Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы"
методическая разработка

Бехметьева Галина Михайловна

Методическая разработка практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы" подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартамисреднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ.02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах" МДК 02.02. "Основы реабилитации". Данная тема является актуальной. т.к. заболевания органов дыхания занимают одно из ведущих мест в структуре заболеваемости, значительно снижают трудоспособность и приводят к инвалидизации населения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Филиал № 1 Государственного бюджетного образовательного учреждения

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

(Филиал № 1 ГБПОУ ДЗМ МК «№ 6»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения  практического занятия

Тема: « Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы»

МДК 02.02 Основы реабилитации

Для специальности 34.02.01 Сестринское дело

(код и наименование специальности)

базовый уровень среднего профессионального образования

(уровень среднего профессионального образования)

Курс 4, семестр 8

2017 г.

Составитель:                                                                  

Рецензенты:                                                                    

CОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

I. Организационно-методический блок

Технологическая карта занятия

Ход занятия

II Блок контроля эффективности обучения (фронтальный опрос)

III. Информационный блок

IV Отработка практических навыков:

      решение ситуационных задач по теме,

      составление комплексов лечебной гимнастики

V. Приложение 1. Мультимедийное сопровождение занятия

VI.  Приложение 2. Эталоны ответов к заданиям для контроля.

VI. Литература.

Пояснительная записка

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Сестринское дело и сестринский процесс в реабилитации пациентов с патологией дыхательной системы» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.02. «Основы реабилитации».

   Актуальность данной темы: заболевания органов дыхания (ОД) в настоящее время занимают четвертое место в структуре основных причин смертности населения, а их «вклад» в снижение трудоспособности и инвалидизацию населения еще более значителен.  

      Этому способствуют и возросшие темпы загрязнения воздуха и масштабы применения химических продуктов на производстве, в сельском хозяйстве и быту. Положение усугубляется тем, что под влиянием внешних и внутренних факторов изменился характер течения воспалительных заболеваний и возросло число лиц с повышенной бронхиальной реактивностью. Для воспалительных заболеваний бронхолегочной системы стала более характерна наклонность к затяжному хроническому течению, раннее присоединение аллергических осложнений.

Применение средств физической культуры в лечении заболеваний органов дыхания позволяет решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.

  При проведении занятий используются различные приемы, методы, формы и средства обучения. Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.

При изучении нового материала необходима связь с ранее изученными темами.

      Особое внимание на практическом занятии уделяется самостоятельной работе студентов: решение ситуационных задач по реабилитации, составление и проведение комплексов лечебной физкультуры. Широко используется отработка практических навыков путем выполнения упражнений друг на друге.Обучающийся, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать  собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и

4

взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.

      Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.

           В методической разработке имеется организационно-методический блок, информационный блок и блок контроля, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки

5

Организационно- методический блок.

Технологическая карта занятия.

ПМ 02 «Участие в лечебно диагностическом  и реабилитационном процессах»

МДК 02.02 «Основы реабилитации»

Курс IV, семестр VIII

Тема занятия: «Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы»

Вид занятия: практическое.

Продолжительность занятия: 90 минут

Место проведения: кабинет «Кабинет сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях и реабилитации»

 Филиал № 1 Государственного бюджетного образовательного учреждения

Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6» (Филиал № 1 ГБПОУ ДЗМ МК «№ 6»)

 Мотивация темы: данная тема актуальна и непосредственно связана с будущей профессией медсестры т.к заболевания органов дыхания (ОД) в настоящее время занимают четвертое место в структуре основных причин смертности населения, а их «вклад» в снижение трудоспособности и инвалидизацию населения еще более значителен. Применение средств физической культуры в лечении заболеваний органов дыхания позволяет решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.

   Цели занятия.

Общие цели занятия: способствовать формированию общих и  

профессиональных компетенций выпускника при осуществлении

реабилитационных мероприятий на различных этапах медицинской

реабилитации:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,

 объяснять ему суть вмешательств

6

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

     

 Конкретные цели занятия:

    1. Образовательные.

Студент должен знать:

- причины инвалидности, связанные с заболеваниями органов дыхания,

-применение физических упражнений, физиотерапевтических факторов

лечения и массажа при различных заболеваниях органов дыхания.

- реабилитационный процесс на различных этапах,

- показания и противопоказания к применению реабилитационных

Мероприятий при заболеваниях органов дыхания

 должен уметь:

    - применять знания для осуществления медицинской реабилитации при

      заболеваниях органов дыхания  на различных этапах,

    -обучить пациента дыхательной гимнастике и самомассажу,

    - оказать помощь в освоении навыков самоухода, бытовых навыков

  2. Развивающие.

Развивать способность анализировать, структурировать учебный

   материал, проявлять коммуникативные способности( умение правильно

   общаться с пациентами, их родственниками, коллегами)

     

     3. Воспитательные.

      Воспитывать гуманное отношение к пациентам. Доброжелательные  

    отношения в любых ситуациях, самообладание, выдержку, чуткость к

     человеку и деликатность.

    Междисциплинарные связи.

    «Анатомия и физиология человека» - анатомия и физиология системы дыхания, «Фармакология»- антибиотики, кортикостероидные препараты, нестероидные противовоспалительные препараты, бронходилататоры, антихолинергические средства, 

ПМ. 01  «Проведение профилактических мероприятий

ПМ. 02-«Участие в диагностическом и в реабилитационном процессах»

Внутридисциплинарные связи:

тема № 2- «Медицинские аспекты инвалидности», 

тема 5- « Основные средства реабилитации»,

 тема 6 - « Магнитотерапия»,

тема 7- «Ультразвуковая терапия. Аэрозольтерапия»,

7

тема 8- «Светолечение»,

тема 9- «Тепловодолечение»,

тема 10- « Массаж. Рефлексотерапия»

Литература(основная):

  - Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л. А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей», Феникс,  2012г.

- «Основы реабилитации»: учебник для медицинских училищ и колледжей /под редакцией В. А. Епифанова, А. В. Епифанова, - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год

8

Обеспечение занятия.

Методическое обеспечение:

-методическая разработка для преподавателя по данной теме,

-мультимедийное сопровождение занятия,

-разноуровневые и контрольные задания,

-опорный конспект и содержание учебного материала по теме занятия.

Раздаточный материал:

-опорный конспект,

- ситуационные задачи.

Технические средства.

-компьютер,

- мультимедийный проектор,

-экран.

9

ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этап занятия

Время

в мин.

Методы, приемы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

3

Проверяет внешний вид, готовность к уроку, фиксирует в журнале  отсутствующих.

2.

Проверка исходного уровня знаний по теме.

12

Фронтальный опрос по теме

Последовательно задает вопросы, дает оценку правильности ответов, корректирует ответы студентов.

Отвечают на вопросы, повторяют учебный материал.

3.

Сообщение темы занятия, мотивация изучения темы.

8

Через примеры и анализ клинических ситуаций.

Рассказывает, беседует со студентами, опираясь на имеющиеся у них знания.

Слушают, записывают тему занятия в тетрадь, участвуют в беседе.

4.

Отработка практических навыков: 1.составление плана реабилитации по заданному заболеванию

2. выполнение ЛФК и лечебного массажа по заданному заболеванию

45

Проведение комплексов упражнений, лечебных гимнастик;

 реферативные  сообщения с мультимедийным сопровождением

Инструктирует студентов о выполнении задания.

Составляют план реабилитации по заданному заболеванию, выполняют ЛФК и лечебный  массаж по заданному заболеванию

5.

Контроль усвоения нового материала по теме.

12

Тестовые задания

Дает инструкцию и для выполнения задания.

Выполняют тестовые задания, повторяют и закрепляют знания. Сдают выполненную работу для проверки преподавателю.

6.

Итоги занятия.

3

Оценивает работу группы и каждого студента, выставляет отметки за занятие и комментирует их.

Рефлексия.

7.

Домашнее задание.

2

Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению.

Записывают домашнее задание.

ИТОГО:

90

        Реабилитационный процесс на стационарном этапе: физические упражнения, массаж, физиотерапевтические процедуры.

         Реабилитационный процесс, санаторный и амбулаторный этапы: обучение образу жизни  при заболеваниях органов дыхания: бронхите, пневмонии, инфекционных заболеваниях верхних дыхательных путей, бронхиальной астме, туберкулезе легких, экссудативных плевритах, эмфиземе легких, после операции на легких

      Лечебная физкультура, дыхательная гимнастика.

       Составление планов двигательной активизации пациентов.

       Обучение комплексу ЛФК.

      Домашнее задание: 

      Учебник стр.229-241

      Составит план реабилитации при пневмонии, бронхиальной астме.

11

Проверка исходного уровня знаний по теме.

Фронтальный опрос (студенты отвечают на контрольные вопросы)

                            Контрольные вопросы:

  1. Назовите симптомы заболеваний органов дыхания.

  1. Какие  задачи ЛФК при заболеваниях органов дыхания?

  1. Назовите специальные упражнения при заболеваниях органов дыхания.

  1. Как можно усилить вдох?

  1. Как можно усилить выдох?

  1.  Что такое  респираторная гимнастика?

  1.  Что такое экспираторная гимнастика?

  1.  Что такое  релаксационно-респираторная гимнастика?
  2.  Перечислить противопоказания  для занятий лечебной гимнастикой при заболеваниях органов дыхания.

  1. Что такое дренажные упражнения и для чего они применяются?

  1. Какое дыхание называется нижнегрудным грудным?

  1. Какое дыхание называется диафрагмальным?

12

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК

Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

        При заболеваниях легких происходит нарушение функций внешнего дыхания в связи с ухудшением эластичности тканей легких, нарушением нормального газообмена между кровью и альвеолярным воздухом, уменьшением бронхиальной проводимости. Это последнее обусловлено спазмом бронхов, утолщением их стенок, механической закупоркой при повышенном выделении мокроты.

        В полноценном физиологическом акте дыхания участвуют одновременно грудная и брюшная полости.

        Различают три типа дыхания: верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное.

        Верхнегрудное  характеризуется тем, что при максимальном напряжении дыхательного акта в легких во время вдоха поступает наименьшее количество воздуха. Нижнегрудное или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны. Диафрагма растягивается и поднимается, а при полноценном дыхании она должна опускаться. При реберном дыхании сильно втягивается низ живота, что неблагоприятно для органов брюшной полости. Диафрагмальное, или брюшное дыхание наблюдается при интенсивном опускании диафрагмы в брюшную полость. Грудная клетка расширяется преимущественно в нижних  отделах, и полноценно при этом вентилируются только нижние доли легких. При обучении методике дыхания больной осваивает все типы дыхания.

ЗАДАЧИ  ЛФК

  • оказать общеукрепляющее воздействие на все органы и системы организма;
  • улучшить функцию внешнего дыхания, способствуя овладению методикой управления дыханием;
  • уменьшить интоксикацию, стимулировать иммунные процессы;
  • ускорить рассасывание при воспалительных процессах;
  • уменьшить проявление бронхоспазма;
  • увеличить отделение мокроты;
  • стимулировать экстракардиальные факторы кровообращения.

Противопоказания для занятий ЛФК:

  • дыхательная недостаточность III степени, абсцесс легкого до прорыва в бронх, кровохарканье или угроза его, астматический статус, полный ателектаз легкого, скопление большого количества жидкости в плевральной полости.

13

Массаж  при острой пневмонии

Пневмония – инфекционное заболевание легких, возникающее либо самостоятельно, либо как осложнение после других заболеваний.

        Массаж назначают при остаточных явлениях пневмонии, а также при её хронической форме.

Методика. Положение больного – сидя или лежа, вначале на животе, затем на спине.

Массаж спины:

  • поглаживание – плоскостное, обхватывающее, граблеобразное, гребнеобразное, щипцеобразное, глажение, варьируя все данные приемы с приемами с отягощением;
  • растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, щипцеобразное, пиление, пересекание, штрихование, строгание;
  • разминание – продольное, поперечное, накатывание, надавливание, сдвигание, растяжение, щипцеобразное;
  • вибрация – непрерывистая и прерывистая, как лабильная, так и стабильная, ударные приемы – поколачивание, похлопывание, рубление, сотрясение.

Массаж воротниковой области:

  • поглаживание – все разновидности основных и вспомогательных приемов сверху вниз к надплечью, плечам;
  • растирание – все разновидности приема в любом направлении, челночно;
  • разминание – все разновидности приема, за исключением приема «валяние»;
  • вибрация – основные и вспомогательные разновидности приема, исключая встряхивание. Особое внимание обратить на точечное воздействие вибрацией на да – чжуй; точка расположена под VII шейным позвонком.

Массаж окололопаточной области (обеих лопаток, желательно массировать одновременно):

  • поглаживание по периметру лопаток от наружного края к внутреннему и до плечевых суставов – все разновидности приема;
  • растирание по периметру лопаток – все разновидности основных и вспомогательных приемов;
  • разминание – надавливание, щипцеобразное, сдвигание, растяжение, а также продольное и поперечное по надплечьям;
  • вибрация – непрерывистая лабильная по всей поверхности лопаток.

Массаж передней поверхности грудной клетки:

  • поглаживание – все разновидности приема в направлении снизу вверх и к подмышечным лимфатическим узлам;

14

  • растирание – все разновидности приема в различных направлениях, челночно, особое внимание нижним краям реберных дуг, грудине и ключицам;
  • разминание – все возможные разновидности приема при массаже грудной клетки;
  • вибрация – стабильная и лабильная, прерывистая и непрерывистая с ударными приемами, щадить проекцию сердца и болезненные участки.

ЛФК  при острой пневмонии

Задачи ЛФК:

  • максимально воздействовать на здоровую легочную ткань для включения ее в дыхание;
  • усилить крово- и лимфообращение в пораженной доле;
  • противодействовать возникновению ателектазов.

В период постельного режима, с 3-5-го дня в ИП лежа и сидя на кровати, спустив ноги, применяют динамические упражнения для мелких и средних мышечных групп; дыхательные упражнения статические и динамические. Соотношение общеразвивающих и дыхательных упражнений – 1:1, 1:2, 1:3. Не следует допускать учащения пульса более чем на 5 – 10 уд./мин. Упражнения проводят в медленном и среднем темпе, каждое повторяют 4 – 8 раз с максимальной амплитудой движения.

        Продолжительность процедуры – 10 – 15 мин.; самостоятельные занятия – по 10 мин. 3 раза в день.

        На палатном, полупостельном режиме с 5-7 –го дня в ИП сидя на стуле, стоя продолжают применять упражнения постельного режима, но дозировку их увеличивают, включая упражнения для крупных мышечных групп с предметами. Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений – 1:1, 1:2. Учащение пульса допускают от 10 – 15 уд/мин., увеличивают число повторений каждого упражнения до 8 – 10 раз в среднем темпе. Продолжительность занятия 15 – 30 мин., используют также ходьбу. Занятия повторяют самостоятельно. Общая продолжительность занятий в течении дня – до 2 ч., занятия – индивидуальные, мало-групповые и самостоятельные.

        С 7 – 10 –го дня (не ранее) больных переводят на общий режим. Занятия лечебной гимнастикой аналогичны применяемым на палатном режиме, но с большей нагрузкой, вызывающей учащение пульса – до 100 уд/мин. Продолжительность одного занятия – 40 мин.; применение упражнение, ходьбы, занятий на тренажерах, игр составляют 2.5 ч.в день.

15

КОМПЛЕКС  №  1. Упражнения для больных острой пневмонией (постельный режим) ИП – лежа на спине.

  1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  2. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе – опустить. Выдох вдвое длиннее вдоха.
  3. На вдохе отвести прямую ногу в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
  4. Руки согнуты в локтях. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе руки опустить.
  5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе колени подтянуть к животу руками.

ИП – лежа на боку.

  1. На вдохе руку отвести назад с поворотом туловища назад, на выдохе вернуться в ИП, руку положить на эпигастральную область.
  2. Руку положить на нижние ребра, на вдохе, надавливая на нижние ребра ладонью, создать сопротивление.
  3. Ладонью охватить шею сзади, создав статическое напряжение мышц плечевого пояса. При выполнении глубокого дыхания «акцент» приходится на нижнюю долю.

Закончить комплекс в положении лежа на спине диафрагмальным дыханием.

КОМПЛЕКС № 2. Упражнения для больных острой пневмонией (палатный режим) ИП – сидя на стуле.

  1. Диафрагмальное дыхание, руки для контроля лежат на груди и животе.
  2. Руку поднять вверх, наклон в противоположную сторону, на выдохе руку опустить.
  3. Отвести локти назад, вдох, на выдохе вернуться в ИП.
  4. Руками повторять движения пловца брассом. Вдох – в ИП, выдох – руки развести в стороны.
  5. На вдохе руки развести в стороны, на выдохе «обнять» себя за плечи.

ИП – стоя.

  1. В руках гимнастическая палка. на вдохе поднять руки вверх, прогнуться, ногу отвести назад, поставить на носок.
  2. Круговые движения руками – «грабля».
  3. В руках булаву. На выдохе руки в стороны, булавы параллельны полу. на выдохе наклон, булавы поставить на пол.
  4. На вдохе поднять руки вверх, на выдохе приседание, руки в упоре о пол.
  5.  Палка сзади заведена за локтевые сгибы, на вдохе прогнуться назад на выдохе - наклон вперед

Закончить комплекс в ИП сидя. Общее количество упражнений в процедуре лечебной гимнастики – 20 – 25.

16

КОМПЛЕКС № 3. Упражнения для больных острой пневмонией (общий режим).

ИП – стоя.

Ходьба по залу ЛФК, ходьба на носках, пятках, наружной и внутренней стороне стоп (3 – 5 мин.).

  1. Подняться на носки, плечи поднять, пальцы в кулак, на выдохе вернуться в ИП.
  2. На вдохе руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе – приседание, кисти рук на коленях.
  3. «Насос». На вдохе поочередные наклоны в стороны, рука скользит по бедру вниз. На выдохе вернуться в ИП.
  4. В руках медицинбол, руки перед грудью. На вдохе повороты в стороны, на выдохе вернуться в ИП.
  5. Ходьба с высоким подниманием бедра и активной работой рук (3 – 5 мин.).
  6. ИП – стоя, палка лежит на стуле. Вдох – руки поднять, на выдохе наклониться, взять палку. Следующий вдох с палкой в руках. На выдохе палку положить на сиденье.
  7. Стоя боком к гимнастической стенке, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе отклониться от стенки, на выдохе вернуться в ИП.
  8. Стоя лицом к гимнастической стенке на вдохе поднять руки вверх, тянуться руками к верхней ступеньке, на выдохе руками держаться за перекладину на уровне пояса, легкое приседание.
  9. В руках гимнастическая палка, руки опущены. На вдохе руки вверх, на выдохе колено поджать к животу с помощью палки.
  10. Руки перед грудью, на вдохе руки в стороны, поворот туловища в сторону, на выдохе вернуться в ИП.

Закончить процедуру ЛГ ходьбой в среднем темпе с переходом на медленный.

Массаж при  ПЛЕВРИТЕ

Плеврит – воспаление плевры, чаще всего начинается как осложнение после воспаления легких. Плевриты по наличию или отсутствию жидкости в плевральной полости условно разделяют на сухие и выпотные (экссудативные).

        

Задачи массажа. Предупредить и уменьшить спаечный процесс, повысить защитные силы организма, улучшить крово- и лимфоснабжение легких, способствовать ускорению рассасывания экссудатов и инфильтратов, восстановить подвижность грудной клетки.

17

Методика. Больной сидит или лежит на больном боку. Воздействует на паравертебральные зоны L5-1 в 3 ст. Th9-3 в 3 ст. С4-3 в 3ст. применяя поглаживание, растирание, разминание, вибрацию. Затем массируют широчайшие мышцы спины, трапециевидные и грудино – ключично – сосцевидные мышцы. Проводят массаж межлопаточной области, надлопаточных зон (поглаживание, растирание концами пальцев, локтевым краем кисти, непрерывистая вибрация, похлопывание); над- и подключичных зон (поглаживание, растирание концами пальцев, шрихование, пунктирование, непрерывистая вибрация); больших грудных мышц, передних зубчатых мышц, межреберных промежутков, растирание реберных дуг; массаж диафрагмы (непрерывистая вибрация и ритмичные надавливания над легочными полями сзади и спереди); сдавливание грудной клетки по аксиллярным линиям на уровне V – VII ребер.

        Заканчивают процедуру дыхательными упражнениями. Продолжительность процедуры – 12 – 20 мин. Курс – 12 – 15 процедур, ежедневно или через день.

ЛФК при плеврите

ЗАДАЧИ  ЛФК:

  • стимулировать кров- и лимфообращение в целях уменьшения воспаления в плевральной полости;
  • профилактика развития спаек и шварт;
  • восстановление физиологического дыхания;
  • повышение толерантности к физическим нагрузкам.

На постельном режиме при экссудативном плеврите лечебную гимнастику начинают со 2 – 3 –го дня, чтобы не допустить образования спаек. Боли при дыхании и движениях туловища не являются противопоказанием для применения упражнений.

      Для профилактики развития спаек применяют специальные дыхательные упражнения: наклоны туловища в «здоровую» сторону попеременно на вдохе и на выдохе.

        При выполнении этих упражнений растягивается плевра, так как происходит максимальная экскурсия легких и грудной клетки.

        На занятиях используют упражнения дыхательные статического и динамического характера для здорового легкого, общеукрепляющие динамические – для увеличения экскурсий грудной клетки, особенно пораженной стороны.

Соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений – 1:1, 1: 2. Общая нагрузка малой интенсивности, учащение пульса на 5 – 10 уд./мин. Упражнение повторяют 4 – 8 раз в медленном и среднем темпе с полной амплитудой. Принимая во внимание болевой синдром, продолжительность занятия небольшая – 5 – 7 мин., и повторяют его через каждый час.

        Полупостельный режим назначают в конце 1-й недели. Продолжительность занятия увеличивают до 20 мин., но уменьшают повторение его до 3 – 4 раз в день.

18

        Общий режим назначают с 8 – 10 – го дня. методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

КОМПЛЕКС № 4. Упражнения для больных плевритом  ( постельный режим) ИП – лежа на спине.

  1. Руки на нижних ребрах. На вдохе руки лежат свободно, на выдохе сдавливать средненижние отделы легких.
  2. Методист фиксирует верхушки легких руками, на вдохе создать сопротивление, на выдохе надавливать, способствуя более полному выдоху.
  3. Мешочек с песком лежит на эпигастральной области. На вдох – руки вверх, живот куполообразно выпячивается, приподнимая мешочек, на выдохе руки вдоль туловища.

ИП – лежа на здоровом боку.

  1. На нижнебоковой поверхности грудной клетки мешочек с песком массой 1 – 2 кг. На вдохе рука вверх за голову, на выдохе вернуться в ИП.
  2. Вдох в ИП, рука вдоль туловища. На выдохе рука вверх за голову. Выдох активный со звуком «ха».

КОМПЛЕКС № 5. Упражнения для больных плевритом (постельный режим).

ИП – сидя на стуле.

  1. На вдохе подъем прямой руки вверх с наклоном туловища в противоположную сторону.
  2. В руках булавы или гантели. На вдохе руки в стороны, на выдохе наклон вперед, предметы положить перед собой.
  3. В руках гимнастическая палка, движения «гребля на байдарке».
  4. На вдохе руки в стороны, на выдохе подтянуть колено к животу
  5. На вдохе поднять плечи вверх, на выдохе пружинящие 2 – 3 наклона в противоположную сторону.
  6. Стоя лицом к гимнастической стенке. на вдохе максимально вытянуть руки вверх, голову поднять, прогнуться, на выдохе руки через стороны опустить.
  7. Руками держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе подтянуться на носки, на выдохе максимально отклониться назад с опорой на пятки.
  8. Стоя к стенке боком, рукой держаться за перекладину на уровне груди. На вдохе поворот туловища назад, противоположной рукой коснуться стенки, на выдохе поворот вперед, стоять лицом к стенке.
  9. Руки перед грудью, выпрямлены, в руках гантели. Круговые движения в плечевых суставах 6 – 8 раз назад.
  10. Ходьба с максимальным выносом ноги вперед, руки опираются о согнутое колено.

19

  1. Скрестная ходьба с поворотами туловища.

     Закончить процедуру ходьбой в спокойном темпе (40-50 шагов в минуту) в течение 3 мин.

Массаж  при эмфиземе  легких

Эмфизема легких.

        Заболевание обусловлено расширением легочных альвеол. Различают ограниченную (охватывающую отдельные участки легкого) и диффузную (общую); по течению – острую и хроническую эмфизему легких.

Методика массажа-  как при бронхиальной астме, курс тот же, но дополнительно применяют специальные дыхательные упражнения.

        Для развития брюшного дыхания делают полный выдох с энергичным втягиванием живота. Это упражнение выполняют в положении сидя на стуле, лежа, стоя, по 15 – 20 раз; необходимо следить, чтобы при вдохе живот выпячивался, а при выдохе втягивался. Темп упражнения медленный ( 8 дыхательных циклов в минуту); вдох – через нос, выдох – через рот, губы вытянуты трубочкой. Продолжительность выдоха постепенно увеличивается с 2 – 3 до 10 – 12 с.

Эмфизема легких входит в группу хронических неспецифических заболеваний легких.

        Эмфизема легких характеризуется частичным замещением эластической соединительной ткани соединительной – волокнистой (фиброзной) тканью и её разрастанием, развитием пневмосклероза, общим расширением легких.

ЗАДАЧИ  ЛФК:

  • обучить правильному дыханию с более глубоким выдохом;
  • уменьшить напряжение дыхательных мышц, укрепить их;
  • улучшить обеспечение крови кислородом;
  • способствовать дренажу бронхов и полостей легкого;
  • увеличить подвижность грудной клетки;
  • повысить физическую работоспособность.

Противопоказания: те же, что и при других заболеваниях органов дыхания, но при «ржавой» мокроте применять физические упражнения можно.

Методика ЛФК в основном аналогична применяемой при острых заболеваниях органов дыхания в период общего режима. Добавляют упражнения на расслабление, обучение расслаблению начинают с мышц ног, затем переходят к мышцам рук, грудной клетки, шеи. В последующем обучают больного расслаблению мышц, не принимающих участие в упражнении. Например, при движениях ног мышцы рук, шеи, грудной клетки должны быть расслаблены.

20

Каждая процедура лечебной гимнастики должна завершаться упражнениями упражнениями на расслабление. Больные должны самостоятельно 2 – 3 раза в день повторять упражнения на расслабление мышц и следить, чтобы мышцы шеи, грудной клетки в покое не были напряжены. при обучении дыханию фиксировать внимание больного на удлинении выдоха.

Статистические дыхательные упражнения с одновременным произношением согласных и некоторых гласных звуков (з, ж, р, е и др.) усиливают вибрацию грудной клетки, что способствует выделению мокроты.

        При обострении хронической пневмонии применяют методику ЛФК, назначаемую в острой стадии бронхолегочных заболеваний.

        При наличии полостей в легких, сообщающихся с бронхиальным деревом (бронхоэктазы, абсцессы, каверны), дополнительно применяют дренажные упражнения, но не во время занятия лечебной гимнастикой, а в другое время, так как дренажные упражнения утомляют больного. Дренажные упражнения выполняют только при таком положении тела, когда гнойный очаг находится выше путей оттока. при наиболее частой локализации процесса в средней и нижних долях легкого больного укладывают на наклонную плоскость или кушетку с приподнятым ножным концом на 40 – 450 . Длительность дренажа зависит от общего состояния больного, переносимости воздействия. продолжительность его – 10 – 30 мин. После выполнения дренажных упражнений необходим отдых не менее 30 мин.

КОМПЛЕКС № 6.  Упражнения для больных с гнойным процессом в верхнем отделе легких.

ИП – сидя на стуле.

  1. На вдохе рука с «больной» стороны поднимается вверх и отводится назад с поворотом туловища в ту же сторону. На выдохе наклон в противоположную сторону, рука вдоль противоположной голени. На выдохе легкое покашливание, вибрационный массаж проекции верхней доли на грудную клетку.
  2. На вдохе кисти рук привести к плечам, локти отвести назад, прогнуться; на выдохе наклон вперед, локти упираются в колени. Покашливание на выдохе.
  3. На вдохе руки развести в стороны; на выдохе обхватить грудную клетку руками. Покашливание на выдохе.

КОМПЛЕКС  № 7. Упражнения для больных с гнойным процессом в средней доле легкого.

ИП – лежа на боку.

  1. На вдохе поднять руку вверх, на выдохе подтянуть колено к животу рукой. Покашливание на выходе.
  2. Рука на поясе. На вдохе поворот назад; на выходе наклон вперед с максимальным выведением локтя вперед.

21

ИП – лежа на спине.

  1. Под грудной отдел позвоночника подложен валик, голова запрокинута, ноги согнуты в коленях. На вдохе руки в стороны; на выдохе руками обхватить колени. Покашливание на выдохе.

КОМПЛЕКС № 8. Упражнения для больных с гнойным процессом в нижней доле легких.

ИП – лежа на боку на наклонной плоскости с поднятым ножным концом.

  1. На вдохе руку отвести назад; на выдохе рукой подтянуть колено к животу. Покашливание на выдохе.

ИП – лежа на животе.

  1. Свесить с кушетки голову и туловище, таз и ноги на кушетке. на вдохе руки развести в стороны, голову поднять, на выдохе, покашливая, руки и голову опустить вниз.

ИП – колено – локтевое

  1. «Лазанье под перекладину».

Массаж  при бронхиальной  астме

Бронхиальная астма -  это хроническое  заболевание органов дыхания, при котором возникают  приступы удушья, обусловленные нарушением проходимости бронхов вследствие спазма мускулатуры мелких бронхов, отека слизистой оболочки и закупорки их отделяемым. Массаж показан в межприступном периоде.

Задачи массажа. Восстановление нормального дыхания, профилактика раннего наступления эмфизематозных изменений и общеукрепляющее действие.

Методика. Положение больного – сидя или лежа на животе, а затем на спине. Начинать массаж с общего поглаживания и растираний области всей спины, воротниковой зоны и грудной клетки (если больной сидит).

Воздействие на паравертебральную зону от Тh9 до Тh2

  • поглаживание – плоскостное, щипцеобразное, гребнеобразное, граблеобразное, глажение;
  • растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, щипцеобразное, пиление, гребнеобразное, штрихование;
  • разминание – надавливание, сдвигание, растяжение, щипцеобразное;
  • вибрация – лабильная непрерывистая, отдельными пальцами, одной двумя руками. Все движения выполняются только снизу вверх.

Массаж окололопаточной области (одновременно массировать обе лопатки):

  • поглаживание – по наружному краю; по внутреннему краю; по ости лопатки к плечевому суставу;

22

  • растирание – прямолинейное, круговое, спиралевидное, штрихование – по периметру лопаток;
  • разминание – щипцеобразное, надавливание, сдвигание, растяжение, поперечное и продольное по надплечьям;
  • вибрация - лабильная непрерывистая.

Завершить воздействие на окололопаточную область поглаживанием.

Массаж межреберных промежутков:

  • поглаживание – плоскостное, граблеобразное, шипцеобразное, гребнеобразное, глажение;
  • растирание – прямолинейное, круговое, пиление, пересекание, щипцеобразное, штрихование;
  • разминание – надавливание, сдвигание, растяжение, щипцеобразное;
  • вибрация – лабильная непрерывистая, стабильная прерывистая, пунктирование, сотрясение нижнего отдела грудной клетки.

ЛФК  при  бронхиальной астме

        Бронхиальная астма – инфекционно – аллергическое заболевание; проявляется приступами одышки во время выдоха, выдох затруднен.

Задачи ЛФК:

  • снять бронхоспазм;
  • нормализовать акт дыхания;
  • увеличить силу дыхательных мышц и подвижность грудной клетки;
  • предотвратить возможное развитие эмфиземы;
  • оказать регулирующее воздействие на процессы возбуждения и торможения в ЦНС

Показания к назначению ЛФК: вне приступа астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК:

  • легочно – сердечная недостаточность III степени;
  • астматический статус;
  • тахикардия более 120 уд./мин;
  • одышка более 25 дыханий в минуту;
  • температура выше 380С.

В условиях стационара курс разделяют на подготовительный и тренировочный. Подготовительный период продолжается не более 2 недель.

Применяют дыхательные упражнения общеукрепляющие, на расслабления и «звуковую» гимнастику.

ИП – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку, стоя.

23

        Начинают лечебную гимнастику с обучения «полному» дыханию, при котором на вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным подниманием грудной клетки. Во время выдоха грудная клетка опускается, живот втягивается. После освоения такого смешанного дыхания применяют выдох; в результате больной осваивает глубокий вдох и удлиненный выдох.

        Звуковая гимнастика – это специальные упражнения в произнесении звуков. Начинают с произнесения ммм, после чего следует выдох – пфф. Произнесение звуков вызывает вибрацию голосовых связок, которая передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, и это способствует расслаблению спазмированных бронхов, бронхиол.

        Наибольшая сила воздушной струи развивается при звуках п, т, к, ф, средняя – при звуках б, г, д, в, з; наименьшая – при звуках м, к, л, р. Рекомендуют произносить рычащий звук р-р-р-р- на выдохе, начиная от 5-7 до 25 – 30 с и звуки бррох, бррфх, дррох дррфх бррух, бух, бат, бак, бех, бах.

        Звуковая гимнастика помогает выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1 : 2. Следует обучить больного после вдоха через нос сделать небольшую паузу и выдохнуть воздух через открытый рот с последующей более удлиненной паузой.

        На занятиях соблюдают соотношение дыхательных и общеукрепляющих упражнений в соотношении 1 : 1. Продолжительность процедуры – от 10 до 30 мин., индивидуальные занятия – 2 – 3 раза в день.

        Тренировочный период начинают в стационаре и продолжают всю жизнь. Применяют методику подготовительного периода и добавляют ходьбу или бег трусцой до 5 км в день, с учащением пульса до 100 – 120 уд./мин.

        При появлении предвестников приступа бронхиальной астмы больному рекомендуют удобно сесть, положить руки на колени или стол, максимально расслабить мышцы туловища, ног, дышать поверхностно для того, чтобы глубокий вдох не раздражал нервные окончания в бронхах и не усиливал их спазм.

        В межприступном периоде больного обучают также умению задержать дыхание во время умеренного выдоха.

КОМПЛЕКС № 9 . Упражнения для больного бронхиальной астмой (палатный режим).

ИП – сидя на стуле, руки на коленях.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. На вдохе руки в стороны; на выдохе колено подтянуть к животу руками.
  3. На вдохе отвести в сторону одноименные руку и ногу, на выдохе вернуться в ИП.
  4. На вдохе поднять плечи вверх, голову повернуть в сторону, на выдохе вернуться в ИП.
  5. Руками держаться за сиденье стула. На вдохе прогнуться, лопатки соединить, на выдохе ноги согнуть и подтянуть колени к груди.
  6. На вдохе руки поднять, медленно выдыхая, руки опустить вниз, произнося звук ш – ш- ш.

24

  1. На вдохе – руки на коленях; на выдохе произносить звук

ж- ж- ж.

     8. Руки перед грудью, пальцы в «замок». На вдохе руки поднять, на  

         выдохе опустить, произнося звук пфф.

При выполнении дыхательных упражнений инструктор регулирует соотношение фаз дыхания с помощью счета: вдох – 1,2; выдох – 3,4,5,6;

пауза – 7,8. В конце курса продолжительность выдоха должна увеличиться до 30 – 40 с.

КОМПЛЕКС № 10.  Упражнения для больных бронхиальной астмой (общий режим, тренировочный период).

ИП – сидя на стуле.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Руки на коленях. На вдохе колени развести; на выдохе вернуться в ИП.
  3. Руки на поясе. На вдохе повороты туловища в стороны; на выдохе вернуться в ИП.
  4. На вдохе руки вверх, на выдохе опустить со звуком ха.
  5. Поза релаксации «кучер на козлах». Расслабить мышцы, глаза закрыть.
  6. В руках гимнастическая палка. Движения руками «гребля на байдарке».

ИП – стоя.

  1. На вдохе руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; на выдохе руки через стороны опустить, покачаться с пятки на носок.
  2. Руки вдоль туловища. На входе скольжение рукой вдоль бедра, наклон в сторону; на выдохе вернуться в ИП.
  3. Руки в «замок». На вдохе руки поднять вверх; на выдохе опустить вниз, произнося звук уф или ух.
  4. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра и активной работой рук. Вдох на счет 1,2; выдох на счет 3,4,5,6 ; пауза на счет 7,8.

                                    Массаж  при БРОНХИТЕ

Бронхит – воспаление бронхов – одно из наиболее часто встречающихся  

заболеваний органов дыхания. Массаж показан в период стихания явлений острого бронхита.

Методика массажа-  как при пневмонии. Кроме того, применяется сегментальный массаж средней интенсивности с вибрацией. Длительность процедуры – 10 – 20 мин. Курс лечения – 12 процедур, ежедневно или через день.

25

ЛФК при остром бронхите

ЗАДАЧИ  ЛФК:

  • уменьшить воспаление в бронхах;
  • восстановить дренажную функцию бронхов;
  • усилить крово- и лимфообращение в системе бронхов, способствовать профилактике перехода в хронический бронхит;
  • повысить сопротивляемость организма.

Противопоказания для назначения ЛФК: те же, что и при острой пневмонии.

        В течение 1 – й недели от начала заболевания применяют статические и динамические дыхательные упражнения в сочетании с общеукрепляющими – 1:1,  1:2,  1:3.

         Методика лечебной гимнастики аналогична применяемой при острой пневмонии.

      Комплекс лечебных движений для перенесших обострение    хронического бронхита

Упражнение 1

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки согнуты перед грудью. Пружинящим движением отведите локти назад и сделайте вдох, выпрямите руки – выдох. повторите 5 – 6 раз.

Упражнение 2

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки опущены.

Поднимите руки вверх и сделайте глубокий вдох; резко наклонитесь в сторону – выдох. То же в другую сторону. Повторите 5 – 6 раз в каждую сторону.

Упражнение 3

Исходное положение – ноги слегка расставлены, руки опущены.

Разведите руки в стороны и сделайте глубокий вдох; присядьте, выставив руки вперед – выдох. Повторите 6 – 10 раз.

(Людям пожилого возраста упражнение можно упростить: делайте неполные приседания по 3 – 5 раз, опираясь на стул или скамейку).

Упражнение 4

Исходное положение –стоя.

Положите правую руку на спинку стула, левую – на пояс и сделайте глубокий вдох; выполните маховое движение левой ногой – выдох. то же другой ногой. повторить 5 – 6 раз каждой ногой.

Упражнение 5

Исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч.

Разведите руки в стороны – вдох. Наклонитесь вперед, стараясь достать пальцами рук пола, - выдох. Повторите 5 – 6 раз.

26

Упражнение 6

Исходное положение – стоя.

Положите левую руку на спинку стула, правую – на пояс и сделайте глубокий вдох; сделайте правой ногой, слегка согнутой в колене, круговые движения в тазобедренном суставе в одну и в другую сторону – выдох. Выполните то же другой ногой. Повторите 5 -6 раз.

Упражнение 7

Исходное положение – стоя.

        Поставьте руки на бедра – глубокий вдох, сделайте круговые движения туловищем вправо – выдох. Выполните то же влево. Повторите 4 – 5 раз в каждую сторону.

Упражнение 8

Выполняйте ходьбу в течение 3 мин., сначала в быстром, а затем в медленном темпе. Не задерживайте дыхание!

27

Решение ситуационных задач.

Ситуационная задача № 1.

Пациент И. 45 лет, два дня назад  поступил в пульмонологическое отделение Диагноз: «Бронхиальная астма, атопическая форма, средне-тяжелое течение, приступный период, ДН 2». После проведенной терапии приступ купирован. В настоящее время жалобы на умеренный кашель с вязкой, трудно отделяемой мокротой. Болеет в течение 4-х лет. Приступы возникают 2-3 раза в неделю, которые купирует самостоятельно  ингаляциями сальбутамола.

Объективно: температура 36,7оС; АД 120/90; пульс 72 в минуту, ритмичный; ЧДД в покое 19 в минуту.

Задание. Составьте примерную программу реабилитации для данного больного на стационарном этапе.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ситуационная задача № 2.

Пациент К. 45 лет находится на стационарном лечении 10 дней с диагнозом: «Правосторонняя нижнедолевая пневмония, ДН 1». Режим палатный.

В данный момент беспокоит умеренный кашель со слизистой мокротой, температура тела в течение последних 3-х дней нормальная.

Объективно: температура 36,70С, АД 130/80, пульс 80 в минуту, ритмичный;  ЧДД 22 в минуту.

Задание: составьте примерную программу реабилитации для данного пациента на стационарном этапе.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ситуационная задача № 3.

Пациент Н. 75 лет находится на санаторном лечении 10 дней. Два месяца назад перенес правостороннюю нижнедолевую пневмонию, тяжелой степени. Сопутствующее заболевание: хронический бронхит. Больной курит с 18 лет, выкуривает по пачке сигарет в день. Работает хирургом в поликлинике.

В данный момент беспокоит умеренный кашель со слизистой мокротой по утрам,

Объективно: температура 36,60С, АД 130/80, пульс 80 в минуту, ритмичный;  ЧДД в покое  20 в минуту.

Задание: составьте примерную программу реабилитации для данного пациента на санаторно-курортном  этапе.

Ситуационная задача № 4.

На диспансерный осмотр вызван пациент К., 45 лет,  с диагнозом: «Бронхиальная астма, межприступный период, легкое персистирующее течение, ДН I». Болеет в течение 5-ти лет, в отпуске состояние улучшается. Работает инструктором в школе конного спорта. При аллергологическом обследовании была выявлена сенсибилизация к перхоти лошадей.

Объективно: температура 36,7оС;  АД 120/90 мм рт.ст.;  пульс 90 в минуту, ритмичный; ЧДД в покое 21 в минуту.

Задание: составьте примерную программу реабилитации для данного пациента на амбулаторно-поликлиническом  этапе.

------------------------------------------------------------------------------------------------------

29

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

Выбери правильные ответы( их может быть несколько)

1.Дренажные исходные положения улучшают:

        1) кровообращение;

        2) отток патологического содержимого из бронхов и альвеол;

        3) дыхательную поверхность;

        4) лимфоток

2.Произвольная экономизация дыхания из исходного положения стоя, руки на пояс, способствует улучшению вентиляции:

        1) задних отделов лёгких;

        2) боковых отделов лёгких;

        3) верхушек лёгких;

        4) задних и боковых отделов лёгких

3.Произвольная экономизация дыхания из исходного положения лежа на здоровом боку способствует улучшению вентиляции:

        1) верхушек лёгких;

        2) задних отделов лёгких;

        3) пораженных  боковых отделов;

        4) задних отделов лёгких.

4.Звуковая гимнастика применяется для :

        1) удаления мокроты;

        2) усиления кровообращения;

        3) снятия бронхоспазмов;

        4) улучшения эмоционального состояния.

5.При выполнении звуковой гимнастики вдох выполняется:

        1) ртом;                                                2) носом;

        3) не имеет значения;                                4) только через рот

6.Противопоказания к назначению ЛФК при бронхиальной астме:

        1) частые приступы удушья;

        2) сопутствующий кардиосклероз;

        3) нарастающая дыхательная недостаточность

        4) дыхательная недостаточность

7.ЛФК при экссудативном плеврите проводится при:

        1) субфебрильной температуре тела;

        2) нерезких болях в грудной клетке;

        3) наличии экссудата;

        4) легочном кровотечении

8.Основными положениями постурального дренажа при бронхоэктазах в нижних долях лёгких являются:

        1) стоя и сидя;

        2) лежа на здоровом боку;

        3) лежа на больном боку;

        4) лежа на спине с приподнятым тазом;

        5) лежа на спине

30

9.Методические приемы ЛФК, позволяющие улучшить эвакуацию мокроты:

        1) использование дренажных упражнений;

        2) упражнения на расслабление мышц

        3) углубление дыхания;

        4) упражнения с сопротивлением на выдохе.

10.Укрепление дыхательной мускулатуры достигается при использовании:

        1) носового дыхания;

        2) дыхательных упражнений с сопротивлением на выдохе;

        3) дыхательных упражнений с сопротивлением на вдохе;

        4) «звуковой» гимнастики;

        5) дыхания через рот.

11.Задачами ЛФК при острой пневмонии являются:

        1) предупреждение ателектазов;

        2) улучшение бронхиальной проходимости;

        3) улучшение внешнего дыхания и газообмена;

        4) профилактика тромбоэмболии.

12.Упражнения, при экссудативном плеврите:

        1) общеразвивающие;

        2) развивающие подвижность диафрагмы;

        3) статические и динамические дыхательные;

        4) для вестибулярной тренировки.

13.Специальные дыхательные упражнения при бронхиальной астме:

        1) упражнения с удлиненным выдохом;

        2) локализованное дыхание;

        3) упражнения с произношением звуков;

        4) полное дыхание.

14.Противопоказания для занятий лечебной гимнастикой при заболеваниях органов дыхания:

        1) астматический статус;

        2) признаки легочного кровотечения;

        3) температура тела выше 380С;

        4) выраженная легочно – сердечная недостаточность;

        5) одышка при физической нагрузке.

15.Методический прием, помогающий повысить эффективность ЛФК у больных с хроническими нагноительными заболеваниями лёгких:

        1) увеличение объема физических упражнений;

        2) увеличение темпа упражнений;

        3) введение упражнений с задержкой дыхания

        4) использование упражнений на тренажерах

        5) постуральный дренаж.

31

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Эталоны ответов к заданиям

Эталоны ответов к фронтальному опросу.

1.Кашель, одышка в покое и при физической нагрузке, затрудненное дыхание

2.  Задачи ЛФК при заболеваниях органов дыхания:

  -улучшение дыхательной функции;

  - укрепление дыхательной мускулатуры

  - увеличение экскурсии грудной клетки и диафрагмы;

  - растяжение плевральных спаек и очищение дыхательных путей от патологического секрета.

3. Специальные физические упражнения:

статические дыхательные, в том числе сознательно управляемое локализованное дыхание;

динамические дыхательные;

дренирующие;

растягивающие плевральные спайки;

с произнесением звуков.

4. Вдох можно усилить при отведении рук в стороны, за голову, выпрямлении или прогибании туловища

5. Выдох можно усилить при наклоне головы вперед, сведении плеч, опускании рук, наклоне туловища вперед.

6 .Респираторная гимнастика - рациональное сочетание специальных статических и динамических дыхательных упражнений, тренирующих равномерно фазы вдоха и выдоха, с общеразвивающими.

7.Экспираторная гимнастика- выработка и закрепление навыка удлиненного выдоха путем развития силы вспомогательных и основных мышц, участвующих в выдохе.

8 .Релаксационно-респираторная гимнастика — равное значение уделяют дыхательным упражнениям и упражнениям на расслабление мышц с элементами аутотренинга.

32

9. Противопоказания для занятий лечебной гимнастикой при заболеваниях органов дыхания:

         астматический статус;

         признаки легочного кровотечения;

         температура тела выше 380С;

         выраженная легочно – сердечная недостаточность;

10.Дренажные упражнения направлены на отток экссудата из бронхов в трахею, откуда мокрота отходит при кашле.

11. Нижнегрудное или реберное, сопровождается расширением грудной клетки на вдохе в стороны

12. Диафрагмальное дыхание-«дыхание животом», наиболее интенсивно работает диафрагма, ей помогают мышцы брюшного пресса

33

 

ЭТАЛОНЫ РЕШЕНИЯ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ

Ситуационная задача № 1.

1) Медицинская реабилитация: 

Медикаментозная реабилитация:

В/в капельное введение эуфиллина, глюкокортикоидов (преднизолон).

Противовоспалительная терапия (например, фликсотид).

Бронхолитики (сальметерол, сальбутамол, атровент);

Муколитики (амброксол, ацетилцистеин).

Предпочтительный способ введения ЛС – ингаляционный, через небулайзер.

Гипоаллергенный быт.

Гипоаллергенная диета.

Исключение курения.

После выписки из стационара – диспансерное наблюдение в поликлинике по месту жительства.

2) Физическая реабилитация:

 а) Физиотерапия:

- аэрозольтерапия – ингаляции с помощью Небулайзера (бронхолитики, муколитики, стероидные противовоспалительные препараты и др.); щелочные, тепловлажные ингаляции;

- электрофорез на межлопаточную область (бронхорасширяющих средств, 5% р-р ClCa)

- ультразвук (фонофорез гидрокортизона) вдоль позвоночного столба и по ходу пятого-седьмого межреберий для восстановления дренажной функции бронхов;

- лазеротерапия на грудную клетку.

б) ЛФК:

 - Дренажные положения для отхождения мокроты;

- Утренняя гигиеническая гимнастика (упражнения медленные, общеразвивающие и дыхательные), направленные на  улучшение дренажной функции бронхов, тренировку дыхательной мускулатуры с преимущественной  тренировкой выдоха;

- Дыхательные упражнения с плавным удлиненным выдохом;

- Упражнения с кратковременной волевой задержкой дыхания после обычного выдоха;

- Упражнения с произнесением звуков.

в) Массаж грудной клетки:

 - Классический (приемы поглаживание, растирания и обязательно ударные приемы);

- Рефлекторный;

- Точечный.

3). Психологическая реабилитация:

Занятия с психотерапевтом, обучение аутотренингу.

4). Педагогическая реабилитация:

Обучить пациента пользоваться ДАИ, спейсером, пикфлоуметром, небулайзером.

34

Ситуационная задача № 2.

1) Медицинская реабилитация: 

Медикаментозная реабилитация:

- курс антибактериальной терапии;

- бронхолитики (сельметерол, сальбутамол, атровент);

- муколитики и отхаркивающие препараты (мукалтин, амброксол, ацетилцистеин).

Питание: на данном этапе в диетическом питании не нуждается, показан общий стол с физиологическим содержанием белков, жиров, углеводов; питание витаминизированное.

Диспансерное наблюдение в поликлинике в течение 6 месяцев.

2) Физическая реабилитация:

 а) Физиотерапия:

- аэрозольтерапия – (бронхолитики, муколитики и др.); щелочные, тепловлажные ингаляции;

- гальванизация, электрофорез на межлопаточную область (бронхорасширяющих средств, 5% р-р ClCa, магния)

- УВЧ, индуктотермия;

- УФО на грудную клетку;

- лазеротерапия на грудную клетку;

- через 2-3 недели для ускорения рассасывания патологического процесса в легких теплолечебные процедуры (парафин, озокерит, облучения лампой соллюкс).

б) ЛФК:

 - у пожилых больных и при пневмонии на фоне хронического бронхита дренажные положения для отхождения мокроты;

- дыхательные упражнения;

- по мере улучшения состояния подключают динамические упражнения для рук и ног с постепенным углублением дыхания. Ближе к выписке включают упражнения общеразвивающие упражнения.

в) Массаж грудной клетки:

 - Классический, рефлекторный.

3). После этапа стационарного лечения (3-4 недели), пациент направляется в поликлинику для долечивания и диспансерного наблюдения.

35

Ситуационная задача № 3.

1) Медицинская реабилитация: 

Медикаментозная реабилитация: при необходимости

- бронхолитики (сельметерол, сальбутамол, атровент);

- муколитики и отхаркивающие препараты (мукалтин, амброксол, ацетилцистеин);

- поливитамины;

- иммуномодуляторы.

Питание: на данном этапе в диетическом питании не нуждается, показан общий стол с физиологическим содержанием белков, жиров, углеводов; питание витаминизированное.

Диспансерное наблюдение в поликлинике в течение 6 месяцев.

2) Физическая реабилитация:

 а) Физиотерапия:

- аэрозольтерапия – (бронхолитики, муколитики и др.); щелочные, тепловлажные ингаляции;

- гальванизация, электрофорез на межлопаточную область (бронхорасширяющих средств, 5% р-р ClCa, магния)

- УВЧ, индуктотермия;

- УФО на грудную клетку;

- лазеротерапия на грудную клетку;

- теплолечебные процедуры (парафин, озокерит, облучения лампой соллюкс);

- бальнеотерапия: шалфейные, кислородные, жемчужные ванны;

- климатотерапия: аэротерапия, гелиотерапия, талассотерапия в летнее время года.

б) ЛФК:

- дыхательные упражнения;

- дренажные положения;

- лечебная аквааэробика;

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- групповые занятия ЛФК: дыхательные и общеукрепляющие комплексы упражнений, возможно использование спортивных снарядов (гимнастические палки, мячи);

- дозированная ходьба, терренкур, легкие спортивные игры.

в) Массаж грудной клетки:

 - Классический, рефлекторный, механомассаж.

3). Профессиональная реабилитация:

Пациент является пенсионером по возрасту. В профессиональной реабилитации не нуждается. Может выполнять свои профессиональные обязанности, так как работа не связана с физическими перегрузками, неблагоприятными метеофакторами, контактом с пылью и химическими веществами.

36

Ситуационная задача № 4.

1) Медицинская реабилитация: 

Медикаментозная реабилитация: базисная терапия.

- противовоспалительная терапия (например, фликсотид);

- бронхолитики (сальметерол, сальбутамол, атровент);

- муколитики (амброксол, ацетилцистеин).

Предпочтительный способ введения ЛС – ингаляционный.

Гипоаллергенный быт.

Гипоаллергенная диета.

Исключение курения.

В период ремиссии возможно направление на санаторно-курортное лечение, климатотерапия.

2) Физическая реабилитация:

 а) Физиотерапия:

- аэрозольтерапия – ингаляции с помощью Небулайзера (бронхолитики, муколитики, стероидные противовоспалительные препараты и др.); щелочные, тепловлажные ингаляции;

- электрофорез на межлопаточную область (бронхорасширяющих средств, 5% р-р ClCa)

- ультразвук (фонофорез гидрокортизона) вдоль позвоночного столба и по ходу пятого-седьмого межреберий для восстановления дренажной функции бронхов;

- лазеротерапия на грудную клетку.

б) ЛФК:

 - Дренажные положения для отхождения мокроты;

- Утренняя гигиеническая гимнастика (упражнения медленные, общеразвивающие и дыхательные), направленные на  улучшение дренажной функции бронхов, тренировку дыхательной мускулатуры с преимущественной  тренировкой выдоха;

- ЛФК групповым способом, возможно применение спортивных снарядов (гимнастическая палка, мяч), упражнения на гимнастической стенке: ОРУ для туловища и конечностей, упражнения на расслабление;

- Дыхательные упражнения с плавным удлиненным выдохом;

- Упражнения с кратковременной волевой задержкой дыхания после обычного выдоха;

- Упражнения с произнесением звуков;

- Упражнения для удаления избыточного остаточного воздуха из легких;

- Прогулки на свежем воздухе.

в) Массаж грудной клетки:

 - Классический (приемы поглаживание, растирания и обязательно ударные приемы);

- Рефлекторный;

- Точечный.

3). Психологическая реабилитация:

Занятия с психотерапевтом, обучение аутотренингу.

37

4). Педагогическая реабилитация:

Обучить пациента пользоваться ДАИ, спейсером, пикфлоуметром, небулайзером.

5). Профессиональная реабилитация: пациент нуждается в  профессиональной реабилитации  (необходимо исключение контакта с аллергеном – перхотью лошади; рекомендовано переобучение по профессии не связанной с физическим перенапряжением, запыленностью и загазованностью рабочей зоны, с исключением неблагоприятных метеофакторов; на время переобучения возможно определение 3-ей группы инвалидности, необходимо направление на МСЭК).

38

ЭТАЛОН  ОТВЕТОВ

на тестовые задания

                                        

1 – 2                                                                

2 – 3                                                                

3 – 3                                                                

4 – 3                                                                

5 – 2                                                                

6 – 3, 5                                                        

7 – 2, 3                                                        

8 – 4, 5                                                        

9 – 1, 3                                                        

10 – 2, 3                                                        

11 – 1, 2, 3                                                

12 – 1, 2, 3                                                

13 – 1, 3, 4                                                

14 – 1, 2, 3, 4                                                

15 – 5                                                        

39

Литература для студента.

- Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л. А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей», Феникс,  2012г.

Литература для преподавателя.

  1. «Основы реабилитации»: учебник для медицинских училищ и колледжей /под редакцией В. А. Епифанова, А. В. Епифанова, - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год
  2. Еремушкин М. А. «Основы реабилитации»: учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования – М.:Издательский центр «Академия», 2014 год
  3. Епифанов В.А. «Восстановительная медицина» - М.:
    ГЭОТАР-Медиа, 2012 год
  4. Чуваков Г.И. «Сестринский уход в физиотерапевтической практике» - М.: Издательство Юрайт, 2016 год
  5. Лечебная физическая культура: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения практических занятий

Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика»    «Расчёт медианы»...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы".

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо проведению практических занятий по дисциплине «Менеджмент»Специальность:«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»«Организация перевозок и управление ...

Учебно-методическая разработка для проведения практического занятия Тема: Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала.

Данная методическая разработка практического занятия по теме:  «Надевание стерильных перчаток. Снятие использованных перчаток. Профилактика парентеральных инфекций среди медперсонала»...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно- двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы"

Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санат...