МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Средства, влияющие на дыхательную систему.
методическая разработка

Захватова Оксана Сергеевна

Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или грибами, как аллергические реакции немедленного и замедленного типа, как воспалительный ответ организма на химические и физические агенты. Для лечения этих заболеваний применяются различные группы лекарственных препаратов, и фармацевтическому работнику необходимо знать современный ассортимент лекарственных средств, уметь применять их, оказывать консультативную помощь для оказания фармацевтических услуг. Болезни органов дыхания представляют собой одну из актуальных проблем современной медицины, что связано с их распространенностью, существенным влиянием на качество жизни и социальное функционирование человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_no_2_dyhatelaya_sistema.docx1003.44 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

«Владивостокский базовый медицинский колледж»

(КГБПОУ «ВБМК»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для обучающегося

Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции  исполнительных органов.

Средства, влияющие на дыхательную систему.

ПМ. 01. Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента

МДК. 01.01.Лекарствоведение

МДК. 01.01.1. Фармакология

1курс

Специальность 33.02.01 Фармация

очная форма обучения

 Составитель:

преподаватель КГБПОУ «ВБМК» Захватова О.С.

«Согласовано»

Старший методист

______ Алябина И.В.

Рассмотрено и утверждено на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол № ______

«___» _____ 20___ г.

Председатель ПЦК фармацевтических дисциплин

Золотарева Г.А.

Методическая разработка подготовлена в соответствии с федеральным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) 33.02.01. « Фармация». 

Материал разработан на основе характеристики профессиональной деятельности студентов, необходимой для закрепления теоретического материала и приобретения практических навыков при отпуске современных противокашлевых, отхаркивающих, муколитических, бронхолитических лекарственных средств с учетом их фармакокинетики и фармакодинамики, умений и профессиональных компетенций.


Содержание

1.Методический блок:                                                                        

1.1.Обращение к обучающимся.

1.2. Мотивация изучения темы.

1.3. Цели обучения.

2. Информационный блок:

Лекарственные средства , влияющие на функции исполнительных органов.

2.1.Средства, влияющие на дыхательную систему.

3. Контроль исходного уровня знаний.

3.1. Тесты для самоконтроля знаний и умений.

4. Обобщение и систематизация изученного материала.

4.1. Контрольные вопросы.    

4.2. Домашнее задание.

4.3. Список литературы.

4.4. Продолжительность занятия.

4.5. Оснащение занятия.


  1. Методический блок

Уважаемые студенты!

Материал в методической разработке построен таким образом, чтобы в результате изучения темы «Средства, влияющие на дыхательную систему» будущий специалист умел осуществлять поиск и переработку информации, умел ее применять на практике, быть направленным на самосовершенствование, самообразование, самовоспитание.

Мотивация изучения темы: Заболевания системы органов дыхания – самая большая, по числу вновь заболевающих, группа. Болезни органов дыхания развиваются на фоне инфекционных процессов, вызванных микробами, вирусами или грибами, как аллергические реакции немедленного и замедленного типа, как воспалительный ответ организма на химические и физические агенты. Для лечения этих заболеваний применяются различные группы лекарственных препаратов, и фармацевтическому работнику необходимо знать современный ассортимент лекарственных средств, уметь применять их, оказывать консультативную помощь для оказания фармацевтических услуг. Болезни органов дыхания представляют собой одну из актуальных проблем современной медицины, что связано с их распространенностью, существенным влиянием на качество жизни и социальное функционирование человека.

Тип учебного занятия:

  • комбинированное, смешанное занятие;

Формы организации обучения:

  • практическое занятие, дистанционно;

Дидактические цели обучения:

  1. учебные:
  • изучить основные группы лекарственных средств, влияющих на функцию органов дыхания, формирование умений и практического опыта, совершенствование знаний.
  1. развивающие: 
  • развитие логического мышления (аналогия, систематизация, классификация, выявление закономерностей);
  • формирование интеллектуальных умений (сравнить, проанализировать, обобщить);
  • развитие понятийного мышления;
  • развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков;
  • формирование навыков самообразования, самореализации личности.

3) воспитательные:

  • развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Формирование общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффектного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессионально деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств.

ПК 1.2. Отпускать лекарственные средства населению и в том числе по льготным рецептам.

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда.

После изучения темы студенты должны:

  • иметь практический опыт проведения фармацевтической экспертизы рецептурных бланков;
  • уметь давать обоснованные рекомендации по приему противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических средств;
  • оказывать консультативную и  информационную помощь в целях обеспечения ответственного самолечения.
  • знать фармакологическую группу лекарственных препаратов, фармакологические эффекты, механизмы действия, показания к применению, способы применения

а также возможные побочные эффекты, противопоказания.

Междисциплинарные связи:

ПМ.03.МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и ее структурных   подразделений; ПМ.01.МДК.01.01.Лекарствоведение. МДК01.01.1 Фармакология ; МДК01.01.2Фармакогнозия; ОП.01.Основы латинского языка с медицинской терминологией.

4.4. Продолжительность занятия –270мин

4.6. Оснащение занятия:

- информационные средства обучения:

учебники, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, сборники тестовых заданий и ситуационных задач,

- наглядные средства обучения: изобразительные пособия (плакаты, схемы, графики, таблицы,), натуральные пособия (приборы, инструменты, макропрепараты,  химические реактивы, растворы)

- технические средства обучения: мультимедийное оборудование.  

Организационная часть ( проверка присутствующих студентов, готовность рабочих мести обучающихся к занятию, наличие формы т т.д.)

Начальная мотивация учебной деятельности

(название темы, ее цель, значение, связь с современностью, перспективы развития вопроса).

Актуализация опорных знаний

1.Предоставление обоснованных рекомендаций при отпуске холинергических средствоказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения адренергическими средствами.

2.Определение современного ассортимента лекарственных средств, фармакологические группы лекарственных средств.

3.Определение введения ЛС, механизмов всасывания, распределения, биотрансформации и выведения, определение факторов, влияющих на действие основных групп ЛС.

4.Определение повторного и комбинированного действия ЛС, определение отрицательного действия ЛС.

5.Выявление особенностей назначения отхаркивающих и противокашлевых средств.

6.Выявление особенностей назначения бронхолитиков.

Контроль знаний.

Контрольные вопросы.

1. Строение системы органов дыхания.

2. Классификация ЛС, влияющих на органы дыхания.

3. Стимуляторы дыхания прямого действия и  рефлекторного действия (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

4. Противокашлевые средства центрального и периферического действия (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

5. Отхаркивающие средства прямого и рефлекторного действия (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

6. Муколитические средства (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

7. Классификация бронхолитических средств.

8. Средства, влияющие на тонус бронхов через эфферентную иннервацию.

9. Различия в механизмах действия бронхолитических средств.

10. ЛП - ингибиторы фосфодиэстеразы (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

11. Стабилизаторы мембран тучных клеток и ингибиторы лейкотриеноых рецепторов (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

12. Глюкокортикоиды (механизм действия, препараты, показания к применению, пути введения).

13. Лекарственные средства, применяемые при приступе бронхиальной астмы.

14. Лекарственные средства, применяемые для базисной терапии бронхиальной астмы.

15. Основные принципы терапии отека легких.

Изучение нового материала.

Классификация лекарственных средств, используемых при заболеваниях органов дыхания

1.Противокашлевые средства.

2.Муколитические средства и отхаркивающие.

3.Бронхолитические средства.

4.Стимуляторы дыхания (аналептики).

5.Прочие лекарственные средства, используемые при заболеваниях органов дыхания (противомикробные).

Кашель — сложный рефлекторный акт, возникающий в ответ | на раздражение верхних дыхательных путей, направленный на удаление секрета бронхиальных желез и чужеродных агентов.

Кашель возникает при воспалении верхних дыхательных путей, пневмонии, бронхите, трахеите, бронхопневмонии, туберкулезе.

Физиологическое значение кашля: способствует процессу самоочищения бронхов от слизи, мокроты, пыли.

Кашель нарушает сон и изнуряет больных.

Повышение давления в легких при кашле в течение длительного периода может привести к растяжению легочной ткани (эмфиземе) и нарушению кровообращения.

Кашлевой рефлекс осуществляется при участии кашлевого центра, расположенного в продолговатом мозге, и тесно связан с дыхательным центром

Кашель:

  1. Продуктивный («влажный») - сопровождается отделением мокроты, удалением чужеродных агентов, слизи, микроорганизмов.

Продуктивный кашель выполняет защитные функции, его не следует подавлять, а для снижения вязкости мокроты назначают муколитические препараты.

  1. Непродуктивный

(«сухой»), не сопровождается отделением мокроты, не выполняет защитных функций, изнуряет больного. Для лечения непродуктивного кашля в зависимости от патогенеза используются лекарственные препараты, направленные н а подавление кашлевого рефлекса, а также на изменение количества или вязкости мокроты

ПРОТИВОКАШЛЕВЫЕ СРЕДСТВА

Противокашлевыми называют средства, которые действуют на различные звенья кашлевого рефлекса и уменьшают частоту и интенсивность кашля.

Противокашлевые средства делят:

1.на средства  центрального действия

*наркотические анальгетики: кодеин, этилморфин;

*ненаркотические средства: глауцин, окселадин, бутамират;

2.на средства периферического действия

Преноксиазин

Кодеин (метилморфин) является алкалоидом опия фенантренового ряда морфина. Относится к агонистам опиоидных рецепторов. Обладает выраженной противокашлевой активностью. Кодеин уменьшает возбудимость кашлевого центра. Продолжительность противокашлевого действия составляет 4-6 ч. Он оказывает слабое болеутоляющее действие. При систематическом использовании препарата возможен такой побочный эффект, как запор. Длительное применение кодеина сопровождается развитием привыкания и в некоторых случаях лекарственной зависимости (психической и физической). У препарата менее выражены синдром отмены и лекарственная зависимость. У кодеина отсутствует отхаркивающий эффект, поэтому при применении возникают застой мокроты и механическая закупорка воздухоносных путей, что опасно при обильной секреции в дыхательных путях. Он противопоказан при дыхательной недостаточности, детям до 2 лет. Как противокашлевое средство используют в чистом виде и в комбинации с отхаркивающими

средствами. В сочетании с бромидами и снотворными входит в состав комбинированных препаратов Кодтерпин, Пенталгин-Н, Седальгин-Нео, Солпадеин, Терпинкод и многих других. Кодеина фосфат по действию аналогичен кодеину.

Этилморфин (дионин) - препарат, получаемый синтетическим путем из морфина. Является агонистом опиоидных рецепторов. По сравнению с морфином значительно менее эффективен как анальгетическое средство, в меньшей степени угнетает кашлевой центр. Превосходит кодеин по противокашлевой активности. этилморфина на кашлевой центр более избирательно, препарат более опасен в отношении развития лекарственной зависимости, поэтому можно использовать лишь эпизодически при неэффективности кодеина и других противокашлевых веществ. Этилморфин применяют в качестве противокашлевого средства: при сильном кашле, сопровождающем обычно заболевания легких, верхних дыхательных путей (бронхиты, трахеиты). Оказывает естественно анестезирующее действие на слизистые оболочки, применяют в        виде глазных капель как болеутоляющее, рассасывающее средство при воспалительных процессах роговицы и радужки глаза.

Средства центрального действия

(ненаркотические средства)

Противокашлевые препараты центрального ненаркотического действия избирательно действуют на кашлевой центр, не активируют опиоидную систему и не вызывают лекарственную зависимость.

По сравнению с наркотическими средствами их эффективность ниже

Средства периферического действия.

Преноксдиазин. Фармакологическое действие - спазмолитическое, местноанестезирующее, противокашлевое. Облегчает дыхание. Противокашлевый эффект продолжается 3–4 ч. Не угнетает дыхания, не вызывает лекарственной зависимости, обладает местноанестезирующей и бронхолитической активностью. При хронических бронхитах проявляет противовоспалительную активность.

NB! Кашель возникает рефлекторно в ответ на стимуляцию чувствительных рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей. С целью подавления кашлевого рефлекса можно использовать средства, снижающие чувствительность слизистой оболочки дыхательных путей к раздражающим факторам, или средства, подавляющие активность кашлевого центра, который находится в продолговатом мозге.

К муколитическим и отхаркивающим средствам относят препараты, которые увеличивают жидкую часть бронхиального секрета, изменяют основные свойства мокроты (вязкость, эластичность, адгезивность), способствуют свободному отделению мокроты, активируют функцию мерцательного эпителия. Они эффективны при непродуктивном кашле, обусловленном раздражением слизистой оболочки густым вязким секретом. Отхаркивающие средства облегчают отхождение слизи, продуцируемой бронхиальными железами, поэтому их назначают при кашле с вязкой и трудноотделяемой  мокротой.

Отхаркивающие средства.

По механизму отхаркивающие средства делят на:

1. отхаркивающие средства рефлекторного действия

При приеме внутрь препараты раздражают рецепторы желудка и рефлекторно усиливают секрецию бронхиальных желез, разжижают мокроту. Повышается активность ресничек мерцательного эпителия слизистой оболочке бронхов, что способствует выведению мокроты. В больших дозах оказывают рвотное действие.

Трава термопсиса ланцетного, корень истода, солодки корни

алтея лекарственного корни хвощ полевой, чабрец, первоцвет, душица, девясил, алоэ, фенхель, багульника болотного побеги, мята эвкалипт, аниса обыкновенного плоды, натрия бензоат, терпингидрат. Оказывают умеренное раздражающее действие на рецепторы слизистой оболочки желудка и рефлекторно повышают активность мерцательного эпителия дыхательных путей, стимулируют перистальтические сокращения бронхиол, способствуют продвижению мокроты из нижних в верхние отделы дыхательных путей и ее выведению. Этот эффект сочетается с усилением секреции бронхиальных желез, мокрота становиться более обильной, менее вязкой, и отделение ее с кашлем облегчается.

2. отхаркивающие средства прямого действия

Препараты влияют непосредственно на слизистую оболочку бронхов и способствуют уменьшению вязкости мокроты и более легкому ее отделению.

Активными отхаркивающими средствами прямого действия являются трипсин, химотрипсин, ферментные препараты, расщепляющие белковые вещества и уменьшающие вязкость мокроты. Их назначают при хронических заболеваниях дыхательных путей, сопровождающихся образованием большого количества вязкой мокроты. В качестве отхаркивающих средств их используют с помощью ингаляторов. Ферментные препараты расщепляют некротизированные ткани, поэтому их применяют наружно для лечения ожогов, гнойных ран, а при внутримышечном введении трипсин оказывает противовоспалительное действие.

К отхаркивающим средствам прямого действия относят также калия йодид и натрия йодид. При назначении указанных препаратов йода внутрь (обычно в виде 2-3% раствора) они выделяются железами слизистой оболочки бронхов, способствуя отделению мокроты и уменьшению ее вязкости.

NB! Отхаркивающие средства - средства, облегчающие отделение мокроты. Облегчение выделения мокроты может достигаться либо путем усиления секреции бронхиальных желез и активацией движения ресничек мерцательного эпителия бронхов (секретомоторное действие), либо уменьшением вязкости и адгезивности мокроты за счет деполимеризации белковых молекул (муколитическое действие). Некоторые препараты обладают как муколитическим, так и секретомоторным свойствами.

Муколитические средства

Муколитическими называют средства, разжижающие мокроту.

При их применении мокрота делается менее вязкой, что способствует облегчению ее отделения из легких. Муколитики особенно полезны при состояниях, сопровождающихся образованием вязкой, трудно отделяемой мокроты слизистого или слизисто-гной- ного характера. Их применяют при заболеваниях органов дыхания: остром и хроническом обструктивном бронхите, пневмонии, бронхоэктатической болезни, бронхиолите, муковисцидозе, бронхиальной астме, ателектазе в результате мукоидной закупорки бронхов, у больных с трахеостомой и др. Нередко их назначают для профилактики осложнений при операциях на органы дыхания, после интратрахеального наркоза. 

БР0НХ0ЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА 

Бронхолитики -вещества, расслабляющие гладкие мышцы бронхов, расширяющие бронхи при их спазмах, устраняющие бронхоспазм.

К ним относятся препараты разных фармакологических групп.

Адреномиметики: изопреналин (изадрин), эфедрин, эпинефрин (адреналин), фенотерол (беротек), сальбутамол (вентолин),формотерол.

Спазмолитики миотропного действия: эуфиллин, папаверин,  дротаверин (но-шпа), бендазол (дибазол), магния сульфат, непосредственное действие на гладкую мускулатуру органов и сосудов.

Вещества снимают спазмы мускулатуры, оказывая непосредственное действие на гладкую мускулатуру органов и сосудов.

М-холиноблокаторы: ипратропия бромид, тиотропия бромид,

атропин, платифиллин, метоциния йодид. Они блокируют М-холинорецепторы в бронхах, нарушают парасимпатические влияния и способствуют относительному повышению симпатического влияния на органы, при этом расслабляется мускулатура бронхов.

Комбинированные препараты: беродуал (беротек + атровент)

и препараты, содержащие эфедрин (теофедрин-Н, эфатин, бронхолитин).

Их используют при бронхиальной астме, бронхитах с астматическим компонентом, хронической обструктивной болезни легких и при других бронхолегочных заболеваниях, сопровождающихся бронхоспазмом.

Комбинированные препараты: беродуал (беротек + атровент)

и препараты, содержащие эфедрин (теофедрин-Н, эфатин, бронхолитин).

Их используют при бронхиальной астме, бронхитах с астматическим компонентом, хронической обструктивной болезни легких и при других бронхолегочных заболеваниях, сопровождающихся бронхоспазмом.

Для предупреждения приступов бронхиальной астмы используют препараты кислоты кромоглициевой (интал), стабилизирующий мембраны тучных клеток и тормозящий высвобождение БАВ (гистамин, брадикинин, лейкотриены и др.), оказывая, таким образом, антиаллергическое действие.

В возникновении бронхиальной астмы важное значение имеют лейкотриены, БАВ из семейства эйкозаноидов. Для лечения бронихиальной астмы в настоящее время используются JIB, блокирующие лейкотриеновую систему, зилеутон — ингибитор 5-липоксигеназы, фермента, синтезирующего лейкотриены; а также зафирлукаст и монтелукаст — блокаторы лейкотриеновых рецепторов.

В тяжелых случаях бронхиальной астмы, когда другие препараты не эффективны, применяют гормональные препараты (раствор преднизолона для инъекций), которые повышают уровень глюко- кортикоидов в крови, оказывая, таким образом, антиаллергическое и противошоковое действие.

NB! Бронхиальная астма - хроническое воспалительное заболевание инфекционноаллергической природы, протекающее с приступами бронхоспазма. В связи с этим основными направлениями медикаментозной коррекции бронхиальной астмы являются:

•  подавление воспалительного процесса в дыхательных путях;

•  подавление аллергической реакции;

•  предупреждение или устранение бронхоспазма.

  1. Информационный блок

2.1.Препараты для изучения:Бемегрид, кофеин, этимизол, цититон, лобелина г/х, никетамид (кордиамин), кодеин, этилморфина г/х, глауцина г/х, окселадина цитрат (тусупрекс), бутамирата цитрат (синекод, стоптуссин), преноксдиазин (либексин), терпингидрат, ацетилцистеин, бромгексин, амрбоксол, калия йодид, натрия бензоат, ЛС из лекарств.растит. сырья (термопсиса, алтея, солодки, чабреца, душицы и др.), сальбутамол, фенотерол, тербуталин, салметерол, формотерол, кленбутерол, орципреналина сульфат (астмопент), эфедрина г/х, атропина, сульфат, ипратропия бромид, тиотропия бромид, теофиллин, аминофиллин, беклометазона дипропионат, будесонид, кромолин-натрий, недокромил (тайлед), кетотифен, зилеутон.

2.2. Работа с аннотациями к лекарственным препаратам.

2.3. В рабочей тетради заполните таблицу по изучаемым препаратам:

Международное наименование, МНН, латин.яз.

Торговые наименования (2-5)

Фармакологическое действие (механизм действия)

Показания к применению, способ применения

Побочные действия

Противопоказания

Формы выпуска

2.4. Обоснуйте выбор препарата и выпишите в виде рецепта, используя справочную литературу:

1. Стимулятор дыхания рефлекторного действия.

2. Стимулятор дыхания  центрального действия.

3. Противокашлевое средство, являющееся алкалоидом опия.

4. Противокашлевое средство, не вызывающее лекарственной зависимости.

5. Отхаркивающее средство рефлекторного действия.

6. Отхаркивающее средство в форме сиропа.

7. β -Адреномиметик для купирования приступов бронхиальной астмы.

8. Бронхолитическое средство их группы М- холиноблокаторов.

9. Бронхолитик миотропного действия для лечения бронхиальной астмы.

10. Средство при бронхиальной астме для ингаляции.

11. Стабилизатор мембран тучных клеток

12.Блокатор лейкотриеновых рецепторов в таблетках.

Препарат

Показания

Длительность действия, ч

Побочные

эффекты

Беклометазон

1.

2.

Будесонид

1.

2.

Кромоглициевая

кислота

Сальбутамол

1.

2.

Фермотерол

1.

2.

Ипратропий

1.

2.

Аминофиллин

1.

2.

3.

2.5. Дайте фармакологическую характеристику средств, применяемых при бронхиальной астме.

2.6. В рубрике «Показания» укажите: «Профилактика бронхоспазма»; «Купирование бронхоспазма». При заполнении рубрики «Побочные эффекты» используйте приведенный ниже перечень:

•  сухость во рту;

•  тахикардия;

•  тремор;

•  психомоторное возбуждение;

•  рефлекторный бронхоспазм;

•  дисфония (охриплость голоса);

• кандидамикоз ротовой полости и глотки.

2.7.Ситуационные задачи.

1. Для снятия приступа бронхиальной астмы пациент использовал изадрин. Приступ прекратился, но появилось сильное сердцебиение.

- Укажите причину этого симптома?

- Как следует поступить в данном случае?

- Можно ли изадрин заменить на серевент (сальмотерол)?

2. Для профилактики приступа бронхиальной астмы пациенту был предложен бронхолитик.

- Препараты какой фармаколгической группы наиболее оптимальны?

- Какая рациональная форма выпуска препарата?

- Дайте пациенту инструкцию по правильному пользованию

3. У больного приступ бронхиальной астмы, сопутствующее заболевание - гипертоническая болезнь. В вашем распоряжении эфедрина гидрохлорид, платифиллина гидротартрат и ипратропия бромид.

- Что вы выберете в данной ситуации? И почему?

4. Пациент длительно применял сальбутамол, бронхолитический эффект снизился.

- Как называется такое явление?

- Можно ли заменить препаратом Вентолин?

5. Пациент длительно использовал Симбикорт, появился стоматит. Почему?- Какие рекомендации следует дать пациенту при применении симбикорта?

6. В отдел безрецептурных препаратов обратился клиент с жалобами на непродуктивный кашель с трудно отделяемой мокротой у курящего мужчины пенсионного возраста.  Выберите средства безрецептурного отпуска, напишите в рабочей тетради информацию для потребителя данных препаратов.

2.8. Определить препараты:

1. Вещество медиаторного типа действия, влияет на метаболические процессы. Применяется для купирования острых приступов бронхиальной астмы, при анафилактическом шоке, отеке гортани, лекарственной аллергии, гипогликемии. Стимулирует деятельность ССС.

2. Производное ксантина. Стимулирует центры продолговатого мозга. Оказывает седативное действие на кору головного мозга. Повышает устойчивость тканей к гипоксии. Улучшает мнестическую функцию. Используется как аналептик, в том числе для пренатальной профилактики респираторного дистресс-синдрома у недоношенных детей.

3. Отхаркивающее средство растительного происхождения. Используется в виде настоя, в микстурах, входит в состав "таблеток от кашля". Содержит алкалоиды, сапонины, эфирные масла и др.

4. Наряду с мукорегулирующим действием, препарат обладает антиоксидантным и противовоспалительным эффектом, стимулирует продукцию сурфактанта. С учетом вышеизложенных свойств препарата, его применение у пожилых больных хроническими обструктивными заболеваниями легких представляется патогнетически обоснованным.

Преимуществом препарата является возможность использования его в различных лекарственных формах (таблетки, сироп, раствор для приема внутрь, внутривенных инъекций или ингаляций).

Правильный ответ.

1. Адреналин. 2. Этимизол. 3. Термопсис. 4. Бромгексин.

3. Контроль исходного уровня знаний

3.1. Тесты для самоконтроля знаний и умений

Выберите правильные ответы.

1. К стимуляторам дыхания относятся:

1) никетамид; 2) кодеин; 3) цитизин; 4) ацетилцистеин; 5) кофеин-бензоат натрия.

2. К противокашлевым средствам относятся:

1) ацетилцистеин; 2) глауцин; 3) окселадин; 4) преноксдиазин; 5) кодеин.

3. Подавляет кашлевой рефлекс, стимулируя опиоидные рецепторы кашлевого центра:

1) ацетилцистеин; 2) преноксдиазин; 3) окселадин; 4) глауцин; 5) кодеин.

4. Подавляет кашлевой рефлекс, снижая чувствительность слизистой оболочки бронхов:

1) кодеин; 2) глауцин; 3) окселадин; 4) преноксдиазин; 5) ацетилцистеин.

5. К отхаркивающим средствам относятся:

1) глауцин; 2) амброксол; 3) преноксдиазин; 4) ацетилцистеин; 5) бромгексин.

6. Облегчает отделение мокроты за счет разрушения дисульфидных мостиков протеогликанов:

1) амброксол; 2) глауцин; 3) преноксдиазин; 4) бромгексин; 5) ацетилцистеин.

7. Облегчает отделение мокроты за счет рефлекторного увеличения секреции бронхиальных желез:

1) преноксдиазин; 2) ацетилцистеин; 3) настой травы термопсиса; 4) бромгексин.

8. К бронхолитикам относятся:

1) фенотерол; 2) кетотифен; 3) ипратропий; 4) зафирлукаст; 5) будесонид.

9. Расширяют бронхи за счет стимуляции β2-адренорецепторов:

1) формотерол; 2) недокромил; 3) фенотерол; 4) кетотифен; 5) сальбутамол.

10. Расширяют бронхи за счет блокады М3-холинорецепторов:

1) недокромил; 2) ипратропий; 3) аминофиллин; 4) тиотропий; 5) монтелукаст.

11. Расширяет бронхи за счет прямого миотропного действия:

1) будесонид; 2) ипратропий; 3) аминофиллин; 4) зафирлукаст; 5) кетотифен.

12. К стабилизаторам мембран тучных клеток относятся:

1) монтелукаст; 2) кромоглициевая кислота; 3) флунизолид; 4) недокромил; 5) кетотифен.

13. К блокаторам лейкотриеновых рецепторов относятся:

1) флутиказон; 2) зафирлукаст; 3) флунизолид; 4) монтелукаст; 5) беклометазон.

14. К препаратам глюкокортикостероидов относятся:

1) флунизолид; 2) будесонид; 3) монтелукаст; 4) флутиказон; 5) беклометазон.

15. Для купирования бронхоспазма применяют:

1) фенотерол; 2) недокромил; 3) сальбутамол; 4) зафирлукаст; 5) ипратропий.

16. Для купирования бронхоспазма не применяют:

1) сальбутамол; 2) недокромил; 3) фенотерол; 4) монтелукаст; 5) кромоглициевую кислоту.

17. При бронхоспазме, обусловленном приемом нестероидных противовоспалительных средств, применяют:

1) зафирлукаст; 2) недокромил; 3) кромоглициевую кислоту; 4) монтелукаст.

18. Препараты глюкокортикостероидов эффективны при бронхиальной астме, так как:

1) препятствуют синтезу лейкотриенов; 2) стабилизируют мембраны тучных клеток; 3) оказывают противовоспалительное действие; 4) уменьшают дифференцировку В-лимфоцитов и продукцию ими антител; 5) обладают иммуностимулирующим действием.

Определите лекарственные препараты.

19. Применяется ингаляционно для купирования бронхоспазма. Действует около 6 ч. В качестве побочных эффектов вызывает мышечный тремор и тахикардию.

1. Ипратропий. 2. Фенотерол. 3. Кромоглициевая кислота. 4. Беклометазон.

20. Применяется ингаляционно для купирования бронхоспазма. Действует около 6 ч. В качестве побочных эффектов может вызвать сухость в ротовой полости, тахикардию и нарушение зрения.

1. Фенотерол. 2. Будесонид. 3. Недокромил. 4. Ипратропий.

21. Применяется ингаляционно при бронхиальной астме. Эффект нарастает постепенно и достигает максимума через неделю. Применяется 2 раза в сутки. Малоэффективен как средство купирования бронхоспазма. В качестве побочных эффектов вызывает дисфонию и кандидамикоз ротовой полости.

1. Кромоглициевая кислота. 2. Фенотерол. 3. Будесонид. 4. Ипратропий.

Проведите анализ врачебных рецептов.

A. Муколитическое средство.Описание: https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970449295-0009,pic_0491.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Б. Стабилизатор мембран тучных клеток.

Описание: https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970449295-0009,pic_0492.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

B. Глюкокортикоид для лечения бронхиальной астмы. Описание: https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970449295-0009,pic_0493.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Ответы на тестовые задания

1 - 1, 3, 5. 2 - 2, 3, 4, 5. 3 - 5. 4 - 4. 5 - 2, 4, 5. 6 - 5. 7 - 3. 8 - 1, 3. 9 - 1, 3, 5. 10 - 2, 4. 11 - 3. 12 - 2, 4, 5. 13 - 2, 4. 14 - 1, 2, 4, 5. 15 - 1, 3, 5. 16 - 2, 4, 5. 17 - 1, 4. 18 - 1, 2, 3, 4. 19 - 2.

20 - 4. 21 - 3.

Обобщение и систематизация изученного материала

4.1. Контрольные вопросы  

1. Стимуляторы дыхания. Классификация, механизмы действия, применение.

2. Противокашлевые средства. Классификация по механизму действия. Применение.

3. Отхаркивающие средства. Классификация, механизмы действия, применение.

4. Средства, применяемые при бронхиальной астме. Классификация.

5. Препараты глюкокортикоидов для ингаляционного применения. Механизмы действия. Побочные эффекты.

6. Стабилизаторы мембран тучных клеток. Механизм действия. Показания к применению. Побочные эффекты.

7. Средства, препятствующие синтезу и действию лейкотриенов. Механизм действия, применение.

8. Бронхолитические средства. Классификация по механизму действия. Применение, побочные эффекты.

4.2. Домашнее задание

4.2.1.Дополните классификацию стимуляторов дыхания препаратами из списка лекарственных препаратов по теме.

1. Стимуляторы дыхания центрального действия: 

2. Стимуляторы дыхания рефлекторного действия:

3. Стимуляторы дыхания смешанного действия:

4 Дополните классификацию отхаркивающих средств препаратами из списка лекарственных препаратов по теме.

А. Средства прямого действия (муколитические средства):

Б. Средства рефлекторного действия:

5 Средства с противовоспалительным, противоаллергическим и иммунодепрессивным действием.

А. Препараты глюкокортикоидов:

Б. Стабилизаторы мембран тучных клеток:

В. Блокаторы лейкотриеновых рецепторов:

Г. Препараты моноклональных антител к иммуноглобулинам:

6. Бронхолитические средства.

7. Средства, стимулирующие β2-адренорецепторы:

8. Средства, блокирующие М-холинорецепторы:

9. Средства миотропного действия:

4.2.2.А. Дополните классификацию противокашлевых средств препаратами из списка лекарственных препаратов по теме.

1. Средства центрального действия.

Опиоидные:

Не опиоидные:

2. Средства периферического действия:

Б. Дайте сравнительную характеристику противокашлевых средств. Результаты отразите в табл. 

Параметры сравнения

Глауцин

Кодеин

Преноксдиазин

Механизм действия

Прямое угнетение кашлевого центра

Стимуляция опиоидных рецепторов кашлевого центра

Снижение чувствительности рецепторов слизистой оболочки дыхательных путей

Побочное действие

Угнетение дыхательного центра

Лекарственная зависимость

Запор (констипация)

4.2.3.На схеме отметьте действие: будесонида, кромоглициевой кислоты, зилеутона, зафирлукаста, тиотропия, формотерола, аминофиллина, омализумаба.

https://www.rosmedlib.ru/cgi-bin/mb4x?usr_data=gd-image(doc,ISBN9785970449295-0009,pic_0490.jpg,-1,,00000000,)&hide_Cookie=yes

Схема Локализация и механизмы действия средств, применяемых при бронхиальной астме.

4.2.4.Решите ситуационные задачи.

Задача №1.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №1.

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

1. Сделайте анализ правильности рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки;

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата 

(применение и хранение в домашних условиях);

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата.

Задачная формулировка

В аптеку поступил рецепт на лекарственное средство:

Лазолван в сиропе 15 мг - 100 мл для 2-х летнего ребенка.

Rp.: Lasolvani 100 ml

D.S. Внутрь, после еды по 2,5 мл 3 раза в  сутки

В настоящее время Лазолван в сиропе в аптеке отсутствует, в отделе

ГЛФ имеются в наличии:

лазолван - таблетки 30мг № 20, лазолван раствор 15 мг для приема внутрь и ингаляций.

Источник

информации

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3.Прменение_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Хранить_______________________________________________________________________________________

Срок годности____________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)____________________

   3)_________________4)___________________

   5)________________  6)___________________

   7)_________________8)___________________

Бланк ответа

Эталон ответа

1. Рецептурная пропись выписана правильно;

Rp.: Lasolvani 100 ml

D.S. Внутрь, после еды по 2,5 мл 3 раза в  сутки.

2. Лазолван препарат безрецептурного отпуска.

3. Лазолван раствор при приеме следует разводить в чае, фруктовом соке, молоке или в воде и принимать во время приема пищи ребенку 2-х лет по 1 мл (25 капель) 3 раза в сутки. Препарат в форме раствора для приема внутрь или ингаляций следует хранить в защищенном от света, недоступном для детей месте при температуре не выше 25Сне замораживать. Срок годности 5 лет.

4. Синонимическая и аналоговая замена: Амброксол, Амбробене, Амброгексал, Ласольван, Ацетилцистеин, Карбоцистеин, Бромгексин, Гвайфенезин.

Задача №2.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №1.

Стимул

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

1. Сделайте анализ правильности рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки;

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях);

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата.

Задачная формулировка

В аптеку поступил рецепт на лекарственное средство:

Бромгексин в таблетках по 0,008 № 20

Rp.: Bromhexini 0,008 № 20

D.S. Внутреннее

Источник
информации

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3.Прменение___________________________________________________________________________________________________________________________________Хранить_______________________________________________________________________________________

Срок годности____________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)____________________

   3)_________________4)___________________

   5)________________  6)___________________

   7)_________________8)___________________

Эталон ответа

1. Рецептурная пропись выписана не правильно – неверно указано применение лекарственного препарата (в соответствии с приказом МЗ РФ№1175н от 20.12.2012 сигнатурадолжна указываться полностью);

2. Бромгексин препарат безрецептурного отпуска.

3. Бромгексин внутрь по 1-2 таблетке 3-4 раза в день. Курс лечения от 4 до 28 дней. В сухомзащищенном от света месте, при температуре не выше 25С. Срок годности 5 лет.

4. Синонимическая и аналоговая замена: Лазолвана: Амброксол, Амбробене, Амброгексал, Ласольван, Ацетилцистеин, Карбоцистеин, Гвайфенезин.

Задача № 3

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №2

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации

1. Сделайте анализ правильности выписанной рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата.

В аптечный киоск обратился посетитель с рецептом:

на мукалтин таблетки 0,05 № 20

Rp.: Tab. Mucaltini 0,05 №20

D.S. По 1 мл 3-4 раза в день.

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3. Применение ______________________________

___________________________________________

Хранить___________________________________

__________________________________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)____________________

   3)_________________4)___________________

   5)________________  6)___________________

   7)_________________8)___________________

Эталон ответа

1. Рецептурная пропись выписана не правильно - сигнатура не соответствует форме выпуска лекарственного препарата (выписаны таблетки, а дозировка в миллилитрах)

2. Препарат отпускается без рецепта.

3. Мукалтин принимают внутрь по 1-2 таблетке 3–4 раза в сутки перед едой. Курс лечения от 1 до 2 недель. Препарат необходимо хранить в сухом, защищенном от света месте, вдали от детей. Срок годности 2 года.

4. Синонимическая и аналоговая замена: натрия бензоат, пертуссин, терпингидрат, солодки корни, подорожника большого листья, чабреца трава, фиалки трава,  корень и корневища девясила.

Задача № 4.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №2

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации:

1. Сделайте анализ правильности выписанной рецептурной прописи;

2. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата (применение и хранение в домашних условиях).

4. Предложите синонимическую и аналоговую замену на случай отсутствия препарата из лекарственных средств растительного происхождения.

В аптечный киоск обратился посетитель с рецептом:

на лекарственное растительное сырье: мать-и-мачехи листья 100,0

Rp.: Fol. Farfarae 100,0

D.S. 1столовую ложку листьев заварить в стакане кипятка. Выпить в течение дня в 3-4 приема.

1. Рецептурная пропись выписана_____________

2.Препарат ___________________отпуска

3. Применение ______________________________

___________________________________________

Хранить___________________________________

__________________________________________

4. Синонимическая и аналоговая замена:

   1)_______________ 2)___________________

   3)________________4)___________________

   5)_______________  6)___________________

Эталон ответа.

1. Рецептурная пропись выписана правильно

2. ЛРС отпускается без рецепта.

3. Мать-и-мачехи лист готовят настой: 1 ст. ложку заливают 200 мл воды горячей кипяченой, нагревают на водяной бане 15 мин, через 45 минут процеживают. Применяют по 0,5 стакана 2-3 раза в день за 1 час до еды, перед употреблением взбалтывают. Хранение: в прохладном, темном месте. Срок годности 2 суток.

4. Синонимическая и аналоговая замена из ЛРС: солодки корни, подорожника большого листья, чабреца трава, фиалки трава, трава багульника, корень и корневища девясила.

Задача № 5.

Подготовить информационное сообщение для медицинских работников и посетителей аптеки

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки № 1

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для врачей. Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Укажите действующие вещество препаратов.

3. Назовите показания к назначению препаратов.

4. Перечислите побочные действия препаратов.

5. Перечислите противопоказания препаратов.

6. Укажите правила отпуска препаратов из аптеки.

В аптеку поступили препараты: – Будесонид (Пульмикорт), Терпинкод.

Эталон ответа.

1. Пульмикорт – бронхолитическое средство.

Терпинкод – противокашлевое средство, центрального действия;

2. Пульмикорт – будесонид; терпинкод – кодеиннатрия гидрокарбонат, терпингидрат;

3. Пульмикорт назначают при бронхиальной астмеХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких); Терпинкод – сухой кашель различной этиологии;

4. Побочные действия Пульмикорта – кандидоз ротоглоткираздражение слизистой оболочки глотки, кашельохриплость голоса,  ангионевротический отек.

Побочные действия Терпинкода – тошнота, рвота, запорголовная боль, сонливость.

5. Пульмикорт - детский возраст до 6 месяцевповышенная чувствительность к будесониду.

Терпинкод – гиперчувствительность, детский возраст до 2 лет.

6. Пульмикорт, терпинкод из аптек отпускается по рецепту.

Задача № 6

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки №1

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для посетителей аптеки. Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Назовите показания к назначению препаратов.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

5.Предложите лекарственное растительное сырье аналогичного действия

В аптеку поступили препараты: Преноксиазин (Либексин), Ацетилцистеин (АЦЦ).

Эталон ответа.

1. Либексин – противокашлевое средство периферического действия;

АЦЦ - муколитическое средство.

2. Либексин назначают при непродуктивном кашле любого происхождения (при катаре ВДП, гриппе, остром и хроническом бронхите, пневмонии, эмфиземе); ночном кашлеподготовке пациентов к бронхоскопическому исследованию.

АЦЦ назначают при остром и хроническом обструктивном бронхитепневмонии и др. заболеваниях сопровождающихся образованием вязкой, трудно отделяемой мокроты слизистого или гнойно-слизистого характера.

3. Либексин – внутрь по 1 таблетке (100 мг) 3-4 раза в сутки. Хранится при температуре не выше 25С, в недоступном для детей месте. Срок годности 5 лет.  АЦЦ – внутрь по 2 пакетика 2-3 раза в день. Хранится при температуре не выше 25С, в недоступном для детей месте. Срок годности 4 года.

4. Либексин, АЦЦ из аптек отпускается без рецепта

5. ЛРС противокашлевого действия: багульник болотный, мачок желтый;

ЛРС отхаркивающего действия: листья мать-и-мачехи, листья подорожника большого, корни солодки, корневища и корни девясила высокого.

Задача № 7.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки № 2.

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для врачей лекарственным препаратам.

Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Укажите действующие вещество препаратов.

3. Назовите показания к назначению препаратов.

4. Перечислите побочные действия препаратов.

5. Перечислите противопоказания препаратов.

6. Укажите правила отпуска препаратов из аптеки.

В аптеку поступили препараты: Бутамират (Синекод), Серетид мультидиск.

Эталон ответа.

1. Синекод – противокашлевое средство периферического действия.

Серетид мультидиск – комбинированное бронхолитическое средство.

2. Синекод – бутамирата цитрат.

Серетид мультидиск – салметеролфлутиказона пропионат.

  1. Синекод назначают для лечения сухого кашля различной этиологии (коклюш),
  2. для подготовки пациентов к бронхоскопическому исследованию.

Серетид мультидиск назначают для профилактикиприступов бронхиальной астмы и

лечения хронического бронхита.

4. Побочные действия:

Синекод – головокружение, диспепсические явления, аллергические реакции;

Серетид мультидиск – бронхоспазм, головная болькандидоз полости рта и

глотки, кожные реакции, ангионевротический отек.

  1. Синекод – детский возраст до 2 месяцев (для капель); детский возраст до 3 лет
  2.  (для сиропа); повышенная чувствительность к компонентам препарата.

Серетид мультидиск - детский возраст до 4 лет; повышенная чувствительность 

к компонентам препарата.

6. Серетид мультидиск отпускается по рецепту.

Синекод препарат безрецептурного отпуска.

Задача № 8.

Вы фармацевт отдела ГЛФ аптеки № 2.

В течение 1 минуты ознакомьтесь с источником информации.

Подготовьте информационное сообщение для посетителей аптеки. Для этого:

1. Распределите эти средства по фармакологическим группам.

2. Назовите показания к назначению препаратов.

3. Осуществите отпуск лекарственного препарата  (применение и хранение в домашних условиях).

4. Определите порядок отпуска лекарственного препарата из аптеки.

5.Предложите лекарственное растительное сырье аналогичного действия

В аптеку поступили препараты: Карбоцистеин (Флюдитек), Бронхикум.

Эталон ответа.

1. Флюдитек – муколитическое средство. Бронхикум - фитопрепарат с отхаркивающим действием.

2. Флюдитек назначают при острых и хронических заболеваниях органов дыхания, сопровождающихся образованием вязкой, трудноотделяемой мокроты (трахеит, бронхит, трахеобронхит, бронхиальная астма) и слизи, для подготовки к бронхоскопии и/или бронхографии.

Бронхикум назначают при заболеваниях верхних и нижних дыхательных путей (бронхит, БА, ларингит, трахеобронхит).

3. Флюдитек внутрь по 1 ст. ложке 3 раза в день, желательно натощак или через 2 ч после еды. Срок годности препарата 2 года.

Бронхикум внутрь после еды по 2 чайные ложки сиропа (10 мл) 3 раза/сутки. Срок годности - 3 годаНе применять по истечении срока годности. Пocлe вскрытия флакона сироп от кашля можно принимать в течение 3 месяцев. Лекарственные препараты хранить при комнатной температуре, в недоступном для детей месте.

4. Флюдитек, Бронхикум препараты безрецептурного отпуска.

5. ЛРС отхаркивающего действия: трава фиалки трехцветной и полевой, корни солодки, трава душицы обыкновенной, трава чабреца.

4.3. Список литературы

  1. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
  2. Фармакология Р.Н. Аляутдин, изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2019 год;
  3. Лекарствоведение В.Е. Петров, С.Л. Морозина, изд. «ГЭОТАР-Медиа» 2019 год;
  4. Фармакология. Д.А. Харкевич Изд. « ГЭОТАР-Медиа» г. Москва, 2017 год;
  5. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося.

Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов.

«Средства, влияющие на дыхательную систему».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации лекций по теме "Лекарственные средства, влияющие на нервную систему"

Предлагаюется вспомогательный материал к лекциям по фармакологии, в виде мультимедийных презентаций, по темам "Лекарственные средства, влияющие на периферическую нервную систему" и "Лекарственные...

УМК по Фармакологии. Тема: "Лекарственные средства, влияющие на ЦНС"

В учебно-методический комплект, согласно ФГОС 3+ входит лекционный материал и презентации по темам: Общие анестетики, снотворные и противосудорожные ЛС, Психотропные ЛС. Разработан и внедрен в практич...

Методическая разработка по теме "Изучение средств, влияющих на дыхательную систему"

Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 33.02.01 Фармаци...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА практическое занятие Лекарственные средства, влияющие на функцию органов дыхания.

изучить фармакологические свойства ЛС, влияющих на функцию органов дыхания научиться оценивать возможности использования противокашлевых, отхаркивающих и бронхолитических препаратов для фармакотерапии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, влияющие на сердечно -

Сердечно-сосудистая система, как и другие системы организма, имеет большой, но не беспредельный запас прочности. К естественному старению, обусловленному снижением скорости обновления клеток, добавляю...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...