Отзыв ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж» Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья

Троянова Ксения Сергеевна

Краткий отзыв о посещенном вебинаре "Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" В данном отзыве рассказывается о профессиоанльных школах для детей сОВЗ в Новосибирской области. Обучение профессии и сложность в практике и трудоустройстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otzyv_troyanova_k.s.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Троянова К.С.

ГАПОУ НСО «Новосибирский медицинский колледж»

Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

24 – 25 апреля 2019 года в Новосибирском Институте  Повышения Квалификации и Переподготовки Работников Образования проходил Всероссийский семинар - совещание на тему «Эффективные практики реализации адаптированных образовательных программ основного общего образования для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» в рамках осуществления в Новосибирской области мероприятия 2.12 Государственной программы «Развитие образования». Данный семинар - совещание проходил в форме вебинара и секция, которую я прослушала, имела название «Преемственность общего и профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Предлагаю о прослушанном небольшой отзыв.

В этом вебинаре принимали участие педагоги, социальные педагоги, педагоги - психологи, методисты и работники администрации учебных заведений для детей с ограниченными возможностями Новосибирской и Томской области. Открыла вебинар заместитель директора по УПР ГБПОУ НСО «Новосибирского центра профессионального обучения № 1» представив доклад на тему «Самоопределение и профориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях общего и профессионального образования». Цель учебного центра - сформировать первоначальное представление о мире труда и познакомить учащихся с наиболее доступными профессиями. В данном центре 183 учащихся и ведется обучение по 4 профессиям: щтукатур, маляр строительный, столяр строительный, плотник, цветовод, плодоовощевод, швея. Срок обучения 1 год 10 месяцев. В своем центре педагоги знакомят учащихся с требованиями работодателей на рынке труда, помогают осознать свои желания и возможности, а также создают условия для практической деятельности. Хорошей профориентацией считают в данном центре это участие и сотрудничество с Абилимпикс.

В вебинаре также поднимался вопрос о росте детского аутизма в Российской Федерации и в частности в Новосибирске. Так педагоги из МБОУ СОШ «Перспектива» представили доклад на тему «Специфика профессиональной профориентации обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации». Цель школы формировать у детей с РАС осознанный выбор дальнейшей профессиональной деятельности, в соответствие с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями здоровья каждого учащегося, а также с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе. Педагоги школы привели  статистические данные численности детей инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного фонда РФ. Так в 2011 году- 541 000 детей, 2018 году- 655 детей. Общая численность детей с РАС в субъектах РФ по данным Минобра (2017 г.) составляет 15 989 человек. В Новосибирской области в 2016- 2017году - 642 человека, а в 2018 году – 875 человек. При таких показателях, несомненно, необходимо выстроить грамотную систему государственной помощи людям с РАС в области здравоохранения, образования, социальной защиты. Проблема аутизма общемировая. По оценке Организации Объединенных Наций доля безработных среди взрослых людей с аутизмом в мире составляет 80%.

При реализации своей цели педагоги данной школы сталкиваются с определенными трудностями это:

  • исключительная полиморфность группы детей с РАС; трудности развития произвольного подражания (ролевая и социально имитационная игра), из -за стереотипности и формальности;
  • отсутствие тестовых инструментов по выявлению интересов и склонностей у подростка с аутизмом к какой либо профессии.

Педагогам приходится опираться на результаты динамического клинического наблюдения. В ряде случаев интерес к потенциально подходящей профессии педагогам приходится создавать через влияние, основанное на уважении и хорошем эмоциональном контакте.

Выбор профессии зависит от интересов и склонностей ребенка, выраженности и качественной характеристики аутистических расстройств, динамики их формирования, особенностей лечебно- коррекционной работы и позиции семьи. Поэтому в работе с детьми с РАС педагоги привлекают родителей и выпускников прошлых лет.

Перечень хороших и плохих профессий для учащихся с РАС:

- Хорошие профессии для визуальных мыслителей: компьютерное программирование, коммерческое искусство, фотография, дизайн оборудования, веб- дизайн, разработчик компьютерных игр, компьютерная анимация, тренер животных, ремонт компьютеров, различные ремесла, техник лаборант, поддержка состояния зданий, фабрик.

- Хорошие профессии для невизуальных мыслителей; тех у кого есть способности к математике, музыке или фактам: бухгалтерский учет, библиотечное дело, редактор- корректор, складской контроль, настройка музыкальных инструментов, клерк и работа с архивами, статистик.

- Профессии предъявляющие высокие требованиями к кратковременной памяти относят к плохим для людей с высоко функционирующим аутизмом например, кассир в магазине, повар, готовящий на заказ, официант, диспетчер, стенографист, агент по авиабилетам, ресепшионист, и оператор на телефоне.

- Профессии для невербальных людей с аутизмом или людей с низкими вербальными навыками: расстановка книг по полкам, фабричная сборка, копирование, уборщик, работа на складе, озеленительные работы, ввод данных, рестораны быстрого обслуживания, уход за растениями.

Для включения людей с аутизмом в профессиональную деятельность необходимо:

  • Первое знакомство с трудовой деятельностью должно случиться еще во время учебы, поддержка со стороны работодателя, родители и педагоги должны помочь человеку с аутизмом найти работодателя, который будет готов поддержать такого сотрудника.
  • Необходимы наставники, особенно для людей с высоким уровнем интеллекта, которые смогут поддержать и помочь в освоении социальных навыков. Просвещение работодателей и коллег об аутизме.
  • Фриланс для аутиста обладающего узкими навыками в компьютерной сфере, музыке, рисовании, часто является лучшим способом зарабатывать на жизнь.

Но наличие таких проблем как отсутствие программ адаптации детей с РАС в СПО и ВО для более успешного вхождения в процесс обучения, ограниченный выбор профессиональных учебных заведений для детей с РАС, режим организации учебной деятельности, определенная неподготовленность преподавательского состава СПО и ВО по работе с учащимися с РАС. А также возникающие риски во время прохождения учебы, трудности в поиске работы после окончания учебного заведения, трудности адаптационного периода, нарушение ритма обучения, формирование негативного образа образовательной организации в глазах ребенка или родителей, отчисление, препятствует получению профессии и включению детей с аутизмом в последующем в социальную и в профессиональную деятельность.

Общественная палата РФ и исследовательский центр «Особое мнение» обнародовали результаты всероссийского мониторинга доступности высшего образования. Он охватил 169 вузов из 51 субъекта РФ. Согласно результатам исследования, в 36 % вузов доступная среда развита слабо или отсутствует, только 48 % имеют специальные технические образовательные средства, в 54 %  отсутствует медицинское сопровождение для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, во многих вузах нет специализированного персонала (тьюторы, тифлосурдопереводчики, медицинские работники, методисты) и адаптированных учебных программ.

Неверные представления о себе, о своих возможностях, несоответствие требований профессии имеющимся собственным возможностям также являются причинами затруднений при выборе профессии для людей с ДЦП. Основные задачи ставят перед собой педагоги МКОУ «Специальной коррекционной школы интернат № 152»: научить анализировать свои возможности и способности, расширить и углубить представления о различных профессиях, способствовать осознанию подростков с ДЦП собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда. Для реализации задач педагоги школы используют профессиональную диагностику, профессиональное просвещение, практические занятия, профессиональные консультации.

ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий» предлагает следующие инклюзивные практики в образовательный процесс:

«Зеленый мир» - социально - экологический проект на базе групп профессионального обучения «Рабочий зеленого хозяйства». В этом проекте реализуется воспитание экологической культуры, социализация студентов, формирование активной гражданской позиции, формирование понимания ценности и неповторимости природной среды, развитие навыков эффективного общения, ответственности, участия в жизни общества, стабилизация психического состояния, развитие самостоятельности у учащихся, инициативности, креативного мышления.

Следующий проект это «Звуки Тишины» социальный инклюзивный проект по сопровождению лиц с нарушением слуха и речи, представляющий собой студию жестового театра и песни. В реализации этого проекта осуществляется социализация студентов с ограниченными возможностями здоровья, создание комфортной среды для реализации их творческих способностей, все участники чувствуют свою значимость, деятельность в театре развивает «чувство прекрасного», раскрывает потенциал каждого студента и его анализаторные системы. В ходе подготовки к театральным выступлениям формируется способность и умения работать в команде, «чувство плеча», глубокая эмпатия, А также экспериментальные постановки «Театра равных» дают возможность объединить в одном зале людей с сохранным слухом и нарушениями слуха, поскольку являются понятными для обеих групп. Педагоги «Томского техникума социальных технологий» для повышения профессиональной компетентности педагогических работников предлагают применять в СПО инклюзивные программные средства и методы и инфографику, например в нозологии: LearningАpps, Activinspire, Notebook, Blogger, СДО Moodle.

Кроме представленных учреждений в вебинаре в Новосибирске и Новосибирской области есть учебные учреждения, также предлагающие профессиональные программы для лиц с ОВЗ, например такие как, «Новосибирский центр профессионального обучения № 2 им. Героя России Ю. М. Наумова». «Кочковский межрайонный аграрный колледж», «Татарский политехнический колледж», «Маслянинский межрайонный аграрный лицей», «Доволенский аграрный колледж», «Купинский межрайонный аграрный лицей» и «Искитимский центр профессионального обучения».

В заключение моего отзыва хотелось бы сказать, что в связи с ростом рождаемости детей с различными ограничениями возможности здоровья, необходимо перестраивать систему социальной жизни. Мы больше не можем жить и не замечать, что среди нас есть люди с ДЦП, есть люди с аутизмом, есть люди с нарушением слуха и зрения. И они тоже имеют право на образование, общение, дружбу, развлечения (кино, театры, музеи, путешествия), понимание окружающих и необходимую медицинскую помощь. Можно долго рассуждать, почему таких детей рождается все больше и больше. Экология, генетика, мутирующие вирусы и т.д. Но наша задача, имеющих все возможности, создать все условия для полноценной жизни людей с ограниченными возможностями здоровья.  

Ссылки

  1. Борисенко Наталья Владимировна заместитель директора по УПР ГБПОУ НСО «Новосибирский центр профессионального обучения № 1». Доклад: «Самоопределение и профориентация обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в образовательных организациях общего и профессионального образования.»
  2. Русских Юлия Васильевна социальный педагог, Ермошин Алексей Александрович педагог- психолог МБОУ СОШ «Перспектива». Доклад: «Специфика профессиональной профориентации обучающихся с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательной организации»
  3. Штыхно Анна Юрьевна руководитель МО, учитель МКОУ «Специальная коррекционная школа интернат № 152». Доклад: «Путь к выбору профессии» - программа содействия профессиональному самоопределению обучающихся с нарушениями ОДА.
  4. Костюк Ксения Богдановна старший методист, доклад: «Инклюзивные практики», Кондратьева Татьяна Сергеевна преподаватель, доклад: «Цифровая инклюзия» ОГБПОУ «Томский техникум социальных технологий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПОЛНЕНИЕ СИСТЕМЫ ТРЕБОВАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕСИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ГАОУ НПО СО «УЧИЛИЩЕ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ»

В докладе раскрыты основные направления по выполнению системы требований в профессиональной подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья в Саратовском профессиональном училище-интернате для и...

Роль производственного обучения при формировании профессиональных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье расматриваются основные проблемы, методы профессионального обучения инвалидов....

Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .

Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» 5-7 класс для обучающейся с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования

Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству создана на основе рабочих программ предметной линии учебников под редакцией Б.М. Неменского: Изобразительное искусство. Рабочие п...

«Формирование профессионально-трудовых компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как обеспече-ние социальной адаптации и содействия в трудоустройстве»

Основной задачей профессионального образовательного учреждения является подготовка выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувс...

Использование инновационных компьютерных технологий в профессиональной подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

hellip;Человечество победит раньше или позже и слепоту иглухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победитих в социальном и педагогическом плане, чем в планемедицинском и биологическом.Л. С. Выготск...

«Непрерывность специального образования и профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего и среднего общего образования, в условиях учреждений среднего професси

20 декабря 2020 года в нашем техникуме в соответствии с планом работы Совета директоров ПОУ СПО Саратовской области состоялся Круглый стол по теме «Непрерывность специального образования и профе...