Преподавание основ финансовой грамотности
статья

Курмакаева Роза Иматьевна

Изучение студентами финансовой грамотности позволит им сформировать свои общие и профессиональные компетенции, а также развить предпринимательскую компетенцию. Основы финансовой грамотности включены в состав программ по воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Основы финансовой грамотности18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Основы финансовой грамотности в СПО

    В современном мире все больше внимания уделяется личной финансовой практике. Во многих странах на национальном уровне реализуются проекты, направленные на повышение знаний населения в данной области. Знание основ финансовой и правовой грамотности необходимо каждому студенту. Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р была утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 гг. В реализации настоящей Стратегии участвуют Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в том числе Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другие. Стратегия повышения финансовой грамотности в России на 2017-2023 гг. является основой для разработки федеральных и региональных госпрограмм

         Что же означает само слово «грамотность»? В толковом словаре Д. Н. Ушакова «грамотность» определяется, как правильное умение писать и читать. Понятие «Финансовая грамотность» рассмотрена такими отечественными учеными, как: С. Н. Бегидова, Н. В. Гаркуша, О. Е. Гончарова, А. Н. Лизогуб, В. И. Марчук, А. И. Медведев, В. И. Морозова, Д. А. Русаленко, Е. Л. Рутковская, Л. Ю. Рыжановская. Ю. В. Антонова считает, что финансовая грамотность включает в себя умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимая их значения, умение применять знания на практике, решая финансовые задачи, которые связаны с экономическими понятиями, а также рассчитывать бюджет в малых объемах . По мнению О. Е. Гончаровой, финансовая грамотность является результатом процесса финансового пользования, которое определяется как сочетание определенных умений, необходимых для принятия правильных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения финансового благополучия». Е. Л. Рутковская считает, что финансовая грамотность школьников формируется в результате погружения их в сферу финансов и финансовую деятельность, которые одновременно требуют и развивают комплекс знаний и умений, личностных установок и способов действий. Л. Ю. Рыжановская определяет финансовую грамотность как элемент человеческого капитала – неотделимую от человека способность сознательно участвовать в общественном воспроизводстве в качестве инвестора, которая при разумном и ответственном подходе к выбору финансовых инструментов должна генерировать доход или, по крайней мере, обеспечивать финансовую стабильность носителю знаний. По мнению И. В. Морозова и С. В. Бегидовой финансовая грамотность является совокупностью знаний человека о денежной системе, понимания особенностей её формирования и регулирования, представлений о продуктах и услугах и умении применять знания на практике, понимая последствия своих действий и необходимость самому нести за них ответственность. В. И. Марчук и Д. А. Русаленко считают, что финансовая грамотность является сложной сферой, подразумевающей не только понимание ключевых финансовых понятий, но и использование для благоразумных шагов в целях повышения благосостояния людей и сохранения экономической безопасности

        Финансовая грамотность человека представляет из себя систему, состоящую из следующих компонентов: 1. Умение грамотно управлять капиталами, относясь к деньгам, как к инструменту для достижения желаемых целей. 2. Учет и планирование свободных финансов. В данном компоненте важность отдается грамотному распределению финансов, а также умению ставить перед собой финансовые цели. 3. Психология богатства и финансовое мышление. Понимание и умение применять эти компоненты в своей жизни дает полное право считать человека финансового грамотным.

        Овладение финансовой грамотностью в совокупности с компьютерной, языковой, математической, правовой, экономической и другими составляющими функциональной грамотности, помогает человеку ориентироваться в непростом и разнообразном мире современных финансов, принимать осознанные решения в процессе планирования доходов и расходов, в процессе сбережения денежных средств, в процессе принятия решения использовать или не использовать в жизни заемные средства, в процессе инвестирования; рационально анализировать различные возможности финансовых организаций, анализировать финансовые услуги и финансовые инструменты, обходить стороной недобросовестные и мошеннические предложения, уметь защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

Высокий уровень осведомленности жителей в области финансов способствует социальной и экономической стабильности в стране. Рост финансовой грамотности приводит к снижению рисков излишней личной задолженности граждан по потребительским кредитам, сокращению рисков мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка и т. д.

       Возможно ли студенту легко и максимально продуктивно ее освоить для ведения последующей педагогической и, при необходимости, просветительской деятельности? Утвердительно отвечая на этот вопрос, обратим Ваше внимание на следующие направления содействия студентам в освоении финансовой грамотности, методов ее преподавания: 1) Наличие множества актуальных методик, учебно-методических, информационных, аналитических материалов по содержанию, обучению и просвещению в области финансовой грамотности, созданных в рамках Проекта Минфина России, многие из которых доступны на интернет-портале Проекта Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: вашифинансы.рф 2) Наличие адаптированных учебно-методических комплектов по обучению финансовой грамотности школьников, учащихся профессиональных училищ, студентов организаций среднего профессионального образования, учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, на которые студентам необходимо опираться при изучении методики преподавания финансовой грамотности на разных уровнях образования. 3) Предоставление преподавателям, обучающих студентов педагогических направлений подготовки дисциплине «Финансовой грамотности и методы ее преподавания» (далее – «Дисциплины»), информационной, консультационной и методической поддержки в рамках образовательной компоненты Проекта Минфина России.

Педагог, проводящий занятия по финансовой грамотности может дать студентам правильные ориентиры, научить понимать:

  • устройство системы финансовых услуг, сопровождающих жизнь современного человека практически каждодневно;
  • значение, возможности и риски финансового сектора, способы защиты прав потребителя финансовых услуг;
  • финансовую систему во взаимосвязи с другими элементами экономических отношений и общественными отношениями в целом;
  • механизмы принятия самостоятельных и осознанных финансовых решений, обращения к профессиональным консультациям;
  • как самообучаться, постоянно овладевая необходимыми экономическими, финансовыми и правовыми познаниями;
  • как пользоваться информационными, справочными, и, в первую очередь, электронными ресурсами не только для получения информации, но и получения электронных услуг в сфере финансовых отношений;
  • неразрывность связи «финансовой грамотности» со знаниями в «бюджетной», «муниципальной», «налоговой», «пенсионной», «страховой» областях финансовой системы.

     Изучение студентами финансовой грамотности позволит им сформировать свои общие и профессиональные компетенции, а также развить предпринимательскую компетенцию. Основы финансовой грамотности включены в состав программ по воспитанию.

Повышение финансовой грамотности студентов приведет к формированию рационального финансового поведения студентов.

Содержание финансовой грамотности – увлекательный и полезный в жизни пласт знаний, умений и навыков. Овладев ими, студенты станут более эрудированными людьми, рациональными пользователями финансовых услуг, знающие свои права и обязанности и способные защитить себя в нужный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...