Методическая разработка классного часа «Не детский разговор»
классный час

Наталья Владимировна Григорьева

Методическая разработка мероприятия

по профилактике употребления табачной и никотиносодержащей продукции

Тема: Не детский разговор

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о взрослой проблеме нашего общества, проблеме наболевшей, злободневной, это проблема курения.

Какие вопросы есть у вас, на которые вы хотите получить сегодня ответы?

 

 Студенты обдумывают, задают вопросы:

-Почему курить начинают в подростковом возрасте?

-Почему курение приводит к опасным последствиям для здоровья?

-Как избавиться от никотиновой зависимости? И т.д.

 

Ведущий: Спасибо за ваши вопросы. Сегодня мы постараемся вместе на них ответить.

Интересно, почему люди начинают курить, что их к этому побуждает? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте сделаем одно упражнение.

Упражнение «Незаметный предмет».

Пояснение: упражнение позволяет участникам понять, что чаще всего заставляет подростков начать курить. Для этого упражнения необходим какой-нибудь предмет, например колпачок от фломастера из за сходства с сигаретой.

Инструкция: сейчас вы все выйдите за дверь, а я спрячу вот этот колпачок от фломастера (показываю всем колпачок), точнее говоря, не спрячу, а положу на какое-нибудь видное место так, чтобы вы могли его увидеть, ничего не поднимая, не открывая, никуда специально не заглядывая. Иными словами, он будет лежать на каком то видном месте, однако сразу не будет заметен, так как это небольшой предмет. Вашей задачей будет найти этот колпачок: увидеть, но не брать и тихо, никому не говоря, что вы его нашли, немного запутав следы, сесть в круг. Если вы сели в круг, то значит, что вы знаете, где лежит колпачок. Я буду подходить к сидящим в круге, чтобы уточнить, действительно ли они нашли колпачок. А все остальные будут продолжать искать. Упражнение продолжается до тех пор, пока все не будут сидеть в круге, а значит знать, где лежит колпачок. Далее, спрятать предмет может и кто то из участников.

Комментарий: подростки обычно с азартом играют в эту игру. Однако, задача ведущего-сделать правильные выводы после упражнения. Первое, на что должен обратить внимание ведущий: упражнение от начала и до конца должно быть проведено правильно. Если кто то, кто первым найдет колпачок, закричит: Вот же он! то необходимо начать игру заново и еще раз обратить внимание ребят на инструкции.

            Если упражнение проведено правильно, то чем больше участников уже будет сидеть в круге, тем больше остальным, которые еще ищут предмет, будет хотеться его найти. Особенно сильный дискомфорт будет испытывать последний человек. Вы можете подсказать, указать, на какой половине или четверти комнаты спрятан предмет, но не больше. Помните: те чувства, которые он испытывает, очень важны для анализа упражнения.

Анализ упражнения:

Начнем наше обсуждение с очень простых вопросов:

1.Как вы искали?

2.На что ориентировались в поиске?

3.Что чувствовали, когда находили предмет?

4.А что испытывали, когда его не могли найти?

Послушайте ребят, пусть все выскажутся и ответят на ваши вопросы. Во время рассказа обратите внимание на несколько моментов. Этим можно подвести итог упражнению.

1. Попросите всех: Поднимите руку те, кто хотел, как можно быстрее отыскать предмет. Скорее всего, таких будет большинство или же все. Если нет, можно спросить: Неужели вы не хотели как можно скорее найти колпачок, чтобы побыстрее оказаться в кругу? Обратитесь к каждому, кто не поднял руку, персонально: То есть, ты Маша, стремилась не найти предмет, поэтому ты ходили и искала его? Количество ребят, поднявших руку возрастет.

На самом деле, выполняя это упражнение, все хотят найти предмет как можно быстрее: это позволяет нам почувствовать свою успешность, превосходство над другими. Или хотя бы не оказаться позади всех. Точно так же, начиная пробовать сигареты, мы стремимся быть подвинутыми, взрослыми, казаться интересными и успешными. К сожалению, курение – это легкий, да к тому же обманчивый способ достичь всего этого. Кому хочется прикладывать усилия, чтобы действительно быть интересным? А скажите, какие люди кажутся вам интересными? Послушайте ответы, поблагодарите, скажите: «Да, и мне такие люди интересны», а потом подведите ненавязчивый итог: «Видите, оказывается, не обязательно курить, чтобы быть интересным и взрослым».

2. Обратите внимание ребят на чувства людей, которые оставались искать колпачок, когда все уже сидели в кругу (на чувства последних и предпоследних). Скажите: Когда остаешься последним, очень хочется поскорее присоединиться к остальным, т. к. чувствуешь, что отличаешься от остальных, чувствуешь, что ты не такой как все. Это угнетает. Человек начинает защищаться. Выслушайте высказывания подростков.

Давайте проведем аналогию с курением. Когда большинство твоих друзей курят, тебе хочется быть с ними, так как они часто уходят покурить и поговорить, а ты как бы одинок. Очень похожие ощущения. Мы поддаемся чувству стадности, начинаем курить тоже. А чтобы не поддаться этому чувству и не присоединиться к толпе, не начать курить, надо быть самодостаточной личностью, индивидуальностью, что, безусловно, трудно. Некоторые люди ходят с курящими на перекур, но не курят, хотя это тоже курение, только пассивное. Другие, находили время и место пообщаться со своими друзьями, чтобы не попадать в такую ситуацию, например, когда в компании есть и некурящие люди. Можно общаться один на один, тогда и курящий друг будет курить реже.

А вообще, многие начинают курить именно для того, чтобы не быть белой вороной, а можно повернуть ситуацию с точностью до наоборот, как в анекдоте:

Появилась белая ворона в стае.

Её спрашивают: – Ты что такая белая?

– Не белая, а платиновая блондинка!

 

Мы с вами озвучили одну из причин подросткового курения: Быть как все. И пожалуй, эта одна из главных причин.

Кто сможет назвать и другие причины?

Студенты поднимают руки и отвечают:

-Хотелось почувствовать себя взрослым

-Друзья курили

-Это модно

-Хотелось привлечь к себе внимание

-Чтобы снять стресс

--Интересно было попробовать

-Закурил после того, как выпил

-Просто так

Мне кажется, что всегда были и останутся люди, которые выступают за то, чтобы курить и те, кто категорически против курения.

Предлагаю Вам, ребята, выполнить еще одно упражнение, что бы наглядно увидеть «За и против» употребления никотина

Упражнение: «За и против».

Цель: Формирование негативного отношения к курению.

Организация: Группа делиться на две команды. Можно выбрать двух детей, которые по очереди будут набирать себе людей в команду из оставшихся.

Инструкция: Каждая команда получает по листу ватмана и маркеры.

«Сейчас за 10 минут каждая команда должна составить свой список. Одна команда пишет все аргументы против курения. Другая – аргументы за курение. Вы должны выступить как-бы в роли адвокатов, защитников курения. Инструкция понятна? Когда списки будут написаны, каждая команда по очереди представляет их. Когда списки будут написаны, каждая команда по очереди представляет их.

Анализ: После того, как обе команды выступят, тренер обращает внимание на аргументы ЗА и вместе с группой пытается либо превратить их в аргументы ПРОТИВ, либо показать, что не только и не столько курением достигаются эти плюсы, скорее наоборот, что курение – это ложный путь.

Комментарии: для помощи ведущему представлена таблица аргументов. Обсуждение должно проходить ненавязчиво, а ведущий должен оставлять за каждым участником право иметь свое мнение.

Выводы: вот так иногда бывает: то, что кажется нам позитивным, может на самом деле таким не быть.

Чтобы понять, что делает табак с нашим организмом, давайте с вами проведем эксперимент.

Эксперимент: банка с окурками.

Нам понадобится банка с окурками. Желательно, чтобы банка с окурками постояла сутки и вода в ней стала желтой.

Посмотрите на то, что находится в банкеВедущий показывает отвратительного вида банку с водой, доверху заполненную окурками. Видите эту дрянь? Вот эта гадость находится в лёгких курильщика! Хотите опустить туда руку? А прополоскать этим рот? Ну же! Смелее! Говорить это следует так, чтобы было понятно, что делать это, естественно, не следует.

А ведь все это действительно оседает на легких и приводит не к самым лучшим по- следствиям. Как говорится, капля никотина убивает лошадь, а хомячка вообще разрывает на куски. А какие последствия имеет курение для человека?

Выслушайте участников, поблагодарите за ответы, запишите самые точные на доске.

Спросите группу, пробовал ли кто-нибудь из участников или их знакомых бросить курить. Успешно или нет? Какой способ оказался самым эффективным?

Стратегия «как бросить курить» у каждого своя, здесь нет универсального способа. Все зависит от личности, характера и силы воли.

Некоторые полагают, что основная проблема при бросании – это зависимость от никотина. Но это не совсем так. Основная проблема – это как раз неумение проживать различные знакомые ситуации без сигареты.

Знаете анекдот?

— Чего-то ты плохо выглядишь.

— Да вот, купил недавно таблетки от желания курить...

— Ну и как, желание пропало?

— Как рукой сняло! Курю теперь без всякого желания.

Если вы когда-либо бросали курить на более-менее продолжительный срок, то могли заметить, что вернула вас к курению не постоянная ежесекундная тяга к никотину (как если бы у вас была настоящая ломка наркомана), а какая-то определенная ситуация: стресс, праздник с алкоголем, задушевная беседа у костерка и так далее. Страшно захотелось отреагировать на знакомую ситуацию с помощью знакомого способа– закурить.

Вспомните ответы ребят о том, какой способ бросить курить оказался наиболее эффективным.

Ведущий: Сегодня у нас с вами была очень продуктивная беседа. Мы постарались получить ответы на свои вопросы по поводу употребления никотина. Хотелось бы, чтобы выводом сегодняшней нашей встречи стало создание буклета для тех, кто уже курит и кому сложно отказаться от этой вредной привычки. В буклеты мы отразим с вами информацию о способах отказа от курения.

Студенты делятся на подгруппы и оформляют буклет: 10 способов отказаться от курения!

В конце поблагодарить студентов за плодотворную работу и попросить обдумать тему обсуждения для новой встречи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Методическая разработка2.17 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

Методическая разработка классного часа Актуальный разговор на тему «СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

В методической разработке представлен конспект классного часа в форме актуального разговора на тему «Семья и семейные ценности» для студентов-старшекурсников, информационно-познавательные ...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...

Методическая разработка классного часа: тема « Профилактика суицидального поведения в работе классного руководителя»

Актуальность выбранной темы классного часа обусловлена тем, что проблема суицида и суицидальных попыток     приобрела значительный масштаб в наше время. Это обусловлено тем, что мн...