Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методы обследования пациента с заболеваниями органов пищеварения
учебно-методический материал

Яценко Ирина Владимировна

Методические  рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_tema_4_ps.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к практическому занятию

ПМ: 01.Диагностическая деятельность

МДК: 01.01.Пропедевтика в терапии

Раздел: Участие в обследовании пациентов различных возрастных групп

Тема № 4 «Методы исследования пациентов с заболеваниями органов пищеварения».

Форма проведения: семинарско-практическое занятие.

Продолжительность занятия: 6 часов (семинар – 2 ч, практика – 4 ч).

Компетенции ОК (ПК):

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия:

 

Учебная: научиться проводить обследование пациента при заболеваниях органов системы пищеварения, методике осмотра пациента, методам поверхностной и глубокой методической пальпации, определения размеров печени, селезёнки, методам перкуссии живота.

Воспитательная: привитие умений и навыков учебной работы. Формирование целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

Методическая: демонстрация методики проведения практического занятия, использование различных методов контроля знаний (устный опрос, тесты, задачи), использование современных информационных технологий.

Обучающийся должен уметь: провести перкуссию живота,  поверхностную пальпацию живота, глубокую пальпацию живота, аускультацию живота.

Обучающийся должен знать: основные симптомы и синдромы при болезнях органов пищеварения, особенности объективного обследования пациента, методика осмотра области живота, основные лабораторные и инструментальные методы исследования.

Обеспечение занятия: Оснащение занятия: лекционный материал, методические рекомендации, информационный материал для студентов. Тестовый контроль. 

Структура занятия:

  1. Организационная часть (проверка присутствующих, готовность к занятию)
  2. Начальная мотивация учебной деятельности (название темы, цель, значение, перспективы развития вопроса).
  3. Контроль исходного уровня знаний (устный фронтальный опрос, решение заданий по теме).
  4. Актуализация опорных знаний.
  5. Выполнение учебных задач.
  6. Контроль практических навыков.
  7. Проверка самостоятельной работы студента.

 Учебные вопросы:

  1. Механизмы возникновения болей при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
  2. Клиническая характеристика болей в животе различного происхождения.
  3. Разновидности дисфагии.
  4. Симптомы желудочной диспепсии.
  5. Симптомы кишечной диспепсии.
  6. Виды запоров и их клинические особенности.
  7. Виды поносов и их клинические особенности.
  8. "Пузырные симптомы": Ортнера, Кера, френикус-симптом, Курвуазье.
  9. Вынужденные положения при болях в животе различного патогенеза.
  10. Основные лабораторные признаки паренхиматозной желтухи.
  11. Основные лабораторные признаки механической желтухи.
  12. Основные лабораторные признаки гемолитической желтухи.
  13. Визуальные симптомы при диффузных поражениях печени ("печеночные знаки").
  14. Симптомокомплекс желудочного кровотечения.
  15. Симптомокомплекс кишечного кровотечения.
  16. Изменения языка, выявляемые при осмотре у больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и печени.
  17. Зоны кожной гиперестезии при поражении органов пищеварения.
  18. Топография передней брюшной стенки (линии, этажи, фланки и области).
  19. Проекция органов брюшной полости на переднюю брюшную стенку.
  20. Визуальные симптомы при патологии органов пищеварения.
  21. Цели и задачи поверхностной пальпации живота.
  22. Виды пальпации живота.
  23. Свойства пальпируемого объекта.
  24. Симптомы, выявляемые при поверхностной пальпации живота.
  25. Цели глубокой скользящей пальпации живота.
  26. Основные этапы глубокой скользящей пальпации живота по В.П.Образцову и Н.Д.Стражеско.
  27. Методы определения нижней границы желудка.
  28. Размеры печени по Курлову.
  29. Причины смещения нижних границ печени (вверх, вниз).
  30. Причины смещения верхних границ печени (вверх, вниз).
  31. Методы выявления свободной жидкости в брюшной полости.
  32. Клинические проявления синдрома портальной гипертензии.
  33. Лабораторные методы оценки секреторной функции органов пищеварения.
  34. Методы изучения моторно-эвакуаторной функции органов желудочно-кишечного тракта.

Задания для самостоятельной работы:

Тесты.

ВАРИАНТ 1

1.Глубокая скользящая пальпация живота это:

А) пальпация по Курлову

Б) пальпация по Захарьину-Геда

В) пальпация по Образцову-Стражестко

Г) пальпация по Менделю

2. Боль появляется при резком отнятии руки от живота при симптоме:

А) Менделя

Б) Образцова

В) Щеткина-Блюмберга

Г) Захарьина

3. Что выявляют покалыванием с одинаковой силой иголкой по симметричным участкам живота:

А) разлитую болезненность

Б) зоны кожной гиперестезии

В) напряжение мышц живота

Г) свободную жидкость

4.С какого органа начинается скользящая топографическая пальпация живота:

А) с селезенки

Б) с печени

В) с ободочной кишки

Г) с сигмовидной кишки

5. Расширение подкожных вен на животе встречается при:

А) сигмоидите

Б) циррозе печени

В) проктите

Г) панкреатите

6. Боль в левом подреберье и опоясывающая в мезогастрии бывает при:

А) гастрите

Б) холецистите

В) панкреатите

Г) колите

7. Нарушение глотания и затруднение прохождения пищи это:

А) диспепсия

Б) дискинезия

В) дисфагия

Г) дистония

8. Изжога это постоянное проявление:

А) язвенной болезни

Б) гастроэзофагального рефлюкса

В) холецистита

Г) дискинезии желчевыводящих путей

9. Выделение алой крови с рвотными массами может указать на:

А)  гастроэзофагальный рефлюкс

Б) пищеводное кровотечение

Г) дуоденальный рефлюкс

Д) прободную язву

10. Шум трения брюшины над печенью и селезенкой можно выслушать при:

А) панкреатите

Б) перитоните

В) прободной язве

Г) раке ободочной кишки

ВАРИАНТ 2

1.Перитонит можно выявить с помощью симптома:

А) Менделя

Б) Образцова

В) Щеткина-Блюмберга

Г) Захарьина

2. «Лягушачй живот» встречается при:

А) перитоните

Б) асците

В) гастрите

Г) прободной язве

3.Где могут определяться зоны кожной гиперестезии при панкреатите:

А) в левом подреберье или на уровне пупка

Б) в правой подвздошной области

В) в правом подреберье

Г) в правой подвздошной области и спине

4. Верхняя граница печени по срединно-ключичной линии определяется на уровне:

А) 7 ребра

Б) 6 ребра

В) 5 ребра

Г) 8 ребра

5.Для какого заболевания характерна сезонность появления боли:

А) панкреатит

Б) язвенная болезнь

В) холецистит

Г) желчнокаменная болезнь

6. Отвращение к мясной пище очень часто бывает признаком:

А) сахарного диабета

Б) малигнизации язвы желудка

В) желудочного кровотечения

Г) прободной язвы

7. Диарея (частое опорожнение кишечника), каловые массы с примесью крови и слизи бывают при:

А) дуоденально-гастральном рефлюксе

Б) желудочном кровотечении

В) неспецифическом язвенном колите

Г) некрозе поджелудочной железы

8. Слюнотечение, или гиперсаливация очень часто признак:

А) гастрита с пониженной секрецией

Б) дуоденально-гастрального рефлюкса

В) глистной инвазии

Г) дискинезии желчевыводящих путей

9. Если рвотные массы окрашены в темно-коричневый цвет то скорее всего это:

А) острое отравление

Б) малигнизация язвы

В) желудочное кровотечение

Г) эзофагит

10. Боль в желудке в первые 10-15 минут после еды укажет на:

А) язву кардиального отдела желудка

Б) язву двенадцатиперстной кишки

В) язву пилорического отдела

Г) язву в пищеводе

Литература.

Основная:

1.Пропедевтика клинических дисциплин: учебник: Допущено Минобразованием РФ/ А.Н. Шишкин, Д.А. Ниаури, Л.А. Слепых и др.; Под ред. А.Н. Шишкина.- М.: «ACADEMA», 2016- 448с.

2. Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие / Н.Н.   Гребцова. -М.: ЭКСМО, 2015 -512с.

Дополнительная:

1. Мухин Н.А., Моисеев B.C. Основы клинической диагностики внутренних болезней (пропедевтика) / Н.А. Мухин, B.C. Моисеев. - М.: Медицина, 2015, -544с.

Интернет-ресурсы:

1.Пропедевтика клинических дисциплин [Электронный ресурс] : учебник / В.М. Нечаев; под общ. ред. В.Т. Ивашкина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970438299.html

2. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Мухин Н.А., Моисеев В.С. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970434703.html

3. Пропедевтика внутренних болезней. Гастроэнтерология [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ивашкин В.Т., Драпкина О.М. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970422793.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»  и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...