих органов. Вот почему так важно, чтобы с пищей мы получали достаточное количество белка. Особое значение это имеет в период интенсивного роста человека

Белки растительного происхождения

Белки животного происхождения

фасоль, горох, соя, овсяная и гречневая крупы, рис, хлеб, картофель,

молоко, мясо, рыба, яйца, творог, сыр, кисломолочные продукты

ЖИРЫ. Они относятся к основным питательным веществам и являются обязательной частью нашего рационального питания. Жиры – источник длительной энергии. Совсем отказываться от жиров нельзя, так как существует витаминыкоторые растворяются и усваиваются только в жировой среде, они необходимы для хорошего зрения и для работы нервной системы.

Жиры растительного происхождения

Жиры животного происхождения

(кукурузное, оливковое, подсолнечное масло и др.

рыбий жир, майонез, сливочное масло,сметана

Здоровье подростка – основа здоровья взрослой жизни, т.к. растут и развиваются все органы и системы организма. Питание должно быть сбалансированным по белкам, жирам, углеводам, витаминам и минеральным веществам. Иначе – полнота, нарушение развития мозга, костей, мышц, других органов, нарушение иммунитета, трудности в обучении. Рекомендуемые нормы потребления белков, жиров и углеводов посмотрите в таблице. 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a35/0008340c-b5bd1a01/img5.jpg

Мы то, что мы едим. Как вы понимаете эту фразу? Клетки нашего организма образуются из питательных веществ, полученных с пищей. А что мы едим? 
А часто ли мы питаемся фастфудом? Что такое фастфуд? В переводе с английского – быстрая еда.

Быстрая пища высококалорийна, содержит много жиров и мало витаминов. В быстрой еде содержится много сахара и вредных жиров. Их употребление грозит неминуемым ожирением, поскольку они увеличивают вес больше, чем любая другая пища с тем же количеством калорий. Не случайно ученые называют их «жиры-убийцы».

А может ли организм человека обходиться без витаминов? Витамины чрезвычайно важны для правильного течения обменных процессов, в том числе усвоения пищевых веществ, роста и восстановления клеток и тканей организма. Поступая в организм в небольших количествах, витамины участвуют в обмене веществ ирегулируют многие физиологические и биохимические реакции.Большинство витаминов  не синтезируется в организме, а доставляются с продуктами растительного и животного происхождения.

У детей, не получающих достаточного количества витаминов, развивается гиповитаминоз, имеющий следующие симптомы: ухудшение самочувствия, быстрая утомляемость, снижение работоспособности, защитных сил организма. Длительное и полное отсутствие  какого-либо витамина в пище приводит  к тяжёлым заболеваниям – авитаминозу.

Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека.
Витамин А усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. При его недостатке возникает «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.
Витамин А содержится в животных жирах, особенно в рыбьем жире, в яичном желтке. Может витамин А образоваться и самостоятельно в печени человека из растительного пигмента – каротина, которыми богаты морковь, абрикосы, помидоры
.
Большое значение для организма имеют 
витамины группы В.

Они содержатся в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, молоке, шпинате, в свежих овощах, фруктах. Особенно много его в шиповнике, лимонах, черной смородине капусте. При недостатке этого витамина (а это чаще бывает зимой и ранней весной и ранней весной) у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. 

  • витамин "С" - в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках. 
    Многие из вас принимают витамины в таблетках, но это не значит, что вам не нужно тогда употреблять в пищу продукты, содержащие витамины. Наверняка слышали такую фразу: «витамины с микроэлементами»? Что же такое «микроэлементы»?

Минеральные вещества необходимые для нормального роста и развития костей, мышц, кроветворения, деятельности нервной системы

Минеральные вещества важные для организма

Польза для организма

Дефицит минеральных веществ

Кальций

Злаковые, молочные продукты

Участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Суточная потребность организма ребёнка в кальции составляет 1100мг

Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, в тяжёлых случаях – повышенную ломкость костей. 

Фосфор

Наиболее богаты фосфором продукты моря, яичный желток, мясо, хлеб, сыр, овсяные хлопья и гречневая крупа. 

Необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. 
Суточная потребность организма ребёнка в фосфоре – 1650мг.

Фосфор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани.  

Железо

Много железа в яичном желтке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой

Это основная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям; участвует в окислительно – восстановительных процессах, особенно интенсивных в детском возрасте. 

Дефицит может привести к утомлению, ухудшению способности к обучению; ослаблению иммунитета, потери физической силы и выносливости.

Магний

Лесные орехи, какао, соя, фасоль, 
гречневая крупа, отруби. 

Участвует во всех иммунных процессах организма.

Дефицит магния может привести к преждевременному старению мозга, головокружению, потере равновесия

Кто из вас любит поесть перед сном? Как вы думаете, это полезно для организма? Почему нельзя есть на ночь?
Важно не только, что мы едим, но и в какое время. Принимать пищу нужно 4-5 раз в день маленькими порциями, ни в коем случае не переедая на ночь. Врачи рекомендуют, что последний раз пищу нужно принимать минимум за два часа до сна, чтобы она полностью переработалась и наш организм ночью спокойно отдыхал.
И конечно, огромное значение имеет качество воды, которую мы пьем, используем для приготовления пищи. Поэтому в очень многих семьях воду очищают с помощью различных фильтров от вредных примесей. Кто из вас это делает?

Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе, а для этого мы проведем анкетирование.

Итог. Итак, рациональное питание – это потребление чистых, натуральных продуктов и обязательное соблюдение режима питания.

Ответы:

Если вы набрали 13 – 15 баллов,

вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9 -12 баллов,

это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придётся. Но у вас дома об этом заботится кто – то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

0 – 9 баллов.

Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме дня, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займётесь, тем лучше будет ваше здоровье.

1.Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов.

Б) Иногда, когда заставляют – 2 балла.

В) Никогда – 0 баллов.

2.Сколько раз в день вы едите?

А) 4 -6 раз – 5 баллов.

Б) 3 раза – 3 балла.

В) 2 раза -0 баллов.

3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз -5 баллов.

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла.

В) очень редко – 1 балл.

Г) никогда – 0 баллов.

4.Когда и что вы едите на ночь?

А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл.

Б) Кашу молочную в 9 часов – 2 балла.

В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов.

Г) Ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл.

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов.

В) всё это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов.

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

1.Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов.

Б) Иногда, когда заставляют – 2 балла.

В) Никогда – 0 баллов.

2.Сколько раз в день вы едите?

А) 4 -6 раз – 5 баллов.

Б) 3 раза – 3 балла.

В) 2 раза -0 баллов.

3.Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз -5 баллов.

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла.

В) очень редко – 1 балл.

Г) никогда – 0 баллов.

4.Когда и что вы едите на ночь?

А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл.

Б) Кашу молочную в 9 часов – 2 балла.

В) Стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов.

Г) Ем когда захочу и что захочу до 11 часов – 0 баллов.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл.

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов.

В) всё это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов.

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

Приложение


Любой жует, да не любой живет.

Какова еда и питье, таково и житье!

Если код начинается с единицы, то перед вами краситель. На 2 начинаются все консерванты, цифра 3 обозначает антиокислители - они используются, чтобы замедлить или предотвратить порчу продукта. Все 4 - это стабилизаторы, вещества, помогающие сохранять консистенцию продукта в необходимом виде. Цифра 5 обозначает эмульгаторы, они работают в паре со стабилизаторами и сохраняют структуру продукта. Усилители вкуса и аромата, которые создают столь любимые нами нотки и оттенки, начинаются на 6. В некоторые продукты добавляются специальные вещества, предотвращающие пенообразование, они маркируются цифрой 9. Если перед вами четырехзначный индекс, то это говорит о наличии в составе подсластителей. Реалии жизни показывают, что нужно знать вредные пищевые добавки ("Е"). Таблица поможет вам вовремя определить продукты, которые не стоит употреблять.

таблица вредных пищевых добавок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Здоровый образ жизни - выбор молодых"

Конспект классного часа для обучающихся 9 классов. При проведении классного часа используется мультимедийная презентация и по окончании - раздается обучающимся буклет....

Классный час на тему : "Здоровый образ жизни.Смартфоны и здоровье"

Методическая разработка классного часа для обучающихся колледжей....

Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".

Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни"

Методическая разработка классного часа "Воспитание здорового образа жизни" для студентов 1 курсов среднего профессионального образования...

Классный час "За здоровый образ жизни"

Этот классный час могут использовать в своей работе классные руководители, воспитатели....

Классный час "Толерантность, как образ жизни"

Классный час, посвященный Всемирному Дню толернтности...