Методическое пособие для проведения практического занятия по теме "Оценка функционального состояния"
методическая разработка

Гузякова Лариса Юрьевна

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов сестринского отделения (специальности 34.02.01Сестринское дело) по теме «Оценка функционального сотояния» и содержит материал, стимулирующий познавательную активность студентов, оказывающий помощь в систематизации и закреплении  знаний по данной теме.

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия «на опережение» изучения темы. В связи с этим задания в контроле исходного уровня знаний предусматривают владение студентами основными понятиями и определениями, на которых базируется изучение данной темы и которые должны быть усвоены студентами в ходе домашней подготовки к занятию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otsenka_funkionalnogo_sostoyaniya.doc578.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

 «Медицинский колледж № 5»

Методическое пособие для проведения

практического занятия по теме

Оценка функционального состояния пациента

   

ПМ.04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК 04.02 Оказание медицинских услуг по уходу за пациентом.

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Квалификация выпускника: медицинская сестра/медицинский брат

Базовая подготовка

2 курс 4 семестр 

Москва 2023

        

Одобрено

На заседании ЦМК ПМ СД

протокол № __ от «_»   _____  20    г.

Председатель ЦМК Зайцева Е.А.

Составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности:

34.02.01   Сестринское дело

Рассмотрено на заседании

Методического Совета

ГБПОУ ДЗМ «МК №5»

протокол №  __ от «   » _______  20  г.

Составитель:

Гузякова Л.Ю. – преподаватель профессиональных модулей ГБПОУ ДЗМ «МК №5», высшая квалификационная категория

 

Предназначение:

Методическое пособие предназначено для подготовки студентов специальности 34.02.01Сестринское дело по теме «Оценка функционального состояния пациента» и содержит материал, стимулирующий познавательную активность студентов, оказывающий помощь в систематизации и закреплении  знаний по данной теме.


СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

1.Введение:

  • цели обучения студентов на занятии;
  • межпредметные связи;
  •  мотивация к занятию;

2.  Методический блок:

  • лист заданий и рекомендаций по работе с методическим пособием;
  • методические рекомендации к критериям оценки работы студентов на занятии.

3. Блок контроля:

  • вопросы для устного контроля исходного уровня знаний студентов;
  • обучающая таблица;
  •  тестовые задания для самоконтроля знаний учащихся (открытого типа);
  • ситуационные задачи;
  • тестовые задания на закрепление изученного материала;
  • обучающая таблица.

4 Задание на дом:

  • задание для подготовки к следующему занятию;
  • задания к внеаудиторной самостоятельной работе студентов;
  • список литературы, рекомендуемой для подготовки к занятию студентам.

Тема: "Оценка функционального состояния пациента".

Вид занятия: практическое занятие.

Цели занятия.

Общая цель:

Обучиться оценивать функциональное состояние пациента  и осуществлять по отношению к нему квалифицированный сестринский уход.

Освоить компетенции

ОК 01. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 02. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 03. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 04. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 05. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 06. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 07. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 08. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности

        Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями (компетенциями):

ПК 4.1.        Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики

ПК 4.3.Осуществлять уход за тяжелобольными пациентами в условиях учреждения здравоохранения и на дому

ПК 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

ПК 4.5.  Оформлять медицинскую документацию

ПК 4.6.  Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала

ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте

        Конкретные цели занятия:

После усвоения темы занятия Вы должны

1) проводить:

  • исследование пульса, оценку и регистрацию полученных результатов;
  • измерение АД, оценку и регистрацию   полученных результатов;
  • подсчет частоты дыхательных движений, оценку и регистрацию   полученных результатов;
  • измерение водного баланса, оценку и регистрацию  полученных результатов;

2)вносить:

  • цифровую и графическую запись показателей  оценки функционального состояния пациента в документацию к осуществлению сестринского процесса;

2) обучать:

  • пациента технике измерения АД;
  • пациента технике измерения суточного диуреза и определения водного баланса;

3) называть:

  • факторы, влияющие на изменение функционального состояния пациента;
  • места исследования пульса, частоты дыхания, АД и показывать их на фантоме;
  • приборы, используемые для оценки функционального состояния пациента и уметь пользоваться ими;

4) выявлять:

  • проблемы пациента, связанные с оценкой функционального состояния пациента и планировать их решение, с точки зрения сестринского процесса (правильно формулировать эти проблемы, ставить цели для их решения и определять объем сестринских вмешательств);

5) перечислять:

  • критерии эффективности проводимых процедур;

6) перечислять:

  • универсальные меры предосторожности при проведении изучаемых процедур;

7) осознавать:

 ответственность перед пациентом за соблюдение правил проведения манипуляции, поддержание сан.-эпид. режима в МО, профилактику ИСМП.

Без достижения поставленных целей не возможна подготовка квалифицированных специалистов в области сестринского дела. Структура данного занятия ориентирована на максимальное достижение поставленных целей. Для этого значительное количество времени выделено на выработку навыков манипуляций, тренировку структуры беседы с пациентом.

Для эффективного усвоения изучаемого материала Вам предлагается принять участие на занятии в активных методах  обучения:

  • в решении ситуационных задач;
  • в проведении эвристической беседы с элементами дискуссии;
  • в работе с обучающей таблицей.

Межпредметные связи: данная тема имеет связь с предметами  

Анатомия человека:      разделы "Сердечно-сосудистая система",  "Мочеполовая система".

Физиология:    разделы "Физиология дыхания", "Физиология почек", "Обмен веществ и энергии", "Регуляция деятельности сердечно-сосудистой системы".

 Гигиена:        раздел "Гигиена питания", "Личная гигиена  и гигиена одежды", "Гигиена лечебно-профилактических учреждений".

Мотивация.

Оценка функционального состояния организма является одним из наиболее широко распространенных , дешевых и достаточно информативных методов диагностики.

Последние годы характеризовались значительным увеличением технических возможностей диагностики заболеваний  различных органов и систем, в частности, сердечно-сосудистой. Применяются специальные методы: рентгенокимография, фонокардиография, УЗ-исследования, зондирование полостей сердца.

В то же время, в диагностике заболеваний органов кровообращения полностью сохранили свое значение и сравнительно простые методы исследований - определение пульса, измерение артериального давления, подсчет частоты дыхательных движений. Они способны во многих случаях дать быстро весьма ценные сведения об общем функциональном состоянии   организма пациента и определенных его систем в частности.

Для активизации учебного процесса использованы методы активного обучения:

  • решение ситуационных задач;
  • эвристическая беседа с элементами дискуссии;
  • работа с обучающими таблицами.

Схема проведения практического  занятия
по теме: "Оценка функционального состояния пациента"

  1. Организационный момент занятия.
  1. фиксация в журнале присутствующих;
  2. оценка внешнего вида студентов;
  3. сообщение студентам плана и целей занятия, мотивации к занятию;
  4. сообщение критериев оценки работы студентов на занятии.
  1. Контроль исходного уровня знаний.
  • Устный опрос студентов по ранее изученному теоретическому
    материалу, имеющему связь с темой данного занятия и по материалу, изученному самостоятельно при подготовке к занятию.
  1. Коррекция исходного уровня знаний.
  • Коллективное обсуждение вопросов, вызвавших при ответах
    затруднения. Акцентирование внимания студентов на наиболее

 важных моментах темы.

  1. Объяснение и демонстрация педагогом нового материала:
  •  измерения артериального давления;
  •  подсчета частоты дыхательных движений;
  •  подсчета пульса;
  •  определение водного баланса;
  • - оценки и регистрации полученных данных в температурном листе;
  1. Самостоятельная работа студентов по выработке
    и закреплению умений.
  • Студентам предлагается разделиться на пары, рассредоточиться по зонам проведения манипуляций и отработать алгоритмы проведения изучаемых манипуляций.
  1. Самостоятельная работа студентов с обучающей таблицей и тестовыми заданиями открытого типа.

Систематизация полученных знаний.

  • Студенты индивидуально работают с бланками таблицы. Для ответов на вопросы, вызывающие затруднение, они могут воспользоваться учебниучебником или материалом информационно-манипуляционного блока   методического пособия к занятию.
  •  Студенты приступают к ответам на вопросы тестовых заданий открытого типа (без использования  учебной литературы).
  • Контроль и коррекция выполненных заданий осуществляется самими студентами (обмен друг с другом заполненными бланками и проверка их по эталонам ответов, полученным от преподавателя).

             Количество ошибок фиксируется преподавателем.

  1. Решение ситуационных задач и коррекция их решения.
  • Студенты знакомятся  с условиями ситуационных задач и  демонстрируют  индивидуально (поочереди) их решение. Контроль и коррекцию правильности  решения осуществляет преподаватель и студенты, не занятые в демонстрации решения задачи.
  1. Завершающий тестовый контроль (письменный)  по теме занятия и его коррекция.

Контроль усвоения изученного на занятии материала.

  • Студенты работают самостоятельно с бланками тестовых заданий, не используя  для ответов помощь учебников и учебных пособий.
  • Студенты узнают результаты своей работы над тестовыми
    заданиями. Вопросы, вызвавшие затруднение при ответе,
    разъясняются преподавателем.
  1. Подведение итогов занятия.
  • Подводится итог работы студентов на занятии.
    Каждому предлагается оценить свою работу и сравнить с
    оценкой преподавателя.
  1. Задание на дом.
  • Студенты получают задание на дом (вопросы для подготовки к следующему занятию).
  • Студенты получают задание к самостоятельной внеаудиторной работе по теме "Оценка функционального состояния пациента".        

КАРТА ОСНАЩЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Материальное оснащение:

  1. фантом пациента;
  1. тонометры медицинские– 10 шт.;
  1. фонендоскопы                 10 шт.;
  1. бланки температурных листов – 10 шт.;
  1. лотки медицинские – 20 шт.;
  1. емкости для сбора мочи  10 шт.;
  1. перевязочный материал (салфетки);
  1. ширма – 1 шт.;
  1. перчатки (резиновые) – 20 шт.;
  1. секундомер        - 10 шт.;
  1. емкости для разведения дез. средств и дезинфицирующие средства;
  1. оформление кабинета по зонам: "палата", "процедурный кабинет".


        

МЕТОДИЧЕСКИЙ

БЛОК


Лист заданий и рекомендаций  по работе

с методическим пособием

по теме: «Оценка функционального состояния пациента».

Внимательно прочитайте этот лист и ориентируйтесь в ходе занятия на изложенные в нем задания и рекомендации.

  • Методическое пособие содержит перечень целей, отражающих умения  и знания, которыми должен овладеть студент по окончании работы на занятии. Активная работа с информационным и контролирующим материалом, содержащимся в учебном пособии, помогут Вам достичь целей занятия.

1. Вам предстоит контроль исходного уровня знаний по теме "Оценка функционального состояния пациента".

     Цель: оценка  исходного уровня знаний по данной теме.

 Проводится  в форме устного опроса по заранее намеченным вопросам. Вопросы предусматривают  владение основными понятиями и определениями данной темы, которые должны были быть изучены Вами в ходе домашней подготовки к занятию, а так же владение материалом из дисциплин, объединенных с ОСД межпредметными связями.

Каждому предоставляется возможность ответить не менее чем на 2 вопроса. Активное участие в дополнении и исправлении ответов других участников опроса позволяет Вам получить более высокую оценку.

На этот раздел занятия (вместе с коррекцией отведено)  - 25 минут.

Шкала оценок за участие в опросе.

Степень участия

Оценка

Полные, правильные ответы на основные вопросы

+ дополнения и исправления ответов других студентов.

"отлично"

Полные, правильные ответы на основные вопросы.

"хорошо"

Не полные ответы на основные вопросы или полный ответ только на один вопрос из двух.

"удовл."

Не полный ответ даже на один из двух вопросов или неправильные ответы на оба вопроса.

"неудовл."

2. После объяснения новой темы преподавателем Вам предоставляется возможность отработать самостоятельно  алгоритмы проведения манипуляций.

Цель: Выработка умений проведения изучаемых манипуляций.

В качестве методического оснащения этой части практического занятия рекомендуется использовать Чек-листы сестринских манипуляций.

  1. измерение температуры тела
  2. исследование пульса;
  3. измерение артериального давления;
  4. определение числа дыхательных движений,
  5. измерение диуреза, определение водного баланса

Каждый студент должен отработать ход проведения всех изучаемых на данном занятии манипуляций.

Для эффективности усвоения манипуляций и отработки элементов беседы с пациентом Вам предлагается разделиться на малые группы по 2 человека. Один играет роль пациента, другой  -  роль медсестры, проводящей манипуляцию. После проведения процедуры студенты меняются ролями и повторяют её. Активное самостоятельное освоение манипуляций, контроль и помощь в освоении манипуляций другими студентами позволяют Вам получить более высокую оценку.

На Вашу самостоятельную работу на этом этапе занятия отведено  - 65 мин.

3.  Самостоятельная работа студентов с обучающей таблицей и тестовыми заданиями  открытого типа.

Цель: Систематизация полученных по теме занятия  знаний.

Для заполнения таблицы можно воспользоваться учебными пособиями.

 С целью контроля правильности заполнения таблицы и тестовых заданий Вам необходимо обменяться  заполненными бланками с другим студентом бригады и сверить ответы с эталоном, полученным от преподавателя. Количество допущенных ошибок фиксируется преподавателем. Студент, допустивший при выполнении заданий максимальное количество ошибок, в следующем этапе занятия участвует в качестве статиста.

На Вашу самостоятельную работу на этом этапе занятия отведено  - 30 минут

4. Следующий этап занятия – решение ситуационных задач.

Цель: закрепление полученных умений и знаний демонстрация изученных манипуляций.

 Каждый из студентов получает ситуационную задачу и демонстрирует группе её решение, используя помощь статиста. Решение ситуационной задачи оценивается по 5-ти бальной шкале. Не занятые в демонстрации студенты должны следить за правильностью выполнения алгоритмов проведения манипуляций и вносить возможные коррективы. Это позволяет повысить свою оценку за занятие.

На этот раздел занятия вместе с коррекцией отведено  - 70 минут.

5. Выполнение тестовых заданий и их коррекция.

Цель: Контроль усвоения пройденного материала.

 Время, выделенное на письменный ответ – 10 минут

Критерии оценок за тестовые задания.

Количество правильных ответов

Баллы

100%  90% (на 20-18 вопр.)

89% 80% (на 17-16 вопр.)

79%  70% (на 15-14 вопр.)

69%  0% (на13 - 0 вопр.)

"отлично"

"хорошо"

"удовлетворительно"

"неудовлетворительно"

   После того как работы сданы преподавателю, проводится обсуждение  и коррекция ответов на тестовые  задания.

6. Подведение итогов занятия.

Оцените самостоятельно свою работу на занятии, используя методические рекомендации к  критериям оценки, и сравните её с оценкой преподавателя.

Если полученная оценка Вас не устраивает, то её можно повысить на занятии, отведённом для повторения данного раздела.

7. Запишите, пожалуйста,  задание на дом  для подготовки к следующему занятию из соответствующего блока методического пособия к практическому занятию.


ЛИСТ ПОЭТАПНОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИИ.

Тема занятия:

"Оценка функционального состояния пациента."

№ группы          

№ бригады ________________

ФИО студентов

Оценка  за работу на конкретных

 этапах занятия

Итог

ответы на вопросы

блиц - опроса  

освоение алгоритмов

проведения

манипуляций  

п р о в е д е н и я  

м а н и п у л я ц и  й

работа  с обучающей

 таблицей и тестами открытого типа

решенис

итуационной задачи

тестовый  

контрль

Оценка

Работа студентов на каждом из этапов занятия оценивается по пятибалльной шкале. В итоге подсчитывается сумма и выводится средний балл.

Студенты, проявившие себя на занятии как наиболее активные,  получают  к общей сумме дополнительный балл.


Методические рекомендации к критериям оценки
за общую работу студентов на уроке.

"5"(отлично)

 Активная работа на уроке, участие в обсуждениях, умение обосновать свои действия, активное самостоятельное освоение манипуляций, контроль и помощь в освоении манипуляций другими студентами.

Полные, правильные ответы на вопросы при проведении устного контроля, дополнения и исправления ответов других студентов.          

Правильное и своевременное заполнение обучающей таблицы и бланков тестовых заданий открытого типа.

Безукоризненное решение ситуационной задачи.

Тестовые задания на закрепление изученного материала– не менее 90% правильных ответов.        

"4"(хорошо)

Активная работа на уроке, участие в обсуждениях, активное самостоятельное освоение манипуляций, контроль и помощь в освоении манипуляций другими студентами.        

Правильные ответы на вопросы при проведении устного контроля.

Правильное и своевременное заполнение обучающей таблицы и бланков тестовых заданий открытого типа.

Решение ситуационной задачи с небольшими недочетами.

Тестовые задания на закрепление изученного материала – не менее 80% правильных ответов.

"3"(удовлетворительно)

Недостаточная активность на занятии, отсутствие самостоятельности в освоении манипуляций.        

Ответы на вопросы при проведении устного контроля не полные, содержат грубые ошибки.        

Ошибки при решении ситуационной задачи.

Тестовый контроль на закрепление изученного материала – не менее 70% правильных ответов .        

        

"2" (неудовлетворительно)

Пассивность на занятии. Грубые ошибки при ответах на вопросы блиц-опроса или отсутствие ответов. Грубые ошибки при решении ситуационной задачи.

Тестовый контроль - менее 70 % правильных ответов.        


БЛОК

КОНТРОЛЯ


Вопросы для устного контроля

исходного уровня знаний студентов

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

  1. Определение каких параметров входит в оценку функционального состояния пациент?
  1. Зависит ли тип дыхания, прослушивающийся у человека, от его пола и возраста? Назовите тип дыхания, прослушивающийся у взрослого человека и у ребенка в норме.
  2. Что такое одышка?
  1. Что такое артериальный пульс?
  1. Назовите места возможного прощупывания пульса.
  1. Перечислите характеристики пульса.
  1. Назовите диапазон нормы частоты пульса?
  1. В чем проявляется зависимость величины пульса человека от его температуры тела?
  2. Как меняется пульс после физической   нагрузки?
  1. Из каких компонентов формируется артериальное давление?
  1. В какой артерии чаще всего измеряют АД?
  1. В каких единицах измеряют АД?
  1. Какие факторы могут оказывать влияние на величину артериального давления человека?
  2. Что такое  систолическое давление?
  1. Что такое диастолическое давление?
  1. Назовите средний диапазон нормы АД человека. 
  1. Что такое суточный диурез?
  1. Что такое водный баланс?
  1. Сколько в процентном отношении от выпитой за сутки человеком жидкости составляет его диурез?
  1. Какие факторы (не патологические) могут  оказывать влияние на результаты измерения суточного диуреза?


                      Ожидаемые ответы на вопросы

для устного контроля исходного уровня знаний студентов

по теме "Оценка функционального состояния пациента".

1. В оценку функционального состояния пациента входит измерение температуры тела, измерение артериального давления, подсчет пульса и частоты дыхательных движений, определение суточного диуреза и водного баланса.

2. Да, зависит. У мужчин и детей преобладает брюшной тип дыхания, а у женщин – грудной тип дыхания или смешаный.

3. Одышка - это ощущение затруднения дыхания, обычно сопровождающееся чувством нехватки воздуха.

4.Пульс - это ритмическое колебание стенок артерий, обусловленное выбросом крови в артериальную систему в течение одного сердечного цикла.

5. Сонная и лучевая, височная, бедренная, плечевая, подколенная, задняя большеберцовая артерии, тыльная артерия стопы.

6. Ритм, частота, наполнение, напряжение.

7. 60-80 ударов в минуту.

8. При повышении температуры тела человека на 1°С его пульс учащается в среднем на 10 ударов в минуту.

9. Учащается. Это компенсаторная реакция организма на физическую нагрузку.

10. Из систолического и диастолического давлений.

11. В плечевой артерии.

12. В миллиметрах ртутного  столба.

13. Возраст человека, время суток, психо - эмоциональные  и физические нагрузки, индивидуальные особенности сосудистого тонуса и т.д.

14. Давление в кровеносном русле, образующееся в момент систолы сердца.

15. Давление, поддерживаемое в сосудах в диастолу благодаря их тонусу.

16.Систолическое давление-105-135 мм рт.ст., диастолическое  - 65-85 мм рт.ст.

17. Это количество мочи, выделенное человеком за сутки.

18. Это соотношение между суточным диурезом и количеством выпитой и введенной жидкости в организм человека за сутки.

19. В норме диурез составляет 70-80% от выпитой за сутки жидкости жидкости.

20. Обильное потоотделение, употребление в пищу продуктов, задерживающих в организме жидкость или способствующих ее активному выведению.


 

 Тестовые задания для самоконтроля знаний

 учащихся

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

Измерение суточного диуреза.

Диурез  это _______________,_____________________________.

В норме,  диурез составляет от ______  до _______ мл. жидкости, однако может изменяться в зависимости от физиологических условий: ____________, __________, ______________________, или наличия тех или иных заболеваний.

Увеличение суточного диуреза называется __________ и составляет от ______ до _______ мл в сутки.

Уменьшение суточного диуреза называется __________ и составляет ______________ мл в сутки.

Прекращение выделения мочи называется __________.

Для  подсчета суточного диуреза необходимо собрать _____ выделенную за_______ мочу. Первая ________  порция ______________, так как она образовалась в течение ___________________. Последней будет порция мочи,

собранная_______________________________.

Результаты измерения__________ количества мочи заносят в_______________.

Водный баланс  это соотношение  между ____________________ и _______________________________________________, выраженное в___________________________________________ . В норме суточный диурез составляет ______ % от _______ жидкости.

Эта величина может изменяться в зависимости от :

1) _____________________,

2) _____________________,

3) ________________________________,

4) ________________________________.

Тестовые задания для самоконтроля знаний

учащихся

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

Измерение суточного диуреза. (ЭТАЛОН ОТВЕТА)

Диурез  это количество мочи, выделенной за сутки.

В норме,  диурез составляет от 1000  до  1800 мл. жидкости, однако может изменяться в зависимости от физиологических условий: времени года, климата, количества выпитой жидкости, или наличия тех или иных заболеваний

Увеличение суточного диуреза называется  полиурия и составляет от 2500 до 10000 мл в сутки.

Уменьшение суточного диуреза называется олигурия и составляет менее 500 мл в сутки.

Прекращение выделения мочи называется анурия.

Для  подсчета суточного диуреза необходимо собрать всю выделенную за сутки мочу. Первая  утренняя  порция не учитывается, так как она образовалась в течение предыдущей ночи. Последней будет порция мочи, собранная утром последующего дня.

Результаты измерения общего количества мочи заносятся в температурный лист.

Водный баланс  это соотношение  между  суточным диурезом и количеством выпитой  и введенной в организм за сутки жидкости, выраженное в процентном отношении . В норме суточный диурез составляет 70 80 % от выпитой жидкости.

Эта величина может изменяться в зависимости от :

1) времени года,

2) климатических условий,

3) значительной физической нагрузки,

4) сердечно - сосудистой и почечной патологии.


 Тестовые задания для самоконтроля знаний

 учащихся

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

Определение пульса.

Артериальный пульс - это___________________________________ ,

 обусловленное выбросом крови в артериальную систему в течение _______________________ .

Артериальный пульс может быть ________________( на аорте, сонных артериях и т.д.) или___________________(на лучевой артерии, тыльной артерии стопы и т.д.).

Наиболее часто пульс исследуют на ___________ или __________ артериях, но возможно исследование и на ________, _________, ________, ___________,_____________________, _____________________

 и других артериях.

Результаты измерения пульса заносят в _________________________ .

Основными характеристиками пульса является _________, _______, __________.

Ритм  пульса определяется по  __________________________________________.

Частоту пульса подсчитывают в течение _________.  В норме, частота пульса колеблется  от  ___  до___ ударов в минуту.

Напряжение пульса определяют по ___________________________________________

_______________________________________________________________.

Нитевидный пульс - это ____________________________________.

Учащение пульса называется   _____________________ .

Урежение пульса называется   _____________________ .

Напряжение пульса зависит от _________________________________.

Тестовые задания для самоконтроля знаний учащихся

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

Определение пульса. (ЭТАЛОН ОТВЕТА)

Артериальный пульс - это ритмичное колебание стенок артерий,  обусловленное выбросом крови в артериальную систему в течение одного сердечного цикла.

Артериальный пульс может быть центральным ( на аорте, сонных артериях и т.д.) или периферическим ( на лучевой артерии, тыльной артерии стопы и т.д.).

Наиболее часто пульс исследуют на сонной или лучевой артериях, но возможно исследование и на височной, бедренной, плечевой, подколенной, задней большеберцовой, тыльной артерии стопы и других артериях.

Результаты измерения пульса заносят в температурный лист.

Основными характеристиками пульса является ритм, частота, напряжение.

Ритм  пульса определяется по  интервалам между пульсовыми волнами.

Частоту пульса подсчитывают в течение 1  минуты.  В норме, частота пульса колеблется  от   60  до  80 ударов в минуту.

Напряжение пульса определяют по  силе, приложенной  к пережатию артерии до  полного прекращения пульсации.

Нитевидный пульс - это частый пульс слабого напряжения.

Учащение пульса называется   тахикардией .

Урежение пульса называется   брадикардией .

Напряжение пульса зависит от  высоты  артериального давления.

        


 Тестовые задания для самоконтроля знаний

 учащихся

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

Измерение артериального давления.

Артериальным называется давление, которое создается  в  ___________________ при ____________________________.

На его уровень влияют:

1) __________ и _____________ сердечного выброса;

2) ___________ сердечных сокращений;

3)____________________________  стенок артерий.

Артериальное давление, возникающее в момент максимального подъема пульсовой волны после систолы желудочков сердца , называется  ________________.

Давление , поддерживаемое в артериальных сосудах в ___________   благодаря их ______, называется _____________________.

Разница между  ними образует ___________  давление.

Для измерения давления используют   __________ и _______________.

Типичным местом для измерения артериального давления является

 ______________________________.

Звуки, выслушиваемые при измерении артериального давления, называются ______ ______________________.

Единицами измерения артериального давления являются _____________________.

Норма систолического давления находится  в пределах     _________________.

Норма диастолического давления находится  в пределах     ___________________.

Разница между этими показателями в норме составляет ______________________.

При повышении артериального давления пульс ___________________.

Повышение артериальное давления называется _________________.

Понижение артериального давления называется  _________________.

Тестовые задания для самоконтроля знаний учащихся

по теме "Оценка функционального состояния пациента."

Измерение артериального давления. (ЭТАЛОН ОТВЕТА)

Артериальным называется давление, которое создается  в  артериальной системе при сердечных сокращениях.

На его уровень влияют:

1) величина и скорость сердечного выброса;

2) ритм сердечных сокращений;

3)периферическое сопротивление  стенок артерий.

Артериальное давление, возникающее в момент максимального подъема пульсовой волны после  систолы желудочков сердца, называется  систолическим.

Давление , поддерживаемое в артериальных сосудах в диастолу   благодаря их тонусу, называется диастолическим.

Разница между  ними образует  пульсовое   давление.

Для измерения давления используют  тонометр и фонендоскоп.

Типичным местом для измерения артериального давления является

  плечевая артерия.

Звуки, выслушиваемые при измерении артериального давления, называются тонами Короткова.

Единицами измерения артериального давления являются   мм ртутного столба.

Норма систолического давления находится  в пределах          105-135 мм рт. ст.

Норма диастолического давления находится  в пределах         65 - 85 мм рт. ст.

Разница между этими показателями в норме составляет  не менее 40 мм рт. ст.

При повышении артериального давления пульс напряженный.

Повышение артериального давления называется  гипертензией.

Понижение артериального давления называется  гипотонией.


                    СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ С

             ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ

по теме «Оценка функционального состояния пациента»

ЗАДАЧА № 1. Вы - медсестра терапевтического отделения стационара.  Вам необходимо провести частичную оценку функционального состояния (подсчет ЧДД, пульса) пациента Иванова Сергея Ивановича, 45 лет, находящегося в стационаре по поводу обострения хронического бронхита. Пациент встревожен приходом медсестры в палату и необходимостью проведения этого обследования.

ЗАДАНИЕ: Продемонстрируйте  заданную манипуляцию, используя помощь статиста для ее осуществления и демонстрации деонтологических навыков общения в беседе с «пациентом».

Результаты измерений занесите в температурный лист и соотнесите с нормой.

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медицинская сестра в доброжелательной форме интересуется самочувствием и настроением пациента, спокойным уверенным голосом сообщает ему о необходимости контроля пульса (о предстоящем измерении ЧДД заранее сообщать не стоит, так как пациент может неосознанно повлиять на результаты измерений) и заручается его согласием на проведение процедуры. В случае возникновения у пациента волнений - успокаивает его, объяснив цель проведения исследования.  Предлагает пациенту занять удобное положение (желательно лежа или полулежа). Экскурсии грудной клетки во время дыхания не должны быть стеснены и скрыты от взора м/с.

   Медсестра исследует пульс пациента на лучевой артерии (см. Процедуру № 3), а затем имитирует продолжение исследования пульса, но производит подсчет ЧДД (см. Процедуру № 5 ).Благодарит пациента за содействие в исследовании и сообщает его результаты. Перед уходом желает скорейшего выздоровления. Результаты фиксирует в температурном листе. Норма ЧДД – 16-20 в минуту, пульса – 60 –80 ударов в минуту, пульс должен быть ритмичным, умеренного напряжения.

 ЗАДАЧА № 2. Вы, участковая терапевтическая сестра, пришли на патронаж к пациентке Сергеевой Марии Ивановне, 60 лет. Пациентка страдает гипертонической болезнью и хотела бы самостоятельно осуществлять регулярный контроль АД в домашних условиях.

ЗАДАНИЕ: Измерьте АД пациентке (статисту), соотнесите его с нормой.

Обучите  пациентку самостоятельному контролю АД в домашних условиях.

Воспользуйтесь помощью статиста для демонстрации деонтологических навыков общения в беседе с «пациентом».

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медсестра здоровается с пациенткой, моет руки, спрашивает пациентку о самочувствии, сообщает о необходимости измерения АД и заручается ее согласием на проведение процедуры. Измеряет АД  (см. Процедуру №.1).

С целью обучения пациентки самоконтролю АД медсестра комментирует каждое свое действие во время измерения АД, объясняет общие принципы работы используемых в процедуре приборов, показывает и  комментирует ход проведения процедуры, сообщает диапазон нормы АД (см. Процедуру № 2). Предлагает пациентке самостоятельно провести измерение своего АД под контролем медсестры, производит коррекцию правильности проведения процедуры.

В случае необходимости составляет письменную инструкцию для пациентки.


ЗАДАЧА № 3. Вы - медсестра терапевтического отделения стационара. Пациентке Ивановой Татьяне Сергеевне назначен контроль АД. Пациентка возбуждена, сомневается в профессионализме медсестры, настаивает на повторном измерении АД.

ЗАДАНИЕ:  Проведите  заданную манипуляцию, используя помощь статиста для ее осуществления и демонстрации деонтологических навыков общения в беседе с «пациентом».

Результаты измерений занесите в температурный лист и соотнесите с нормой.

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медицинская сестра в доброжелательной форме интересуется самочувствием и настроением пациентки, спокойным уверенным голосом сообщает ей о необходимости контроля АД и заручается её согласием на проведение процедуры. В случае возникновения у пациентки волнений - успокаивает её, объяснив цель проведения исследования и заверив её в своей компетентности.  Предлагает пациентке занять удобное положение. Производит манипуляцию в соответствии с алгоритмом (см. Процедуру № 1). В случае просьбы пациентки о повторе измерений  медсестра, выждав 1-2 мин. и выпустив весь воздух из манжеты, измеряет артериальное давление еще раз.

 Благодарит пациентку за содействие в исследовании и сообщает его результаты. Перед уходом желает скорейшего выздоровления. Результаты фиксирует в температурном листе. Диапазон нормы АД – 105-135/65-85 мм рт.ст. Норма ЧДД – 16-20 в минуту, пульса – 60 –80 ударов в минуту.

 ЗАДАЧА № 4. Вы -  участковая педиатрическая медсестра. На приеме у врача Иванову Вове, 5-ти лет, назначено измерение суточного диуреза и определение водного баланса в течение 3-х дней. Мать ребенка встревожена необходимостью проведения этих исследований в домашних условиях. Высказывает сомнения в способности справиться самостоятельно.

ЗАДАНИЕ: Обучите мать пациента проведению в домашних условиях назначенных манипуляций. Воспользуйтесь помощью статиста для  демонстрации деонтологических навыков общения в беседе с «пациентом».

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медсестре необходимо успокоить мать ребенка, заверить ее в простоте  назначенного исследования и возможности проведения его в домашних условиях.    Выяснить степень информированности женщины о данном исследовании, ее способность к обучению, построить план обучения и реализовать его. Убедиться в эффективности обучения, попросив пациентку рассказать – каким образом она будет осуществлять в домашних условиях измерение суточного диуреза  и определение водного баланса (см. Процедуру № 6) своего ребенка и форму регистрации результатов измерений.  В случае необходимости составить письменную инструкцию для пациентки. Условиться о возможности дополнительного консультирования (по телефону), в случае необходимости, и о дате следующего посещения врача (для сообщения результатов проведенного исследования.

ЗАДАЧА № 5. Вы - терапевтическая участковая медсестра, пришли на патронаж к пациентке Семеновой Татьяне Алексеевне, 78 лет, страдающей гипертонической болезнью. Пациентке назначен контроль АД. Татьяна Алексеевна  просит медсестру посоветовать какое-нибудь "хорошее" лекарство, понижающее АД, так как  лекарство, назначенное врачом, ей не помогает (после его приема часто болит голова).

ЗАДАНИЕ: Измерьте АД пациентке, соотнесите его с нормой. Отреагируйте на просьбу пациентки. Воспользуйтесь помощью статиста для  осуществления манипуляции и демонстрации деонтологических навыков общения в беседе с «пациентом».

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медсестра здоровается с пациенткой, моет руки, спрашивает пациентку о самочувствии, сообщает о необходимости измерения АД и заручается ее согласием на проведение процедуры. Измеряет АД  (см. Процедуру №.1 ).

На просьбу пациентки отвечает отказом. Лекарственные препараты подбираются и назначаются только лечащим врачом. В случае возникновения побочных эффектов или отсутствия  эффекта от приема лекарственных средств пациентке необходимо проконсультироваться у лечащего врача.

Медсестра предупреждает пациентку о том, что самолечение или самостоятельный подбор лекарственных препаратов может ухудшить состояние ее здоровья.


ЗАДАЧА № 6. Вы - медсестра терапевтического отделения стационара. Пациенту Павлову Ивану, 25 лет, назначено измерение суточного диуреза и определение водного баланса. Пациент смущен и трудно идет на контакт с медсестрой.

ЗАДАНИЕ: Обучите пациента (статиста) технике измерения суточного диуреза и определению водного баланса. Предоставьте ему все необходимое для проведения процедур. Убедитесь в эффективности обучения.

 

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медицинская сестра в доброжелательной форме интересуется самочувствием и настроением пациента, спокойным уверенным голосом сообщает ему о необходимости определения водного баланса и заручается его согласием на проведение процедуры. В случае возникновения у пациента волнений - успокаивает его, объяснив цель проведения исследования и призвав пациента к активному сотрудничеству. Медсестра рассказывает пациенту ход процедуры (см. Процедуру №  6 ), объясняет когда и  как он будет участвовать в ее основных этапах. Договаривается с пациентом о времени проведения измерений. Медсестра просит пациента повторить описание его роли в проведении обследования (регулярное сообщение медсестре о выпитой жидкости ( или самостоятельный подсчет), сбор мочи в диурезницу, начиная после опорожнения в 6 часов утра мочевого пузыря в унитаз и заканчивая  в 6 часов утра следующего дня  (для измерения выделенной за сутки мочи), сообщение медсестре о потерях жидкости с рвотой или   жидким стулом. В случае необходимости медсестра составляет для пациента письменную инструкцию.

Медсестра предоставляет пациенту индивидуальную диурезницу, а так же лист учета выпитой


ЗАДАЧА № 7. Вы - медсестра хирургического отделения. Пациент Петров перенес операцию на органах ЖКТ. В данный момент находится в состоянии выхода из наркоза, не контактен.

ЗАДАНИЕ: Произведите оценку функционального состояния (АД, ЧДД, пульса), демонстрируя проведение манипуляции статисту. Результаты измерений занесите в температурный лист и соотнесите с нормой.

 Эталон ответа к ситуационной задаче

по теме " Оценка функционального состояния пациента".

К ЗАДАЧЕ № 7. 

Медсестра  подходит к пациенту, осматривает его внешне – оценивает позу, цвет кожных покровов. Медсестра нащупывает на лучевой или сонной артерии пульс и осуществляет его определение – ритмичность, частоту, напряжение (см. Процедуру № 3).

Затем, открыв взгляду дыхательные экскурсии грудной клетки, осуществляет подсчет ЧДД (см. Процедуру № 5).

Затем медсестра осуществляет измерение АД на плечевой артерии

(см. Процедуру № 1 ). Результаты полученных измерений медсестра заносит в температурный лист и соотносит с нормой. Диапазон нормы АД – 105-135/65-85 мм рт.ст . Норма ЧДД – 16-20 в минуту,

пульса – 60 –80 ударов в минуту.

Пульс должен быть ритмичным, умеренного напряжения.


ЗАДАЧА № 8. Вы -  медсестра медпункта медицинского училища. К Вам в кабинет пришла студентка I курса Иванова Анна с жалобами на сильное головокружение, слабость, дрожание в конечностях. Утром, перед отъездом в училище, студентка не успела поесть.

ЗАДАНИЕ: Произведите оценку функционального состояния студентки (АД, пульса).  Воспользуйтесь помощью статиста для  осуществления манипуляции и демонстрации деонтологических навыков общения в беседе с «пациентом».

 Эталон ответа к ситуационной задаче

Медицинская сестра усаживает студентку на стул, смачивает ватный тампон нашатырным спиртом и дает  студентке с целью экстренной помощи при  возможном обмороке.

Медсестра производит исследование пульса студентки на лучевой артерии

(см. Процедуру № 3), определяя его основные характеристики -  ритм, частоту, напряжение.

Затем, медсестра измеряет артериальное давление  (см. Процедуру № 1).

Медсестра объясняет студентке, что ее состояние может быть вызвано снижением уровня сахара в крови (не поела во время) и с целью профилактики подобного состояния необходимо регулярно и сбалансировано питаться.


 ЗАДАЧА № 9 . Вы -  студентка III курса медицинского училища. Находитесь во время летних каникул на отдыхе за городом. К Вам обратилась соседка по дачному участку с просьбой помочь оценить тяжесть состояния больного мужа. Она подозревает у мужа высокую лихорадку, но термометра для измерения температуры не имеет.  

Пациент ослаблен, лицо гиперемировано, испытывает озноб, жалуется на головную боль и ломоту в суставах.

ЗАДАНИЕ: Произведите оценку функционального состояния пациента

 (исследование пульса, ЧДД). Найдите способ определить температуру тела пациента без термометра и расскажите о нем. Используйте помощь статиста для  осуществления манипуляции и демонстрации деонтологических навыков общения.

 Эталон ответа к ситуационной задаче

по теме " Оценка функционального состояния пациента".

К ЗАДАЧЕ № 9.

 Вам следует помочь соседке и осмотреть пациента. Осуществить исследование пульса и измерение АД (см. Процедуру № 3, Процедуру № 1).

С целью определения  температуры тела без термометра можно воспользоваться зависимостью частоты сердечных сокращений от температуры тела.

Повышение температуры тела на 1°С ускоряет ритм сердечных

сокращений на 10 ударов.

Если предположить, что в здоровом состоянии (отсутствие лихорадки) у пациента ЧСС близка к норме – 60-80 в минуту, то, подсчитав ЧСС у пациента в настоящий момент, можно приблизительно определить температуру тела пациента.


Тесты на закрепление изученного материала по теме

"Оценка функционального состояния".

Выберите вариант одного или нескольких правильных ответов.

1. Какие свойства пульса характеризуют уровень артериального давления:

  1. частота;
  2. ритм;
  3. напряжение;

2. Дефицит пульса наблюдается:

  1. при низком артериальном давлении;
  2. когда частота пульса меньше частоты сердечных сокращений;
  3. при редких сердечных сокращениях.

3. Преходящее повышение артериального давления может наблюдаться:

  1. при физических нагрузках;
  2. при эмоциональном напряжении;
  3. во время сна;
  4. при быстром переходе из горизонтального положения в вертикальное.

4. Пульс при повышении температуры:

  1. урежается;
  2. учащается;
  3. не изменяется.

5. Характер пульса зависит от:

  1. ударного объема сердца;
  2. скорости выброса крови сердцем;
  3. вязкости крови;
  4. состояния стенок артерий.

6. Основные свойства пульса:

  1. глубина;
  2. частота;
  3. величина;
  4. ритм;
  5. напряжение.

7. Частота пульса  взрослого человека в норме:

  1. 40 - 60 ударов в минуту;
  2. 60 - 80 ударов в минуту;
  3. 80 -100 ударов в минуту;
  4. 100 - 120 ударов в минуту.

8. Свойство пульса, определяемое силой полного пережатия артерии, называется:

  1. частота;
  2. ритм;
  3. наполнение;
  4. напряжение

9. При увеличении минутного объема сердечного выброса артериальное давление:

  1. понижается;
  2. повышается;
  3. не изменяется.

10. Свойством пульса, зависящим от количества крови, поступающей в артерию при каждой систоле сердца является:

  1. частота;
  2. ритм;
  3. наполнение;
  4. напряжение.

11. При трехкратном измерении АД, с интервалом в несколько минут, за конечный результат принимают величину:

  1. наименьшую;
  2. наибольшую;
  3. среднюю.

12. Артериальное давление при артериальной гипертензии:

  1. повышается;
  2. понижается;
  3. не изменяется.

Установите соответствие.

13. Запись в температурном листе:        Показатели:

  1. цифровая        а) АД
  2. графическая        б) масса тела

в) температура

г) диурез

д) пульс

е) стул.

Ответы: 1-…., 2-…. .

14. Симптом:        Число сердечных сокращений:

  1. очистительная        а) в норме
  2. сифонная        б) урежение
  3. масляная        в) в процессе процедуры.

Ответы: 1-…., 2-….,3-… .

Эталоны ответов: 

1.4

2.4

3.2

4.3

5.4

6.4

7.3

8.4

9.4

10.2

Обучающая таблица по теме

“Оценка функционального состояния пациента”

        

Термометрия

Измерение ад

Измерение пульса

ЧДД

Определение

Используемый прибор

Единицы

 измерения

Места

измерения

Границы норм

Количество

измерений в день

Дополнительное оснащение при проведении

 процедур

Факторы,

влияющие на

 изменение

результатов процедуры


Обучающая таблица по теме

 “Оценка функционального состояния пациента”     Эталон ответов

Термометрия

Измерение ад

Измерение пульса

ЧДД

Определение

Измерение температуры тела

давление, которое образуется в артериальной системе при сокращении сердца

Это ритмичные колебания стенки артерии, обусловленные выброской крови

Частота дыхания в 1 минуту

Используемый прибор

Медицинский ртутный термометр

Тонометр, фонендоскоп

Рука

Визуальное наблюдение, рука

Единицы

 измерения

Градусы  ºС

ММ рт. ст.

Удары в минуту

Количество экскурсий в минуту

Места

измерения

Подмышечная впадина, прямая кишка, влагалище, паховая складка, полость рта.

Плечо, на 2-3 см выше локтевого сгиба.

Сонная, бедренная, височная, подключичная, плечевая, лучевая и др. артерии.

Грудная клетка.

Границы норм

36,4 º - 37,0 ºС

Систолическое 105-135 мм рт.ст.

Диастолическое. 60-80 мм рт.ст.

60-80 ударов в минуту.

16-20 в минуту.

Количество

измерений в день

2 раза в день, утром и вечером. До еды, перед сном.

1 раз в день.

1 раз в день.

1 раз в день.

Дополнительное оснащение при проведении

 процедур

Температурный лист, часы, ручка.

температурный лист, ручка, салфетка со спиртом.

Часы с секундной стрелкой.

Часы, температурный лист, бумага ручка.

Факторы,

влияющие на

 изменение

результатов процедуры

Приём пищи, физическая нагрузка, сильное эмоциональное напряжение, воспаление в месте измерения.

Окружающая среда, эмоциональная нагрузка, физическое напряжение.

Эмоциональная и физическая нагрузка, лихорадка.

Эмоциональная и физическая нагрузка, лихорадка, боль.


Задания на дом

для подготовки к следующему занятию.

Тема следующего занятия  «Измерение температуры тела».

  1. Прочитайте  Главу 7. «Оценка функционального состояния человека. Температура тела человека» , стр115-124  учебника «Теоретические основы сестринского дела» Мухиной С.А., Тарновской И.И.
  2.  Прочитайте раздел 5.1 главы 5ой  , стр.265-278 учебного пособия «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Мухиной С.А., Тарновской И.И.
  3. Для успешного усвоения темы  на практическом занятии Вам необходимо изучить при домашней подготовке к нему основные понятия и вопросы из раздела «Температура тела и её измерение»:
  • механизмы теплообразования в теле человека,
  • пути теплоотдачи,
  • колебания температуры тела человека в течение дня,
  • осуществление Сестринского процесса при неудовлетворении у пациента потребности в поддержании нормальной температуры тела,
  • проблемы пациента, возникающие в различные периоды лихорадки.
  1. Подготовьте ответы на вопросы по теме занятия.

Вопросы для домашней подготовки

по теме «Измерение температуры тела».

  1. Какие системы в организме человека отвечают за постоянство температуры

тела?

  1. С помощью каких механизмов в организме осуществляется теплоотдача?
  2. Какое условие является главным при поддержании постоянства температуры тела?
  3. Что такое термометрия?
  4. Перечислите места возможного измерения температуры тела человека.
  5. Назовите диапазон колебаний температуры тела человека в течение суток.
  6.  Перечислите причины (факторы), влияющие на поддержание нормальной температуры тела человека.
  7. По каким параметрам проводят первичную оценку удовлетворения потребности в поддержании нормальной температуры тела?
  8. Что такое лихорадка?
  9.  Перечислите периоды лихорадки.
  10. Удовлетворение каких потребностей проблематично у пациента с лихорадкой?
  11. Назовите проблемы пациента, возникающие в 1-й период лихорадки.
  12. Назовите проблемы пациента, возникающие во 2-й период лихорадки.
  13.  Назовите проблемы пациента, возникающие в 3-й период лихорадки.
  14.  Какой дез.обработке необходима подвергать термометры после использования?
  15. Как правильно хранить термометры?

Задания к

 внеаудиторной самостоятельной работе студентов.

по теме «Оценка функционального состояния пациента»

        

  1. Составьте кроссворд по теме « Оценка функционального состояния пациента», содержащий не менее 5-ти  слов по вертикали и 5-ти  слов  по горизонтали.

В качестве ключевых слов используйте показатели функционального состояния пациента; названия приборов, используемых для его определения; единицы измерения и т.д.

  1. Составьте ситуационную задачу по теме «Объективное сестринское обследование пациента. Оценка функционального состояния».

Примерная схема построения задачи:

  1. Место действия, ситуация.
  2. Основное условие задачи – описание состояния пациента, его жалобы (не менее 3-х).
  3. Данные первичного осмотра пациента медсестрой и оценки его функционального состояния.
  4. Задание – определить потребности, удовлетворение которых нарушено у пациента, выявить проблемы пациента, составить план сестринского ухода за пациентом.

К составленной задаче  приложите развернутый эталон ответа, отражающий все  пять этапов Сестринского процесса.

Для выполнения задания рекомендуется использовать учебную литературу

        

УСПЕШНОЙ ВАМ РАБОТЫ!


Список литературы,
рекомендуемой для подготовки к занятию студентам.

Основная литература:

Основы сестринского дела Курс лекций. Сестринские технологии Кулешова Л.И.Пустоветова Е.В. Ростов-на-Дону,:Феникс,2019. – 716с

Теоретические основы сестринского дела Мухина С.А. Тарновская И.И. 2-е изд. Испр.и доп.-М.;ГЭОТАР-Медиа 2017,368с.

Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Мухина С.А. Тарновская И.И. 2-е изд. Испр.и доп.-М.;ГЭОТАР-Медиа 2017,512с.

Дополнительная литература:

  1. Касимовская Н.А., Атлас сестринских манипуляций/ Н.А. Касимовская, Е.А. Бояр, Т.Д. Антюшко, З.М. Загретдинова – М.: Издательство МИА,  2018
  2. Парахина А., Алгоритмы манипуляций по основам сестринского дела. ПМ 04 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными: учебно-методическое пособие/ А. Парахина – М: Медицина, 2020
  3. Широкова Н. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций: учебное пособие/ Широкова Н., [и др.] – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2019
  4. Т.С. Щербакова  Справочник: сестринское дело изд.9-е, стер. - Ростов н /Д: Феникс, 2019.-601,[1] с.-(Медицина для вас).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для проведения практического занятия по теме: "Нахождение производных сложной и обратных тригонометрических функций"

Пособие предназначено для проведения практичесого занятия оп нахождению производных, где разобраны примеры, приведен тренажер для закрепления....

Учебно-методическое пособие по проведению практического заняти по теме: "Сложение и вычитание матриц"

Пособие предназначено для проведения практического занятия, где разобраны примеры и приведенр тренажер по закреплению материала....

Методическое пособие по проведению практических занятий по дисциплине "Экологические основы природопользования"

Целью методических указаний по данной дисциплине является приобретение знаний и выработка практических навыков в области планирования, организации, управления и экономической оценки природоохранных ме...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков сбора нагрузок при проведении расчетов строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Пр...

Методическое пособие по проведению практических занятий и освоению практических навыков определения расчетных характеристик материалов при расчетах строительных конструкций студентами по междисциплинарному курсу МДК 01 Проектирование зданий и сооруж

методическая разработка рекомендована для пользования студентам при проведении учебно-практического занятия по нахождению расчетных характеристик маиериалов в рамках курса Основы проектирования строит...

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...