"Актуальные вопросы вакцинопрофилактики" Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
рабочая программа

Гузякова Лариса Юрьевна

Данная программа предполагает совершенствование и повышение профессионального уровня медицинских сестер в вопросах "Вакцинопрофилактики" в рамках имеющейся квалификации, получение систематизированных теоретических знаний, умений, необходимых в профессиональной деятельности; совершенствование общих и профессиональных компетенций медицинских специалистов среднего звена, в области прививочного дела.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  

Департамента здравоохранения города Москвы

«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Актуальные вопросы вакцинопрофилактики

Сестринское дело

(специальность)

Дополнительное профессиональное образование

(вид образования)

Москва  2021 г.


РАССМОТРЕНА

На заседании Методического совета

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Протокол № 23

от «01» марта  2021 года

УТВЕРЖДАЮF:\информация по порталу\печать 5й.png

и.о.ЗАМЕСТИТЕЛЯ

ПО УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

_______________ю.а.сЕЛЕЗНЕВА 

«01» МАРТА 2021 ГОДА

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики» разработана на основании Приказа МЗ и СР РФ от 23 июля 2010 года № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», Приказа Минздрава России от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам», Приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 года №83н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

Программа разработана в соответствии с требованиями нормативных
правовых документов:

  •  Федеральный закон. № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон № 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  •  Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 475н "Об утверждении профессионального стандарта "Фельдшер";
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 июля 2020 г. № 470н "Об утверждении профессионального стандарта "Медицинская сестра / медицинский брат";
  • Приказ Министерства образования и науки РФ №49 от 1 июля 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;
  •  Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 541н от 23 июля 2010 г. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ № 186 от 05.06.1998 г. «О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием»;
  • Приказ Минздрава РФ N 83н от 10.02.2016 "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием";
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ №1183н от 20.12.2012 г. «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ №502 от 12.05.2014 г.;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 04.05.2012 г. № 477н «Об утверждении
    перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»;
  • Постановление Правительства РФ от 26.08.2013г        № 734 "Об утверждении
  • Положения о Всероссийской службе медицины катастроф";
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации№ 1008 от 29 августа 2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации№ 06-735 от 09 октября 2013 г. «О дополнительном профессиональном образовании»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-735от 25 августа 2015 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО»

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №5»

Авторы:  

Гузякова Л.Ю. – заведующий производственной практикой ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3

Абрамова Е.В. – руководитель обособленного подразделения ГБПОУ ДЗМ «МК №5» ОП №3

                 


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Цель реализации программы

5

2.

Планируемые  результатам обучения по программе

5

3.

Содержание программы

8

4.

Материально-технические условия реализации программы Организационно-педагогические условия

15

5.

Учебно-методическое обеспечение программы.

15

6.

Форма аттестации. Оценка качества освоения программы

20


1. ЦЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения
квалификации
«Актуальные вопросы вакцинопрофилактики  » является совершенствование общих и профессиональных компетенций медицинских специалистов среднего звена, в области прививочного дела. В том числе, программа предполагает совершенствовании и повышении профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, получение систематизированных теоретических знаний, умений, необходимых в профессиональной деятельности.

2. Планируемые результаты обучения по программе

В ходе освоения содержания дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации
«Актуальные вопросы вакцинопрофилактики» слушатель получит
практический опыт:

  • осуществлять общение с пациентами на основе принципов медицинской деонтологии;
  • организовывать работу прививочного кабинета;
  • проводить плановые профилактические прививки согласно национальному календарю профилактических прививок;
  • проводить профилактические прививки по эпидемическим показаниям согласно календарю профилактических прививок;

Слушатель будет уметь:

  • правильно вводить медицинские иммунобиологические препараты;
  • проводить профилактику постпрививочных реакций, осложнений;
  • проводить экстренную терапию постпрививочных реакций, осложнений;
  • вести медицинскую документацию;
  • обеспечивать строгий учет и хранение лекарств группы а и б в специальных шкафах;
  • осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов;
  • осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, вич-инфекции.

Слушатель будет знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации        в сфере Здравоохранения;
  • теоретические основы сестринского дела;
  • основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни;
  • правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования;
  • правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений;
  • основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования;
  • медицинские иммунобиологические препараты для проведения иммунопрофилактики и постановки кожных проб;
  • значение иммунопрофилактики в снижении заболеваемости инфекционными болезнями;
  • национальный календарь профилактических прививок;
  • хранение, условия и порядок проведения профилактических прививок. противопоказания к вакцинации;
  • способы введения вакцинальных препаратов;
  • постпрививочные реакции, осложнения, их профилактика и экстренная терапия;
  • основы медицины катастроф;
  • правила ведения учетно-отчетной документации прививочного кабинета, основные виды медицинской документации;  
  • медицинская этика и деонтология, психология профессионального общения;
  • основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка,
  • правила охрана труда и пожарной безопасности.

Описанные выше знания, умения и практический опыт лягут в основу усовершенствования ранее сформированных общих компетенций:

ОК 1 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК..2.Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 3 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 4 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

ОК 5 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

У слушателя совершенствуются следующие профессиональные компетенции:

в диагностической деятельности:

− способность и готовность к определению показаний и противопоказаний к вакцинации;

− способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомофизиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики группы заболеваний и патологических процессов, определяющих медицинские показания и отводы для плановой и индивидуальной вакцинопрофилактики, в т.ч. возникшие в результате осложнений вакцинопрофилактики;

− способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и инфекционных заболеваний и постпрививочных осложнений, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии в органах, системах организма в целом,

− анализировать закономерности функционирования органов и систем при заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний;

в лечебной деятельности:

− способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия для подготовки к вакцинопрофилактике у здоровых лиц и лиц из групп риска;

− способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при инфекционных заболеваниях и постпрививочных осложнениях, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия;

− способность и готовность назначать адекватное лечение в постпрививочном периоде при возникновении тяжелых побочных реакций и осложнений, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным с инфекционными заболеваниями и постпрививочными осложнениями;

в реабилитационной деятельности:

− способность и готовность применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) для подготовки к плановой и индивидуальной вакцинопрофилактике;

− способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации (двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса);

в профилактической деятельности:

− способность и готовность применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о привитости и эффективности вакцинопрофилактики в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения;

в организационно-управленческой деятельности:

− способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций в области профилактики инфекционных болезней;

− способность и готовность использовать знания организационной структуры медицинских организаций педиатрического профиля, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений педиатрического профиля, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.

Контингент слушателей

Слушатели, имеющие диплом о среднем профессиональном образовании специалиста, по одной из специальностей:

Сестринское дело

Лечебное дело

Наличие сертификата специалиста

/свидетельства об аккредитации по специальности

«Сестринское дело» , «Лечебное дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика»

Занимаемые должности

медицинских специалистов среднего звена:
медицинская сестра/брат

прививочного кабинета (отделения)

Документ об образовании

Удостоверение о повышении квалификации

Трудоёмкость обучения

36 академических часов

Формы обучения

Очная

Продолжительность обучения

1 неделя

Количество человек в группе

25 человек

Обязательным требованием к контингенту слушателей для зачисления на курс 

является наличие диплома о среднем профессиональном образовании по одной из специальностей: Сестринское дело, Лечебное дело.

По окончании курса слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

3.1. Учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации

Название программы: «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»

Категория слушателей: Категория слушателей: медицинские сестры, специалисты, имеющие среднее медицинское образование, и осуществляющие медицинскую деятельность, связанную с оказанием помощи населению .

Количество часов: 36 часов.

Форма обучения: очная, с применением ДОТ .

Режим занятий: 6 академических часов в день

Календарный учебный график

График обучения (программа)

Объем часов

Количество дней

Продолжительность занятий (ак. ч)

Общая продолжительность

программы (дни, недели)

«Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»

36

6

6

6 дней (1 неделя)

Наименование модулей

Всего

часов

Лекции с ДОТ

Практические занятия

Форма аттестации

Всего

В том числе

С применением ДОТ

Симуляционное обучение

1.

Модуль 1. Организация работы прививочного кабинета.

Правила хранения и транспортировки иммунобиологических препаратов.

6

2

4

4

Тестирование

2.

Модуль 2 Календарь прививок. Показания, противопоказания, допустимые интервалы. Вакцинальные реакции

12

4

8

8

Тестирование

3

Модуль 3. Доврачебная неотложная помощь при      поствакцинальных реакциях и осложнениях

6

2

4

4

Тестирование

4

Модуль 4. Особенности вакцинации по эпидемическим показаниям

6

2

4

4

Тестирование

5

Модуль 5.Подготовка и наблюдение за детьми с нарушенным состоянием здоровья при активной иммунизации

5

2

3

3

Тестирование, решение ситуационных задач

6

Итоговая аттестация (тестирование).

1

1

1

Итоговое тестирование

ИТОГО:

36

12

24

20

4

3.2. Учебная программа дополнительной профессиональной программы повышения квалификации 

«Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»

Наименование модулей,

разделов и тем

Содержание учебного материала

Объем часов

(теоретическое занятие/ практическое занятие)

Модуль 1. Организация работы прививочного кабинета.

6

Тема 1.1. Общие вопросы вакцинопрофилактики

Учебное занятие

Понятие об эпидемическом процессе. Общие меры профилактики инфекционных заболеваний. Иммунопрофилактика инфекционных болезней. Понятие. Организация иммунопрофилактики. Мероприятия. Правовые аспекты иммунопрофилактики в РФ. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики.

2

теоретическое

Тема 1.2. Организация работы прививочного кабинета

Учебное занятие

Современные требования к организации и оснащению прививочного кабинета. Организационно - методическая работа в медицинской организации по вопросам иммунопрофилактики. Планирование профилактических прививок. Учет взрослого и детского населения. Перепись. Формирование отчета о проведенных профилактических прививках. Учет эффективности вакцинопрофилактики. Введения электронных форм учетных медицинских документов.

Поиск профессиональной информации, ведения персонального учета, информационной (компьютерной) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения. Регистрация профилактических прививок.

2

практическое

Тема № 1.3: Условия транспортировки и хранения иммунобиологических

     лекарственных препаратов

Учебное занятие

Требования, предъявляемые к современным вакцинам. Виды вакцин: живые вакцины, инактивированные вакцины. Классификация: ассоциированные вакцины, форсифицированные вакцины. Понятие о системе «Холодовой цепи». Уровни «Холодовой цепи». Виды оборудования «Холодовой цепи». Оборудование для транспортирования ИЛП. Оборудование для хранения ИЛП. Оборудование для контроля температурного режима хранения и транспортирования ИЛП.

Уничтожение неиспользованных МБП.

2

практическое

Модуль 2.

 Календарь прививок. Порядок проведения профилактических прививок

12

Тема 2.1 Национальный календарь профилактических прививок

Учебное занятие 

Национальный календарь профилактических прививок. Определение. Сроки проведении я профилактических прививок детям и взрослым, в соответствии с календарем. Календарь прививок по эпидемическим показаниям. Финансирование профилактических прививок. Пути совершенствования национального календаря профилактических прививок.

2

теоретическое

Тема 2.2 Порядок проведения профилактических прививок.

Учебное занятие

Требования к медицинскому персоналу, проводящему профилактические прививки. Регистрация профилактических прививок.

Сроки и длительность медицинского наблюдения после проведения профилактических прививок.

2

теоретическое

Тема 2.3. Показания и противопоказания к вакцинопрофилактике. Патогенез    поствакцинальных реакций.

Показания к вакцинопрофилактике. Противопоказания к вакцинопрофилактике. Проблемы безопасности прививок. Патогенез поствакцинальных реакций. Общие поствакцинальные реакции. Местные поствакцинальные реакции. Поствакцинальные осложнения. Социальные    гарантии при возникновении поствакцинальных осложнений

4

практическое

 Тема 2.4. Вакцинопрофилактика отдельных инфекций

Вакцинопрофилактика гриппа, дифтерии, кори, коклюша, краснухи, полиомиелита, столбняка. Характеристика инфекционного заболевания, этиология, клиническая картина,   диагностика и вакцинопрофилактика.

 Основные факты о пневмококковой инфекции. Вакцинопрофилактика пневмококковой инфекции у детей. Актуальность вакцинации от пневмококковой инфекции у пожилых.

4

практическое

Модуль 3. Доврачебная неотложная помощь при   поствакцинальных реакциях и осложнениях

6

Тема 3.1. Неотложная медицинская помощь при поствакцинальных реакциях.

Учебное занятие  

 Правовые основы оказания экстренной медицинской помощи и экстренной доврачебной медицинской помощи. Экстренная доврачебная медицинская помощи при острых аллергических реакциях.

Меры профилактики и неотложной помощи при поствакцинальных реакциях и  осложнениях.

2

теоретическое

Тема 3.2. Доврачебная неотложная помощь при поствакцинальных реакциях и осложнениях

Учебное занятие  

Содержание и объем первой помощи. Гипертермический синдром. Заболевания, сопровождающиеся гипертермией. Особенности течения лихорадки у детей в различные возрастные периоды.

Острая дыхательная недостаточность. Заболевания, сопровождающиеся ОДН. Клинические проявления крупа, отека легких, сестринская оценка состояния больного, планирование и реализация ухода, медикаментозная терапия, оксигенотерапия.

Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Причины, патофизиологические механизмы, клинические проявления вмешательства, планирование и реализация ухода, фармакотерапия острой сердечной недостаточности, шока, коллапса, обморока, сестринская оценка состояния больного, тактика сестринского ухода. 

Терминальные состояния. Базовая сердечно-легочная реанимация, показания. Техника проведения, критерии оценки эффективности СЛР.
Сердечно – легочная реанимация у детей. Показания к проведению. Сестринская оценка состояния. Стандарт реанимационных мероприятий. Особенности сердечно-легочной реанимации в различные возрастные периоды. Первая помощь при наружных кровотечениях, травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях, инородных телах верхних дыхательных путей. Аптечка для оказания первой помощи.

4

симуляционный курс

Модуль 4. Особенности вакцинации по эпидемическим показаниям

6

Тема 4.1. Вакцинация населения по эпидемическим показаниям.

Учебное занятие  

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Особенности вакцинации по эпидемическим показаниям

2

теоретическое

Тема 4.2.

Частные случаи вакцинотерапии

Учебное занятие  

Вакцинотерапия папилломавирусной инфекции, ротавирусной инфекции, коронавирусной инфекции, острых и хронических  вирусных гепатитов

4

практическое

Модуль 5. Подготовка и наблюдение за детьми с нарушенным состоянием здоровья при активной иммунизации

6

Тема 5.1. Активная иммунизация лиц с нарушенным состоянием здоровья

Учебное занятие  

Противопоказания к вакцинации: абсолютные и временные. Отбор пациентов для проведения иммунизации. Подготовка ИЛП к введению. Вакцинация лиц, не привитых по национальному прививочному календарю..

2

теоретическое

Тема 5.2. Вакцинопрофилактика детей с хронической патологией

Учебное занятие  

Особенности вакцинотерапии у отдельных групп населения. Показания, противопоказания, допустимые интервалы. Индивидуальный подход к вакцинации детей с хроническими заболеваниями и недоношенных. Иммунизация детей с перинатальным контактом по ВИЧинфекции, ВИЧ-инфицированных детей и детей с диагнозом ВИЧ/СПИД Сроки и длительность медицинского наблюдения после проведения профилактических прививок.

3

практическое

Итоговая аттестация

Итоговое тестирование.

1

4. Требования реализации программы

4.1. Материально-технические условия реализации программы. Организационно-педагогические условия.

Наименование специализированных аудиторий, кабинетов

Вид занятий

Наименование оборудования,

программного обеспечения

1

2

3

Образовательный портал ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Лекции с ДОТ

Обучение по данной программе осуществляется в очной форме с применением дистанционных образовательных технологий.

После регистрации на курс слушатель получает логин и пароль для входа в личный кабинет.

Весь электронный курс состоит из 5 модулей, каждый из которых включает в себя:

-онлайн лекции;

-онлайн семинары;

-разбор ситуационных задач;

- рубежный тестовый контроль по окончании освоения каждого модуля.

- алгоритмы практических действий;

Обучение ведется в режиме онлайн трансляции по сети Интернет на образовательном портале ГБПОУ ДЗМ «МК №5.

На протяжении всего обучения слушателей сопровождает преподаватель в дистанционном формате.

По завершении прохождения последнего модуля слушатель проходит итоговую аттестацию, по результатам которой он получает удостоверение о повышении квалификации и начисление баллов за пройденный курс в личном кабинете портала НФМО.

Образовательный портал ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

Практические занятия с применением ДОТ Симуляционное обучение

Требования к квалификации педагогических работников, обеспечивающих обучение по дополнительной профессиональной программе «Актуальные вопросы вакцинопрофилактики»: наличие среднего профессионального образования по специальности «Сестринское дело», повышение квалификации по соответствующей дополнительной профессиональной программе.

Примерный перечень оборудования и технологического оснащения рабочих мест:

а)        Аппаратура, приборы

  1. Тонометры
  2. Секундомеры или часы
  3. Фонендоскоп
  4. Холодильник

б)        Медицинские инструменты, посуда, предметы ухода

  1. Манипуляционные столики
  2. Процедурные столы
  3. Кушетка медицинская
  4. Пеленальный стол
  5. Шприцы, объемом 1,2,5 мл.
  6. Иглосъемники непрокалываемые
  7. Салфетки спиртовые.
  8. Емкости для дезинфицирующих средств разные
  9. Емкости для утилизации медицинских отходов класса А, Б, В.
  10. Дозатор для жидкого мыла
  11. Полотенцедержатель
  12. Маски медицинские
  13. Перчатки одноразовые смотровые
    в) Муляжи, фантомы
  1. Фантом человека для проведения СЛР
  2. Фантом ребенка для проведения СЛР
  3. Муляж руки для проведения п/к,в/к, в/в инъекций
  4. Муляж ягодиц для проведения в/м инъекций

Учебно-наглядные пособия:

– тренажер сердечно-легочной реанимации;

– тренажер сердечно – легочной реанимации ребенка до года;

– тренажеры для проведения инъекций;

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий:

  • доступ к электронному образовательному порталу ГБПОУ ДЗМ «МК №5»;
  • онлайн трансляции на платформе Zoom;
  • доступ к библиотечным фондам (учебные печатные и электронные издания по всем направлениям обучения);
  • доступ к сети «Интернет».

4.2. Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Вакцинопрофилактика инфекционных болезней: перечень нормативных и методических документов: информационно-методическое пособие / Н.Н. Филатов. – М.: Санэпидмедиа, 2011. – 47 с.
  2. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение
    профилактических мероприятий Учебное пособие. М. ГЭОТАР-Медиа, 2017, - 448 с.
  3. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских
    работников. Под ред. Двойникова С.И. М. ГЭОТАР-Медиа, 2017, - 430с.
  4. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела. Учебник. М.
    ГЭОТАР-Медиа, 2020, - 320с.
  5. .Широкова Н.В., Морозова Г.И. Актуальные вопросы профилактики
    внутрибольничного инфицирования пациентов и медицинского персонала. Учебно-
    методическое пособие. - Раменское, 2019.
  6. Вакцины и вакцинация: национальное руководство / В.В. Зверев, Р.М. Хаитов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 640 с.
  7. Инфекционные болезни, № 6 (23), 2017 [Электронный ресурс] / - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2017 - http://www.studmedlib.ru/book/2305-3496-2017-06.html;
  8. Основы микробиологии и иммунологии [Электронный ресурс]: учебник / Под ред. В.В. Зверева, М.Н. Бойченко - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016.;
  9. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс]/ Н.В.Иванова [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018 
  10. Эпидемиология и инфекционные болезни № 1.2016 [Электронный ресурс] / гл. ред. В.В. Никифоров - М.: Медицина, 2016 - http://www.studentlibrary.ru/book/1560-9529-2016- 1.html

Нормативно-правовые и информационно-разъяснительные ресурсы

  1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
  3. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.3.2.3332-16 "Условия транспортирования и хранения иммунобиологических лекарственных препаратов".
  4. Приказ Минздрава РФ от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".
  5. Приказ Минздрава РФ от 09.01.2018 N 1н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладки экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико - санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи"
  6. Приказ Минздрава России N 726н, Роспотребнадзора N 740 от 10.10.2013 (ред. от 10.11.2016) Об оптимизации системы информирования о случаях инфекционных и паразитарных болезней.
  7. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 N 521н Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями.
  8. Приказ Минздрава России от 08.11.2012 N 689н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболевании, вызываемом вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
  9. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2012 N 69н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи взрослым больным при инфекционных заболеваниях.
  10. Приказ Росстата от 21.07.2016 N 355 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством здравоохранения Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере охраны здоровья.
  11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.02.2016 N 11 (ред. от 20.04.2016) "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (вместе с "Порядком представления внеочередных донесений о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера") (Зарегистрировано в Минюсте России 24.03.2016 N 41525).
  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.12.2013 N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила") (Зарегистрировано в Минюсте России 16.04.2014 N 32001).
  13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
  14. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции».
  15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами».
  16. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.958-99 «Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами».
  17. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.1.2341-08 «Профилактика вирусного гепатита В».
  18. Практические рекомендации подготовлены специалистами отдела организации надзора за особо опасными инфекциями Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве.

Профильные web-сайты Интернета:

1. Министерство здравоохранения РФ (http://www.rosminzdrav.ru/).

2.Официальный сайт Департамента здравоохранения города Москвы (https://www.mosgоrzdrav.ru).

3. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http://rospotrebnadzor.ru).

4. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.fcgsen.ru)

5. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http://www.centrekspertiza.ru/).

6. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http://www.mednet.ru/).

Ссылки на информационные сайты:

1. http://consultant.ru - Официальный сайт справочной правовой системы «Консультант Плюс».

2. https://www.rosminzdrav.ru – Официальный сайт Министерства здравоохранения РФ

3. https://www.ooorou.ru - Общество урологов России

РАЗДЕЛ 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Взаимодействует с медицинскими, социальными и правоохранительными организациями в соответствии с нормативно-правовыми документами

Своевременность извещений: устных, письменных, телефонограмм.

Качество оформления документов

ПК 2. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования

Обеспечивает применение годного препарата в соответствии с назначением.

Информирует об особенностях приема медикаментозных средств и их воздействии на организм.

Владеет методиками введения медикаментозных средств

Собеседование.

Тестовый контроль.

Решения ситуационных задач.

Демонстрация навыков на занятиях

ПК 3. Вести утвержденную медицинскую документацию

Точно, грамотно, полно, достоверно, конфиденциально ведет утвержденную медицинскую документацию.

Правильно регистрирует и хранит документы

Проверка качества заполнения документов

ПК4. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

На занятиях демонстрирует четкие последовательные действия при работе оборудования в ходе лечебно-диагностического процесса.

Демонстрация навыков на занятиях в симуляционном кабинете.

ПК 5. Использовать технологии безопасного перемещения урологических пациентов при осуществлении им медицинской помощи.

На занятиях демонстрирует четкие последовательные действия при перемещение урологических пациентов в условиях симуляционного кабинета

Демонстрация навыков на занятиях в симуляционном кабинете

Итоговая форма аттестации – итоговое тестирование

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

эффективный поиск необходимой информации;

использование различных источников, включая электронные

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью слушателей в процессе освоения дополнительной программы профессиональной подготовки.

Проведение деловых игр и кейсов для контроля за степенью качественного усоврешенствования компетенций в ходе обучения.

ОК 2. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 3. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации

проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности

ОК 4. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку при осуществлении лечебно-диагностических, паллиативных и реабилитационных сестринских мероприятий

ОК 5. Организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных.

демонстрация готовности организовывать обучение и контроль знаний и умений среди подчиненных по данному направлению профессиональной деятельности


 6. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Оценка качества освоения программы осуществляется аттестационной комиссией в виде итоговой аттестации.

Итоговая аттестация проводится в виде тестирования.

Тестирование (100 тестовых заданий) оценивается на основе пятибалльной системы оценок, соответственно проценту правильных ответов:

90-100% - 5 (отлично);

80-89% - 4 (хорошо);

70-79% - 3 (удовлетворительно);

69% и менее – 2 (неудовлетворительно).

 

Итоговая аттестация слушателей считается пройденной успешно, если общая оценка превышает порог в 70%.

ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Инструкция: выберите из предложенных вариантов один правильный ответ

1. В организации и проведении прививок при плановой вакцинации принимают участие:

1) врач-лаборант;
2) врач-инфекционист;
3) врач-педиатр; 
4) врач-эпидемиолог.

2. Иммунобиологический препарат, создающий активный иммунитет, называется

1) анатоксин;
2) вакцина; 
3) иммуноглобулин;
4) сыворотка.

3. Плановая иммунопрофилактика проводится против:

1) кори; 
2) менингококковой инфекции;
3) ротавирусной инфекции;
4) скарлатины.

4. Длительность хранения вакцины в прививочном кабинете не должна превышать:

1) 1 мес; 
2) 10 дней;
3) 2 мес;
4) 6 мес.

5. Плановую вакцинацию АКДС-вакциной проводят в возрасте:

1) 12 мес;
2) 3 мес;
3) 7 мес;
4) 9 мес.

6. При плановых ревакцинациях детей старше 6 лет против дифтерии применяется препарат:

1) АДС;
2) АДС-М;

3) АКДС;
4) БЦЖ.

7. Какая из перечисленных вакцин вводится внутримышечно?

1) БЦЖ;
2) вакцина против гепатита В;
3) живая паротитная вакцина;
4) живая противополиомиелитная вакцина.

8. В прививочном кабинете осталось 10 доз вакцин АКДС, срок использования истек 3 дня назад. В данной ситуации следует:

1) прекратить прививать данной вакциной;
2) продолжить прививать данной вакциной пациентам, в течение 10 дней после истечения срока;
3) продолжить прививать данной вакциной пациентам, которым назначена вакцинация в течение трех дней;
4) продолжить прививать данной вакциной, т.к. срок годности препарата истек не более 1 месяца назад.

9. В течение какого периода проявятся реакции на инактивированные вакцины?

1) в течение 1 месяца;
2) до 3 дней;
3) не раньше 4-5 дня после вакцинации;
4) с 5-12 день после прививок.

10. Вторая вакцинация против гепатита В проводится детям в возрасте:

1) 1 мес;
2) 2 мес;
3) 4 мес;
4) 6 мес.

11. Сильной реакцией на вакцинацию считается

1) гематома в месте инъекции;

2) гиперемия в месте инъекции более 8 см;

3) образование папулы;

4) температура тела не выше 38С°.

12. Какие мероприятия осуществляются непосредственно перед проведением профилактических прививок?

1) биохимический анализ крови;
2) получение информированного согласия пациента на проведение вакцинации;
3) медицинский осмотр пациента;
4) термометрия.

13. Первая вакцинация против полиомиелита проводится в возрасте:

1) в 12 мес;
2) в 18 мес;
3) в 3 мес;
4) на 3-7 сутки после рождения.

14. Медсестре, обнаружившей трещину на ампуле с вакциной, следует считать вакцину:

1) непригодной;
2) пригодной;
3) условно пригодной и готовить акт о списании;
4) условно пригодной и использовать для вакцинации.

15. Наиболее длительную защиту от инфекционных болезней обеспечивает:

1) живая вакцина;
2) инактивированная вакцина;
3) неживая вакцина;
4) химическая вакцина.

16. Противопоказанием для проведения вакцинации является

1) нежелание родителей;

2) острое инфекционное или неинфекционное заболевание;

3) плач ребенка при вакцинации;

4) покраснение в зоне инъекции при предыдущих вакцинациях.

17. Химические  и расщепленные  вакцины получают:

1) нагреванием;
2) с помощью детергента;
3) спиртом;
4) ультрафиолетовым облучением.

18. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся:

1) во время карантина;
2) для снижения общей заболеваемости;
3) при возникновении более 2-х случаев инфекционного заболевания
4) при угрозе возникновения инфекционных болезней.

19. Температурный режим хранения вакцин:

1) +2-+6;
2) +2-+8;
3) -2;
4) 0-+8.

20. Причина развития поствакцинальных осложнений:

1) введение антибиотиков;
2) изменение реактивности организма;
3) неправильное введение вакцины;
4) одновременное введение нескольких вакцин.

21. Истинным противопоказанием к введению АКДС является:

1) ВИЧ – инфекция;
2) аллергия на куриный белок;
3) прогрессирующее заболевание нервной системы;
4) часто болеющие дети.

22. Реакция организма на прививку с повышением температуры тела выше 40°С считается

1) сильной;
2) слабой;
3) средней;
4) умеренной.

23. Свидетельством сильной общей реакции на введение вакцины является повышение температуры тела:

1) выше 37°C;
2) выше 38°C;
3) выше 39°C;
4) ниже 39°C.

24. Сертификат профилактических прививок – это:

1) документ, в котором регистрируют профилактические прививки граждан;
2) извещение о не эпидемиологическом заболевании;
3) извещение об эпидемиологическом заболевании;
4) талон амбулаторного пациент, пришедшего на прививку.

25. Совместное хранение иммунобиологических лекарственных препаратов с другими лекарственными средствами:

1) допускается;
2) допускается лишь в специально отведенном месте;
3) допускается с другими вакцинами;
4) допускается только при строгом соблюдении требований нормативных и методических документов.

26. Вакцинацию против кори, согласно национальному календарю плановых прививок, начинают в возрасте:

1) 12 мес;
2) 18 мес;
3) 36 мес;
4) 6 мес.

27. Учетная форма, в которой регистрируют прививки, называется:

1) Журнал регистрации прививок;
2) История болезни;
3) Сертификат профилактических прививок;
4) Справка № 086/у.

28. Формированию пассивного иммунитета способствует ведение:

1) анатоксина;
2) антител;
3) иммуноглобулинов;
4) инактивированных вакцин.

29. К поствакцинальным осложнениям относится:

1) анафилактический шок, резвившийся в первые 12 часов после введения вакцины;

2) головокружение;

3) повышение температуры тела до субфебрильных цифр;

4) снижение обоняния.

30. Величина иммунной прослойки определяется числом:

1) лиц с напряженным естественным иммунитетом;

2) лиц с напряженным искусственным иммунитетом;

3) лиц, имеющих иммунитет любого происхождения;

4) привитых людей.

31. Для экстренной пассивной иммунизации против клещевого энцефалита используется:

1) введение инактивированного вируса без ревакцинации;

2) введение инактивированного вируса с ревакцинацией через 1 и 2 месяца;

3) введение инактивированного вируса с ревакцинацией через 1 месяц;

4) иммуноглобулин человека против клещевого энцефалита.

32. Интервал от прививки до последующего планового введения иммуноглобулина составляет:

1) 1 месяц;

2) 1 час;

3) 2 недели;

4) 3 месяца.

33. Курс прививок против бешенства показан при:

1) если в течение 10-ти дней наблюдения животное оставалось здоровым;

2) любых укусах или царапинах, нанесенных животными;

3) повреждениях кожных покровов, нанесенных дикими животными;

4) при невозможности 10-дневного наблюдения за животным.

34. Тактика проведения специфической экстренной профилактики столбняка определяется:

1) возрастом пострадавшего;

2) объемом поражения;

3) прививочным анамнезом пострадавшего;

4) трудовым анамнезом.

35. Для вакцинации против туберкулеза у взрослых используется вакцина

1) АДС;

2) АКДС;

3) БЦЖ;

4) БЦЖ-М.

36. Какой из перечисленных препаратов необходимо иметь в противошоковой аптечке?

1) адреналин;

2) дибазол;

3) корвалол;

4) феназепам.

37. Плановая иммунизация проводится:

1) в инфекционном очаге;

2) в соответствии с календарем профилактических прививок;

3) после контакта с больным человеком;

4) при выезде в неблагоприятные районы.

38. После перенесенной ОРВИ в какие сроки возможно проводить иммунизацию живой вакциной?

1) не менее чем через 2 недели после выздоровления;

2) сразу после нормализации температуры тела;

3) через 3 мес. после выздоровления;

4) через 6 мес. после выздоровления.

39. После проведения вакцинации необходимо:

1) проводить наблюдение в условиях стационара в течение суток;

2) нет необходимости в наблюдении;

3) попросить пациента перезвонить в течение часа и сообщить о своем самочувствии;

4) продолжить наблюдение за состоянием пациента в течение 30 минут.

40. Второй уровень соблюдения «холодовой цепи» должны осуществлять:

1) аптечные организации;
2) медицинские организации;
3) организации оптовой торговли;

4) организации-изготовители.

41. Длительность хранения иммунобиологических лекарственных препаратов на четвертом уровне «холодовой цепи» составляет:

1) два месяца, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен до шести
месяцев;
2) один месяц, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен
до трех месяцев;
3) три месяца, в труднодоступных районах срок хранения может быть увеличен до шести месяцев;
4) шесть месяцев, в труднодоступных районах срок хранения  может быть увеличен до двенадцати месяцев.

Инструкция: выберите из предложенных вариантов ВСЕ правильные  ответы:

42.  Вероятными поствакцинальными осложнениями являются:

1) ОРВИ;

2) анафилактический шок;

3) артериальная гипертензия;

4) миокардит.

43. Для отбора лиц, подлежащих ревакцинации против туберкулеза, врач предварительно должен провести:

1) диаскин тест;

2) пробу Манту;

3) пробу Пирке;

4) пробу Шика.

44. Если отсутствуют сведения о прививках против дифтерии у пациента, то необходимо:

1) поверить обратившемуся без представления документов и сделать об этом запись в амбулаторной карте;

2) провести ИФА для определения уровня антител;

3) провести плановую иммунизацию;

4) сделать запрос о проведении вакцинации.

45. Может ли помешать вакцинации аллергия на пекарские дрожжи?

1) значимо для гепатита А;

2) значимо для гепатита В;

3) может являться противопоказанием для проведения вакцинации;

4) не может быть противопоказанием для проведения вакцинации.

46. Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям включает:

1) группы населений, подлежащих вакцинации, перечень инфекционных заболеваний, сроки вакцинации и ревакцинации;

2) календарь определяет только сроки проведения вакцинации и ревакцинации;

3) только группы заболеваний по отношению, к которым проводится вакцинация;

4) только группы населения, которым проводится вакцинация.

47. Критерием степени выраженности местных поствакцинальных реакций может быт:

1) наличие лимфаденита в зоне, относящейся к месту инъекции;

2) наличие сыпи на коже;

3) размер инфильтрата;

4) степень гиперемии.

48. Молодому человеку, пострадавшему 3 дня назад от укуса бродячей собаки, за которой не проводится наблюдение, необходимо:

1) назначить вакцинацию против бешенства и столбняка;

2) обработать рану;

3) обработать рану и назначить вакцинацию только против бешенства;

4) обработать рану и не назначать прививки против бешенства и столбняка.

49. После проведения вакцинации в месте введения препарата возникло покраснение. Это можно расценить как:

1) местная аллергическая реакция;

2) местная поствакцинальная реакция;

3) общая поствакцинальная реакция;

4) поствакцинальное осложнение.

50. После проведения вакцинации против дифтерии, исследование напряженности иммунитета пациента:

1) проводится через 45 дней;

2) проводится через 9 месяцев;

3) не проводится;

4) проводится через 3 месяца


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная программа повышения квалификации по профессии 10360 «Аппаратчик мукомольного производства»

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности специалистами в области хранения и переработки зерна....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  позволяет организовать работу по повышеню уровня профессиональной подготовки воспитателей в области применения современных образовательных те...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации "Компьютер для жизни и общения"

Программа «Компьютер для жизни и общения» рассчитана на старшую возрастную аудиторию от 50 лет и направлена на овладение основами информационных технологий и сетевыми технологиями поиска и...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников локомотивного комплекса учебных центров ОАО "РЖД"

Программа разработана с учетом профессионального стандарта «Специалист по оперативному руководству колонной локомотивных бригад тягового подвижного состава, бригад специального железнодорожного ...

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДЕЖУРНОГО ОСНОВНОГО ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО ЛОКОМОТИВНОГО (МОТОРВАГОННОГО) ДЕПО»

Нормативную правовую основу разработки программы составляют:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Приказ Минист...

Профессиональная программа повышения квалификации по профессии 10340 «Аппаратчик крупяного производства»

Целью реализации программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности специалистами в области хранения и переработки зерна....

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам.

Практика и методика реализации образовательных программ среднего профессионального образования с учетом спецификации стандартов Ворлдскиллс по компетенции Малярные и декоративные работы". Категор...