Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"
проект

Федирко Елена Петровна

Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выработанный в ходе многоаековой эволюции человека. Ранний перевод на искусственное вскармливание, по образному выражению профессора И. М. Воронцова, следует рассматривать как "экологическую катастрофу для организма ребенка".

В ходе выполнения проекта был проведен анализ современной научно-медицинской литературы и интернет-источников по преимуществам естественного вскармливания, проанализированы статистические данные. Выявлены и структурированы преимущества грудного вскармливания на первом году жизни ребенка. По результатам анализа составлены презентация и доклад. Защита проекта состоялась на заседании студенческого научного кружка "Детство плюс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 7»

 (ГБПОУ ДЗМ «МК №7»)

ГРУППОВОЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

студентов группы З-41С Камеевой Г. В., Гуленко М. П.

«Анализ преимуществ естественного вскармливания

детей первого года жизни»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

2019  год

СОДЕРЖАНИЕ

        

  1. Введение
  2. Паспорт проекта
  3. Результаты проекта
  4. Заключение
  5. Приложения

ВВЕДЕНИЕ

В России проблема налаживания грудного вскармливания (ГВ) весьма актуальна – по официальным данным за 2017-2018 годы, грудное молоко в России получает не более 41% детей, в то время в некоторых странах Европы эта цифра достигает 98%.  В большинстве  развитых стран  мира мы наблюдаем массовый возврат к ГВ. По данным ВОЗ, выкормить ребенка грудью могут 95% женщин. Истинный же недостаток молока встречается только у 3% матерей. Однако, несмотря на это, практический % ГВ детей до 3 мес. по России один из самых низких в Европе.

Почему же матери сегодня так редко кормят грудью? Навыки грудного вскармливания были утрачены, разрушилась преемственность материнского опыта, передаваемого от матери к дочери.

С экранов телевизоров, стендов в детских поликлиниках и женских консультациях идет информационный прессинг со стороны производителей детского питания. В родильных домах только что родившим женщинам выдаются бесплатные образцы детского питания и рекламные брошюры с перечнем заменителей грудного молока и сведениями об их «благотворном» влиянии на организм младенца. Необходимо ломать сложившийся стереотип в отношении вопросов ГВ.

Наиболее сбалансированным и самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питания ребенка первого года жизни, выработанный в ходе многовековой эволюции человека.

Перевод на искусственное вскармливание, по образному выражению профессора И.М. Воронцова, следует рассматривать как  «экологическую катастрофу  для организма ребенка».


ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта: «Анализ преимуществ естественного вскармливания детей раннего возраста»

Тип проекта: групповой студенческий проект

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Профессиональный модуль: ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе

Курс 4, группа: З-41С

Количество участников проекта: 2

Состав проектной группы: Камеева Геонея Валерьевна, Гуленко Марина Петровна

Цель проекта – выявить и структурировать преимущества грудного вскармливания на первом году жизни для ребёнка и его матери, подготовить презентацию и доклад.

Задачи проекта:

  1. Изучить и проанализировать литературные, интернет источники по составу женского молока и особенностям вскармливания детей раннего возраста. Выявить влияние выбора вида вскармливания на дальнейшее умственное и психическое развитие человека
  2. Исследовать состав грудного молока в зависимости от периода лактации и некоторых других факторов
  3. Провести сравнительный анализ распространённости естественного и искусственного вскармливания детей раннего возраста в РФ, Москве, Зеленограде
  4. Разработать рекомендации  для родителей по оптимизации вскармливания детей первого года жизни
  5. Создать презентацию и доклад по теме «Анализ преимуществ естественного вскармливания детей раннего возраста»

Руководитель проекта: Федирко Елена Петровна

Аннотация проекта: Наиболее сбалансированным и самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питания ребенка первого года жизни, выработанный в ходе многовековой эволюции человека.

Перевод на искусственное вскармливание, по образному выражению профессора И.М. Воронцова, следует рассматривать как  “экологическую катастрофу  для организма ребенка”

В ходе выполнения проекта был проведен анализ современной научно-медицинской литературы и интернет - источников по преимуществам естественного вскармливания, проанализированы статистические данные. Выявлены и структурированы преимущества грудного вскармливания на первом году жизни ребёнка. По результатам анализа составлены презентация и доклад. Защита проекта состоялась на заседании студенческого научного кружка «Детство плюс».

Результат проекта – доклад и презентация «Анализ преимуществ естественного вскармливания детей раннего возраста»

Этапы работы над проектом:

п/п

Название этапа

Деятельность обучающегося

Деятельность руководителя

Сроки исполнения

Результат

I.

Подготовительный

Слушает, изучает инструкцию по выполнению всех этапов исследования, задает уточняющие вопросы

Предлагает выполнить внеаудиторною самостоятельную работу - учебный проект.

Объясняет обучающемуся методику проведения исследования и оформления её результатов, выдает инструкцию, отвечает на вопросы

14.01.2019г

Выполнено

II.

Поисковый (целеполагание, предварительное планирование)

 Формулирует цель и задачи проекта, составляет план выполнения проекта, определяет форму представления продукта проекта

Консультирует, направляет деятельность

15.01.2019г

Выполнено

III.

Аналитический (информационный)

Изучает и анализирует учебный материал, специальную литературу и интернет-источники по теме проекта, обосновывает актуальность проблемы.

16.01 – 23.01.2019г

Выполнено

IV.

Практический (реализация проекта)

Составляет доклад и оформляет презентацию

24.01.2019г

Выполнено

VI.

Презентационный (защита проекта)

Защищает проект. Участвует в коллективной оценке результатов проекта

Оценивает результаты проекта

28.01.2019г

Выполнено

Необходимое оборудование и ресурсы - компьютер с доступом в Интернет, бумага формата А4, литературные источники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Кормление грудью - это один из наиболее волнующих и интересных феноменов, связывающих мать и дитя в течение первых лет жизни ребенка.

Современные смеси лишь поверхностно похожи на грудное молоко, и любое приближение искусственного питания к оригиналу рекламируется как большое достижение.

Всякое отступление от естественного питания тотчас же отзывается на ребенке в виде целого ряда расстройств: потери веса, поносов, различных заболеваний. Отказ матери от кормления грудью можно объяснить только ее невежеством. Вредные последствия такого легкомыслия сказываются на повышении заболеваемости и смертности детей. Мать должна кормить грудью даже при самых трудных обстоятельствах, и только тяжелые заболевания освобождают ее от этой обязанности.

Подготовка женщины во время беременности к лактации, благополучное течение родов, правильное питание женщины в период лактации, психологический комфорт – все это поможет сохранить способность к лактации и защитить организм будущего ребенка от заболеваний.

Кормить грудью полезно и удобно. Материнское молоко всегда стерильное, свежее и нужной температуры.

Точный состав грудного молока до сих пор неизвестен ни одной лаборатории мира, несмотря на активнейшие исследования в этой области. Никто не сможет повторить его формулу. Живые клетки этой поистине волшебной жидкости вообще невозможно получить искусственным путём. Каждый год учёные открывают в нём новые свойства. Мы решили исследовать состав грудного молока и значение и его компонентов для развития ребёнка.

Выяснилось, что в молоке кормящей матери содержится больше 700 видов различных микроорганизмов. В нём выделено несколько сотен компонентов – гормонов и факторов роста, функция которых науке ещё неизвестна. Каждый его компонент в отдельности уникален. Некоторые составляющие образуют сложные биоактивные структуры. А если сложить все эти «ингредиенты» вместе, то получится поистине бесценная жидкость.

Никакая фабрика не способна так хорошо «приготовить» витамины и минералы, как это «сделает» мама. Например, из материнского молока усваивается от 50 до 75 % железа. А из искусственной смеси лишь около 4% железа попадает в систему кровообращения ребёнка.

Состав женского молока - это, прежде всего, вода, белки, жиры, углеводы. Белки женского молока – преимущественно сывороточные, которые значительно легче усваиваются незрелой пищеварительной системой, створаживаются мягкими хлопьями. Элитные белки – это таурин,  который улучшает развитие мозга и нервной системы;  лактоферрин транспортирует необходимое железо из молока в кровь ребенка, а также управляет содержанием бактерий в кишечнике ребенка и сдерживает развитие грибков рода Candida, вырабатывающих токсины; лизосомы, белки, способствующие уничтожению вредных бактерий.

Жиры материнского молока содержат в себе незаменимые полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для правильного формирования нервной системы, особенно головного мозга. Кроме того, учёные обнаружили в молоке стволовые клетки, которые ведут себя идентично эмбриональным стволовым клеткам и являются перспективными при лечении диабета, травм позвоночника и болезни Паркинсона. Грудное молоко также снижает риск развития детской лимфомы, рассеянного склероза, хронических заболеваний печени, мочеполовых инфекций, лейкемии, колита, болезни Крона, астмы, эмфиземы.

Углеводы, главным образом молочный сахар лактоза, в грудном молоке содержатся в относительно большом количестве. Они стимулируют рост нормальной микробной флоры с преобладанием бифидобактерий, подавляя тем самым рост болезнетворных микробов и предохраняя от дисбактериоза.

Анализ противовоспалительных и противоинфекционных ферментов грудного молока показал: молоко – не только еда, но и естественная вакцина против всевозможных детских болезней. В его состав входят природный антибиотик лизоцим и антитела против многих болезней, которыми успела переболеть мама. В каждой капле грудного молока содержатся миллионы лейкоцитов, которые могут убить вредные бактерии. Это важно потому, что к 9 мес. у малыша заканчиваются иммуноглобулины, переданные ему через плаценту. И если до этого времени он был под надёжной защитой этих иммуноглобулинов, то к концу первого года жизни ему потребуется собственная система защиты от болезней, т.е. иммунитет. Мамино молоко в этом случае – настоящая палочка-выручалочка.

Опыты учёных показали, что человеческое молоко обладает удивительной способностью препятствовать росту бактерий и может не портиться при комнатной температуре до 10 часов с момента сцеживания. Если сцедить зрелое молоко в чистые, но не стерильные сосуды и оставить при комнатной температуре (19 – 220С) и в холодильнике на 10 часов, затем провести бактериальный анализ этих порций, мы увидим, что никакой статистически значимой  разницы в уровнях бактерий в молоке из разных сосудов, хранившихся при разных температурах, нет.

Тем не менее, специалисты советуют хранить грудное молоко не более 4-х часов при температуре 250С, в течение 6 – 10 часов – при температуре 19 – 220С, 24 часа – при температуре 150С. Замороженное молоко можно беречь в морозилке однокамерного холодильника не более 2-х недель, в морозилке с отдельной дверцей – 3 мес., при более глубоком замораживании при постоянной температуре -180С – в течение 6 мес. и дольше.

Кстати, таким образом, специалисты советуют создавать банк грудного молока.

Материнское молоко богато гормонами (кальцитонин, эритропоэтин,гонадолиберин) и факторами роста, способствующими полноценному росту и развитию ребенка.

«Формула» молока меняется от кормления к кормлению. Изменения напрямую связаны с индивидуальными потребностями ребёнка, который им питается. Например, молоко, которое вырабатывает женщина, родившая недоношенного ребёнка, на протяжении первых 2 недель лактации приближается по своему составу к молозиву. По мере утихания лактации и инволюции молочных желез молоко, вырабатываемое на последних этапах, напоминает молозиво своим высоким уровнем иммуноглобулинов, которые защищают и отнимаемого от груди ребёнка, и саму молочную железу.

Оказалось, что грудное молоко чрезвычайно богато ферментами, выполняющими важнейшие специфические функции. К примеру, липаза способствует усвоению ПНЖК. Амилаза способствует перевариванию полисахаридов. Ксантин-оксидаза является носителем железа, что влияет на предотвращение анемии у детей на ГВ. Остальные ферменты являются защитой от множества инфекций и простудных заболеваний.

Другие компоненты грудного молока, выполняющие  специфические функции, оказывают  влияние на развитие ГМ ребёнка, способствуя его интеллектуальному развитию.

Основное предназначение женского грудного молока – обеспечить мозг ребёнка необходимыми полиненасыщенными жирами. Поэтому в процессе вскармливания младенцев молоко животных не может быть адекватной заменой грудного молока. Человек относится совсем к другому биологическому виду.

Первые 2-4 дня грудная железа вырабатывает молозиво, отличающееся от молока густотой и желтым цветом. Концентрация питательных веществ и особенно «защитных» элементов в нем в несколько раз выше, чем в зрелом молоке. Молозиво по своему составу очень близко к тканям новорожденного, поэтому легко усваивается. Затем грудная железа продуцирует переходное молоко, и со 2-3 недели материнское молоко становится зрелым.

Важное преимущество грудного молока в том, что состав питательных веществ, содержащихся в нем, меняется с возрастом ребенка. Содержание жиров в молоке изменяется в процессе одного кормления, оно не одинаково в течение одного дня, а по мере роста ребенка изменяется в соответствии с меняющимися энергетическими потребностями ребенка. Содержание витаминов и минеральных солей в молозиве, молоке первой недели и в последующем также соответствует меняющимся потребностям ребенка. Нет детских смесей, которые по своему составу соответствовали бы молозиву или молоку первой недели лактации.

Кроме этого, различают раннее молоко или «переднее» – т. е., вырабатываемое в начале, и позднее молоко – вырабатываемое  в конце кормления.

«Переднее» молоко состоит на 87% из воды и содержит витамины и микроэлементы, белки и лактозу – молочный сахар, и именно он придаёт молоку голубоватый цвет. Раннее молоко имеет голубоватый оттенок. Так как ребенок потребляет много раннего молока, он получает с ним все необходимое ему количество  воды. Ребенку не нужно дополнительное питье в первые 4 - 6 месяцев жизни, даже в жарком климате. Если он будет утолять жажду водой, то будет потреблять меньше грудного молока.

«Заднее» молоко (ребёнок получает его, когда сосёт грудь 20 мин. и более) насыщено жирами в большей степени. Позднее молоко по цвету более белое, потому что в нем больше жиров. Этот жир является основным источником энергии при грудном вскармливании. Поэтому очень важно не отнимать от груди слишком рано.

Для того чтобы ребенок получал все важные вещества из молока, матери необходимо с самого начала наладить лактацию - процесс образования и удаления грудного молока. Регулируют процесс два важнейших гормона – пролактин и окситоцин.

Функцией образования и накопления молока владеет гормон пролактин. Раздражение области соска и ареолы активно сосущим ребёнком приводит к устойчивому повышению продукции и выброса пролактина. Пролактиновый рефлекс, возникающий при сосании, имеет свой критический период становления и адекватно формируется только в тех случаях, когда используют раннее прикладывание к груди.

Одновременно образуется гормон окситоцин, способствующий выделению молока. На первый план в регуляции лактации выступает рефлекторное влияние акта сосания: высасывание — гипофиз — окситоцин — секреция молока.

Молочная железа приобретает настоящий автоматизм функционирования. На этот процесс оказывает большое влияние психика матери, стрессовые ситуации, социальные факторы и другие причины.

Очень важно в период становления лактации не отказываться от ночных кормлений, поскольку именно ночью наиболее активно выделяется окситоцин, способствующий выделению молока.

Большую роль необходимо уделять антенатальной подготовке. Она должна осуществляться практически сразу после рождения ребенка. Подготовка проводится как с группами матерей где:

  • объясняют преимущества грудного вскармливания;
  • дают простую, уместную информацию о том, как кормить грудью;
  • объясняют, что происходит  после родов;
  • обсуждают вопросы матерей.

Отдельно с каждой мамой:

  • беседуют о предыдущем опыте кормления;
  • спрашивают о тревогах и переживаниях, связанных с кормлением;
  • проводят осмотр;
  • а также вселяют уверенность, что ей будет оказана помощь.

Вопросы оптимизации грудного вскармливания подробно освещены в международных документах - в Декларации ВОЗ/ЮНИСЕФ "Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания» и программе  «Десять принципов успешного грудного вскармливания».

В ходе исследования выявлено, какие причины отказа от естественного вскармливания чаще всего встречаются в Зеленограде. Для этого было проведено анкетирование матерей на 5-м участке детской городской поликлиники №105 с разрешения участкового врача Кожиховой Натальи Николаевны.

Выяснилось, что в подавляющем большинстве случаев – 83% - матери называют нехватку женского молока. Мы понимаем, что в основном речь идёт о так называемых лактационных кризах, то есть временным понижением лактации, которое часто ошибочно считают достаточным поводом для введения заменителей материнского молока. Именно это и губит лактацию у женщины.

Кроме этого, женщины называли отказ ребёнка от груди в 3% случаев, выход на работу – 3%, считали кормление затруднительным 1,6 %, заболевания груди назвали 2,7% и только 6,5% отняли ребёнка от груди по возрасту.

Исследована также информированность матерей Зеленограда о том, какие факторы способствуют выработке грудного молока. В ходе анкетирования на том же участке 105 детской поликлинике получены следующие результаты:

 - 26,7% знают, что раннее прикладывание к груди важно для лактации;

 - только 9,4 % знают о важности кормления по требованию на 1-м месяце жизни;

 - крайне мало – 3,5% - понимают значение ночных кормлений;

 - лишь 4,5% знали о роли исключительно грудного вскармливания до 4-6 мес.;

 - о необходимости отказа от сосок и пустышек знали 8,9% опрошенных;

 - 31,2% ответили – затрудняюсь ответить.

Мы задавали также вопросы о том, как проводилось обучение матерей правильной технике прикладывания к груди и выяснили, что:

- более 70% женщин были обучены персоналом роддома,

 - персоналом детской поликлиники обучены более 10% опрошенных женщин,

 - персоналом КЗР – всего 2,8%,

 - 24% женщин не обучались.

Итак, в ходе проведённого анализа выделены основные преимущества ГВ.  Для удобства разделим их на группы – преимущества для ребёнка и преимущества для матери.  

Преимущества для ребёнка следующие:

- грудное молоко богато антителами;

- содержит достаточное количество витаминов;

- «формула» молока меняется от кормления к кормлению;

- грудное молоко способствует наилучшему всасыванию Са и P;

- оно лишено аллергенных свойств;

- пожизненно закрепляется контакт с матерью;

- защита от хронических заболеваний.

Известно, что дети, которые в течение длительного времени находятся на естественном вскармливании, реже в будущем болеют гипертонической болезнью, атеросклерозом, сахарным диабетом, дольше живут. Грудное вскармливание снижает риск развития рахита, анемии и аллергических заболеваний.

Многочисленные наблюдения показывают, что грудное вскармливание оказывает благоприятное влияние на развитие ЦНС и психическую деятельность. Отмечено, что дети, которые вскармливались материнским молоком, более спокойны, уравновешены, доброжелательны в сравнении с детьми на искусственном вскармливании. А это в свою очередь подтверждает, что агрессивность детей искусственников связана с дефицитом эмоционального контакта с матерью.

Преимущества для матерей:

- профилактика рака груди;

- исключительная экономичность;

- удобство - легко путешествовать, гулять;

- восстановление обычного веса;

- более крепкий иммунитет;

- эмоциональная связь между мамой и ребенком;

- профилактика депрессии;

- «отдых» репродуктивной системы.

Многие мамы доверяют мифам о грудном вскармливании, чужим мнениям. Они считают, например, что нельзя кормить, если грудь слишком маленькая или слишком большая, что мама не может сама вскормить недоношенного, что их ребёнок просто предпочитает бутылочку и отказывается брать грудь, что нужно отказаться от ГВ при воспалительных процессах в грудной железе. Наша задача, задача медицинских работников обеспечить антенатальную подготовку, убедить их, что все проблемы, которые возникают после рождения малыша, преодолимы.

Мы исследовали статистику грудного вскармливания в РФ сначала за последние 5 лет и убедились, что в этом периоде, к сожалению, не наблюдается выраженной положительной динамики для детей первых 6 мес. жизни, а для детей второго полугодия ситуация доже несколько ухудшилась.

Мы проанализировали сравнительные графики ГВ в Финляндии, Франции, Германии, Греции, Венгрии, Латвии, Швеции и РФ для детей 3-х месячного возраста. Обратили внимание на резкий спад после 90-х годов количества матерей, которые кормят грудью в России. Ситуация не улучшается, за 20 лет показатель даже снизился.

Для детей 6-месячного возраста показатели более низкие, но всё же с наметившейся тенденцией к улучшению.

Мы сравнили также динамику грудного вскармливания на 1-м году жизни у детей Зеленограда, Москвы и РФ в целом.

Более высокий показатель в РФ мы объясняем тем, что ситуация с ГВ в провинциях гораздо лучше, чем в крупных мегаполисах. В Зеленограде показатель выше, чем в Москве.

Анализ показывает некоторый рост для категории детей от 3 до 6 мес., но мы видим тенденцию к снижению показателя для детей второго полугодия жизни.

Для преодоления этой негативной ситуации разработаны рекомендации по оптимизации вскармливания детей раннего возраста.

 - Прикладывать ребенка груди не позже 30 минут после рождения ребёнка.

 - Необходим тесный контакт между матерью ребенком, совместное пребывание матери и новорожденного в палате и после выписки из роддома.

- Уверенность и настрой на грудное вскармливание.

- Кормление по требованию в период новорождённости.

- Не применять устройства, заменяющие материнскую грудь.

- Соблюдать технику прикладывания ребенка к груди.

- Применять ночные кормления в периоде становления лактации.

- Полноценное питание, питьевой режим, режим сна и отдыха.

- Умеренные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе.

Презентация доклада по проекту «Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни» прилагается.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив состав грудного молока, мы заметили, что он меняется в зависимости от  периода лактации, режима дня, состояния здоровья, питания матери, даже от психологического микроклимата. Анализируя его состав на различных этапах созревания, видим, что фактически оно  «изготовлено» природой по индивидуальному заказу с учётом потребностей ребенка.

Многие мамы доверяют мифам о грудном вскармливании, чужим мнениям. Задача медицинских работников - обеспечить антенатальную подготовку, убедить их, что все проблемы преодолимы.

Можем рекомендовать следующие условия для оптимизации вскармливания детей раннего возраста: прикладывать ребенка груди не позже 30 минут после рождения ребёнка; тесный контакт между матерью ребенком, совместное пребывание матери и новорожденного в палате и после выписки из роддома. Необходима уверенность и настрой на грудное вскармливание; кормление по требованию в период новорождённости. Не применять устройства, заменяющие материнскую грудь. Соблюдать технику прикладывания ребенка к груди. Матери должны полноценно питаться, соблюдать питьевой режим, режим сна и отдыха; умеренные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе.

Работа по составлению доклада была новой и интересной. Проанализировав литературные источники, проведя небольшое практическое исследование на базе детской городской поликлиник № 105, мы подготовили данный доклад. Его можно использовать при проведении просветительской работы среди населения.

  С уверенностью можем сказать, что работа над проектом значительно расширила наши представления о роли естественного вскармливания в формировании здоровья человека. Будем в дальнейшем пропагандировать данные принципы среди пациентов, родителей детей раннего возраста во время производственной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абольян Л. В. «Помощь матерям в кормлении грудью: курс обучения» Пособие для медработников и лидеров групп материнской поддержки Московская мед. академия им. И.М. Сеченова, НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранением, Научно-практический центр по пропаганде, поддержке и поощрению грудного вскармливания М, 2017.

2. Боровик Т. Э., Ладодо К. С., Яцык Г. В. и др. Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации// Практика педиатра. – 2018; 9: 81-87.

3. Под редакцией академика РАМН Баранова А. А. и академика РАМН Тутельяна В. А.Современные представления о вскармливании детей первого года жизни. Пособие для врачей. Москва, 2018.

4. К. м. н. Каннер Е. В., д. м. н. Усенко Д. В., Горелова Е. А. «Грудное молоко и молочные смеси в питании детей раннего возраста» ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора // РМЖ «Педиатрия» - Мать и дитя. Москва.– 2018; 21: 1510 – 1514.

5. Под редакцией академика РАН, проф. Тутельяна В. А., академика РАН, проф. Коня И. Я., члена-корреспондента РАН, проф. Каганова Б. С. Питание здорового и больного ребёнка. Пособие для врачей 8-е переиздание, Москва, 2017.

6. Рюмина И. И., Байбарина Е. Н., Курбатова Е.М. с соавторами. Вопросы детской диетологии, 2016, т.8, № 3.

7. Федеральная служба государственной статистики РФ -  http://www.gks.ru/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ преимуществ естественного вскармливания детей раннего возраста ГБПОУ ДЗМ «МК №7» Авторы работы: Камеева Геонея Валерьевна, Гуленко Марина Петровна Курс 4, группа З-41С, специальность 34.02.01 Сестринское дело Руководитель проекта: Федирко Елена Петровна

Слайд 2

Актуальность и значение темы Грудное молоко в России получает не более 41% детей, в то время в некоторых странах Европы эта цифра достигает 98%. По данным ВОЗ, выкормить ребенка грудью могут 95% женщин. Истинный недостаток молока только у 3% матерей. Заболеваемость детей на искусственном вскармливании существенно выше. О тступление от естественного питания приводит к потере веса, поносам, различным заболеваниям. Современные смеси лишь поверхностно похожи на грудное молоко. Динамика показателей грудного вскармливания, по данным Минздравсоцразвития РФ

Слайд 3

Цели исследовательской работы Выявить, структурировать преимущества грудного вскармливания; проанализировать их значение для здоровья и дальнейшего развития ребёнка Задачи Выявить и проанализировать: Преимущества ГВ для здоровья ребёнка; Преимущества ГВ для его матери; Влияние выбора вида вскармливания на дальнейшее умственное и психическое развитие человека. Исследовать: Состав грудного молока в зависимости от периода лактации и некоторых других факторов ; Разработать : Анкету для родителей, провести опрос и обобщить полученные данные; Рекомендации для родителей по оптимизации вскармливания детей первого года жизни.

Слайд 4

Учреждение, на базе которого проводилось исследование: ГБУЗ «ДГП № 105 ДЗМ» Обобщение и систематизация имеющихся в медицинской литературе сведений по теме исследования, анкетирование родителей, сбор информации, статистический метод, анализ, синтез . Методы исследования

Слайд 6

Противоинфекционные и противовоспалительные ферменты в грудном молоке Компонент молока Функции Секреторные иммуноглобулины класса А Предупреждает бактериальное «прилипание», проникновение антигенов Клетки Т-лимфоциты Передача иммунитета через клетки Макрофаги Умерщвление микробов Лактоферин Затрудняет размножение бактерий Липаза Способствует выработке жирных кислот, разрывающие вирусные оболочки

Слайд 7

Гормоны и факторы роста в грудном молоке Гормоны Факторы роста Кальцитонин Фактор роста материнского молока Эритропоэтин Производный фактора роста Гонадолиберин Преобразующий фактор роста

Слайд 8

Ферменты грудного молока, выполняющие специфические функции Фермент Функции Амилаза Переваривание полисахаридов Липаза Расщепление жиров Ксантин-оксидаза Носитель железа Пероксидаза Противоинфекционная Лизоцим Бактерицидная Липаза Противоинфекционная

Слайд 9

Другие компоненты грудного молока, выполняющие специфические функции Компоненты Функции Полиненасыщенные жирные кислоты Развитие мозга Карнитин Необходим для развития мозга Полисахариды Обеспечивают моторику ЖКТ

Слайд 10

Молозиво Характеристики Значение Богато иммуноглобулинами Обеспечивает защиту от инфекции и аллергии Много лейкоцитов Защита от инфекций Обладает слабительным эффектом Способствует удалению мекония и помогает предотвратить желтуху Содержит факторы риска Способствует созреванию кишечника, предотвращает проявление аллергии Богато витамином А Уменьшает восприимчивость к инфекции, предотвращает заболевание глаз

Слайд 11

Этапы созревания, состав и энергетическая ценность женского молока Компонент Молозиво Переходное молоко Зрелое молоко ( со 2-3 недели) Белки (г/л) 58,0 23,0 - 14,0 11,0-13,0 -16,0 Жиры (г/л) 28,0-41,0 29,0-44,0 33,0-35,0 Углеводы (г/л) 40,0-76,0 57,0-76,0 65,0-74,0 Энергетическая ценность (ккал) 700 - 1500 700-750 650 - 690

Слайд 13

С группами матерей: Антенатальная подготовка к кормлению грудью

Слайд 14

Антенатальная подготовка к кормлению грудью С каждой матерью индивидуально:

Слайд 15

Кормление ребенка на начальном этапе Этот этап регламентирован декларацией ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания» и программой «Десять принципов успешного грудного вскармливания»

Слайд 17

Преимущества для ребенка

Слайд 18

Пожизненно закрепленный контакт с матерью ГМ способствует наилучшему всасыванию Са и P

Слайд 19

Преимущества для матерей

Слайд 22

Динамика грудного вскармливания на первом году жизни (ось ординат, %) детей Зеленограда, Москвы, РФ Зелёная линия – ГВ в РФ; Жёлтая линия – ГВ в г. Зеленограде; Красная линия – ГВ в г. Москве

Слайд 23

Информированность матерей о факторах, способствующих выработке грудного молока (на 100 опрошенных)

Слайд 25

Обучение матерей медицинским персоналом правильному прикладыванию младенца к груди, %

Слайд 26

Сравнение статистики соблюдения принципов успешного грудного вскармливания в Москве, Зеленограде, РФ (%) Кормление по требованию Кормление ночью

Слайд 27

Динамика грудного вскармливания (в %) в г. Зеленограде за 2015-2018 годы Регион 20015 год 2016 год 2017 год 2018 год Возраст ребенка, месяцев 3-6 6-12 3-6 6-12 3-6 6-12 3-6 6-12 Зеленоград 31,4 13 32,4 12,8 33,2 11,7 32,3 10,1

Слайд 28

Рекомендации по оптимизации вскармливания детей раннего возраста Прикладывать ребенка груди не позже 30 минут после рождения ребёнка Т есный контакт между матерью ребенком, совместное пребывание матери и новорожденного в палате и после выписки из роддома Уверенность и настрой на грудное вскармливание Кормление по требованию в период новорождённости Не применять устройства, заменяющие материнскую грудь Соблюдать технику прикладывания ребенка к груди Применять ночные кормления в периоде становления лактации Полноценное питание, питьевой режим, режим сна и отдыха Умеренные физические нагрузки, прогулки на свежем воздухе

Слайд 29

Список использованной литературы 1. Питание здорового и больного ребёнка. Пособие для врачей под редакцией академика РАН, проф. В. А. Тутельяна , академика РАН, проф. И. Я. Коня, члена-корреспондента РАН, проф. Б. С. Каганова . 8-е переиздание, Москва, 2017. 2. Современные представления о вскармливании детей первого года жизни. Пособие для врачей под редакцией академика РАМН А. А. Баранова и академика РАМН В. А. Тутельяна . Москва, 2018. 3. К . м. н. Е. В. Каннер , д. м. н. Д. В. Усенко, Е. А. Горелова «Грудное молоко и молочные смеси в питании детей раннего возраста» ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора // РМЖ «Педиатрия» - Мать и дитя. Москва.– 2018; 21: 1510 – 1514. 4. Т . Э. Боровик, К. С. Ладодо , Г. В. Яцык и др. Национальная стратегия вскармливания детей первого года жизни в Российской Федерации//Практика педиатра. – 2018 ; 9: 81-87. 5. Рюмина И.И., Байбарина Е.Н., Курбатова Е.М. с соавт . Вопросы детской диетологии, 2016, т.8, № 3 . 6. Московская мед. академия им . И.М. С еченова, НИИ Общественного здоровья и управления здравоохранением, Научно-практический центр по пропаганде, поддержке и поощрению грудного вскармливания «Помощь матерям в кормлении грудью: курс обучения » Абольян Л.В . Пособие для медработников и лидеров групп материнской поддержки М, 2017. 7. http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вскармливание детей первого года жизни

Правила вскарлмивания детей до года, практический блок в котором есть вопросы по расчету количества питния и составлению меня детям до года,контролирующий блок с тестами....

Методическая разработка лекции Тема:«Лекарственные формы для новорожденных детей и детей первого года жизни»

Детский организм от взрослого отличается рядом анатомо-физиологических особенностей. Дети развиваются очень быстро. В каждый период жизни (неделя, месяц, год) ребенка следует рассматривать уже как сов...

Методическая разработка студенческой конференции, посвященной вопросам вскармливания и ухода за детьми первого года жизни "Пусть кормят-2019"

Проведение конференций, посвященных вопросам вскармливания и ухода за здоровыми детьми, является традиционным и ежегодным для МК № 6. Очередная конференция прошла 27 февраля 2019 года. Данная методиче...

Организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей первого года жизни

Правильная организация специфической профилактики инфекционных болезней у детей,  позволит избежать тяжелых поствакцинальных осложнений и реакций., способствует снижению частоты заболеваемо...

Теория. Лекарственные формы для новорожденных и детей первого года жизни

Теоретический материал по теме Лекарственные формы для новорожденных и детей 1-го года жизни для специальности Фармация...

Студенческий практико-ориентированный проект "Гемолитическая болезнь новорожденных и как ее предотвратить"

Актуальность темы гемолитической болезни новорожденных обусловлена значительной распространенностью данной патологии - один случай на 200 - 300 родов. Углубленное изучение данной тематики позволило вы...

Курс "Здоровый человек и его окружение. Здоровый ребенок." Тема занятия: "Вскармливание детей первого года жизни. Естественное вскармливание"

В предоставленной презентации рассматриваются особенности пищеварения детей грудного возраста, значение грудного вскармливания для ребенка, выгода и удобства для семьи, изменения женского молока в про...