Методическая разработка по теме: "Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности"
методическая разработка

Байрамов Шеолат Балахан оглы

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности 34.02.01

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

        

 

Ш. Б. Байрамов

Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности    

Методическая разработка теоретического  занятия

по дисциплине ОП.10.  Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Москва, 2022


РАССМОТРЕНО                                      

Протокол заседания

Цикловой методической

комиссии    №    

от  «     »          2022 г. №  

УТВЕЖДЕНО

Методическим  советом

Протокол заседания

№ ___ от « __ » ______2022 г.  № ___  

 

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП. 10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 34.02.01 Сестринское дело. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Методическая разработка предназначена для преподавателей.

Составитель: Байрамов Ш. Б. о., преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ   ДЗМ «Медицинский колледж № 2».                                 

                                   

Рецензент:  Юдина  И. А., преподаватель высшей квалификационной категории   ГБПОУ   ДЗМ   «Медицинский колледж № 2»


СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка……………………………………………...4

2. Методический блок…………………………………………………..5

2.1. Введение.……………………………………………………………5

2.2. Технологическая карта……………………………………………..7

3. Информационный блок……………………………………………...9

3.1. Лекционный материал (опорный конспект)……………………...9

4. Контролирующий блок……………………………………………...18

4.1.Вопросы для контроля усвоения домашнего задания…..……….18

4.1.1. Эталоны ответов на вопросы для контроля усвоения домашнего задания.…………………………………………………………………20

4.2. Блиц - вопросы  для контроля внеаудиторной самостоятельной            работы по теме: Особенности правового регулирования отдельных           видов медицинской деятельности.…………..………………………..25                              

4.2.1. Эталоны ответов на Блиц – вопросы…………………..………25

4.3. Аудиторная самостоятельная работа для контроля усвоения              нового  материала решение  ситуационных  задач………………….26

4.3.1. Эталоны ответов  на ситуационные задачи для контроля                     усвоения нового материала……………..…………………………….30

4.3. Критерии оценок………..…………………………………………32

5. Заключение..…………………………………………………………33

6. Список литературы.……..…………………………………………..34


1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине ОП.10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности для специальности 34.02.01 Сестринское дело.

На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

Методическая разработка структурирована и содержит:

* методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация (актуальность темы), оснащение занятия, список литературы, технологическая карта;

* информационный блок включает материалы теоретического занятия: опорный конспект;

* контролирующий блок включает вопросы для определения исходного  уровня знаний (устно) обучающихся, Блиц – опрос (Блиц-вопросы) по теме, для контроля внеаудиторной самостоятельной работы,  ситуационные   задачи   для  закрепления  нового  материала, эталоны ответов  на  устные  вопросы, Блиц- вопросы  и  на  ситуационные  задачи.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.        

Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся.

Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся, в учебном процессе используются технология обучения в сотрудничестве (обучение в малых группах).

Предлагаемый материал может быть использован преподавателями для проведения теоретического занятия и для более качественного усвоения информации обучающимися по данной теме.    


2. МЕТОДИЧЕСКИЙ  БЛОК

2.1. Введение

         Большое значение для охраны здоровья граждан РФ имеет предусмотренная Конституцией РФ возможность получать медицинскую помощь  в государственных и муниципальных учреждениях  здравоохранения бесплатно за счет средств соответствующего  бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1. ст. 41 Конституции РФ). Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающие роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет  Федеральный закон от 21.11.2011 г №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ  № 323 «Об основах…»).

      В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ  № 323 «Об основах…»  отдельные виды медицинской деятельности  регулируются отдельными    нормативными правовыми актами.

       Общие правило, регулирующие медицинскую деятельность по пересадке органов и тканей человека, сформулированы в  Законе РФ «О трансплантации органов и тканей человека».

        В  Законе РФ «О донорстве крови и ее компонентов» регламентируются отношения связанные  с донорством крови и ее компонентов.

        Медицинская деятельность по иммунопрофилактике инфекционных  болезней регулирует ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

         В законе РФ  «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» сформулированы общие правило оказания психиатрической  помощи.

          Федеральный закон «О предупреждении распространения туберкулеза» устанавливает правовые основы государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в РФ в целях охраны здоровья граждан.

         Общие правила, регулирующие медицинскую деятельность по предупреждению распространения заболевания, вызываемого ВИЧ, сформулированы в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)».

       В  ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»  регламентируются  оборот наркотических средств и психотропных веществ  в сфере медицинской деятельности.

        Данное занятие направлено на изучение вышеперечисленных  нормативных  правовых актов,  т.к обучающийся как будущие медицинские работники должны знать  особенности  правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности и  выполнять свои профессиональные обязанности на должном уровне   в сфере медицинской деятельности.

Технологическая карта занятия

  1. Дисциплина:  Правовое обеспечение профессиональной деятельности

  1. Тема (название): Особенности правового  регулирования  отдельных  видов медицинской    деятельности.
  2. Занятие  № 7
  3. Тип занятия: Изучения нового материала
  4. Форма проведения:   лекция-семинар
  5. Время проведения:  2 ч (90 мин.)
  6. Место проведения:   Кабинет ОПД
  7. Цели занятия:  Сформировать целостное представление  об  особенностях  правового  регулирования  отдельных  видов  медицинской  деятельности.  
  8. Знать:

Особенности  правового  регулирования  отдельных  видов медицинской деятельности.

Права и обязанности медицинских  работников и медицинских  организаций   при  оказании  медицинской  помощи.

Основные  законы  и нормативно-правовые акты которые  регулируют  отдельные  виды  медицинской  деятельности.

Уметь:

Пользоваться  основными  законами и нормативно-правовыми  актами    в   сфере  правового  регулирования  отдельных  видов медицинской деятельности.

  1. Уровень освоения: Репродуктивный

  1. Работа по достижению данных целей обеспечивает формирование следующих компетенций:

Код/шифр компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.  

Участие образовательном процессе

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Работа с нормативно-правовыми  актами

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.  

Самостоятельная работа с источниками информаций

ОК 6

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Работа в малых группах

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Решение ситуационных задач

  1. Оборудование к занятию:

- мультимедийная установка;

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  1. Учебная литература:

1. Сергеев Ю. Д. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/        Ю. Д. Сергеев [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.-192 с.- (Среднее профессиональное образование).- ISBN 978-5-9704-5918-8. – Текст непосредственный.

2. Акопов В. И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала: учеб. пособие / В. И. Акопов. – Изд. 2-е, исправ. и  доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 351 с. – (Среднее медицинское образование). - ISBN 978-5-222-34291-6. – Текст непосредственный.

 Ход занятия

п/п

Этап занятия

Время (мин)

Методы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность

обучающихся

1.

Организационный момент

5

Заполняет журнал, сообщает обучающимся тему, цель и план занятия

Записывают в тетради тему и цели занятия

2.

Актуализация и коррекция

опорных знаний

15

Алгоритмический

Проводит   опрос  для контроля усвоения домашнего задания

Отвечают на вопросы преподавателя и участвуют в обсуждении  ответов.

3.

Мотивация

учебной деятельности

10

Аргументирует актуальность  темы.

4.

Изложение

нового материала

15

Фронтальный

Организует  работу обучающихся для контроля выполнения внеаудиторной самостоятельной  работы (Блиц-опрос)

Отвечают на Блиц - вопросы преподавателя

5.

Обобщение и систематизация знаний

35

Алгоритмический

 Организует работу обучающихся в малых группах. Решение ситуационных задач  с    помощью нормативно-правовых актов

Решают ситуационные задачи в малых группах.

6.

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает обучающимся обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей.

Обобщают изученное на занятии, анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов.  

7.

Итоги занятия

5

Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом

Записывают задание на дом

Общее время занятия (мин.)

90

3. Информационный  блок

3.1.  Особенности правового регулирования  отдельных  видов медицинской  деятельности.

1. Правовое  регулирование  в  области  обеспечения  санитарно – эпидемиологического благополучия  населения.

2. Правовое  регулирование  психиатрической  помощи.

3. Правовое  регулирование  в  области  охраны  репродуктивного  здоровья.

4.  Правовое  обеспечение  проведения  трансплантации  органов  и  тканей  человека.

1. Правовое  регулирование  в  области  обеспечения  санитарно – эпидемиологического   благополучия  населения.

  Правовое регулирование отношений в области санитарно-эпидемиологического

Благополучия  населения  базируется  на ст. 42 Конституции РФ, согласно которой  каждый  гражданин  имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее  состоянии и на  возмещение ущерба, причиненного его  здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

  Основополагающими  источниками  являются: Федеральный  закон «О санитарно – эпидемиологическом  благополучии   населения» от 30.03.1999 г.   № 52-ФЗ  (ред. от 25.112013 г.), ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах  охраны здоровья граждан в Российской  Федерации», ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ  «Об охране  окружающей  среды», ФЗ от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об  иммунопрофилактике инфекционных  болезней»,  ФЗ от 18 июня 2001 года   №77-ФЗ  «О  предупреждении  распространения  туберкулеза  в  Российской  Федерации», ФЗ от 2 января 2000 г. №29-ФЗ «О качестве и  безопасности пищевых  продуктов» и др. и  иные  нормативно – правовые  акты  Российской  Федерации.

    Среди  подзаконных  федеральных  актов, содержащих  санитарные  нормы, центральное  место  занимают  специальные нормативно-правовые  акты – санитарные правила и нормы (СанПиН), устанавливающие  санитарно-эпидемиологические  и  гигиенические  требования.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие  населения – такое состояние здоровья населения и среды обитания людей, при котором  отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные  условия его жизнедеятельности.  Обеспечение санитарно – эпидемиологического  благополучия  населения  предполагает  предоставление гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам определенных прав и обязанностей.  В  соответствии с  ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом  благополучии  населения» от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ (ред.25.112013), (ст. 8),  граждане имеют  следующие  права   в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия: на  благоприятную  среду  обитания, факторы которой не оказывают  вредного  воздействия на  человека;  получать  в соответствии  с  законодательством  информацию о  санитарно-эпидемиологической  обстановке,  состоянии  среды  обитания, качестве и безопасности продукции, потенциальной   опасности,  для  здоровья  человека, выполняемых работ и оказываемых  услуг; осуществлять  общественный  контроль  за  выполнением санитарных правил;  вносить в органы  государственной  власти, органы  местного  самоуправления, органы и учреждения государственной  санитарно-эпидемиологической  службы  предложения  об   обеспечении  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения; на возмещение  в полном  объеме  вреда,  причиненного   их  здоровью  или  имуществу.

  Права индивидуальных предпринимателей и юридических  лиц в области обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия: получать в соответствии с  законодательством  Российской Федерации  информацию  о  санитарно-эпидемиологической  обстановке, состоянии  среды  обитания,  санитарных  правилах; принимать  участие  в  разработке  федеральными органами  исполнительной  власти,  органами  исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации, органами  местного  самоуправления  мероприятий  по  обеспечению  санитарно-эпидемиологического благополучия  населения; на  возмещение  в  полном  объема  вреда, причиненного их  имуществу.

Обязанности, граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия: выполнять  требования  санитарного  законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных  лиц,  осуществляющих государственный  санитарно-эпидемиологический  надзор,  заботиться  о здоровье, гигиеническом воспитании и об  обучении  своих  детей; не осуществлять  действия, влекущие за  собой  нарушение  прав  других  граждан на  охрану  здоровья  и  благоприятную  среду  обитания.

Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических  заключений; разрабатывать и проводить  санитарно-эпидемиологические мероприятия;  обеспечивать  безопасность  для  здоровья  человека выполняемых работ  и оказываемых  услуг, а также продукции при  их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный  контроль; своевременно информировать  население, органы местного  самоуправления, органы  и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных  ситуациях, остановках производства, о  нарушениях  технологических процессов. Создающих угрозу санитарно- эпидемиологическому   благополучию населения; осуществлять  гигиеническое  обучение  работников.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие  населения  обеспечивается  посредством:*профилактики заболеваний в  соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее  изменения; *контроля  за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий  и обязательным  соблюдением  гражданами, индивидуальными  предпринимателями и юридическими  лицами  санитарных  правил  как  составной  части осуществляемой  ими  деятельности; *государственного  санитарно-эпидемиологического  нормирования; *государственного санитарно-эпидемиологического  надзора; *сертификации  продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную  опасность для  человека; государственной регистрации  потенциально  опасных  для  человека  химических и биологических  веществ, отдельных  видов  продукции, радиоактивных веществ, отходов  производства и потребления, а также впервые  ввозимых на территорию Российской  Федерации  отдельных  видов  продукции; *проведения  социально-гигиенического  мониторинга; *научных  исследований  в  области  обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения; *мер по своевременному  информированию  населения  о  возникновении  инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии  среды  обитания и проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях; *мер  по гигиеническому  воспитанию и обучению  населения и пропаганде здорового  образа  жизни; *мер по привлечению к ответственности за нарушение  законодательства Российской Федерации в области  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие  населения  обеспечивается, кроме того, созданием и функционированием  системы Государственного санитарно-эпидемиологического  надзора. Она  представляет  собой  единую федеральную централизованную  систему органов и учреждений, возглавляемую Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальные органы. Положение об осуществлении  государственного   санитарно-эпидемиологического надзора в Российской  Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 г. № 569. Организацию  государственного санитарно- эпидемиологического надзора осуществляет  руководитель     федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный  санитарно-эпидемиологический  надзор в Российской Федерации, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители  его территориальных органов – главные государственные санитарные врачи по  субъектам Российской Федерации, городам, районам и на транспорте, главные  государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной  власти.  За  нарушение санитарного  законодательства устанавливается  дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии  с  законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу  юридического лица  вследствие нарушения  санитарного  законодательства, подлежит  возмещению гражданином или юридическим  лицом, причинившим вред, в полном объеме в  соответствии с законодательство Российской Федерации.

2. Правовое  регулирование  психиатрической  помощи.

  Основу  правового  регулирования  оказания  психиатрической  помощи  образует  Закон  РФ  от  02.07.1992 г. № 3185-1 (ред. от 25.11.2013 г.) «О  психиатрической помощи  и гарантиях  прав  граждан при  ее  оказании» (далее – Закон). Психиатрическая  помощь  включает  в  себя  следующие  виды деятельности: *обследование  психического  здоровья  граждан  по  основаниям и в  порядке, установленным  Законом; *диагностику психических  расстройств; *лечение; *уход; *медико-социальную реабилитацию  лиц, страдающих психическими  расстройствами. Психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами,  гарантируется  государством  и  осуществляется  на  основе  принципов  законности, гуманности  и соблюдение  прав  человека и гражданина. Минимальный  объем  психиатрической  помощи и мер социальной защиты для лиц, страдающих  психическими  расстройствами, закреплен в ст. 16 Закона. В данной  статье указывается  на следующие виды  психиатрической  помощи: *психиатрическое освидетельствование; *неотложная  психиатрическая помощь;  *консультативно-диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная  помощь во внебольничных и стационарных условиях; *психиатрическая экспертиза; *диспансерное наблюдение; *социальная помощь. Под неотложной психиатрической помощью понимают комплекс  мероприятий,  направленных на оказание  экстренной  помощи  больным, находящимся в таком состоянии,   которое  обусловливает  в  данный  момент  их опасность  для  себя  и для  окружающих. По общему  правилу  неотложную психиатрическую  помощь оказывают  специализированные  подразделения скорой  психиатрической  помощи. Частично эти  функции  могут  выполнять  до  прибытия  врача-психиатра бригады общей скорой помощи или органы  полиции. Консультативно – диагностическая, лечебная, психопрофилактическая, реабилитационная  помощь – это разновидности плановой  психиатрической  помощи. Сюда же относят все виды психиатрической экспертизы, определение временной нетрудоспособности. Социальная помощь предполагает такие мероприятия, как  бытовая  помощь  и содействие  в  трудоустройстве лиц, страдающих  психическими расстройствами; решение  вопросов  опеки; консультации  по  правовым  вопросам и другие виды  юридической  помощи  в  психиатрических и психоневрологических учреждениях; социально – бытовое устройство инвалидов и престарелых, страдающих  психическими  расстройствами, а также уход  за  ними;  обучение  инвалидов и несовершеннолетних, страдающих психическими   расстройствами; психиатрическая  помощь при  стихийных бедствиях и катастрофах. По  форме предоставления  могут быть оказаны  следующие   виды  помощи: *амбулаторная помощь; госпитализация  в психиатрический  стационар; *помещение  в  специализированные  психоневрологические учреждения.

Законом  предусмотрены  специальные механизмы  защиты прав  человеческой  личности:

1). По общему  правилу психиатрическая  помощь оказывается  при добровольном обращении лица  или  с его  согласия, за  исключением  случаев, предусмотренных  Законом. Несовершеннолетнему  в возрасте до 15 лет, а также лицу,  признанному  в установленном  законом порядке  недееспособным, психиатрическая  помощь  оказывается  по  просьбе или  с  согласия  их законных представителей. Ограничение прав  и  свобод лиц, страдающих  психическими  расстройствами, только  на  основании  психиатрического  диагноза, фактов  нахождения  под  диспансерным  наблюдением  в  психиатрическом   стационаре  либо  в  психоневрологическом   учреждении  для  социального  обеспечения  или  специального   обучения  не  допускается.

2). Законом  закреплены  права  лиц,  страдающих  психическими  расстройствами: на уважительное и гуманное  отношение, исключающее  унижение  человеческого  достоинства;  на получение  информации  о  своих  правах, а также  в доступной  для них форме  и с  учетом их психического  состояния  информации  о характере  имеющихся  у  них  психических  расстройств и применяемых методов лечения; на  психиатрическую  помощь в наименее  ограничительных условиях, по возможности по месту  жительства; на содержание в психиатрическом стационаре  только в  течение  срока,  необходимого  для  обследования и лечения; на все виды лечения (в том  числе  санаторно –курортное) по  медицинским  показаниям; на оказание  психиатрической  помощи  в  условиях  в  условиях, соответствующих  санитарно-гигиеническим  требованиям; на  предварительное  согласие  и отказ  на  любой  стадии  от использования в  качестве  объектов  испытаний    медицинских  средств  и  методов, научных  исследований  или учебного  процесса, от фото,  видео или киносъемки; на приглашение по их требованию любого  специалиста, участвующего  в  оказании  психиатрической  помощи,  с  согласия  последнего для  работы  во  врачебной  комиссии  по  вопросам,  регулируемым  Законом; на  помощь адвоката, законного  представителя или  иного  лица в порядке,  установленном  Законом.

3). Представительство  граждан, которым  оказывается  психиатрическая  помощь. Гражданин  при  оказании  ему  психиатрической  помощи  вправе  пригласить  по  своему  выбору  представителя  для  защиты  своих  прав  и  законных  интересов. Защиту  прав  и  законных  интересов  несовершеннолетнего в  возрасте дор  15  лет  и лица, признанного  в  установленном  законом порядке  недееспособным, при  оказании   им  психиатрической  помощи  осуществляют  их  законные  представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае  их   отсутствия – администрация психиатрического  стационара либо  психоневрологического  учреждения. Защиту  прав и законных интересов  гражданина  при  оказании  ему  психиатрической помощи может  осуществлять  адвокат.

4). Запрещение  требования  сведений  о  состоянии  психического здоровья. 

При  реализации  гражданином  своих  прав и свобод  требования  предоставления  сведений о  состоянии  его  психического  здоровья  либо  обследования  его  врачом-психиатром допускаются  лишь  в  случаях, установленных  законами  Российской Федерации.

5) Врачебная  тайна. Сведения  о наличии у гражданина   психического  расстройства,  фактах обращения  за  психиатрической  помощью  и лечении   в  учреждении, оказывающем  такую  помощь, а также  иные  сведения  о  состоянии  психического  здоровья  являются врачебной  тайной, охраняемой  законом. Для  реализации  прав и законных интересов  лица, страдающего  психическим  расстройством, по  его  просьбе  либо по просьбе  его законного представителя  им могут быть  предоставлены сведения  о  состоянии  психического  здоровья  данного  лица  и  об  оказанной  ему  психиатрической  помощи.

Лечение  лица, страдающего  психическим  расстройством. Лечение  лица страдающего психическим  расстройством, проводится  после  получения  его  письменного  согласия, за  исключением  случаев  применения  принудительных  мер  медицинского  характера  по  основаниям, предусмотренным  Уголовным  кодексом  Российской Федерации. В этих случаях, кроме неотложных, лечение  применяется по решению  комиссии  врачей-психиатров. Основаниями для  госпитализации  в  психиатрический  стационар  является   наличие   у  лица  психического  расстройства и решение  врача-психиатра о проведении  обследования или лечения  в  стационарных  условиях либо  постановление  суда. По  общему  правилу  госпитализация   осуществляется  добровольно – по просьбе  лица или с его согласия. Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его  согласия или без согласия  его  законного представителя до  постановления судьи, если его обследование и лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает: а) его непосредственную опасность для  себя или  окружающих (решение о психиатрическом  освидетельствовании лица без его  согласия или без  согласия его законного  представителя принимается врачом-психиатром самостоятельно), б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности (решение принимается  врачом-психиатром с санкции  судьи), в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если  лицо будет  оставлено без  психиатрической  помощи (решение  принимается врачом-психиатром с санкции судьи). Лицо, помещенное  в психиатрический  стационар в недобровольном порядке, подлежит обязательному  освидетельствованию  в течение 48  часов комиссией  врачей-психиатров психиатрического  учреждения, которая принимает решение об обоснованности. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и  госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке. Если госпитализация признается обоснованной, то заключение  комиссии врачей – психиатров  в течение 24  часов направляется в суд по месту нахождения  психиатрического  учреждения для  решения вопроса о виде  такой  помощи.

При  отсутствии оснований для  недобровольного  освидетельствования данная процедура проводится  добровольно  по  просьбе  или согласия обследуемого или законного  представителя. Данные фиксируются в медицинской документации, в которой  указываются  также причины обращения к врачу-психиатру и медицинские рекомендации. При  отсутствии непосредственной опасности лица для  себя и окружающих заявление о психиатрическом  освидетельствовании в недобровольном порядке должно быть письменным, содержать  подробные сведения, обосновывающие необходимость такого освидетельствования, и указание на отказ лица  либо его законного  представителя от обращения к врачу-психиатру. Установив  обоснованность заявления о психиатрическом освидетельствовании  лица без его согласия, врач-психиатр направляет в суд по месту жительства лица свое письменное мотивированное заключение о необходимости такого  освидетельствования и другие имеющиеся материалы. Судья решает вопрос о даче санкции в трехдневный срок с момента получения всех материалов. Действия судьи могут быть обжалованы  в установленном законом порядке.

Права пациентов, находящихся на лечении  или обследовании  в  психиатрическом стационаре: *обращаться  непосредственно главному  врачу или заведующему  отделением по вопросам лечения, обследования, выписки из психиатрического  стационара и соблюдения прав, предоставленных настоящим Законом; *подавать без цензуры жалобы  и заявления в органы представительной и исполнительной власти, прокуратуру, суд и адвокату; *встречаться с адвокатом и священнослужителем наедине; *исполнять религиозные обряды,  соблюдать религиозны каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозную атрибутику  и литературу; *выписывать газеты и журналы; *получать образование по программе общеобразовательной школы или специальной школы  для детей  с нарушением интеллектуального развития, если пациент не достиг 18 лет. По рекомендации лечащего врача, заведующим отделением или  главным врачом в интересах  здоровья  или безопасности пациентов, а также в интересах здоровья или безопасности других лиц ограничению могут подлежать  следующие права: *вести переписку без  цензуры; *получат и отправлять посылки, бандероли и денежные переводы; *пользоваться телефоном; *принимать посетителей; *иметь и приобретать  предметы первой необходимости, пользоваться  собственной одеждой. Стационарная психиатрическая  помощь осуществляется  в соответствии со  следующими принципами: *она должна осуществляться  в наименее ограничительных условиях, обеспечивающих безопасность госпитализированного лица и других  лиц, при  соблюдении медицинским персоналом его прав и законных интересов; *меры физического  стеснения и изоляции при  недобровольной  госпитализации и  пребывании в  психиатрическом  стационаре  применяются  только  в  тех  случаях, формах и на то период времени, когда, по мнению врача-психиатра, иными  методами невозможно предотвратить действия госпитализированного лица, представляющие непосредственную опасность для него или других лиц, и осуществляются при постоянном контроле медицинского персонала. О  формах и времени применения мер физического стеснения или изоляции делается  запись в медицинской документации; *сотрудники  полиции  обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной    госпитализации и обеспечивать  безопасные условия  для доступа к госпитализируемому  лицу и его осмотра.  В случае необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью  окружающих со стороны госпитализируемого  лица, или других лиц,  а также при  необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники полиции действуют в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О  полиции».

3. Правовое регулирование в области охраны репродуктивного здоровья.

  В области  охраны репродуктивного здоровья правовое регулирование затрагивает вопросы осуществления искусственного прерывания беременности, вспомогательных репродуктивных технологий,  стерилизации, прав беременных женщин и матерей.

Основу правового  регулирования  в  этой области закладывают нормы главы 6 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан  в Российской Федерации» (ст. 51, ст. 52, ст. 53, ст. 55, ст. 56, ст. 57).

  Искусственное прерывание  беременности. В  соответствии  с законодательством каждая  женщина  имеет  право самостоятельно решать  вопрос  о  материнстве. Искусственное  прерывание  беременности  проводится  по желанию женщины  при  сроке  беременности  до 12 недель, по социальным показаниям – при  сроке беременности  до  22 недель, а при наличии  медицинских  показаний и согласия  женщины – независимо  от срока  беременности.

Искусственное прерывание  беременности проводится  в  рамках  программ обязательного  медицинского  страхования  в  учреждениях, получивших  лицензию на медицинскую  деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку. Данный порядок определен  приказом Минздрава РФ от 14 октября 2003 г. № 484 «Об  утверждении  инструкций о порядке разрешения искусственного прерывания  беременности в поздние  сроки  по  социальным  показаниям и проведения операции  искусственного  прерывания беременности».

Медицинские показания для искусственного  прерывания  беременности определены  Приказом  Министерства здравоохранения и социального развития  Российской Федерации от 3 декабря 2007 г. № 736. Такими  показаниями  являются тяжелые  заболевания  различных  систем  организма человека или физиологические состояния (женщины, моложе 18 лет и  старше 40 лет).

Перечень социальных  показаний для  искусственного прерывания беременности утвержден  постановлением  Правительства  РФ от 11  августа 2003 г. № 485 и включает  в  себя: наличие  решения  суда о лишении  или об ограничении  родительских прав; беременность в результате  изнасилования; пребывание женщины   в  местах лишение  свободы; наличие инвалидности I - II  группы у мужа  или   смерть мужа во  время беременности.

Вспомогательные репродуктивные  технологии. Вспомогательные  репродуктивные технологии (ВРТ) – это методы терапии  бесплодия, при которых отдельные или все  этапы  зачатия и раннего  развития эмбрионов  осуществляется  вне  организма. ВРТ включают: экстракорпоральное  оплодотворение  и перенос  эмбрионов в полость матки, инъекцию сперматозоида в цитоплазму ооцита, донорство спермы, донорство ооцитов, суррогатное  материнство, предимплантационную диагностику наследственных болезней, искусственную инсеминацию  спермой мужа (донора).  Кроме ст. 55 ФЗ «Об  основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,  посвященной  искусственному оплодотворению  и имплантации  эмбриона, вопросы применения вспомогательных репродуктивных технологий регулируются также приказом  Минздрава  РФ от 26 февраля 2003 г.  № 67 «О применении  вспомогательных репродуктивных технологий ( ВРТ )  в терапии  женского и мужского  бесплодия». Правовые  аспекты  суррогатного материнства определены п. 4 ст. 51, п. 3 ст. 52 Семейного  кодекса Российской Федерации; п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об актах  гражданского  состояния» от 15.11.97 № 143-ФЗ. В соответствии с п. 3 ст. 55 ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Одинокая женщина также имеет   права на применение вспомогательных репродуктивных  технологий

при наличии ее информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Искусственное оплодотворение  женщины и имплантация эмбриона осуществляется в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии  письменного согласия  супругов (одинокой женщины). Сведения о проведенных  искусственном  оплодотворении и имплантация  эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну. Женщина   имеет право на информацию о процедуре искусственного  оплодотворения  и имплантации  эмбриона,  о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического  обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство. Один из важнейших  вопросов, которые  возникают  в случае суррогатного  материнства, - это вопрос о том, кто из женщин – донор яйцеклетки или суррогатная мать, имеет приоритет на материнство. Этот  вопрос решен Семейным кодексом  РФ – приоритет имеет  суррогатная мать – женщина, выносившая ребенка. Лица, состоящие браке  между собой  и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть  записаны родителями  ребенка только  с согласия  женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).  Однако если  такое согласие получено,  то в дальнейшем после  завершения  записи родителей в книге  записей рождений и лица, записанные  родителями, и суррогатная мать не вправе при оспаривании материнства  и отцовства ссылаться на обстоятельство суррогатного материнства.

Медицинская стерилизация. Медицинская стерилизация как специальное  вмешательство  с целью  лишения  человека  способность  к  воспроизводству  потомства или  как метод контрацепции может  быть проведена только по письменному  заявлению гражданина не  моложе  35  лет или имеющего не менее двух детей, а при  наличии  медицинских показаний и согласии гражданина – независимо от возраста  и наличия  детей. (ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 57)). Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации установлен Приказом Министерство здравоохранения. Медицинская  стерилизация  проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы  здравоохранения, получивших лицензию на медицинскую деятельность.   

4. Правовое обеспечение проведения  трансплантации  органов и тканей человека.

   Правовое  регулирование   в области  трансплантации органов и тканей  человека  осуществляется  согласно ст. 47 ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья  граждан в Российской Федерации» и в соответствии  ФЗ РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. (с допол. 2007 г.), Инструкцией  по констатации  смерти человека  на  основании  диагноза  смерти мозга, утв.  Приказом Минздрава РФ от 20.12. 2001 г. № 460., Приказом Минздравсоцразвития  России и РАМН от 25 мая 2007 г. № 357/40,  который утвердил Перечень органов и (или) тканей  человека – объектов  трансплантации  согласно приложению; Перечень учреждений здравоохранения осуществляющих трансплантацию органов и (или) тканей  человека согласно приложению; Перечень учреждений  здравоохранения, осуществляющих забор и заготовку органов и (или)  тканей   человека. Трансплантация (пересадка)  органов  и (или) тканей  человека является средством спасения жизни  и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться  на основе  соблюдения законодательства Российской Федерации и  прав человека в  соответствии с гуманными  принципами, провозглашенными  международным сообществом, при этом интересы человека должны превалировать над интересами общества или науки.

Трансплантация органов  и (или) тканей  человека от живого донора или трупа может  быть применена  только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать  сохранения  жизни больного (реципиента)  либо восстановления его здоровья. Органы и (или)  ткани  человека не могут быть предметом купли – продажи. Купля-продажа органов и (или)  тканей  человека влечет  уголовную ответственность  в соответствии  с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей  реципиентам  производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Перечень  органов и (или)  тканей  человека – объектов трансплантации.

Органы: 1. Сердце; 2. Легкое; 3. Комплекс сердце-легкое; 4. Печень; 5. Почка;   6. Поджелудочная железа с 12-перстной кишкой; 7. Селезенка; 8. Эндокринные железы (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа, паращитовидная железа, слюнная железа, яичко); 9. Кишечник и его фрагменты.

Ткани: 1. Костный мозг; 2. Трахея; 3. Глазное яблоко (роговица, склера, хрусталик, сетчатка); 4. Верхняя конечность и  ее фрагменты; 5. Нижняя часть и ее фрагменты; 6. Твердая  мозговая  оболочка; 7. Кости  свода  черепа; 8. Нижняя  челюсть; 9. Височная  фасция; 10. Сосуды (участки  сосудистого русла);                     11. Сухожилие  длинного  сгибателя большого пальца; 12. Сухожилие  передней большеберцовой  мышцы; 13. Широчайшая  фасция  бедра; 14. Реберный  хрящ;     15. Дермальный слой  кожи; 16. Подкожно-жировой  клетчатка  подошвенной  области стопы; 17. Фиброзная капсула  почки; 18. Серозная капсула печени;     19. Белочная оболочка  яичка.

Органы и ткани  могут быть  изъяты у  живого  донора  или  у  трупа.

Изъятие  органов  и тканей  у живого  донора. Законодательством   установлен приоритет  использования  трупных  донорских органов и тканей. Изъятие  органов и (или)  тканей  у  живого  донора  для их  трансплантации может  осуществляться только  в интересах  здоровья реципиента в случае  отсутствия  пригодных для трансплантации органов и (или)  тканей   трупа или альтернативного  метода лечения,    которые могут  гарантировать сохранение  жизни больного (реципиента)  либо восстановление его  здоровья. Изъятие органов и (или) тканей  у живого  донора  допустимо только  в случае, если его  здоровью по  заключению консилиума врачей – специалистов не будет причинен  значительный вред. Изъятие  органов и (или)  тканей у живого донора допускается при соблюдении  следующих  условий: *если донор свободно и сознательно в  письменной форме выразил согласие на изъятие своих органов и (или)  тканей; *если донор прошел всестороннее  медицинское  обследование  и имеется  заключение консилиума  врачей – специалистов  о возможности  изъятия у него  органов и (или)  тканей для трансплантации; если он находится с реципиентом  генетической связи, за  исключением случаев пересадки костного  мозга. Законодательство также содержит важное ограничение круга живых доноров: *Изъятие органов и (или) тканей   для   трансплантации не допускается у живого  донора,  не достигшего  18  лет (за  исключением  случаев  пере садки  костного  мозга) либо  признанного   в  установленном  порядке  недееспособным. *Изъятие органов и  (или) тканей  не  допускается, если установлено, что они  принадлежать лицу,  страдающему болезнью, представляющей  опасность  для жизни и здоровья реципиента. Изъятие органов и (или)  тканей  для трансплантации  у  лиц, находящихся в  служебной или  иной  зависимости  от  реципиента, не допускается. Принуждение  любым лицом   живого  донора к согласию  на  изъятие у  него органов и (или)  тканей  влечет уголовную  ответственность в  соответствии с законодательством  РФ.

Изъятие  органов и тканей у трупа. Органы и (или)  ткани могут  быть  изъяты у трупа  для  трансплантации, если  имеются бесспорные  доказательства факта  смерти, зафиксированного  консилиумом врачей – специалистов. Заключение о смерти дается  на основе констатации необратимой гибели всего  головного  мозга (смерть мозга), установленной в  соответствии  с  процедурой, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации. В  соответствии  с Инструкцией по  констатации смерти   человека на  основании диагноза смерти  мозга, утв. Приказом Минздрава РФ от 20.12.2001 № 460 смерть мозга эквивалентна смерти  человека. Смерть мозга наступает при  полном  и необратимом  прекращении  всех функций головного  мозга, регистрируемое при  работающем  сердце и  искусственной  вентиляции  легких. Решающим для  констатации  смерти мозга является  сочетание  факта прекращения функций всего  головного  мозга, с доказательством необратимости этого  прекращения. В  диагностике смерти в случае  предполагаемого   использования в  качестве  донора  умершего  запрещается  участие  трансплантологов и  членов бригад,  обеспечивающих  работу донорской службы. Изъятие  органов и (или) тканей  у  трупа производится с  разрешения  главного  врача учреждения  здравоохранения  при  условии  соблюдения  требований  настоящего  Закона. В том  случае, когда  требуется проведение    судебно – медицинской экспертизы, разрешение  на  изъятие органов  и (или)  тканей  у  трупа  должно  быть  дано  также  судебно – медицинским экспертом с  уведомлением  об этом  прокурора.  

4. Контролирующий  блок

4.1. Вопросы  для контроля усвоения  домашнего   заданию по теме(фронтальный устный опрос): Права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций при  оказании    медицинской  помощи

1. Какие правами обладают  медицинские работники в соответствии с   ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

2. В чем заключаются обязанности медицинских работников?

3. Какие ограничения в соответствии с ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» налагаются на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности?

4. Какими правами обладает  медицинская  организация в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

5. Какие обязанности можете перечислить  медицинских организаций в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?  

4.1.1. Эталоны ответов  на  вопросы  для контроля усвоения  домашнего   задания по теме (фронтальный устный опрос): Права и обязанности медицинских работников и медицинских организаций при  оказании    медицинской  помощи

1. Какие правами обладают  медицинские работники в соответствии с   ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

В соответствии со ст. 72 ФЗ №323 «Об основах…»  медицинские и фармацевтические работники имеют право на:

- создание руководителем медицинской организации условий для выполнения  работником  свих  трудовых  обязанностей, включая обеспечение необходимым  оборудованием, в порядке определенном законодательством  РФ;

- профессиональную подготовку , переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя в соответствии трудовым законодательством РФ;

- защиту своей профессиональной чести и достоинства, в том числе в судебном порядке;

- прохождение  аттестации для получения квалификационной категории в порядке и в сроки, определяемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой  и сложностью  работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами  деятельности;

- создание профессиональных некоммерческих организаций;

- страхование риска своей  профессиональной ответственности.

2. В чем заключаются обязанности медицинских работников?

В соответствии со ст. 73 ФЗ  №323 «Об основах…»  медицинские работники обязаны:

- оказывать медицинскую помощь  в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями;

- соблюдать врачебную тайну;

- совершенствовать профессиональные знания  и навыки  путем обучения по дополнительным  профессиональным  программам в образовательных и научных организациях в прядке и сроки, установленные уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти;

- назначать лекарственные препараты и выписывать их на рецептурных бланках;

- сообщать уполномоченному должностному лицу медицинской организации информацию, предусмотренную  ч. 3 ст. 64 Закона «Об обращении лекарственных средств» и ч. 3 ст.  96 ФЗ  №323  «Об основах…»

3. Какие ограничения в соответствии с ФЗ  «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» налагаются на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности?

В соответствии со ст. 74 ФЗ №323 «Об основах…» медицинские работники и руководители медицинских организаций не вправе:

- принимать от организаций, занимающихся разработкой, производством и реализацией лекарственных препаратов, медицинских изделий, организаций, обладающих правами на использование торгового наименования лекарственного препарата,  организаций оптовой торговли лекарственными средствами,  аптечных  организаций подарки, денежные средства,  в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний;

- заключать  с компанией, представителем компании соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных  препаратов, медицинских изделий;

- получат от компании, представителя  компании образцы лекарственных  препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам;

- предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и неполную информацию об используемых лекарственных  препаратах,  о медицинских изделиях;

- выписывать лекарственные  препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано  наименование лекарственного препарата, медицинского изделия.

4. Какими правами обладает  медицинская  организация в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?

В соответствии со ст. 78 ФЗ №323 «Об основах…» медицинская организация обладает следующими правами:

- вносить учредителю предложения по оптимизации оказания гражданам медицинской помощи;

- участвовать в оказании гражданам РФ  медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного  оказания  гражданам медицинской помощи,  включающей в себя базовую программу ОМС;

- выдавать  рецепты на лекарственные препараты, справки,  медицинские заключения и листки нетрудоспособности в порядке,  установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной  власти;

- осуществлять научную и  научно-исследовательскую деятельность, в  том числе проводить фундаментальные и прикладные научные  исследования;

- создавать локальные  информационные системы, содержащие данные  о пациентах и об оказываемых им  медицинских услугах,  с соблюдением установленных законодательством РФ требований о защите персональных данных и врачебной тайны.

5. Какие обязанности можете перечислить  медицинских организаций в соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»?  

В соответствии со ст. 79 ФЗ №323 «Об основах…» медицинская организация обязана:

- оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме;

- организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными  актами РФ, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе  стандартов  медицинской помощи;

- соблюдать врачебную тайну, конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах;

- предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности  методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях;

- обеспечивать профессиональную подготовку,  переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством РФ;

- информировать органы внутренних дел  в порядке,  установленном уполномоченными  федеральными органами исполнительной власти, о поступлении пациентов,  в от ношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причиен в результате противоправных действий;

- вести медицинскую документацию в установленном порядке и представлять отчетность по видам,  формам, в сроки и в объеме,  которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- обеспечивать учет и хранение медицинской документации, в том числе бланков строгой отчетности;

4.2. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы: Блиц – вопросы по теме: Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности.                              

1. Посредством чего обеспечивается санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения?

2. На каком уровне государственной власти осуществляется санитарно-эпидемиологическое нормирование?

3. На какой  срок гражданин может быть временно признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности  и деятельности, связанной  с источником повышенной опасности ?

4. Может ли гражданин при оказании ему психиатрической помощи  пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов.

5.  В соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»,  кем принимается решение о психиатрическом освидетельствовании лица без его согласия или без согласия законного представителя?

6. С какого возраста допускается изъятие органов  и тканей для трансплантации  у живого донора ?

7. Какой принцип действует на территории Российской Федерации для трансплантации органов и или тканей человека?

8. Допускается ли продажа органов и тканей человека для трансплантации?

9.  В какие  сроки правомерен аборт по социальным  и медицинским показаниям?

10. Имеет ли право одинокая женщина на искусственное оплодотворение  и имплантацию эмбриона?

4.2.1. Эталоны  ответов  на  «Блиц – вопросы» по теме: Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности.  

1. Профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой.

2. На  федеральном  уровне.

3. На срок  не более 5 лет.

4. Да  может.

5. Врачом психиатром с санкции судьи.

6. С 18 лет.

7. Презумпция  согласия.  

8. Нет.

9. По социальным показаниям до 22 недель; по медицинским показаниям в любом сроке беременности.

10. Да.

4.3. Аудиторная самостоятельная работа для контроля усвоения нового материала  решение  ситуационных задач.

 Ситуационные  задачи  

Вариант  I

                           Инструкция для решения ситуационных  задач

          Внимательно  прочитайте  ситуационную  задачу. Пользуясь  ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан   в  РФ»,  напишите  обоснованный и развернутый  ответ согласно статьи  (или  статей)  данного  закона.

Время для  решения:  30  мин.

Задача  1

   У  умершего   П.  была  изъята  почка  для  трансплантации  больному  Н.  Жена  умершего   П. предъявила  судебный  иск  по  данному  факту  на  том  основании,  что  согласия  ее,  как   жены  получено  не  было.

Вопрос:

Правомерно  ли  требование  жены  умершего  П.?  

Задача  2

   Мужчина, 20  лет,  тяжелейшая черепно-мозговая  травма; жизнь  поддерживается  искусственным путем  с  целью  забора  органов  для  пересадки. Смерть  констатирована  бригадой  врачей,  независимой  от трансплантологов; на  забор  органов  имеется  согласие  одних членов  семьи  и  возражение  других.

Вопрос:

Какая  линия  поведения  рекомендуется врачам  со  стороны морали и права?  

Задача  3

Женщина, мать  3  малолетних  детей, обратилась  в  женскую  консультацию  по  месту  жительства  с  просьбой о прерывании  беременности. При  осмотре  выяснилось, что  срок  беременности  составляет  18 нед. Женщина  настаивала  на  производстве аборта и объяснила, что  у мужа 2 -я группа инвалидности и   живут в малогабаритной квартире.  Врач, пожалев пациентку, выписал направление на аборт.

Вопросы:

1. Правомерно ли  действия  врача?

2. Приведите   сроки  и  показания   для производства аборта.

3. Каков  порядок  прерывания  беременности по социальным показаниям?

Задача  4

   В  результате  выброса  в  реку  химическим  комбинатом  вредных  химических  веществ  в  количестве, 500 раз   превышающем  предельно  допустимые  концентрации,  дети, купающиеся  в  реке, получили  ожоги  и  отравления.

  Вопрос:

Какие права  в  области  охраны  здоровья  нарушены?

Вариант  II

                       Инструкция  для  решения  ситуационных  задач

          Внимательно  прочитайте  ситуационную  задачу. Пользуясь  ФЗ  «Об  основах  охраны  здоровья  граждан   в  РФ»,  напишите  обоснованный и развернутый   ответ согласно статьи  (или  статей)  данного  закона.

Время для  решения:  30  мин.

Задача 1

После судебно-медицинского вскрытия трупа неустановленного лица, смерть которого  наступила от несовместимых с жизнью повреждений  жизненно важных органов, санитар морга передал на кафедру анатомии  для учебных целей его почку и легкое, за что  понес  наказание.

Вопрос:

Было  ли  нарушение  закона?  Обоснуйте ответ.

Задача  2

Поздно  вечером  в  городскую  клиническую  больницу  поступил  мужчина, 35 лет,  с  тяжелой черепно-мозговой  травмой,  полученной  в  результате  ДТП. После  безуспешного  проведения  реанимационных  мероприятий  врач – реаниматолог  вызвал  бригаду  трансплантологов,  с  которыми им  была  констатирована  смерть  головного  мозга. После  этого  врачи-трансплантологи, не  дождавшись  судебно-медицинского эксперта, изъяли  сердце, почки,  печень и легкие. На  следующий  день,  узнав  о  случившемся, жена  и  родители  потерпевшего  обратились  к  главному  врачу  больницы  с  жалобой  на  то, что  больницей не было  получено их  согласие на изъятие органов у их  родственника.  

Вопросы:

1. Какие  нарушения  имеются  в  соответствии   законодательством  Российской Федерации.

2. В  каком составе  должна  проводиться констатация смерти потенциального  донора?

3. Какова  роль судебно-медицинского  эксперта в  процессе изъятия  органа или  ткани  для  трансплантации?

4. Правомерно ли  жалоба  родственников  потерпевшего  к главному  врачу?

Задача 3

Супруга  Сидорова,    Н. (36  лет)  не  могла  по  медицинским  показаниям  иметь  ребенка (а также  быть донором  яйцеклетки). Они  решили  обратиться  организацию, которая   занимается  поиском  суррогатных  матерей  для  ЭКО.  Им  предложили   женщину (суррогатную  мать)  которая  одновременно  и  могла  стать  донором  яйцеклетки. Они  согласились.

Вопрос:

 Правильно  ли  поступили  супруги?  

Задача  4

  Безработный  хронический  алкоголик  гр.  К.  длительное  время  своим  поведением  терроризировал  соседей:  сквернословил,  шумел, дрался.    Доведенные  до  отчаяния  люди  решили  принять  меры  сами.  Один  из  них,  работая  врачом  в  психиатрической   больнице,  договорился  с  администрацией,  и  доставленного  обманным  путем  К.  насильно  положили  на  стационарное  лечение  в  психиатрическую больницу.  

Вопросы:

1. Правильно  ли поступили соседи  К.?

2. Каков  порядок помещения гражданина в психиатрический стационар  для  принудительного лечения?

4.3.1. Эталоны ответов на ситуационные задачи

Вариант  I

Задача  1

Неправомерно. Т. к.,  согласно ст. 8 ФЗ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей», и      согласно  Ст. 47. ч.7.  ФЗ  «Об  основах  охраны здоровья  граждан  В РФ»  : «В  случае  отсутствия  волеизъявления  совершеннолетнего  дееспособного  умершего  право  заявить  о  своем  несогласии  на  изъятие  органов и тканей  из тела  умершего  для  трансплантации  (пересадки) имеют  супруг (супруга), а при  его  (ее) отсутствии  - один из близких  родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья  и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка)»,  не  согласие  на  изъятие органов со стороны родственников  носит  заявительный  характер.

Задача  2

В  Российской  Федерации  действует  принцип  «презумпция  согласия»,     ст. 8 ,  закрепленный  законом  РФ  «О трансплантации  органов и (или)  тканей  человека», в  соответствии  с  которым  согласие  у родственников  врачи  могут  не  получать. Моральный  подход  к данной  проблеме  предполагает получения согласия  родственников. Врачам  необходимо попытаться заручиться  согласием всех  родственников.

Задача 3

1. Действия  врача не правомерны.

2.  Согласно ст. 56. (ч.1.ч2.) ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

 1. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины  проводится  при  сроке беременности до двенадцати  недель

2. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится  при  сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний – независимо от срока беременности.

 Перечень социальных показаний прописан в Постановление  Правительства РФ  от 06 февраля 2012 года №98 «О  социальном  показании для искусственного прерывания беременности»: - только одно основание: беременность, наступившая в результате изнасилования.

3. Вопрос об  искусственном прерывании беременности по социальному показанию решается комиссией  в  составе  руководителя учреждения здравоохранения, врача  акушера-гинеколога, юриста, специалиста по социальной работе (при его наличии). Комиссия  рассматривает письменное заявление женщины, заключение врача акушера-гинеколога о сроке беременности, документы, подтверждающие наличие  социального показания для  искусственного прерывания  беременности. При  наличии социального показания  комиссией выдается заключение, заверенное подписями членов  комиссии  и   печатью  учреждения здравоохранения.  

Задача 4

Нарушено  право  на  благоприятную  окружающую  среду  и достоверную  информацию о  ее  состоянии  (согласно ст. 42  Конституции  РФ),  т.к. право  на охрану  здоровья  тесно связано  с   охраной   окружающей  природной  среды.  А также  нарушено  право  на  информацию  о  факторах, влияющих  на  здоровье  согласно  ФЗ  «Об основах  охраны здоровья  граждан в  Российской  Федерации»   (ст.23): Граждане  имеют  право  на  получение   достоверной   и  своевременной  информации  о  факторах,  способствующих сохранению  здоровья  или  оказывающих  на  него  вредное  влияние, включая  информацию  о  санитарно-эпидемиологическом  благополучии  района  проживания,   состоянии  среды  обитания,  …                                            

4.4. Эталоны ответов на ситуационные задачи

Вариант  II

Задача  1

 Согласно  ст. 68, п.1 ФЗ  «Об  основах охраны  здоровья граждан в РФ»:

1. Тело, органы  и  ткани  умершего  человека  могут  использоваться  в медицинских  (за  исключением использования  в  целях, предусмотренных статей 47 настоящего Федерального закона), научных и учебных  целях в следующих  случаях:

1) при  наличии  письменного  волеизъявления лица,  сделанного  им  при  жизни  и  нотариально удостоверенного  в  установленном  порядке, о возможности  такого  использования;

2) если  тело  не востребовано  после  смерти  человека  по  причине   отсутствия  его  супруга, близких  родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных  братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных  родственников, законных  представителей или  других  лиц, взявших  на  себя обязанность осуществить  погребение, в порядке  и  в  сроки,  установленные  законодательством РФ о погребении и похоронном деле.  

2. Порядок и условия передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека  для  использования в медицинских, научных и учебных целях, в  том  числе максимальный срок их использования, устанавливаются Правительством  Российской  Федерации.

В соответствии  с  Постановлением  Правительства РФ от 21 07.2012 г. №750 г. Москва «Об  утверждении  Правил  передачи  невостребованного  тела, органов и тканей  умершего  человека  для  использования  в  медицинских, научных и учебных целях, а  также  использования  невостребованного  тела, органов и тканей умершего  человека  в  указанных  целях»,  для  передачи  органов или  тканей  умершего  человека  составляется  акт.  Нарушен  порядок передачи   органов или тканей  умершего  человека.

Задача  2

 1.1). Согласно ст. 9 ФЗ «О трансплантации органов  и (или) тканей  человека»:

 В  диагностике  смерти  в  случае  предполагаемого использования  в  качестве  донора  умершего  запрещается  участие  трансплантологов  и  членов  бригад, обеспечивающих работу  донорской  службы и оплачиваемых ею.  

2). Согласно ст. 10 ФЗ «О транcплантации органов и (или) тканей человека»: Изъятие  органов и (или) тканей   у  трупа  производится  с   разрешения  главного  врача  учреждения  здравоохранения  при  условии  соблюдения   требований   настоящего  Закона.

2. Согласно ст. 66  ФЗ  «Об  основах охраны  здоровья  граждан  в  РФ»:

1). Моментом  смерти   человека  является  момент  смерти его  мозга или его биологической  смерти.

3). Диагноз  смерти мозга устанавливается  консилиумом врачей  в  медицинской  организации, в  которой  находится  пациент. В  состав консилиума врачей должны  быть  включены анестезиолог – реаниматолог и невролог, имеющие  опыт работы  по  специальности не менее чем  пять  лет. В  состав  консилиума  врачей  не  могут  быть  включены специалисты, принимающие участие в  изъятие и трансплантации (пересадке)  органов и (или)  тканей.

3. В  задачи  судмедэксперта  входит определить – не помешает  ли  изъятие органов  проведению  экспертизы и  установлению  истинной  причины  смерти. Согласно  ст. 10  ФЗ  «О  трансплантации органов и (или) тканей  человека»: В  том  случае, когда  требуется  проведение  судебно-медицинской  экспертизы, разрешение  на  изъятие органов и (или)  тканей  у  трупа  должно  быть  дано  также  судебно-медицинским  экспертом  с  уведомлением   об  этом  прокурора.

4.   В  Российской  Федерации  действует  принцип  «презумпция  согласия»,     ст. 8 ,  закрепленный законом  РФ  «О трансплантации  органов и (или)  тканей  человека», в  соответствии  с  которым  согласие  у родственников  врачи  могут  не  получать. В случае  если в  момент  изъятия супруг, а при его отсутствии  один из  близких  родственников  умершего, не заявит  о своем  несогласии на  изъятие органов,  то  медицинская  организация  имеет  право  принимать  меры  по  организации  изъятия  органов  для  пересадки реципиенту.

Задача  3

 Нет. Согласно  ФЗ  «Об  основах охраны здоровья  граждан  в  РФ»  Ст.55.ч.10.  Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте  от двадцати до тридцати  пяти лет, имеющая  не менее  одного  здорового  собственного ребенка,  получившая  медицинское  заключение об удовлетворительном состоянии  здоровья, давшая письменное информированное  добровольное  согласие  на медицинское  вмещательство.     …Суррогатная  мать   не  может  быть   одновременно   донором  яйцеклетки.

Задача  4

1. Соседи  К. поступили неправомерно.

2.В соответствии со ст. 29 ФЗ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании: Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих,

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности,

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Врачи  которые  участвовали  в  незаконном  помещении   гр.  К.  в   психиатрическую  больницу  должны  понести  дисциплинарную  ответственность. А  также  врачей  можно  привлечь  к   уголовной  ответственности  согласно  ст.128.  УК  РФ.   Незаконное  помещение  в  психиатрический  стационар.

Критерии   выставления отметок  за  устные  ответы

          Отметка     5 «отлично»  выставляется, если  обучающийся   демонстрирует:

- уверенное знание и понимание учебного материала;

- умение выделять главное в изученном материале, обобщать факты и

 привести  примеры, делать выводы,  устанавливать  межпредметные  связи;

-излагает ответы  на вопросы по теме   последовательно и правильно.

- соблюдение культуры  устной  речи.

          Отметка  4 «хорошо»  выставляется, если обучающийся демонстрирует:

- знание  основного  учебного  материала;

- умение выделять  главное в изученном  материале, обобщать факты  и

привести  примеры, делать выводы, устанавливать  межпредметные  связи;

- недочеты при  воспроизведении  ответа на вопросы  по  теме;

- соблюдение  основных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка  3 «удовлетворительно»  выставляется,  если   обучающийся  

демонстрирует:

- знание  учебного  материала  на  уровне  минимальных  требований ;

- умение  воспроизводить  изученный  материал, затруднения  в  ответе

 на  вопросы  в  измененной  формулировке;                                                                      

- наличие  грубой  ошибки  или  нескольких  негрубых  ошибок  при

воспроизведении  изученного   материала;

- несоблюдение  отдельных  правил  культуры  устной  речи.

          Отметка 2 «неудовлетворительно»  выставляется,  если  обучающийся

демонстрирует :  

- знание  учебного  материала  на  уровне  ниже  минимальных требований,

фрагментарные  представления  об  изученном материале;

- отсутствие  умений  работать  на  уровне  воспроизведения, затруднения

при  ответе  на  вопросы;

- наличие  нескольких  грубых  ошибок, большого  числа  негрубых  при

воспроизведении  изученного  материала;

- несоблюдение основных  правил   культуры  устной  речи.    

Критерии  выставления отметок за решение ситуационных задач

              Отметка  5 «ОТЛИЧНО»  ставится,  если  ситуационная  задача  решено  правильно:  дано  развернутый   и  обоснованный   ответ  с  указанием  названия  соответствующего   нормативно – правового  акта,  номер  статьи (или  статей), части и  пункты.

              Отметка 4 «ХОРОШО»  ставится,  если  ситуационная  задача  решено  правильно: дано   развернутый  и  обоснованный  ответ с  незначительными  отклонениями   от  нормы, с  указанием   названия соответствующего  нормативно – правового  акта,  номера  статьи (или  статей),  части  и  пункты.  

             Отметка 3 «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»    ставится,  если  ситуационная  задача  решено  с  существенными  недостатками,  дано  не  развернутый  ответ, указан  название   соответствующего нормативно – правового  акта и  номер  статьи.  

            Отметка  2 «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО»  ставится,   если  ситуационная  задача  решено  неправильно. Не  правильно  указан  нормативно – правовой акт, согласно  условиям  задачи.

Заключение

          Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

       Для обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья огромное значение имеет правовое регулирование отдельных видов медицинской деятельности. Посредством отдельных нормативно-правовых актов регулируются основные направления и области в сфере медицинской деятельности для сохранения и укрепления общественного здоровья.  

     Для реализации прав граждан в сфере охраны здоровья в соответствии с Конституцией РФ, с  ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  и другими  Федеральными законами  которые регулируют отдельные виды медицинской деятельности, огромное значение имеет знания этих  нормативно-правовых актов медицинскими работниками и неукоснительное соблюдение установленных  правовых норм при выполнении своих профессиональных обязанностей в различных сферах медицинской деятельности.


5. Литература

1. Сергеев Ю. Д. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник/        Ю. Д. Сергеев [и др.]. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.-192 с.- (Среднее профессиональное образование).- ISBN 978-5-9704-5918-8. – Текст непосредственный.

2. Акопов В. И. Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинского персонала: учеб. пособие / В. И. Акопов. – Изд. 2-е, исправ. и  доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 351 с. – (Среднее медицинское образование). - ISBN 978-5-222-34291-6. – Текст непосредственный.

 Нормативно-правовые документы

1. Конституция  Российской  Федерации. – Москва: Изд-во  Проспект, 2021. – 120 с. - ISBN 978-5-392-34394-2. – Текст:  непосредственный.

2.Федеральный  закон  «Об  основах  охраны  здоровья граждан  в  Российской Федерации». – Москва:  Изд-во  Проспект, 2022. – 144 с. – ISBN: 978-5-392-34689-9. – Текст: непосредственный

3. Федеральный закон   «Об  обязательном  медицинском  страховании  в  Российской Федерации». – Москва: Изд-во Проспект, 2019. – 80 с. – ISBN 978-5-392-29158-8. – Текст: непосредственный

4. Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями)

5. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (с изменениями и дополнениями)

6. Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (с изменениями и дополнениями)

7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями)

8. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" (с изменениями и дополнениями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовые споры. Порядок их разрешения. Методическая разработка занятия по дисциплине: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

В последнее время со стороны работодателя, все чаще наблюдаются нарушения трудового законодательства. Работодатели стараются всевозможными способами обходить закон, что, в конечном счете, может привес...

Особенности правового регулирования отдельных видов медицинской деятельности

Лекция по теме 2.3.по ОП. 10. Обеспечение профессиональной деятельности...

Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности

Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия  по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в  учреждениях здравоохравнения сельской ...