УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
учебно-методический материал

Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж им. Э. Р. Раднаева»

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Раздел № 6 «Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы»

ОП.02. Анатомия и физиология человека

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Улан - Удэ

 2019

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Методическая разработка теоретического занятия.
  2. Методическая разработка практического занятия.
  3. Итоговый тестовый контроль перед промежуточной аттестацией.

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж им. Э. Р. Раднаева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия по дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека

Тема занятия: Анатомо – физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Методическая разработка составлена в соответствии ФГОС СПО 2014 г. и РП, утверждённой от 31.06.2019г. по специальности 34.02.01. Сестринское дело преподавателем анатомии и физиологии Кушнаревой Т.К.

Улан - Удэ

2019

Рассмотрено                                                 Утверждаю

на заседании ЦМК                                        Зам. директора ОУ

Сестринское дело                                         _______________

Протокол №_____                                        Аюшеева С.В.

«_____» _________2019 г.                                «___» __________ 2019 г.

Заведующий ЦМК__________

Дашидоржиева Т. К.

Согласовано

 ______________

Югдурова Е.Д.

Старший методист


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема занятия «Анатомо – физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения»

Цели занятия:

I. Учебные:

Студент должен знать:

1. Характеристику органов мочевой системы и деление на 2 группы по выполняемой функции:

- мочеобразующие органы;

- мочевыводящие органы.

2. Топографию, строение (макро- и микро-), функции почки

3. Топографию, строение и функции мочевыводящих органов (мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал (мужской и женский).

4. Физиологию почек. Фазы образования мочи. Состав, свойства мочи.

II. Развивающие:

1. Развивать у студентов логическое и клиническое мышление, память, умение применять теоретические знания на практике.

2. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии через изучение вопросов анатомии и физиологии.

3. Развивать умение вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья.

III. Воспитательные:

1. Воспитывать у студентов способность осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

2. Воспитывать способность работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

IV. Методическая:

1. Использование в ходе комбинированного занятия различных видов контроля знаний: тест – контроль, фронтальный, решение ситуационных задач.

Междисциплинарные связи: МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК 01.02. Основы профилактики, МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико - санитарной помощи, МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Внутридисциплинарные связи: основы цитологии и гистологии, костная и мышечная системы, АФО систем органов дыхания, пищеварения, половой и сердечно – сосудистой систем.

Литература для студента:

Основная:

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. - 416с.

2. Липченко В.Я, Самусев Р.П. «Атлас нормальной анатомии человека», М., «Медицина», 2015. – 215с.

Дополнительная:

1. Самусев Р.П, Селин Ю.М. «Анатомия человека», «Медицина», 2015 г. - 482с.

2. Георгиева С.А. и др. «Физиология», М., «Медицина», 2014. – 315с.

Литература для преподавателя:

1. Привес М.Г, Лысенков Н.К, Бушков В.И «Анатомия человека», М., «Медицина», 2014. - 387с.

2. Синельников Р.Д «Атлас анатомии человека» в 3 томах, том 3, М., «Медицина»1972. - 231с.

3. Агаджанян Н.А, Тель Л.З, Циркин В. Ч, Чесноков С.А «Физиология человека», С- Пб; Сотис, 1998. - 368с.

4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. – 416с.

5. Липченко В.Я, Р. Самусев Р.П «Атлас нормальной анатомии человека», М., «Медицина», 2015 г.

6. Самусев Р.П, Селин Ю.М «Анатомия человека», «Медицина», 2015 г.

7. Георгиева С.А и др. «Физиология», М., «Медицина», 2014 г.

Интернет – ресурсы для студентов и преподавателей:

  1. Электронная библиотечная система «Консультант студента» (Электронный ресурс). – база данных содержит электронные версии учебной, научной и другой дополнительной литературы. Режим доступа: http://www. Medcollegelib. ru.
  2.  Электронный каталог ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э. Р. Раднаева» (Электронный ресурс) – база данных содержит каталог библиотеки. Режим доступа: http://90/188/36/55:8080/cgibin/irbis64r_11/cgiirbis_64/exe?COM=F&121DBN=medcol&H21DBN=medkol
  3. http://www.anatomy.tj/
  4. http://www.anatomcom.ru/

Оснащение:

Мультимедийная система (проектор, ноутбук, экран), ЦОР, стандартные таблицы и планшеты по данной теме, малые таблицы, методические указания для студентов (10 экземпляров), доска, мел, дидактический материал.

Структурно - логическая схема теоретического занятия по теме

«Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения»

№№

Этапы занятия

Время, мин

ООД преподавателя

ООД студента

Примечание

1

Организационный момент

2

Приветствует студентов, проверяет готовность группы к занятию, отмечает отсутствующих, если таковые имеются.

Староста группы сообщает о готовности группы к занятию, об отсутствующих студентах, причину отсутствия.

2

Вводная часть

6

Преподаватель сообщает тему занятия, план занятия, проводит мотивацию темы занятия, активизируя и привлекая студентов на основе предыдущих знаний.

Студенты слушают, отвечают на вопросы, подтверждая необходимость изучения темы при проведении мотивации по теме: «Анатомо – физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения»

Приложение №1

3

Контроль знаний по предыдущей теме  

17

1.Индивидуальный устный контроль знаний;

2. Тест – контроль.

Студенты слушают ответы на вопросы индивидуального контроля знаний, проводят анализ, дополняют ответы, отвечают на вопросы тест- контроля.

Приложение №2

Приложение №3

4

Изложение новой темы

45

Преподаватель сообщает план изложения нового материала и проводит его изложение, применяя стандартные таблицы

Студенты записывают новый материал, по ходу занятия преподаватель проводит диалог по смежным темам

Приложение №4

5

Закрепление новой темы  

10

1. Устный опрос по новой теме.

2. Решение ситуационной задачи.

Студенты отвечают на вопросы преподавателя, дополняют ответы друг друга, находят правильное решение ситуационной задачи.

Приложение № 5

Приложение № 6

6

Обобщение, подведение итогов занятия

7

Преподаватель проводит обобщение занятия, подводит итог контроля знаний, отмечает хорошие ответы, а также неполные, комментирует и выставляет оценки.  

Студенты слушают, при необходимости задают уточняющие вопросы.

Приложение №7

7

Домашнее задание

3

Преподаватель знакомит с домашним заданием, проводит инструктаж по его выполнению.

 

Студенты слушают и записывают.

Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. – 416с. Стр 185 – 194.

Приложение №1

Мотивация темы

 «Анатомо –физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыведения»

В последние 10 – 15 лет во всех странах мира значительно возрос интерес к патологии почек. Актуальность изучения различных вопросов нефрологии и большой интерес к ним широкого круга врачей и средних медицинских работников определяется значительным удельным весом заболеваний почек в общей структуре заболеваемости, тяжестью прогноза, сложностью диагностики, а также рационального лечения этой категории больных.

Достижения в области изучения физиологии почек, успехи биохимии обусловили возможность определения в клинических условиях ряда показателей, характеризующие не только функции почек – азот выделительную, гомеостатическую и эндокринную, но и деятельность составных отделов нефрона (клубочков, канальцев).

Основным диагностическим методом остаётся исследование мочи. При исследовании мочи необходимо учитывать ряд количественных и качественных показателей.

Изучение этой темы позволяет понять взаимосвязь и единство органов различных систем, т.к. органы системы мочеобразования и мочевыведения, вместе с органами пищеварительной системы, легкими и кожей выводят из организма продукты обмена веществ, которые не могут быть использованы человеком.

И сегодня мы будем заниматься изучением строения почек, мочеточников, мочевого пузыря. Для того, чтобы в дальнейшем на клинических дисциплинах вы использовали эти знания и вам легко было разбираться в заболеваниях и патологических состояниях, связанных с деятельностью мочевой системы.

Приложение № 2

Вопросы индивидуального устного контроля знаний по теме 

«Обмен веществ и энергии в организме»

  1.  Определение азотистого равновесия?
  2. Характеристика отрицательного азотистого баланса?
  3. Характеристика положительного белкового обмена?
  4. Какие функции выполняют в организме углеводы?
  5. Характеристика липидов?

Эталоны ответов на вопросы индивидуального контроля знаний по теме

«Обмен веществ и энергии в организме»

  1. Состояние, при котором количество поступившего азота равно количеству выведенного из организма
  2. . Состояние, при котором в организм с пищей поступает меньше азота, а больше его выводится. В данном случае разрушение белка преобладает над его синтезом. Это наблюдается при белковом голодании, лихорадочных состояниях, нарушениях нейроэндокринной регуляции белкового обмена.
  3. Состояние, при котором количество выведенного из организма азота значительно меньше, чем его содержится в пище (наблюдается накопление его в организме). Отмечается у беременных, у детей в связи с их ростом, при выздоровлении после тяжелых заболеваний.
  4. Углеводы выполняют пластическую функцию, они входят в состав сложных клеточных структур (гликопептиды, гликопротеины, гликолипиды, липополисахариды и др.)
  5. Липиды – это сложные органические вещества, к которым относятся нейтральные жиры, состоящие из глицерина и жирных кислот, липоинов (лицетин, холестерин). Они составляют основной компонент клеточных мембран или являются источником синтеза стероидных гормонов (холестерин).

Приложение №3

Тестовый контроль по теме 

«Обмен веществ и энергии в организме»

Вариант №1

Выберите, пожалуйста, один правильный ответ:

1. Пластическим обменом (ассимиляцией) называют процессы:

1. теплообмена между организмом и окружающей средой;

2. высвобождения энергии в организме в результате разрыва химических связей молекул белков, жиров и углеводов;

3. синтеза из продуктов расщепления поступивших в организм пищевых веществ нужных организму соединений и построения необходимых структур;

4. передвижения пищевых веществ по пищеварительному каналу.

2. В клетках организма человека энергия высвобождается и накапливается в:

1. рибосомах в виде белков;

2. митохондриях в виде АТФ;

3. цитоплазме клетки в виде РНК;

4. ядре клетки в виде ДНК.

3. В организме человека из органических веществ наиболее широкое применение имеют:

1. жиры;

2. углеводы;

3. белки;

4. витамины.

4. Полноценными называют белки:

1. высвобождающие при окислении наибольшее количество энергии;

2. содержащиеся в продуктах растительного происхождения;

3. не содержащие всех аминокислот, необходимых для построения белков организма;

4. содержащие все аминокислоты, необходимые для синтеза белков в организме.

5. Аммиак в организме человека обезвреживается в:

1. крови;

2. лимфе;

3. печени;

4. кишечнике.

6. Взрослому человеку, не занятому тяжелой работой, требуется в сутки белка:

1. 50-60 г;

2. 80-100 г;

3. 120-140 г;

4. 160-200 г.

7. Углеводы откладываются в организме человека в запас в виде:

1. крахмала;

2. глюкозы;

3. гликогена;

4. глицерина.

8. Продукты расщепления жиров в ворсинках всасываются преимущественно в:

1. артерии;

2. кровеносные капилляры;

3. лимфатические капилляры;

4. вены.

Дополните:

9. Взрослому человеку при нормальных условиях необходимо в сутки воды в количестве __________ л.

10. Образование гемоглобина тесно связано с обменом в организме микроэлемента____________.

Вариант №2

Выберите, пожалуйста, один правильный ответ:

1. Энергетическим обменом (диссимиляцией) называют процессы:

1. теплообмена между организмом и окружающей средой;

2. высвобождения энергии в организме в результате разрыва химических связей молекул белков, жиров и углеводов;

3. синтеза из продуктов расщепления поступивших в организм пищевых веществ нужных организму соединений и построения необходимых структур;

4. передвижения пищевых веществ по пищеварительному каналу.

2. Переносчиком энергии в клетке является:

1. АТФ;

2. информационная РНК;

3. комплекс Гольджи;

4. транспортная.

3. Специфичность белков заключается в:

1. наборе химических элементов, составляющих молекулу белка;

2. числе реакционных групп, входящих в молекулу белка;

3. количестве содержащихся в молекуле незаменимых аминокислот;

4. числе, разнообразии и последовательности расположения аминокислот в молекуле.

4. При распаде белков образуется ядовитое вещество:

1. аммиак;

2. окись азота;

3. мочевина;

4. углекислый газ.

5. Обезвреживание аммиака в организме происходит путём превращения его главным образом в:

1. азот;

2. мочевину;

3. окислы азота;

4.азотную кислоту

6. Углеводы всасываются в кровь в виде:

1. полисахаридов;

2. гликогена;

3. дисахаридов;

4. моносахаридов.

7. Взрослому человеку, не занятому тяжелой работой, требуется в сутки углеводов:

1. 150-200 г;

2. 250-300 г;

3. 350-400 г;

4. 550-600 г.

8. Для человека сбалансированное питание включает белки, жиры и углеводы в массовых соотношениях?

1. 1:1:4

2. 3:4:1

3. 1:2:1

4. 1:4:4

Дополните:

9. Рост костей в организме человека зависит от обмена макроэлементов ________ и _________.

10. В коже человека под воздействием ультрафиолетовых лучей вырабатывается витамин ____________.

Эталоны ответов к тестовому контролю знаний

 по теме «Обмен веществ и энергии в организме»

                             1 вариант                                                    2 вариант

1 - 3                                                               1- 2

2 - 2                                                               2- 1

3 - 3                                                               3- 4

4 - 4                                                               4 - 1

5 - 3                                                               5 - 2

6 - 2                                                               6 - 4

7 - 3                                                               7 - 3

8 - 3                                                               8 - 1

9 - 2,0 – 2,5 л                                                9 - фосфора и                       кальция

10 - железа                                                     10 - Д

Критерии оценок:

«5» - 10 – 9 правильных ответов

«4» - 8 правильных ответов

«3» - 7 правильных ответов

«2» - 6 и менее правильных ответов

Приложение № 4

Конспект теоретического материала

«Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения»

План:

  1. Общие данные о системе выделения человека
  2. Мочеобразующие органы: Почки, топография, строение (микро и макроскопическое), функции.
  3. Основная функционально-структурная единица почки - нефрон.
  4. Мочеточник, топография, строение, функция.
  5. Топография, строение и функция мочевого пузыря.
  6. Мочеиспускательный канал, топография, строение и функция. Половые отличия.
  7. Физиология почек. Фазы образования мочи. Состав, свойства мочи.
  8. Регуляция мочеобразования.

В процессе жизнедеятельности человека образуются конечные продукты обмена веществ (соли, мочевина и др.), которые называются шлаками. Задержка и накопление их в организме может вызвать глубокие изменения во многих внутренних органах. Основная часть продуктов распада выводится с мочой через почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Нормальная функция выделительной системы поддерживает кислотно-щелочное равновесие и обеспечивает деятельность органов и систем организма.  

Все органы системы делятся по выполняемой функции на две группы:

1. Мочеобразующие органы (почки);

2. Мочевыводящие органы (мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал).

Почка (лат. ren; греч. nephros) - парный экскреторный орган, который образует мочу, имеет массу 100 - 200 г, располагается по бокам позвоночника на уровне XI грудного и II - III поясничных позвонков. Правая почка лежит несколько ниже левой.

Почки имеют бобовидную форму, верхний и нижний полюсы, наружный выпуклый и внутренний вогнутый края, переднюю и заднюю поверхности. Задняя поверхность почек прилегает к диафрагме, квадратной мышце живота и большой поясничной мышце, которые образуют для почек углубления - почечные ложа. Спереди к правой почке прилегают нисходящая часть двенадцатиперстной кишки и ободочная кишка. Сверху почка соприкасается с нижней поверхностью печени. Спереди левой почки расположены желудок, хвост поджелудочной железы и петли тонкого кишечника. Почки покрыты брюшиной только спереди (экстраперитонеально), фиксируются почечной фасцией и кровеносными сосудами. Почки покрыты тремя оболочками - почечной фасцией, фиброзной и жировой капсулами. Жировая капсула более выражена на задней поверхности, где образует околопочечное жировое тело. Почечная фасция состоит из переднего и заднего листков. Первый покрывает спереди левую почку, почечные сосуды, брюшную часть аорты, нижнюю полую вену, проходит вдоль позвоночника, переходя на правую почку, а второй проходит сзади почек и справа прикрепляется к боковым отделам позвоночного столба. Вверху листки соединяются между собой, а внизу соединений не имеют. Париетальная брюшина находится спереди от переднего листка почечной фасции. На внутреннем вогнутом краю расположены ворота почек, через которые в почку входят почечная артерия, нервы почечного сплетения, а выходят почечная вена, мочеточник, лимфатические сосуды. Ворота почек открываются в почечную пазуху, в которой находятся малые и большие почечные чашки, и почечная лоханка. Почка состоит из двух слоев: наружного светлого коркового и внутреннего темного мозгового, составляющего почечные пирамиды. Каждая почечная пирамида имеет основание, обращенное к корковому веществу, и верхушку в виде почечного сосочка, направленного в сторону почечной пазухи. Почечная пирамида состоит из прямых канальцев, образующих петлю нефрона, и собирательных трубочек, которые, соединяясь, формируют в области почечного сосочка 15 - 20 коротких сосочковых протоков, открывающихся на поверхности сосочка сосочковыми отверстиями. Корковое вещество состоит из чередующихся светлых и темных участков. Светлые участки конусообразные, напоминают лучи, отходящие от мозгового вещества. Они образуют лучевую часть, в которой расположены почечные канальцы. Последние продолжаются в мозговое вещество и в начальные отделы собирательных трубочек. В темных участках коркового вещества почки находятся почечные тельца, проксимальные и дистальные отделы извитых почечных канальцев.

Основная функционально-структурная единица почки - нефрон (их насчитывается около 1,5 млн). Нефрон состоит из почечного тельца, включая сосудистый клубочек. Тельце опоясано двухстенной капсулой (капсула Шумлянского - Боумена). Полость капсулы выстлана однослойным кубическим эпителием, переходит в проксимальную часть канальца нефрона, дальше идет петля нефрона. Последняя переходит в мозговое вещество, а затем в корковое и в дистальную часть нефрона, которая при помощи вставочного отдела впадает в собирательные почечные трубочки, собирающиеся в сосочковые протоки, а последние открываются в малую почечную чашку. Из соединений двух - трех малых чашек образуется большая почечная чашка, а при слиянии двух - трех последних - почечная лоханка. Около 80 % нефронов находится в толще корковые вещества - корковые нефроны, а 18 - 20 % локализуется в мозговом веществе почки - юкстамедуллярные (околомозговые) нефроны. Кровоснабжение почки происходит за счет хорошо разветвленной сети кровеносных сосудов. Кровь в почку поступает по почечной артерии, которая в воротах почки делится на среднюю и заднюю ветви, дающие сегментарные артерии. От последних отходят междолевые артерии, проходящие между соседними почечными пирамидами и почечными столбами. На границе мозгового и коркового вещества междолевые артерии образуют между пирамидами дуговые артерии, от которых отходит множество междольковых артерий. Последние делятся на приносящие клубочковые артериолы, которые в почечных тельцах распадаются на капилляры и образуют капиллярные клубочки почечного тельца. Из клубочка выходит выносящая клубочковая артерия, она примерно в 2 раза меньше в диаметре, чем приносящая. Выносящие артериолы делятся на капилляры, образующие густую сеть вокруг почечных канальцев, а затем переходят в венулы. Последние сливаются в междольковые вены, впадающие в дуговые вены. Они в свою очередь переходят в междольковые вены, которые, соединяясь, формируют почечную вену, впадающую в нижнюю полую вену Лимфатические сосуды почки, сопровождают кровеносные сосуды, вместе с ними выходят из почек и впадают в поясничные лимфатические узлы.

Мочеточник (ureter) - парный орган, выполняющий функцию выведения мочи из почки в мочевой пузырь. Он имеет форму трубки диаметром 6 - 8 мм, длиной 30 - 35 см. В нем различают брюшную, тазовую и внутристеночную части. Брюшная часть лежит забрюшинно, идет по средней поверхности большой поясничной мышцы к малому тазу Правый мочеточник берет начало от уровня нисходящей части двенадцатиперстной кишки, а левый - от двенадцатиперстнотощего изгиба. Тазовая часть мочеточника начинается от пограничной линии таза, идет вперед, медиально вниз до дна мочевого пузыря. В полости малого таза каждый мочеточник находится спереди от внутренней подвздошной артерии. У женщин тазовая часть мочеточника проходит позади яичника, затем мочеточник с латеральной стороны огибает шейку матки и располагается между передней стенкой влагалища и мочевым пузырем. У мужчин тазовая часть находится снаружи от семявыносящего протока, затем пересекает его и входит в мочевой пузырь. Просвет мочеточника в тазовой части несколько сужен. Конечный отдел (длина 1,5 - 2,0 мм) тазовой части мочеточника проходит в косом направлении в стенке мочевого пузыря и называется внутристеночной частью. Мочеточник имеет три расширения (поясничное, тазовое и перед входом в мочевой пузырь) и три сужения (в месте перехода из почечной лоханки, при переходе брюшной части в тазовую и перед впадением в мочевой пузырь). Стенка мочеточника состоит из трех оболочек. Внутренняя слизистая оболочка выстлана переходным эпителием и имеет глубокие продольные складки. Средняя мышечная оболочка состоит из внутреннего продольного и наружного циркулярного слоев в верхней части, а в нижней - из внутреннего и наружного продольного и среднего кругового слоев. Снаружи мочеточник покрыт адвентициальной оболочкой. Такое строение мочеточника обеспечивает беспрепятственное прохождение мочи из почки до мочевого пузыря.

Мочевой пузырь (vesica urinaria) - непарный полый орган, в котором накапливается моча (250 - 500 мл); располагается на дне малого таза. Форма и размеры его зависят от степени наполнения мочой. В мочевом пузыре различают верхушку, тело, дно, шейку. Передняя верхняя часть мочевого пузыря, направленная к передней брюшной стенке, называется верхушкой мочевого пузыря. Переход верхушки в более широкую часть пузыря образует тело пузыря, которое продолжается вниз и назад и переходит в дно пузыря. Нижняя часть мочевого пузыря воронкообразно сужается и переходит в мочеиспускательный канал. Эта часть называется шейкой пузыря. В нижнем отделе шейки пузыря находится внутреннее отверстие мочеиспускательного канала. Стенка мочевого пузыря состоит из слизистой оболочки, подслизистой основы, мышечной и соединительно-тканной, а в местах, покрытых брюшной, из серозной оболочки. В ненаполненном мочой пузыре стенки растянутые, тонкие (2 - 3 мм), а после опорожнения толщина их достигает 12 - 15 мм. Слизистая оболочка выстлана переходным эпителием и образует множество складок. В передней части дна мочевого пузыря находятся три отверстия: два отверстия мочеточников и внутреннее отверстие мочеиспускательного канала. Между ними расположен мочепузырный треугольник, в котором слизистая оболочка плотно срастается с мышечной. Мышечная оболочка состоит из наружного продольного, среднего циркулярного и внутреннего косопродольного слоев гладких мышечных волокон, тесно связанных между собой. Средний слой в области шейки мочевого пузыря образует вокруг внутреннего отверстия мочеиспускательного канала мышцу - сжиматель мочевого пузыря. Сокращаясь, мышечная оболочка выталкивает мочу наружу через мочеиспускательный канал. Снаружи мочевой пузырь покрыт соединительнотканной оболочкой, а сверху и частично слева и справа -  брюшиной. Спереди мочевого пузыря находится лобковый симфиз, сзади него у мужчин расположены семенные пузырьки, ампулы семявыносящих протоков и прямая кишка, у женщин - матка и верхняя часть влагалища. Нижней поверхностью мочевой пузырь у мужчин прилегает к предстательной железе, у женщин - к тазовому дну

Мочеиспускательный канал (urethra) предназначен для периодического выведения мочи из мочевого пузыря и выталкивания семени (у мужчин).

Мужской мочеиспускательный канал представляет собой мягкую эластичную трубку длиной 16 - 20 см. Он берет начало от внутреннего отверстия мочевого пузыря и доходит до наружного отверстия мочеиспускательного канала, которое расположено на головке полового члена. Мужской мочеиспускательный канал делится на три части: предстательную, перепончатую и губчатую. Предстательная часть находится внутри простаты и имеет длину около 3 см. На ее задней стенке расположено продольное возвышение - гребень мочеиспускательного канала. Наиболее выступающая часть этого гребня называется семенным холмиком или семенным бугорком, на верхушке которого находится небольшое углубление - предстательная маточка. По сторонам от предстательной маточки открываются устья семявыбрасывающих протоков, а также отверстия выводных протоков предстательной железы. Перепончатая часть начинается от верхушки предстательной железы и достигает луковицы полового члена; длина ее составляет 1,5 см. В этом месте канал проходит через мочеполовую диафрагму, где вокруг него за счет концентрических пучков поперечнополосатых мышечных волокон образуется произвольный сфинктер мочеиспускательного канала. Губчатая часть - самая длинная (около 15 см) часть мочеиспускательного канала, которая проходит внутри губчатого тела полового члена. Слизистая оболочка предстательной и перепончатой частей канала выстлана многорядным цилиндрическим эпителием, губчатой части -  однослойным цилиндрическим, а в области головки полового члена -  многослойным плоским эпителием.

Женский мочеиспускательный канал шире мужского и значительно короче; он представляет собой трубку длиной 3,0 - 3,5 см, шириной 8 - 12 мм, открывающуюся в преддверие влагалища. Его функция - выделение мочи. Как у мужчин, так и у женщин при прохождении мочеиспускательного канала через мочеполовую диафрагму имеется наружный сфинктер, который подчиняется сознанию человека. Внутренний (непроизвольный) сфинктер расположен вокруг внутреннего отверстия мочеиспускательного канала и образован круговым мышечным слоем. Слизистая оболочка женского мочеиспускательного канала на поверхности имеет продольные складки и углубления - лакуны мочеиспускательного канала, а в слизистой оболочке - расположены железы мочеиспускательного канала. Особенно развита складка на задней стенке мочеиспускательного канала. Мышечная оболочка состоит из наружных круговых и внутренних продольных слоев.

Мочеобразование состоит из трех процессов: фильтрации, реабсорбции (обратное всасывание) и канальцевой секреции. Образование мочи в почке начинается с ультрафильтрации плазмы крови в месте соприкосновения сосудистого клубочка и капсулы нефрона (боуменова капсула, капсула Шумлянского - Боумена) в результате разности давления крови. Из капилляров клубочка вода, соли, глюкоза и другие компоненты крови попадают в полость капсулы. Так образуется клубочковый фильтрат (в нем отсутствуют форменные элементы крови и белки). Через почку за 1 мин проходит около 1200 мл крови, что составляет 25 % всей выбрасываемой сердцем крови. Переход жидкости из клубочка в капсулу за 1 мин называется скоростью клубочковой фильтрации. В норме у мужчин в обеих почках скорость клубочковой фильтрации составляет 125 мл/мин, у женщин - 110 мл/мин, или 150 - 180 л в сутки. Это первичная моча. Из капсулы первичная моча поступает в извитые канальцы, где происходит процесс реабсорбции (обратное всасывание) жидкости и находящихся в ней компонентов (глюкозы, солей и др.). Так, в почках человека из каждых 125 л фильтрата назад всасывается 124 л. В результате из 180 л первичной мочи образуется только 1,5 - 1,8 л конечной. Некоторые конечные продукты обмена (креатинин, мочевая кислота, сульфаты) всасываются слабо и проникают из просвета канальца в окружающие капилляры путем диффузии. Кроме того, клетки почечных канальцев в результате активного переноса выводят достаточное количество ненужных веществ из крови в фильтрат. Этот процесс называется канальцевой секрецией и является единственным способом концентрирования мочи. Падение артериального давления может привести к прекращению фильтрации и образования мочи.

Регуляция мочеобразования осуществляется нервно - гуморальным путем. Нервная система и гормоны регулируют просвет почечных сосудов, поддерживают до определенной величины кровяное давление, способствуют нормальному мочеобразованию. Гормоны гипофиза оказывают прямое влияние на мочеобразование. Соматотропный и тиреотропный гормоны повышают диурез, а антидиуретический гормон снижает мочеобразование (стимулирует процесс реабсорбции в канальцах). Недостаточное количество антидиуретического гормона вызывает несахарный диабет. Акт мочеиспускания является сложным рефлекторным процессом и происходит периодически. В наполненном мочевом пузыре моча оказывает давление на его стенки и раздражает механорецепторы слизистой оболочки. Возникшие импульсы по афферентным нервам поступают в головной мозг, из которого импульсы по эфферентным нервам возвращаются в мышечный слой мочевого пузыря и его сфинктера; при сокращении мышц пузыря моча через уретру выделяется наружу.

Рефлекторный центр мочеиспускания расположен на уровне II и IV крестцовых сегментов спинного мозга и находится под влиянием вышележащих отделов головного мозга - тормозные влияния исходят из коры головного мозга и среднего мозга, возбуждающие - из варолиева моста и заднего гипоталамуса. Корковые влияния, обеспечивающие импульс к произвольному акту мочеиспускания, вызывают сокращение мышц мочевого пузыря, в нем возрастает внутреннее давление. Происходит открытие шейки мочевого пузыря, расширение и укорочение задней уретры, расслабление сфинктера. Вследствие сокращения мышц пузыря давление в нем увеличивается, а в уретре уменьшается, что вызывает переход мочевого пузыря в фазу опорожнения и удаления по мочеиспускательному каналу мочи наружу.

Суточное количество мочи (диурез) у взрослого человека в норме составляет 1,2 - 1,8 л и зависит от поступившей в организм жидкости, окружающей температуры и других факторов. Цвет нормальной мочи соломенно-желтый и чаще всего зависит от ее относительной плотности. Реакция мочи слабокислая, относительная плотность 1,010 - 1,025. В моче содержится 95 % воды, 5 % твердых веществ, основную часть которых составляют мочевина -  2 %, мочевая кислота - 0,05 %, креатинин -  0,075 %. В суточной моче содержится около 25 - 30 г мочевины и 15 - 25 г неорганических солей, а также солей натрия и калия. В моче обнаруживаются только следы глюкозы.

Приложение №5

Вопросы для закрепления темы

«Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения»

1. К мочеобразующим органам относятся…?

2. К мочевыводящим органам относятся…?

3. Латинское название почки…?

4. Сколько малых почечных чашек…?

5. Лоханка переходит…?

6. Длина мочеточника…?

7. Латинское название мочеточника…?

8. На медиальном крае почек находятся…?

9. Латинское название мочевого пузыря…?

10. Находится мочевой пузырь…?

11. Начальный отдел нефрона…?

12. Почечная артерия отходит от…?

13. Передняя поверхность мочевого пузыря прилежит…?

14. Вместимость мочевого пузыря…?

15. Греческое название почки…?

16. Капсула нефрона состоит…?

17. Являются ли, оболочки почки её фиксирующим аппаратом…?

18. Структурно – функциональной единицей почек является…?

19. Количество больших почечных чашек…?

20. Слизистая оболочка мочевого пузыря представлена эпителием…?


Эталоны ответов на вопросы для закрепления темы

«Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения»

1. Почки

2. Мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал

3. ren

4. 10 - 12

5. В мочеточник

6. 30 см.

7. ureter

8. Ворота

9. vesica urinaria

10. В полости малого таза

11. Почечное тельце

12. Брюшной аорты

13. К лобковому симфизу

14. 500 – 700 мл.

15. nephros

16.Из двух листков

17. Да

18. Нефрон

19. 2 – 3

20. Переходным эпителием

Приложение № 6

Ситуационные задачи для закрепления темы

«Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения»

Задача № 1. 

Почему появление белка в моче говорит о наличии патологического процесса в почках?

Задача № 2. 

Больной страдает мочекаменной болезнью. В каком месте наиболее вероятно «застревание» камня при его прохождении по мочевым путям? Дайте анатомическое обоснование.

Эталоны ответов на ситуационные задачи для закрепления темы

«Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения»

Задача № 1. 

В нормальных условиях крупные белковые молекулы не могут пройти через мембраны капилляров клубочка в полость капсулы. Если же белок обнаруживается в моче, значит, произошло разрыхление мембраны, и она стала пропускать белковые молекулы. Такое разрыхление возникает при патологическом, например, воспалительном процессе.

Задача № 2.

 Наиболее вероятно вклинивание камня во внутристеночной части (pars intramuralis) мочеточника. Это наиболее узкий фрагмент мочевых путей между лоханкой и мочевым пузырем

Приложение № 7

Оценочный лист

№№

пп

Ф.И. студента

Внешний вид

Контроль знаний по предыдущей теме

Контроль знаний по новой теме

Активность студентов (дополнения и исправления ответов студентов)

Итоговая оценка

Устный индивидуальный контроль знаний

Тестовый контроль знаний

Устный индивидуальный контроль знаний

Ситуационная задача

Министерство здравоохранения Республики Бурятия

ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж им. Э. Р. Раднаева»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

по дисциплине ОП.02. Анатомия и физиология человека

Тема занятия: Анатомо – физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС СПО 2014 г. и РП, утверждённой от 31.06.2019г. по специальности 34.02.01. Сестринское дело преподавателем анатомии и физиологии Кушнаревой Т. К.

Улан - Удэ

2019


Рассмотрено                                                 Утверждаю

на заседании ЦМК                                        Зам. директора ОУ

Сестринское дело                                         _______________

Протокол №_____                                        Аюшеева С.В.

«_____» _________2019 г.                                «___» _____________ 2019 г.

Заведующий ЦМК__________

Дашидоржиева Т. К.

Согласовано

 ______________

Югдурова Е.Д.

Старший методист

План практического занятия № 9

Тема занятия: Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыведения.

УД: ОП.02. Анатомия и физиология человека.

Специальность 34.02.01. Сестринское дело     Группа 611

Вид занятия: практическое занятие.

 Время проведения: 180 минут.

Место проведения: кабинет анатомии и физиологии человека, основ патологии (кабинет 326).

Цели занятия:

I. Учебная:

1. Формирование ПК 2. 2. Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:

А) через применение знаний:

- основные выделительные структуры и органы организма человека

 - выделительная функция легких, желудочно – кишечного тракта

- выделительная функция потовых и сальных желез

- топография, строение, функция мочеобразующих органов. Макро и микроскопическое строение почки

- топография, строение, функции мочевыводящих путей

- физиология почек. Фазы образования мочи. Состав и свойства мочи.

Б) через освоение умений

- на таблицах и влажных препаратах показывать элементы органов системы мочеобразования и мочевыведения

- читать анализ мочи, выявлять отклонения в анализе мочи

2. Формирование ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и пожарной безопасности.

II. Развивающая: развитие ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

III. Воспитательная: развитие ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Междисциплинарные связи: МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК 01.02. Основы профилактики, МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико - санитарной помощи, МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

Внутридисциплинарные связи: основы цитологии и гистологии, костная и мышечная системы, АФО систем органов дыхания, пищеварения, половой и сердечно - сосудистой систем.

Литература для студента:

Основная:

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. - 416с.

2. Липченко В.Я, Самусев Р.П. «Атлас нормальной анатомии человека», М., «Медицина», 2015. – 215с.

Дополнительная:

1. Самусев Р.П, Селин Ю.М. «Анатомия человека», «Медицина», 2015 г. - 482с.

2. Георгиева С.А. и др. «Физиология», М., «Медицина», 2014. – 315с.

Литература для преподавателя:

1. Привес М.Г, Лысенков Н.К, Бушков В.И «Анатомия человека», М., «Медицина», 2014. - 387с.

2. Синельников Р.Д «Атлас анатомии человека» в 3 томах, том 3, М., «Медицина»1972. - 231с.

3. Агаджанян Н.А, Тель Л.З, Циркин В. Ч, Чесноков С.А «Физиология человека», С- Пб; Сотис, 1998. - 368с.

4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. – 416с.

5. Липченко В.Я, Р. Самусев Р.П «Атлас нормальной анатомии человека», М., «Медицина», 2015 г.

6. Самусев Р.П, Селин Ю.М «Анатомия человека», «Медицина», 2015 г.

7. Георгиева С.А и др. «Физиология», М., «Медицина», 2014 г.

Интернет – ресурсы для студентов и преподавателей:

  1. Электронная библиотечная система «Консультант студента» (Электронный ресурс). – база данных содержит электронные версии учебной, научной и другой дополнительной литературы. Режим доступа: http://www. Medcollegelib. ru.
  2. Электронный каталог ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э. Р. Раднаева» (Электронный ресурс) – база данных содержит каталог библиотеки. Режим доступа: http://90/188/36/55:8080/cgibin/irbis64r_11/cgiirbis_64/exe?COM=F&121DBN=medcol&H21DBN=medkol
  3. http://www.anatomy.tj/
  4. http://www.anatomcom.ru/

Оснащение:

Мультимедийная система (проектор, ноутбук, экран), ЦОР, стандартные таблицы и планшеты по данной теме, малые таблицы, методические указания для студентов (10 экземпляров), доска, мел, дидактический материал.

Технологическая карта практического занятия № 9.

 Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

№№

Ход занятия

Вре

мя

мин

Деятельность студента

Примечание

1.

Организационная часть (проверка присутствующих, готовность студентов к занятию, наличие формы и сменной обуви)

2

Бригадир подгруппы сообщает о готовности группы к занятию, отсутствующих и причину их отсутствия

2.

Мотивация (тема практического занятия, цель, актуальность, связь с будущей профессией)

5

Студенты слушают и записывают план занятия, тему, цели, актуальность, мотивацию необходимости изучения темы.

Приложение №1

3.

Контроль знаний

- устный опрос,

- терминологический диктант

- Тест-контроль

10

10

12

Студенты отвечают на вопросы преподавателя, на вопросы диктанта и вопросы тестового контроля знаний

Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

4.

Формирование умений

  1. Закрепление умений применения знаний по данной теме.
  2. Самостоятельная работа студентов.

3. Контроль умений.

124

  1. Практическая работа под руководством преподавателя.
  2. Самостоятельное освоение умений.
  3. Выполнение практических заданий.

Приложение №5

5.

Контроль формирования компонентов ПК

Выполнение практических заданий.

10

Демонстрируют приобретённые умения и навыки.

Приложение №6

6.

Подведение итогов практического занятия

5

Слушают, при необходимости задают вопросы.

Приложение №7

7.

Домашнее задание 

Тема следующего практического занятия «АФО репродуктивной системы»

2

Слушают и записывают.

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2014. – 416с. Стр 185 – 194.


Приложение № 1

Мотивация. Актуальность.

Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

Достижения в области изучения физиологии почек, успехи биохимии обусловили возможность определения в клинических условиях ряда показателей, характеризующие не только функции почек – азот выделительную, гомеостатическую и эндокринную, но и деятельность составных отделов нефрона (клубочков, канальцев).

Основным диагностическим методом остаётся исследование мочи. При исследовании мочи необходимо учитывать ряд количественных и качественных показателей.

Изучение этой темы позволяет понять взаимосвязь и единство органов различных систем, т.к. органы системы мочеобразования и мочевыведения, вместе с органами пищеварительной системы, легкими и кожей выводят из организма продукты обмена веществ, которые не могут быть использованы человеком.

Изучение этой темы необходимо для того чтобы в дальнейшем на клинических дисциплинах вы использовали эти знания и вам легко было разбираться в заболеваниях и патологических состояниях, связанных с деятельностью мочевой системы и использовали эти знания в практической деятельности при осуществлении сестринского ухода за пациентами и их обследовании.

Приложение № 2

Вопросы для устного контроля знаний

«Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения»

1. Функции системы мочеобразования и мочевыведения?

2. Перечислить органы системы с указанием их функций?

3. Топография почки?

4. Какие две части различают в паренхиме почки?

5. Что является структурно – функциональной единицей почки?

6. Перечислить части нефрона?

7. Каким эпителием выстлана слизистая оболочка мочеточника?

8. Функция мочевого пузыря?

9. Перечислить фазы образования мочи?

10. Характеристика процесса реабсорбции?

Эталоны ответов на вопросы устного контроля знаний

Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

1. Функцией системы мочеобразования и мочевыведения является выведение из организма продуктов обмена веществ, которые не могут быть использованы организмом человека.

2. Органы делятся по функции на две группы: мочеобразующие (почки), мочевыводящие (мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал)

3. Почки располагаются на задней брюшной стенки по бокам от позвоночника на уровне XII грудного и I – II поясничных позвонков. Правая почка лежит чуть ниже, чем левая почка.

4. На фронтальном разрезе почки различают наружное, более светлое – корковое вещество и внутреннее, более темное – мозговое вещество.

5. Морфо – функциональной единицей почки является нефрон.

6. Элементами нефрона являются почечное тельце, ссостоящее из двухстенной капсулы Шумлянского – Боумена и сосудистого клубочка, извитых канальцев, петли Генле и собирательной трубки.

7. Слизистая оболочка мочеточника выстлана переходным эпителием.

8. Мочевой пузырь является резервуаром для мочи.

9. В образовании мочи в нефронах почки выделяют две фазы. Первая фаза – фильтрационная, это образование первичной мочи в клубочках нефронов. Вторая фаза – реабсорбционная, в канальцах нефрона происходит обратное всасывание воды и других веществ (образуется концентрированная, так называемая вторичная моча)

10. Вторая фаза – реабсорбция – из капсул клубочков первичная моча, близкая по своему составу к плазме крови, поступает в канальцы нефронов, в которых происходит обратное всасывание.

Приложение № 3.

Вопросы терминологического диктанта

Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

1. Структурно – функциональная единица почки –это ………. ?

2. Где расположено корковое вещество почки…?

3. Фильтрация мочи происходит в…?

4. Где расположено мозговое вещество почки…?

5. Реабсорбция мочи происходит в …?

6. Где расположены ворота почки?

7. В мочеточник различают части: брюшную, тазовую и …?

8. Мочепузырный треугольник расположен в области… мочевого пузыря?

Эталоны ответов на вопросы терминологического диктанта

Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

1.Нефрон

2. По периферии почки

3. В почечном тельце

4. К центру почки

5.В почечных канальцах

6. В области медиального края почки

7.Интрамуральная часть

8. В области дна

Приложение № 4.

Тестовый контроль знаний

Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

Вариант №1.

Выберите, пожалуйста, один правильный ответ

1. Органы, составляющие систему мочеобразования и мочевыведения:

а) почки, мочеиспускательный канал, матка

б) почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, мочевой пузырь

в) влагалище, почки, мочевой пузырь

г) мочеточники, почки, яичко

2.Оболочки, выполняющие функцию фиксирующего аппарата?

а) фиброзная капсула, почечная фасция, жировая капсула

б) фиброзная капсула, почечная фасция

в) печеночная фасция, фиброзная капсула, жировая капсула

г) жировая капсула, печеночная капсула

3. Что является структурно-функциональной единицей почки?

а) почечное тельце

б) мозговое вещество

в) мочевые канальцы

г) нефрон

4. Как называется состояние, когда появляется сахар в моче?

а) гематурия

б) альбуминурия

в) глюкозурия

г) протеинурия

5.  Где образуется вторичная моча и как?

а) в извитых мочевых канальцах первого порядка путём реабсорбции

б) в почечном тельце путём фильтрации

в) в проксимальных мочевых канальцах путём фильтрации

г) в сосудистых клубочках путём реабсорбции

  1. Отделы мочеточника:

а) брюшной и тазовый

б) брюшной, тазовый, интрамуральный

в) брюшной и пузырный

г) тазовый и внутриорганный

  1.  Где располагается мозговое вещество почки?

а) кнаружи от коркового вещества

б) в почечной пазухе

в) около ворот почки

г) кнутри от коркового вещества

  1.  Отделы мочевого пузыря:

а) дно, тело, основание

б) основание, верхушка, тело

в) верхушка, тело, дно

г) тело и основание

  1.  Как покрыт мочевой пузырь брюшиной?

а) мезоперитониально

б) интраперитониально

в) экстраперитониально

г) в забрюшином пространстве

10.  Чем обусловлен цвет мочи?

а) составом пищи и лекарств

б) пигментами уробилином и урохромом

в) органическими веществами

г) пигментом стеркобилином

Вариант № 2

Выберите, пожалуйста. Один правильный ответ.

  1. Из чего состоит почечное тельце?

а) сосудистого клубочка и мочевого канальца

б) сосудистого клубочка и капсулы Шумлянского-Боумена

в) мочевого канальца и капсулы Шумлянского-Боумена

г) сосудистого клубочка и извитого канальца первого порядка

  1.  Где располагаются ворота почки?

а) на латеральном крае

б) на передней поверхности

в) на задней поверхности

г) на медиальном крае

  1.  В состав чего входят почечная лоханка, большие и малые чашечки?

а) в почечную пазуху

б) в мозговое вещество

в) в корковое вещество

г) в ворота почки

  1.  Что такое протеинурия?

а) наличие сахара в моче

б) наличие крови в моче

в) наличие белка в моче

г) отделение большого количества мочи

 

  1.  Чем представлен фиксирующий аппарат почки?

а) оболочки, мышечное ложе, внутрибрюшное давление

б) связки, оболочки, кровеносные сосуды

в) оболочки, внутрибрюшное давление, связки

г) кровеносные сосуды и оболочки

  1.  Где образуется первичная моча?

а) в мочевом канальце

б) в сосудистом клубочке почечного тельца

в) в петле Генле

г) в сосочковых ходах

  1.  Куда открывается отверстие мочеточника?

а) в область верхушки мочевого пузыря

б) на дне мочевого пузыря

в) в мочеполовой диафрагме

г) в мочеиспускательный канал

8. Расположение левой почки?

а) на уровне I грудного – XII поясничного позвонков

б) на уровне XI грудного –II поясничного позвонков

в) на уровне XII грудного – II поясничного позвонков

г) на уровне XII грудного – III поясничного позвонков

9.Что проходит через ворота почки?

а) мочеточник, сосуды и нервы

б) почечная артерия, мочеточник

в) почечная артерия, вена, мочеточник, нервы и лимфатические сосуды

г) почечная вена, мочеточник

  1. В каком отделе мочевого пузыря отсутствуют складки?

а) в области тела

б) в области корня

в) в области дна

г) на вершине мочевого пузыря

 


Эталоны ответов на вопросы тестового контроля знаний

Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

1 Вариант                                         2 Вариант  

  1. -  б                                        1 - б
  2. – а                                                2 - г
  3.  – г                                        3 - а
  4.  – в                                        4 - в
  5.  – в                                        5 - а
  6.  – б                                        6 - б
  7.  – г                                        7 - б

8 - в                                        8 - в

  1. -  а                                        9 - в
  2. - б                                        10 – в

Критерии оценок

«5»- 9 - 10 правильных ответов

«4» - 8 правильных ответов

«3» - 7 правильных ответов

«2» - 6 и меньше правильных ответов

Приложение № 5

Методические указания к практическому занятию № 9

Тема занятия: Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения

Цели занятия:

I. Учебная:

1.Формирование ПК 2. 2. Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса:

А) через применение знаний:

- основные выделительные структуры и органы организма человека

 - выделительная функция легких, желудочно – кишечного тракта

- выделительная функция потовых и сальных желез

- топография, строение, функция мочеобразующих органов. Макро и микроскопическое строение почки

- топография, строение, функции мочевыводящих путей

- физиология почек. Фазы образования мочи. Состав и свойства мочи.

Б) через освоение умений

- на таблицах и влажных препаратах показывать элементы органов системы мочеобразования и мочевыведения

- читать анализ мочи, выявлять отклонения в анализе мочи

План изучаемого материала:

  1. Обзор органов системы мочеобразования и мочевыведения.
  2. Мочеобразующие органы, топография, строение, функции:

- почки, макро -  и микроскопическое строение;

- процесс мочеобразования;

- состав и свойства мочи;

     3. Мочевыводящие органы, топография, строение, функции:

        - мочеточники;

          - мочевой пузырь;

- мочеиспускательный канал (мужской и женский);

Ход занятия:

После вводного инструктажа преподавателя и исходного контроля знаний студенты малыми группами (по 2-3человека) выполняют задания, используя таблицы, планшета, влажные препараты.

Задание № 1.

Подробно изучите топографию, фиксирующий аппарат почки, макроскопическое строение, используя таблицы, планшеты, влажные препараты. Обратите внимание на строение коркового и мозгового вещества, почечной пазухи.

После изучения ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  1. Топография правой почки?
  2.  Топография левой почки?
  3. Расположение в паренхиме почки коркового вещества?
  4. Расположение в паренхиме почки мозгового вещества?

Выводы записать в дневник.

Задание № 2.

Используя таблицы, планшеты подробно изучите микроскопическое строение почки, структурно - функциональную единицу, её составные части.

В дневнике зарисовать схему строения нефрона, подписать составные части.

Задание № 3.

Разобрать процесс образования мочи, фазы.

В дневнике составить таблицу «Фазы образования мочи», в которой указать характеристику каждой фазы.

Записать в дневнике физиологический состав мочи.

Задание № 4.

 В дневнике перечислить мочевыводящие органы. Используя таблицы, планшеты разобрать топографию, строение и функции этих органов.

Задание № 5. Разобрать топографию, строение и функции мочеиспускательного канала, обратить внимание на половые отличия, заполнить таблицу.

Сравнительная характеристика мочеиспускательного канала

Характеристика

Женский мочеиспускательный канал

Мужской мочеиспускательный канал

1.

Топография

2.

Строение

3.

Функция

Приложение №6

Студенты должны продемонстрировать умения находить отдельные элементы органов на стандартных таблицах и планшетах.

Приложение №7

Оценочный лист

пп

Ф.И. студента

Внешний вид

 Контроль знаний

Выполнение практических навыков

Активность студентов (дополнения и исправления ответов студентов)

Итоговая оценка


Библиография:

Литература для студента:

Основная:

1. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2016. - 416с.

2. Липченко В.Я, Самусев Р.П. «Атлас нормальной анатомии человека», М., «Медицина», 2015. – 215с.

Дополнительная:

1. Самусев Р.П, Селин Ю.М. «Анатомия человека», «Медицина», 2015 г. - 482с.

2. Георгиева С.А. и др. «Физиология», М., «Медицина», 2016. – 315с.

Литература для преподавателя:

1. Привес М.Г, Лысенков Н.К, Бушков В.И «Анатомия человека», М., «Медицина», 2016. - 387с.

2. Синельников Р.Д «Атлас анатомии человека» в 3 томах, том 3, М., «Медицина»1972. - 231с.

3. Агаджанян Н.А, Тель Л.З, Циркин В. Ч, Чесноков С.А «Физиология человека», С- Пб; Сотис, 1998. - 368с.

4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. - Ростов-н/Д.: изд-во «Феникс», 2016. – 416с.

5. Липченко В.Я, Р. Самусев Р.П «Атлас нормальной анатомии человека», М., «Медицина», 2015 г.

6. Самусев Р.П, Селин Ю.М «Анатомия человека», «Медицина», 2015 г.

7. Георгиева С.А и др. «Физиология», М., «Медицина», 2016 г.

Интернет – ресурсы для студентов и преподавателей:

1. Электронная библиотечная система «Консультант студента» (Электронный ресурс). – база данных содержит электронные версии учебной, научной и другой дополнительной литературы. Режим доступа: http://www. Medcollegelib. ru.

2. Электронный каталог ГАПОУ «Республиканский базовый медицинский колледж имени Э. Р. Раднаева» (Электронный ресурс) – база данных содержит каталог библиотеки. Режим доступа: http://90/188/36/55:8080/cgibin/irbis64r_11/cgiirbis_64/exe?COM=F&121DBN=medcol&H21DBN=medkol

3. http://www.anatomy.tj/

4. http://www.anatomcom.ru/


Итоговый тестовый контроль перед промежуточной аттестацией

Раздел «Анатомо - физиологические особенности системы мочеобразования и мочевыведения»

Выберите, пожалуйста, один правильный ответ

1. Из чего состоит почечное тельце?

а) сосудистого клубочка и мочевого канальца

б) сосудистого клубочка и капсулы Шумлянского-Боумена

в) мочевого канальца и капсулы Шумлянского-Боумена

г) сосудистого клубочка и извитого канальца первого порядка

2. Где располагаются ворота почки?

а) на латеральном крае

б) на передней поверхности

в) на задней поверхности

г) на медиальном крае

3. В состав чего входят почечная лоханка, большие и малые чашечки?

а) в почечную пазуху

б) в мозговое вещество

в) в корковое вещество

г) в ворота почки

4. Что такое протеинурия?

а) наличие сахара в моче

б) наличие крови в моче

в) наличие белка в моче

г) отделение большого количества мочи

 

5. Чем представлен фиксирующий аппарат почки?

а) оболочки, мышечное ложе, внутрибрюшное давление

б) связки, оболочки, кровеносные сосуды

в) оболочки, внутрибрюшное давление, связки

г) кровеносные сосуды и оболочки

6. Где образуется первичная моча?

а) в мочевом канальце

б) в сосудистом клубочке почечного тельца

в) в петле Генле

г) в сосочковых ходах

7. Куда открывается отверстие мочеточника?

а) в область верхушки мочевого пузыря

б) на дне мочевого пузыря

в) в мочеполовой диафрагме

г) в мочеиспускательный канал

8. Чем обусловлен цвет мочи?

а) составом пищи и лекарств

б) пигментами уробилином и урохромом

в) органическими веществами

г) пигментом стеркобилином

9. Что является структурно-функциональной единицей почки?

а) почечное тельце

б) мозговое вещество

в) мочевые канальцы

г) нефрон

10. Как называется состояние, когда появляется сахар в моче?

а) гематурия

б) альбуминурия

в) глюкозурия

г) протеинурия

11. Где образуется вторичная моча и как?

а) в извитых мочевых канальцах первого порядка путём реабсорбции

б) в почечном тельце путём фильтрации

в) в проксимальных мочевых канальцах путём фильтрации

г) в сосудистых клубочках путём реабсорбции

12. Отделы мочеточника:

а) брюшной и тазовый

б) брюшной, тазовый, интрамуральный

в) брюшной и пузырный

г) тазовый и внутриорганный

13. Где располагается мозговое вещество почки?

а) кнаружи от коркового вещества

б) в почечной пазухе

в) около ворот почки

г) кнутри от коркового вещества

14. Отделы мочевого пузыря:

а) дно, тело, основание

б) основание, верхушка, тело

в) верхушка, тело, дно

г) тело и основание

15. Как покрыт мочевой пузырь брюшиной?

а) мезоперитониально

б) интраперитониально

в) экстраперитониально

г) в забрюшинном пространстве

Эталоны ответов на рубежный тестовый контроль по теме:

«Анатомо – физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыведения»

1 - б

2 - г

3 - а

4 - в

5 - а

6 - б

7 - б

8 - б

9 - г

10 - в

11 - в

12 - б

13 - г

14 - в

15 - а

 

Эталоны оценок

«5»- 14 - 15 правильных ответов

«4» - 12 -13 правильных ответов

«3» - 10 - 11 правильных ответов

«2» - 9 и меньше правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека. Специальность: 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки)

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС 34.02.01 Сестринское дело (...

Глоссарий по дисциплине ОП 02. Анатомия и физиология человека, специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Словарь предназначается для самоподготовки студентов к терминологическим диктантам, контрольным работам и промежуточной аттестации по дисциплине....

Тестовые задания к практическому занятию дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности (34.02.01 Сестринское дело)

Материал составлен согласно программе дисциплины"Анатомия и физиология человека" специальности "34.02.01 Сестринское дело " и может быть для проверки знаний по теме;"Пищ...

Методическая разработка практического занятия Слуховая сенсорная система. Вкусовая сенсорная система. Обонятельная сенсорная система. ОП.02 «Анатомия и физиология человека» Специальности: 31.02.02 Акушерское дело, 34.02.01 Сестринское дело

Орган слуха - у человека он парный – позволяет воспринимать и анализировать все многообразие звуков внешнего мира. Благодаря слуху  человек не только различает звуки, распознает их характер...

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»

     Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специаль...

Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по теме" Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения"

Данная методическая разработка может быть использованна в рабочей деятельности преподавателем дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности 34.02.01 - Сестринское дело, для II ку...

Календарно-тематические планы по дисциплине Анатомия и физиология человека. Специальность :Лечебное дело. и Сестринское дело

Календарно-тематические планы по дисциплине Анатомия и физиология человека. Специальность :Лечебное дело. и Сестринское дело...