УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическому занятию Тема: Заболевания сердечно – сосудистой системы
учебно-методическое пособие

Суховий Лариса Васильевна
Пояснительная записка Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ 02, МДК 02.01, Р 02.01.01 «Терапия» по теме «Заболевания сердечно-сосудистой системы, часть 3 (осложнения острого инфаркта миокарда, сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность)». Пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и содержит: контрольные вопросы, задания, тесты, критерии оценки работы. Данное учебно-методическое пособие поможет студентам закрепить пройденный материал и подготовиться к практическому занятию, отработать пропущенную тему, повысить свою оценку, подготовиться к рубежному контролю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский колледж №2»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к

практическому занятию

Тема: Заболевания сердечно – сосудистой системы, часть 3 (Осложнения острого инфаркта миокарда, сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность)

   02. «Лечебная деятельность»

МДК 02.01 «Лечение пациентов терапевтического профиля»

Р.02.01.01 «Терапия»

по специальности 31.02.01 «Лечебное дело»

Санкт – Петербург

2020 – 2021

«Утверждено»                                               Рассмотрено на заседании ЦМК

                                                                        _____________________________

Заместитель директора                                Протокол №  _______                                

по учебной работе                                        Дата  ______________  

_______Максимова И.Г.                              Председатель________________

                                                                                                               Суховий Л.В.

                                                                       

                                 

   

«Согласовано»

Методист__________

               Дятковская О.А.  

Автор: Суховий Л.В.

Содержание.

  1. Пояснительная записка
  2. Актуальность
  3. Цель и требования к результатам освоения
  4. Задания для студентов
  5. Критерии оценки работы
  6. Эталоны ответов к заданиям
  7. Список литературы

Пояснительная записка

Учебно - методическое пособие  составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности  31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ 02, МДК 02.01, Р 02.01.01 «Терапия» по теме «Заболевания сердечно-сосудистой системы, часть 3 (осложнения острого инфаркта миокарда, сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность)».

Пособие предназначено для самостоятельной внеаудиторной работы студентов и содержит: контрольные вопросы, задания, тесты, критерии оценки работы.

Данное учебно-методическое пособие поможет студентам закрепить пройденный материал и подготовиться к практическому занятию, отработать пропущенную тему, повысить свою оценку, подготовиться к рубежному контролю.

Актуальность темы

Острый инфаркт миокарда: примерно у одной трети больных с ИБС острый инфаркт миокарда оказывается смертельным. Пик заболеваемости приходится на 50-70 лет.

Хроническая сердечная недостаточность составляет не менее 2% среди заболеваний ИБС. Частота встречаемости увеличивается до 6-10% среди лиц старше 60 лет. Количество больных в России составляет 3-3,5 миллиона пациентов с манифестантными формами заболевания, 12-14 миллионов пациентов имеют бессимптомную систолическую дисфункцию левого желудочка.

Цель занятия: Закрепление теоретических знаний по данной теме, знакомство с особенностями течения заболеваний, методами обследования, обоснованием предварительного диагноза, принципами лечения и профилактики, умения анализировать полученные данные.

Требования к результатам освоения темы

Студент должен знать:

  • Анатомо-физиологические особенности пораженных органов.
  • Понятие о заболеваниях, этиологии и патогенезе.
  • Клинические симптомы и синдромы заболеваний.
  • Факторы риска и социальную значимость заболеваний, осложнения.
  • Сущность дополнительных методов исследования с оценкой результатов.
  • Принципы лечения
  • Первичную и вторичную профилактику
  • Принципы диспансеризации

Студент должен уметь:

  • Общаться с пациентом, провести самостоятельно его обследование (субъективное, объективное).
  • Поставить предварительный диагноз и его обосновать.
  • Определить тактику ведения пациента.
  • Подготовить пациента к необходимым дополнительным методам обследования.
  • Уметь выполнить все необходимые, соответственно учебной программе, манипуляции.
  • Составить план лечения
  • Оказать неотложную помощь
  • Записать историю болезни

ОСЛОЖНЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА,

СЕРДЕЧНАЯ И СОСУДИСТАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

I . Дополните высказывания.

Задание 1.

ОСН — это...

Задание 2.

Основные клинические проявления застоя в малом круге кровообращения...

Задание 3.

Для кардиогенного шока характерно .. АД.

Задание 4. 

Кардиогенный шок, развивающийся на фоне болевого синдрома, называется...

Задание 5.

Патогенез аритмогенного шока связан с...

Задание 6.

Основной патогенетический механизм истинного кардиогенного шока..

Задание 7.

В программу лечения рефлекторного шока входит введение...

Задание 8

1. Проведите дифференциальную диагностику, укажите отличительные признаки сердечной астмы и бронхиальной астмы с учетом:

a) возраста;

б) анамнеза;

в) характера одышки;

г) аускультативных данных.

Задание 9

Укажите основные принципы неотложной помощи при сердечной астме и отеке легких.

Задание 10

Отметьте ответы (А—М), соответствующие вопросам (1-12).

1. Что означает термин «сердечная недостаточность»?

2. Этиология сердечной астмы и отека легких.

3. Какими приступами характеризуется клиническая картина сердечной астмы?

4. Какие формы отека легких выделяют в зависимости от течения:

5.Каким фармакотерапевтическим действием обладает морфин?

6.Что означает термин «обморок»?

7.Что такое «коллапс» и «шок»?

8.Назовите основные причины коллапса?

9. Какие виды шока выделяют?

10 Основные клинические симптомы обморока?

11. Основная цель неотложных мероприятий при коллапсе?

12. Какие вещества относят к прессорным, применяемым при шоке?

А. Заболевания сердечно-сосудистой системы (ИБС, гипертонической болезни, ревматические пороки сердца), заболевания органов дыхания, нарушения мозгового    кровообращения.

Б. Острая, подострая, затяжная.

В. Патологическое состояние, при котором сердце не может обеспечить органы и ткани достаточным количеством крови.

Г. Приступы одышки инспираторного характера, переходящие в удушье.

Д. Благодаря седативному эффекту уменьшает потребность тканей в кислороде и снижает нагрузку на сердце, уменьшая венозный приток к сердцу.

Е. Это острая сосудистая недостаточность, проявляющаяся снижением сосудистого тонуса, а также острым уменьшением ОЦК.

Ж. Повышение сосудистого тонуса и увеличение OЦК.

З. Инфекционные заболевания, интоксикации, кровотечения (при ЯБ, онкологических заболеваниях), остром панкреатите.

И. Острая сосудистая недостаточность с внезапной кратковременной потерей сознания, обусловленной острым малокровием мозга.

К. Эфедрин, адреналин*, мезатон*, норадреналина гидротартрат*.

Л. Бледность кожного покрова, потеря сознания, малый пульс.

М.Гиповолемический, кардиогенный, бактериальный, анафилактический, неврогенный, обструктивный, эндокринный.

Задание 11.

Распределите признаки бронхиальной (А) и сердечной (Б) астмы.

1. Приступ возникает в любом возрасте.

2. Приступы чаще возникают в пожилом возрасте.

3. Развиваются на фоне сердечно-сосудистых заболеваний.

4. Осложняет чаще хронические заболевания легких.

5. Экспираторная одышка, дистанционные свистящие сухие хрипы.

6. Инспираторная или смешанная одышка.

7. Выслушиваются чаше влажные хрипы в нижних отделах легких.

8. Выслушивается в легких множество сухих хрипов.

9. Мокрота слизистая, трудноотделяемая.

10. Розовая пенистая мокрота.

11. Быстрый эффект от морфина, сердечных гликозидов.

12. Быстрый эффект адреналина".

Задание 12

Проведите дифференциальную диагностику между лево- (А) и правожелудочковой (Б) недостаточностью.

1. Одышка в покое.

2. Приступы удушья.

3. Кашель с розовой пенистой мокротой.

4. Кровохаркание.

5. Отеки.

6. Бледность кожных покровов.

7. Цианоз.

8. Набухание шейных вен.

9. Клокочущее дыхание.

10. Увеличение печени.

11. Тахикардия.

12. Пульс частый, малого наполнения и напряжения.

13. Асцит.

Задание 13

1. Какие изменения кожных покровов, пульса, сердца, легких,

мокроты, АД наблюдают при сердечной астме и отеке легких:

1) ...

2)

3)...

4) ..

5)...

6) ...

Задание 14

2. Какие изменения наблюдают при коллапсе со стороны сознания,

кожного покрова, легких, сердца, пульса, АД:

1) ...

2) ...

3) …

4)…

5)…

6)…

Задание 15

Составьте алгоритм неотложной помощи при обмороке.

Задание 16

Назовите формы острой сосудистой недостаточности:

1)

2)

3)

Задание 17

Виды обмороков по наиболее употребляемой классификации:

1)

2)

3)

4)

Задание 18

Назовите основные патогенетические механизмы шока:

1)

2)

3)

Задание 19

Назовите формы острой сосудистой недостаточности:

1)

2)

3)

4)

5)

Задание 20

Укажите отличительные признаки сердечной и сосудистой недостаточности с учетом:

1)        положения больного

2)        окраски кожных покровов

3)        изменения влажности кожных покровов

4)        осмотр шейных вен

5)        пульса

6)        АД

7)        дыхания

Задание 21

Поставьте правильный диагноз (А-Г) в описанных ситуациях (1-4).

1. У 62-летнего мужчины, перенесшего год назад инфаркт миокарда, появились приступы удушья по ночам, во время которых он принимает вынужденное положение в случаях помогает последовательный прием 5—7 таблеток нитроглицерина с 10-минутными интервалами.

2. Женщина, 33 года, с ревматическим пороком сердца (стеноз левого атриовентрикулярного отверстия) жалуется на отеки на ногах, области крестца, на лице. При обследовании выявлено наличие свободной жидкости в полости перикарда, грудной и брюшной полостях.

3. Мужчина, 48 лет, с гипертонической болезнью кризового течения в момент одного из подъемов АД ДО 220/140 мм рт.ст. почувствовал резкую одышку, достигающую степени удушья. При осмотре выявлена тахикардия до П0 в минуту, в легких выслушивалось большое количество булькающих мелкопузырчатых хрипов с обеих сторон.

4. Мужчина, 82 года, страдающий атеросклерозом с поражением сосудов сердца, мозга, мерцательной аритмией (нормосистолический вариант) стал отмечать появление одышки при подъеме по

лестнице на 2 этаж. Объективные показатели, в том числе ЭКГ, практически не изменились.

А. Распространенный атеросклероз с преимущественным поражением дуги аорты, сосудов сердца, головного мозга, атеросклеротический кардиосклерозс нарушением ритма (мерцательная аритмия, постоянная форма); недостаточность кровообращения I степени.

Б. Ревматизм (степень активности требует уточнения), ревматический порок сердца: стеноз левого атриовентрикулярного отверстия; недостаточность кровообращения III степени.

В. Гипертоническая болезнь II стадии, гипертонический криз; отек легких.

Г. ИБС: постинфарктный кардиосклероз. Недостаточность кровообращения IIБ степени (сердечная астма).

Задание 22

Выберите комбинацию лекарственных препаратов (А-Г) для следующих клинических ситуаций (1-4).

1. Больной, 38 лет, с острым инфарктом миокарда, осложнившимся кардиогенным шоком I степени: синусовая тахикардия (110 в минуту), пресистолический ритм галопа, АД 80/60 мм рт.ст.

2. Больной, 70 лет, с высоким АД, на фоне которого развился отек легких. ЧСС 110 в минуту, АД 180/130 мм рт.ст.

3. Больной, 63 года, с недостаточностью кровообращения II Б степени, обусловленной атеросклеротическим кардиосклерозом, постоянной формой мерцательной тахиаритмии.

4. Больной, 44 года, с недостаточностью кровообращения II степени после инфаркта миокарда, имеет склонность к АГ.

А. Внутривенно В-адреноблокатор + мочегонные.    

Б. Ингибитры АПФ + мочегонные                      

В. Сердечные гликозоды + диуретики

Г. Допамин (внутривенно, капельно) + нитрогицерин

I. ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

Задание 1.

ОСН – Нарушение периферического кровообращения, которое сопровождается нарушением кровоснабжением органов и тканей.

Задание 2.

- инспираторная одышка

- сухой непродуктивный кашель усиливающийся в горизонтальном положении

- мелкопузырчатые влажные хрипы в нижних отделах легких

- ортопноэ

- цианоз носогубного треугольника

- приступы сердечной астмы

-  отек легких

Задание 3.

САД < 80 мм рт. ст.

Задание 4.

Рефлекторный шок.

Задание 5.

Развитие аритмического шока патогенетически связано со снижением минутного объема из-за выраженного нарушения темпа сердечных сокращений по типу тахи- или брадиаритмии.

Задание 6.

Снижение сократительной функции миокарда, что приводит к резкому уменьшению сердечного выброса, минутного объема, стойкому снтижению АД, недостаточности периферического кровообращения и нарушению микроциркуляции. Развиваютя необратимые изменения жизненно важных функций.

Задание 7.

Обезболивание (наркотические анальгетики в/в); гепарин 10 000 ЕД в /в струйно; мезатон 1% раствор 0,5-1 мл в/м.

Задание 8.

Бронхиальная астма

Сердечная астма

1.Чаще молодой

2.Хронические неспецифические заболевания легких

3.Экспираторная

4. В лёгких рассеянные сухие, жужжащие хрипы, тоны сердца приглушены

1.Пожилой/старческий

2.заболевания ССС приводящих к ЛЖН

3.Инспираторная/смешанная, клокочущие дыхание

4.Рассеянные влажные хрипы. Тоны сердца приглушены, ритм нарушен

Задание 9

Сердечная астма:

•        Оценить тяжесть состояния пациента

•        Измерить АД, оценить свойства пульса, подсчитать ЧДД

•        Придать положение пациенту ортопноэ – при нормальном или повышенном давлении, при    гипотензии – уложить с поднятым изголовьем.

•        Обеспечить поступление свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду

•        Вызвать врача или СМП

•        При возможности обеспечит ингаляцию увлажненным кислородом

•        При АДс не ниже 100 мм рт ст дать таблетку нитроглицерина под язык

•        Снять ЭКГ для исключения инфаркта миокарда (если есть возможность)

•        Приготовить: Фуросимед 20-40мг и 1-2 мл лазикса, морфин 1% раствор 1 мл.

•        При высоких цифрах АД – эналаприлат  12,5% 1 мл

•        При низких цифрах АД – допамин 200мг 5 мл., мезатон 1%- 1 мл, преднизолон 0-90 мг.

•        Контроль АД пульса каждые 15 минут.

Отек легких

•        Оценить тяжесть состояния пациента

•        Измерить АД, оценить свойства пульса, подсчитать ЧДД

•        Придать положение пациенту ортопноэ

•        Обеспечить поступление свежего воздуха, расстегнуть стесняющую одежду

•        Вызвать врача или СМП

•        Наложить венозные жгуты на 3 конечности для разгрузки сердца

•        нитроглицерин аэрозоль по 0,5 мг под язык

•        → нитроглицерин (изокет, динисорб) 5-10 мг внутривенно капельно в 100 мл

изотонического раствора натрия хлорида,

→ фуросемид 0,5 -1мл/кг  внутривенно болюсом;

•        → морфин по 2-4 мг в/венно дробно до эффекта или достижения общей дозы

10 мг (с осторожностью у пожилых – возможно угнетение дыхания).

•        Госпитализация

Задание 10.

1 – В                         7 – Е

2 – А                         8 – З

3 – Г                         9 – М

4 – Б                       10 – Л

5 – Д                       11 – Ж

6 – И                       12 – К

Задание 11.

А (бронхиальная астма) – 1; 4; 5; 8; 9; 12

Б    (сердечная астма) – 2; 3; 6; 7; 10; 11

Задание 12.

А (ЛЖН) – 1; 2; 3; 4; 7; 8; 9; 11; 12.

Б (ПЖН)    5; 6; 8; 10; 11; 12;13.

Задание 13.

1 Кожа серовато – бледная, покрытая каплями пота

2 Пульс частый слабого наполнения, часто аритмичный

3. Границы сердца чаще расширены влево, тоны глухие, нередко – «ритм галопа»

4. Прослушиваются рассеянные сухие и влажные хрипы в задненижних отделах легких

5. Розовая, жидкая, пенистая.

6.АД вначале нормальное по мере прогрессирования СА снижается.

Задание 14.

1.        Сознание сохраняется, но пациенты становятся заторможены безучастны, почти не   реагируют на внешние раздрожители

2.        Бледные кожные покровы, покрыты холодным липким потом, цианоз

3.        Дыхание поверхностное учащенное(иногда замедленное)

4.        Тоны сердца глухие, частые иногда бывает аритмия

5.        Пульс нитевидный  или отсутствует, чаще тахикардия, бывает брадикардия.

6.        Снижается систолическое, диастолическое, пульсовое давление. Как правило ниже 80 мм.рт. ст.

Задание 15.

- уложить пациента горизонтально, с приподнятыми ногами

- расстегнуть одежду

-обеспечить доступ свежего воздуха

- обрызгать лицо грудь холодной водой

- дать осторожно машущими движениями вдохнуть нашатырный спирт

- при наличии положить грелки к ногам и кистям

- Ввести подкожно или в/м 2 мл 25% раствора кордиамина или кофеина – 1мл. 10% раствора

- при низком АД 1 мл 5% раствора эфедрина подкожно или мезатон 1% раствора 1 мл внутримышечно

- После восстановления сознания физический и психический покой.

Задание 16.

1.        Обморок

2.        Коллапс

3.        Шок

Задание 17.

1.        Нейрогенный обморок

2.        Кардиогенный обморок

3.        Ортостатический

4.        Цереброваскулярный

Задание 18.

1. Снижение ОЦК

2. Вазодилатация, увеличение ёмкости сосудов

3. Снижение сократительной функции сердца

Задание 19.

1.        Кожа холодная бледная с цианозом, покрытая холодным липким потом.

2.        Пульс частый, малый

3.        Стойкое снижение АД, ниже 80 мм. рт. ст.

4.        Возможна аритмия

5.        Возможен отек легких

Задание 20.

        

Сердечная недостаточность

Сосудистая недостаточность

Положение

Ортопноэ с опущенными ногами

С приподнятым ножным концом

Окраска кожных покровов

Кожа серовато-бледная покрытая, акроцианоз.

Бледно-цианотичная, мраморность

Влажность кожных покровов

Покрыта каплями пота

Холодный липкий пот

Осмотр шейных вен

Вены шеи набухшие

набухание отсутствует

Пульс

Пульс частый слабого наполнения, часто аритмичный

Нитевидный, может не прощупывается

АД

Норма, по мере прогрессирования снижается

АД систолическое ниже 80

Дыхание

Одышка, рассеянные сухие/влажные хрипы

Дыхание поверхностное учащенное

                

Задание 21

  1. – Д
  2. – Б
  3. – В
  4. -  А

Задание 22

1 – Г;     2 – А;     3 – В;     4 – Б.

Критерии оценки работы студентов к заданию №2

Оценка «отлично» - выставляется, если студент полностью ответил на вопросы (100-90%).

Оценка «хорошо» - выставляется, если студент ответил на вопросы на 90% правильно.

Оценка «удовлетворительно» - выставляется, если студент ответил только на 80% правильно.

Оценка «неудовлетворительно» - выставляется, если студент ответил на менее 70% вопросов.

Список литературы.

  1. Э.В. Смолева и др. под ред. Э.М. Аванесьянца, Б.В. Кабарухина «Пропедевтика клинических дисциплин». Изд. 4, Ростов-на-Дону, Феникс, 2009
  2. .А. Шишкин «Пропедевтика клиничеких дисциплин» - изд.2 – дополненное, доработанное. – М. -: Академия, 2012 (серия СПО)
  3. Н.А. Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов «Внутренние болезни»: учебнипк для студентов медвузов, 2 тома – М.:ГЭОТАР МЕДИА, 2009
  4. Э.В. Смолева, Ю.Э. Шутов «Терапия для фельдшеров» -Ростов-на-Дону - 2010
  5. Ю.Ю. Елисеев «Справочник фельдшера» - М.: 2012 г.
  6. Э.В. Смолева, Е.А. Аподиакос. «Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи», Изд. 10, дополненное – Ростов-на-Дону, Феникс, 2014.
  7. Э.Д. Рубан «Терапия (лечение пациентов терапевтического профиля), Ростов-на-Дону, Феникс, 2011.
  8. Г.Д. Тобулток, Н.А. Иванова «Оказание неотложной помощи в терапии», Москва, издательство «Форум», 2014г.
  9. Т.В. Отвагина «Терапия», учебное пособие. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МДК «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях» Тема: «Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы с синдромом коронарной недостаточности.»

Занятие проводится с целью формирования у студентов общих и профессиональных компетенций в соответствии с видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном пр...

Методическая разработка теоретического занятия Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови

Предназначение: для преподавателей Профессионального модуля 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и студентов 2-3 курса специальности       34.02.01 Се...

Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.

Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....

Методическая разработка для самостоятельной подготовки студентов по теме " Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы "

Методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов по теме "Уход при заболеваниях сердечно-сосудистой системы" МДК 02.01 "Участие в лечебно- диагностическом и реабилитационно...

Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов к практическому занятию по теме «Диагностика заболеваний органов пищеварения (хр. гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хр. панкреатит)»

Пояснительная записка Учебно - методическое пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 «Лечебное дело» по ПМ 01, МДК 01.01, Р 01.01.01 «Пропедевтика в тер...

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П

Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы»  и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...