Аттестация: 3.3 Личный вклад в повышение качества образования, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов профессиональной деятельности (активное участие в работе методических объединений и предметно-цикловых комиссиях)
материал

Михайлова Надежда Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЗАНЯТИЯ

Слайд 2

Занятие – главная форма учебного процесса и занимает в учебном процессе 98% учебного времени. Остальные 2% учебного времени занимают такие формы организации учебного процесса как: учебная экскурсия, практикум, практическая работа, экзамен, консультация, зачёт, внеаудиторная работа и др.

Слайд 3

Технология занятия Технология занятия – это модель, схема, план действий преподавателя и обучающегося при осуществлении учебного процесса; система деятельности, приводящая к результату. Конкретная деятельность преподавателя и обучающегося должна быть взаимосвязана и направлена на достижение поставленных целей.

Слайд 4

Технология - это система, в которой последовательно воплощается на практике спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение глубоко осознанных и продуманных целей и задач, как со стороны преподавателя, так и со стороны обучающихся. Свойства технологии системность, структурированность, планируемый результат, деятельность всех субъектов при наименьших затратах времени и усилий.

Слайд 5

Этапы проектирования занятия в технологическом подходе Определение целей и задач занятия. Ориентация всего содержания занятия на реализацию запланированных целей и задач. Ориентация процесса обучения на гарантированное достижение результатов. Оценивание текущих результатов (наличие оперативной обратной связи), коррекция обучения. Заключительное оценивание результатов.

Слайд 6

Мотивация Мотив ( motif фр. – двигаю), (побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к действию. В психологии «мотив» - осознанное побуждение человека к деятельности. Мотивы учения - осознанное побуждение обучающихся к учению. Мотивы учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности. В качестве мотивов могут выступать: предметы внешнего мира; идеи; чувства, переживания, словом всё то, в чём нашла воплощение потребность.

Слайд 7

Мотивы могут быть внешние : наказание и награда, угроза и требование, материальная выгода, давление группы, ожидание будущих благ и т.д. Все они внешние к непосредственной цели обучения. Мотивы могут быть внутренние : интерес к своим знаниям, любознательность, стремление повысить свой культурный и профессиональный уровень, потребность в новой информации, то есть всё, что побуждает человека к учению как к своей цели . Мотивация обучения – формирование мотивов обучения.

Слайд 8

Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности, их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъективным и соответствовать планируемому результату. Цель – это то, к чему стремятся, это планируемый результат. Для достижения цели требуется продолжительный отрезок времени. Задачи – это то, что требует выполнения, разрешения. (С. Ожегов). Задачей может быть отдельный этап какой-то деятельности, проблемная ситуация и ближайшая цель. Целеполагание

Слайд 9

Обучающие цели занятия включают в себя овладение обучащимися системой знаний, практическими умениями и навыками, основами научного мировоззрения. Их можно сформулировать так: 1) обеспечить: а) понимание содержания учебного материала всеми обучающимися; б) уровень его усвоения; в) применение знаний на практике в стандартной, нестандартной или творческой ситуации; 2) добиться …; 3) сформировать или продолжить формирование общеучебного или специального … умения, навыка; 4) актуализировать …; 5) обобщить …; 6) систематизировать …

Слайд 10

Воспитательные цели способствуют: воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в обществе. Воспитательные цели можно сформулировать: создать условия для …; способствовать выявлению, раскрытию … способностей, возбудить интерес…; прививать, укреплять … навыки; убедить в целесообразности …, значимости …

Слайд 11

Развивающие цели содействуют: формированию общеучебных и специальных умений; совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи, умения вести диалог, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности. Их можно сформулировать так: способствовать становлению или развитию…; содействовать развитию…; помочь…

Слайд 12

Формы организации занятия Формы организации познавательной деятельности – это разновидности взаимодействия обучающих и обучающихся, отличающиеся друг от друга характером их общения. В педагогической литературе приняты в основном 3 формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая и общеаудиторная (фронтальная).

Слайд 13

Индивидуальная работа – это учебная деятельность обучащихся по выполнению заданий, соответствующих учебным возможностям. Она предполагает подбор таких приёмов и средств обучения, которые обеспечат оптимальное развитие каждого студента в аудитории. Для осуществления индивидуальной работы требуется изучить индивидуальные возможности студента, создать систему дидактических материалов, определить оптимальное задание для каждого и систему контроля его обучения и развития, своевременно проводить анализ проделанной работы, коррекцию и делать выводы.

Слайд 14

Парная форма организации процесса обучения Если в учебном процессе используется парная структура общения (общение 2-х людей, общение в паре), то мы имеем парную форму организации процесса обучения по схеме: преподаватель-студент или студент-студент. При общении в паре говорящего слушает 1 человек. При парной форме организации обучения возможны 3 варианта: 1) преподаватель, профессиональный педагог (взрослый) обучает студента; 2) один из студентов обучает чему-то другого студента (их роли могут меняться); 3) оба студента (участники парного общения) сотрудничают друг с другом на равных. В процессе обучения используют пары постоянного и переменного состава.

Слайд 15

Работа в малых группах характеризуется тем, что: аудитория разбивается на занятии на несколько групп для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определённое задание и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или преподавателя; задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; состав группы непостоянный, он подбирается таким образом, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Слайд 16

Составляющие групповой познавательной деятельности: Предварительная подготовка обучащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж преподавателя. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей. Работа по выполнению учебного задания. Наблюдение преподавателя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

Слайд 17

5) Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе. 6) Сообщение учащихся, по вызову преподавателя, о полученных результатах, общая дискуссия в аудитории под руководством преподавателя, дополнения и исправления, дополнительная информация преподавателя и формулировка окончательных выводов. 7) Оценка работы каждой группы.

Слайд 18

Групповая форма организации познавательной деятельности особенно эффективна при решении каких-либо прикладных вопросов или при углублённом изучении какого-либо частного вопроса курса, а также при выполнении практикума или практических работ при условии, что в группе из 6 человек будет 3 комплекта оборудования. Она полезна и при выполнении упражнений и решении задач по теме, перед контрольной работой, диф зачета. Групповая работа эффективна при решении каких-либо проблем, подготовке учебных конференций, диспутов, докладов.

Слайд 19

Фронтальная форма организации учебной работы Фронтальным называется такой вид деятельности преподавателя и обучающихся на занятии, когда все студенты одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Полученные результаты работы обсуждаются всей группой, сравниваются и обобщаются.

Слайд 20

Характерные черты фронтальной формы познавательной деятельности. преподаватель ведёт работу и непосредственно общается со всеми студентами аудитории– рассказывает, объясняет, показывает, вовлекает студентов в обсуждение проблем, обеспечивая одновременное руководство всеми обучающимися. Всё, что необходимо знать и уметь каждому студенту, показывается преподавателем одновременно для всех; преподаватель осуществляет непосредственное идейно-эмоциональное воздействие на коллектив обучающихся, которое должно пробуждать у них ответные мысли, чувства, переживания; каждый студент воспринимает информацию, передаваемую преподавателем, стремится её усвоить; общая цель работы достигается за счёт индивидуальных усилий каждого студента.

Слайд 21

Фронтальная форма организации обучения позволяет: воспитывать в студентах чувство коллективизма; рассуждать и находить ошибки в своих и чужих рассуждениях; обсуждать различные проблемы всей аудиторией; делать обобщения и выводы. Используя фронтальную организационную форму, очень важно прививать учащимся умения: выслушивать чужое мнение; сравнивать его со своим; дополнять ответ; находить в нём ошибки по содержанию и планированию ответа.

Слайд 22

При фронтальной работе аудитории можно давать и репродуктивные, и творческие задания. Самым существенным недостатком фронтальной формы работы является сложность в организации активной и полезной деятельности всех обучающихся аудитории. Но правильное сочетание на занятии индивидуальной и фронтальной форм работы позволяет максимально использовать достоинства каждой из них. При изучении нового учебного материала и его закреплении наиболее эффективна фронтальная форма организации занятии, а применение знаний в изменённых ситуациях лучше всего организовать максимально используя индивидуальную работу. Фронтально организуют практические работы, но и здесь нужно искать возможность для максимального развития каждого студента, например, заканчивать работу ответом на вопросы различной степени сложности.

Слайд 23

Коллективная форма познавательной деятельности студентов Теоретические и технологические основы этой формы разработал В.К. Дьяченко. Коллективная форма познавательной деятельности – это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других его членов.

Слайд 24

Признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности. наличие у всех участников общей цели; разделение труда, функций и обязанностей между участниками деятельности; построение работы на сотрудничестве и взаимопомощи; работа каждого участника процесса приобретает общественную значимость; равенство условий для каждого; деятельность каждого участника занятий является общественно полезной; всей работой руководит педагог; социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях. Коллективная форма организации познавательной деятельности учащихся – это общение учащихся в процессе обучения в парах сменного состава.

Слайд 25

Лекция – усваивается 5 % информации. Чтение – 10%. Аудиовизуальные средства – 20 %. Демонстрация – 30%. Дискуссии – 50%. Практические действия – 70% При обучении других – 90%.

Слайд 26

Типы учебных занятий: изучение нового материала и его первичное закрепление; комплексное применение знаний и умений; комбинированное занятие.

Слайд 27

Главная дидактическая цель учебного занятия изучения нового материала и первичного закрепления – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации. Структура учебного занятия изучения нового материала и первичного закрепления: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация, первичное усвоение учебного материала, информация о домашнем задании, Рефлексия.

Слайд 28

Дидактические цели комбинированного учебного занятия – создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации; применение их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверка уровня усвоения знаний и умений. Структура этих занятий содержит: оргмомент, целеполагание и мотивация, актуализация, первичное усвоение учебного материала, осознание и осмысление учебного материала, систематизация знаний и умений, применение знаний и умений, проверка уровня усвоения знаний и умений, информация о домашнем задании, рефлексия.

Слайд 29

Структура занятия I. Организационный этап (момент). Организационный момент предназначен для создания у студентов рабочей настроенности. Его неправильная организация (недооценивание, затягивание, незнание методики) приводит к появлению методических недочётов в организации основной части занятия.

Слайд 30

Содержание этапа. 1. Приветствие. 2. Определение отсутствующих (преподаватель формирует свою позицию к факту отсутствия студента). 3. Проверка готовности учащихся к занятию (внешний вид студентов, их рабочая поза, состояние рабочего места). 4. Проверка подготовленности помещения аудитории к занятию. 5. Организация внимания (для осуществления быстрого перехода от психологического состояния во время перемены к рабочему состоянию сознания).

Слайд 31

Условия достижения положительных результатов оргмомента: сосредоточенность, выдержка, самообладание, собранность преподавателя; отсутствие многословия; ярко выраженная волевая направленность; требовательность и твёрдое намерение без задержки перейти к занятию при одновременном внимании к состоянию учащихся; использование небольшой психологической паузы и вопроса, побуждающего внимание студентов к теме занятия; спокойная, уверенная манера держаться при появлении в аудитории, сочетающаяся с доброжелательностью и сердечностью; последовательность и постоянство в предъявлении требований.

Слайд 32

Показатели выполнения психологической задачи этапа: доброжелательный настрой преподавателя и обучающихся, кратковременность оргмомента, полная готовность аудитории и оборудования к работе, быстрое включение группы, организация внимания всех обучающихся.

Слайд 33

II. Этап проверки домашнего задания Учебно-воспитательная задача этапа – проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания всей группой, выяснить причины невыполнения отдельными студентами, устранить, выявленные в ходе проверки, пробелы в знаниях, умениях и навыках, осуществлять дальнейшее совершенствование умений. Одновременно с этим мотивировать и мобилизовать силы и способности студентов, стимулировать их к успеху, формировать чувство долга, настойчивость в достижении цели, дисциплинированность.

Слайд 34

Содержание этапа. 1. Выявление факта выполнения домашнего задания всей группой. 2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными студентами и принятие мер для его обязательного выполнения на следующий день. 3. Определение типичных недостатков в знаниях, причин их появления. 4. Исправление ошибок, допущенных в работе, чтобы они не закреплялись в памяти студентов. 5. Привлечение, когда это возможно, к проверке домашнего задания старост группы.

Слайд 35

6. Использование взаимопомощи и самоконтроля студентов. 7. Осмысление преподавателем своей собственной деятельности на прошлом занятии. Проверка домашнего задания преподавателем позволяет обнаружить его успехи и ошибки в выборе методики, сигнализирует о темпе продвижения студентов, является необходимым средством подготовки конкретного занятия с учётом достигнутых результатов.

Слайд 36

Условия достижения положительных результатов: оперативность преподавателя, целевая направленность его деятельности; использование преподавателем системы приёмов, позволяющих определить выполнение домашнего задания у всех студентов аудитории; осознанность студентами взаимосвязи домашнего задания с результатами своего обучения, понимание зависимости этих результатов от их домашней работы.

Слайд 37

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выявление факта выполнения домашнего задания у всей группы за короткий промежуток времени (10 – 15 минут), установление типичных ошибок и их ликвидация; обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными студентами и принятие мер для их ликвидации; использование различных форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также от отношения студентов к его выполнению; формирование у студентов связи выполнения домашнего задания с результатами своего обучения.

Слайд 38

Методика проверки домашнего задания: проверка и оценка преподавателем; проведение кратковременных (20–30 минут) письменных контрольных работ в начале занятия; проведение тестового письменного опроса всей группы.

Слайд 39

III. Этап всесторонней проверки знаний. Учебно-воспитательная задача: глубоко и всесторонне проверить знания группы учащихся, выявив причины появления обнаруженных недостатков в знаниях и умениях. Уточнение, закрепление и систематизация знаний учащихся. Организация в ходе проведения опроса отдельных студентов познавательной деятельности всех учащихся. Осуществление развития речи и мышления отвечающих студентов. Развитие аналитичности и критичности мышления студентов. Воспитание чувства коллективизма и сопереживания успехам и неудачам одногруппников. Прорефлексировать свою деятельность, дать ей самооценку.

Слайд 40

Содержание этапа: проверка различными методами объёма и качества усвоения знаний отдельными студентами; проверка образа мышления отвечающих студентов; проверка сформированности общеучебных и специальных умений и навыков; комментирование (оценивание) ответов студентов; организация деятельности всей группы во время ответа вызванных к доске студентов.

Слайд 41

Сущность этапа: коллективная познавательная деятельность всех учащихся группы, в результате которой знания всей группы совершенствуются, а у части учащихся аттестуются. Проверка знаний должна служить не только цели контроля, но и целям обучения. Чтобы втянуть в работу всю группу, опрос должен быть интересен студентам. Для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике. Только в этом случае ответы на занятии позволяют убедиться в правильности своих знаний, исправить и дополнить их, закрепить, сделать личными.

Слайд 42

Важный приём для активизации всей группы при опросе отдельных студентов – рецензирование ответов одногруппников по единой схеме: полнота ответа, его обоснованность, правильность, логичность, культура речи, умение применять знания на практике. В результате оценку получают и тот, кто отвечал, и тот, кто рецензировал.

Слайд 43

Формы опроса: фронтальный, уплотнённый, программированный, индивидуальный перед всей группой и с его участием.

Слайд 44

Условия достижения положительных результатов: использование разнообразных методов проверки знаний (фронтальная беседа, индивидуальный опрос у доски, тестовая проверка и др.); постановка дополнительных вопросов для проверки прочности, глубины и осознанности знаний; создание в процессе опроса нестандартных ситуаций в использовании знаний; привлечение специальными заданиями группы всех студентов к активному слушанию ответов одногруппников; создание атмосферы значимости, серьёзности и важности работы, осуществляемой на данном этапе.

Слайд 45

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи на данном этапе: проверка преподавателем не только объёма и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, умения применять на практике; рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках учащихся, на указание того, что необходимо делать для усовершенствования приёмов самостоятельной работы; активная деятельность всей группы в ходе проверки знаний отдельных студентов.

Слайд 46

IV. Этап подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала Учебно-воспитательная задача этапа: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового учебного материала; формировать целенаправленный характер учебной деятельности учащихся; научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

Слайд 47

Содержание этапа: сообщение темы изучения нового материала; формулировка, вместе с учащимися, цели и задач изучения новых знаний; показ практической значимости нового учебного материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Слайд 48

Это этап организации будущего восприятия учебного материала, этап формирования целенаправленности учения (каждый студент должен осознавать цели всех, выполняемых им в учебном процессе, действий). Самое главное на данном этапе – обеспечить осознание цели студентами, вызвать их личностное, заинтересованное отношение к её достижению, раскрыть значение цели для самих студентов.

Слайд 49

Условия достижения положительных результатов: предварительное обдумывание преподавателем формулировки цели, задач, практической значимости для студентов нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация всего этого в плане занятия; умение чётко и однозначно, вместе со студентами, сформулировать образовательную цель занятия для студентов, показать им, чему они должны научиться в ходе занятия, какими знаниями, умениями и навыками овладеть; сформированность у учащихся понимания, что без цели очень трудно оценить результат их учебной деятельности на занятии, что успешно можно работать только в том случае, когда для каждого ясен предполагаемый конечный результат; учебную цель занятия нужно или обсуждать со студентами, или формулировать её вместе с ними, иначе она не будет для них личностно значимой.

Слайд 50

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового учебного материала; понимание студентами практической значимости изучаемого материала.

Слайд 51

Способы сообщения целей и задач занятия: объяснение студентам одновременно с сообщением темы; сообщение в виде проблемного задания, эвристического вопроса, познавательной задачи; Студенты должны чётко представлять предполагаемый результат их учебной деятельности на занятии, знать, за что им необходимо отчитаться перед преподавателем, уметь целенаправить свою деятельность и соответствующим способом спланировать её.

Слайд 52

V. Этап усвоения новых знаний Учебно-воспитательная задача этапа: дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, об основной идее изучаемого вопроса, правила, принципа, закона; добиться усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретённых знаний выработать соответствующие умения и навыки; осуществлять формирование нравственных отношений; конструировать и осуществлять этап на основе развивающего обучения.

Слайд 53

Содержание этапа: 1. Организация внимания. 2. Организация преподавателем процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового для студентов учебного материала. 3. В ходе освоения нового материала обучить студентов собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала. 4. Осуществлять этот этап на основе создания ситуации, когда основным субъектом обучения, основным ответственным лицом за учёбу становится студент.

Слайд 54

Условия достижения положительных результатов: 1. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. 2. Широкое использование различных способов активизации мыслительной деятельности школьников, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию процесса учения. Максимальное творческое участие детей в освоении нового материала. 3. Использование в процессе обучения сменных диалогических пар. 4. Проведение словарной работы, как одного из инструментов осознания учебного материала.

Слайд 55

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: если преподаватель использовал метод лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся, то критерием выполнения дидактической задачи может служить качество ответов студентов на следующих этапах занятия; при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы студентов в сочетании с методом беседы, программированных машин или учебников показателем усвоения новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие группы в проведении итоговой беседы или самостоятельной работы.

Слайд 56

VI. Этап закрепления новых знаний Учебно-воспитательная задача этапа: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому учебному материалу; добиться в ходе закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания; выработать соответствующие умения и навыки.

Слайд 57

Содержание этапа: 1. Закрепление новых знаний и умений. 2. Закрепление методики изучения вопроса и методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний. 3. Одновременно с закреплением, углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания учащимися сущности новых понятий. 4. Закрепление только что изученного материала на основе творческого применения его на практике, в нестандартных ситуациях. 5. Выработка соответствующих умений и навыков.

Слайд 58

Условия достижения положительных результатов: 1. Не только припоминание, но и оперирование знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. 2. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, самостоятельной мыслительной деятельности. 3. Обращение преподавателя по поводу ответа студента к группе с предложением - дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с другой стороны. 4. Определение по ответам студентов пробелов в понимании нового материала.

Слайд 59

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа: выяснение преподавателем прочности и уровня осознанности знаний учащихся; умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами, идеями; умение воспроизводить основные идеи нового материала; умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать эти признаки.

Слайд 60

VII. Этап информирования студентов о домашнем задании Учебно-воспитательные задачи этапа: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения, мотивировать необходимость и обязательность выполнения, подвести итоги занятия.

Слайд 61

Содержание этапа 1. Подведение итогов занятия: как работала группа, кто из студентов работал особенно хорошо, что нового узнали студенты. 2. Мотивирование домашнего задания, пробуждение в обучающихся любознательности (интересная постановка проблемы, аппелирование к чувству долга, учёт индивидуальных склонностей и желаний студентов). 3. Достаточно подробный, но вместе с тем непродолжительный инструктаж по выполнению домашнего задания (использование дифференцированных и индивидуальных заданий). 4. Проверка того, как студенты поняли содержание работы и способы её выполнения.

Слайд 62

Условия достижения положительных результатов: 1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах занятия, до звонка на перемену. 2. Задавание домашнего задания при полном внимании всей аудитории. 3. Ученики должны быть подготовлены к этому этапу всем ходом занятия. 4. Добиваться, чтобы содержание домашнего задания было понято всеми студентами без исключения.

Слайд 63

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи: правильное выполнение домашнего задания всеми студентами группы.



Предварительный просмотр:

Гигиенические критерии рациональной организации занятия

 

п/п 

Факторы занятия

Уровни гигиенической рациональности занятия

Рациональный 

Недостаточно рациональный 

Нерациональный 

1

Плотность урока

Не менее 60%

и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной деятельности (чтение, письмо, беседа, рассказ, наглядные пособия, ответы на вопросы, решения примеров)

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 30 мин

35-45 мин

Более 45 мин

4

Частота чередования различных видов учебной деятельности.

Смена через 20-30 мин

Смена через 35-45 мин

Смена через 45-50 мин

5

Число видов преподавания (словесного, наглядного, аудиовизуального через технические средства обучения, самостоятельные работы)

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 30-45 мин

Через 30-40 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (число)

2-3

1

нет

8

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиенич. нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Преподаватель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Преподаватель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется преподавателем.

10

Физкультминутки

Две за урок, состоящие из 3 легких упражнений, по 3-5 повторений каждого.

1 физкультминутка за занятие, с недостаточной продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Занятие эмоционального индифферентное

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления обучающихся по снижению учебной активности

Не ранее чем через 40 мин.

Не ранее чем через 35-37 мин.

Менее чем через 30 мин.

Принципы обучения:

  1. Принцип сознательности и активности.

При условии принятия обучающимися цели и совпадения мотива с ней при прослушивании лекции усваивается 5% материала, при самостоятельном чтении 10% материала, при аудио-видео обучении – 20%, при демонстрации – 30%, в дискуссии – 50%, когда практика включена в процесс деятельности – 75%, обучение других – 90%.

  1. Принцип доступности

  1. Прнцип учета индивидуальных особенностей и дифференцированного подхода

  1. Принцип научности

  1. Принцип наглядности

(Ничего не было бы в сознании, что заранее не было в ощущении).

  • Органы зрения пропускают в мозг в 5 раз больше информации, чем органы слуха и в 13 раз больше, чем органы осязания.
  • 87% информации усваивается зрительно,
  • 9% - на слух,
  • 4 % – через остальные органы (кинестетик никогда не поймет преподавателя, если тот не будет жестикулировать).

6.         Принцип системности и последовательности

7.         Принцип прочности (чем интереснее – тем прочнее)

                - непроизвольное запоминание

                - критические точки                10-15 минута занятия – 60% усвояемости материала

                                                20-30 мин – 80%

                                                40-60 мин – до 45-60%

                                                70-90 мин – до 6%

                                                звонок – 0%

Ведущая идея должна быть прокручена за занятие 5 раз.

                - кризисы внимания                35-45 минута от начала урока

                                                50-60 минута

                                                70-90 минута.

8.         Принцип связи теории с практикой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Личный вклад в повышение качества образования,совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объеди

Продукты интелектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирование опыта профессиональной деятельности с использ...

4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие в работе методических объед

Формирование современной образовательной среды.Продукты интеллектуальной деятельности, использование новых образовательных технологий и результаты образовательной деятельности обучающихся.Транслирован...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...