Методическая разработка практического занятия по теме: «Сердечно легочная реанимация»
методическая разработка

Методическая разработка   предназначена для проведения практического занятия по МДК 0302 «Реаниматология» для специальности 31. 02.01 «Лечебное дело». В разработке предложена реализация практико - ориентированного подхода, симуляционного метода, тренинга, новых форм индивидуальных заданий, для выполнения которых применяются нестандартные методы, повышающие мотивацию к изучению дисциплины и конкретно данной темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020_m.r.praktich.zanyatiya_po_teme_slr.doc442 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ «Валуйский колледж»

Методическая разработка  практического занятия по теме «Сердечно-легочная реанимация»

Дисциплина: Реаниматология.

Специальность: 31.02.01  Лечебное дело

Автор: В. И. Семенюк,

 преподаватель специальных дисциплин.

 

2020 г.

Печатается по решению

научного совета колледжа

Автор: Семенюк В.И. – преподаватель специальных дисциплин

Рецензент:

Булдаков В. – заместитель главного врача по медицинской части.

Методическая разработка по теме «Сердечно-легочная реанимация» по ПМ 03, раздел 0302 «Реаниматология» предназначена для проведения практического занятия у обучающихся 4 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело. Данная разработка практического занятия содержит технологическую  карту занятия, целевые установки по формированию профессиональных, личностных и общих компетенций, интегративные связи дисциплин, хронокарту, ход занятия с методическим обоснованием каждого этапа занятия, приложения, оценочный лист, оснащение и  список литературы. Особое внимание уделено различным видам самостоятельной работы студентов. В данной разработке предлагаются признаки отличия стадий терминального со-

стояния, принципы реанимации пострадавших различных возрастных групп, возможные ошибки при проведении сердечно – легочной реанимации.

 Методическая разработка предусматривает разнообразные виды контраля знаний и умений учащихся по изучаемой теме.

Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования  по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом МО РФ № 502 от 12.05.2014 г.

Содержание

1.Мотивация изучения темы………………………………стр.4

2.  Цели урока……………………………………................стр. 5

3. Оснащение……………………..…………… ……….......стр. 9

4.Схема интегративных связей……………… ………......стр. 10

5. Хронокарта …………………………………………..…стр. 11

6. Ход занятия ……………………………...……………..стр. 12

7. Приложения …………………………………………….стр.15

7.1. Эталоны ответов………………………………………стр.24

9. Список литературы …………………………………….стр. 30

Мотивация темы.

В последние десятилетия в мире наблюдается неуклонный рост стихийных бедствий, техногенных катастроф, транспортных аварий, военных конфликтов, сопровождающихся массовыми травматическими повреждениями, чаще у лиц трудоспособного возраста.  Растет уровень сердечно-сосудистых заболеваний,  нарушения мозгового кровообращения, отмечается  рост показателей наркомании, алкоголизма, которые зачастую ведут к летальному исходу. Однако при своевременной диагностике и грамотном проведении комплекса сердечно-легочной реанимации жизнь пациента можно спасти. Поэтому эта тема актуальна не только для медработников, имеющих достаточный опыт в области медицины, но и для выпускников среднего и высшего медицинского образования. В методической разработке предлагаются признаки отличия стадий терминального состояния, принципы реанимации пострадавших различных возрастных групп, возможные ошибки при проведении сердечно – легочной реанимации. В методической разработке предусмотрена реализация компетентностного подхода,  эффективных современных образовательных  технологий и методов активного обучения. Разработка может быть рекомендована преподавателям при изучении МДК 03.02 « Реаниматология», а также « Медицина катастроф».

.

Технологическая карта занятия.

Предмет: ПМ 03, МДК 0302 « Реаниматология»

Отделение: Фельдшерское. Специальности 31.02.01 Лечебное дело

Курс:  IV, 7 семестр, группа ФС 241

Занятие – практическое занятие

Тема: Сердечно-легочная реанимация

Продолжительность занятия  180 минут

          Место проведения: Кабинет реанимации

Педагогические технологии

1. Интерактивное обучение

2. Информационно-коммуникационная технология

3. Технология развития «критического мышления»

4. Технология сотрудничества (работа в группах),

                    Методы обучения: наглядный, частично-поисковый,

                   проблемный, симулятивный, самостоятельная работа

Цели занятия.

Цель данного МДК – сформировать у  студентов профессиональные и общие   компетенции, основные принципы клинического диагностического мышления:

 

Формирование профессиональных компетенций (ПК).

Код

Наименование результата обучения

ПК 3.1.

Проводить диагностику неотложных состояний.

ПК 3.2.

Определять тактику ведения пациента.

ПК3.3.

Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4.

Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.5.

Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.6.

 Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 3.7.

Оформлять медицинскую документацию.

Формирование  общих компетенций


Код

Наименование результата обучения

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей .

ОК 14.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Формирование личностных компетенций

Качества личности

Её поведение

Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, ответственность, исполнительность, пунктуальность

1. Быть опрятно одетой, расположить к себе пациента и его родственников, успокоить, проявить такт и терпение.

2. Действовать оперативно, быстро и уверенно.

Студент должен уметь:

  • определять тяжесть состояния пациента;
  • выделять ведущий синдром;
  • проводить дифференциальную диагностику;
  • работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
  • оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь;
  • оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи;
  • проводить сердечно-легочную реанимацию;
  • контролировать основные параметры жизнедеятельности;
  • осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе;
  • определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку пациента;
  • осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальном помощи;
  • организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам;

Студент должен знать:

  • патофизиологические механизмы развития синдрома;
  • причины и нозологические формы, при которых встречаются синдромы;
  • классификацию синдрома;
  • клинические проявления и особенности при различных нозологических формах;
  • критерии дифференциально-диагностического поиска;
  • принципы, задачи и особенности фармакотерапии больных;
  • этиологию и патогенез неотложных состояний;
  • основные параметры жизнедеятельности;
  • особенности диагностики неотложных состояний;
  • алгоритм действия фельдшера при возникновении неотложных состояний на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи;
  • принципы оказания неотложной медицинской помощи при терминальных состояниях на догоспитальном этапе;
  • принципы фармакотерапии при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
  • правила, принципы и виды транспортировки  пациентов в лечебно-профилактическое  учреждение;

правила заполнения медицинской  документации;   

Иметь практический опыт:

  • проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном   этапе;
  • определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;
  • проведения дифференциальной диагностики заболеваний;
  •  работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
  • оказания посиндромной неотложной медицинской помощи;
  • определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента;
  • оказания экстренной медицинской  помощи при различных видах повреждений;

Воспитательные цели:

  1. способствовать повышению интереса к предмету, степени ответственности и необходимости приобретения знаний.
  2. учить умению общения с больными, чуткому отношению к ним, развивать чувство сострадания и милосердия.
  3. способствовать закреплению нравственно-этических норм.
  4. формировать качества личности: Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, исполнительность, пунктуальность, честность.

Оснащение:

1.Медицинский инструментарий: тонометры, фонендоскопы, биксы со стерильным перевязочным материалом, одноразовые шприцы, системы для в/в вливания, шины.

2. Оценочные листы

3.Карточки - задания для решения ситуационных задач.

4.Вопросы для блиц - опроса

5.Аппарат ЭКГ

6. Электрокардиограммы

7. Лекарственные средства, спирт, флаконы с растворами

8. Медицинская документация.

9.Схемы, таблицы.

10.Пакеты с индивидуальными заданиями.

11.Муляжи.

12.Компьютеры.

13.Носилки

14.Постельное бельё

15.Перчатки, маски, халаты.

Схема  интегративных связей.

    Истоки                                                                    Выход

Хронокарта

№ п/п

Этапы    занятия

Время

1

Организационный момент.

2 минуты

2

Постановка цели, мотивация учебной деятельности.

5 минуты

3

Актуализация опорных знаний (семинар):

  1. Блиц – опрос
  2. Тест – эталонный контроль
  3. Решение ситуационных задач

д)  Выполнение индивидуальных заданий по карточкам

ж) Подведение итогов. Комментарий преподавателя.

15минут

10 минут

10 минут

10 минут

5минуты

 Практическая часть занятия

4

Изучение стандартов оказания неотложной медицинской помощи больным, проведения СЛР

10 минут

5

 Преподаватель излагает  и демонстрирует на  фантоме технику искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

20 минут

6

Преподаватель работает индивидуально с каждым учащимся по технике СЛР.  

35 минут

7

Тренинг – самостоятельная отработка методики СЛР .

35 минут

Закрепление нового материала. Обобщение и систематизация знаний

8.

Ответы на тесты- мозаика

15 минут

Подведение итогов занятия

5 минуты

Домашнее задание

3 минуты

Ход занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Методическое обоснование

1. организационный момент.

Обращает внимание на внешний вид студентов, наличие дневников. Отмечает отсутствующих. Уточняет тему семинарско – практического занятия.

Студенты в белых халатах, сменной обуви приветствуют преподавателя. Дежурные сообщают отсутствующих, готовности к занятию.

Укрепляет дисциплину, развивает культуру, умения рационального использования времени. Создает микроклимат для творческой работы.

2. постановка цели, мотивация учебной деятельности.

Дает цели занятия. Средние мед. работники равноправные партнеры в ведении пациента.. Тяжелые осложнения, терминальные состояния требуют от медработников слаженных действий, умения оказать неотложную помощь, грамотно  провести реанимационные мероприятия.

Внимательно слушают. Определяют степень актуальности темы, настраиваются на усвоение и практическое применение теоретических знаний.

Побуждает интерес к занятию, создает эмоциональный настрой. Воспитывает чувство ответственности, готовность оказать квалифицированную помощь.

3. Актуализация опорных знаний.

  1. Блиц - опрос.

Задает конкретные вопросы по теме.

Студенты слушают, активно отвечают, дополняют ответы друг друга.

Способствуют закреплению теоретических знаний.

  1. Тестирование по теме.

. Раздает тесты 2-х вариантов, контролирует их выполнение. Раздает эталоны ответов для самоконтроля. (Возможен компьютерный вариант).

. Думают, отвечают письменно, осуществляют самопроверку, выставляют себе оценку.

Способствуют закреплению теоретических знаний, мобилизует внимание, организованность;

Умение выделять главное, находить правильный ответ

  1. Решение ситуационных задач.

Раздает каждому студенту задачи. Контролирует, оценивает их решение.

Думают над решением конкретной ситуации. Отвечают, дополняют и поправляют ответы друг друга.

Способствует закреплению теоретических знаний, развитию клинического мышления, вырабатывает умения самоанализа.

 д)   Выполнение индивидуальных заданий по карточкам -  Способствует закреплению теоретических знаний

е) Преподаватель  подводит итоги по данному этапу.

4. Практическая часть занятия.

Изложение и демонстрация преподавателем СЛР

Предлагает стандарты по СЛР 

Изучают стандарты СЛР

Способствует развитию навыков самостоятельной работы, закреплению теоретических знаний.

 Изучение стандартов по СЛР

.Преподаватель излагает  и демонстрирует на  фантоме технику искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.

Студенты слушают, наблюдают, запоминают этапы СЛР

Способствует закреплению практических умений, вырабатывает умения самоанализа

Индивидуальная работа

Преподаватель работает индивидуально с каждым студентом по отработке техники ИВЛ и НМС. Наблюдает за их выполнением студентами, поправляет. При правильном выполнении допускает студента к тренингу на фантоме симуляторе.

Выполняют на фантоме симуляторе СЛР, комментируя каждый этап.

Способствует развитию умений самостоятельной работы, практических умений.

Развивает культуру речи.

Тренинг

Допускает студентов для самостоятельного выполнения реанимационных мероприятий. Наблюдает за выполнением, контролирует работу студентов, поправляет.

Самостоятельно отрабатывают умения СЛР.

Способствует развитию умений самостоятельной работы усвоению

практических навыков

Работа с тестами- мозаика

Раздает фото-тесты (представляет их на доске). Контролирует работу студентов. Проверяет результаты

Изучают инструкцию, выполняют задания.

Закрепляют теоретические знания.

Подведение итогов занятия. Сообщает домашнее задание.

Подводит итоги занятия. Сообщает тему следующего занятия и перечень литературы по теме. Знакомит с учебным пособием для самостоятельной работы студентов.  дает индивидуальные задания.

Записывают, оценивают объем и сложность задания.

Настраивает на необходимость изучения темы.

Приложения

Приложение 1.

 Вопросы блиц – опроса

 1. Что такое «Терминальное состояние»

  2. Назовите причины терминального состояния

  3. Назовите признаки первой стадии умирания

  4. Назовите признаки второй стадии умирания

  5. Назовите признаки клинической смерти

  6. Назовите признаки биологической смерти

  7. Какое положение придают больному для проведения

    наружного массажа сердца   

   8. Соотношение ИВЛ и НМС?

   9. Назовите основные признаки, определяющие

    эффективность реанимации

   10. Когда прекращают реанимационные мероприятия?

   11. Для чего необходим мешок Амбу?

   12. Что такое «дефебриляция»

Приложение 2.

Тестовые задания

(укажите правильный ответ)

  1. При проведении ИВЛ необходимо запрокинуть голову пострадавшего:

а) перед удалением инородного тела из верхних дыхательных путей

б) для обеспечения проходимости дыхательных путей

в) для создания герметичности между ртом реаниматора и

 пострадавшего

  1. Прямой массаж сердца применяют:

а) при неэффективности непрямого массажа сердца

б) при наличии инструментов, позволяющих вскрыть грудную

  клетку больного

в) при остановке или фибрилляции сердца во время операции на

 органах грудной клетки

  1. Шансы спасти пострадавшего будут наиболее высокими, если произвести СЛР в пределах первых:

а) 15 минут

б) 10 минут

в) 6 минут

  1. При проведении непрямого массажа сердца у взрослых руки следует расположить:

а) в области верхней трети грудины

б) на границе верхней и средней трети грудины

в) на границе средней и нижней трети грудины

г) в пятом межреберном промежутке слева

  1. Объективными критериями для прекращения СЛР являются:

а) неэффективность СЛР

б) появление признаков клинической смерти

в) усталость спасателя

г) появление признаков биологической смерти

  1. При наличии у пострадавшего трахеостомической трубки, ИВЛ проводится:

а) методом «Рот в рот»

б) методом «Рот в нос»

в) через трахеостому

  1. При проведении непрямого массажа сердца ИВЛ следует проводить:

а) иногда

б) всегда

в) периодически

  1. Для обеспечения проходимости дыхательных путей необходимо:

а) повернуть голову набок

б) разогнуть голову в шейном отделе позвоночника

в) разогнуть голову, выдвинуть вперед нижнюю челюсть, удалить

 салфеткой слизь из ротовой полости

  1. Выделите группу лекарственных препаратов, необходимых для введения при проведении СЛР:

а) но-шпа, строфантин, пентамин

б) адреналин, лидокаин, атропин

в) дибазол, папаверин, клофеллин

  1. Укажите необходимую амплитуду смещения грудины при проведении непрямого массажа сердца:

а) 2-3 см

б) 4-5 см

в) 6-7 см

  1. Наличие сердцебиения в реанимационной практики наиболее целесообразно определять пальпацией:

а) сердечного толчка в области пятого межреберья

б) сонной артерии

в) лучевой артерии

г) височной артерии

  1. Исключите действие из комплекса «Тройного приема Сафара» при подозрении на травму шейного отдела позвоночника:

а) разгибание головы

б) выдвижение нижней челюсти

в) открывание рта

  1. При рефлекторной остановке сердца прекардиальный удар наносится в область:

а) сердца

б) мечевидного отростка

в) средней трети грудины

г) нижней трети грудины

  1. Соотношение вентиляции и компрессии при проведении комплекса СЛР двумя реаниматорами составляет:

а) 1 : 5

б) 2 : 15

в) 1 : 10

г) 5 : 1

  1. Соотношение вентиляции и компрессии при проведении комплекса СЛР одним реаниматором составляет:

а) 5 : 1

б) 2 : 5

в) 1 : 5

г) 2 : 30

Приложение 3.

Ситуационные задачи

   Задача1. Больной К., 60 лет. доставлен из дома машиной скорой помощи. В сознании, резко бледен, дыхание поверхностное, 60 раз в 1 минуту, пульс слабый, аритмичный, 156 ударов в 1 минуту. АД - 60/30 мм.рт.ст.

Определите стадию терминального состояния. В каком объеме реаниматологической помощи он нуждается?

             

Задача 2. Пострадавший Л. Получил в результате автокатастрофы тяжелую травму черепа и живота. Находится в состоянии клинической смерти.

Какие мероприятия нужно провести?

Приложение 4

 

Индивидуальные задания  на  карточках

(Выберите правильный ответ, указав признаки предагонального состояния, агонии, клинической смерти)

Затормо-женность

Отсутствие

Пульса на

периферических артериях

Угнетение сознания

АД не определяется

Отсутствие пульса на сонной артерии

Отсутствие дыхания

Нарушение

сознания

Дыхание

поверхностное

Пульс не определяется на лучевой артерии

Признаки гипоксии

Отсутствие сознания

нарушение деятельности сосудодвигательного центра

Снижение

 рефлексов

Цианоз кожных покровов

Слабый пульс на крупных артериях

Тоны сердца глухие

Расширенный зрачок

Зрачок не реагирует на свет

Снижение

АД

Тахикардия

Нарушения сердечного ритма

Дыхание частое

Бледность кожных покровов

нарушение деятельности дыхательного центра

Приложение 5

 

Эталоны ответов на задания

Ответы на вопросы блиц – опроса

Терминальное состояние - переходное состояние от жизни к смерти. Основа терминального состояния – гипоксия органов

Причины терминальных состояний:

- острые кровопотери

- острые отравления

- тяжёлые политравмы

- асфиксии

- тяжёлые кордиалогические заболевания, ТЭЛА

- коматозные состояния

- электротравмы, поражение молнией и др.

Стадии терминального состояния:

- преагональную (возбуждение, нарушение сознания, частый пульса, дыхание, АД понижено, тонус мышц снижен)

- терминальную паузу (дыхание отсутствует, пульс определяется на сонных и бедренных артериях, зрачки расширены)

- агонию (краткая вспышка жизнедеятельности_ длится 5-6 минут

- клиническую смерть (прекращение внешних проявлений жизнедеятельности, но процесс ещё обратим)

Симптомы биологической смерти:

- мертвенно-бледно-цианатическая холодная кожи слизистые

- отсутствие пульса, АД, дыхания, сгибательных рефлексов

- снижение тургора глазных яблок, высыхание роговицы глаз

- положительный симптом «кошачий глаз»

Явные признаки смерти:

- трупное окоченение (развивается через 2-4-6 часов после смерти и длится от3 до 9 суток)

- появление трупных пятен в отлогих местах

Этапы сердечно легочной реанимации:

Фундаментальное значение имеет 3 приёма методаоживления (правило АВС)

Aire way open – востоновить проходимость дыхательных путей

Breathe for viсtum – начать ИВЛ

Circulation his blood -  приступить к массажу сердца

      Восстановление проходимости дыхательных путей:

  1. Выполняем три действия

- разогнуть голову в позвоночно-затылочном сочленении

- поднять подбородок

- выдвинуть вперёд и вверх нижнюю челюсть

2. Удалить инородные тела, жидкость

3. Отсасывание или удоление инородных материалов пальцем или инструментами

Методы ИВЛ:

- изо рта в рот

- изо рта в нос

- с помощью мешка АМБУ

- с помощью дыхательной аппаратуры

Частота дыхательных циклов 10-20 в минуту. Объём вдыхаемого воздуха 800-1200мл.

Непрямой массаж сердца:

- Проводят после трёх искусственных вдохов

- левую руку (основание ладони) укладывают на нижнюю треть груди, правую на неё.

- обеспечить смещение грудины к позвоночнику на 5-6см с частотой 60-100 компрессий в минуту

- после компрессий руку с грудины не снимать

- соотношение вентиляций и компрессий должно составлять 2:15 при одном реаниматоре, 1:5  при двух

Критерии эффективности реанимации:

- изменение цвета кожи, приближение к нормальной окраске

- смыкание век, сужение зрачков, появление их реакции на свет

- определение пульса, АД

- появление самостоятельного дыхания

- востоновление рефлексов верхних дыхательных путей

- востоновление сознания  

Реанимационные мероприятия прекращают:

если правильно проводимые реанимационные мероприятия не дают эффекта более 30 минут

Ответы на тестовые задания

        1 – б     2 – в    3 – в    4 – в    5 – а     6 – в     7 – б     8 – в

        9 – б    10 – б    11 – б    12 – а    13 – г    14 – а     15 – г

Ответы на индивидуальные задания  по карточкам

Признаки предагонального состояния

1. Заторможенность

2. Нарушение сознания

3. Снижение рефлексов

4. Снижение АД

5. Отсутствие пульса на периферических артериях

6. Дыхание поверхностное

7. Цианоз кожных покровов

 8. Тахикардия

Признаки агонии

1. Угнетение сознания

2. Пульс не определяется на лучевой артерии

3. АД не определяется

4. Слабый пульс на крупных артериях

5. Нарушение сердечного ритма

6. Признаки гипоксии

7. Дыхание частое

Признаки клинической смерти

1. Отсутствие пульса на сонной артерии

2. Отсутствие дыхания

3. Отсутствие сознания

4. Расширенный зрачок

5. Зрачок не реагирует на свет

6. Нарушение деятельности сосудодвигательного центра

7. Нарушение деятельности дыхательного центра

8. Бледность кожных покровов

Ответы на тестовые задания

Техника проведения ИВЛ методом «изо рта в рот»

Задания (Тест - мозаика) разрезаются по пунктирным линиям, перемешиваются. Задача студентов сложить алгоритм выполнения техники. Эталон - на обратной стороне задания.

При правильном ответе, рисунок совпадает не нарушая формы.

Тест - мозаика

Техника проведения ИВЛ методом «изо рта в рот»

1. Убедиться в отсутствии дыхания

……………………………………………………………………

2. Пострадавшего уложить на твердую поверхность, обеспечить проходимость верхних дыхательных путей.

…………………………………………………………………

3. Очистить полость рта от слюны, слизи, рвотных масс (салфеткой)

……………………………………………………………………

4. Открыть рот пострадавшему.

……………………………………………………………………

5. Спасатель одну руку подкладывает под шею, другую кладет на лоб пострадавшему и запрокидывает ему голову.

……………………………………………………………………

6. Положить на рот пострадавшему салфетку или носовой платок.

……………………………………………………………………

7. Пальцами, расположенными на лбу закрыть нос чтобы не было утечки воздуха

……………………………………………………………………

8. Широко открыть свой рот, сделать глубокий вдох и плотно прижав свой рот к открытому рту пострадавшего, произвести активный выдох в легкие пострадавшего.

……………………………………………………………………

9. Следить боковым зрением за экскурсией грудной клетки.

……………………………………………………………………

10. Если грудная клетка поднимается, дайте пострадавшему сделать пассивный выдох.

……………………………………………………………………

11. Повторяйте вдувание воздуха взрослому каждые 4 секунды (16 раз в минуту).

Количество вдуваний детям зависит от вораста:

- у новорожденного – 40-5- в минуту (вдувание воздуха проводить менее резко);

- у детей 2-3 лет 35 в минуту

Эталон ответа – рисунок

(на обратной стороне задания)

При правильном ответе, рисунок совпадает не нарушая формы.

Техника проведения непрямого массажа сердца

Наружный массаж сердца обязательно сочетать с ИВЛ.

 Соотношение ИВЛ:НМС – 2:30. Каждые 2-3 минуты прослушивают сердцебиение. При появлении сердцебиения появляется пульсация на сонных артериях, суживаются зрачки, кожа начинает розоветь. Массаж прекращают.

Этапы НМС

………………………………………………………………

1.Убедться в отсутствии сердечной деятельности.

……………………………………………………………………

2. Уложить пострадавшего на твердую поверхность на спину.

…………………………………………………………………….

3. Спасатель становится сбоку от пострадавшего «колени реаниматора на уровне тела пострадавшего».

…………………………………………………………………......

4. Найти на грудине точку компрессий. Руки расположить на 2 см выше мечевидного отростка, одну кисть перпендикулярно к грудине, сверху – параллельно грудине. Руки не должны быть согнуты в локтевых суставах.

……………………………………………………………………..

5. Толчкообразно нажимать на грудину по направлению к позвоночнику. Грудину продавливать на 4 – 5 см. После каждого толчка руки расслаблять, не отрывая от грудины

……………………………………………………………………..

6.Частота компрессий: у взрослых – 60-80 в 1 мин.; у новорожденных - 140 в 1 мин (одним пальцем); у грудных – 100-120 в 1 мин. (2-мя кончиками пальцев); у детей до 9 лет компрессии проводятся одной рукой, после 9 лет – двумя руками.

……………………………………………………………………

Эталон ответа – рисунок

(на обратной стороне задания)

               

     

         

           

Литература:

А. Основная

1. Основы реаниматологии. Учебно-методическое пособие Окунская Т.В М.2005г

2. С.А.Сумин, Т.В. Окунская, «Основы реанимации», М. «ГЭОТАР – МЕДИА» 2018г.

3.  Т.В. Отвагина, «Основы реаниматологии и анестезиологии», учебник. -3-е изд. Р н/Д. – Феникс. -2016 г.

4. Т.В. Отвагина, Неотложная медицинская помощь, учебник. -3-е изд. Р н/Д. – Фе-

никс. -2017 г.

Б. Дополнительная:

1. Реанимация и интенсивная терапия в практике врача скорой медицинской помощи. Радушкевич В.Л, Барташевич Б.И, Караваев Ю.Н - в 2004 г.

2. Неотложные состояния от а до я. Справочник – путеводитель практикующего врача. Перевод с английского. Под ред. Мартынова А.И – И.2009 г.

3. Справочное руководства для врача скорой медицинской помощи. Под ред. Верткин М.2002 г.

4. Журнал «Фельдшера скорой помощи» - медицина 2006-2008г.г.

5. Журнал «неотложная терапия» - 2002-2003г.г

6. Справочник-путеводитель практикующего врача: «Неотложные состояния от А до Я.». Редактор О.В. Кириллова.

7. . Журналы «неотложная помощь» за 2002- 2004 гг.

8. В. А. Михельсон, А. З. Маневич. Основы анестезиологии и реаниматологии.

9. В. Л. Радушкевич, Б. И. Барташевич, Ю. Н. Караваев. Реанимация и интенсивная терапия в практике врача скорой медицинской помощи. Воронеж, 2004г.

10. Справочное руководства для врача скорой  медицинской помощи. Под ред. Верткина А. Л. М.2002г.

11. Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи, в 2 томах. Изд.: «Феникс», 1995 г.  

12. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. Изд. Гиппократ, 1995 г.

13. Неотложная помощь при неврологических заболеваниях. М. «Медицина». 1973г.

14. Ю. Г Губачев. Семейная медицина в России (библиотека семейного врача). М.: 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА: «Изготовление и внутриаптечный контроль глазных капель с атропином сульфатом»

Методическая разработка интегрированного практического занятия составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для отработки профессиональных компетенций по двум дисциплинам. Методическа...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Осложнения инъекций. Оказание неотложной медицинской помощи»

данный материал предназначен для преподавателей и студентов при изучении ПМ. Выполнение работ по профессии « Младшая медицинская сестра по уходу за больными»...

Методическая разработка практического занятия Тема: «Обучение технике штрафного броска в баскетболе»

Методическая разработка, «Обучение технике штрафного броска в баскетболе», составлена на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура»...

Методическая разработка практического занятия. Тема: "Защита окружающей среды"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия со студентами 1 курса обучения по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»; тема – «Защита окружающе...