Методическая разработка классного часа "Профилактика туберкулеза"
методическая разработка

Заитова Зухра Садрединовна

Методическая разработка классного часа по профилактике туберкулеза 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

Методическая разработка классного часа на тему:

«Из глубины веков»,

приуроченному Дню борьбы с туберкулезом

Москва 2022г.

Пояснительная записка

Методическая разработка по проведению тематического классного часа «Из глубины веков», посвященная проблемам туберкулеза и приурочена ко Дню борьбы с туберкулезом, представлена в рамках учебно-воспитательной работы классного руководителя.

Тема классного часа выбрана исходя из временных рамок проведения. Туберкулез – одна из самых актуальных проблем в мире и в наши дни.

Тематическое направление методической работы воспитательного мероприятия:

Подготовка будущих фельдшеров к профессиональной деятельности.

Тема методической работы воспитательного мероприятия:

Изучение истории туберкулеза, проведение викторины «Что вы знаете о туберкулезе»

Цель: 

Изучение исторических аспектов туберкулеза, профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом.

Задачи:

1. Обеспечить сплочение студенческого коллектива и формирование профессиональных знаний и умений.

2.  Способствовать эмоциональной разгрузке студентов.

3. Привить интерес к медицине и любовь к  дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность выбранной темы для студентов колледжа:

Классный час проводится для студентов группы Ф 921-2, , поэтому главной задачей является сплочение коллектива, что несомненно важно для комфортной работы в коллективе. Обучающий и игровой формат реализации позволит обучающимся проявить свои лидерские качества, умение слушать и слышать друг друга.

Целевая аудитория:

Обучающиеся 3 курса колледжа (19-23 лет)

Место мероприятия в системе воспитательной работы

Данное  мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям студентов,  направлено на реализацию поставленных  целей и задач

Планируемые результаты воспитательного мероприятия

В ходе мероприятия, обучающиеся смогут не только ознакомиться с теоретическим материалом по заданной тематике, но и в первую очередь включиться в процесс, взаимодействуя с другими обучающимися.

У обучающихся появится возможность поработать с однокурсниками для достижения наивысшего результата.

Оформление и оборудование

- Расстановка мебели для размещения студентов;

- листы, стикеры, ручки;

- презентационный материал;

- музыкальное сопровозжение;

- компьютер, ММ-проектор, музыкальные колонки.

 Целесообразность использования медиапрезентации на уроке

Повышение эффективности усвоения материала за счет одновременного изложения преподавателем необходимых сведений;

Создание необходимого эмоционального фона;

Практика показывает, что проведённый таким образом урок легко достигает поставленных задач.

План и временная реализация урока

1. Организационный момент 3 минуты

2. Ознакомление с докладом по истории туберкулеза-15 минут

3. Проведение викторины: « Что надо знать о туберкулезе- 13 минут

4. Демонстрация видеофильма- 6 минут

5. Подведение итогов- 8 минут

Содержательная часть / ход мероприятия

Выступление классного руководителя:

Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня наш классный час посвящается актуальной проблеме современности: туберкулезу. Туберкулез – одна из древнейших болезней человечества. В XVII-XVIII веках заболеваемость туберкулезом в Европе носила характер эпидемии, 20% населения умирало именно от туберкулеза, однако о причине заболевания не было известно вплоть до 1882 года, когда 24 марта немецкий микробиолог Роберт Кох обнаружил возбудителя туберкулеза – бактерию, которую до сих пор называют палочкой Коха.  В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта – Всемирным днем борьбы с туберкулезом.

Туберкулез – одна из самых актуальных проблем в мире и в наши дни. Ежегодно на планете заболевают туберкулезом 8 – 10 млн. человек, умирает около 3 млн. Каждые 4 секунды один житель нашей планеты заражается туберкулезом, а каждые 20 секунд в мире от туберкулеза умирает один человек. В России ежегодно погибают от туберкулеза около 30 тысяч больных. На ситуацию с туберкулезом в России, как и во всем мире, большое влияние оказывают снижение жизненного уровня населения, стрессы, политические перемены, миграционные процессы. В настоящее время Россия относится к 22 странам мира с самой высокой заболеваемостью туберкулезом. Поэтому целью нашего классного часа является изучение истории туберкулеза, вы ознакомитесь с представленной нашими студентами презентацией, посвященной истории туберкулеза «Из глубины веков». Затем вы будете отвечать на вопросы викторины: «Что вы знаете о туберкулезе?». И в заключении вы ознакомитесь с видеофильмом о профилактике туберкулеза.  

1 ведущий

Сегодня музыка Фредерика Шопена звучит не случайно, потому что великий польский композитор умер в возрасте 39 лет от туберкулеза. Эта болезнь не щадила ни королей, ни нобелевских лауреатов, ни великих писателей.  Она существует на нашей планете столько же, сколько существует человечество. Археологи находили человеческие останки, датированные 3 тысячелетиями до нашей эры,  с  хорошо узнаваемыми признаками туберкулёзного поражения костей. Сведения об этом были найдены в древних китайских рукописях. А в древней Индии, например, запрещалось жениться на женщине, больной туберкулезом.

2 ведущий

Общие признаки легочного туберкулеза были описаны Гиппократом, который считал это заболевание наследственным, так как оно в те времена выкашивало целые семьи.

Описание клиники туберкулеза имеется и в работах Галена.

Большое значение имели трактаты Авиценны, в которых описываются признаки туберкулеза и указывается на возможность излечения.

В трудах ученых средневековья сведения о заболевании весьма незначительны, в связи с запретом церковью вскрытия умерших.

1 ведущий

В Европе и Северной Америке пик распространения туберкулеза пришелся на XVIII – начало XX века, когда из-за ужасающих масштабов заболевания оно получило название "белой чумы". Диагноз туберкулеза считался почти смертным приговором, средняя продолжительность жизни больных не превышала 3-х -5-ти лет. В то время от этого заболевания умирал каждый седьмой житель Европы.

2 ведущий

Тема "чахотки" (так раньше называли туберкулез) была отражена в произведениях Достоевского и Чехова, Диккенса и Дюма, Ремарка и  Бальзака, в операх Верди и Пуччини, в полотнах художников Василия Максимова, Василия Поленова, Сандро Ботичелли. На картине представлена флорентийская красавица Симонетта Веспуччи. Ее бледное лицо, припухшие глаза, деформация пальцев ног- типичные признаки туберкулезного артрита, от которого она умерла в разгар эпидемии  туберкулеза. Ей было всего лишь 22 года.

1 ведущий

Ни одна болезнь не получила столь широкого отражения в художественной литературе, как туберкулез. Талантливое перо не изменяло великим писателям даже при описании страданий больных туберкулезом.

 «…Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зова;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива сегодня, завтра нет».

Так Александр Пушкин, сравнив с «чахоточной девой»… осень, в стихотворной форме  передал образ девушки, страдающей чахоткой. 

2 ведущий

Туберкулезом болело и умерло от него множество известных людей: Виссарион Григорьевич  Белинский и  Луи Брайль, Джейн Остин и Княжна Тараканова, Антон Павлович Чехов и Максим Горький, Илья Ильф и Иван Суриков, «и тысячи других людей как  богатых и знаменитых, так и совсем обычных и простых.

1 ведущий

Вернемся немного назад и посмотрим, какие же меры предпринимались для изучения этого заболевания и борьбы с ним.  

Только начиная со второй половины 17 столетия, наука о туберкулезе снова начала развиваться. При вскрытии трупов ледей, умерших от туберкулеза, были обнаружены определенные изменения в легких, названные бугорками (по латински -  tuberculum), так что в переводе на русский язык, туберкулез означает бугорчатка.

Сам термин «туберкулез» впервые ввел в употребление французский врач и анатом Рене Лаэннек, прославившийся как изобретатель стетоскопа.

2 ведущий

В 1819 году он издал «Трактат о непрямой аускультации и болезнях легких и сердца», где впервые дал чёткое описание клиники туберкулёза лёгких. К сожалению, работа с трупами больных стоила ему жизни, в ходе своей деятельности он поранил палец, распиливая туберкулезный позвонок.

То, что туберкулез заразен, было известно давно, но первые доказательства появились в 1865 году.  Французский морской врач Жан-Антуан Вильмен наблюдал распространение этой болезни на корабле от одного чахоточного матроса. В доказательство инфекционной природы врач собрал мокроту больных и пропитал ею подстилку для морских свинок. Свинки заболевали туберкулёзом и умирали, что подтвердило высокую заразность заболевания. Большой вклад в изучении туберкулеза внес Роберт Кох.

1 ведущий

В 1907 г. австрийский педиатр Клеменс Пирке предложил накожную пробу с туберкулином для выявления людей, инфицированных микобактерией туберкулёза.

3 года спустя Шарль Манту  и Феликс Мендель предложили внутрикожный метод введения туберкулина, который в диагностическом плане оказался чувствительнее накожного. Этот метод получил в медицине общее признание как наиболее точный,  и используется по сей день.

2 ведущий

Следующий прорыв совершили в 1919 году микробиолог Альберт  Кальметт и ветеринар врач Камиль Герен.  Они создали вакцину против туберкулёза, штамм которой несколько лет спустя был передан  русскому профессору Льву Александровичу  Тарасевичу. С этого времени стала проводиться вакцинация детей, которая в России  и многих других странах является обязательной.

1 ведущий

Переломом в борьбе с туберкулезом можно считать 1943 год, когда был изобретен стрептомицин.  Он был открыт Зельманом Ваксманом, за что тот получил Нобелевскую премию 10 лет спустя.

Затем появлялись все более новые и новые лекарства, и к концу XX столетия казалось, что туберкулез побежден. Но с начала 90-х годов туберкулез преобразился и с новой силой стал «наступать» на человечество.

20 лет назад Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был признан всемирным бедствием, а 24 марта объявлен Всемирным днем борьбы с этим страшным заболеванием. Белая ромашка, являясь как бы отражением чистых легких, признана символом борьбы с туберкулезом.

Выступает классный руководитель: а сейчас вы, пользуясь своими знаниями, ответите на вопросы к викторине  

Что вы знаете о туберкулёзе?

1. Как вводится туберкулин?

А) Подкожно

 Б) Внутрикожно

В) Внутримышечно

Г) Внутривенно

2. В каком возрасте проводится первая ревакцинация от туберкулеза ?

А) 1-2 года

Б) 4-5 лет

В) 6-7 лет

3. Какой учёный открыл возбудителя туберкулёза?

А) Ч. Дарвин

Б) И. П. Павлов

В) Р.Кох

4. Какие органы может поразить туберкулёз?

А) только лёгкие

Б) лёгкие и лимфатические узлы

В) практически все органы

5. Каковы пути передачи туберкулёза?

А) только аэрогенный

Б) только контактный

В) аэрогенный, контактный и пищевой

6. Результат оценки Манту проводится через…

А) 24 часа

Б) 48 часов

В) 42 часа

Г) 72 часа

7. Какой препарат является основным при лечении первичного туберкулеза?

А) Спазмалгон

Б) Рифампицин

В) Аспирин

Г) Цитрамон

8. Заразны ли больные с закрытой формой туберкулёза?

А) да

Б) нет

9. Какой врач занимается лечением туберкулёза?

А) терапевт

Б) фтизиатр

В) педиатр

10. Метод первичной диагностики туберкулеза у детей:

А) Рентгенографический

Б) Иммуноферментный анализ

В) Туберкулинодиагностика

Г) Флюорографический

11. Кожная туберкулиновая проба является средством:

А) профилактики туберкулёза

Б) лечения туберкулёза

В) выявления туберкулёза

И в заключении вам предлагается посмотреть видеофильм о профилактике туберкулеза.

Выводы, которые мы можем с вами сделать следующие:

  1. Туберкулез – одна из древнейших болезней человечества;
  2. 24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом;
  3. Прослушав доклад наших студентов Пак Валерии, Бобковой Яны, вы увидели какую богатую историю имеет заболевание туберкулез8
  4. Ответив на вопросы викторины могу отметить ваш высокий уровень знаний, что не может не радовать;
  5. Помните, что работая фельдшерами скорой помощи, вы будете встречаться с разными пациентами, поэтому всегда думаете о том, как правильно защититься от различных инфекционных заболеваний, в частности от туберкулеза.

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность»

Методическая разработка классного часа на тему: «Курение: иллюзия и реальность» предназначена для студентов НПО и СПО. Разработка пропагандирует здоровый образа жизни, показывает вред и пагубное...

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

методическая разработка классного часа "День согласия и примирения"

"День Согласия и примирения" тема эта обязательно должна звучать,т.к. есть хороший повод привить обучающимся любовь к Родине, партиотизм, поговорить о толерантности, о дружбе, о единстве народа...

Методическая разработка классного часа "В начале было слово"

Обращение к отправной точке нашей письменности наводит на мысль и об исторической изменчивости языка. Старославянский язык (под которым традиционно понимается язык первых переводов греческих бог...

Методическая разработка классного часа по теме: "Город не сдали врагу"

Классный час посвящен блокаде Ленинграда , которая навсегда воша в историю , как образец высочайшего человеческого мужества, несокрушимой силы духа советских людей.в материале рассказывается о поэтесс...

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...